Деньги

Виды живописи. Виды и жанры живописи в истории Что относится к жанрам живописи

Ни для кого не секрет, что живопись имеет свою типизацию и разделяется на жанры. Зародилось это явление в Европе 15-го века, тогда сформировалось понятие первосортной живописи, туда входили картины мифологической и исторической направленности, к второсортной относили — пейзажи, портреты, натюрморты. Но эта сортировка потеряла свою актуальность примерно в 1900 годах, когда жанров и стилей стало слишком много и было бы слишком старомодно пользоваться четким делением только на эти две группы. Именно поэтому хочу рассказать про актуальные виды живописи на сегодняшний день.

Натюрморт (nature morte — «мёртвая природа») - картины неодушевлённых вещей. Этот жанр зародился в 15-ом веке, обрел самостоятельность в 17-ом, благодаря голландским художникам. Самостоятельным жанр стал в связи с наступлением Золотого века в Голландии, художники были избалованы изобилием еды и других вещей, которые раньше считались предметами роскоши и богатства, именно на этой почве появился такой узкий жанр как Голандский натюрморт. В наши дни натюрморт является широко распространенным видом живописи, и пользуется большим спросом у покупателей картин.

Портрет - человек либо группа людей которые изображены на картине. Рамки этого стиля очень расплывчаты, портрет очень часто пересекается с другими стилями, например с пейзажем или натюрмортом. Портреты еще бывают историческими, посмертными, религиозными. Еще существует автопортрет, это когда художник рисует сам себя.

Пейзаж - очень важный жанр в жиописи. В нем художник рисует либо первозданную, либо преображенную человеком природу, либо местность. Давно вышел за рамки привычных морских или горных видов, и на сегодняшний день является одним из самых популярных видов живописи. Пейзажи бывают городскими, сельскими, морскими, горными и т.п. Раньше пейзажи рисовали только на пленэрах, когда художник рисовал с натуры то, что видел. В наши дни такая практика встречается все реже, и современные художники предпочитают работать с фотографии.

Марина — тот же морской натюрморт, только с правильным названием. В маринах изображаются события которые происходят в море, баталии, большие волны, грузовые судна и т.п. Ярким представителем этого жанра был Иван Айвазовский.

Историческая живопись — возникла по необходимости, в эпоху Ренессанса, художники рисовали важные культурные и исторические события. Исторические картины не всегда основывается на истории, в нее так же входят различные виды живописи, такие как: мифология, евангельские и библейские события.

Батальная живопись — тематика, которая раскрывает тему войны и военной жизни. Художник старается изобразить важный, эпичный, ключевой момент сражения или битвы. При этом, достоверность может плавно отходить на второй план.

Анималистика —изображение животных, самые древние картины были именно в этом жанре, ведь еще первобытные художники рисовали зверей и охоту на них. Практически всегда объеденяется с пейзажом.


Живописные произведения искусства принято подразделять по жанрам. Они являются формой отображения жизни и помогают классифицировать и объединять живописные картины разных художников. Жанры живописи постоянно изменяются вместе с эпохами, некоторые их них исчезают или возрождаются в новой форме. Например, такие как ванитас (аллегорический натюрморт эпохи барокко) или каприччо (архитектурный пейзаж-фантазия).

Также возникают со временем новые жанры, которые являются подразделениями уже существующих. Например в пейзаже можно выделить городской пейзаж, интерьер. Характерно и объединение жанров в более общие названия. Можно привести пример: батальный, исторический, бытовой, аллегорический жанр часто называют фигуратив. Жанры живописи очень многочисленны, так как все время появляются новые мастера живописи с новыми талантами и идеями. И это замечательно, ведь все движется вперед. Давайте познакомимся с широко известными и наиболее часто используемыми жанрами.

Марина

Марина — жанр живописи, который изображает морской вид. Является разновидностью пейзажа. Обычно на таких картинах можно увидеть морскую стихию в разное время года и в разном состоянии. Также художники маринисты изображают борьбу человека и стихии, например часто рисуют корабли и парусники, попавшие в шторм.


Представляет собой жанр изобразительного искусства, к котором основной темой является природа. Она может быть изображена в первозданном или в преображенном человеком виде. Пейзаж в современном представлении — это то, что сформировалось за многие столетия по мере изменения и возникновения художественных приемов. Главное место в этом жанре отводится перспективе, композиции, изображению изменений воздушной и водной среды, а также свету.


— это изображение на картинах животных. В нем объединяются два начала: художественное и научное. Автор может акцентировать внимание в своих картинах как на точное изображение животных, так и на образные характеристики. Например, наделение животных человеческими чертами.


— это изображение архитектурных сооружений. Ее можно отнести к разновидности пейзажа, в которой изображается не природный ландшафт, а архитектурный. Кроме изображения разных сооружений, можно увидеть в этом жанре изображения интерьеров.


— это изображение художником сцен сражений. Это тема войны, которая отображает историю сухопутных, морских сражений и военных походов. Авторы этого жанра стремятся показать героев войны, запечатлеть важные моменты сражений, а также раскрыть их исторический смысл.


— отражение художником сцен повседневной жизни народа и окружающей его действительности. Это могут быть рыночные сцены, изображение праздников и уличных сцен, женщины и дети, рукодельницы за работой и многое другое. Художник может изображать реальные и вымышленные сюжеты.


— изображение художниками различных исторических событий и деятелей, а также главных общественных событий.


— жанр, в котором на картинах отображаются неодушевленные предметы. Ими могут быть различные предметы быта: кухонная утварь, посуда, фрукты и цветы, а также композиции из этих предметов. Наиболее известны художники натюрмортов фламандской и голландской школ, которые создают произведения в особенной технике.

Суть живописного искусства

Древнейшие наскальные изображения, по утверждению ученых, были сделаны около 40 тысяч лет назад. Художественные галереи доисторического времени - это пещеры со стенами, расписанными с помощью естественных красителей - глины, древесного угля, мела и т. д. Такие «музеи» найдены в Европе, Азии, Америке, Австралии.

Рисунки древних художников обладают всеми признаками настоящих произведений изобразительного искусства. В них чувствуется острый взгляд наблюдателя, твердая рука рисовальщика, выразительность цветовых сочетаний. Жанры живописи, созданной немыслимое число лет назад, будут актуальны в течение всей человеческой истории, они значимы и теперь: изображения человека и животных, сцены мира и войны...

Суть изобразительного искусства также неизменна долгие века: создание визуальных образов, отражающих впечатление человека-творца от предметного мира и явлений духовного порядка, художественная летопись исторических событий разного масштаба, игра фантазии и воображения, основанная на труде и таланте. Художниками для решения таких задач за долгое время выработаны различные стили и жанры живописи. Количество их велико, а признаки определяются творчеством конкретных мастеров.

Монументальная и станковая живопись

Сила художественного воздействия живописного произведения зависит от факторов, очень часто не находящих четкого определения. Размер картины - один из самых условных критериев при оценке масштаба произведения изобразительного искусства. Акварель размером с открытку может рассказать о мире больше, чем многометровые панно с тысячами персонажей.

Деление живописи на монументальную и станковую не говорит о величии решаемых художником творческих задач, оно больше определяет способ экспозиции. Фрески на стенах дворцов и соборов, росписи огромных залов занимают важное место в творчестве титанов Возрождения - потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, монументален во всех смыслах. Но кто скажет, что портрет флорентийки по имени Мона Лиза, написанный на тополиной доске размером 70 х 53 см, менее значим для мирового искусства?

Картины, созданные на отдельных полотнах, листах, досках, обладающие «мобильностью», принято называть произведениями станковой живописи. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой, с дизайном интерьеров, поэтому, чтобы вживую посмотреть фреску Леонардо «Тайная вечеря» на стене трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, придется ехать в Милан.

Основные жанры живописи

Каждая новая историческая эпоха рождает типические видимые образы, появляются мастера с уникальным способом их отображения, поэтому количество «измов» в истории искусств огромно.

Чуть меньшим числом определяются жанры живописи - разделение произведений изобразительного творчества в зависимости от темы, заинтересовавшей художника-живописца. Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная или фигуративная живопись, абстракция - это важнейшие жанровые направления изобразительного искусства.

Жизнь жанров

Всё находится в четкой связи с периодом истории, и жанры тоже - они рождаются, смешиваются, изменяются или исчезают. К примеру, только специалисты знают такие жанры живописи 18 века, как ведута, россика или более ранний ванитас. На деле же это просто разновидности пейзажа, портрета и натюрморта.

Ведута (итал. veduta - "вид") - родившийся в Венеции вид городского пейзажа с подробной деталировкой; ярчайший мастер-ведутист - Каналетто (1697-1768). Россикой называют портреты, созданные приехавшими в Петербург западноевропейскими живописцами.

Ванитас - аллегорический натюрморт (франц. nature morte - "мертвая природа"), в центре которого обязательно присутствует изображение человеческого черепа. Такое название произошло от латинского слова vanitas, означающего тщеславие, суету.

Часто тематика живописных произведений носит обособленный национальный характер. Например, хуа-няо («изображения цветов и птиц») и его стилистические направления: мо-чжу («бамбук, нарисованный тушью») и мо-мэй («цветущая слива, нарисованная тушью») - все это жанры китайской живописи, имеющие мировое значение. Их лучшие образцы могут восхитить любого зрителя виртуозной точностью рисунка и особой духовностью, но родиться они могли только в атмосфере древней культуры Поднебесной.

Пейзаж

В переводе с французского pays - это страна, местность. Отсюда происходит название одного из самых популярных живописных жанров - пейзажа. Хотя первые попытки передать окружающую природу находят среди образцов наскальной росписи, а мастера Японии и Китая достигли немыслимых высот в изображении неба, воды, растений задолго до нашей эры, классический пейзаж можно считать относительно молодым жанром.

Это связано с технологическими тонкостями. Возможность выходить с этюдником и красками в тюбиках на пленэр - писать натуру при естественном свете - оказала влияние на все жанры живописи. С примерами невиданного расцвета пейзажа можно столкнуться при изучении творчества импрессионистов. Именно картина восхода солнца на реке близ Гавра, написанная Клодом Моне (1840-1926), - «Impression»(«Впечатление») - дала название течению в живописи, в корне изменившему взгляд на цели и средства искусства.

Но и более поздняя история хранит имена великих пейзажистов. Если на иконах и картинах Средневековья природа - это схематичный и плоский фон для главного изображения, то начиная с раннего Возрождения пейзаж - активное средство разговора со зрителем. Джорджоне («Гроза»), Тициан («Бегство в Египет»), Эль Греко («Вид Толедо») - в картинах этих мастеров виды природы становятся главным содержанием полотна, а в пейзажах Питера Брейгеля - старшего (1525-1569) осмысление места человека в окружающем мире достигает космического масштаба.

В русской живописи шедевры мастеров пейзажа общеизвестны. «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Над вечным покоем» И. И. Левитана, «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и многие другие картины - не просто красивые виды или различные погодные состояния. Подобно музыке, они могут вызывать у зрителя новые мысли, сильные эмоции и чувства, приводить к высоким обобщениям и истинам.

Разновидности пейзажа: городской, маринистика

Городской пейзаж (ведута, позднее - индустриальный) - это жанры живописи с примерами активных приверженцев и среди художников, и среди любителей этого направления в искусстве. Как можно не восторгаться «Видом города Делфта» Яна Вермеера (1632-1675)?!

Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника. Марины, то есть разновидности картин, где главной темой является море, стали обособляться от обычных пейзажей с начала XVII века в Голландии. Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов, и романтиков. Оно стало дополнять другие жанры живописи. С примерами использования морской темы можно встретиться, разглядывая религиозные и мифологические полотна Рембрандта, голландских баталистов, Делакруа и импрессионистов. Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851).

Никогда не изменял морской теме И. К. Айвазовский (1817-1900), ставший величайшим художником-поэтом моря. «Девятый вал», «Черное море» и еще более 6 тысяч полотен до сих пор являются непревзойденными образцами марин.

Портрет

Изображение внешнего облика конкретного, существовавшего или существующего человека, а через внешность - выражение его внутреннего содержания - именно так можно определить суть одного из важнейших живописных жанров. Эта суть оставалась, хотя менялась мода, появлялись новые стили живописи и уходили в прошлое устаревшие, ибо главным оставалась индивидуальность, уникальность личности. При этом портретный жанр не имеет железных рамок, может быть элементом сюжетных и фигуративных картин и имеет много жанровых подвидов.

Портрет великого человека - исторический жанр в живописи. "Как это?", - спросит читатель. Герой, имеющий внешнее и внутреннее сходство с конкретной личностью, наделяется окружением, соответствующим «высокому» жанру. Другими подвидами портретного направления называют костюмированный (мифологический, аллегорический), типический, семейный, групповой портрет.

Один из величайших шедевров, за три с половиной века не раскрывший до конца своих загадок, - «Ночной дозор» Рембрандта. Эта картина - групповой портрет отряда военной милиции, где каждый персонаж имеет конкретное имя и характер. Они вступают во взаимодействие, рождающее историю, которая будоражит любого, кто начнет всматриваться в лица людей XVII века.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1608-1669) известен и как автор многочисленных автопортретов, по которым можно проследить судьбу художника, полную трагических ударов и кратких счастливых периодов. Во многих из них можно усмотреть бытовой жанр в живописи, если придавать значение нарочито простому окружению и одежде. Но гений мастера наполняет автопортреты космическим по объему содержанием. Эта жанровая разновидность полна примерами величайших взлетов мастерства и таланта, ведь кто лучше автора знает портретируемого в этом случае?

Натюрморт

Еще один из самых востребованных жанров - выражение индивидуального и общественного понимания мира через изображение его предметного наполнения. Для настоящего художника до мелочей важен выбор компонентов натюрморта - отсюда начинается увлекательный рассказ, дополняемый чисто художественными средствами: композицией, рисунком, цветом и т. д. Стилевое своеобразие выражается в жанре натюрморта особенно явно: здесь предполагается тщательно продуманная работа над неподвижной натурой с выбранным освещением и т. д.

Начинавший свою историю как составная часть религиозных и жанровых композиций, натюрморт быстро стал самоценным жанром. Нидерландский натюрморт (steel-life - «тихая жизнь») - особая страница истории искусства. Роскошные композиции из цветов и снеди или аскетические аллегории интеллектуального характера, «обманки»... Да, у голландского натюрморта XVII века есть устоявшиеся подвиды.

Шедевры этого жанра можно обнаружить в творчестве художников всех значимых стилей и направлений. Среди них - академические декоративные полотна И. Ф. Хруцкого (1810-1885), глубокие и многозначные постановки Сезанна (1839-1906) и импрессионистов, «Подсолнухи» Ван Гога и изобильная «Московская снедь» И. И. Машкова (1881-1944) из «Бубнового валета», фигуративные поиски кубистов и банки консервированного супа Энди Уорхола.

Высокий и низкий роды живописи

В период классицизма деление на высокий и низкий жанр в живописи было закреплено французской Академией изящных искусств. В иерархии, которой постепенно стали придерживаться все ведущие художественные академии, главным объявлялся исторический жанр - Grand genre. К нему относились не только изображения битв и других событий прошлого, но и картины на аллегорические и литературные сюжеты, а также мифологический жанр живописи. Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства.

К petit genre - «низкому жанру» - относились (по нисходящей): портрет, бытовой жанр в живописи, пейзаж, марины, изображения животных (анималистика) и натюрморт.

Старые и новые жанры

Полотна на историческую тему, в основном с изображением военных баталий, многофигурные композиции на религиозные и мифологические сюжеты были итогом обучения во многих художественных академиях вплоть до конца XIX века. Такие картины, как «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1799-1852), были событием мирового масштаба, они поражали размахом замысла и мастерством воплощения.

Против академического деления на жанры выступали те, кто открыл новые горизонты, - импрессионисты. Именно они создали полотна, на которых сюжеты из обычной жизни, сцены труда и досуга людей простых горожан и крестьян приобретали значение объекта высокого искусства.

Позднее появились мастера, которым для выражения своих идей не требовались сюжеты или даже предметы реального мира, и картины художников-абстракционистов, не содержащие материальных объектов или даже ссылок на них, можно отнести к отдельному жанровому виду.

Стилевое и жанровое многообразие

Настоящий художник всегда ищет свою манеру, своё лицо, свою палитру. Часто, чтобы определить стили живописи, искусствоведам приходится изобретать новые термины. Но корректное применение этих понятий и правильная жанровая классификация не могут перевесить новизны и оригинальности художественного дарования, значения уникального вклада каждого художника в мировую культуру, в развитие осмысления мира с помощью зрительных образов.

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид монументальной живописи - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный образец монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой искусство оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные буквы, обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были дерево, кость, камень и металлические пластинки.