Инф. технологии

В труде и учебе. В труде и учебе Емельянов борис александрович биография

Леонид Максимович Леонов,

Константин Георгиевич Паустовский,

Виталий Александрович Закруткин,

Борис Александрович Емельянов,

Николай Иванович Коротеев

Слово о бессловесном

Публикуемые в настоящей книжке статьи, очерки и рассказы написаны в разное время.

Статья депутата Верховного Совета СССР, лауреата Ленинской премии, писателя Л. Леонова была впервые напечатана в 1947 году в газете «Известия». Она приводится с некоторыми сокращениями. В своё время это выступление положило начало большому народному движению по охране родной природы.

Многое уже сделано с тех пор, но многое ещё надо сделать. Вот почему Л. Леонова всячески поддержала партийная и советская общественность нашей страны – начались повсеместные выступления рабочих, писателей, учёных в защиту зелёного друга.

Охрана природных богатств Родины – не кратковременная сезонная кампания. Красоту родной земли вечно обязан беречь, множить и защищать человек. Это и является содержанием настоящей книги.

Защита природы по завету Владимира Ильича Ленина стала в Советской стране поистине всенародным делом.

Пусть послужит эта книга памяткой для тех, кто любит солнце и небо, лес и реки, всё живое, стремящееся к миру на земле.

Да приумножит она число бережливых и любящих друзей красоты и чистоты земли, неумирающей и вечной!

Леонид Леонов

В защиту друга

Когда мы думаем о Родине, взволнованный строй мыслей встаёт перед нами. Никто не перечислит их даже с приблизительной полнотой. Пришлось бы вспомнить всю, битва за битвой, историю страны и наши собственные, удар за ударом, усилия, создавшие её нынешнее могущество. Однако ни одни лишь курганы поля Куликова или индустриальные накопления пятилеток возникают в памяти при упоминании о Родине. В воображении предстают и спелые нивы в синих перелесках, и заветная рощица детства, и хоромы дремучих лесов, в тишине которых созревают благодатные дожди – поильцы урожаев… И кто знает, что было предсмертным видением советского солдата, сражённого при взятии рейхстага, – заплаканная мать, или дымный призрак Днепрогэса, или одинокая русская берёзка на колхозной меже?

И хотя много у нас иных, первоочередных задач, поговорим о берёзке и её соплеменниках… Ни один начинающий поэт не миновал описания её прелести, ни один ребёнок не обходится без новогодней ёлочки, да и мы сами, пожилые хозяева советской земли, страсть любим спеть на пирушке про то, как одна рябинка клонилась на грудь старого дуба.

Таким образом, разговор распространяется на всех березкиных родичей. Обсудим сообща, как живётся им на Руси я чем, помимо ласкательных именований, платим мы им за беспорочную службу.

Грандиозная стройка с каждым годом умножает расход деловой древесины. Но не в том дело, что звенит топор на Руси и круглосуточно поют электропилы; неисчерпаемы наши лесные запасы, и доброе утро вам, советские лесорубы, которые по ледяным дорогам гонят Родине стены новых изб и опалубку рабочих дворцов, лес, корабельный и крепёжный, шахтный лес, сырьё на шёлк и бумагу! А в том суть, что, как выяснилось на одной из сессий Верховного Совета, у нас действуют семьдесят фондодержателей леса, то есть лесозаготовительных организаций, но что-то редко попадаются отчёты о ходе восстановления нашей лесной казны. При мне однажды вырубалась на дровишки древняя дубовая роща, хотя приспело время подумать об освоении для этой цели если не отдалённых лесосек, то по крайней мере местных топливных залежей.

На протяжении прошлых веков мы черпали из этой зелёной чаши без опаски, что когда-нибудь обнажится дно. Мы не церемонились с лесным соседом – сказалась наследственная неприязнь к нему предков-древлян, которым приходилось отвоёвывать посевные площади у леса. Но пусть теперь профессора лесных наук расскажут в цифрах о нашей лесхозной культуре, о среднем обороте дерева, заметно сниженном за последние полстолетия, и, прежде всего – правда ли, будто обезлесенные при царе заволжские пространства пагубно повлияли на годичное количество осадков в европейской части России, а подмосковные суховеи – лишь авангард наступающих Кара-Кумов.

Эти скучные ведомственные заключения должны стать достоянием народа, – глядишь, может быть, скорее возникнет разговор о восстановлении лесов, о том, как одеть высыхающие водоёмы, покрыть прохладной и беспыльной тенью наши шляхи и шоссе, как проделали это деды на старинных трактах – Калужском, Смоленском, Черниговском. Чем скорее это будет сделано, тем быстрее, может быть ещё на своём веку, увидим мы прекрасные боры, берёзовые рощи, а дороги станут тенистыми аллеями.

А пока подумаем о той героической берёзке, которая из привольных питомников и заповедников пришла украсить города нашей обширной Родины. За малыми, хотя и блистательными исключениями, такими, как Ленинград и Новосибирск, Воронеж и Магнитогорск, Балхаш и северный Кировск, где зелёные чудеса разведены на камне, неважно ей живётся на наших площадях и перекрёстках. Отчего бы это? Правительство не щадит средств на озеленение, в горсоветовских бюджетах это всегда солидная статья, ежегодно вагоны первоклассного посадочного материала отгружаются в адреса горкомхозов, благоустроительные чиновники чуть не в стихах расписывают свои озеленительные подвиги, а питомец хиреет в младенческом возрасте…

Хорошо бы построже и почаще таких деятелей водить пешком на прогулку по их воображаемым рощам. Пускай сами полюбуются на культяпки да пеньки, жалкие останки их мужественного кабинетного руководства… Какие же стихии превратили кудрявое, стройное деревцо в мёртвый, изглоданный хлыст, ботаническую разновидность которого не опознал бы и сам Тимирязев? На них вяжут качели и бельевые верёвки, на них скидывают снег с высоких крыш, на них валят ледяной скол с мостовых. Нечего греха таить, много потрудились в этом деле и ребятишки, устраивающие вокруг деревца подобие живой карусели, и добрые мамы, оделяющие своих деток зелёной веточкой, и нагловатые озорники, в сравнении с которыми колорадский жучок представляется мирным деятелем земледелия, и, наконец, знаменитая бабушка с козликом. Не раз приходилось наблюдать, как кроткая старушка пригибает верхушку саженца своему рогатому любимцу, и тот без затраты сил творит из него безлиственную кочерыжку, которую ближе к осени бабушкин же внучёк собьёт косарём на растопку. Так хвалёное древонасаждение наше становится дровонасаждением.

Искусство истребления дерева в дачных местностях достигло своих пределов: тут действуют и солью, и бензином, и обстукиванием весенней коры, и многими другими ухищрениями. А во что обходится стране вырезание обязательных тросточек на пикниках! Всё это – пережитки барского, потребительского отношения к природе, которая чахнет и пятится от нас, не имея иных способов защищаться. Трудно угадать, к чему приведёт такое безнаказанное пренебрежение к извечным сокровищам Родины. Хуже всего, что это творится у нас на глазах, а мы кряхтим да молчим за неотложными делами, хотя каждый в состоянии прочесть популярную лекцию о том, что родная природа – святыня, неприкосновенная социалистическая собственность и каждая пичуга в ней – честный, работящий друг, который, будучи обижен, порою и не возвращается.

Доказано, что общение с природой, по меньшей мере полезно человеку; лиц, желающих погрузиться в рассмотрение этого вопроса, мы отсылаем если не к букварю (где очень мало говорится об этом!), то хотя бы к директорам заводов, уже превративших свои территории в сады и цветники. Они охотно подтвердят, что через длинную цепочку причин природа содействовала увеличению производства…

На всю жизнь запомнился мне день открытия Днепрогэса: ещё первая тысяча киловатт бежала по проводам, а рядом уже сиял в осенней красе молодой парк; в нём играли дети и гуляли юные пары, родители завтрашних поколений. Меня поразила тогда целесообразность планировки и поливочного, необходимого в степи, устройства. К слову, ни одна газета не отметила этой заблаговременной братской заботы строителей о будущих постоянных тружениках станции. А ведь буквально все проекты наших жилых и промышленных новостроек, которыми на праздниках мы так восхищаемся в витринах, бывают обрамлены в целые дубравы… Где же они? Что-то не слыхать их благостного, запроектированного в социалистический быт и оплаченного народом зелёного шума! Проект – это тот же вексель народу, нашему правительству, и поэтому надо выполнять его точно. Кое-где, впрочем, саженцы были своевременно опущены в тесные ямки, но… засыпаны строительным мусором, после чего намертво притоптаны каблуком.

В развитии детской литературы исключительно велика роль Алексея Максимовича Горького. Прожив тяжёлое детство и юность, с большим сочувствием писатель относился к страданиям и лишениям детей («Дед Архип и Лёнька», «Сирота», «Встряска», «Из Мишкиной жизни»). Вопреки всему тому, что испытал Горький и маленькие герои его произведений, вера в здоровое и доброе начало в человеке и в жизни пронизывает каждую строчку произведений, написанную Горьким о детях. В рассказе «Пепе» («Сказки об Италии»), в своих статьях он многократно говорит о том, что «дети будут лучше нас, и жить им будет лучше» - творцы, строители новой жизни. Во всех произведениях Горького о детстве и юности много прекрасных страниц посвящено книге – учебнику жизни, источнику знаний. Горький в начале ХХ века начал огромную работу по организации издания книг для детей, был организатором детского издания «Парус», инициатором основания серий «Жизнь замечательных людей», «Всемирная литература», «Детская всемирная литература». В издательских планах Горького отводилось немало места и работе над сказкой. Им были написаны для детей сказки «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка» и др.

Спиридон Дрожжин

Спиридон Дмитриевич Дрожжин, поэт из народа, певец труда, певец природы, занимает видное место в детской литературе. В течение полувека он участвовал во многих детских журналах и выпустил немало книг для детей. Русская деревня, крестьянский труд, сказки, слышанные в детстве, картины русской природы, навсегда врезавшиеся в память человека, родившегося и выросшего на берегах Волги, - вот основное содержание поэзии С.Дрожжина. «С большим вниманием прислушивался я к песням и сказкам, - пишет С.Дрожжин в своей автобиографии, - над песнями я не раз особенно задумывался, удивляясь тому, откуда они берутся; наконец, я приходил к тому заключению, что песни эти не что иное, как те же обыкновенные речи, которые надобно только произнести нараспев. И вот я нередко убегал в огород, садился там под развесистою черёмухой и пел свои «песни»:

Я для песни задушевной

Взял лесов зелёный шёпот,

А у Волги в жар полдневный

Тёмных струй подслушал ропот.

Взял у осени ненастье,

У весны благоуханье,

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

Простота и народность поэзии С.Дрожжина до сих пор делают его лучшие стихи достоянием детской литературы («Летняя ночь в деревне», «Из-за леса над селом…», «Тени вечера сгущаются», «Первая борозда» и другие).

Борис Емельянов

Борис Александрович Емельянов – русский прозаик, авторавтор увлекательных рассказов об А.Гайдаре, воспоминаний о встречах с М.Пришвиным, Я.Купалой. Творческое наследие Б.Емельянова разнообразно по тематике и жанрам, но всегда проникнуто добрым отношением к людям и непримиримостью ко всему злому, что мешает человеческому счастью. Особый интерес для младших школьников представляют рассказы Б.Емельянова о природе, охоте и животных: «Как я покупал собаку», «Сапоги-собаки», «Зелёная букашина», «Васька», «Кот-пожарный», «Кот и собака», «Храбрый цыплёнок» и др.

Борис Емельянов родился 20 апреля 1941 года под Хабаровском в многодетной семье. Его отец работал машинистом паровоза на железной дороге. Детство и отрочество Борис Михайлович провел в Кокчетавской области (Казахстан). Уже в раннем возрасте у него проявился интерес к музыке (отец и старший брат Бориса Емельянова играли на баяне). Первые опыты сочинения мелодий проявил в студенческие годы. После трех лет службы в армии закончил Карагандинское музыкальное училище. Но более серьезно стал заниматься сочинительством, когда переехал в Новокузнецк (Кемеровская область), стал сочинять песни для местных певцов.

В 1974 году закончил Кемеровский государственный университет культуры и искусств (кафедра дирижирования и академического пения). В 1978 году по жизненным обстоятельствам Емельянов переехал в Москву, а уже в конце того же года Валентина Толкунова исполнила его песню «Носики-курносики» на телевизионном фестивале «Песня года». Это принесло Борису первую известность. Уже через несколько лет после этого Борис Михайлович активно писал песни на стихи таких известных поэтов, как Леонид Дербенев , Анатолий Поперечный, Борис Дубровин, Роберт Рождественский , Евгений Евтушенко , Михаил Рябинин, Игорь Шаферан , Леонид Завальнюк, Наталья Шемятенкова, Михаил Шабров. Песни Емельянова взяли в свой репертуар Михаил Боярский («Сяду в скорый поезд»), Ольга Зарубина («Уехал», «По ягоды», «Заговорные слова», «Я - снег»), Сергей Беликов («Снится мне деревня», «Возвращение», «Время уходит», «Кончается шампанское»), Николай Караченцов («Подбитая птица»), Вахтанг Кикабидзе («Я жизнь не тороплю», «У моря»), Ксения Георгиади («До чего шумит трава», «Неправда, что расстались мы»), Галина Шевелева («Рябиновые бусы»), Иосиф Кобзон («Аленушка»), Феликс Царикати («Непутевый»), Николай Гнатюк («Стукну по карману»), Ярослав Евдокимов («До конца», «Целую твою ладонь») и другие артисты. В 1980-е годы Борис Емельянов как композитор неоднократно становился лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». В 1990 году на фирме «Мелодия » он записал виниловый диск-гигант «Зал ожидания», в который помимо песен других исполнителей вошли песни и в его собственном исполнении («Прости меня», «А мы при чем?», «Зачем же люди расстаются», «На то и любовь», «Чайки плачут»). В то же время он записывает целый цикл композиций на стихи Николая Рубцова , в котором ему удалось тонко передать глубинную суть каждой песни. В 1990-е годы творчество стало приносить незначительный доход, поэтому Борис Михайлович был вынужден практически прервать свою творческую деятельность и начал зарабатывать на жизнь иными способами. В 1996 году им был выпущен компакт-диск «Прости меня», в который вошли его прежние композиции - песни 1980-х и начала 1990-х годов. И лишь в 1999 году при поддержке земляков-сибиряков Емельянову удалось записать компакт-диск «Я приеду к тебе», в котором прозвучали не только старые хиты, но и новые песни в авторском исполнении.

Борис Александрович Емельянов , (29 сентября 1903, Воронеж - 3 июня 1965, Москва) - русский советский писатель, прозаик. Печатался с 1942 года. Член Союза писателей СССР. Автор многих книг, среди которых рассказы о войне и популярные произведения для детей младшего возраста. Неоднократно переиздавался его сборник беллетризованных рассказов о жизни и творчестве Аркадия Гайдара (1948).

Творческий путь

Б. А. Емельянов родился в Воронеже в купеческой семье. Сестра - писательница Н. А. Козловицкая (1896-1987).

В 1924-1925 годах учился в Литературно-художественном институте. Работал журналистом.

Первая книга - сборник рассказов «Возмездие» (1942) об участии партизан в борьбе против немецких оккупантов. Позднее, в аннотации к одной из книг Емельянова писатель А. Г. Алексин отмечал, что её автор «находился в непрестанном поиске и когда работал журналистом в довоенные годы, и когда в годы сражений выступал на страницах военных газет и журналов с огневой публицистикой».

Результатом творческих поисков стали послевоенные книги для детей - «Твой друг. Рассказы об Аркадии Гайдаре» (1948), «Город в лесу» (1949), «Кот и собака» (1954), «Зеленая букашина», «Мечта» (1954), «Дед Макабка» (1957) и многие другие.

В предисловии к одному из переизданий ставших популярными рассказов о Гайдаре (1974) С. В. Михалков написал, что автор подарил читателям «чудесные рассказы, проникнутые глубочайшим уважением к литературному и гражданскому, к творческому и фронтовому подвигу Гайдара».

В 1948 году по случаю открытия памятника Павлику Морозову в Москве Б. А. Емельянов подписал опубликованное в «Пионерской правде» обращение писателей, среди которых были пишущие для детей С. Я. Маршак, В. П. Катаев, С. В. Михалков, Л. А. Кассиль, М. М. Пришвин и другие, с призывом следовать примеру героя.

Посмертные переиздания

Отдельные книги:

  • Десять книжек под одной крышей - М. Дет. литература, 1966, 560 с. Тираж книги - 200000 экз.
  • Повесть и рассказы разных лет - М.: Сов. писатель, 1973, 480 с. Тираж книги - 100000 экз. В книгу, кроме художественных произведений, включены воспоминания о встречах с М. М. Пришвиным и Янкой Купалой.
  • О смелом всаднике: Гайдар: рассказы о писателе - М.: Мол. гвардия, 1974, 160 с. Тираж книги - 100000 экз. Книга вышла в серии «Пионер - значит первый».
  • Рассказы - М.: Дет. литература, 1989, 127 с. ISBN 5-08-000437-1 Тираж книги - 450000 экз. В книгу (серия «Школьная библиотека») включены Рассказы о Гайдаре и Рассказы о маме.
  • Дед Макабка: рассказы - М.: Речь, 2015, 28 с. ISBN 978-5-9268-1861-8 Издание иллюстрировано известным книжным художником Николаем Устиновым.

В сборниках:

  • Большая книга про собак: рассказы и стихи, легендарные собаки + маленькая энциклопедия - М.: ОНИК-ЛИТ, 2014, 126 с. ISBN 978-5-4451-0356-1

КАК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ

(1)Я люблю собак потому, что они самые верные друзья человека. (2)Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. (3)Я всегда сам их выращивал и воспитывал.

(4)А потом я и сам состарился и подумал, что мне уже поздно заводить себе щенка и самому его воспитывать и обучать тонкой охотничьей науке. (5)Я попросил своих друзей-охотников присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел себя вести дома и на охоте. (6)Скоро мне сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. (7)Хозяин продавал пса не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки - их пожрали еноты, и охотиться стало не на кого. (8)Он будто бы обиделся на енотов и продавал сразу и ружьё и собаку.

(9)Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.

(10)Огромный, похожий на водолаза-ньюфаундленда сеттер понравился мне с первого взгляда. (11)3вали его так же, как моего последнего собачьего друга, Томкой.

(12)Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на заднем сиденье машины. (13)Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно. (14)Кот Агапыч зашипел и заворчал на собаку, как тигр, делая вид, что вот сейчас он не выдержит, бросится и вцепится в собачью морду. (15)Томка даже не посмотрел на шипящего кота, а Агапыч довольно быстро перестал изображать тигра. (16)Томка мог в любую секунду проглотить Агапыча, как воробья, вместе с когтями и хвостом - такой он был громадный. (17)И Агапыч понимал это очень хорошо.

(18)Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. (19)В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне - я в это время сидел на диване, у другого стола, - и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.

(20)Я боялся пошевельнуться. (21)По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. (22)Прошло двадцать минут, полчаса... (23)Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, наконец я не выдержал.

(24)- Томка, - сказал я жалобно, - проснись. (25)Пёс только вздохнул во сне.

(26)Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. (27)Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. (28)И вдруг... в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. (29)Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. (З0)Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. (31)А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет и, может быть, никогда и не будет...

(32)На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. (ЗЗ)Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. (34)Он тосковал и мучился, как человек. (35)Я тоже мучился. (36)Я уже успел полюбить Томку за верность.

(37)К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево:

(38)«Приезжайте и возьмите собаку обратно. (39)Она не может привыкнуть ко мне». (40)Честно говоря, я не думал, что хозяин собаки приедет за ней: так обычно не делают при купле и продаже. (41)И всё-таки я дал телеграмму. (42)Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

(43)Томка первым услышал его шаги на лестнице. (44)Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек.

(45)Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. (46)Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. (47)Может быть, он опять боялся проснуться. (48)Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. (49)По-собачьему это значило, наверно:

(50)«Видишь, я не могу жить без тебя. (51)Это хорошо, что ты вернулся».

(52)В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином.

(53)Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я - что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.

(По Б. Емельянову *)

* Борис Александрович Емельянов (1903-1965) - русский советский писатель, автор рассказов для детей, цикла рассказов и повестей об Аркадии Гайдаре и рассказов о войне. В 1942 году вышел его первый сборник рассказов «Возмездие» - о героической борьбе советских и югославских партизан против немецких оккупантов. Произведения: «Китобой и его друзья», «Военная тайна», «Клятва Гайдара», «Талант», «Полный пенсион», «Раздумье», «Буян», «Добро и зло», «Сапоги-собаки».