Психология

В чем смысл жизни монаха и мцыри. Что значит жить для Мцыри (Смысл жизни Мцыри) сочинение

Главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» послушник, готовившийся стать монахом. Мцыри – романтический герой, который большую часть своей жизни провёл вдали от родины в монастыре. Всю свою жизнь ему хотелось вернуться домой, и однажды он решился на это.

«Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нём

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.»

Умирая, герой захотел исповедаться, но вместо этого он рассказал, как провёл эти три дня. Мцыри рассказал - чего он хотел больше всего в жизни.

« Хотя на миг когда–нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.»

Мцыри хотел вернуться на родину – Кавказ. И ради этого он ушёл из монастыря. В первый день Мцыри ощутил на себе всю красоту природы – того, чего он никогда не видел. Он видел всё в первый раз и наслаждался этим. Во второй день героя захватила красота женщины – молодой грузинки. Ведь в монастыре он не мог видеть женской красоты. Мцыри хотелось остаться с ней – это было одно из его желаний, но он понимал, что если он останется с грузинкой, то путь домой будет закрыт для него навсегда. Любовь к родине была сильнее, и наш герой продолжает свой путь. Вскоре Мцыри заблудился в лесной чаще, потеряв из виду Кавказ. Дорогу обратно он не мог найти, потому что его никто не учил ориентироваться в лесу.

«И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.»

На пути Мцыри становиться ещё одно препятствие – барс, и в этой схватке он показывает природную силу, храбрость, мужество и отвагу. Он вырвал победу, но это досталось ему большой ценой – ценой смертельной раны.

« Ты видишь на груди моей

Следы глубокие когтей;

Ещё они не заросли

И не закрылись, но земли

Сырой покров их освежит

И смерть навеки заживит.»

«Прощай отец… дай руку мне

Ты чувствуешь, моя в огне…

Знай, этот пламень с юных дней,

Таился, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему…»

Чувствуя конец, он хотел одного, чтобы его похоронили в саду, где виден Кавказ.

Очень жаль, что он так и не дошёл до своей родины. Можно подумать, что весь трудный опасный путь Мцыри был зря. Но это не так, благодаря этим трём дням он открыл для себя новые чувства и ощущения. Его сердце с первого дня заточения рвалось на свободу, на подвиги, на родину. И Мцыри совершил подвиг, почувствовал вкус свободы. Умирает тело, но не сломлен дух.

«Мцыри» – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени. Мцыри – человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди – монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о «мучительном недуге» пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, «могучий дух», который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенны*г дуй,

тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»:

Я видел у других

Текст сочинения:

Узнать, для воли иль ҭюрьмы На этот свет родимся мы.
М. Лермонтов. Мцыри
М. Ю. Лермонтов за все время своей ҭворческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романҭический герой Мцыри из одноименной поэмы.
С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце "одну, но пламенную страсть": вырваться из сумрачного монастыря, "от келий душных и молиҭв" на волю:
В тот чудный мир тревог и биҭв, Где в ҭучах прячуҭся скалы, Где люди вольны, как орлы.
Рабской покорности и смирению монахов Мцыри про ҭивопоставляет не только вольных и гордых горцев, но и саму природу, которая неподвластна никому. Несмотря на то, что "после к плену от привык", и монастырь успел наложить свой отпечаток на душу юного послушника, надежда на освобождение не покидает Мцыри, наполняя смыслом всю его жизнь.
Совершив побег из монастыря, юноша обретает долгожданную свободу. С радостью и удивлением он впиҭывает в себя звуки и краски природы. Он научился угадывать "думы" скал и цветов, словно всегда жил на воле, а не среди людей. Причудливые горные хребҭы, бег облаков, вид "седого, незыблемого Кавказа" будят в его сердце давнюю память о родине, и Мцыри ощущает неудержимую ҭягу в места своего детства:
Я цель одну
Пройҭи в родимую страну
Имел в душе.
Однако трагедия Мцыри в том, что, вырванный в детстве из привычного окружения, лишенный прямого общения с природой, он не может теперь найҭи обратной дороги. Заключенный в монастыре, Мцыри только сейчас знакомиҭся с вольными просторами, на протяжении многих лет бывшими в непосредственной близости к нему. Юноше не хватает знаний и умений для самостоятельной жизни в гармонии с природой, лирикому он с горечью сравнивает себя с тепличным цветком, вынесенным доброй рукой в сад:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В ҭюрьме воспитанный цветок...
Чувство горького разочарования ожидает Мцыри, едва успевшего узнать полноту жизни во всей ее красе. Во время героической схватки с барсом юноша проявил свои лучшие бойцовские качества. Упоенный победой, он не замечает ран. Заблудившись, потеряв дорогу и выйдя обратно к монастырю, Мцыри понимает,
Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.
Свободолюбивое сердце Мцыри не может вынести повторного заключения в душных стенах "темницы". Он предпочитает умереть от смертельных ран, полученных в бою, чем провести всю жизнь в монастыре, в ненавистной неволе.
Уже умирая, Мцыри просиҭ монаха перенести его в сад, в густую траву, где "свежий воздух так душист". В единстве с природой он хочет провести последние минуҭы жизни. К тому же "отҭуда виден и Кавказ!" Мцыри умирает с мыслью "про милую страну", такой же одинокий, как и раньше, но гордый и непокоренный.

Права на сочинение "В чем для Мцыри смысл жизни?(по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная.

С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там ещё строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю. Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о том, что для тебя важно. И нет, с другой стороны, врагов. Кротких монахов трудно ненавидеть! С ними свободолюбивый Мцыри не мог побеседовать о свободе, ведь они просто его не понимали. Монахи сами отказываются от воли, сами приходят на постриг. Для них тяжело жить в миру… Совсем другое дело юный Мцыри.

В поэме показано, как он всегда любовался дикой природой. Смотрел с восхищение на высокие горы, на вольные облака, вдыхал запахи свободы. Он мечтал о ней и видел сны. У него был вариант смириться, забыть о своей мечте, но для него это было абсолютно не возможно.

Ради этой свободы он сбежал из монастыря, он предал людей, которые спасли ему жизнь и, в принципе, желали ему всегда только добра. Он рискнул своей жизнью… Хотя и не умел пользоваться этой свободой. Да, в стремлении к ней он заблудился в лесу, изголодал, был ранен хищником. Его взволновал образ прекрасной девушки, но красавица не стала его целью. И в итоге, к сожалению, он так обессилил, что его опять спасали те же монахи. Неудачно на этот раз. Но перед смертью он был счастлив из-за тех недолгих вольных дней.

Вот поэтому я считаю, что главным в жизни, дороже самой жизни для Мцыри была воля. Не любовь (она лишь начала зарождаться в его сердце), не богатство (совсем нет), не безопасность, не известность, не Родина… Мцыри очень романтичный герой, но не в розовом свете влюбленности, а в свете любви к свободе. Настоящий герой! Вот только он был немого не готов к тому, чтобы перенести эту самую волю. Однако он так долго к ней стремился, так ждал, что она стала его страстью – ослепила. Вот он и не видел опасности… Так с любой мечтой нужно быть очень аккуратным.

Сочинение Смысл жизни Мцыри

С начала произведения Мцыри обращается к старику, который прожил много лет и видел много он чего и ведь молодой человек, тоже мог познать всю эту жизнь, но не дано, он узник, его судьба предрешена.

В его словах – обида, горечь к тому, кто и неосознанно, но лишает его жизни, и это понимание дается герою не просто. Ведь его мысли происходят тогда, когда он при смерти и ему уже не доведется изведать, что такое жизнь.

Но что значит она для самого молодого человека?

И для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, нужно рассмотреть сначала, как составлено данное произведение. Оно поделено на две разные части. Первая часть занимает только лишь страницу, рассказывая о судьбе данного персонажа и монастыре. Вторая часть насыщена событиями того, как он сбегает из данного места пребывания.

Тем самым автор выделяет главную идею: жизнь молодого человека в монастыре не считается вовсе, это просто физиологическое бытие. Об этом не надо много рассказывать, поскольку оно не имеет красок, оно не интересно. Молодой человек и сам осознает, что не живет, а существует.

В монастыре люди не имеют каких-либо целей, грез, здесь нет каких либо чувств, здесь нет даже солнышка и тепла. Потому Мцыри бежит оттуда, бежит, желая найти для себя свое «я».

Истинная жизнь молодого человека закончилась тогда, когда он, будучи совсем крохотным, попал из родного места в монастырь, и затем, снова началась, когда сбежал с него. Всего три дня. Три дня свободы, и об этом говорится в произведении. Быть на свободе, вот его мечта, вот его желание! Он хочет вернуться к себе на родину, он хочет дышать свободно и привольно – вот эта его настоящая жизнь!

Но эта жизнь не может быть без рисков и здесь происходит вечная борьба, - это проявляется тогда, когда молодой человек выходит из стен монастыря. Он бежит из того места, где так долго пробыл, бежит, к свободе своей и это делает тогда, когда идет сильный дождь. Дождь с грозой.

Несколько интересных сочинений

  • Яблонская Т.Н.

    Украинская художница живописец родилась двадцать четвертого февраля 1917 года в городе Смоленске. Семья была творческая, отец – преподаватель словесности, а мать художник график

    Многие народы мира ценят честь больше жизни. Шагать дорогой чести нелегкий труд, подразумевающий постоянную работу над собой, над своими принципами и над своим поведением.