Психология

В какую эпоху происходят события романа дубровский. История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский

В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский».

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает восемнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.