Интернет

"Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев

Борис Друбецкийявляется одним из центральных персонажей романа «Война и мир». Его образ неоднозначный, с одной стороны положительный качества Бориса заставляют читателей подражать ему, а с другой – отрицательные черты характера явно портят впечатление. Это « молодой, белокурый, стройный, привлекательный офицер с правильными чертами красивого лица», у которого внутренний мир ничем не хуже внешнего. Он « милый, умный, спокойный и твердый молодой человек».

Друбецкий не был воспитан дома, а взят Ростовыми на воспитание, в связи с не лучшими временами финансовых трудностей его семьи. Он единственный сын княгини Анны Михайловны Друбецкой, а вот об отце ничего не известно, он отсутствует в романе. Некие теплые отношения были у Бориса с его крестным отцом князем Безуховым.

По мнению окружающих, у молодого человека на первом месте всегда была карьера и внешние достижения. Он всегда казался быть лучше, но этим всего лишь неумело скрывал свои недостатки. Главное желание, добиться финансовой обеспеченность и закрепить о себе мнение, как об успешном человеке. На фоне этого он хочет обзавестись связи, которые, по его мнение, в скором времени помогут осуществить заветную мечту.

Самое быстрое и легкое решение, как добиться своей цели, это по мнению Бориса – военная служба. В 1805 году он в звании поручика приступает к службе в Семеновском полку. Уже через 2 года, карьерный рост парня заставляет удивиться, он попадает в свиту Александра в роли прапорщика. И уже в 1812 служит помощником графа Бенигсена.

В это время сюжетная линия его взаимоотношение с представителями женского пола перехватывает внимание на себя. Юноша всегда придерживался мнения о удачном браке и заглядывался на статных и уже состоявшихся женщин, брезгуя молодыми и симпатичными девушками. При обличении любовной связи с женой Пьера, молодой графиней Безуховой, Борис бы потерял покровительство и поддержку этой женщины. Молодой человек во всем искал выгоду и в данных любовных отношениях, сумел пользоваться многочисленными связями Елены и ее любовников. После чего решив заполучить богатство, путем женитьбы с Жюли Карагиной, Борис хочет вступить в Масонскую ложу.

Ложь и фальшь – отрицательные черты характера, которые, путем наглядного показа на судьбе Бориса Друбецкого хочет показать Толстой. Именно их большего всего презирает автор и делает на этом главное ударение романа.

Вариант 2

Борис Друбецкой – наряду с Бергом представляет в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» образ «делового человека». Однако в отличие от Берга, Борис не стремиться к идеалу, а просто скрывает все свои недостатки. Он старается выглядеть лучше в глазах других людей, и всеми способами хочет поднять свою значимость. Для этого человека деньги не являются важной вещью, для него это пустые бумажки, а вот уважение людей и чин, в тысячи раз для него важнее.

Борис Друбецкой довольно эгоистичный и корыстный человек. Окружающие его люди, нужны ему только для своих целей и тайных желаний. Он не тот человек, который будет бежать к первому встречному, и помогать во всех бедах, Борис, скорее всего, пройдет мимо, даже не обратив внимания. Друбецкой бесчувственный, наглый, эгоистичный, ни признательный и корыстный человек. Можно вспомнить старую знакомую, графиню Ростову, которая всеми силами старалась помочь мальчику и его матери деньгами. Но после того как она сама обанкротилась и весь ее бизнес пошел коту под хвост, а Друбецкие наоборот разбогатели, графиня же не получила ни гроша в помощь от старых знакомых. Семейство даже не то чтобы не удостоилось помочь бедняжке, так даже не отдали графине долг в суме двух тысяч, которые бы ей очень пригодились.

Борис Друбецкой также старается найти даже в любви выгоду. Он думает для того чтобы построить светлое будущее и стать еще более значимой персоной в светской жизни ему, нужно найти богатую аристократку. Борис долгое время испытывал нежные чувства к Наташе Ростовой, но она не подходила под роль богатой и успешной невесты. Для него лучшей персоной являлась Жюли Карагина. Благодаря своим корням и отличной харизме, Борис знал, как преподнести себя так чтобы женщина поверила, что он любит ее всем сердцем и душой. Борис Друбецкой старался вести себя с ней нежным и ласковым, что все другие считали их парой прекрасной и романтичной.

Друбецкой не испытывает любовь к родине. Он не считает себя патриотом, так как даже для собственной выгоды Борис готов даже продать родину. Такой человек опасен, так как никто не знает, на что он готов пойти ради личных целей, а такие люди готовы пойти на многое. Если Борис Друбецкой займет ответственную и важную должность, только из-за своей эгоистичности, он сможет погубить жизни сотни других людей, даже не поволновавшись за их состояние.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель Куприна

    Один из героев рассказа А. И. Куприна Белый пудель отличается от остальных, хотя автор уделяет ему внимания не меньше, чем другим. Этот герой является собакой, порода которой вызывает умиление и нежность и у детей, и у взрослых.

    Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Семьи в романе «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

  • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
  • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
  • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
  • Семья Долоховых: Федор и его мать.

Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

Семья Болконских

Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

Безуховы

Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

Друбецкие

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

Курагины

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Долоховы

Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

Заключение

Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

Тест по произведению

Один из центральных образов романа «Война и мир» - обедневший князь Борис Друбецкой. Прототипами для него послужили А. М. Кузминский и М. Д. Поливанов. В этой статье мы рассмотрим созданного автором персонажа и все изменения, которые происходят с ним по мере развития действия. Перед нами предстанет сначала юноша, затем молодой мужчина - Борис Друбецкой. Характеристика («Война и мир») этого героя - тема статьи.

Семья Друбецких

Это обедневшее знатное семейство состоит из двух человек. Матери, которую зовут Анна Михайловна, и сына Бориса. Пожилая дама давно не появляется в свете и утратила связи. Она поддерживает лишь близкие отношения с семьей Ростовых. Они и дальние родственники, и друзья. Она также в дальнем родстве с князем Безуховым. Ее сын Борис Друбецкой, которому в начале романа двадцать лет, по характеру похож на мать. Уже в этом возрасте он расчетлив, практичен и целеустремлен.

Внешность князя Бориса

Борис Друбецкой красив и спокоен. Он высок и строен. У него белокурые волосы и правильные черты лица. Руки у него изящные, белые, с тонкими пальцами.

Несмотря на бедность, мать старается изо всех сил одеть его аккуратно, элегантно и модно, чтобы ее сын мог быть вхож в самые лучшие дома обеих столиц.

Личностные черты Бориса

Это умный, милый и твердый человек. Борис Друбецкой умеет держать себя в руках и всегда спокоен. Часто на его лице играет приятная улыбка. Тон, которым он разговаривает, обычно дружелюбный и слегка насмешливый. Он беден, но горд, и когда его мать изо всех сил пытается получить хотя бы небольшую долю от наследства старого Безухова, Борис Друбецкой находится как бы в отстраненном положении, хотя он является крестником старого графа.

Он не считает себя его родственником, хотя очень дальние связи есть, и не желает ничего принимать от него. Молодой человек очень находчив. Об этом говорит случай, когда молодежь Ростовых вбежала в гостиную, где графиня принимала чинных мать и дочь Карагиных. Вся компания растерялась, и только Борис нашел подходящую шутку о старой кукле Наташи.

«Эту куклу», - как сказал Борис, - «он знал еще девицей с необлупленным носом». Спокойствие и шутливый тон Друбецкого разрядили неловкую обстановку в гостиной. Сдержанный и расчетливый, Борис Друбецкой ищет выгодных знакомств с людьми, которые выше его и могут быть ему полезными. Поэтому ему удается быстро построить карьеру. В отличие от Берга он ищет не денег, а только тех, кто может поднять его по службе. В армии он быстро сделал вывод, что даже низкое звание в генштабе может его поставить выше армейского генерала. Целеустремленность помогает ему всегда добиваться поставленных задач. Друбецкому просто оскорбительна мысль, что он может чего-то не добиться. Масоны - модная и полезная организация. Не заботясь о духовных целях, которые они перед собой ставят, Борис Друбецкой вступает в братство каменщиков, потому что там имеется много людей из высшего света. Они могут повлиять на его жизнь. Таков Борис Друбецкой. Характеристика его не очень привлекательна и говорит о его эгоизме и необыкновенном упорстве с целью высоко поднять себя в свете.

Военная служба

Простая армейская служба не привлекает нашего героя. Он не так наивен, как молодой Ростов, которому нравится размахивать шашкой и чувствовать азарт боя. Сначала он просто прапорщик, но в гвардии.

Спустя год становится адъютантом в штабе главнокомандующего при «весьма важном лице». Он получает серьезное курьерское поручение в Пруссию. Еще через год он через своего покровителя получает место в свите императора, попадает в Тильзит и чрезвычайно доволен тем, что его положение теперь твердо. К 1812 году он уже служит помощником графа Беннигсона. Это важный пост в штабе армии.

Друбецкой и женщины

Маленькая Наташа Ростова увлечена взрослым, на семь лет старше ее, Борисом. Но они оба небогаты, а Борис и вовсе откровенно беден. Поэтому он не позволяет себе увлекаться обаятельной девушкой.

Даже после разлуки, когда Друбецкой почувствовал сильное влечение к Наталье Ильиничне, ставшей необыкновенно обаятельной, он остановил себя и прекратил знакомство, которое могло перерасти в брак и окончить его карьеру. Он предпочитает необременительную связь с графиней Безуховой, которая дает ему блестящее положение в обществе и на службе. В салоне Анны Шерер он становится лицом, которым «угощают» гостей. Совершенно упрочивает его положение женитьба на некрасивой, но богатейшей невесте Москвы, Жюли Карагиной, за которой он красиво и романтично ухаживает. Теперь ему не надо искать покровительства, он стоит на равных со своими высшими ровесниками.

Расчетливый карьерист - это Борис Друбецкой. Характеристика героя, которого изобразил автор, производит в целом неприятное впечатление. Он всегда старается представить себя в как можно более выгодном свете перед вышестоящими людьми, скрывая свои недостатки и забывая о принципах чести, долга и совести.


ТОМ ПЕРВЫЙ

ЧАСТЬ 1-я

Глава 1
Петербург. Великосветский вечер у фрей­лины Анны Павловны Шерер. Хозяйка и чинов­ный князь Василий Курагин. Разговор о Наполеоне. Проект Анны Павловны женить сына князя Васи­лия - Анатоля на богатой княжне Марье Болкон­ской.

Глава II
Гости Шерер. Дочь князя Василия красавица Элен, его сын Ипполит. Маленькая княгиня Лиза Болконская. Эмигрант - француз виконт Морте­мар, аббат Морио. Обряд приветствования тё­тушки хозяйки. Появление на вечере Пьера Безухова.

Глава III
Разговор о казни Наполеоном герцога Энгиенского. Рассказ виконта о встрече герцога с Бона­парте у актрисы Жорж. Беседа Пьера Безухова с аббатом о политическом равновесии. Появле­ние в гостиной князя Андрея Болконского. Его встреча с Пьером. Отъезд князя Василия с дочерью Элен на вечер, английского посланника.

Глава IV
Княгиня Анна Михайловна Друбецкая просит князя Василия похлопотать перед царём о перево­де её сына Бориса в гвардию. В гостиной разговор и спор о Наполеоне. Защита Пьером революции и Наполеона и нападки на него за это гостей Анны Павловны. Поддержка Пьера князем Андреем. Князь Ипполит рассказывает «по-русски» анекдот о скупой московской барыне.

Глава V
Характеристика Пьера Безухова. Разъезд гостей Анны Павловны. Проводы Ипполитом Курагиным княгини Болконской. Приезд Пьера в дом Болконских. Разговор между Пьером и князем Андреем о выборе Пьером карьеры.

Глава VI
Пьер у Болконских. Семейная сцена между маленькой княгиней и князем Андреем по поводу его отъезда на войну. Ужин Пьера Безухова с князем Андреем. Рассуждения Андрея Болконского о себе, о женитьбе и женщинах. Пьер Безухов едет на ночной кутёж к Анатолию Курагину. Боло и его пари с англичанином Стивенсом.

Глава VII
Москва. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая в доме у Ростовых. Граф и графиня Ростовы. Приём поздравительных визитов по случаю именин у Ро­стовых двух Наталий - матери и дочери. Визит матери и дочери Карасиных. Разговор о главной городской новости - болезни старого графа Безухова, о его незаконном сыне Пьере, высланном из Петербурга за буйство, и о судьбе огромного на­следства, которое останется после смерти старика Безухова.

Глава VIII
Молодёжь дома Ростовых: Наташа, Николай, Петя, Соня и Борис Друбецкой в гостиной. История куклы Мими.

Глава IX
В гостиной. Племянница графа Соня. Разго­вор графа с гостьей о поступлении Николая на воен­ную службу и графини о воспитании. Николай и Со­ня. Вера Ростова.

Глава X
Наташа Ростова прячется в цветочной. Сцена ревности и поцелуй Николая и Сони. Наташа вы­зывает Бориса в цветочную. Её предложение Бо­рису поцеловать куклу. Наташа целует Бориса. Разговор между ними о любви.

Глава XI

Влюблённые пары в диванной: Соня с Никола­ем и Наташа с Борисом. Их ссора с Верой. Разго­вор двух подруг детства: графиня Ростова жалуется на расстройство состояния, княгиня Анна Михайлов­на Друбецкая рассказывает об устройстве своего сы­на в гвардию и жалуется на свои дурные денежные обстоятельства - ей не на что обмундировать Бориса. Ее надежды на наследство графа Безухова.

Глава XII
Анна Михайловна Трубецкая с сыном Бори­сом едут навестить больного графа Безухова. Их встреча там с князем Василием Курагиным. Анна Михайловна решает ходить за больным.

Глава XIII
Пьер Безухов в Москве, в доме у своего отца. Его приезд и встреча с княжнами после высылки из Петербурга. Приход к Пьеру в комнату Бо­риса Друбецкого, разговор и объяснение между ними. Возвращение матери и сына Друбецких к Ростовым. Их разговор о завещании графа Безу­хова.

Глава XIV
Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей и по возвращении Анны Михайловны отдаёт их ей на обмундировку Бориса. Слёзы обеих.

Глава XV
У Ростовых перед именинным обедом. Ожидание крёстной Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимо­вой. Разговор Шиншина с Бергом в кабинете графа. Пьер Безухов в гостиной у Ростовых. Приезд Ахросимовой. Гости идут к столу. Обед.

Глава XVI

Разговор за обедом о манифесте и о войне с Бо­напартом. Гусарский полковник. Реплика Николая Ростова. Шалость Наташи.

Глава XVII
Пение молодежи. Слезы Сони по поводу ее любви к Николаю и его стихов, написанных ей. Её объяснение с Наташей. Наташа, Борис, Соня и Николай поют «Ключ». Танцы. Граф Илья Анд­реевич Ростов с Марьей Дмитриевной Ахросимо­вой танцуют «Данилу Купора» .

Глава XVIII
В доме графа Безухова. Приготовление к собо­рованию. Разговоры присутствующих. Доктор Лор­рен. Тайные сговоры князя Василия с княжной Катишь о сокрытии завещания графа.

Глава XIX
Возвращение Пьера Безухова домой вместе с Ан­ной Михайловной Друбецкой. Пьер в приёмной ком­нате умирающего отца, пожелавшего его видеть. Обращение с ним присутствующих.

Глава XX
Пьер у больного отца. Граф Безухов. Соборование. Присутствующие: княжны, Друбецкая, князь Василий, духовенство, доктора, прислуга и др. Старшая княжна уносит завещание.

Глава XXI
Князь Василий Курагин и княжна Катишь. Пьер и Анна Михайловна. Спор и борьба из-за портфеля с завещанием. Смерть Безухова.

Глава XXII
Имение Болконских Лысые Горы. Старый князь Николай Андреич Болконский. Его дочь княжна Марья. Урок геометрии. Письмо Жюли Карагиной и ответ княжны Марьи.

Глава XXIII
Приезд в Лысые Горы князя Андрея Болкон­ского с женой. Их встреча с княжной Марьей и её ком­паньонкой француженкой Бурьен. Встреча старого князя с сыном и их разговор о войне и политике.
Глава XXIV
Обед в Лысых Горах. Спор старого князя с сы­ном о Суворове и Бонапарте. Архитектор Михаил Иваныч.

Глава XXV
Сборы князя Андрея к отъезду в армию. Его прощальная беседа с сестрой. Княжна Марья бла­гословляет брата образом. Прощание князя Ан­дрея с отцом, женой и сестрой. Отъезд.

ЧАСТЬ 2-я.

Глава I
Русские войска в октябре 1805 г. в Австрии у Браунау. Один из пехотных полков готовится к смотру главнокомандующего. Распоряжения пол­кового командира о переодевании солдат полка. Генерал распекает капитана Тимохина за синюю шинель на разжалованном Долохове. Генерал при­казывает Долохову переодеться.

Глава II

Смотр Кутузовым полка. Остановка главно­командующего у третьей роты и разговор с Тимохиным. Вызов Кутузовым Долохова. Радость генера­ла после счастливо отбытого смотра. Его разговор с Тимохиным. Солдатские толки после смотра. Пе­сенники. Разговор Жеркова с Долоховым.

Глава III
Разговор Кутузова с австрийским генералом, чле­ном австрийского гофкригсрата. Князь Андрей Бол­конский в штабе Кутузова. Появление в штабе главнокомандующего австрийского генерала Мака. Жерков поздравляет австрийских генералов Штрауха и члена гофкригсрата с приездом Мака.

Глава IV

Николай Ростов, юнкер Павлоградского гусар­ского полка, во время стоянки его эскадрона у Браунау, возвращается с фуражировки. Эпизод с немцем. Возвращение домой проигравшегося в карты Денисова. Приход офицера Телянина. Дени­сов пишет письмо «ей». Приход за деньгами вах­мистра и обнаружение пропажи у Денисова ко­шелька с деньгами. Ростов уличает Телянина в краже кошелька.

Глава V
Оживлённый разговор офицеров эскадрона Дени­сова об истории с Теляниным, вызвавшей ссору Ни­колая Ростова с полковым командиром. Приезд Жеркова с сообщением о поражении Мака и о по­ходе.

Глава VI
Отступление русских войск к Вене. Переход реки Энса. Несвицкий угощает офицеров. Генерал, начальник арьергарда, посылает Несвицкого с повторным приказом гусарам последними перей­ти и зажечь мост.

Глава VII
Переход последними русскими войсками моста через Энс. Давка на мосту. Толки проходящих сол­дат. Немецкий форшпан с женщинами и коровой, возбуждающий всеобщее внимание. Несвицкий встречается на мосту с Денисовым. Переход на противоположную сторону эскадрона Дени­сова.

Глава VIII
Приближение к мосту французских войск. Ар­тиллерийская стрельба французов по гусарам. Де­нисов у своего эскадрона. Переход эскадрона через мост к своим войскам. Жерков, а затем свитский офицер и Несвицкий привозят полковнику Павло­градского полка приказание от начальника арьергарда остановиться и зажечь мост. Приказ полковника эскадрону Денисова вернуться и зажечь мост. Гусары под картечным обстрелом французов зажигают мост. Переживания Николая Ростова во время зажигания моста.

Глава IX
Отступление армии Кутузова вниз по Дунаю. Победа русских в сражении у Кремса. Главнокоман­дующий посылает князя Андрея к австрийскому двору с известием о победе. Князь Андрей в до­роге и в Брюнне. Равнодушный приём его военным министром и перемена в настроении Болконского.

Глава X
Князь Андрей останавливается в Брюнне у сво­его знакомого дипломата Билибина. Характери­стика Билибина. Разговор Болконского с Билибиным о сдаче французам Вены, о кремском сражении, о союзе с Пруссией, измене Австрии и но­вом торжестве Бонапарта.

Глава XI
Князь Андрей у Билибина в кружке молодых русских дипломатов. Билибин «угощает» Болкон­ского Ипполитом Курагиным. Князь Андрей едет во дворец.

Глава XII
Князь Андрей на приёме у австрийского императора Франца. Награждение Болконского орденом Марии-Терезии. Общий интерес и внимание к нему придворных. Возвращение князя Андрея к Билибину. Рассказ Билибина о взятии француз­скими маршалами Венского моста. Князь Андрей решает немедленно возвратиться в армию.

Глава XIII
Князь Андрей среди отступающих русских войск. Вид поспешно и беспорядочно отступаю­щей армии. Столкновение Болконского с обозным офицером из-за повозки с лекарской женой. Тре­вога и беспокойство в штабе главнокомандующего. Кутузов посылает Багратиона с отрядом задержать наступление французов.

Глава XIV
Известие, полученное Кутузовым о безвыходности положения русской армии, преследуемой огромными силами французов. Кутузов посылает четырёхтысячный авангард Багратиона к Голабруну задержать неприятельскую армию. Мюрат, принявший отряд Багратиона за всю русскую армию, предлагает русским перемирие. Письмо Наполеона Мюрату о разрыве перемирия.

Глава XV
Князь Андрей в отряде Багратиона. Болкон­ский с дежурным офицером отряда объезжает пози­цию. Сцена в палатке маркитанта и капитан Тушин. Вид русских войск. Сцена телесного наказания сол­дата во взводе гренадер. В передней линии. Спор Долохова с французским гренадером. Разговор солдата Сидорова «по-французски» и хохот русских солдат и французов.

Глава XVI
Князь Андрей с батарей Тушина обозревает и зарисовывает план расположения русских войск и неприятеля. Невольно Болконский подслушивает разговор офицеров в балагане о страхе смерти. Первый выстрел французов. Появление из бала­гана Тушина.

Глава XVII
Начало Шенграбенского сражения. Князь Андрей скачет в Грунт и присоединяется к свите Багратиона. Аудитор и Жерков. Багратион на батарее Тушина. Распоряжения и приказания Багратиона начальникам и его роль в сражении.

Глава XVIII
Багратион на правом фланге своего отряда. Близость сражения. Раненые. Старичок полковой командир докладывает Багратиону об отражении конной атаки французов и потерях; он упрашивает Багратиона не подвергаться опасности. Вид идущей французской колонны и двух русских батальонов. Багратион ведёт русских в атаку. Мнение Тьера и Наполеона об этой атаке.

Глава XIX
Отступление правого фланга русских войск. Жерков едет с приказанием Багратиона к генералу левого фланга об отступлении. Вражда двух началь­ников левого фланга: полкового командира пехот­ного полка, представлявшегося Кутузову у Браунау и командира Павлоградского гусарского полка. Турнир храбрости генерала и полковника. Атака эскадрона Денисова. Николай Ростов во время атаки. Контузия Ростова.

Глава XX
Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу французами. Полковой командир полка, представ­лявшегося Кутузову у Браунау, пытается остановить бегущих солдат. Атака роты Тимохина. Русские на мгновение оттесняют французов. Геройство Долохова. Действия забытой батареи Тушина. Веселое оживление артиллеристов вследствие удачной стрельбы и отражения атак французов. Свой фанта­стический мир в голове Тушина. Приезд на бата­рею штаб-офицера с приказом немедленно отступать и поспешный его отъезд. Приезд с тем же приказа­нием князя Андрея.

Глава XXI
Отступление батареи Тушина и встреча его на­чальством и адъютантами. Тушин сажает на орудие контуженного Николая Ростова. Наступление ночи. Остановка войск.
Тушин и Ростов у костра. Тушина требуют к генералу. Багратион в избе За обедом. Командир пехотного полка рассказывает об атаке своего полка и геройстве разжалованного Долохова. Жерков рассказывает об атаке павлоградцев. Появление Тушина. Его смущение при виде на­чальства. Багратион спрашивает Тушина об остав­лении орудия. Вмешательство князя Андрея и защита им Тушина. Николай Ростов ночью у костра.

ЧАСТЬ 3-я

Глава I
Намерение князя Василия женить Пьера Безухова на своей дочери. Пьер в Петербурге в доме Курагиных. Изменившееся отношение к Пьеру род­ственников, знакомых и общества, после того как он стал богачом и графом Безуховым. Князь Василий в роли руководителя Пьера. Пьер Безухов на вече­ре у Анны Павловны Шерер. Элен и Пьер в уголке с тетушкой хозяйки. Пьер решает, что Элен должна быть его женою.

Глава II
Пьер, решивший уехать и избегать Элен, полтора месяца живёт в доме Курагиных и всё больше и больше в глазах людей связывает себя с нею. Вечер у князя Василия в день именин Элен. Анекдот князя Василия о Сергее Кузьмиче. Пьер и Элен. Их уединение в маленькой гостиной. Нере­шительность Пьера, Князь Василий благословляет жениха и невесту. Женитьба Пьера на Элен.
Глава III
Получение старым князем Николаем Андре­евичем Болконским известия о приезде в Лысые Горы князя Василия с сыном. Особенное недовольство и раздражение старого князя в день приезда Курагиных. Старый князь раздражается на управляю­щего Алпатова за размётанный снег на пришпекте и велит закидать дорогу. Обед. Жизнь маленькой княгини в Лысых Горах под постоянным чувством страха и антипатии к свёкру. Невыход ее к обеду. Посещение её князем на её половине. Приезд гостей.
Разговор князя Василия с сыном перед выходом к хозяевам. Хлопоты маленькой княгини и Бурьен получше одеть и причесать княжну Марью. Настроение княжны Марьи перед выходом гостям.

Глава IV

Выход княжны Марьи к гостям. Анатоль. Общий разговор - «воспоминания о никогда не бывших происшествиях». Интерес Анатоля к Бу­рьен. Одевание старого князя и его думы о нераз­решённом вопросе замужества княжны Марьи. Выход старого князя к гостям. Его выговор дочери за наряд и новую причёску. Разговор старого князя с Анатолем. Князь Василий наедине объяв­ляет старому князю о своём желании и надеждах. Взволнованность всех трёх женщин в связи с по­явлением Анатоля. Мечты княжны Марьи и фран­цуженки Бурьен. В диванной. Княжна Марья за клавикордами. Ухаживанье Анатоля за Бурьен.

Глава V
Настроение княжны Марьи, Бурьен и ма­ленькой княгини после вечера. Настроение старого князя после сделанного ему предложения выдать княжну Марью замуж за Анатоля. Свидание Анатоля и Бурьен в зимнем саду. Разго­вор старого князя с дочерью о предложении. Княжна Марья, проходя через зимний сад, натал­кивается на Анатоля, обнимающего француженку. Её решительный отказ князю Василью. Радость ста­рого князя. Мечты княжны Марьи о самопожертво­вании: она решает во что бы то ни стало устроить брак Анатоля с Бурьен.

Глава VI
Получение Ростовыми письма от Николая, с известием о ранении и производстве в офицеры. Ра­дость старого графа. Анна Михайловна подготов­ляет к известию графиню. Наташа угадывает но­вость и, узнав содержание письма, сообщает о нем Соне. Суждение Пети о брате и о сёстрах. Разговоры Наташи с Соней о Николеньке. Анна Михайловна передаёт графине письмо сына. Чтение графиней письма Николая и писание ему ответных писем от всего дома.

Глава VII
Ольмюцкий лагерь. Поездка Николая Ростова к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь за по­лучением денег и писем, присланных из дому. Встре­ча Николая с Борисом и Бергом. Чтение Ростовым писем домашних. Разговор Бориса и Николая об адъютантской службе. Рассказ гвардейцев о по­ходе гвардии и рассказ Ростова об атаке павлоградцев. Посещение Друбецкого князем Андреем Болкон­ским. Столкновение Ростова с Болконским.

Глава VIII
Смотр русских и австрийских войск двумя им­ператорами Александром I и Францем. Чувство лю­бви и обожания Николая Ростова к государю.

Глава IX
Поездка Бориса Друбецкого в Ольмюц к Бол­конскому для своего устройства в адъютанты к важному лицу. Сцена в приёмной главнокомандую­щего - разговор князя Андрея с старым русским генералом. Решение Бориса впредь служить только по неписанной субординации. Посещение Болконским и Борисом князя Долгорукова. Рас­сказ Долгорукова о заседании военного совета и по­беде партии молодых, сторонников наступления, о письме Наполеона, и анекдота о Наполеоне и графе Маркове. Князь Андрей просит Долгорукова о Бо­рисе. Волнение Друбецкого от близости к высшей власти.

Глава X
Эскадрон Денисова, в котором служит Нико­лай Ростов, в резерве. Победа русских над фран­цузами в сражении у Вишау. Огорчение Ростова по поводу неучастия в деле. Ростов покупает у каза­ков лошадь взятого в плен французского драгуна. Проезд императора Александра. Восторг Ростова. Его новая встреча с царём в Вишау. Празднование Денисовым своего производства в майоры. Мечты Ростова умереть за царя.

Глава XI
Нездоровье императора Александра в Вишау. Приезд французского парламентёра Савари с пред­ложением свидания императора Александра с Напо­леоном. Посылка князя Долгорукова к Наполеону. Движение в высших сферах армии 19ноябряв пользу решения дать Аустерлицкое сражение. Князь Ан­дрей Болконский у князя Долгорукова. Рассказ последнего о своём свидании с Наполеоном и его боязни генерального сражения. Изложение Дол­горуковым плана флангового движения Вейротера. Возражение князя Андрея и изложение им своего плана. Мнение Кутузова о том, что сражение будет проиграно.

Глава XII
Заседание военного совета. Характеристика Вейротера. Кутузов засыпает во время заседания. Чтение Вейротером диспозиции Аустерлицкого сражения. Генералы во время чтения диспозиции. Возражения Ланжерона. Кутузов закрывает заседа­ние. Размышления князя Андрея в ночь перед Аустерлицким сражением. Честолюбивые мечты князя Андрея о своём «Тулоне».

Глава XIII
Николай Ростов во фланкерской цепи. Мечты Ростова. Крики в неприятельской армии. Князь Ба­гратион и князь Долгоруков смотрят на странное явление огней и криков во французской армии. Ба­гратион посылает Ростова посмотреть ушла ли цепь французских фланкеров. Стрельба французов по Ростову. Багратион оставляет Ростова при себе ординарцем. Приказ Наполеона своим вой­скам.

Глава XIV
Движение русских колонн. Сознание совершающегося беспорядка и путаницы. Недовольство австрийцами. Начало дела над речкою Гольдбахом. Наполеон перед началом Аустерлицкого сражения.

Глава XV
Движение четвертой колонны русских войск, предводительствуемой Кутузовым. Настроение и мечты князя Андрея перед началом сражения. Раздражение Кутузова против генерала. Кутузов посылает князя Андрея с приказом оста­новить третью дивизию и выслать вперед стрелковую цепь. Русский и австрийский импера­торы со свитою объезжают войска. Вопрос Алек­сандра I и ответ Кутузова почему он не начинает дела. Приказание Кутузова к наступлению. Милорадович ведет в бой свою колонну.

Глава XVI
Столкновение четвертой колонны с французами. Бегство русских войск. Рана Кутузова. Князь Ан­дрей со знаменем в руках бросается вперед батальо­на на французов. Рана князя Андрея. Его думы о
высоком, бесконечном небе.

Глава XVII
На правом фланге русских войск у Багратиона. Князь Багратион посылает Николая Ростова к глав­нокомандующему или к императору за распоря­жением начать дело. Поездка Ростова по фронту русских войск. Атака кавалергардов. Проезжая мимо гвардейской пехоты, Ростов встречается с Борисом Друбецким и Бергом. Встреча Ростова с бегущими русскими и австрийскими солдатами.

Глава XVIII
Ростов у деревни Праца. Расстроенные толпы русских войск. Слухи о ране государя и главно­командующего. Поле с видом убитых и раненых. Орудийные выстрелы французов по Ростову. За деревней Гостиерадек Ростов видит государя, и не решается к нему обратиться. Капитан фон Толь разговаривает с царём. Сожаление Ростова о своей нерешительности и поиски им Кутузова. Проигрыш русскими Аустерлицкого сражения. Отступ­ление расстроенных русских колонн. Артилле­рийская канонада французов по плотине Аугеста. Долохов на плотине Аугеста.

Глава XIX
Князь Андрей лежит раненый на Праценской горе. Наполеон объезжает поле сражения. Он за­мечает, что князь Андрей жив, и приказывает сне­сти его на перевязочный пункт. Раненых русских офицеров выставляют для показа Наполеону. Разговор Наполеона с князем Репниным и пору­чиком Сухтеленом. Мысли князя Андрея о Напо­леоне, о ничтожности величия и ничтожности жизни и смерти. Эпизод с образком, снятым с князя Андрея французскими солдатами и вновь надетом на него. Князь Андрей в числе других раненых оставляется на попечение жителей.

Друбецкой Борис - сын княгини Анны Михайловны Друбецкой; с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых, которым через мать приходится родственником, был влюблен в Наташу. "Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица!"

Друбецкой с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и попустительствует ее унижениям, если это идет ему на пользу. А.М.Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Друбецкой мечтает именно в этой области сделать блестящую карьеру. Участвуя в походе 1805 г., приобретает много полезных знакомств и уясняет себе "неписаную субординацию", желая дальше служить только в соответствии с ней. В 1806 г. А.П. Шерер "угощает" им, приехавшим из прусской армии курьером, своих гостей. В свете Борис стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы производить впечатление богатого и преуспевающего человека. Он становится близким человеком в доме Элен и ее любовником. Во время свидания императоров в Тильзите Друбовицкий находится там же, и с этого времени его положение утверждается особенно прочно. В 1809 г. Борис, вновь увидев Наташу, увлекается ею и некоторое время не знает, что предпочесть, так как брак с Наташей означал бы конец карьеры. Друбовицкий ищет себе богатую невесту, выбирая одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной, ставшей в конце концов его женой.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...

    Пьер Безухов по своему характеру, по складу Безухова своей натуры отличается от князя Андрея Болконского. Князь Андрей - по преимуществу натура волевая, интеллектуальная. У него трезвый, положительный ум, практический, волевой характер. Его путь -...

  1. Новое!