Деньги

Виды декораций и техника их создания. Виды и особенности театральных декораций Кто делает декорации в театре

Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления - задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения.

Обычно над макетом художник работает вместе с режиссером спектакля. Только после того, как определится режиссерский образ постановки, начинается проработка отдельных частей декорации. Одновременно с макетом идет проработка эскиза задника и кулисных полотен. Изготовляются масштабные копии с точным соблюдением всех соотношений.

На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали.

Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету.

Он расставляет стационарный и передвижной свет, высвечивая одни элементы декорации и притеняя другие.

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Типы сценографических решений:

    Повествовательная декорация - воспроизводит на сцене картину реальной жизни. И с большей или меньшей степенью подробностей, обобщенности, условности повествует об окружающих героях пьесы обстановке. Сценическое пространство превращается художником в реальное пространство того места, где происходит действие спектакля. (Симов у Станиславского).

    Метафорическая декорация предлагает зрителю обобщенный образ всего спектакля в целом. Художники стремятся раскрыть пьесу через пластическую метафору. Метафора в театре несет в себе конкретный образ и выражается конкретным языком живописи, света, архитектуры. (Рындин в «Оптимистической трагедии» сделал барабан и волнообразную линию).

    Живописная декорация . В ней живопись выступает как основное средство художественной выразительности. Художник имеет дело с плоскостью, на которой пишет разные сюжеты - пейзаж, интерьер. На заднике плоскости занавеса - идея спектакля. (Головкин - «Маскарад» через занавесы).

    Конструктивная установка . Появилась в 20-е годы, направлена против живописной. Сценическое пространство рассматривается как место, где можно выстроить конструкцию, предназначенную для действий актера. Конструкция пластикой и ритмом воплощала идею и образ спектакля. Место действия не имеет самостоятельного значения - оно раскрывается во взаимодействии с актерами. Актеры оправдывают действиями условные сооружения из станков, лестниц. Материалы установок: дерево, рогожа, фанера, металл. (Эфрос спектакль «Ромео и Джульетта», художник Дургин сделал железную решетку – клетку из площадок, лестниц. Пространство решено по вертикали).

    Архитектурно-пространственная декорация рассчитана на использование всей глубины сцены. Пространство сцены - одно из главных выразительных средств спектакля. (Пьесы поэтов античности и Шекспира так решались).

    Динамическая декорация основана на движении. Если для архитектурно-пространственной декорации движение служит для разворачивания единой установки перед зрителем, то в динамической - движение будет главным средством, содержащим образ спектакля. (1923 г. Мейерхольд «Даешь Европу», художник Шлепянов сделал движущиеся стены).

    Световая декорация . Функции света не исчерпываются задачей выделить ту или иную деталь. Свет в руках хорошего художника станет решающим компонентом, выражающим художественный образ спектакля. (Художник Белов спектакль Ефремова «Декабристы» 1967г.)

    Проекционная декорация создается с помощью аппаратуры: приставки, телеаппаратура, фильмоскопы, диаскопы. (Кинопроекция в спектакле «Погода на завтра» Волчек).

    Игровая декорация . Ее корни уходят в века. Оформления как некого целого не было, его создавали необходимые для действия предметы, приносимые самими актерами и возникающие нередко в порядке импровизации. (Мейерхольд «Незнакомка» использовал бамбуковые шесты; Захаров в спектакле «Тиль» - 4 дощатые скамьи и чертово колесо).

    Внерамповая декорация. Это когда сцена вынесена в зрительный зал и окружена зрителями. (Самарский ТЮЗ, спектакль «Бумбараш»).

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй и т. д.) обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации

1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации
к балету П. И. Чайковского "Спящая красавица".
1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова

1906.

А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
1906.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.

ДЕКОРАЦИЯ

ДЕКОРАЦИЯ

(сред.-век.-лат., от лат. decor - украшение). Изображения и картины, написанные особым образом и ставящиеся на театральной сцене для того, чтоб придать ей вид того места, где должно происходить действие.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ДЕКОРАЦИЯ

1) более или менее эффектное украшение в обстановке каких-либо предметов; 2) театральные расписные холсты на подставках, изображающие на сцене различные предметы, необходимые по ходу пьесы (стены комнат, дома, лес, небо и пр.); 3) красивая внешность, скрывающая за собой весьма непривлекательную сущность дела и рассчитанная на обман неопытн. людей.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ДЕКОРАЦИЯ

1) обстановочное украшение; 2) театральных д. - холсты, натянутые на рамы, расписанные сообразно пьесе; изображают стены, лес, небо, облака, горы и проч.; отличаются тем, что издали производят впечатление самих предметов, а не картин, вблизи же и не при вечернем освещении представляются совсем не художественным малеваньем.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ДЕКОРАЦИЯ

средневек.-лат., от лат. decor , украшение. Картины, выставляемые на сцену соответственно происходящему на ней действию.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Декора́ция

(фр. decoration лат. decorare украшать)

1) художественное оформление спектакля средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и др.;

2) перен. что-л. показное, внешне привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-л.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Декорация

декорации, ж. [фр. decoration, букв. украшение ]. 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что-н. показное, внешне привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-н. (разг. ирон.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Декорация

и, ж. (фр. décoration лат. decorāre украшать).
1. Устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия. Театральные декорации .
Декорационный - относящийся к декорациям.
2. перен. Нечто показное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-н. Его поступки лишь д . его подлинных намерений .
Перемена декораций, изменить декорации, декорации переменились - об изменении обстановки, условий чего-н., положения дел, общего вида чего-н. и т. п.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕКОРАЦИЯ" в других словарях:

    декорация - и, ж. décoration f. 1. архит. Архитектурное, скульптурное, живописное и пр. украшение здания. Сл. 18. <мастеру> наблюдат же и рисунка, или профиля, данного от архитектора, чтоб не утратить ни малой пропорции, ибо в том есть лутчайшая зданию … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от фр. decoratio украшение) в широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать производить художественное украшение, и прилагательное декоративный,… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    - (от позднелатинского decoratio украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др.… … Современная энциклопедия

    - (от позднелат. decoratio украшение) оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕКОРАЦИЯ, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что нибудь показное, внешне… … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКОРАЦИЯ, и, жен. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. | прил. декорационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор муж. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

    В широком значении слова, всякое художественное украшениепредмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать производитьхудожественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, наязыке архитектуры, в противоположность к термину… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Витрин. Жарг. бизн. Умышленное увеличение размера прибылей в балансе, чтобы скрыть плохое финансовое состояние предприятия. БС, 44 … Большой словарь русских поговорок