Семья и Дети

Война и мир какие проблемы. Какие философские проблемы подымает роман «Война и мир»

В России нет такого человека, который бы не читал известную эпопею Л. Н. Толстого «Война и Мир». И, наверное, в душе каждого эта эпопея сыграла не последнюю роль, причем, каждый раз перечитывая ее, находишь новые мысли, испытываешь различные чувства. «Война и Мир»- это пособие жизни, актуальное и в наше время.
«Война и Мир»- в самом названии звучит одна из проблем сегодняшнего дня. Л. Н. Толстой говорил, что война состояние противоестественное, он был против нее, понимая ее разрушающее действие на души людей. Только подумать, сколько сейчас умирает молодых людей на поле битвы, в сколько домов приходит горе. Та война, что описывает Л.Н.Толстой,- только начало ее, но она уже страшила людей. Ведь вскоре после смерти Толстого начнется 1 мировая война, затем через некоторое время 2 Мировая, а ведь страдает народ. Но ведь за права и свободы этого народа тоже погибло множество людей во время революции и до нее, вообще-то сам Толстой посвятил часть «Войны и Мир» ему, народу. Все его главные персонажи, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, пытались найти путь помощи русскому народу.
А теперь мы пришли к самому ужасному к терроризму, когда гибнут даже не молодые люди, имеющие оружие, прошедшие хоть какую-то военную подготовку, а дети, женщины, старики и спастись теперь невозможно, как во время Отечественной войны 1812 года, когда семьи покидали Москву, спасаясь от французов, да и теперь не французы нападают.
Но бороться против терроризма тяжело, вспоминая опять же эпопею «Война и Мир», обратим внимание на высшее общество. Они дерутся за место под солнцем: они готовы стать на колени, чтобы добиться хорошего положения сына в обществе, как поступила мать Бориса, они готовы отдать любимую дочь за богатого человека, как поступили с Элен, а их дети, беря с них пример со старших, готовы уже теперь продать за хорошее положение в обществе страну, Родину, и это началось уже в 1812 году, хотя можно с уверенностью сказать, что и раньше это были такие люди. Но во что мы превратились сейчас?
Уже в детском саду, в школе, некоторые ребята готовы пойти на любую подлость ради оценки, внимания, а потом эти дети вырастают в людей с грузной душой неспособной на добрый поступок.
Хотя посмотрев на положение детей в наше время их тоже можно понять, ведь не зря Толстой уделял не мало внимания проблемам семьи, хотя лично я не совсем согласна с господствующим положением мужчины в семье. Но Сейчас ведь стало еще хуже, во многих семьях родители пьяницы или в разводе, вряд ли это положительно влияет на психику детей.
Главная проблема стоящее теперь перед нами:»Неужели зная такое замечательное произведение, как роман Л.Н. Толстого «Война и Мир» подростки не осознают, что будущие только в их руках и помочь ему они смогут лишь осознав главные проблемы!?»

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

ВОЙНА МИР
1. Военные столкновения враждующих армий 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет 2. Это крестьянский сход
3. Разъединение 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
5. Дуэли и поединки между героями 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)
6. Конфликт человека с самим собой 6. Весь свет, Вселенная.
7. Насилие и кровопролитие, зло. 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
8. Все, что разрушает гармонию. 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть Это жизнь

ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.

КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение
2. События общественной и политической жизни Масонство, первые организации декабристов
3. Отношения помещиков и крестьян Преобразования Пьера, Андрея.
4. Показ различных слоев населения Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне
5. Широкая панорама бытовых сцен Балы, обеды, охота, посещение театра и др.
6. Огромное количество человеческих характеров Свыше 550 персонажей
7. Большая протяженность во времени 15 лет
8. Широкий охват пространства Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

Роман "Война и мир", фундаментальный труд великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, был написан в период с 1863 по 1869 г.

Замысел произведения автор сформировал задолго до написания, обратившись к теме которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Лев Толстой вознамерился показать жизнь российского общества того времени, а поскольку оппозиционное движение различных тайных обществ с участием декабристов было наиболее радикальным и значимым в политической жизни российского государства, то писатель решил использовать эту тему как основу своего произведения.

Трактовка романа

В черновике предисловия к будущему литературному шедевру "Война и мир" проблемы романа Лев Николаевич Толстой обозначил как поиски главного героя. Писатель предполагал, что это будет образ декабриста, одного из героев того времени, возвращающегося вместе со своим семейством в родные места после ссылки. Однако фабула романа требовала характерного описания главного персонажа со времен его юности, и значит, необходимо было вернуться примерно на 20 лет назад, в его прошлое. Писатель принял решение начать повествование именно с 1805 года. Вместе с тем, общая тема романа "Война и мир" требовала трактовки более широкой, нежели та, которую раскрывал сюжет о декабристах и, таким образом, в ходе написания романа на первое место вышла война против Наполеона и события, так или иначе с ней связанные.

Внимание писателя переключилось на Отечественную войну 1812 года, а также на период, предшествующий вторжению французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом. Тем не менее, несколько глав из неоконченного произведения 1860 года под названием "Декабристы" Толстой использовал в романе "Война и мир". Проблемы романа заключались в построении сюжета, который по замыслу автора должен был охватить почти четверть века истории русского народа и русской армии. Писателю это удалось, с задачей он справился блестяще.

Примеры героизма в романе

Свое эпохальное произведение "Война и мир" Толстой Лев Николаевич писал шесть лет, аналогичных по глубине и силе повествования романов в мировой литературе больше нет. Роман впечатляет образностью, каждый персонаж прописан с высокой степенью достоверности, героизм русских солдат очевиден - они воюют за правое дело, за свои семьи, за родную землю. Пример тому и его батарея, сдержавшая наступление неприятеля. Беспримерное мужество русской армии в сражении на когда решилась судьба России, описано писателем с пугающей натуралистичностью, но каждое слово на страницах романа, несомненно, правдиво. Моральное состояние французов, разумеется, не выдерживает никакого сравнения с боевым духом русских солдат, в этом, по большому счету, и была заложена главная основа победы российской армии. Все персонажи Толстого отражены в романе как патриоты своей земли.

Литература и живопись

При написании произведения "Война и мир" проблемы романа заключались еще и в том, что он являлся беллетристикой, широчайшим полем, мозаикой из человеческих судеб. Персонажи Льва Толстого выписаны тонкими, точными штрихами, его литературное мастерство можно сравнить с живописью Паоло Веронезе, который также досконально передавал каждую черточку в лицах своих героев на огромных полотнах венецианского Дворца дожей, а героев этих сотни.

Художественная ценность произведения

В романе "Война и мир" Толстой представил на страницах все общественные слои, от простого солдата до императора и его окружения. Показаны все возрастные категории, различные сословия, богатые и бедные, добропорядочные и бесчестные, здоровые и больные. Русское общество, низы и средний класс, царь и его подданные - всем нашлось место в величайшем литературном произведении того времени.

Художественность произведения тесно переплетается с реалиями жизни, толпа простолюдинов, маргинальная часть общества бывает порой дикой неуправляемой силой, движимой порывом. Сцена убийства Верещагина тому пример. Зверская, низменная беспощадность как результат импульса все сметает на своем пути - таков народ русский, история знает несколько подобных примеров. В этом и заключается главный смысл романа "Война и мир" - показать русское общество, все его достоинства и недостатки.

Философия романа

На протяжении всего романа Лев Николаевич Толстой старается осмыслить исконное начало жизни русского человека, определить причины стихийности его поступков. Философия произведения заключается в том, что воля и способности отдельных людей пропадают втуне, если они не соприкасаются с реальностью, уходят в сторону от происходящего. Только беззаветное служение идее может подвигнуть человека на битву за правое дело, вывести его на поля сражений, заставить принять смерть как должное.

Характерность

Многочисленные образы романа "Война и мир" представлены автором доходчиво, с описанием характера каждого. Отсюда особое, почтительное отношение писателя к Кутузову, который силен не стратегическим талантом и геройством воина, а тем, что он осознал тот единственный метод, следуя которому можно справиться с Наполеоном. Отсюда отрицание Толстым личных качеств самого Наполеона, который кичился своими достижениями, приписывая их своей мнимой исключительности. Писатель не пожалел красок при описании простого солдата Каратаева Платона, пребывающего, по мнению Толстого, в ипостаси величайшего мудреца, только потому, что тот осознал себя частью целого, общественного и отбросил прочь свою индивидуальность.

Ответственность писателя

Философичность Льва Толстого заключается не в рассуждениях на тему, как это обычно бывает у большинства писателей, а в скрупулезном анализе мельчайших подробностей событий, происходящих в обществе, а также в его гениальной способности объединить разрозненные детали в одно целое, создав законченную картину и подписав ее своим именем. Ответственность Толстого чувствуется в каждой главе его бессмертного произведения, это завораживает читателя, который постепенно начинает мыслить в одном направлении с автором.

Персонажи

В произведении заключались еще и в том, что необходимо было обозначить одним из главных персонажей целиком русскую армию. Красной нитью в произведении проходит тема безоговорочной поддержки солдат и полководцев народом. Очистить землю русскую от нашествия - об этом думали все: офицеры, солдаты, крестьяне, рабочие, чиновники. Самобытность русского народа не могла быть нарушена нашествием извне, это не укладывается в ментальность российского общества, а раз так, захватчик непременно будет уничтожен. На этот результат работала мысль каждого русского человека. Сокрушающий размах патриотизм и любовь к отечеству породили "дубину народной войны", которая уничтожила врагов.

Лев Толстой гордится военной мощью русской армии, помноженной на патриотизм и самоотверженность остального населения российского государства. Народ-богатырь соединился с русским дворянством в годы войны, чтобы выбить неприятеля. Лучшие представители дворянского сословия России потянулись к массам, среди них были и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Василий Денисов.

Образ Кутузова

Герой Михаил Илларионович Кутузов, был неотделим от своих солдат, именно это придавало ему силы. Полководец не получал моральной поддержки от императора, его тайно ненавидели, но Кутузов в лояльности царского окружения и не нуждался, у него был гораздо более мощный источник вдохновения - армия, солдаты и преданные офицеры. Генерал-фельдмаршал Кутузов победил, выполняя волю русского народа, хорошо понимая цель, стоящую перед ним и перед всей страной.

Издания

Характеристика романа "Война и мир" раскрывает могучий потенциал русского общества, история которого не знает порабощений. Недальновидность амбиционных захватчиков вроде Наполеона, их напыщенность, кроме позора, ничего не несет. Историческое военное противостояние неизбежно заканчивается победой русского народа.

В 1865 году в журнале "Русский вестник" были опубликованы две первые части романа под названием "1805 год". Полное издание эпохального произведения "Война и мир" Толстого, в шести томах, вышло в свет в 1869 году.

Лев Николаевич Толстой, роман "Война и мир" навечно вошли в золотой фонд мировой литературы.

Война и мирЕсть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная,
которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее
интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек
неизбежно использует предписанные ему законы.
Л.Н. Толстой «Война и мир».
Что означает название романа-эпопеи?
«Война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и
воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и
нравственными барьерами.
Слово «Мир» имеет большое количество значений. Это и жизнь народа, не
находящегося в состоянии войны, будничные интересы, ближайшее окружение
человека, и конечно же «Мир» - это весь свет, Вселенная.

Л.Н. Толстой удивительно точно смог передать
истинную духовную сущность людей. В этом
романе-исследовании мы можем найти целую
палитру нравов, характеров, поведений,
стремлений героев. Духовная красота некоторых
героев Толстого проявляется в постоянном поиске
смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной
для всего народа, в жизненном пути каждого,
ведущего к правде и добру.

Проблема Соотношение личности и общества

Одна из важных проблем "Войны и мира" - это
противопоставление личности и общества,
руководителя и массы, жизни частной и жизни
исторической. Толстой отрицал хоть скольконибудь значительную роль личности в истории. Он
отказывался признать силой, руководящей
историческим развитием человечества какую бы то
ни было "идею", а также желания или власть
отдельных, пусть даже и "великих" исторических
деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска",
утверждал, что существуют законы, управляющие
событиями. Эти законы неизвестны людям.

Почему погиб князь Андрей Болконский?

Счастье человека - в любви ко всем, и вместе с тем
Андрей Болконский понимает, что на земле не
может быть такой любви.(?) Князю Андрею
нужно было или отказаться от этих взглядов, или
умереть.(?) В первых вариантах романа он
оставался жить. Но тогда умирала бы философия
Толстого. Писателю его миросозерцание было
дороже героя, поэтому он много раз
подчеркивал, что тот, кто вмешивается в ход
событий и с помощью разума пытается
изменить их, ничтожен.

Проблема величия и счастья человека

Обратимся к описанию внутреннего состояния Пьера:
«Выражение глаз было твердое, спокойное и
оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не
имел взгляд Пьера". Теперь он нашел истину, которую
искал в масонстве, в светской жизни, в вине, в
самопожертвовании, в романтической любви к
Наташе. Он искал ее с помощью мысли и, как и князь
Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о
безнадежности поисков счастья «путем мысли». В
чем теперь нашел счастье Пьер? «Удовлетворение
потребностей - хорошая пища, чистота, свобода - ...
казались Пьеру совершенным счастьем...»

Проблема свободы и необходимости

По-своему и оригинально решает Толстой этот
вопрос. Он говорит, что свобода человека,
исторического деятеля - кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти
наперекор событиям, не навязывать им свою
волю, а просто соответствовать истории,
меняться, расти и таким путем влиять на ее
ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек
тем менее свободен, чем ближе он поставлен
к власти.

Проблема роли женщины в обществе

Л.Н. Толстой отрицательно относился к эмансипации
женщины. Он считал, что идеал женщины – это
женщина, заботящаяся о семейном очаге,
воспитывающая детей, т.е. домохозяйка и ничего
больше.
В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает
духовное единение людей, составляющее основу
семейственности. Создавалась новая семья, в которой
соединялись, казалось бы, разные начала - Ростовых
и Болконских.
"Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме
жило вместе несколько совершенно различных миров,
которые, каждый удерживая свою особенность и делая
уступки один другому, сливались в одно
гармоническое целое".

Тема Любви

Испытанию любви подвергаются практически
все герои "Войны и мира". К истинной любви
и взаимопониманию, к нравственной красоте
они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя
через ошибки и искупающее их страдание,
развивающие и очищающие душу. Любовь,
как чудо, возрождает героев Толстого к
новой жизни. (Пример князя Андрея не стал
для него "наукой", Пьер на своем опыте
убедился, что не всегда красота внешняя
является красотой внутренней - душевной).

Тема патриотизма и героизма на войне

Во время войны 1812 года, описанию которой посвящены
многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное
объединение русского народа, независимо от сословной
принадлежности, пола, возраста, потому что Россия
оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены
единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой
патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и
высокопарных лозунгах, а в по истине героических
поступках, каждый из которых по-своему приближал
победу. Центральная, вершинная часть романа -
Бородинская битва. Именно здесь с наибольшей силой и
яркостью проявились народный патриотизм и героизм,
потому что именно здесь каждый осознал и понял весь смысл
и все значение этой войны как священной, освободительной
войны. В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине
«народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу.
Эта война велась без знания правил военного искусства.

Проблема милости к врагу

Война 1812г. – война за Отечество, поэтому, с
одной стороны, мы видим, что русский народ
не испытывал сострадание к своему
противнику, а наоборот был жесток.
Например, Князь Андрей сказал Пьеру перед
Бородинским сражение, что французов нужно
казнить. Но с другой стороны, при отступлении
французов, Кутузов взывал к милости к
врагам, он понимал, что наши враги ничего не
имели против России, они лишь следовали за
Наполеоном и желанием наживы.

Проблема вечного мира

На начальных страницах романа Пьер Безухов вступает в
беседу с аббатом Марио, который убеждает Пьера в том,
что «есть возможность навсегда избавить человечество от
всех зол деспотизма и злейшего из зол, родоначальника
всех других – войны». На вопрос Пьера «о средствах» аббат
отвечает, что «европейское равновесие» способно спасти и
обеспечить мир. Такой ответ заинтересовал Пьера, вызвал
крайнее изумление князя Андрея…
В эпилоге опять возникают споры о мире и войне. Ключевой
момент сцены - обсуждение слов аббата Марио о
вечном мире. Хотя аббат больше не появляется на
страницах "Войны и мира", главное слово произнесено, и
великая книга открывается и заканчивается спором о
возможности вечного мира. Такой проект, конечно, в
идеале возможен, - проблеме вечного мира и посвятил
свое творение Лев Толстой.

Проблема истинных жизненных ценностей

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Война и мир, т. VI, стр. 62
«Всего яснее, нам кажется, этот смысл выражается в тех словах автора, которые
мы поставили эпиграфом: "Нет величия, - говорит он, - там, где нет простоты,
добра и правды ". Истинное величие должно совмещать в себе эти три
незаменимых компонента.
Задача художника состояла в том, чтобы изобразить истинное величие, как он его
понимает, и противопоставить его ложному величию, которое он отвергает.
Эта задача выразилась не только в противопоставлении Кутузова и Наполеона,
но и во всех малейших подробностях борьбы, вынесенной целою Россиею, в
образе чувств и мыслей каждого солдата, во всем нравственном мире русских
людей, во всем их быте, во всех явлениях их жизни, в их манере любить,
страдать, умирать. Художник изобразил со всею ясностью, в чем русские люди
полагают человеческое достоинство, в чем тот идеал величия, который
присутствует даже в слабых душах и не оставляет сильных даже в минуты их
заблуждений и всяких нравственных падений. Идеал этот состоит, по формуле,
данной самим автором, в простоте, добре и правде. Простота, добро и правда
победили в 1812 году силу, не соблюдавшую простоты, исполненную зла и
фальши. Вот смысл "Войны и мира".»
Н.Н.Страхов, сочинение гр. Л. Н. Толстого

Дополнение

«Убежавши с Бородинского поля, Безухов размышлял так: "Как ужасен
страх, и как позорно я отдался! А они... они все время до конца были
тверды, спокойны... Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые
были на батарее, и те, которые его кормили, и те, которые молились
на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе, они ясно и
резко отделялись в его мысли от других людей. Затем во сне ему
видится масон-благодетель, говорящий о добре, о возможности быть
тем, чем были они. "И они со всех сторон, с своими простыми,
добрыми лицами, окружили благодетеля". Так образ народа с
неизгладимою силою отпечатлелся в душе Пьера на Бородинском
поле. Но это впечатление еще раз с большею силою, в более
конкретных формах повторилось для Пьера тогда, когда он всего
способнее был его принять, - в плену, среди величайших страданий.
"Платон Каратаев, - говорит автор, - остался навсегда в душе Пьера
самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего