Домашний очаг

“Вишневый сад” как пример чеховской пьесы. Вишневый сад

“Вишневый сад” как пример чеховской пьесы
Вспомним чеховские рассказы. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех... Таковы и его пьесы - пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским современникам. Но именно в них ярче и глубже всего проявилась “акварельность” чеховских красок, его проникновенный лиризм, его пронзающая точность и откровенность.
Драматургия Чехова имеет несколько планов, и то, что говорят герои - отнюдь не то, что скрывает за их репликами сам автор. А то, что он скрывает, может быть, вовсе не то, что он хотел бы донести до зрителя...
От этой многоплановости - сложности с определением жанра. Например, пьесу
“Вишневый сад” сам автор называл комедией. Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?
Как известно с самого
начала, имение обречено; обречены и герои - Раневская, Гаев, Аня и Варя - им не на что жить, не на что надеяться. Предлагаемый Лопахиным выход для них невозможен. Все для них символизирует прошлое, какую-то давнюю, прекрасную жизнь, когда все было легко и просто, и даже умели сушить вишню и возами отправлять в Москву... Но теперь сад состарился, урожайные годы редки, способ приготовления вишни забыт... Постоянное неблагополучие чувствуется за всеми словами и поступками героев... И даже надежды на будущее, высказанные одним из самых деятельных героев - Лопахиным - неубедительны. Неубедительны и слова Пети Трофимова: “Россия - наш сад”, “надо работать”. Ведь сам Трофимов - вечный студент, который никак не может приступить к какой-либо серьезной деятельности. Неблагополучие и в том, как развиваются отношения между героями (Лолахин и Варя любят друг друга, да почему-то не женятся), и в их разговорах. Каждый говорит о том, что его интересует в данный момент, и нс слушает других. Героям Чехова свойственна трагическая “глухота”, поэтому в диалогах мешается важное и мелкое, трагическое и глупое.
Ведь в “Вишневом саде”, как и в человеческой жизни, перемешаны обстоятельства трагические (материальные трудности, неспособность героев к действию), драматические (жизнь любого из героев) и комические (например, падение Пети Трофимова с лестницы в самый напряженный момент). Везде виден разлад, даже в том, что слуги ведут себя, как господа. Фирс говорит, сравнивая прошлое и настоящее, что “все враздробь”. Существование этого человека словно бы напоминает молодым, что жизнь началась давно, еще до них. Характерно и то, что его забывают в имении...
И знаменитый “звук лопнувшей струны” - это тоже символ. Если натянутая струна - готовность, решительность, действенность, то лопнувшая струна - конец. Правда, есть еще неясная надежда, ведь повезло же соседнему помещику Симеонову-Пищику: он не лучше других, а у него то глину нашли, то прошла железная дорога...
Жизнь и грустна, и весела. Она трагична, непредсказуема, - об этом и говорит
Чехов в своих пьесах. И поэтому так трудно определить их жанр - ведь автор одновременно показывает все стороны нашей жизни...

Вишневый сад, благодаря пьесе Чехова, стал своего рода символом России. И, несмотря на сложность выращивания этой культуры, мы должны придерживаться традиции и обязательно выращивать вишневые деревья. Поделюсь своим опытом в этой сфере.

Посадка вишен

Свои вишни я высаживаю весной в апреле до распускания почек в достаточно освещенном месте, на хорошо дренированной прогретой почве. Дело в том, что в низинных местах застаивается холодный воздух, поэтому их надо избегать. Войлочные вишни сажаю на расстоянии 2 м друг от друга, а обыкновенные – с интервалом в 3 м.

Перед посадкой внимательно осматриваю корневую систему однолетнего или двухлетнего саженца вишни высотой около 1 м, обрезаю кончики корней на 2 см до здоровой ткани. Поломанные и подгнившие части корней удаляю. Дерево ставлю в воду на несколько часов, чтобы корневая система напиталась влагой и растение легче перенесло посадку.

Заранее готовлю яму глубиной 50 и диаметром 80 см, чтобы корневая система дерева свободно в ней размещалась, корни не скручивались, не заламывались и не были направлены вверх. Рыхлю дно и покрываю его слоем сырого компоста со смесью удобрений. Выбранную из посадочной ямы землю смешиваю с компостом, минеральными и органическими удобрениями, песком для улучшения структуры почвы.

Саженец опускаю строго вертикально, чтобы его корневая шейка была выше поверхности почвы примерно на 5 см. Она должна будет опуститься на уровень поверхности после того, как земля осядет. Яму засыпаю подготовленной удобренной почвой, уплотняю ее. чтобы дерево прочно держалось в земле.

По окончании посадки формирую поливочный круг по всей окружности. Посаженную вишню обильно поливаю двумя ведрами нагретой на солнце воды. Приствольный круг мульчирую компостом слоем 5 см.

Сорт сорту – рознь

При выборе сортов для посадки я обязательно учитываю фактор самоплодности вишни. Большинство сортов самобесплодны, то есть они не могут опыляться пыльцой цветков своего сорта и даже при обильном цветении такие сорта не в состоянии образовать плоды, если в саду нет сорта-опылителя. У меня из таких сортов есть е наличии, например. Орловская ранняя и Жуковская.

Существуют также самоплодные сорта вишни, которым сорт-опылитель не требуется. Из таких у меня растут Любская, Молодежная, Щедрая . Они, в свою очередь, сами могут служить опылителями для других сортов вишни.

Бывают также сорта вишен с частичной самоплодностью. Один из самых известных – Тургеневка. Без сорта-опылителя такие растения плодоносят, но урожай – сниженный.

Растут у меня и войлочные вишни сортов Лето и Восторг . Им требуется плодородная, легкая, хорошо дренированная почва и солнечное место. Это небольшие растения в виде кустарника, морозостойкие, с большой урожайностью, устойчивы к грибку. Плоды облепливают ветку на очень коротких плодоножках.

Вишневый сад: обрезка

Мои молодые вишни хорошо растут и ветвятся, поэтому я слежу, чтобы крона дерева не загущалась. Первый раз обрезаю растения на четвертый год после посадки. Ранней весной, за четыре недели до набухания почек, все больные и сухие ветви, а также побеги, которые направлены внутрь кроны, вырезаю, чтобы к концу формирования у вишни было около 10 скелетных ветвей, которые должны размещаться равномерно по стволу.

Когда рост побегов ослабевает, я провожу омолаживающую обрезку. Постоянно удаляю у дерева корневую поросль, которая забирает много сил и соков у вишни. Я заметила, что после обрезки плоды становятся крупнее.

При температуре минус 1-2 градуса для защиты от заморозков советую применять дымление. До наступления заморозков зажигаю на три дерева одну дымовую кучу, которая может дымить около 6 часов.

Полив вишневого сада

Обязательно поливаю вишню после цветения в конце мая – июне, во время созревания плодов в июле и в сентябре-октябре, причем нечасто, но обильно. После полива аккуратно рыхлю почву, чтобы на ней не было корки, стараюсь не повредить корни, так как они расположены неглубоко, удаляю сорняки. При этом на 1 кв. м расходую около 6-7 ведер воды, стараюсь, чтобы почва была хорошо увлажнена.

Чтобы сохранить от птиц созревающие ягоды вишни, рекомендую прикреплять к ветвям деревьев несколько пластиковых пакетов из тонкого полиэтилена с вырезанными в них отверстиями-ручками. На ветру пакеты надуваются и распугивают птиц.

Подкормки

Поскольку при посадке саженцев вишни я уже вношу удобрения, то в этот год дополнительно больше не удобряю почву. В будущем почву под вишней известкую 1 раз в 3 года (300 г извести на 1 кв. м). Перед осенней перекопкой вношу органические удобрения в виде компоста.

6 период плодоношения вишня потребляет большое количество питательных веществ и нуждается 8 их внесении. Осенью под перекопку под куст или дерево вношу 150-200 г фосфорных и 60-80 г калийных удобрений в твердом виде. Для вишни также делаю полезную внекорневую (опрыскивание по листьям) подкормку азотом: первый раз – через 10 дней после цветения, второй раз – спустя две недели после первой. Расход мочевины в этом случае -40-50 г на 10 л воды.

В период от распускания почек до обособления бутонов опрыскиваю вишни бордоской жидкостью, медным купоросом против различных вредителей.

Лечебные свойства вишни

Польза от вишни огромная. Вещества, которые содержатся в ягодах, снижают свертываемость крови, препятствуют образованию тромбов, используются для профилактики малокровия. Вишня регулирует деятельность кишечника, улучшает аппетит, повышает иммунитет.

Мне нравится заваривать витаминный чай из весенних листиков вишни, который обладает противовоспалительным, антисептическим и кровоостанавливающим действием, а еще из самих цветков завариваю ароматный, безумно вкусный чай. в котором содержится много органических кислот, микроэлементов и минеральных веществ.

Очень люблю вишневый мед.

Он оказывает общеукреппяющее, антибактериальное, противовирусное и противовоспалительное действие на организм человека, повышает иммунитет.

Противопоказания к употреблению вишен

Но надо помнить, что при язве желудка, сахарном диабете, заболеваниях легких следует употреблять плоды вишни с осторожностью, а семена, находящиеся в ядрах, ядовиты.

Примета предков

У наших предков существовала примета: посаженное возле дома дерево вишни принесет удачу и благополучие, а первое свидание влюбленных под этим растением подарит им счастье. Попробуйте посадить вишню, и пускай удача, счастье и любовь никогда не покидают вас!

Вишневый сад не по чеховски

Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево…. Мало одного дерева! И двух мало, и трех тоже мало! Нужно сажать сад! Наш был вишневым.

Ягодник – не сад

Закладка сада… На своем первом дачном участке, хотя в настоящую дачу он так и не превратился, мы посадили несколько саженцев вишни, яблоньку, грушу. Однако яблоню и грушу у нас украли, новые саженцы купить не смогли. Так и остались вишенки да три куста смородины в одиночестве. Но разве таким должен быть настоящий сад? Вот так, в недоумении, безрадостно прошла закладка первого крошечного садика. И пришло понимание, что сад должен быть не где-то далеко на дачном участке, куда приезжаешь на выходные, а рядом с домом, в котором живешь.

В новый дом мы переехали в самом конце августа, дети пошли в школу, а мы с мужем начали думать: где и какой сад будем закладывать весной. Место определили сразу – с северо-восточной стороны дома. Вроде бы не очень удобно? Но за нашим домом стояло всего два дома, а дальше поле, практически степь. С ветрами и отсутствием защиты. Зато места хватало, ведь эта часть усадьбы была большой, даже больше, чем наш старый дачный участок. Со всеми правилами мы смогли разместить на нем 28 деревьев! Вишен больше, чем яблонь, груш и слив вместе.

Все начинается с ямы

Ямы начали копать с ранней весны, хорошо, что она выдалась теплая и ранняя, ведь и на дачном участке пришлось выполнять все работы, но к 28 апреля даже картошку посадили. На новом месте потребовались очень глубокие ямы, потому что под слоем в 20 см лежала глина. Некуда было корням расти. 80 см – это сторона кубика, именно таких размеров были наши ямочки.

С миру – по гвоздику

Без дренажа сажать бессмысленно. Где взять материалы?

Наш дом хоть и был новым, но остатков строительных материалов не было на территории. Мусора, который бы сыграл роль дренажа, не было! И пошла я по селу с тележкой. И складывала в нее все, что попадалось на глаза. И жестянки, и бумагу, и камушки большие и не очень. И даже старые ветки. Попадались гвозди – и для них находилось место в тележке. Получалось, что я собирала мусор, от которого люди с радостью избавлялись, иначе им пришлось бы самим везти на свалку все 28 тачек, что я насобирала.

На эту работу ушел почти месяц. Даже золы настоящей древесной не было, ведь отапливали дома углем. Только крохи получились от огромного количества бутылок, которые убрали с участка и сожгли еще осенью. Но на наше количество деревьев этого было мало.

Профессия – снабженец

Я смеялась, что профессия называется снабженец мусором. Вот так совершенно случайно получилось, что отходы чужих дворов и улиц мы превратили в плодоносящий сад. Ягод хватало с избытком, и не только нам, но и всем родственникам, даже соседи собирали. Приходилось очередь устанавливать, потому что стремянка была одна. Сначала наш сад был в деревне единственным. В других дворах было по одному или два плодовых дерева, а у некоторых даже ни единого кустика – только картошка в огороде. А мы весной под вишнями слушали, как гудят пчелы, аромат воспринимался дурманом, он манил к себе, как и соловушки, которым понравились наши заросли. Спелые ягоды заставляли вспоминать чеховский вишневый сад. Счастье есть!

Ксения ГУСАРОВА,
11-й класс,
гимназия № 1514(52)
(учитель – М.М. Бельфер)

План-конспект сочинения

Вишнёвый сад - образ, символ, персонаж

Ч ехов - творец так называемой “новой драмы”, характеризующейся новизной конфликта, отказом от внешней интриги, соединением драматического, комического и лирического начал, большой ролью подтекста, создаваемого ремарками автора, паузами, картинами природы, - “подводного течения”. Хотя сам писатель, очевидно, стремился добиться максимальной реалистичности своих пьес (“Пусть на сцене всё будет так же... как и в жизни”), бытует мнение, что именно через Чехова пришёл Мейерхольд к своему условному театру.

Как известно, “Вишнёвый сад” - итог творческого пути Чехова, последнее его слово, обращённое к читателю, слово о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного “пристроиться” в жизни. Основная проблема, поднятая в “Вишнёвом саде”, - проблема долга, ответственности, вопрос о судьбе Родины.

Действующие лица пьес Чехова не просто герои, а герои во времени и пространстве.

Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад - образ и персонаж, сад - время и сад - символические пространства.

Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами), сад, вне сомнений, - один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов.

Сад дан одновременно как обвинение (подчёркивает безответственность, недотёпистость) и оправдание (чувство красоты, хранение традиций, память) всех остальных героев.

Сад играет страдательную роль. Вспомним суждение Чехова: “Лучше быть жертвой, чем палачом”. Очевидно, что сад-жертва - единственный позитивный герой пьесы.

Сад задаёт верхнюю нравственную плоскость (то, что для Чехова является нормой, но для его героев, в силу искажённости миропорядка и их собственной неполноценности, становится идеалом), так же, как Яша, законченный хам, задаёт нижнюю. Вертикали, которая должна их соединять, нет. Поэтому все остальные действующие лица находятся между, посредине (“средние” люди), будто застыв в свободном падении, не касаясь ни одной из плоскостей (отклонились от нормы, но не опустились окончательно), но отражая их и отражаясь в них, - отсюда неоднозначность, многогранность образов.

Гаев неразрывно связан с садом. Но характер этой связи нельзя толковать однозначно. С одной стороны, Гаев - один из самых безответственных героев пьесы, он всё своё состояние “проел на леденцах”, и в большей степени вина в гибели сада лежит именно на нём. С другой стороны, он до последнего по-донкихотски наивно и безрезультно пытается спасти сад.

Раневская связана с садом своеобразным “эффектом многократной взаимной принадлежности”: Раневская - действующее лицо пьесы Чехова “Вишнёвый сад”, то есть она принадлежит “Вишнёвому саду”; вишнёвый сад находится в имении Раневской, следовательно, принадлежит ей; Раневская находится в плену у созданного ею образа сада и таким образом принадлежит ему; сад, как образ и символ “милого прошлого”, существует в воображении Раневской, значит, принадлежит ей...

Можно трактовать Раневскую как душу сада. На эту мысль наводят, в частности, наблюдения над температурой в её прямом и образно-художественном значении - до приезда Раневской многократно повторяется тема холода (в ремарках Чехова и репликах героев): “в саду холодно”, “сейчас утренник, мороз в три градуса”, “похолодела вся” и так далее; с приездом Раневской вишнёвый сад и дом согреваются, а после продажи сада снова холодает: “только что вот холодно”, снова “три градуса мороза”. Кроме того, появляется мотив “разбитого градусника” (знак отсутствия чувства меры и невозможности возвращения к старой жизни).

Для Лопахина сад - двойной символ. Это атрибут дворянства, куда ему, мужику, “со свиным рылом”, дорога заказана (социальный подтекст далеко не главный в пьесе, но он важен), и духовной элиты, куда он так же безнадёжно стремится (“читал книгу и заснул”).

Двойная сущность Лопахина - купец–артист - порождает комплекс, ощущение собственной неполноты (Лопахин далёк от холодного умствования Трофимова: “твой отец был мужик, мой - аптекарь, и из этого не следует решительно ничего”), который в свою очередь порождает подсознательное стремление к обладанию вишнёвым садом.

Всеми отмечен парадокс: стремясь сделать сад “богатым, роскошным, счастливым”, Лопахин вырубает его.

Вывод: Лопахин, купив сад, считает, что “покорил” его; опьянённый сознанием победы, он не понимает, что сам покорён (эту мысль отчасти подтверждает случившееся с Лопахиным на торгах: “в голове помутилось”; азарт - это инстинкт, то есть животное, природное). Следовательно, сад давит на Лопахина, определяет его жизнь.

Сад - символ счастья будущих поколений: “наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь”, но одновременно и препятствие к этому (сад привязывает всех своих “обитателей” к одному месту, служит своеобразным предлогом к их ничегонеделанию).

Сад можно рассматривать как проклятие Лопахина: многократное упоминание отцов и дедов - родовое; тема крепостного права, связанная с садом; уже упомянутый мотив стихийности, фатальность.

Для Вари спасение сада - единственная цель, обратившаяся в навязчивую идею. Она принесла в жертву саду личную жизнь, “личную тайну”. Ей присуще авторитарное сознание. Жертва её бесполезна (параллель: Соня в “Войне и мире”: “у неимущего отнимется”). Применённый к ней эпитет “бедная” имеет тройной смысл: нищая, несчастная, небогатая духовно. Работая ради сада, Варя постепенно меняет цель и средство местами (перенос акцента со слова “сад” на слово “работа”). Она трудится по привычке - без смысла и цели. Работа заполняет душевную пустоту. Варя лишена сада за излишнюю преданность ему.

Фирс - древний, как сад, согревается приездом Раневской, гибнет под стук топора. Фирс - неотъемлемая часть сада.

Личность Ани складывается под воздействием Раневской и Трофимова, отсюда двойственное отношение к саду, приближающееся к трофимовскому: “Я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде”. Любит сад как воспоминание о детстве и как надежду на новую жизнь, тема “мы насадим новый сад” - попытка соединения этих двух “любовей”.

Трофимовское отрицание, отвержение сада - попытка трезвой оценки. Оценка эта имеет и плюсы, и минусы: с одной стороны, Чехов нередко доверяет высказывать свои мысли именно Пете, с другой - Трофимов, резонёр-иждивенец, фигура комическая, это на порядок снижает всё, что он говорит.

Сад дан во времени и вне времени (метафизичен). Во времени сад существует в трёх временных плоскостях: прошлом, настоящем и будущем. Сад-прошлое - зримый образ крепостного права (“с каждого листка... глядят на вас человеческие существа”); воспоминание о молодости, лучшей жизни и безнадёжное стремление их возвратить. Сад, соединяющий воспоминание и стремление, - шаткий мостик, переброшенный из прошлого в будущее. Настоящее время сада едино с пространством (хронотоп). Сад - это и символ “серебряного века” как эпохи: расцвет и упадок одновременно, характерные цвета. Образ сада, в частности и вишнёвого, нередко встречается в поэзии “серебряного века” (литературоведы особенно часто отмечают Ахматову). О будущем сада можно спорить. Есть “лопахинский” вариант: срубить сад и понастроить дач, он достижим, но, по Чехову, это не будущее. Есть идеализированный сад Трофимова и Ани - хорош, но недоступен. И есть будущее во всероссийских масштабах, где новый сад будет посажен неизбежно, вопрос стоит лишь о том, каким он будет.

Понимание пространства сада наиболее просто (обычный сад) и сложно одновременно. Сад - это и пространство настроения (способствует созданию “подводного течения”). Сад соединяет в себе лирическое и эпическое начала.

Сад, принятый за нравственный идеал, можно принять и за идеальное пространство. Таким образом, возникает символическая параллель “вишнёвый сад–Эдем” и тема изгнания из рая. Но грехи Раневской, в которых она кается Лопахину, это не те грехи.

Вывод: не делать добра, по Чехову, едва ли не более грешно, чем делать зло.

Пространство вишнёвого сада универсально, так как объединяет между собой всех действующих лиц пьесы (хотя бы внешне), Чехова и всех его читателей, то есть создаётся высшая, метафизическая плоскость.

Наконец, очевидна метафора “сад–Россия”.

Ошибка Пети в том, что в своём высказывании (“Вся Россия - наш сад”) он делает акцент на слове “Россия”, таким образом Россия (если не вся земля) представляется в виде нескончаемого количества садов (“Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”), и утрата одного из них не представляется чем-либо важным - подобная халатность неминуемо ведёт к разрушению всего.

Чехов, напротив, делает акцент на слове “сад”. Это означает, что один конкретный сад уже есть Россия, и ответственность за него должна быть такой же, как и за судьбу всей Родины, и без первой не может быть второй. При таком понимании “сада–России” ответом на извечный вопрос “что делать?” мог бы быть восходящий к Гёте и Вольтеру призыв: “пусть каждый возделывает свой виноградник”, но в данном контексте он звучал бы как призыв не к предельной индивидуализации, а к самоотверженному труду на своём клочке земли, причём труд должен восприниматься не как способ заполнить внутреннюю пустоту, а как средство сделать(ся) лучше.

В пределах пьесы нет надежды на “счастливый конец”: умирает в заколоченном доме Фирс; сад вырублен или будет вырублен, и на его месте понастроят дач; лопнувшую струну нельзя связать.

Публикации раздела Литература

Как читать «Вишневый сад»

В октябре 1903 года Антон Чехов закончил работу над пьесой «Вишневый сад». Режиссер Константин Станиславский , который первым поставил пьесу в Московском Художественном театре, признавался: «Ее [пьесы] прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки». И до сих пор «Вишневый сад» остается одним из самых неоднозначных произведений русской литературы. О том, на какие детали нужно обратить внимание, чтобы по-настоящему понять пьесу, порталу «Культура.РФ» рассказала Ирина Сухова, научный сотрудник отдела Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей А.П.Чехова» .

Виктор Борисов-Мусатов. Весна (фрагмент). 1898-1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крнстантин Коровин. За чайным столом (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Клод Моне. Женщина в саду (фрагмент). 1876. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Читайте образовательный цикл, посвященный творчеству Антона Чехова, в проекте ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Литературный экспресс» .

Беседовала Екатерина Тарасова

Пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) - последнее произве­дение А.П.Чехова, завершающее его творческую биогра­фию.

Действие пьесы, как сообщает автор первой же ремар­кой, происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженном тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи».

Раневская и ее брат Леонид Андреевич Гаев - хозяева имения. Но они довели его своим легкомыслием, полней­шим непониманием реальной жизни до жалкого состоя­ния: предстоит продажа его с торгов. Разбогатевший крес­тьянский сын, купец Лопахин, друг семьи, предупреждает хозяев о предстоящей катастрофе, предлагает им свои проекты спасения, призывает их думать о грозящей беде. Но Раневская и Гаев живут иллюзорными представления­ми. Гаев носится с фантастическими проектами. Оба они проливают много слез о потере своего вишневого сада, без которого, как им представляется, они не смогут жить. Но дело идет своим чередом, происходят торги, и Лопахин сам покупает имение. Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской и Гаева как будто не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, к своей нелепой «любви», к которой она и без того верну­лась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Леонид Андреевич тоже примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказыва­ется столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного, ничего драмати­ческого. Такова комедийная, сатирическая основа пьесы.

Интересен способ, с помощью которого Чехов подчер­кивал призрачность, несерьезность мира Гаевых-Ранев-

ских. Он окружает этих центральных героев комедии пер­сонажами, отражающими комическую никчемность глав­ных фигур. Фигуры Шарлотты, конторщика Епиходова, лакея Яши, горничной Дуняши - это карикатуры на «господ».

В одинокой, нелепой, ненужной судьбе приживалки Шарлотты Ивановны есть сходство с нелепой, ненужной судьбой Раневской. Обе они относятся сами к себе как к чему-то непонятно-ненужному, странному, и той и другой жизнь представляется туманной, неясной, какой-то при­зрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская как приживалка при жизни, ничего не понимая в ней.

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он тоже представляет собой карикатуру - и на Гаева, и на помещика Симеоно-ва-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Епиходов - «недотепа», употребляя любимое присловье старика Фирса. Один из современных Чехову критиков правильно указы­вал, что «Вишневый сад» - это «пьеса недотепов». Епихо­дов сосредотачивает в себе эту тему пьесы. Он душа всякого «недотепства». Ведь и у Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, у них ничего не выходит из всех их намерений, на каждом шагу преследуют комические неудачи.

Симеонов-Пищик, постоянно находящийся на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегающий по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы, тоже представляет собой «двадцать два несчастья». Борис Борисович - чело­век, «живущий в долг», как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской; эти люди живут на чужой счет - на счет народа.

Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой, размахом мечты и слабостью мечтателя, характерное для некоторых чеховских героев. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. В нем есть черты «недотепства», свойственные почти всем персонажам этой пьесы. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову.

Ане всего семнадцать лет. А молодость для Чехова не только биографически-возрастной признак. Он писал: «... Ту молодость можно принять здоровою, которая не мирится со старыми порядками и глупо или умно борется с ними - так хочет природа и на этом зиждется прогресс».

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не разграничи­вает даже героев на положительных и отрицательных. В его произведениях сплошь и рядом встречаются «хорошие пло­хие» герои. Такие непривычные для прежней драматургии принципы типологии и приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, более того - взамоисключающие черты и свойства.

Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдель­ное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой виш­невого сада. Чехов подчеркивал в письмах, связанных с постановкой «Вишневого сада»: «Роль Лопахина централь­ная... Ведь это не купец в пошлом смысле слова... Это мягкий человек... порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интелли­гентно, не мелко, без фокусов». Но этот мягкий человек - хищник. Петя Трофимов так разъясняет Лопахину его жизненное назначение: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». И этот мягкий, порядочный, интеллигентный человек «съедает» вишневый сад...

Вишневый сад выступает в пьесе и олицетворением прекрасной творческой жизни, и «судьей» персонажей. Их отношение к саду как к высшей красоте и целеустремлен­ность - вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя.

Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40-50 назад... Ее душевные силы, энергию поглотила любовная страсть, заглушив ее природную отзывчивость на радости и беды окружающих, делая ее равнодушной и к конечной судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей. Ранев­ская оказалась ниже идеи Вишневого сада, она предает ее.

Именно в этом и состоит смысл ее признания, что без бросившего ее в Париже человека она жить не может: не сад, не поместье средоточие ее сокровенных помыслов, надежд и стремлений. Не поднимается до идеи Вишневого сада и Лопахин. Он сочувствует и переживает, но его волнует лишь судьба владелицы сада, сам же вишневый сад в планах предпринимателя обречен на гибель. Именно Лопахин доводит до логического конца действие, разви­вающееся в своей кульминационной непоследовательнос­ти: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

И.А.Бунин порицал Чехова за его «Вишневый сад», поскольку в России нигде не было садов сплошь вишневых, а были смешанные. Но чеховский сад - не конкретная реальность, а символ мимолетной и в то же время вечной жизни. Его сад - один из сложнейших символов русской литературы. Скромное сияние вишневых соцветий - сим­вол юности и красоты; описывая в одном из рассказов невесту в венчальном наряде, Чехов сравнил ее с вишневым деревцем в цвету. Вишневое деревце - символ красоты, добра, человечности, уверенности в завтрашнем дне; этот символ заключает в себе только положительный смысл и не имеет никаких отрицательных значений.

Чеховские символы преобразили древний жанр коме­дии; ее нужно было ставить, играть и смотреть совсем не так, как ставились комедии Шекспира, Мольера или Фон­визина.

Вишневый сад в этой пьесе - меньше всего декорация, на фоне которой философствуют, мечтают, ссорятся пер­сонажи. Сад - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется от минув­шего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней.