Разное

Виды азс. Типы и характеристика автозаправочных станций Общая характеристика азс

Введение………………………………………………………………..стр 2.

Общее положение…………………………………………………………….стр 3.

Виды АЗС………………………………………………………………стр 4.

Схема генерального плана АЗС……………………………………….стр 6.

Территория АЗС……………………………………………………….стр 7.

Назначение АЗС……………………………………………………….стр 10.

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов…………….стр 11.

Эксплуатация АЗС…………………………………………………….стр 15.

Автозаправочные комплексы и станции…………………………….стр 16.

Оказание сопутствующих услуг на АЗС ……………………………стр 24.

Заключение…………………………………………………………….стр 25.

Список литературы……………………………………………………стр 26.

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

Общее положение

1.1. Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) нефтепродуктами.
На отдельных АЗС организуется продажа масел,консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-поднефтепродуктов, а также техническое обслуживание и мойка автомобилей.
1.2. АЗС делятся на стационарные, передвижные (ПАЗС), контейнерные (КАЗС и блок-пункты).
Стационарные АЗС располагаются в городах и населенных пунктах, атакже на автодорогах.
Модульные АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуарови разнесением ТРК и контейнера хранения топлива.
Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, в полевых условиях, натуристических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров. Их монтируют на шасси автомобилей и прицепов.
Блочные АЗС, технологическая система которойпредназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива.
Контейнерные АЗС располагаются наавтомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в местах сосредоточенияавтотранспорта.

Виды АЗС

Блочная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) – АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее – СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) – АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция – АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом.

Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЗС

Территория АЗС

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.
На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон – топливная сеть номер 1».

На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно – при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.

На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) – это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.

Назначение АЗС

Общие представления о АЗС

Главным назначением АЗС является заправка топливом автомототранспорта. Место расположения АЗС и ее производственной мощности с учетом интенсивности транспортных потоков и соблюдения требуемых норм безопастности-пожарной, экологической и т.д.

Площадки АЗС должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колонкам и сливным устройством. В местах возможного пролива нефтепродуктов вблизи заправочных островков покрытие должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.

НА АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС должна иметь городской телефон.

Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в металлических горизонтальных надземных или заглубленных резервуарах.

Конструкция резервуара и технология его эксплуатации должны обеспечивать его герметичность в течении 10 лет и более. Для контроля герметичности резервуар оборудуется соответствующими системами, позволяющими своевременно обнаружить утечку и принять меры.

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

1 – сливное устройство; 2 – резервуар для топлива; 3 – клапан приемный; 4 – противовзрывник угловой; 5 – замерное устройство; 6 – клапан дыхательный; 7 – топливораздаточная колонка

1 – ствол; 2 – оголовок; 3 – погружной насос; 4 – дыхательный клапан с огневым предохранителем; 5 – термоизоляционная засыпка; 6 – ледяная облицовка

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16. Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.


Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м3 и с толщиной стенки 3…4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % – под бензины, 15 % – под дизельное топливо и до 10 % – под масла.
Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум – 1000 Па.
Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.
Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.
Назначение приемного клапана 3 – предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса давление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.
Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металлического корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из резервуара

Топливо – раздаточные колонкипредназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючегоили масла.
Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем составенасос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.
Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасывающим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.
Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.
Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидкости и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино – тканевые бензостойкие рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.
Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с этим потери.

Оборудование резервуара и его размещение должно обеспечить выполнение всех необходимых технологических операций:

Прием (слив) нефтепродуктов обеспечивается сливным устройством;

Отпуск нефтепродуктов обеспечивается раздаточным устройством;

зачистка внутри резервуара производится через специальный лаз, который может быть выполнен на крышке технологической горловины или отдельно.

Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках несколько: по принципу одна колонка – один вид топлива, одна точка – все виды бензина и солярки, смешанный вариант (особенно при наличии АГЗС). Первый вариант предполагает подъезд автомобиля к строго определенной колонке, что не очень удобно, т.к. заставляет. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко второму типу.

АГЗС – это газовые заправочные станции. Обычно они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки, находятся в стороне от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин растет и востребованность АГЗС.

КАЗС – контейнерная АЗС или АЗС модульного (контейнерного) типа. Такая мини-АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска одного – двух видов топлива на территории населённых пунктов. КАЗС имеют надземный резервуар для хранения топлива. Его технологическая система характеризуется размещением бензоколонок (топливораздаточных колонок) в едином блоке с контейнером хранения топлива. Удобен для быстрого развертывания АЗС

МТАЗС – многотопливная автозаправочная станция. Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое оборудование должна сделать свое дело – МТАЗС станут обычным типом заправок.

Дизельное топливо – жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также – и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

Бензи?н – горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C.

Пропан, C3H8 – органическое вещество класса алканов. Содержится в природном газе, образуется при крекинге нефтепродуктов.

Бутан (C4H10) – органическое соединение класса алканов. В химии название используется в основном для обозначения бутана. Такое же название имеет смесь бутана и его изомера изобутана CH(CH3)3. Ядовит, вдыхание бутана вызывает дисфункцию лёгочно-дыхательного аппарата.

Топливо раздаточные колонки

На АЗС применяются топливо-, масло – и смесераздаточные колонки, предназначенные для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего, масла или смеси. Колонки как аппараты строгого учета оборудуются измерительными устройствами, погрешность показаний которых в условиях эксплуатации при температуре окружающей среды и топлива +-40С не должна выходить за пределы: +-0,25% топливораздаточных колонок общего пользования.

ПО конструкции различают следующие типы колонок:

·КР- переносные с ручным приводом;

·КЭР- стационарные с электроприводом;

·КЭМ- стационарные с электроприводом и управлением от местного задающего устройства;

·КА- стационарные с электроприводом, автоматизированные.

Топливораздаточные колонки независимо от конструкции и изготовителя имеют насос, счетчик жидкости, счетное устройство, газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран, обратный клапан и корпус.

Эксплуатация АЗС

Охрана окружающей среды

Источником загрязнения окружающей среды на АЗС является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.

На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха.

Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.

Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.

Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.

Автозаправочные комплексы и станции

1. Требования настоящей главы распространяются на автозаправочные комплексы (далее - АЗК) и автозаправочные станции (далее - АЗС), предназначенные для заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом при вводе их в эксплуатацию, эксплуатации, проведении регламентных и ремонтных работ.

2. Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация:

o выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории;

o сертификаты на имеющееся оборудование;

o технико-эксплуатационная документация (далее - ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;

o план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой;

o план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;

o план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой;

o документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС);

o инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД;

o должностная инструкция работника охраны АЗК (АЗС) (если охрана АЗК или АЗС предусматривается), разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗК (АЗС);

o график проведения регламентных работ;

o журнал учета проведения регламентных работ;

o журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС);

o журнал учета нефтепродуктов;

o журнал учета ремонта оборудования;

o журнал регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

o дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал;

o другие документы, которые, по мнению руководителя (владельца) АЗК (АЗС), необходимы для безопасной эксплуатации.

3. Очистка и предремонтная подготовка оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и т. п.), должны осуществляться работниками АЗК (АЗС), прошедшими специальную подготовку, или специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

4. Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее - ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Топливозаправочная станция (далее - ТЗС) в сборе должна быть проверена в заводских условиях на герметичность давлением, превышающим давление соответствующих периодических испытаний (величины давлений периодических испытаний должны быть приведены в ТЭД на ТЗС) не менее чем на 20%, а также на срабатывание ее систем противоаварийной защиты с оформлением соответствующих актов, являющихся обязательным приложением к ТЭД.

5. Технологическое оборудование должно иметь исправные системы предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса.
Запрещается выполнять технологические операции на оборудовании при отсутствии указанных систем и приборов, предусмотренных ТЭД и ТУ на это оборудование, их отключении или просроченных сроках их проверки.

6. На пультах управления системами предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборах контроля и регулирования должны быть обозначены допустимые области параметров (давление, температура, концентрация, уровень налива и т. п.), обеспечивающие пожаробезопасную работу технологического оборудования.
При отклонении хотя бы одного параметра от допустимых пределов указанные системы должны подавать предупредительные и аварийные сигналы (звуковые и световые), а при достижении предельно допустимых значений - исключать дальнейшее изменение параметров, способное привести к пожароопасным ситуациям или пожару.

7. Технологическое оборудование должно быть герметичным. Запрещается эксплуатировать технологическое оборудование при наличии утечек топлива. При обнаружении утечек необходимо немедленно принять меры по ликвидации неисправности. Запрещается выполнять технологические операции при неисправном оборудовании, а также вносить конструктивные изменения, повышающие уровень пожарной опасности АЗК (АЗС).

8. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема.

9. Стационарные автоматические газосигнализаторы довзрывоопасных концентраций (для тех АЗС, где они предусмотрены нормами пожарной безопасности) должны находиться в работоспособном состоянии, иметь функцию самоконтроля исправности и поверяться в соответствии с ТУ или руководством по их эксплуатации. При отсутствии стационарных газосигнализаторов необходимо периодически, в соответствии с графиком, производить анализ воздушной среды переносными газосигнализаторами в целях определения наличия взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов в замкнутых пространствах технологических систем, в которых наличие паров топлива не допускается.

10. Основное и вспомогательное технологическое оборудование должно иметь защиту от статического электричества.

11. Очистка внутренних поверхностей аппаратов и трубопроводов должна производиться пожаробезопасным способом согласно графику.

12. В многокамерном резервуаре допускается одновременное хранение бензина и дизельного топлива в случае, если это предусматривается ТУ и ТЭД на технологическую систему.

13. В случае применения резервуаров с двойными стенками с заполнением межстенного пространства азотом это межстенное пространство должно быть продуто азотом до достижения в газовоздушной среде концентрации кислорода не более 10% (об.).
Для обеспечения пожарной безопасности при проведении пневматических испытаний на герметичность оборудования технологических систем АЗС (межстенное пространство резервуара, внутреннее пространство резервуара, трубопроводы и т. п.) необходимо использовать инертный газ (азот, углекислый газ и т. п.). В случае обнаружения негерметичности оборудования эксплуатация АЗС должна быть немедленно приостановлена до полного устранения неисправности.
Работники АЗС, проводящие пневматические испытания на герметичность оборудования, должны иметь удостоверение на право самостоятельной работы по транспортированию и обслуживанию сосудов (баллонов), работающих под давлением.

14. Работы в зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, следует выполнять искробезопасным инструментом и в одежде и обуви, не способных вызвать искру, на специально отведенных площадках.

15. Ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20% НКПР, и непрерывном контроле газовой среды.

16. Перевозка, установка, перемещение на площадке, выполнение ремонтных работ бывших в употреблении резервуаров допускается только с емкостями, опорожненными, пропаренными водяным паром и (или) промытыми теплой водой (водными растворами пожаробезопасных технических моющих средств) и продутыми инертным газом, а также проверенными на наличие паров топлива с помощью газосигнализаторов.

17. При эксплуатации АЗС полное опорожнение резервуаров с бензином не допускается (то есть необходимо, чтобы в резервуаре находилось не менее 5% от номинального уровня наполнения резервуара бензином), за исключением случаев, когда опорожнение производится для очистки резервуаров, проверки состояния их внутренних стенок, выполнения ремонтных работ, изменения вида хранения топлива и т. д.

18. Процесс обесшламливания надземных резервуаров (удаление подтоварной воды и твердых частиц) для хранения бензина следует проводить при температуре окружающего воздуха не ниже 0 С при обязательном наличии в резервуаре бензина в количестве не менее 20% от максимально допустимого.

19. Операция обесшламливания резервуаров всех типов должна производиться закрытым способом посредством либо специально предусмотренной для этой цели техники, допущенной к применению на территории Российской Федерации и имеющей соответствующий сертификат, либо ручным насосом, выполненным из неискрящих материалов и предназначенным для работы с бензином и дизельным топливом. При использовании ручных насосов слив шлама должен осуществляться только в закрытую емкость с минимально возможной площадью открытой поверхности жидкости. Емкость для шлама должна быть установлена на поддон на прилегающей к резервуару территории и заземлена. При обесшламливании все люки и штуцера, не относящиеся к этой операции, должны быть закрыты. При многокамерном исполнении резервуаров обесшламливание производится раздельно для каждой камеры.
После окончания обесшламливания шлам необходимо немедленно удалить с территории АЗК (АЗС). Хранение емкости со шламом на территории АЗК (АЗС) не допускается.

20. Не допускается снимать огнепреградитель или снабженный им дыхательный клапан на выходе трубопровода системы деаэрации без герметичного перекрытия этого трубопровода запорной арматурой. Тип огнепреградителя должен соответствовать условиям его нормального функционирования в климатических условиях района эксплуатации.

21. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар перекрытие трубопровода деаэрации резервуара для осуществления рециркуляции паров топлива не допускается.

22. Техническое обслуживание оборудования АЗК (АЗС), регламентные работы, метрологические испытания приборного и предохранительного оборудования должны проводиться в строгом соответствии с графиком этих работ. Производство каких-либо регламентных работ, не указанных в ТЭД на технологическое оборудование, не допускается. Такие работы следует выполнять в ремонтных мастерских.

23. На проведение ремонтных работ на территории, в зданиях, сооружениях, помещениях, технологических системах АЗК (АЗС) руководитель объекта должен оформить наряд-допуск.

24. Смене вида топлива (бензин-дизельное топливо) в резервуарах (камерах) АЗС должна предшествовать их полная очистка от предыдущего продукта и соответствующее изменение надписи с указанием вида хранимого топлива на корпусе наземного резервуара или на видных местах трубопроводов налива подземных резервуаров - у муфты для подсоединения напорно-всасывающего рукава автоцистерны (далее - АЦ).

25. Наполнение резервуаров топливом следует выполнять только закрытым способом. Выход паров топлива в окружающее пространство, помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан АЦ, должен быть исключен.

26. Перед заполнением резервуара (камеры) топливом из АЦ необходимо замерить уровень топлива в резервуаре (камере) и убедиться в исправности противоаварийных систем. Процесс заполнения резервуара должен контролироваться работниками АЗС и водителем АЦ.

27. При нахождении на территории АЗК (АЗС) АЦ наличие транспортных средств, посторонних лиц и другой АЦ на этой территории не допускается.
На АЗС с подземными резервуарами и отнесенными от них топливораздаточными колонками (далее - ТРК) допускается осуществление операций по заправке транспортных средств из резервуаров, в которые не производится наполнение топливом из АЦ, при условии использования одной АЦ, оборудованной донным клапаном. При этом должен быть предусмотрен обособленный проезд для АЦ по территории АЗК (АЗС).

28. Операции по наполнению резервуаров АЗС из АЦ, не оборудованных донным клапаном, должны проводиться в следующей последовательности:

o установить у заправочной площадки для АЦ и привести в готовность два передвижных воздушно-пенных огнетушителя объемом не менее 100 л каждый;

o перекрыть лоток отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, с заправочной площадки для АЦ и открыть трубопровод отвода проливов топлива в аварийный резервуар;

o установить АЦ на заправочную площадку, заземлить АЦ и приступить к операции наполнения резервуаров АЗС топливом.

29. АЦ во время слива должны быть присоединены к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу АЦ и иметь на конце струбцину или наконечник под болт для присоединения к заземляющему устройству.
При наличии инвентарного проводника заземление надо проводить в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяют к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Не допускается присоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям АЦ. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно, до полного слива из нее нефтепродукта.

30. При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

o мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушенными двигателями, пуск и остановка которых производятся на расстоянии не менее 15 м от колонок, автомобили - своим ходом;

o загрязненные нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров до пуска двигателей водители должны протереть насухо;

o случайно пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок и промасленные обтирочные материалы собрать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывезти с территории АЗС;

o расстояние между стоящим под заправкой и следующими за ним автомобилями, находящимися в очереди, должно быть не менее 1 м; при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, для чего на покрытии дорог должна быть нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели.

31. На АЗС запрещается:

o заправка транспортных средств с работающими двигателями;

o проезд транспортных средств над подземными резервуарами, если это не предусмотрено в ТУ и ТЭД на применяемую технологическую систему, согласованных и утвержденных в установленном порядке;

o заполнение резервуаров топливом и выдача топлива потребителям во время грозы и во время опасности проявления атмосферных разрядов;

o работа в одежде и в обуви, загрязненных топливом и способных вызывать искру;

o заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры (за исключением легковых автомобилей с количеством дверей не менее четырех);

o заправка транспортных средств, груженных опасными грузами классов 1–9 (взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы, ядовитые и радиоактивные вещества и др.), за исключением специально предусмотренных для этого топливозаправочных пунктов;

o въезд тракторов, не оборудованных искрогасителями, на территорию АЗС, на которых осуществляются операции по приему, хранению или выдаче бензина;

o проведение ремонтных работ, не связанных непосредственно с ремонтом оборудования, зданий и сооружений АЗС.

32. Автомобили, ожидающие очереди для заправки, должны находиться на специальной площадке подпора, обозначенной указательным знаком и расположенной при въезде на территорию заправочных островков АЗС, вне зоны расположения топливных резервуаров и колонок.

33. Технологическое оборудование на автозаправочных станциях должно содержаться в исправном состоянии.
Крышки и заглушки фланцев, патрубков, штуцеров и тому подобное, которые отделяют топливо и его пары от атмосферы, должны быть оборудованы в местах соприкосновения с арматурой неискрообразующими прокладками, выполненными из устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды материалов, и герметично закрыты. Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны иметь искробезопасное исполнение.
Запрещается эксплуатация ТРК при наличии утечек нефтепродукта.

34. Передвижные автозаправочные станции (далее - ПАЗС) следует размещать на специально отведенных площадках, места расположения которых должны быть согласованы с Государственной противопожарной службой

2. ОКАЗАНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

На территории АЗС могут располагаться на отдельных площадях здания и сооружения производственного назначения для сервисного обслуживания транспортных средств (посты технического обслуживания и мойки автомобилей). В состав объектов, обеспечивающих техническое обслуживание транспортных средств, входят:

Пункты технического обслуживания (предназначенные для выполнения текущего ремонта транспортных средств);

Помещения для аккумуляторных работ;

Блоки для мойки транспортных средств;

Топливораздаточная площадка;

Маслосклад;

Помещения (площадки) для стоянки транспортных средств, находящихся в ежедневной эксплуатации;

Помещения (площадки) для стоянки передвижных средств обслуживания;

Пункт накачки шин;

Объекты водо-, тепло- и электроснабжения;

Бытовые помещения.

Отношения, возникающие между АЗС и клиентом при оказании услуг по техническому обслуживанию автомобилей, регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290 (далее – Правила оказания услуг по техобслуживанию).

Оказание сопутствующих услуг осуществляется АЗС (исполнителем) на основании договора, заключенного с клиентом (потребителем).

Заключение

В завершение хотелось бы указать, что в наше время горюче-смазочные материалы используются практически во всех отраслях народного хозяйства, предприятиями всех форм собственности. Бухгалтерский учет и налогообложение покупки и использования бензина и иных горюче-смазочных материалов вызывают определенные трудности на предприятии, связанные, в первую очередь, со значительным количеством первичной документации.

Однако, для того чтобы при возможной налоговой проверке в организации не было проблем с налоговыми органами в части правильного отражения реализации ГСМ или же их покупки и использовании в своей деятельности, автор рекомендует особое внимание обращать на правильность и четкость оформления именно первичных документов, связанных с производством (использованием) нефтепродуктов.

Список литературы.

В. А. Бондарь- Операции с Нефтепродуктами.

В.Г. Веревкин- Справочное Информационное пособие.

Е. И. Зоря- Операции с Нефтепродуктами.

АЗС предназначена для реализации нефтепродуктов потребителю, при этом выполняет следующие функции:

· приём нефтепродуктов

· хранение

· оказание дополнительных услуг водителям и пассажирам транспортных средств (если существует оборудование (мойка, туалет, магазин и т.д.))

На начало 2008 года в РФ было около 20.000 АЗС. Рынок АЗС довольно централизован: около 40 % рынка занимают 8 компаний.

АЗС классифицируют:

  1. По конструктивному исполнению
    1. Стационарные (традиционные) - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема, которой характеризуется разнесение резервуаров и ТРК.
    1. Блочные - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие
    1. Контейнерные - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
    1. Модульные - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие
    1. Передвижные - предназначена для розничной продаж топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие
  1. По функциональному назначению
    1. Общего пользования
    2. Ведомственные (заправочные пункты) Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия
  2. По способу размещения резервуаров
    1. С подземным расположением
    2. С наземным расположением
    3. С расположением на транспортном средстве

4. По видам применяемого топлива:

1. Однотопливная АЗС – стационарная АЗС, на территории, которой предусмотрена заправка транспортных средств одним видом топлива (нефть, газ)

2. Многотопливная АЗС (МАЗС) – стационарная АЗС, на территории, которой предусмотрена заправка транспортных средств несколькими видами топлива, среди

  1. По типу расположению на местности
    1. Дорожные
    2. Городские
    3. Сельские
    4. Речные
  1. По нормативным параметрам типовых проектов
    1. По числу топливозаправочных колонок
    2. По числу заправок в часы пик
    3. По количеству заправляемых машин в сутки
    4. По общей вместимости резервуаров

К основному перечню технологического оборудования относится:

· оборудование для хранения нефтепродуктов на АЗС и АЗК


· оборудование для выдачи топлива и масла потребителям

· оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов

· оборудование для количественного и качественного учета нефтепродуктов

· вспомогательное оборудование

· оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков

· оборудование для экологической и пожарной безопасности АЗС

На рисунке 7 приводится автоматизированная система управления, приема и контроля хранения топлива на АЗС. На схеме условно, с целью упрощения изображен 1 резервуар и 1 топливная колонка. В действительности количество резервуаров и ТРК зависит от конкретной АЗС.

Рис. 7. Система контроля, хранения и управления приемом топлива на АЗС

Привезенное топливо из АЦ через гибкий шланг поступает на входной фильтр топлива с огнепреградителем. Входной фильтр очищает топливо от окалины и грязи. Это первая степень грубой очистки топлива. Огнепреградитель исключает возможное попадание искры и пламени в резервуар.

Шланг присоединяется к фильтру

АЗС – автомобильные заправочные станции, давно и прочно вошли в нашу жизнь вместе с появлением автомобилей. Задача АЗС – максимально быстро и технологично заправлять транспортные средства. В зависимости от вида предоставляемого топлива АЗС бывают следующих видов:

  • Бензиновые и дизельные;
  • Газозаправочные (сжиженный природный или нефтяной газ);
  • Электрические.

98% всех автозаправочных станций относятся к первым двум категориям из-за того, что наиболее распространены двигатели внутреннего сгорания. Поскольку углеводородное топливо является взрыво- и пожароопасным, к АЗС предъявляются повышенные требования безопасности. Расположение резервуаров, трубопроводов, наличие контейнеров для песка и отходов строго регламентируется СНиП в зависимости от размера и количества реализуемого топлива.

Любая автозаправочная станция состоит из технологической схемы хранения, приема и отгрузки горюче-смазочных материалов, вспомогательных элементов, диспетчерской, магазина, системы оповещения. Исходя из этого, устанавливаемое на АЗС оборудование можно разделить на два вида: технологическое и эксплуатационное.

Технологическая схема обустройства автозаправочной станции

Несмотря на разницу всех действующих АЗС, технологическое оборудование устанавливается по той же схеме, используемой уже более 50 лет. Она герметична и состоит из пункта приема топлива, топливного резервуара и топливораздаточной колонки. Последняя оснащена обратным и электромагнитным клапанами, фильтром, насосом с двигателем, газоотделительным устройством, измерителем жидкости и раздаточным пистолетом - тем, что необходимо для точного бесконтактного дозирования топлива в бак автомобиля. Оснащение, кроме колонки, почти всегда расположено под землей по требованиям безопасности.

Вспомогательные элементы автозаправочной станции

Эксплуатационное оборудование автозаправочной станции предназначено для обеспечения нормального функционирования технологического оборудования, защиты, оповещения и хранения отходов. За счет того, что оборудование применяется в пожаро- и взрывоопасной зоне, его изготавливают из искробезопасных материалов.

Не обязательно оборудование, отвечающее всем требованиям надежности и безопасности, должно быть импортным. К примеру, всем требованиям отвечает продукция отечественного производителя, с которой можно ознакомиться по ссылке http://www.pnsk-online.ru/ . Оборудование, изготовленное по современным стандартам, ускорит процесс заправки автомобилей, минимизирует траты от потерь ГСМ, повысив точность дозирования продаваемого топлива, обеспечит безопасность работников и находящихся в округе людей.

Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для об­служивания и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами. Попутно на них реализуются масла, смаз­ки и специальные жидкости, расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС, относятся мой­ка машин, их мелкий ремонт, торговля запасными частями. Неотъемлемой частью современных АЗС являются кафе и магазин по торговле продуктами повседневного спроса.

По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные.

Передвижные АЗС (ПАЗС) мон­тируется на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измеритель­ных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства.

Стационарные АЗС сооружаются по типо­вым проектам на 300,500,750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка - 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

Топливо- и маслораздаточные колонки;

Помещения для обслуживающего персонала;

Другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16.

Рис.14.16. Принципиальная схема АЗС:

1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - тогашвораздаточная колонка

Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он от­стаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топли-вораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохраните­ля 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.

Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более под­робно.

Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродук­тов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому при­соединяемся"рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.

Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоци­стерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизон­тальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м 3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распре­деляются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум -1000 Па.

Замерное устройство5 служит для замеров уровня взлива неф­тепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крыш­кой.

Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.

Назначение приемного клапана3 - предотвращение слива неф­тепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса дав­ление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сече­ние.

Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металли­ческого корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из ре­зервуара.

Топливо - раздаточные колонки предназначены для заправ­ки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.

Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они име­ют в своем составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для пе­рекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасываю­щим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускае­мого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.

Фильтр служит для очистки от механических примесей жид­кости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидко­сти и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диа­метром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи го­рючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с эти потери.

ОРГАНИЗАЦИЙ

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

1) АЗС предназначены для обеспечения владельцев автомобилей топливом, смазочными материалами и техническими жидкостями.

2) АЗК - это предприятие, оказывающее, кроме заправки, дополнительные услуги:

Мойка автомобиля:

Предоставление охраняемой стоянки;

Замена масла и мелкий ремонт;

Предоставление постов для самообслуживания;

Техническая помощь;

Питание и отдых водителей и пассажиров и др.

3) АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), осуществляющие заправку сжатым природным газом и АГЗС (автомобильные газозаправочные станции), осуществляющие

заправку сжиженным углеводородным газом.

2. СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (СТО).

СТО - основной вид сервисного предприятия, на котором могут выполняться следующие услуги и работы:

Продажа и предпродажная подготовка автомобилей;

Мойка и уборка;

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт;

Продажа запасных частей и материалов;

Дооборудование и тюнинг;

Временное хранение автомобилей;

Техническая помощь;

Сопутствующие услуги.

СТО классифицируются:

По назначению и расположению на: городские и дорожные;

По размеру (числу рабочих постов) на:

Малые - до 5 постов;

Средние - 6-15 постов;

Большие-16 и более постов;

По объектам и перечням выполняемых работ и услуг на:

Комплексные;

Специализированные по работам и услугам;

Специализированные по маркам и типам автомобилей.

3. ДИЛЕРСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ДИЛЕРЫ).

Это торгово-обслуживающие предприятия, осуществляющие продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей определённого производителя, с которым заключён договор.

В зависимости от содержания договора с производителем дилеры могут получить право на:

Товарный знак (франчайзинг или коммерческая концессия) и марку производителя - «фирменные сервисные предприятия»);

Торговлю и/или обслуживание автомобилей данного производителя.

Предприятия, выполняющие ТО, текущий и капитальный ремонт агрегатов, узлов и систем автомобилей.

Наибольшее распространение получили специализированные АРМы по ремонту:

Электронного и электрооборудования;

Радиооборудования и средств защиты;

Шин и колёс;

Кузовов и кабин (ремонт, правка, окраска);

Систем вентиляции, кондиционирования и климат-систем;

Двигателей и агрегатов трансмиссии;

Подвески и ходовой части.

5. ТЮНИНГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Производят дооборудование или конструктивные изменения автомобилей и агрегатов.



Наиболее характерными работами являются:

Внешняя модернизация кузова (изменение геометрии, установка подкрылок, обтекателей и др.);

Внутренняя модернизация кузова (перепланировка, замена кресел, установка перегородок и др.);

Установка дополнительного оборудования и устройств (аудио-видеотехника, подушки безопасности, электрические стеклоподъёмники, противоугонные устройства и др.);

Замена агрегатов и систем (установка более мощного двигателя, автоматической коробки передач, замена или усиление подвески и др.);

Модернизация или изменение конструкции агрегатов (форсирование или дефорсирование двигателя, установка нейтрализаторов и фильтров и др.).

6. МАГАЗИНЫ И САЛОНЫ ПО ПРОДАЖЕ АВТОМОБИЛЕЙ.

7. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОЙКИ.

Автомобильные мойки подразделяются:

Автоматизированные;

Механизированные;

Немеханизированные (ручная мойка и уборка).

8. СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ.

Подразделяются: - по режиму использования на:

Постоянные (стационарные);

Временные;

По обустройству и конструкции на:

Открытые и закрытые;

Манежные и с изолированными боксами;

Отапливаемые и не отапливаемые;

Наземные, подземные и многоэтажные;

По составу предлагаемых услуг на:

Одноцелевые (только хранение);

Многоцелевые (хранение, мойка, мелкий ремонт и др.).

9 МОТЕЛИ И КЕМПИНГИ.

Мотели предназначены для кратковременного отдыха и проживания водителей и пассажиров, находящихся в пути и хранения автомобилей.

Кемпинги предназначены для продолжительного проживания и отдыха автотуристов. Представляют собой обустроенную и охраняемую территорию с участками для размещения автомобилей, жилых домиков или палаток, бытовых помещений общего пользования.

10. ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предназначены для обеспечения сервисных предприятий автомобилями, запасными частями, технологическим оборудованием и материалами.

11. СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Предназначены для оказания технической помощи на месте возникновения отказа автомобиля и транспортирования автомобиля при невозможности устранения отказа на сервисное предприятие или место хранения.

12. ПРОЧИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ.

1) Банки, осуществляющие автокредитование.

2) Страховые компании, работающие с сервисными предприятиями, производящими ремонт автомобилей по «страховым случаям».

3) Компании и бюро автотехнической экспертизы. Бюро технической экспертизы осуществляют:

Определение фактических затрат при ремонте автомобилей в результате страховых случаев;

Проверка соответствия фактически произведенного ремонта оформленной сервисным предприятием платежной документации;

Проверка соответствия материалов и запасных частей действующим требованиям и др.