Разное

Вишневый сад — моя мечта.

Публикации раздела Литература

Как читать «Вишневый сад»

В октябре 1903 года Антон Чехов закончил работу над пьесой «Вишневый сад». Режиссер Константин Станиславский , который первым поставил пьесу в Московском Художественном театре, признавался: «Ее [пьесы] прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки». И до сих пор «Вишневый сад» остается одним из самых неоднозначных произведений русской литературы. О том, на какие детали нужно обратить внимание, чтобы по-настоящему понять пьесу, порталу «Культура.РФ» рассказала Ирина Сухова, научный сотрудник отдела Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей А.П.Чехова» .

Виктор Борисов-Мусатов. Весна (фрагмент). 1898-1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крнстантин Коровин. За чайным столом (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Клод Моне. Женщина в саду (фрагмент). 1876. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Читайте образовательный цикл, посвященный творчеству Антона Чехова, в проекте ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Литературный экспресс» .

Беседовала Екатерина Тарасова

“Вишневый сад” как пример чеховской пьесы
Вспомним чеховские рассказы. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех... Таковы и его пьесы - пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским современникам. Но именно в них ярче и глубже всего проявилась “акварельность” чеховских красок, его проникновенный лиризм, его пронзающая точность и откровенность.
Драматургия Чехова имеет несколько планов, и то, что говорят герои - отнюдь не то, что скрывает за их репликами сам автор. А то, что он скрывает, может быть, вовсе не то, что он хотел бы донести до зрителя...
От этой многоплановости - сложности с определением жанра. Например, пьесу
“Вишневый сад” сам автор называл комедией. Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?
Как известно с самого
начала, имение обречено; обречены и герои - Раневская, Гаев, Аня и Варя - им не на что жить, не на что надеяться. Предлагаемый Лопахиным выход для них невозможен. Все для них символизирует прошлое, какую-то давнюю, прекрасную жизнь, когда все было легко и просто, и даже умели сушить вишню и возами отправлять в Москву... Но теперь сад состарился, урожайные годы редки, способ приготовления вишни забыт... Постоянное неблагополучие чувствуется за всеми словами и поступками героев... И даже надежды на будущее, высказанные одним из самых деятельных героев - Лопахиным - неубедительны. Неубедительны и слова Пети Трофимова: “Россия - наш сад”, “надо работать”. Ведь сам Трофимов - вечный студент, который никак не может приступить к какой-либо серьезной деятельности. Неблагополучие и в том, как развиваются отношения между героями (Лолахин и Варя любят друг друга, да почему-то не женятся), и в их разговорах. Каждый говорит о том, что его интересует в данный момент, и нс слушает других. Героям Чехова свойственна трагическая “глухота”, поэтому в диалогах мешается важное и мелкое, трагическое и глупое.
Ведь в “Вишневом саде”, как и в человеческой жизни, перемешаны обстоятельства трагические (материальные трудности, неспособность героев к действию), драматические (жизнь любого из героев) и комические (например, падение Пети Трофимова с лестницы в самый напряженный момент). Везде виден разлад, даже в том, что слуги ведут себя, как господа. Фирс говорит, сравнивая прошлое и настоящее, что “все враздробь”. Существование этого человека словно бы напоминает молодым, что жизнь началась давно, еще до них. Характерно и то, что его забывают в имении...
И знаменитый “звук лопнувшей струны” - это тоже символ. Если натянутая струна - готовность, решительность, действенность, то лопнувшая струна - конец. Правда, есть еще неясная надежда, ведь повезло же соседнему помещику Симеонову-Пищику: он не лучше других, а у него то глину нашли, то прошла железная дорога...
Жизнь и грустна, и весела. Она трагична, непредсказуема, - об этом и говорит
Чехов в своих пьесах. И поэтому так трудно определить их жанр - ведь автор одновременно показывает все стороны нашей жизни...

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху. Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.

А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что может быть прекраснее цветущего вишневого дерева? Как нельзя представить сад без яблони, так же он немыслим и без вишни. С ХVIвека купцы, приезжающие на Русь, называли чудом из чудес местные наливные яблоки и крупные, сочные плоды вишни, наполненные летним зноем.

Я уже несколько лет пытаюсь посадить свой вишневый сад , но успешной эту попытку назвать нельзя. Многие саженцы вообще не прижились, некоторые погибли на второй год, а остальные, как-то неохотно растут. Вообще можно сказать не растут, а мучаются. Есть, конечно, пара деревьев, с которыми все в порядке, но вот сада моей мечты не получается.

Но сдаваться я не намерена, ведь ничего невозможного нет, возможно, все, что можно себе вообразить. И мечта, на то она и мечта, чтобы ее исполнить. Перечитав массу литературы по этому вопросу, я, кажется поняла, в чем проблемы и, почему вишни не хотят расти. И проблем немало, как общих для всех садоводов, так и конкретно моего дачного участка.

Проблемы в выращивании вишни и черешни

Оказывается, в последние годы повсеместно снижается урожайность вишни и черешни, потому что широко распространились такие опасные заболевания вишни как: грибковые заболевания коккомикоз и монилиальный ожог. К тому же климатические условия в нашей зоне рискованного земледелия, еще и усугубляют действие этих напастей. И растения заканчивают вегетацию ослабленными, с пониженным иммунитетом. Поэтому в суровые зимы, болезни беспрепятственно одолевают их.

Еще один отрицательный климатический фактор - затяжные дожди в августе-сентябре, которые приводят к образованию плотной, насыщенной водой пленки на поверхности почвы и чрезмерному насыщению влагой корнеобитаемого слоя почвы. И в результате получается вот что, из почвы вытесняется кислород; затем через 5 дождливых дней отмирают всасывающие корешки, а через 20 – даже скелетные корни. После такого стресса преждевременно сбрасывают листья даже здоровые деревья.

И третий по вредоносности фактор – медленное прогревание почвы весной. Вот, например, такая ситуация бывает у нас нередко: земля промерзлая и снег еще лежит до середины апреля, а к концу месяца температура воздуха резко поднимается, т.е. получается резкий перепад температур между корнями и побегами. Это приводит к физиологическому увяданию, и даже гибели деревьев.
Какой же выход из этой горестной ситуации? Мне кажется, в этом случае может помочь смоленская технология посадки вишни, которую я отыскала в своих журналах по садоводству и она мне очень понравилась. Хочу в следующем сезоне ее применить на своем участке, должен же у меня быть свой цветущий вишневый сад) ))

Новые технологии возделывания вишни и черешни

В чем же заключается эта технология? Это поверхностная посадка саженцев из контейнеров в летние месяцы после прогрева почвы с последующим формированием высоких насыпных гряд. Расскажу вкратце об этом методе.

Итак, 1 этап – саженцы предварительно сажаем в контейнеры, соответствующие размеру корней с отверстиями в дне. Для засыпки берем обычную землю с торфом, песком и древесной золой. Органические и минеральные удобрения, содержащие азот, не используем.

2 этап - с начала апреля саженцы в контейнерах ставим на солнцепек на пленку, присыпанную слоем песка, и польем. Пленка нам нужна для того, чтобы корни не проникали в грунт. Солнце начинает прогревать контейнер с корневой системой, и температура корней поднимается до активной и становится выше температуры воздуха. И весь потенциал роста устремляется в корневую систему. К тому моменту, когда почва в саду достаточно прогреется, т.е. к началу высадки, на саженцах, уже в контейнерах, могут даже образоваться цветочные почки.

3 этап – саженец с развитыми молодыми корнями аккуратно вынимаем с комом земли, не разрушая его. Затем ставим на ровную поверхность почвы, не делая ямок и, засыпаем землей – на 20 см выше корневой системы. Землю берем из междурядий на расстоянии не менее 1 м от саженца. Получается пологий холмик и при этом корневая система растения продолжает находиться в режиме с повышенной температурой корней. Деревце привязываем к колышку, чтобы его не раскачало ветром, и делаем вокруг ствола саженца лунку для полива. Саженцы сажаем по схеме: расстояние между вершинами гряд - 5 м; расстояние между саженцами черешни в ряду – 4 м, между саженцами вишни – 3 м.

4 этап – удобрения под вишню вносят, когда появляются первые листочки. Навоз раскладываем по гребню насыпной гряды между растениями, не заделывая его в землю. Корни не могут «добраться» до удобрений, и прямое питание, которое очень нежелательно, при этом исключается. При таком способе в воздухе в течение 10 дней находятся испарения, которые поглощаются первыми листочками в виде воздушной подкормки. Такая подкормка, в обход корней и тот момент, когда корни еще недостаточно прогрелись, оказывает положительное действие и дает мощный стартовый импульс вегетации. В дальнейшем же дожди постепенно вымывают элементы питания, которые проникают к корням и захватываются микроорганизмами. Этот процесс протекает медленно на протяжении всей вегетации.

Преимущества нового способа

А как вам, дорогие друзья, такой способ посадки вишни и черешни. Я думаю, что он должен оправдать себя, тем более на моем участке низкое залегание грунтовых вод и это тоже не способствует хорошему прогреванию и росту корневой системы. В других же регионах может быть этот способ будет и не так хорош. Но одно надо помнить четко, что при глубокой посадке в холодную землю положительных результатов не будет никогда.

Вернувшись ко всему вышесказанному, я еще раз повторю, какие же преимущества у данного способа посадки:

  • Исключительная скороплодность - урожай можно получить уже в год посадки. А, если мы задержим высадку саженцев до середины лета, то в плодоношение могут вступить даже маломерные саженцы.
  • Высокая зимостойкость, так как корни саженцев уходят в глубину под некоторым углом и защищены от морозов более высоким и более рыхлым слоем земли. При обычной же посадке в ямы вода, в результате длительных дождей накапливается и сильно угнетает растения, они страдают от дефицита кислорода в почве. Из-за этого корни близко располагаются к поверхности почвы, которая достаточно глубоко промерзает, так как достаточно уплотнена дождями.
  • Высокая ежегодная урожайность.
  • Устойчивость против ветра, потому что корневая система в насыпной гряде расположена в виде пирамиды и обладает самой высокой механической устойчивостью (якорностью).
  • В дождливый период ни один корешок не попадает в зону, перенасыщенную влагой.

Пожалуй, на этом я закончу данную статью, но разговор о выращивании вишни еще не окончен. В следующих статьях мы поговорим еще о других «вишневых» вопросах: о выборе сортов, о других способах посадки вишни, об уходе за ней, о выращивании черешни, войлочной вишни.

До скорой встречи, дорогие друзья!