Непознанное

Васнецов царевна лягушка история создания. Описание картины художника васнецова царевна лягушка

"Царевна-Лягушка", Виктор Михайлович Васнецов, 1901-1918 гг., холст, масло, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Картина «Царевна-Лягушка» написана

по мотивам одноименной сказки.

Изобразил тот момент, когда прекрасная Царевна танцевала и творила чудеса: озеро с белыми лебедями.

Композиция картины продумана и гармонична. Каждой детали художник уделил много внимания.

На полотне изображены богатые царские палаты с расписными стенами и коврами. Художник нарисовал лишь малую часть накрытого белой скатертью стола, но видно, что пир был пышным и знатным.

Царевна одета в нарядное изумрудное платье, её волосы заплетены в густые косы, а голову украшает прекрасная диадема.

Все герои изображены в движении, кажется, что время остановилось лишь на секунду. Создаётся впечатление, что вот-вот и музыканты продолжат играть, а Царевна - грациозно танцевать.

На лицах музыкантов радость и восхищение красотой девушки, совсем недавно бывшей лягушкой.

Картина «Царевна-Лягушка» Виктора Михайловича Васнецова наполнена сказкой и праздником. Произведение в целом очень красочное, яркое, с множеством деталей. Художник великолепно продумал и написал каждый образ. Эту картину можно с уверенностью назвать одной из лучших иллюстраций русских народных сказок.

Описание картины Васнецова «Царевна-лягушка»

Васнецов известен своими народными мотивами.
С помощью народного творчества он старался передать всю свою красоту в изображении.

В центре картины мы видим девушку, на ней надето зеленое платье.
Е наряд гармонично подходит происходящему событию.
Васнецов пытается уловить тот момент, когда девушка танцует.
О танце может свидетельствовать поднятые в разные стороны вверх руки.

По мнению историков и критиков, танцующая женщина, ни кто иное, как Василиса Премудрая, которая попала на царский пир.
Своим танцем она заворожила гусляров.
Размахивая руками, она создала озера и плывущих по этому озеру лебедей.
Вспомнив сказку и представив ее в действии, на заднем фоне видно озеро и лебеди плавают по нему, а где-то совсем далеко, за полем усеянным пшеницей виднеется лес.

Очень гармонично смотрятся птицы во время полета и плывущие по небу облака.
Многие художники обращались к сказочным мотивам, и некоторым удавалось запечатлеть свое видение Василисы Премудрой, но только Васнецову удалось наиболее реалистично преподнести нам картину, рассказанную в сказках.
Я не удивлюсь, если человек, не знающий этой сказки, примет картину за реальность.
Низкий поклон художнику, за его произведения.
Очень хочется стать в них главной героиней, чтобы не мне сопереживать им, а наоборот, чтобы они завидовали мне.
Спасибо художнику, за такую великолепную картину.
Она заставила нас окунуться в мир детства, где пахнет леденцами и бабушкиными пирожками.
Это удивительно приятно, через полотно с изображением почувствовать всю красоту и прелесть своего внутреннего мира.

Звучит музыка «Камаринская» И.П. Чайковского

Дети, как вы думаете, куда приглашает нас эта музыка?

Какие инструменты вы услышали в этой музыке?

Это инструменты современные или они использовались человеком давным – давно?

Эта музыка приглашает нас в стародавние времена, в тридевятые царства, в тридесятые государства. Догадались куда?

Совершенно верно. Давайте присядем на стульчики и посмотрим, в какой сказке мы с вами очутились.

Дети присаживаются на стульчики

  1. Рассматривание картины

Посмотрите на картину В.М. Васнецова и скажите, кто изображен на картине?

Это героиня какой сказки?

Как догадались?

Кто же здесь на картине главный и как художник это показал?

Виктор Михайлович изобразил царевну спиной к нам, и мы не видим ее лица. Как вы думаете, она красивая?

Опишите царевну

  1. Игровое упражнение «Опиши царевну»

О ее красоте можно догадаться, посмотрев на лица музыкантов, которые играют для Василисы Премудрой. Они смотрят на девушку с восхищением и улыбкой. Посмотрите, их ноги так и танцуют, а головы наклоняются в такт музыке.

В руках у музыкантов старинные музыкальные инструменты. Вы их узнали?

А еще здесь такие инструменты как виола, домра, рожок – целый оркестр!

  1. Игровой прием «Войди в картину»

А вы хотите попасть на пир к царю? Тогда предлагаю перешагнуть рамку картины и:

Походить, оглядеться. Что почувствовали?

Дотроньтесь рукой до какого-нибудь предмета. Что ощутили?

Вдохните запах. Чем пахнет?

Попробуйте что-нибудь с царского стола. Вкусно?

Прислушайтесь. Что услышали?

А хотите попробовать вместе с музыкантами, сидя потанцевать, только ножками.

  1. Динамическая пауза

Замечательные танцы у нас получились. А сейчас давайте посмотрим, что нарисовано вокруг Василисы Премудрой и музыкантов. Что мы видим?

Как вы думаете, какое время года изобразил художник?

Почему это лето?

Виктор Михайлович Васнецов для написания картины использовал, в основном, какие цвета и оттенки?

Отсюда ощущение радости, веселья и праздника.

А кто хочет подобрать палитру красок для этой картины?

  1. Игровое упражнение «Подбери палитру»

Молодец. Когда художник рисует картину, он может изобразить только один момент, один сюжет из сказки, но мы всегда вспоминаем, что было до этого и что будет потом. Кто хочет рассказать о том, что было до праздника и танца царевны на пиру?

А что будет после?

  1. Пересказ фрагментов сказки

Правильно. В картине Виктора Михайловича тоже спрятана сказка: русские декоративные узоры росписей царской палаты, старинные одежды музыкантов и их инструменты, русское платье с длинными рукавами цветом напоминающее кожу лягушки.

Вам понравилась эта картина? Вот как удивительно и интересно придумал художник, как необычно он выстроил сюжет для изображения. Я почувствовала себя в гостях на царском пиру. А вы? А хотите сплясать вместе с Василисой Премудрой?

  1. Пляска «Барыня», дети под музыку придумывают движения
  2. Рефлексия

Понравилось вам в гостях у сказки «Царевна - лягушка»?

А хотите нарисовать венец для Василисы Премудрой? Тогда попрощаемся с нашими гостями и приступим к изобразительной деятельности

  1. В.М. Васнецов - сказочный живописец.
  2. Передний план:
    • танец Царевны-лягушки;
    • описание одежды Царевны-лягушки;
    • музыканты;
    • арский терем;
  3. Задний план (природа, русская деревня).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, увлеченный удивительным миром русских сказок, былин и легенд. Им написано огромное количество красочных полотен и эскизов на сюжеты, заимствованные из устного народного творчества. На его картинах перед нами оживают могучие богатыри и фантастические птицы Сирины, загадочные царевны и отважные царевичи, нежная Снегурочка и загрустившая Алёнушка… Один из захватывающих сюжетов по мотивам всеми любимой сказки «Царевна-лягушка» художник запечатлел на одноименном полотне.

На переднем плане изображена высокая, статная девушка с горделивой осанкой - это одна из невесток царя. По сюжету сказки мы знаем, что она - та самая волшебная лягушка, жена младшего сына, уже удивившая всех гостей званого пира своими необыкновенными чудесами. Девушка отплясывает русский народный танец. Что именно она приготовила для увеселения батюшки-царя на это раз? Может, «Барыню», а, может, зажигательную пляску-импровизацию. Художник уловил момент танца, когда героиня сказки повернулась к зрителю спиной. Тонкие черты её благородного лица изображены в профиль. Увлеченная музыкой, девушка прикрыла глаза, губы её плотно сжаты, подбородок гордо приподнят.

Вся её фигура пластична и динамична. Она полна изящества, величавости и грациозности: тонкий стан слегка прогнулся назад, голова чуть запрокинута, широко раскинутые руки плавно движутся в такт задорной музыки. В правой руке она манерно, двумя пальчиками, держит небольшой белоснежный воздушный платочек, кокетливо оттопырив мизинчик. Она - царевна, и каждое её движение полно чувства собственного достоинства и осознания своей неотразимой красоты.

На девушке поистине царский наряд. Художник не случайно выбрал цвет для её одеяния: глубокий изумрудный тон длинного сарафана напоминает о печальной тайне сказочной героини. Золотыми нитями по сарафану расшит растительный орнамент - листочки, травинки и замысловатые узоры. Ворот сарафана украшен дорогими каменьями, а манжеты отделаны золотой каймой. Золотистая подкладка говорит о скрытом пока для всех высоком происхождении царской невестки.

Рукава сарафана пошиты с большими прорезями, они свободно свисают во время движения. На Царевне-лягушке белоснежная рубашка из тонкой материи, отчего взмах рук становится похож на крылья белой лебедушки. Длинные, ниже пояса, темно-каштановые волосы убраны в две тяжелых толстых ниспадающих косы. На голове - невысокая корона с драгоценными камнями, скрепленная на затылке большой застежкой. На ногах героини маленькие аккуратные зеленые сапожки на невысоком каблучке. Они тоже расшиты золотистым узором.

Для Царевны-лягушки играют шесть придворных музыкантов. Они сидят на массивных резных деревянных лавках по обе стороны от плясавицы. На них яркие разноцветные кафтаны, у всех на ногах ярко-красные длинные сапоги. Балалаечники, гусляры и рожечники - все увлечены действием. И стар, и млад с молодецкой удалью исполняет задорную мелодию для царевны. Свою игру они сопровождают пением. Их лица сияют от бурного веселья, а от искрометной игры ноги готовы сами идти в пляс. Все они не могут отвести восхищенных глаз от прекрасной девушки, от её плавности и величавости.

Само действие происходит в расписном царском тереме. Художественное оформление помещения отличается торжественностью и праздничностью: стены украшены многоцветными росписями с дивными птицами и необычными цветами, пол выложен деревянными прямоугольниками светлого и темного тонов в шахматном порядке. На полу - цветастый ковер с изображением заморских животных и растений. На нем-то и отплясывает свой танец Царевна-лягушка.

Чтобы подчеркнуть, что действие происходит во время пира, В. Васнецов представил нашему взгляду небольшую часть праздничного застолья: на белоснежной кружевной скатерти, покрывающей стол с резными расписными ножками, уставлены изящные приборы и кушанья.

По центру царских хором устроен огромный трехарочный проем, который ведет на террасу терема. Отсюда нашему взору открывается живописный панорамный вид на русскую деревню, на широкие родные просторы и на чудеса, сотворенные Царевной-лягушкой: внизу, перед теремом раскинулось большое озеро, по водной глади которого плывут белые лебеди и утки. На берегу озера расположилась деревенька с аккуратными деревянными домиками. Как и в царском тереме, в деревне тоже идет шумное гулянье: девушки в ярких цветастых сарафанах водят хоровод. За древней - золотистое поле и темная лента леса. А над всей этой жизнерадостной панорамой раскинулось голубое небо, по которому плывут белые пушистые облака, летят белые лебеди.

Это очень живая, эмоциональная картина. В.М. Васнецов мастерски передает атмосферу и настроение сказочного сюжета. Кажется, что если прислушаться, то можно уловить звуки задорной музыки, а Царевна-лягушка закружится в танце, взмахнет белыми рукавами и, как белая лебедь, взмоет высоко в небеса и улетит с другими белыми птицами.

Марина Скоробогатова

Цель: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством В. Васнецова; развивать эмоциональную сторону речи дошкольников; воспитывать интерес к родной культуре

Оснащение: на одном мольберте - репродукции картин В. Васнецова на сказочную тематику (формат не менее А4); на другом мольберте – репродукция картины “Царевна-лягушка” (формат не менее А2); аудиозапись веселой народной пляски; макет озера и бумажные фигурки лебедей по количеству детей)

Предварительная работа: чтение и разбор русской народной сказки “Царевна-лягушка”; рассматривание картины художника В. Васнецова “Царевна-лягушка”; упражнения на развитие образной речи детей.

Дети подходят к мольберту, на котором расположены репродукции картин В. Васнецова на сказочную тематику.

Перед вами несколько картин, которые написал замечательный русский художник Виктор Васнецов, много раз писавший героев волшебных сказок.

Виктор Михайлович Васнецов любил устное народное творчество и много героев и сюжетов для своих картин он черпал именно из былин и сказок. В своих картинах Васнецов пытался показать красоту и самобытность русского народа.

Попробуйте догадаться, к каким сказкам написаны эти картины (“Кощей Бессмертный”, “Аленушка”, “Ковер-самолет”, “Баба Яга” и др.) .

Одну из этих картин мы с вами уже рассматривали. Как она называется?

Дети подходят к мольберту, на котором расположена картина “Царевна-лягушка”.

Картина называется “Царевна-лягушка”, но на переднем плане мы видим красивую девушку. Кто же она? (Василиса Премудрая) .

Откуда такое необычное имя – Премудрая? (она была очень умной)

Как она стала лягушкой? (ей велел стать лягушкой ее отец Кощей Бессмертный, потому что она была мудрее его; и она его послушалась) .

Какой момент сказки изображен на картине? (Василиса танцует на пиру во дворце у царя).

Как вы догадались, что Василиса танцует именно во дворце? (Василиса танцует в царских хоромах, комната очень красива, об этом свидетельствуют и украшенные орнаментами стены и пол, и резные ножки деревянных столов, что ломятся от яств, и дверной проем, окаймленный росписью).

Царевна на картине стоит к нам спиной, и мы не видим ее лица. Как вы думаете, она красивая? Наверняка, - об этом можно догадаться, посмотрев на лица музыкантов, которые играют для Василисы. (Гусляры смотрят на девушку с восхищением и улыбкой, их завораживает ее танец, а непосредственная веселость девушки подкупает, и им самим хочется пуститься в пляс, - их ноги так и танцуют, а головы наклоняются в такт музыке.)

Изобразите, как могли бы смотреть музыканты на Царевну, если бы она им не нравилась. А теперь покажите, как они смотрят на нее (мимические этюды)

На каких инструментах играют музыканты? (гусли, балалайка, рожок) . Как вы думаете, какую музыку играют для царевны музыканты? (русскую плясовую). Давайте послушаем ее.

Дети слушают музыку, после первого куплета все приглашаются на общую веселую пляску (динамическая пауза).

Действительно, Василиса Премудрая очень красива! Сегодня мы с вами попробуем рассказать о ее красоте с помощью красивых слов. Давайте сначала вспомним эти слова.

Игра “Подбери словечко”

Как обычно в сказках говорят о неописуемой красоте? (НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬ)

Если в сказке хотят подчеркнуть стройность девушки, с каким деревом ее сравнивают? (с БЕРЕЗКОЙ)

Сарафан из бархата – какой сарафан? (БАРХАТНЫЙ)

Сарафан зеленый, как изумруд – какого цвета сарафан? (ИЗУМРУДНОГО)

Рубашка белая как снег – какая рубашка? (БЕЛОСНЕЖНАЯ).

Корона из золота – какая корона? (ЗОЛОТАЯ).

Платочек легкий, как воздух – какой платочек? (ВОЗДУШНЫЙ)

Послушайте, как я опишу внешность царевны. Постарайтесь запомнить, какие красивые слова и сравнения я использую.

“Царевна так прекрасна, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Она стройна, как березка! На ней нарядный бархатный сарафан изумрудного цвета и белоснежная рубашка. На голове у нее золотая корона, а в руках – легкий, воздушный платочек. Василиса весело танцует. Ее руки похожи на лебединые крылья, а длинные тяжелые косы развиваются в танце. Ай да царевна, ай да красавица!”

Давайте последнее предложение произнесем вместе, с радостью и восторгом!

А кто хочет сам описать красавицу царевну? (1-4 ребенка)

Вы сегодня замечательно поработали. И я хочу, чтобы танец нашей Василисы закончился таким же волшебством, как и в сказке.

Кто помнит, каким волшебством прославился танец Царевны на царском пиру? (взмахнула она правым рукавом, и разлилось синее озеро; взмахнула левым – и полетели к озеру белоснежные прекрасные лебеди).

Давайте попробуем повторить этот момент. За ваши красивые рассказы о прекрасной царевне я подарю каждому из вас по маленькому волшебному лебедю, который может быть исполнит какое-нибудь ваше желание. …А пока – снова звучит веселая плясовая, снова выходит в центр царского зала прекрасная царевна и – начинается волшебство…

Под веселую музыку все дети за воспитателем повторяют волшебный танец царевны: взмахивают правой рукой – и на столе появляется макет голубого озера; взмахивают левым рукавом – и сажают на озеро фигурки белых лебедей.