Государство

Военно морской флот российской федерации численность. Военно-морской флот ВМФ России: история, состав, перспективы

Война на Дальнем Востоке началась в ночь на 27 января 1904 г. вероломным нападением японского флота на русскую эскадру на рейде Порт-Артура и корабли, стоявшие в Чемульпо. Эскадренные броненосцы “Цесаревич”, “Ретвизан” и крейсер “Паллада” были выведены из строя, а крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” после неудавшейся попытки днем 27 января с боем прорваться в Порт-Артур возвратились в Чемульпо, где “Варяг” был затоплен, а “Кореец” взорван, чтобы не допустить захвата кораблей врагом.

  • Флот при жизни Петра I и после его смерти

    За тридцать последних лет царствования Петра I отечественный флот превратился в грозную силу - было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных и множество мелких судов.

    После кончины Петра I, в 1725 г., постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить-“во избежание убытков”. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 г.: “У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков”.

  • Флот к В.О.В.

    За годы предвоенных пятилеток надводный флот пополнился также тремя лидерами эскадренных миноносцев типа “Ленинград”, тремя лидерами типа “Минск” и лидером “Ташкент”, построенным в Италии. В строй вступило значительное число эскадренных миноносцев типа “Гневный” (21 единица) и “Сторожевой” (11 единиц). В первые месяцы войны закончили приемные испытания еще 14 эскадренных миноносцев.

    Таким образом, к началу Великой Отечественной войны ВМФ располагал внушительными надводными силами. В его составе было более 500 надводных боевых кораблей различных классов: три линейных корабля, семь крейсеров, 56 лидеров и эскадренных миноносцев, 22 сторожевых корабля, 62 тральщика, 12 минных заградителей, 290 торпедных катеров, 92 сторожевых катера и охотника за подводными лодками и другие корабли.

  • Флот в 50-60-ые года

    Развитием крейсеров типа “Чапаев” явились крейсера типа “Свердлов”. Крейсер “Свердлов”, спущенный на воду в 1950 г., при водоизмещении 15450 т имел длину 210 м, ширину 21,6 и осадку 7,5 м. При мощности механизмов 130000 л.с. он развивал скорость 34,0 узла. Вооружение крейсера составляли двенадцать 152-мм орудий в четырех башнях, шесть 100-мм универсальных спаренных артиллерийских установок, 32 ствола 37-мм зенитной артиллерии и два пятитрубных торпедных аппарата калибром 533 мм. Крейсер мог принимать на борт 250 мин. По своей архитектуре это был один из красивейших кораблей мира.

    В 50-х годах были построены крупные серии крейсеров типа “Свердлов”, в том числе “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов”, “Адмирал Сенявин”, “Александр Невский” и др., а также башенных эскадренных миноносцев. В этот же период в строй вступило большое количество сторожевых кораблей типа “Ягуар”, торпедных катеров проекта 183 и тральщиков.

  • Ушаков Ф.Ф.

    С началом войны с Турцией, располагавшей в то время первоклассным флотом, в июле 1769 - феврале 1770 г. эскадра адмирала Григория Андреевича Спиридова совершила переход из Балтийского моря в Эгейское для действия в районе турецкого побережья. В мае 1770 г. туда же прибыла вторая российская эскадра - под командованием контр-адмирала Эльфинстона. Формально начальство над обеими эскадрами (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, всего 820 орудий) принял на себя генерал-аншеф граф А.Г. Орлов, получивший впоследствии титул Чесменского. Однако фактически всеми действиями русского флота руководил Г.А. Спиридов.

  • Сталин и восстановление флота

    Сталинский постулат об обострении классовой борьбы, а также о том, что молодая “страна Советов” окружена кольцом враждебных империалистических государств, которые в любую минуту могут развязать вооруженную агрессию против СССР, заставил партийное руководство любой ценой, несмотря на голод и разруху, срочно приступить к укреплению вооруженных сил страны. Решения о восстановлении Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) были приняты 8-16 марта 1921 г. Х съездом РКП(б) и 16 октября 1922 г. V съездом комсомола.

    Восстановление РККФ началось с ремонта и достройки немногих кораблей, оставшихся от бывшего Российского императорского флота.

  • Сражения 1700-х гг. и их итоги

    Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому сражению. Оно произошло 26-27 июля 1714 г. у п-ова Гангут (нынешнего Ханко). В ходе этой яростной битвы отряд кораблей шведского флота – 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота - вместе с командиром отряда контр-адмиралом Н.Э. Эреншельдом были захвачены в плен. Эту морскую “викторию” Петр I приравнивал к победе над шведами под Полтавой в 1709 г. 24 мая 1719 г. у о. Эзель русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль парусных кораблей в открытом море и без абордажа захватила три шведских судна. Петр I назвал эзельскую победу “добрым почином Российского флота”.

    27 июля 1720 г. у о. Гренгам отряд русского гребного флота - 52 галеры и 14 лодок - под командованием генерала М.М. Голицына нанес жестокое поражение шведской эскадре в составе линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. Русские моряки захватили в этом бою все шведские фрегаты. Такая замечательная победа позволила нашему флоту закрепиться в районе Аландского архипелага и успешно действовать отсюда против морских коммуникаций неприятеля.

  • Сенявин Д.Н. - ученик Ушакова

    Все лучшее от Ф.Ф. Ушакова унаследовал его верный ученик адмирал Д.Н. Сенявин. В годы русско-турецкой войны (1806-1812) Дмитрий Николаевич, командуя русской эскадрой в Средиземном море, разгромил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.

    30 октября 1807 г. эскадра Сенявина вынуждена была зайти в Лиссабон для ремонта. Здесь русских моряков застало объявление войны с Англией. Блокированные в течение десяти месяцев английской эскадрой адмирала Коттона, русские корабли оказались в ловушке. Решив в случае нападения англичан защищаться до последней возможности, Д.Н. Сенявин, чтобы избежать человеческих жертв, вступил в переговоры с Коттоном.

  • Флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

    Справедливости ради отмечу, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…

    Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».

    Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с морских направлений, лишив её поддержки в живой силе и провианте. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась его осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он так и простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки набрались храбрости подвезти десант. Гребные судна направились к берегу. Тогда по приказанию Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря. Только увидев это, турецкие капитаны дружно развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость была вынуждена объявить капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. А спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории. Государь со своими генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей также ждал торжественный прием в Москве.

    Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спрашивает выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» На последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Причем решение строить корабли было принято следующим образом: духовенство давало один корабль с каждых восьми тысяч дворов, дворянство – с десяти тысяч. Купечество, посадские люди и иностранные купцы обязались пустить в плавание 12 кораблей. На налоги с населения остальные корабли строило государство. Дело затевалось нешуточное. Плотников искали по всей стране, им в помощь были выделены солдаты. Более пятидесяти иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Петр. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы обучения на корабельных мастеров и подручных работников. В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

    На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Россия по праву могла гордиться своим детищем, поскольку строительство проходило без участия специалистов из-за границы. К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне. Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали. Под ним сражались, побеждали и умирали много поколений моряков Российского флота, прославившие своими подвигами нашу Родину.

    Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

    Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

    К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.

    Адмирал Спиридов в 1770 году в ходе Чесменского сражения разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Также Российская империя одержала победу в войне с турками в 1768-1774 годах. В 1778 году был основан порт Херсон, а в 1783 – на воду спущено первое судно Черноморского флота. Наша страна по количеству и качеству кораблей в конце 18 и начале 19 веков занял третье место в мире после Франции и Великобритании.

    В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

    В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

    Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

    1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

    Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

    Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

    Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

    В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.

    В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.

    День военно-морского флота отмечается в последнее воскресенье июля на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». Это один из самых любимых еще в СССР, а затем России праздников, имеющий неофициальное название День Нептуна. Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

    Из истории флота

    Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

    Первый русский боевой корабль был создан при Алексее Михайловиче. Его построили по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена. "Орел" представлял собой совершенное по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина — 6,5 м, а осадка — 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба.

    Сын Алексея Михайловича Петр I отлично понимал, что успешное решение первостепенной и исторически важной задачи — выхода к Балтийскому и Черному морям — зависит только от хорошо организованных совместных действий армии и флота. В итоге за неслыханно короткий срок (с ноября 1695 г. по май 1696 г.) в городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли "Апостол Петр" и "Апостол Павел", 4 брандера, 23 галеры, 1 300 морских лодок, плотов и стругов.

    Таким образом, сформировался Азовский флот. 19 июля 1696 г. русская армия при поддержке боевых кораблей взяла турецкую крепость Азак (Азов). Была одержана первая крупная победа в войне за выход к морю.

    В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. "Морским судам быть..." - такова была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии.

    На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов. К весне 1700 г. на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700-1721 гг.).

    Противник, прекрасно осознавая, что именно сможет подорвать мощь русской армии, решил нанести свой решающий удар по Архангельску — городу, где располагались верфи, на которых строились военные корабли. Но замысел неприятеля был прекрасно известен Петру I. Он распорядился установить по береговой линии батареи, возвести укрепления, усилить гарнизон и контролировать иностранные суда, курсирующие в Белом море.

    В устье Северной Двины построили Новодвинскую крепость. 24 июня 1701 г. шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада, ничего не ведая о недавно сооруженном укреплении русских, подошла к устью Северной Двины. Бой длился 13 часов. Оставшимся в живых шведам с трудом удалось уйти в море на одном галиоте. Очередная крупная победа молодого российского флота была триумфальной.

    Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: "Врагов не считают — их бьют", "Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах", "Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить" и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного русского флота.

    Морское сражение, произошедшее 26-27 июля 1714 г. у полуострова Гангуг (ныне Ханко), занимает особое место среди морских баталий петровской поры. В ходе битвы русским солдатам удалось захватить 6 галер и 3 шхербота противника. В мае 1719 г. у острова Эзель эскадра Петра I взяла на абордаж 3 шведских судна. Сам император назвал эзельскую победу "добрым почином Российского флота".

    В 1720 г. у острова Гренгам отряд русского гребного флота, которым командовал генерал М. М. Голицын, разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. В результате наш флот закрепился в районе Аландского архипелага и в дальнейшем успешно вел отсюда военные действия против неприятеля.

    Шведы, понеся крупные потери в войне, оказались даже не в состоянии защищать собственные территории от русского десанта. В 1721 г. они подписали с Россией Ништадтский мир. Северная война закончилась. В результате Российское государство стало великой морской державой.

    За период своего царствования Петр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, - "отец русского флота".

    Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. Именно "отцу русского флота" и принадлежит идея проводить праздничные военные парады. Считается, что первый подобный парад состоялся в 1699 году перед Керченским походом судов из Таганрога.

    Этот праздник имеет большую историю: 290 лет - в августе 1714 года русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек. В Советском Союзе с 1923 года проводилась "Неделя Красного Флота". В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота. Во времена советской власти День рождения военно-морского флота России назывался иначе - День рождения ВМФ СССР. Необходимо отметить, что этот праздник начали отмечать с 1939 года по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. 30 июля 2006 года его отмечают в 67-й раз.

    Военные моряки в Советском Союзе пользовались особым почетом и уважением. И сами они с энтузиазмом отмечали свой профессиональный праздник — День Военно-Морского Флота. Моряки-подводники, морские десантники и другие воины, полем боя которых является море, подтвердят, что их дело требует особой подготовки, особого состояния души, особого призвания. Не случайно в течение многих десятилетий срочная служба на флоте занимала целых три года, в то время как в других родах войск она была на целый год короче. Значение Военно-Морского Флота в наши дни не только не утратилось, но еще более возросло.

    До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

    Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надежно прикрывал стратегические фланги советско-германского фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации.

    В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства.

    Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980-х годов. После распада СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей.

    На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного Военно-Морского Флота - один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.

    У Военно-морского флота поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви граждан России. Его история - это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.

    Россия - великая морская держава. Право считаться ею завоевано поколениями наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность, блистательные победы в морских сражениях стяжали немеркнущую славу стране и её Военно-Морскому флоту.

    И сегодня, в новых непростых политических и экономических условиях, российские военные моряки бдительно несут вахту по охране морских рубежей Родины и как прежде готовы к любым штормовым предупреждениям.

    Сегодня Военно-морской флот успешно решает задачи в интересах обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Как и прежде, мужество и самоотверженность военных моряков помогают им преодолевать трудности и с честью выполнять свой воинский долг. Наглядное тому подтверждение - высокая выучка личного состава, грамотное использование боевых возможностей современных комплексов вооружений, бдительное несение боевой службы и боевого дежурства, верность Андреевскому флагу и военной присяге.

    Ведь самая современная техника останется лишь куском металла без людей, способных её эксплуатировать - грамотных, подготовленных, дисциплинированных и преданных своему делу людей - офицеров, мичманов, матросов, гражданских специалистов.


    Содержание

    Введение 3
    4
    5
    3. Военно-морской флот в период Советской России,ВОВ 8
    4. Современное состояние военно-морского флота –проблемы, тенденции 10
    Заключение 12
    Список литературы 13

    Введение

    Отечественная история военно-морского флота очень сложна, как и сама история России.
    Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
    Военно-Морской Флот России (СССР), как самостоятельный вид Вооруженных Сил складывался в период с конца 17 до начала 20 века.
    Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
    В настоящей работе рассмотрены основные этапы существования и функционирования военно-морского флота в России – допетровский, петровский периоды, период во время Великой Отечественной войны, современный период.
    Теоретико- методологической базой исследования послужили труды отечественных историков, публикации периодической печати, сети Интернет, официальный сайт Министерства обороны РФ.

    1.История допетровского морского флота в Древней Руси

    Морской поход на Константинополь (Июнь 860г.).
    Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18 - 25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.
    Морской поход Киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Черном) море. (907г.). Летопись рассказывает, как "иде Олег на Грекы", взяв с собой союзников - "множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и на кораблях" "приде к Царюграду". Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

    2. Возникновение военно-морского флота в период Петра 1

    Военно-морской флот России был заложен на Азовском море . Поход русской армии к турецкой крепости Азов в 1695 г. окончился провалом - осада крепости не принесли успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря турецким флотом.
    30 октября 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть…». Зимой 1695-1696 гг. были построены первые корабли и судна.
    Официальная дата рождения регулярного Российского флота – 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.
    Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4.11 по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тыс. дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11.12 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.
    В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е. И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3.7 1700 мирного договора с Турцией.
    К 1700 для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных судов. По указу от 20.4 1700 строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).
    За 30 лет (1696-1725) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.
    Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин и К. И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С. И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф. М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф. С. Салтыков, Г. А. Менши-ков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф. П. Пальчиков, Юрий Колуенов.
    К 1718 большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.
    В 1696-1725 были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.
    Петром I введена Табель о рангах, по которой были установлены и разбиты на 14 рангов (классов) придворные, гражданские и воинские звания (чины) командного состава русской регулярной армии и флота; большинство их просуществовало до 1917. Ранги (классы) младших офицеров в разное время менялись. Образование военно-морского революционного комитета (1917г. 26.10 (8.11). ВМРК был создан по инициативе В. И. Ленина на совещании моряков - делегатов II Всероссийского съезда Советов. В его состав было избрано 10 человек, в том числе 7 большевиков. Возглавил ВМРК балтийский матрос-большевик И. И. Вахрамеев. Вновь созданный комитет принял решение о роспуске Центрофлота, большинство которого находилось под влиянием эсеров и меньшевиков. ВМРК, непосредственно подчиненный Петроградскому ВРК, сыграл важную роль в мобилизации моряков-балтийцев на осуществление революционных преобразований и в перестройке управления морским ведомством. Одним из важнейших мероприятий ВМРК явились подготовка и проведение I Всероссийского съезда военного флота. По Решению этого съезда ВМРК, как выполнивший свою задачу, 26.11 1917 был распущен.
    Великая Отечественная война, в ходе которой Вооруженные Силы СССР нанесли сокрушительное поражение германскому вермахту, явилась тяжелым испытанием для всего Советского государства. В годы войны погибло более 20 млн. советских людей, были разрушены сотни городов, тысячи сел и деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большие потери понес морской транспорт страны, осуществлявший на протяжении всей войны воинские и народнохозяйственные перевозки на внутренних и внешних морских сообщениях в зонах военных действий. Транспортные суда активно участвовали в оборонительных и наступательных операциях Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР на приморских направлениях. Они перевозили к фронту войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие; вывозили с суши изолированные группировки войск; эвакуировали раненых бойцов, население, промышленное оборудование; перевозили народнохозяйственные грузы на Черном, Азовском и Каспийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке; доставляли из стран антигитлеровской коалиции военную технику и другие стратегические грузы. Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав Военно-Морского Флота.
    К началу Великой Отечественной войны ЧФ имел линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, другие корабли и суда, 625 самолетов. В состав ЧФ входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. В ходе войны силы ЧФ содействовали войскам приморских фронтов, нарушали коммуникации противника, обеспечивали воинские и народнохозяйственные перевозки, принимали активное участие в героической обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, Туапсе, в битве за Кавказ, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях, в Новороссийско-Таманской, Одесской, Крымской и Ясско-Кишиневской операциях.
    Во время Великой Отечественной войны ТОФ находился в постоянной боевой готовности к отражению агрессии Японии. Кроме того, он послал на сухопутный фронт более 147 тыс. моряков, оказал большую помощь действующим флотам, передав им корабли, укомплектованные личным составом. Его силы обеспечивали внутренние и внешние коммуникации, корабли ставили оборонительные минные заграждения, охранили побережье.
    За мужество и героизм более 30 тыс. краснофлотцев и офицеров флота награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Героя Советского Союза, а В.Н. Леонов награжден второй медалью "Золотая Звезда". 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейских, 13 - почетные наименования, 16 награждены орденами.

    4. Современное состояние военно-морского флота –проблемы, тенденции

    В результате распада СССР одни группировки флота подверглись разделу, другие – лишились баз. Пришло в упадок военное кораблестроение. Большинство кораблей и судов для ВМФ, находившихся в постройке, остались недостроенными, а закладка новых практически прекратилась. Результатом этого стало стремительное устаревание состава флотов.
    и т.д.................

    1:502 1:507

    В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. День ВМФ - самый любимый праздник для всех моряков, проходящих службу и уже отслуживших на флоте! В этот день все парки, фонтаны и аттракционы занимают бравые парни в матросках, которые сегодня будут получать от всех своих близких, родственников, коллег и друзей поздравления со своим профессиональным праздником - Днём военно-морского флота.

    1:1294

    Военный флот - оплот Державы -

    Сегодня чествует стран!

    Покрыл себя бессмертной славой

    Виват, вам, дети Нептуна!

    Пусть чайки песни вам поют,

    И волны тихие качают.

    Родные встречи скорой ждут

    И с нетерпением дни считают.

    Желаем только мирных будней,

    Пускай звучит задорный смех,

    И, как бы ни было вам трудно,

    В удачу верьте и успех!

    2:2428

    Рождение Российского военно-морского флота

    Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

    2:265

    «Морским судам быть» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

    2:690 2:695

    3:1199 3:1204

    Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

    3:1672

    3:4

    Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

    3:339 3:344

    На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

    3:827

    Краткая история Российского военно-морского флота

    Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

    3:1497 3:1502

    У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели, как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

    3:423 3:428

    4:932 4:937

    Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей.

    4:1205 4:1210

    Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

    4:1897 4:4

    Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

    4:357 4:362

    В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

    4:531

    Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия.

    4:635 4:640

    А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

    4:744 4:749

    В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря.

    4:1205 4:1210

    Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

    4:1410 4:1415

    В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

    4:1644

    4:4

    5:508 5:513

    К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

    5:933 5:938

    В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

    5:1169 5:1174

    Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

    5:1428 5:1433

    Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

    5:1769

    5:4

    6:508 6:513

    В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

    6:974 6:979

    Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

    6:1323 6:1328

    7:1832

    7:4

    Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

    7:159

    В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

    7:516

    Российский военно-морской флот сегодня

    Уже трехсотлетнюю, с небольшим, историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

    7:898
    • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
    • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
    • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
    • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
    • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

    Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

    7:1851 7:4