Все вопросы

Василий Теркин – анализ произведения. Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин Литературное направление и жанр

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?»), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе.
И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

Поэт не приукрашивает события, не изображает подвиги своего героя как легкие и забавные, наоборот, в поэме самыми сильными главами являются главы, окрашенные трагическим пафосом: «Переправа», «Бой в болоте», «Смерть и воин», «Про солдата-сироту».

Занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих товарищей, однополчан… Иными словами, это поэма о народе, обращенная к народу. И народ этот воплощен в центральной фигуре «книги про бойца»: Василий Теркин становится эпическим персонажем, масштаб обобщения достигает у фольклорного размаха.
При этом интересно, какую творческую эволюцию претерпевает этот образ от газетных фельетонов времен войны с Финляндией до «книги про бойца»: если изначально это полусказочный персонаж («Человек он сам собой / Необыкновенный / … / Богатырь, сажень в плечах /… / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы»), то затем замысел Твардовского кардинально меняется. Он задумывает повествование о Родине и о народе, и прежний герой должен стать олицетворением этого народа. Поэтому от исключительности делается резкий поворот к типичности: «Теркин — кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». Он из тех, что «в каждой роте есть всегда / Да и в каждом взводе», не отмечен внешней исключительностью, но — «герой героем». Образ Теркина прост, человечен и в то же время незауряден, потому что в нем сконцентрированы, со свойственной Твардовскому живостью и яркостью воплощены существенные качества русского народа. Подчеркнутая типичность этого образа побуждает читателя не только поклониться народу в образе его героя, но и увидеть героическое в каждом представителе этого народа, в каждом человеке, с которым бок о бок встречаешь суровые испытания.
Теркин — герой, богатырь. В главе «Поединок», описывая рукопашный бой Теркина с немецким солдатом, автор дает прямые отсылки к былинным временам, к сказаниям о битве на Куликовом поле:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Теркин воплощает в себе, как уже было сказано, народную силу, лучшие народные качества. Что это за качества? Это, конечно, мужество, умение не падать духом в самые тяжелые и страшные минуты. Лежа в болоте под обстрелом, Теркин способен сохранить оптимизм и ободрить своих товарищей: он напоминает, что они на своей земле, что за ними:

Бронебойки, пушки, танки.
Ты, брат, — это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия! Наконец,
Я скажу тебе короче
И понятней: ты — боец.

Это и чувство юмора, неизменно сопутствующее герою и помогающее в трудную минуту: «Я б сказал, что на курорте / Мы находимся теперь», — шутит Теркин под огнем, лежа в этом сыром болоте, в боях за безвестный «населенный пункт Борки». Это и чувство товарищества, готовность помочь — примеров тому не счесть на протяжении всей поэмы. Это и душевная глубина, способность к глубоким переживаниям — чувство скорби, любви и кровного родства со своей землей и своим народом не раз возникает в душе героя. Это смекалка, мастерство — у Теркина любая работа спорится, словно шутя; в главе «Два солдата» он предстает мастером на все руки — надо ли починить часы или наточить пилу… И наконец, главное качество, присущее нашему герою и в его лице целому народу, — это поразительное жизнелюбие. В главе-притче «Смерть и воин» Теркин побеждает смерть стойкостью, силой духа, силой любви к жизни. А корни этой любви к жизни опять же — в любви к родному краю, к родным людям, к родной стране. Смерть предлагает ему «отдых», но взамен она хочет разлучить его со всем, что ему дорого на земле, — и он противится смерти до конца.
К концу поэмы Теркин «множится» — возникает забавный и очень символичный эпизод встречи и спора двух Теркиных, Василия и Ивана. Спор, конечно, заканчивается примирением: тем лучше, что Теркин не один, что его можно встретить «в каждой роте», а то и «в каждом взводе». Это еще раз подчеркивает естественность и типичность такого героя, его народную сущность. В итоге Теркин становится своеобразным мифом, символом жизнелюбия, мужества и высоких нравственных качеств русского народа. Судьба его больше не зависит от случайностей, как судьба отдельного человека, - он обречен на победу, обречен выстоять во всех испытаниях, потому что он сам — это народ и судьба его — судьба народа.

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…

О ком говорит здесь Теркин? О себе? В этих шутливых строчках он отождествляет себя со своим отрядом, со всей русской армией, со всем народом.
Поэтому его образ еще более фольклоризируется, напоминает богатыря или сказочного героя, который с честью проходит три испытания и против которого бессильны козни врагов:

— Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды — вот он! — вышел вон.

Автор не скрывает того, что создает миф, полуфольклорное повествование, а не просто рассказ о судьбе индивидуального героя; но этот миф становится высшей правдой о русском народе, а вымышленный герой — символом и воплощением народного духа. И судьбой этого героя автор не вправе распоряжаться по собственному усмотрению: «книга без конца», потому что «жалко молодца», объясняет он. Логика судьбы героя теперь другая: это судьба народа и всего лучшего в народе. На войне никто не «заколдован» от смерти, но Теркин — «чудо-богатырь» — должен выжить и победить по законам эпического повествования. По-этому-то

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.

В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: «писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...» (5, 116). Но главный его труд военных лет – это создание выдающейся лирико-эпической поэмы «Василий Теркин» (1941-1945).

Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта.

Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ. В нем нашел художественное воплощение русский национальный характер, его существенные черты и качества. Но результат этот был достигнут далеко не сразу. Замысел поэмы и истоки образа ее главного героя относятся еще к довоенному времени, к периоду финской кампании 1939-1940 годов когда на страницах газеты «На страже Родины» появилась условная лубочная фигура веселого, удачливого бойца Васи Теркина, созданная коллективными усилиями.

По окончании войны с Финляндией Твардовский по-новому обратился к работе над образом Теркина, чувствуя, что герой должен измениться, сойти со столбцов «уголков юмора» и «прямых наводок». Летом и осенью 1940 г. поэт все больше проникается охватившими его планами. «Теркин», по тогдашнему моему замыслу, – пишет он, – должен был совместить доступность, непритязательность формы – прямую предназначенность фельетонного «Теркина» – с серьезностью и, может быть, даже лиризмом содержания» (5, 109).

Весной 1941 г. поэт напряженно работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. «Возрождение замысла и возобновление работы над «Теркиным» относится к середине 1942 г...». С этого времени начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма – композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне – родина и народ, народ на войне стали главными темами».

Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печатных органах. Кроме того, начиная с 1942 г., поэма несколько раз выходила отдельными изданиями.

Итак, в результате долгой и напряженной работы по вынашиванию, реализации и воплощению замысла герой произведения перестал быть условной и тем более лубочной фигурой «необыкновенного» человека, «богатыря», он стал проще, конкретнее и вместе с тем – обобщеннее, типичнее, олицетворяя собою весь воюющий народ. Знакомя с ним читателей уже в первой главе, поэт пишет: «Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный». И, подчеркнув эту, в отличие от фельетонного персонажа, обычность своего, по сути нового Теркина, он продолжает: «Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой – героем».

Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих: «Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, умение и мастеровитость русского человека – труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, – все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. В его изображении естественно сочетаются классические и фольклорные, народно-поэтические традиции.

В «Книге про бойца» война изображена, как она есть – в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического (см., например, главы «На привале», «В бане») с возвышенным и трагедийным. Прежде всего поэма сильна правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

Об этом свидетельствуют не только программные слова о «правде сущей... как бы ни была горька» из вступительной главки, но и буквально каждая страница книги, горестное и трагическое содержание многих ее глав («Переправа», «Бой в болоте», «Смерть и воин», «Про солдата-сироту») и, конечно же, проходящие рефреном ставшие крылатыми ее строки: «Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле».

Являясь воплощением русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа – солдатской массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеского плена, и др.), он неотделим и от матери-родины. И вся «Книга про бойца» – это поэтическое утверждение народного единства.

Наряду с образами Теркина и народа важное место в общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее, лирического героя, особенно ощутимый в главах «О себе», «О войне», «О любви», в четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к читателю:

И скажу тебе: не скрою, -

В этой книге, там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Что же касается жанровых и сюжетно-композиционных особенностей поэмы, то, приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма – ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета – пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи – некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования – пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет разберемся» (5, 123).

Вместе с тем своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», – заметил автор в одной из глав. И в поэме как целом, действительно, нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульминация, развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет, между этими главами возникают отдельные сюжетные связки, скрепы. Наконец, общее развитие событий, раскрытие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней отступления и тяжелейших оборонительных боев – к выстраданной и завоеванной победе. Это, кстати, отразилось и в сохранившихся в окончательной редакции свидетельствах первоначального деления поэмы на три части, обозначаемые и отграничиваемые друг от друга каждый раз лирическими главками «От автора».

июня 22 2011

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего . Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе сам рассказывает об особенностях своего творения:

Словом, книга про бойца

Без начала, без конца.

Почему так – без начала?

Потому, что сроку мало

Начинать её сначала.

Почему же без конца?

Просто жалко молодца.

Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является . Автор показывает её от начала до конца.

Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

……………….

Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой-героем.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки

У заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его:

И с улыбкою неробкой

Говорит тогда боец:

А еще нельзя ли стопку

Потому как молодец?

В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат:

Сам стоит с воронкой рядом

И у хлопцев на виду,

Обратясь к тому снаряду,

Справил малую нужду…

В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит:

Нет, ребята, я не гордый,

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой , а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

Побьем, отец…

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

……………………….

Сытый, бритый, береженый,

Дармовым добром кормленный,…

Наш же Василий намного слабей немца:

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

Глядь – и орден, как с куста!

В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата.

Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, будет впереди».

Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг:

А не носит писем почта

В край родной смоленский твой.

А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.

Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н».

Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.

Главным героем этой поэмы является Василий Теркин - простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой Отечественной войны. Александр Трифонович подчеркивает различными литературными приемами характер и внешность Теркина:

«И чтоб знали, чем силен,

Скажем откровенно:

Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то, чтоб мал,

Но герой – героем.»

Теркину присуще такие качества, как храбрость, мужество, чувство юмора, откровенность. Например, в главе «Кто стрелял?» солдат, проявив мужество, сбил вражеский самолет из автомата, хотя он даже сам не верил в успех. В главе «Переправа» Василий приносит добрую весточку с противоположного берега реки, переплыв ледяную реку зимой. Ни чуть не меньше героизма он проявляет и в «бою в болоте». Он всегда может подбодрить своих товарищей хорошей шуткой, поговоркой или репликой. В то же время, совершив множество «подвигов», он не претендует на высокую награду в главе «О награде»:

«-Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.»

В главе «Гармонь» Василий Теркин, доказав свое мастерство, получает в подарок гармонь убитого командира. Я считаю, что это не напрасный подарок. С помощью этой гармони Василий поднимает дух своим товарищам песнями «с родной Смоленской стороны».

Каждая глава поэмы является новой историей из воинских будней, но моей любимой главой стала глава «Два солдата». Она характеризует Теркина как «мастера на все руки»: он починил старые часы и заточил пилу. Большое значение в этой главе имеет то, как Теркин ест яичницу:

«Ел он много, но не жадно,

Отдавал закуске честь,

Так-то ладно, так-то складно,

Поглядишь – захочешь есть.»

Интересным мне показался и разговор двух солдатов: Теркина и старого хозяина. Из этого разговора хозяин делает вывод, что нынешние солдаты все так же крепки духом, как и их предшественники.

В своих мечтах солдат хочет дождаться окончания войны и вернуться на Родину, в Смоленщину. Там Теркин он мечтает похвастаться перед товарищами своей медалью, рассказать о войне.

Василий Теркин – это истинный русский характер, хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью. Теркин – патриот, который ради жизни на земле готов вынести непомерные тяготы воинских будней. Мне кажется, что именно поэтому ему поставили в нашем городе. Далеко не каждому литературному герою ставят памятники, что подчеркивает индивидуальность солдата. На этом памятнике изображен Василий Теркин с гармонью в руках, который разговаривает с Твардовским. Памятник отлит из бронзы. Я думаю, что в реальной жизни, во времена Великой Отечественной войны были солдаты, похожие по своему характеру на Василия Теркина. Василий Теркин нам особенно близок тем, что он родился на Смоленщине.

Александр Трифонович Твардовский писал эту поэму во времена войны и сам был солдатом, что помогло ему очень реалистично описать все чувства и действия своего героя. Автор посвящает свою поэму всем воинам, прошедшим дорогами войны и с победой вернувшимся в сорок пятом году домой, и светлой памяти тех, кто погиб, не дожил до дня Победы.

В завершение, хотелось бы сказать, что такие люди, как Василий Теркин оказали бы существенную помощь нашей сегодняшней армии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Анализ поэмы «Василий Теркин» А. Т.Твардовского . Литературные сочинения!

Александр Трифонович Твардовский - известнейший советский писатель, журналист и поэт. Образ Василия Теркина, созданный им в самые тяжелые для нашей страны годы, знаком каждому с детства. Бравый, неунывающий и находчивый солдат и сегодня сохраняет свою притягательность. Поэтому именно поэма Твардовского и ее главный герой стали темой этой статьи.

Вася Теркин и «Книга про бойца»

Герой с именем Вася Теркин был создан еще до Великой Отечественной войны коллективом журналистов, одним из которых являлся Твардовский. Персонаж был непобедимым бойцом, удачливым и сильным, чем-то напоминающий былинного богатыря.

На журналисту, которым и являлся Твардовский, образ Василия Теркина навевает идею о создании полноценного произведения в стихах. Вернувшись, писатель начинает работу и предполагает завершить книгу уже в 1941 году и назвать ее «Книга про бойца». Однако новая война смешала планы, Твардовский отправляется на фронт. В тяжелые первые месяцы у него просто нет времени думать о произведении, вместе с армией он отступает, выходит из окружения.

Создание образа главного героя

В 1942 году писатель возвращается к задуманной поэме. Но теперь ее герой воюет не на прошедшей, а на нынешней войне. Меняется и сам образ Василия Теркина в поэме. До этого он был весельчак и балагур Вася, теперь это совершенно другой человек. От него зависят судьбы других людей, исход войны. 22 июня 1942 года Твардовский объявляет новое название будущей поэмы - «Василий Теркин».

Произведение писалось во время войны, практически параллельно с ней. Поэту удавалось оперативно отразить фронтовые перемены и сохранить художественность и красоту языка. Главы поэмы печатались в газете, и солдаты с нетерпением ожидали нового выпуска. Успех произведения объясняется тем, что Василий Теркин - образ русского солдата, то есть собирательный, а значит, близкий каждому бойцу. Поэтому этот персонаж так воодушевлял и ободрял, придавал силы сражаться.

Тема поэмы

Главная тема поэмы Твардовского - жизнь людей на фронте. Как бы весело и задорно, с юмором и иронией писатель ни описывал события и героев, он в то же время не давал забыть о том, что война - трагическое и суровое испытание. И образ Василия Теркина помогает раскрыть эту мысль.

Поэт описывает как радость победы, так и горечь отступления, солдатскую жизнь, все, что выпало на долю народа. И эти испытания проходили люди ради одного: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле!»

Но Твардовский пронимает проблемы не только он говорит о войне вообще. Поднимает философские вопросы о жизни и смерти, мирной жизни и сражениях. Через призму главных человеческих ценностей смотрит писатель на войну.

Символика в имени главного героя

Примечателен с точки зрения символики образ Василия Теркина. Сочинение, посвященное этому герою, можно начать как раз с этого, а потом перейти к подробной характеристике героя, которая ниже будет представлена подробно. Итак, как отмечалось выше, герой Твардовского резко переменился, он уже не тот балагур Вася. Его место занимает настоящий боец, русский солдат со своей биографией. Он участвовал в финской кампании, затем вернулся в армию в 1941 году, отступал, попадал в окружение, после вместе со всей армией переходит в наступление и заканчивает путь в Германии.

Образ Василия Теркина многоплановый, символический, воплощающий в себе народ, русский тип человека. Не случайно в поэме нет ни одного упоминания о его семье, личных отношениях. Описывается он как человек гражданский, вынужденный стать солдатом. До войны Василий жил в колхозе. Поэтому он воспринимает войну, как обычный мирный житель: для него она невообразимое горе, сродни Он живет мечтой о мирной жизни. То есть Твардовский создает в Теркине типаж обычного селянина.

У героя говорящая фамилия - Теркин, то есть тертый жизнью, бывалый человек, в поэме про него сказано: «Жизнью тертый».

Образ Василия Теркина

Часто становится темой творческих работ образ Василия Теркина. Сочинение об этом персонаже стоит дополнить небольшой справкой о создании поэмы.

Разрозненную композицию произведения в одно целое объединяет главный герой, участник всех описанных событий - Василий Иванович Теркин. Сам он из смоленских крестьян. Добродушен, прост в общении, старается поддержать боевой дух, для чего часто рассказывает солдатам смешные истории из своей военной жизни.

Теркин с первых дней на фронте был ранен. Но его судьба, судьба простого человека, который смог перенести все невзгоды войны, олицетворяет силу русского народа, волю ее духа и жажду образе Теркина - то, что он ничем не выделяется, он ни умнее, ни сильнее, ни талантливее других, он, как все: «Просто парень сам собой / Он обыкновенный… Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда».

Однако этот обычный человек наделен такими качествами, как смелость, мужество, простота, Этим Твардовский подчеркивает, что все эти качества присущи всем русским людям. И именно в этом причина нашей победы над безжалостным врагом.

Но Теркин не только бывалый солдат, он еще и умелец, мастер на все руки. Несмотря на суровость военного времени, он чинит часы, точит пилу, а в перерывах между боями играет на гармони.

Чтобы подчеркнуть собирательность образа, Твардовский позволяет говорить герою о себе во множественном числе.

Примечателен разговор Теркина со Смертью. Боец лежит раненый, заканчивается его жизнь, и за ним является Костлявая. Но герой согласен с ней уйти, только если она даст ему отсрочку на один день, чтобы он мог «услыхать салют победный». Тогда Смерть удивляется этой самоотверженности и отступает.

Заключение

Итак, образ Василия Теркина - собирательный образ, призванный подчеркнуть героизм и мужество русского народа. Однако в этом герое присутствуют и индивидуальные черты: ловкость, смекалка, остроумие, способность не унывать даже перед лицом смерти.