Все вопросы

Война и мир николай проиграл в карты. Деньги в русской литературе по курсу цб рф

Тот, кто собирается писать о Толстом, словно предупрежден самим автором и в то же время направлен. Как «словами» сказать о «Войне и мире»? А ведь критике приходится делать именно это, — она должна передать смысл литературного произведения «другими словами». Но смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Это тот «лабиринт сцеплений», в котором, как говорит Толстой, и заключается сущность искусства; дело критики — «руководить читателя» в этом лабиринте, найти путеводную нить, которая бы повела по миру романа, открывала нам этот мир. Но прежде надо в него войти.

Мы раскрываем «Войну и мир» и смотрим знакомый текст. Может быть, минуя предварительные «общие слова», попытаться прямо через текст войти в мир сцеплений романа Толстого? Может быть, та или эта страница, тот или другой эпизод вернее и непосредственнее введут нас в книгу, во внутреннюю связь ее, чем предварительные общие рассуждения?

Вот на раскрытой нами странице — одна из «мирных», «семейных» картин, так памятных всем, кто знает «Войну и мир». Николай Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить...

завтра, дал честное слово и с ужасом сознает невозможность его сдержать.

Николаю в его состоянии странно видеть обычный мирный уют: «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, это непонятно и раздражает его: чему она может радоваться, пулю в лоб, а не петь. Словно не два часа, а целая вечность прошла с тех пор, как Николай с Наташей и всеми своими был вместе в театре, до того как поехал к Долохову. Тогда он был, как обычно, в своей атмосфере, среди близких людей, теперь он от них отделен случившейся с ним бедой и сквозь эту беду воспринимает привычную обстановку. Как на каждом шагу у Толстого, нас в этой сцене поражает та достоверность, с которой передано психологическое состояние, знакомое любому из нас: когда сильное переживание, большая радость или большое несчастье, создает дистанцию между нами и окружающими вещами и заставляет их видеть по-новому.

Но психологическая верность — не самоцель для художника. Не ради нее одной написаны эти страницы; поражая нас и завладевая нашим вниманием, она ведет нас вместе с Николаем Ростовым к открытию. Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «Вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно — настоящее...»

Требования чести — все для Ростова, они в общем и целом определяют всю его жизнь, но в эту минуту, слыша Наташу, он остро чувствует их условность, они кажутся вздором: задрожала терция, и тронулось что-то лучшее в душе Ростова. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»

Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день» — и это несмотря на подавленное состояние; а впрочем, верно ли, что «несмотря»? Не потому ли как раз, что утрачено равновесие, поколеблен привычный строй отношения к жизни, его обычная норма? Толстой в «Войне и мире», как правило, представляет события и картины в восприятии кого-либо из персонажей, пользуясь его «субъективной призмой». Так и здесь: пение Наташи мы «слышим» вместе с Николаем Ростовым. И не потому ли в такой убедительности и силе нам предстает значительность и важность настоящего — могущество музыки, обаяние молодого голоса, в котором «незнание своих сил» и «не обработанная еще бархатность», — что впечатления эти преломлены в потрясенном сознании Николая? Для него в катастрофическом ви́дении, в эти мгновения посетившем его, ценности жизни встали в иное соотношение, чем всегда. В Николае есть музыкальность и поэтичность, и эти «ростовские» качества обычно в нем хорошо совмещаются,уживаются мирно с безусловной приверженностью «дворянской чести» и всем вообще правилам поведения, принятым в его социальном кругу. Он человек крепко регламентированный, и его музыкальность нисколько не подрывает в нем тех основ, на которых стоит его жизнь. «Все понимает и чувствует понемногу», — сказано о Николае в первоначальных набросках характеристик героев под рубрикой «Поэти[ческое]» .

Но сейчас он не чувствует «понемногу». Переживание музыки в эту минуту — не приятное удовольствие, а экстаз, в котором смешались восторг и отчаянье. Ростову является музыка в той ее силе, которую знал и чувствовал, как немногие, сам Толстой. Музыка дает наслаждение, но за это хочет от человека чего-то, требует жизненного решения, развивая для этого в нем энергию сверх обычного.

Своим несчастьем Николай расторможен для восприятия этой музыки. Патриархальная гармония нарушена в нем, он в разладе с обычным Ростовым , с тем, что для него является смыслом жизни. Важность и обязательность кастовых регламентаций вдруг исчезает в потоке нахлынувшего и поднявшего его над самим собой отчаянно-счастливого: «Эх, жизнь наша дурацкая!» То, что было всегда безусловно, ощущается относительным и незначащим, зато настоящее безусловное отпадает от разных мнимостей. Настоящее открывается через разлад, через кризис .

Очень для Николая драматична эта минута острой и яркой радости: она на фоне перевернувшего его потрясения, она и вышла из этого потрясения, ее бы не было без него.

«Все это вздор... а вот оно — настоящее...» Память ставит рядом другой эпизод, другие страницы книги — размышления Пьера Безухова, когда он направляется к Бородинскому полю с намерением участвовать в сражении. Пьер испытывает при этом «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе...».

Случайность ли то сходство выражений, в которых Николай и Пьер уясняют себе свое состояние? Ситуации, в которых находятся тот и другой, кажется, несоизмеримы по значимости: бытовой эпизод и момент решающего напряжения сил всего народа в грозный 1812 год.

Но несоизмеримости этой на самом деле нет для Толстого. Для него предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значительности в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие. В «Войне и мире» Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в событии, которое называется историческим. Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа, действие в «Войне и мире» очень несосредоточенно и несобранно. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях.

Эта глубинная ситуация проступает и в состоянии Николая, когда он в потрясении слышит голос сестры, и в состоянии Пьера накануне Бородина. Поэтому сходство самих выражений в их внутренней речи — совсем не случайное совпадение.

Пьер с самого начала войны 1812 года полон предчувствия надвигающейся грозной и вместе спасительной катастрофы. Он с нетерпением ищет ее признаков и всеми силами души призывает эту страшную грозовую тучу, которая должна «созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию». Пьер, влачащий жизнь «отставного, добродушно доживающего свой век в Москве камергера», вовлеченный в нее в момент духовного тупика «силой обстановки, общества, породы», — Пьер жаждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование. Ужас и ожидание счастья соединяются для Пьера в предчувствии освобождения: оно должно не прийти, но разразиться .

Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом, — такова ситуация «Войны и мира». И для того чтобы эту ситуацию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризисную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман.

Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу». Ростов в десятом часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в Английскую гостиницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостиницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. — Давно не видались, — сказал он, — спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. — Я к тебе заезжал, — сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. — Можешь поставить, — сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. «Играть на счастие могут только дураки», — сказал тогда Долохов. — Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но, прежде чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: — А помнишь, мы говорили с тобой про игру... дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастье играть или наверное?» — подумал Ростов. — Да и лучше не играй, — прибавил он и, треснув разорванной колодой, сказал: — Банк, господа! Подвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. — Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова. — Господа, — сказал он, прометав несколько времени, — прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. — Поверить можно, но боюсь спутаться; прощу класть деньги на карты, — отвечал Долохов. — Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, — прибавил он Ростову. Игра продолжалась; лакей не переставая разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до восьмисот рублей. Он надписал было над одной картой восемьсот рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. — Оставь, — сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, — скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? — повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные восемьсот и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком восемьсот, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова и, с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшие колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось тысяча двести рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш тысячи шестисот рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его — шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме — с такой силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде направо, чем налево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще не испытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт и взялись за подаваемый стакан и трубку. — Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. — Ну, мечи же! — сказал Ростов. — Ох, московские тетушки! — сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. — Ааах! — чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первою картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. — Однако ты не зарывайся, — сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова и продолжая метать.

Литературные персонажи, как и реальные люди, постоянно пользуются деньгами. Однако их материальное положение мы чаще всего определяем не по денежным суммам, а по каким-либо иным признакам, ведь, если время действия литературного произведения не совпадает с современностью, то и понять реальную цену денег весьма непросто. И уж совсем легко с этим запутаться, если речь идёт о классической литературе XIX века.

Опираясь на недавнюю публикацию в, сконвертируем тот рубль, которым пользовались герои известных произведений, в его современную стоимость.

Своеобразное достижение в символической номинации «Презрение к деньгам» принадлежит Настасье Филипповне , которая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» бросила в огонь пачку денег, когда Рогожин хотел на них купить её любовь. Примечательно, что раньше эта героиня романа вполне покупалась, но тут вдруг решила покончить со своей продажностью и… поехала с ним просто так, а деньги гордо предала огню! О глубоком смысле этого эпизода написано немало - мол, развратное общество привело девушку к падению, а положительный герой князь Мышкин помог ей духовно возродиться, и деньги, горящие в огне - это символ её очищения. Только вот о сумме, брошенной в камин, литературоведы как-то не очень распространяются. А жаль! 100 тысяч рублей 1868 года - это 8 миллиардов 2015 года! И чтобы вы знали - в 2015 г. регионам России, вместе взятым, на модернизацию профессионального образования из федерального бюджета было выделено чуть больше одного миллиарда . Деньги, отвергнутые Настасьей Филипповной, сегодня очень даже пригодились бы российскому профобразованию!

Кстати, приблизительно в 1830 г. пушкинский Германн из «Пиковой дамы» сошёл с ума и от меньшей суммы. Сорвавшийся у него выигрыш 396 тыс. руб. эквивалентен современным 2,5 миллиардам рублей . И - ещё раз кстати - Германн и до своей карточной авантюры был не таким уж бедненьким, как мы привыкли считать со слов Пушкина, ведь его первая ставка была 47 тыс. (300 млн. руб. на современные деньги).

Однако вернёмся к Достоевскому, который, похоже, был склонен приуменьшать роль денег в нашей жизни. Другой его персонаж, Родион Раскольников, в 1865 г. убил пожилую процентщицу ради «каких-то» трёхсот семнадцати рублей! В романе «Преступление и наказание» несколько раз подчёркивается, сколь ничтожная сумма досталась «убивцу», что он и пошёл-то на убийство не ради денег, а «просто так», чтобы проверить, сможет ли он убить человека. Преступников с такой мотивацией сегодня называют отмороженными. Однако если пересчитать 317 руб. по курсу 2015 года, то получается 320 тыс. - большинству современных отморозков такое и не снилось.

Помните, сколько в 1806 году Николай Ростов проиграл в карты Долохову? Прося деньги у отца, он изо всех сил делал вид, что сумма пустяковая - «всего-то» 43 тысячи . Отец же от его просьбы просто оторопел, да и мы вместе с ним, ведь сегодня это целых 70 миллионов !

Хлестаков из гоголевского «Ревизора» в 1831 г. только от городничего получил 400 руб. (400 тыс. по курсу 2015 г.) , а всего набрал денежных подношений более чем на тысячу - свыше миллиона, если перевести в нынешнюю стоимость рубля. По сравнению с современными должностными лицами, погоревшими на взятках, это, может, и мелочь. Но Хлестаков-то получил такую сумму мимоходом, к тому же он не только не был должностным лицом, он до конца так и не понял, за кого именно его приняли! (Тряпичкину он пишет, что его приняли за генерал-губернатора, хотя в действительности его принимали за ревизора.)

Во всех предыдущих примерах образ денег не несёт в себе позитива: азартные игры, сумасшествие, продажная любовь, взятки должностному лицу и три погибших старушки (двойное убийство совершил Раскольников, ещё одна смерть на совести Германна). Однако есть в русской литературе и такие эпизоды, где деньги не связаны со злом.

Так, заячий тулупчик из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , по словам Савельича, в 1773 г. можно было продать за 15 рублей , что сегодня бы составляло 140 тыс. руб. Прижимистый Савельич простой тулуп оценил как хорошую норковую шубу! А Петя Гринёв просто взял да и подарил его незнакомцу. Неудивительно, что незнакомец, оказавшийся знаменитым бунтовщиком Емельяном Пугачёвым, впоследствии не раз выручал молодого офицера, проявившего такую щедрость.

Ну, и вряд ли кто-нибудь из мастеров-умельцев отказался бы от современного эквивалента тех ста рублей, что получил в 1826 году тульский косой , подковавший блоху. Сегодня это 800 тысяч .

Что ж не играешь? - сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.

Со мной денег нет, - сказал Ростов.

Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.

Господа, - сказал он, прометав несколько времени, - прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.

Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.

Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, - отвечал Долохов. - Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, - прибавил он Ростову.

Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.

Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800-т рублей. Он надписал было над одной картой 800-т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.

Оставь, - сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, - скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? - повторил он.

Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

Так ты не боишься со мной играть? - повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:

Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

Ну, мечи же! - сказал Ростов.

Ох, московские тетушки! - сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты.

Ааах! - чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить.

Однако ты не зарывайся, - сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать.

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.

Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.

«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!.. И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!.. И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.

«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».

Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.

Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.

Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! - Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что-то какие-то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:

Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. - Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.

«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб - одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:

Ну, еще одну карточку.

Хорошо, - отвечал Долохов, окончив итог, - хорошо! 21 рубль идет, - сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.

Это мне всё равно, - сказал он, - мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.

Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.

За вами 43 тысячи, граф, - сказал Долохов и потягиваясь встал из-за стола. - А устаешь однако так долго сидеть, - сказал он.

Да, и я тоже устал, - сказал Ростов.

Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?

Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.

Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, - сказал он.

Послушай, Ростов, - сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, - ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», - думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

Твоя кузина… - хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.

Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! - крикнул он с бешенством.

Так когда получить? - спросил Долохов.

Завтра, - сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.

Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой-дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.

Волшебница, скажи, какая сила

Влечет меня к покинутым струнам;

Какой огонь ты в сердце заронила,

Какой восторг разлился по перстам!

Прекрасно! отлично! - кричала Наташа. - Еще другой куплет, - говорила она, не замечая Николая.

«У них всё то же» - подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.

Меню статьи:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные. В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие. Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.

По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни

Кто такой Долохов

Федор Иванович Долохов – двадцатипятилетний представитель обедневшего дворянского рода. Быть представителем такого вида дворян всегда было нелегко – их стремление вернуть величие их угасающего рода приводит часто к самым, что ни на есть, нехорошим и неблагородным действиям. Подобная ситуация сложилась и у Долохова. Подстегиваемый жаждой материального улучшения своих возможностей, он часто действует не самым приятным образом.



Федор Иванович получил хорошее образование. Он умен и образован. Долохов не женат. У него есть мать и сестра – это и вся его семья. Толстой не описывает его детство и этап взросления – с Федором Ивановичем мы знакомимся уже во время его военной службы.

Прототипы образа

Прототипами для создания образа Федора Ивановича Долохова стало сразу три человека – Фигнер Александр Самойлович, Дорохов Иван Семенович и Толстой Федор Иванович («Американец»).

Александр Самойлович был командиром партизанского отряда во время военных событий 1812 года. Он стал прототипом Долохова после его дуэли с Пьером Безуховым и разжалования. Он, как и Фигнер был награжден «георгием».

Дорохов Иван Семенович также принимал участие в военной кампании против Наполеона, неоднократно был представлен награде. С него срисован Долохов во время его службы офицером. Фамилии Ивана Семеновича и Федора Ивановича очень похожи – их отличает всего одна буква, можно предположить, что Толстой это сделал, чтобы провести аналогию между этими людьми.

Последним, частично «подарившим» Толстому материал для образа Долохова стал Федор Иванович Толстой. Как видим, Долохов и Толстой являются тезками, вполне вероятно, что Лев Николаевич использовал такие имя и отчество своего героя, чтобы, подобно ситуации с фамилией, подчеркнуть аналогию с реально существующим человеком.

Федор Иванович Толстой стал прототипом Долохова в цивильной жизни. Он, подобно литературному герою, слыл повесой, частым участником дуэлей и карточных игр.

Внешность Федора Долохова

Федор Долохов выглядит очень красивым и хорошо сложенным: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». Его светлые волосы красиво лежали на воротнике его рубашки.

Долохов среднего роста. У него атлетическая фигура. Стройный, ловкий, широкоплечий, руки его «красноватые, с короткими пальцами».

У него красивые глаза, но взгляд его наглый, что немного отталкивает от Долохова. Федор Иванович «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом».

Этот факт компенсируется пленительной улыбкой. Стоит признать, что такая улыбка не всегда присутствует на лице Долохова. Чаще всего можно заметить у него «холодную усмешку».

Говорил Долохов «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Как видим, Федор Иванович обладает привлекательной внешностью, он хорошо сложен. Его внешность не лишена изъянов, проявляются они в виде холодного взгляда и улыбки.

Военная служба

Для Долохова служба в армии – это, в первую очередь, возможность выделиться, обеспечить свое будущее. Он не испытывает страсти к военному делу, подобно Николаю Ростову. Долохов хорошо выполняет свою работу, но подстегивает его не чувство патриотизма или долга, а желание стать известным и богатым.

Федор Иванович проходит службу в Семеновском полку, считавшимся элитным. Однако благодаря кутежам и дуэлям Долохов часто попадает в опалу и лишается звания офицера.



Во время военных событий 1805 -1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует вновь-таки в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому, он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: « Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство».

С марта 1806 года Федор Иванович опять становится семеновским офицером. После военной кампании 1805-1807, он отправляется сначала на Кавказ, затем в Персию. Его деятельность в этих регионах полна домыслов, активно ходили сплетни о том, что Федор Иванович «На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова». Однако как бы не сложилась его служба на Кавказе и в Персии, в 1811 Долохов возвращается в Москву.

Его кутежи и любовная связь с Еленой Безуховой, в девичестве Курагиной, становится причиной дуэли и, как результата, нового понижения в чине.

Войну с Наполеоном Долохов встречает в качестве рядового солдата. Его дальнейшая служба происходит все по потому же маршруту восхождения по карьерной лестнице «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Характеристика личности

Что сразу бросается в глаза в образе Долохова, после его военных подвигов, это особое отношение с женщинами. Они в восторге от него, он часто становится предметом мечтаний женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели».

Федор Иванович, благодаря своей некой доле безрассудства, становится любимцем в обществе: «им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Кутежи и разврат постоянно сопутствуют Долохову. Он позволяет вести себя развязно, часто граничит между понятиями «прилично» и «неприлично», поэтому его присутствие никогда не остается незамеченным.

Такое поведение привлекает людей разного положения и статуса. За ним прочно закрепилось определения «повесы» и «дуэлянта». Ему ничего не стоит вызвать на дуэль и « убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это».

Обожает Долохов и карточные игры, он играет практически во все возможные игры и очень часто выигрывает. Это породило новые слухи о том, что Долохов – шулер. Сам же Федор Иванович, иронично пересказывает эти слухи. «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» – говорит он.

Не зря говорят, что глаза человека – это олицетворение его души. Неприятный взгляд Долохова стал незначительным проявлением его сложного характера. Он наглый и дерзкий – такая тенденция прослеживается не только в его цивильной жизни, но и по отношению к своим полковым командирам. «По службе очень исправен, но карахтер» – так говорят о нем. Долохов очень хитрый, он «бестия, везде пролезет».

Ему не всегда удается контролировать себя и свои действия, часто, он действует крайне агрессивно и необузданно. Что правда, такое его состояние может провоцировать и скука. «Соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее». В такие моменты, он готов пристрелить просто так лошадь ямщика, или убить человека.

В армии знали о его таком жутком характере, но прощали, не смотря ни на что, ведь «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он был очень смелый, храбрый, готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих.

Долохову тяжело дается переход от военной службы к светским приемам – его привычка командовать людьми (на фронте он чаще всего занимал командующие должности) сказывается не самым лучшим образом. Он порой забывает о том, где находится – и начинает вести себя подобно тому, как бы он себя вел в полку.

Несмотря на то, что его отношение к окружающим в целом враждебное, такая тенденция не подтверждается по отношению к его родным матери и сестре. Он их искренне любит, для них он всегда «был самый нежный сын и брат».

Понимание дружбы

Федор Иванович Долохов специфически относится к такому проявлению чувств человека, как дружба. Внешне он проявляет это чувство, но если хорошо разобраться – это только игра на публику, на самом деле он не испытывает признательности или чувства родства с человеком, которого называет своим другом. Осуществляет Долохов это из всего того же желания быть известным и богатым. Он удачно пользуется положением в обществе своих друзей, их материальными статками, но в отплату готов осуществить самые безрассудные поступки.

Активно в романе Долохов появляется в романе в компании Анатоля Курагина – такого же повесы, как и он сам, но и в этом случае, им руководит чувство привязанности к кошельку Анатоля.

Федор Иванович не избегает любых способов обогатиться – он бесчестно, с помощью обмана обыгрывает в карты Николая Ростова. Почему он не поддержал Ростова и не завел с ним дружбу – вопрос непонятный. Семья Ростова была широко известна в высшем свете, люди были о Ростовых высокого мнения, поэтому такое знакомство помогло бы Долохову закрепить свое положение в обществе, но он предпочитает этому легкую выгоду в виде денег. Возможно, что Долохов ставил расчет на то, что Ростов погибнет и эта дружба не даст нужного результата, а возможно, что здесь сыграл тот факт, что Федор Иванович слишком отличается по восприятию мира и отношению к людям, по сравнению с Николаем Ростовым. Понятие того, что такое общение будет слишком конфликтным и не соответствует его привычному положению дел, не приведет к желаемому результату провоцирует такое бесчестное поведение Долохова по отношению к Ростову. Он стремиться получить хоть что-то.

В целом отношение его к людям странное – он не испытывает ни чувство благодарности, ни привязанности. Он умеет обставить дело так, чтобы получить максимальную выгоду из своей псевдо дружбы. Долохов не выслуживался перед более успешными людьми, ожидая от них подачки, а умело «пользовался и забавлялся» людьми.

Таким образом, Федор Иванович Долохов – очень специфический персонаж. Он не лишен положительных качеств характера, но несколько отрицательных качеств перечеркивают все позитивное в нем – читатель воспринимает его, в первую очередь как обманщика, повесу и дуэлянта.

Отношения героя с другими персонажами романа

Долохов и Соня

Соню Ростову автор «Войны и мира» описывает как девушку поистине идеальную. Симпатичная и умная, скромная и добрая, Соня страдала лишь от одного – от своего положения. Это было второстепенное положение бесприданницы. Сонечка была бедной родственницей Ростовых, которую кроткая семья приютила у себя дома, воспитывая вместе с остальными детьми. Соня, в частности, дружила с Наташей. Долохов – воплощение коварного персонажа, ведь герой – в каком-то смысле – нарушает целостность семьи Ростовых. По крайней мере, точно покушается на мир в этом гнезде. Долохову понравилась Соня и мужчина решился сделать девушке предложение. Однако Соня отказала.

В этой ситуации, следует отметить, раскрывается иная сторона личности Долохова: читатель привык считать героя картежником, кутилой, игроком, который любил буянить и отличался дерзким характером. Но влюбившись в Соню, Долохов показывает нежную, душевную и сердечную сторону своей натуры. На самом деле, не такой уж бедный Долохов – хорошая партия для девушки, у которой за душой нет ни гроша. Графиня – мать Николая Ростова, который питал к Соне нежные чувства, – тоже желала сбыть с рук бедную родственницу. Кроме того, девушка мешала графине, ведь Николай никак не хотел искать более подходящую по статусу, богатую невесту. Из-за привязанности к семье Ростовых (а к Николаю – в частности) Соня отклоняет предложение Долохова, оставаясь на прежнем месте. Судьба девушки незавидна. Николай все же женится на богатой княжне, Наташа – подруга детства – считает Соню ниже по достоинству, ведь та – «пустоцвет», человек, не способный на такие же чувства, как она – Наташа. Лишь Долохов сумел разглядеть в Соне нечто большее – настоящее, глубокое.

Долохов и Пьер

Он слишком благороден и чист душою… для нашего нынешнего, развращенного света… Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова?.. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо!.. Какая низость, какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф… Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа…
Мать Долохова о сыне

Долохов не был слишком богатым человеком, однако было в Долохове что-то такое, что заставляло других уважать его. Долохов рассчитывал только на собственные силы, поэтому часто окружающие видели в этом человеке больше достоинства, чем в том же Анатоле. Толстой описывает компанию из трех человек. Компания насчитывала Долохова, Анатоля и Пьера. Вот, например, описание одной из потех закадычных друзей:

…достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…

Однако, как мы знаем, закончилась эта дружба не слишком хорошо. За шалость Долохов лишился офицерского звания, став простым солдатом. Пьер отделался легким наказанием (ведь Безухов имел достаточно высокий статус, да и к тому же лицо – штатское). Анатолю повезло больше всех: герой остался в офицерах. Больше всех, получается, поплатился Долохов. Федор – натура, чутка к несправедливости, злопамятная и жестокая. Потому герой пожелал отомстить неблагодарным товарищам. Да, возможно, Долохову свойственна жесткость характера и эгоизм, но это также бесконечно одинокий человек. Однажды Пьер, будучи нетрезвым, решил на спор влезть на открытое окно и выпить там бутылку. Тучный, неосторожный Пьер рисковал жизнью, но Долохова это позабавило. Этот момент, в частности, заставляет некоторых критиков говорить о бессердечности Долохова.

Наконец, проходит год с тех пор, как Долохова разжаловали в солдаты. Походы, смотры, унижение – все это изнуряет героя, подживляя в душе Долохова желание отомстить. Чудом не погибнув в Австрии, Федор вернулся в родные края. В Москве Долохов живет у Пьера. Однако и теперь в душе героя пылает прежняя злоба на бывшего товарища. Так, Федор заводит отношения с женой Безухова.

Как относится Пьер к Долохову?

Пьер – сам по себе крупный, мощный – как ни странно, но побаивается Федора:

Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…

Однако, в итоге, буря негодования, которое постепенно накапливалось в душе Безухова, берет верх. Пьер закипает. Но Долохов, даже наблюдая, что бывший товарищ находится на грани срыва, все равно продолжает свои издевательства над беднягой. Последней каплей оказался тост, который произнес Долохов:

За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников…

Это взбесило Безухова, и тот буквально накинулся на Долохова. Пьер смело смотрел в «смелые, жестокие» глаза давнего друга. Наконец, Безухов вызвал Долохова на дуэль. Местом назначили Сокольники, а секундантами выступили Несвицкий вместе с Денисовым. Секунданты постарались примирить противников, но безуспешно. Пьер оставался непреклонен:

Нет, об чем же говорить!.. Все равно… Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?..

Несмотря на то что Долохову было известно: Пьер стрельбе не обучен – Федор все же не отступил. Казалось, что судьба Безухова в этой неравной стычке предрешена, однако жизнь распорядилась по-другому. Пьер выстрелил первым – в страхе не застрелить самого себя, и… ранил Федора. Таким образом, причина ссоры – это нравственный порок, человеческая слабость, страх заступиться, неумение простить, ревность, зависть, месть. Финал, точнее кульминацию отношений Пьера и Федора Толстой приводит именно в сцене стрельбы. Почему, собственно, Долохов стал враждовать с Безуховым? Пьер скажет, что «помог» Долохову. И это правда, ведь Федор хотел использовать товарища для реализации собственных замыслов, амбиций. Однако Долохова на самом деле знает только его мать. У героя – высокая, благородная натура, которую слишком рано ожесточил мир. Перед Бородинской битвой Федор забудет товарищу былые обиды, попросив у Безухова прощения.

Анализ смысла дуэли

Как принято считать в литературной критике, Безухов поступил скорее неосознанно, чем взвешенно, вызывая более сильного противника, опытного солдата стреляться. В ночь перед дуэлью Долохов кутит, слушает цыганские песни… Федор знает, что Пьер слабее его в плане стрельбы, а потому не волнуется об исходе дуэли. И все же на сердце героя скребут кошки. Когда настал час дуэли, Пьер выглядит плохо: лицо пожелтело, глаза усталые. Долохов делает вывод, что у соперника была бессонная ночь. Это придает Федору уверенности в победе:

Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали…

Но, в результате, Безухову везет, а Федор промахнулся, стреляя. Итог – все герои осознают свои ошибки. Пьеру жаль, что Долохов ранен. Но противнику жалость неведома. Но при этом Долохов думает не о мести, не о своих интересах, а о том, как будет страдать его мать. Пьеру свойственен не столько страх, сколько гуманизм. Даже в ситуации крайней опасности Безухов желал найти оправдание для старого товарища. Пьер знал, на что способна Элен, знал о склонностях супруги, а потому не сомневался в виновности Курагиной:

Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, – думал Пьер. – Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?..

Долохов и Элен

С Элен Долохова связывали мимолетные романтические отношения. Начало этим отношениям, между тем, положили совсем не чувства, то есть совсем не влюбленность или страсть. Нет. Долохов просто все еще злился на Пьера (помните ту самую злополучную историю, из-за которой Федора понизили в звании до солдата?). Поэтому, вернувшись из похода, Долохов поселился у Пьера. Здесь внимание молодого человека привлекла красивая, но ветреная, легкомысленная жена Безухова – Элен. Одновременно Элен была сестрой другого врага Долохова – Анатоля, так что, казалось, это была идеальная месть. С этой стороны, связь Долохова с Элен ничто не оправдывает. Федору безразличны светские красавицы. Это – лишь развлечение, попытка холодной мести. Поступок из ревности, потому что Долохову кажется несправедливым, что Безухову досталось все – и красивая жена, и богатство, и статус. Поэтому Федор хочет, во что бы то ни стало, опозорить бывшего друга. И Пьеру это известно:

Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему…

Долохов поступил подло. Безухов, хоть и отличался некоторой наивностью, а все же подозревал что-то неладное. Окончательно удостовериться в том, что Элен изменяет ему с Федором, Пьеру помогает письмо. Это сообщение прислал какой-то аноним. Там детально рассказывалось о гнусности гостя, которого Безухов приютил у себя дома. Толстой выступает мастером психологизма, когда описывает сцену обеда, происходившего в Английском клубе. Здесь Безухов обдумывал письмо, пришедшие грустные и унизительные новости. По виду Долохова можно было понять, что в душе Федора творится нечто «безобразное». Однако Безухов все же потерял самообладание и, как мы помним, вызвал Долохова стреляться.

В этой ситуации, между тем, писатель скорее еще раз раскрывает низкую и ничтожную натуру Элен. Недостаточно родиться в высокородной семье, чтобы иметь чистую и нравственно возвышенную личность. Стоит ли падшая женщина чьей-то смерти? Стоит ли низость человека убийства, греха? Такими вопросами задается Пьер перед дуэлью с бывшим товарищем. Безухов жалеет, что женился на Элен. После того, как дуэль завершилась, Федора увезли домой. Ростов, кстати, узнал, что Долохов – «буян, бретер», с одной стороны, с другой – добрый и заботливый сын, который заботился о своей старенькой матери и больной сестре. Таким образом, писатель показывает, что жизнь не такая понятная и очевидная, как люди порой думают. Жизнь – относительна, амбивалентна, многозначна. А у каждого человека в душе имеются как светлые стороны, так и темные.

Долохов и Ростов

Отношения Федора и Николая – это пример того, как легко дружба иногда перерастает во вражду. Процесс разрушения дружеские отношений изображается и в эпопее Толстого. Итак, почему же рассорились два друга, два товарища – Долохов и Николай? Вероятно, из-за того, что оба молодых человека любили одну и ту же девушку. Федор делает возлюбленной – Соне – предложение, однако та отказывается выходить за него замуж, ведь любит другого человека. Этим человеком оказывается Николай. Тогда Федор решает отомстить за свое разрушенное семейное счастье. Тут следует заметить, что это было и разрушение единственного счастья на семейное счастье для Сони, ведь девушка, в итоге, останется одна.

Натура Федора – резкая и вспыльчивая. Кроме того, Долохов – заядлый и опытный картежник. В одной коварной карточной игре под названием «Фараон» Федору удается обыграть Ростова. Теперь Николай должен Федору огромную сумму денег. Игра вселяет в Долохова уверенность в то, что он – «романтический», «роковой человек». Между тем, Долохов не жульничает – мы делаем такой вывод косвенно, ведь автор произведения ничего не говорит о нечестности, шулерстве или мошенничестве Федора. Однако сам Долохов предупреждает Николая о том, что играть с ним опасно, ведь ходят слухи, что он шулер. Да и к тому же – «кто несчастлив в любви, тому везет в игре». Но Ростов уже не может отказать, ведь тогда молодой человек потеряет лицо. Федор вознамерился разорить Ростова на сорок три тысячи. Напрашивается вопрос: почему же именно такую сумму выбрал Долохов? Все просто: сорок три – это сумма возраста Долохова и возраста Сони. В этом эпизоде читатель видит Долохова чувственным и ранимым. А когда Федор обыгрывает Николая, мы почему-то жалеем ни проигравшего, а победителя.

Смыслы карточной игры

В сцене карточной игры читателя удивляет и даже пугает «демонизм» Федора. Этому способствует и атмосфера, которую создает Толстой. Например, автор пишет:

Игра продолжалась; лакей, не переставая, разносил шампанское…

В этой странной и располагающей к чему-то нехорошему атмосфере Федор часто психологически давит на противника, постоянно акцентируя на страхе Николая. А конкретнее – на том, что Ростов боится игры, страшится проигрыша, да и самого Долохова.

Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? – повторил он <…> Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула…

Однако попытка мести и даже выигрыш не приносит Долохову желаемого удовлетворения. Мысли о Соне не покидают голову нашего героя. Вскоре Федор поучаствует еще в одном непристойном, низком мероприятии: станет подельником Анатоля. Ситуация такая: Курагин задумал выкрасть и увезти Наташу, младшую дочь Ростовых. И Федор помогал Анатолю в этом деле. Было это все через пару месяцев после того, как Соня отклонила предложение Долохова. Говорят, Федор – человек страшный, ведь для своих лет успел хлебнуть ненормально много опыта. Долохов осознал простую истину: честные, смелые, умные и талантливые люди не ценятся в этом мире и в этом обществе. Это правда жизни сломала Федора, породив ту самую цинизм и ту жестокость.