Все вопросы

«Войну мы не начнем, это я вам обещаю. Бывало, он еще в постеле Пока брегет не прозвонит ему обед

При чтении знаменитого романа в стихах иногда возникает ощущение, что Пушкин чересчур хвалит некоторые, как бы мы сегодня сказали, бренды. Действительно ли упомянутые им марки были достойны похвалы? Что скрывается за их упоминанием в романе?

ШЛЯПА «БОЛИВАР»

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.

Черный цилиндр с широкими полями - так выглядел самый модный головной убор той поры. На известном авторском рисунке к роману «Пушкин и Онегин на берегах Невы» на героях надеты именно боливары.

1) А.С. Пушкин, автопортрет с Онегиным на набережной Невы, 1824
2) Автопортрет А. С. Пушкина на полях черновой рукописи главы V Евгения Онегина
3) Иллюстрация из французского модного журнала Journal des dames et des modes (1809)


В XIX веке головные уборы нередко называли в честь общественных деятелей, причем с помощью шляп люди могли выражать свои политические симпатии. В 1821-1823 годах, когда поэт приступал к работе над романом, наибольшей популярностью пользовались цилиндры, названные в честь генерала Симона Боливара - национального героя Южной Америки, вождя борьбы за независимость от Испании. В тот период он как раз освобождал Перу, а в 1825 году стал главой республики Боливия, позже названной в его честь.

Джон Джеймс Чэлон. Модная лавка в Париже

Его сторонники носили широкополые шляпы, которые проникают в европейскую моду в 1810-х годах. Поля боливаров, как упоминает бытописатель Михаил Пыляев, бывали настолько широкими, что порой невозможно было пройти в узкую дверь. Однако уже в 1825 году московский модный журнал указывает, что боливары теряют популярность. Так что Онегина автор нарядил в точности по моде начала 1820-х годов. И, кроме того, намекнул на его политические симпатии.

ЧАСЫ «БРЕГЕТ»

И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Щеголю Онегину не нужно было вынимать часы из кармана, чтобы взглянуть на циферблат - достаточно было запустить внутрь руку, нажать на пружинку, и часы отзванивали время. Эта особенность часов с репетиром (как тогда говорили, «с репетицией»), в частности, тех, что выпускала фирма Breguet, сделала их практически синонимом будильника. Пушкин упоминает брегет в тексте несколько раз - то перед ужином говорит, что «желудок верный наш брегет», то перед спектаклем указывает, что «уж звона брегета им доносит, что новый начался балет».

Часы карманные фирмы Бреге, до 1829 года
Часы карманные фирмы Бреге, до 1806 года

Марка «Breguet» существует и сегодня, она - одна из старейших в мире. Часовой мастер Абраам-Луи Бреге родился в Швейцарии, но еще подростком вместе переехал в Париж, где в 1775 году открыл свой первый магазин. Многие из разработанных им и его наследниками технологий используются и сейчас. Так, в 1801 году Бреге получил патент за изобретение турбийона - особого механизма, который компенсировал влияние гравитации на точность хода часов. «Брегеты» славились не только точностью, но и тем, что не делали одинаковых моделей. Покупатель мог быть уверен, что точно таких же часов, как у него, больше ни у кого нет.

А.Л. Бреге. Рисунок из рабочего альбома. 18 век

Русский рынок Бреге начал осваивать в 1801 году, и уже в 1808 в Санкт-Петербурге было открыто представительство модной компании. Среди поклонников марки были князья Голицыны, Гагарины, Юсуповы, и даже император Александр I. Неудивительно, что Онегин носит в переднем правом кармане своих брюк (которые тогда назывались «панталонами») именно «брегет».

Мастерские Бреге на набережной Ке де л’Орлож на острове Сите в Париже (после 1775 г.).
Брегет. Рисунок. Официальный сайт Breguet.



Любопытно, что хотя покупатели продукции Бреге, конечно, знали верное произношение французской фамилии, однако в русский язык его фирма вошла в буквальном прочтении - с буквой «т» на конце. К тому же, так рифмовать удобней.

РЕСТОРАН ТАЛОНА

К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.

Пушкин не просто отправляет своего героя обедать у Талона, он, вдобавок, ставит к его фамилии подстрочное примечание с текстом «Известный ресторатор», чтобы читатель обязательно обратил внимание на эту фамилию. Быть может, Талон предоставил за это поэту скидку?

Гурманы за столом, или Гастрономический союз. Карикатура нач. 19 века. Франция

Ведь Пушкин мог отправить Онегина, например, в заведение господина Андрие на Малой Морской, 15, где, по свидетельству Фаддея Булгарина, «обедывали» чиновники и министры. В этом ресторане неоднократно бывал и сам Пушкин, и именно там он и познакомился с Дантесом.

Однако поэт выбрал для Онегина другое модное место, ресторан Пьера Талона на Невском проспекте, где, по словам того же Булгарина, можно было «в полной мере удовлетворить ваши гастрономические потребности». И действительно, Пушкин приводит целый список фирменных блюд этого ресторана - roast-beef, трюфели, Страсбургский пирог с паштетом, сыр, ананас, шампанское.

Невский 15, дом Чичерина, на литографии И.А.Иванова по рисунку В.С.Садовникова, ок. 1830.

Ресторан занимал дом Косиковского у Полицейского моста (Невский проспект, 15). Онегин туда «мчится»: действительно, поспешить стоило, ведь в начале 1825 года Талон дал объявление в газетах, что возвращается во Францию. Правда, сразу же после его отъезда в помещении открылся очередной французский ресторан - Фелье. Пушкин наведывался и туда.

ПИСТОЛЕТЫ «ЛЕПАЖА»

Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним...

И вот опять Пушкин ставит отдельное примечание к марке «Лепаж», которое гласит - «Славный ружейный мастер». Совпадение?.. Особенно если учесть, что пистолеты «от Лепажа» у поэта точно были - именно ими он стрелялся с Дантесом, вооруженным немецкими пистолетами Карла Ульбриха. Считается, что эта пара от Лепажа была сделана для Пушкина по его заказу незадолго до гибели.

Пистолеты Лепажа, принадлежавшие А.С. Пушкину. Музей А.С. Пушкина

Мастером Лепаж был действительно «славным». Ружейная фирма «Le Page» (впоследствии - Fauré Le Page) была основана в Париже ещё в 1717 году, и оставалась в руках одной семьи почти двести лет - до 1913 года. Основателя фирмы звали Луи Пиньи, но он завещал дело мужу своей племянницы Пьеру Лепажу, и именно под этой фамилией марка прославилась на всю Европу. Мастерство Пьера Лепажа и его помощников привлекло множество клиентов, в том числе и из самых высших слоев общества - они поставляли оружие и французскому королю Людовику XV, и знаменитому полководцу Морицу Саксонскому.

Пистолеты Лепажа, принадлежавшие сыну Наполеона. Сотбис

Пушкин говорит уже о своем современнике Жане Лепаже (племяннике Пьера). Поначалу тот собирался стать химиком, однако затем, когда стало ясно, что у дяди не будет другого наследника, занялся ружейным делом. И настолько успешно, что именно ему по очереди заказывают оружие те, кто сменял друг друга у кормила власти: Людовик XVI, Наполеон (сначала консул, затем император), Людовик XVIII. Даже во времена Великой Французской революции без Лепажа не обошлось - во время взятия Бастилии его оружие раздавали народу - как и во время Июльской революции 1830 года.

Адам Виктор. Раздача оружия народу у магазина Лепаж во время Июльской революции 1830 года

Хотя фирма, выпускавшая очень качественное, инновационное и при этом роскошное оружие, будет успешно развиваться и после смерти Жана Лепажа, именно его имя чаще всего встречается на музейных табличках и упоминается в литературе. Словом, то, что именно это оружие выбирает Ленский для дуэли - не удивляет.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,3
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«Там будет бал, там детский праздник. – «Там» не обязательно относится к одному из трех домов, означенных в предыдущем стихе. Далее добавляется еще два приглашения, итого пять, что и показывает правильное понимание.»

«…бульвар… - состоял из нескольких рядов анемичных рядов лип и тянулся по середине Невского проспекта»

И еще Набоков выстегал французского переводчика «Онегина» за обвинение Пушкина в безвкусии (в Париже де вместо «брегет» говорят просто: «часы») – Набоков указывает «привереде-переводчику» на его собственный ляпсус: во 2 главе у него: «Ленский, с душою прямо ГЕТЕВСКОЙ»
СМЕШНОЕ У БРОДСКОГО:
Вот мы и добрались наконец до знаменитой шляпы «боливар». В предисловии к комментариям Набокова приведено свидетельство очевидца: «...наши счастливые школьные годы, когда Бродский был нарасхват среди школяров, а пример с «боливаром» кочевал из одного школьного сочинения в другое». Что ж, вот первоисточник:

«Либерализм Онегина подчеркнут этой деталью в его наряде: шляпа (с большими полями, кверху расширявшийся цилиндр) в честь деятеля национально-освободительного движения в Южной Америке Симона Боливара (1783-1830) была модной в той среде, которая следила за политическими событиями, которая сочувствовала борьбе за независимость маленького народа».
И еще:
« шляпа a la Bolivar означала не просто головной убор – она указывала на определенные общественные настроения ее владельца, получала в известном смысле тот же характер, какой придавали тогдашние либералисты фригийскому колпаку патриотов французской революции».

(Набоков сравнил эту теорию с представлением, будто американки носят платок «бабушка» из вящей симпатии к СССР)

Прощай же странная шляпа, ставшая, благодаря Бродскому, буденовкой XIX века и матерью всех фиг в кармане… Ты не в чем не виновата – просто вид у тебя был такой дурацкий, что к нему липли дурацкие названия, а к ним – дурацкие толкования. Прощай навсегда!
ЛОТМАН:
«Надев широкий боливар... - Курсив и фамильярно-метонимическая замена шляпы именем прославившего ее политического деятеля указывают на сознательное использование Пушкиным жаргонизма из диалекта франтов.»

«Бывало, он еще в постеле... - Распорядок дня франта сдвинут по отношению к средним нормам светского времяпрепровождения. День Онегина начинается позже обычного («проснется за-полдень»). Ср.: «В высшем обществе день начинался довольно рано: в 10 часов вставали, обед происходил обыкновенно в 4-5 часов»

(То что герой пользовался часами, как какой-нибудь вульгарный деловой человек есть знак того, что) :
«Поведение Онегина во многом не совпадает с нормами дендизма, отклоняясь в сторону традиционного поведения русского щеголя-петиметра.»
И еще, очень важное:
«Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение: болезнь или физический недостаток, скупость родителей … На таком фоне биография Онегина приобретала демонстративный оттенок, ускользающий от внимания современного читателя … Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников … И в столице, и на почтовом тракте он должен был пропускать вперед лиц, отмеченных чинами.»

Необычное безделье Онегина его равнодушие к карьере в чиновном Петербурге невольно вызывает в нас теплые чувства, какие в современной России вызвал бы сын какого-нибудь мэра, не ворующий вместе с папой, а просто проживающий наворованное. Романтизм в своем самом крайнем выражении.

ЕЩЕ МНЕНИЯ:
Пишет _zhirafa
Не хочу анализировать построчно, хотя есть что. Традиция приглашений на вечера, "среды", балы и рауты светских молодых людей, "записочки", этикет, с этим связанный - тема отдельных исследований. Что осталось от этих традиций сегодня? Есть ли у нас этикет общения, "гостей" - тоже интересно.
Боливар, бульвар, брегет - все такое "гламурное" иностранное - не случайно, ведь Пушкин старается этого избегать.
Но главное, о чем я думаю в связи с этой строфой: какой скучный образ жизни для молодого человека! Все упорядочено. Никаких стремлений, страстей, дел, увлечений, связей... Подходит для карьериста, Молчалина какого-нибудь. Но ведь О. не стремится к тому, чтобы обзавестись деловыми или романтическими связями. Однако есть в этом, конечно, что-то респектабельное и расслабляющее. Прогулка на бульваре...
Мне бы надоело уже через неделю.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Как прекрасно в этой строфе переданы архетипические особенности русского «динамизма»! Казалось бы, Онегин – живчик? Но вглядитесь:
Он лежит – ему несут.
Он дремлет – его зовут.
Он гуляет – ему звенит.
И это элита! (Мужик же просто спит беспробудно, о нем и речи нет). Настоящая псевдоморфоза допетровского русского барства - и таковы они все: до Брежнева и Путина – коммунизм на полпути бросили, демократию тоже. Так-то немудрено в пяти местах побывать, во всех -измах, куда не позовут.
И, сравните, - «русский интеллигент» по Розанову:
«Если есть гамак – то он ЛЯЖЕТ.
Если есть книжка –он, ТАК И БЫТЬ, ПОЧИТАЕТ
Обед – он СКУШАЕТ
И если трудолюбивая акушерка наймет квартиру – то он ПОСЕЛИТСЯ.
Ну и прочие функции".


Портрет Абрахама-Луи Бреге




Часы Breguet Marine 8828


История дома Breguet началась в 1775 году, когда часовщик Абрахам-Луи Бреге (1747 – 1823) открыл на набережной Ке де л’Орлож в Париже свою первую мастерскую. Интерес к часовому делу Бреге унаследовал от отчима - часовщика, у которого еще мальчишкой работал подмастерьем. В 15 лет для продолжения своего обучения Бреге приехал из Швейцарии в Париж, с которым и будет связана большая часть истории Breguet
Портрет Абрахама-Луи Бреге

Одним из первых изобретений Бреге стали автоматические, или «вечные» часы, впервые проданные им в 1780 году. Он снабдил карманные часы платиновым ротором, который вращался под воздействием перемещения часов и тем самым приводил в движение заводной механизм. Таким образом, часы больше не требовали дополнительного подзавода при помощи ключа
Автоматические часы Breguet N°1/8/82

К концу XVIII века карманные часы все еще не могли похвастаться высокой точностью: под влиянием сил гравитации ход часов неизбежно то ускорялся, то замелялся. Первым, кому удалось решить эту проблему, стал именно Бреге. В 1801 году часовщик получает патент на самое свое знаменитое изобретение - турбийон. Суть его заключалась в том, что Бреге установил в часах подвижную платформу со спусковым механизмом, который, вращаясь в заданный момент времени, помогал нивелировать погрешность хода. Многие часовые мануфактуры успешно используют турбийон и по сей день
Акварельная иллюстрация к патенту на турбийон, 180 год

Очередную революцию в часовом искусстве Бреге совершил в 1812 году, когда в его мастерской закончилась работа над первыми наручными часами. По заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат, самой младшей сестры Наполеона Бонопарта, Бреге создал сверхтонкие для того времени часы с термометром и посадил их на браслет из золотых нитей. К сожалению, уникальные часы не сохранились, и единственное напоминание о них - записи в архивах дома Breguet
Каролина Бонапарт вместе с дочерью, Мари Виже-Лебрён, 1807 год.

Среди именитых клиентов Абрахама-Луи Бреге были Мария-Антуанетта, Наполеон Бонапарт и османский султан Селим III. Особой популярностью творения известного часовщика пользовались в Российской империи. В 1808 году Breguet открыли в Санкт-Петербурге свое представительство в России - «Русский дом», а в 1814 году в парижскую мастерскую Бреге пожаловал сам Александр I. В день своего приезда император приобрел часы и оставил заказ на восемь «педометров» - метрономов для регулирования времени маршировки
Император Александр I. Франсуа Паскаль Симон Жерар, 1814

В родную для Бреге Швейцарию мастерские Breguet переезжают лишь в 1976 году. С этого момента все производство часов базируется в долине Валле-де-Жу недалеко от Женевы, и изделия Breguet становятся символом швейцарского часового искусства
На фото: мануфактура Breguet в Валле-де-Жу

В очередной раз дом Breguet громко заявил о себе в 1998 году. Подобно тому, как в начале XIX века Бреге удалось создать наручные часы, чтобы удивить Каролину Мюрат, в конце XX века мастера Breguet создали для женщин самый миниатюрный автоматический механизм хронографа в мире
Часы Breguet Marine 8828

Помимо гравитации на точность хода часов влияют магнитные поля. Мастерам Breguet, напротив, удалось использовать магнетизм, чтобы повысить точность своих изделий. В 2010 году дом Breguet получил патент на изобретенную мануфактурой «магнитную ось», с которой начался новый этап в истории дома и часового дела. При помощи магнитов эта система обеспечивает постоянство и надежность баланса механизма, делая часы еще совершеннее
Tradition Chronographe Independant_7077BB

В 1775 году часовщик Абрахам-Луи Бреге открыл на набережной Ке де л’Орлож в Париже свою первую мастерскую. Интерес к своему делу Абарахам-Луи унаследовал от отчима - часовщика, у которого работал подмастерьем. В 15 лет он приехал из Швейцарии в Париж, с которым связана большая часть истории марки Breguet


Одним из первых изобретений Бреге стали "вечные"- то есть, автоматические часы, впервые проданные им в 1780 году. Он снабдил карманные часы платиновым ротором, который вращался под воздействием перемещения часов, приводя в движение часовой механизм.Таким образом, часы не требовали больше дополнительного подзавода при помощи ключа.
Автоматические часы Breguet 1/8/82


В конце 18 века карманные часы не могли похвастаться высокой точностью: по влиянием гравитационных сил ход часов то замедлялся, то ускорялся. Первым, кому удалось решить эту пролему, был именно Бреге. В 1801 году часовщик получает патент на самое свое знаменитое изобретение - турбийон.Суть его заключалась в том, что Бреге установил в часах подвижную платформу со спусковым механизмом, который, вращаясь в заданный момент времени, помогал нивелировать погрешность хода. Многие часовые мануфактуры успешно используют турбийон и по сей день.
Акварельная иллюстрация к патенту Турбийон.1801 год.

Очередную революцию в часовом искусстве Бреге совершил в 1812 году, создав первые наручные часы. По заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат, младшей сестры Наполеона Бонапарта, Бреге создал сверхтонкие для того времени часы с термометром и посадил их на браслет из золотых нитей. К сожалению, уникальные часы не сохранились, и единственное напоминание о них - записи в архивах дома Breguet.
Каролина Бонапарт с дочерью Мари
Виже-Лёбрен, 1807г

Среди именитых клиентов Абрахама-Луи Бреге были Мария-Антуаннета, Наполеон Бонапарт и османский султан Селим Третий.
Особой популярностью творения известного часовщика пользовались в Российский империи. В 1808 году Breguet открыл свое представительство в России, в Санкт Петербурге -- "Русский Дом", а в 1814 году в парижскую мастерскую Бреге пожаловал сам Император Александр Первый. Император приобрел часы для себя и оставил заказ на восемь" педометров" - метрономов для регулирования времени маршировки.
Император Александр Первый. 1814 г.

Известность часов марки Breguet в России была настолько велика, что долгое время брегетом называли любые карманные часы. В " Евгении Онегине" название брегет встречается трижды, а строку из первой главы романа "Пока недремлющий берегт не прозвонит ему обед" каждый помнит еще со школы.


В родную для Бреге Швейцарию мастерские Breguet переезжают лишь в 1976 году. С этого времени все производство часов марки базируется в долине Валле-де-Жу вблизи Женевы. Изделия Breguet становятся символом швейцарского часового искусства.

В очередной раз дом Breguet заявил о себе в 1998 году. Подобно тому, как в начале 19 века Бреге удалось создать наручные часы, чтобы удивить Каролину Мюрат, в конце 20 века мастера Breguet создали для женщин самый миниатюрный автоматический механизм хронографа в мире.


Изобретений только самого Бреге хватит на целый музей, а марка успешно развивалась и после смерти своего создателя, год за годом получая новые патенты. Поэтому у Breguet сегодня три постоянных музея: в Париже, в Цюрихе и Шанхае.

В часовом искусстве, как и в любом другом старинном занятии, существует немало мифов, которые мы будем постепенно развенчивать

Большинству из нас, конечно же, знакомы строки великого поэта Александра Пушкина, скончавшегося после ранения на дуэли ровно 180 лет тому назад:

Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Почему-то опять же большинство из нас уверены, что у Евгения Онегина были часы Breguet . Но это не факт. В те времена брегетами называли все карманные часы с боем, а великий мастер Авраам-Луи Бреге при всем желании чисто физически не мог обеспечить даже четверть российской знати своими часами.

Вот что пишет по этому поводу “Большой словарь иностранных слов”:

Брегет – существительное мужского рода (происходит от имени французского часового мастера Бреге, 1747–1823). Карманные часы, отличавшиеся большой точностью, отбивавшие часы, доли часов и показывавшие числа месяца

Составитель “Словаря иностранных слов”, вошедших в состав русского языка, А. Н. Чудинов в 1910 году определил слово “брегет” как:

Часы с особого рода вертящимся на зубчатке ключиком; в прежнее время были в большом употреблении.

Ключик он упомянул вполне корректно. Заводные головки, которые мы знаем, появились только во второй половине XIX века, а изобрел их Жан-Адриан Филипп, чье имя составляет вторую часть названия великого дома Patek Philippe

Почему все карманные часы с боем стали называть брегетами?

Думаю, из-за высочайшего качества моделей, выходивших из-под руки великого мастера. Его слава была такова, что часы Breguet стали первыми жертвами многочисленных подделок, и Бреге пришлось изобретать фирменные неповторимые узоры гильоше, которые наносились на циферблат не только с тем, чтобы скрыть неровность поверхности, но и в качестве защиты от незаконного копирования. Вот таким образом и стали называть брегетами любые часы.

Эпонимы — слова, получившие название благодаря своим первоизобретателям. Наиболее известные из них: ксерокс (ротапринтовая копировальная машина), макинтош (плащ), оливье (салат), толстовка (рубашка с длинными полами), берданка (ружье), галифе (брюки), мавзолей, мансарда, мартен и многие другие

Среди часовых эпонимов можно вспомнить “бове”, от компании Bovet . Так на китайском языке до сих пор называются все часы, когда-то бывшие безумно популярными в Поднебесной.

В общем, у Онегина в часовом карманчике сюртука вполне могли находиться карманные часы с боем Vacheron Constantin , Blancpain , Jaquet Droz , Ferdinand Berthoud, Freres, Perrelet , Jean-François Bautte (чья мастерская со временем была переименована в Girard-Perregaux) и модели других мастеров, творивших в первой половине XIX века.