Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям и воздействиям.
В качестве основных функций воли выделяют:
Выбор мотивов и целей;
Регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
Организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;
Мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.
Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность, определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.
Основные признаки воли:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.
Среди уровней психической регуляции выделяются следующие: непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования); волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
Функцией волевой регуляции является: повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.
Выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения,2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов,4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.
Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.
Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.
Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.
Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.
Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.
Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;в) с выработкой волевых качеств личности;г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].
Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.
П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:
1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.
2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.
3. Волевые усилия при напряжении внимания.
4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.
5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.
Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.
Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.
Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.
При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?
Имеется несколько определений волевого усилия. К. К. Платонов определяет его как переживание усилия, являющееся обязательным субъективным компонентом волевого действия, Б.Н. Смирнов поимает волевое усилие как сознательное напряжение психических и физических возможностей, мобилизующих и организующих состояние и деятельность человека ради преодоления препятствий.
Можно выделить ряд признаков, характеризующих волевое усилие:
1) ощущение внутреннего напряжения;
4) вегетативные проявления, в том числе и видимые (вздутие кровеносных сосудов, потовыделение на лбу и на ладонях, покраснение лица или, наоборот, выраженная бледность).
Чтобы понять сущность волевого усилия , необходимо уяснить, для чего оно нужно, каковы его функции. В.А. Иванников считает, что оно нужно для усиления побуждения в случае возникновения препятствий, трудностей на пути достижения цели, т.е. для увеличения энергии. В.И. Селиванов (1975) считает, что волевое усилие мобилизует психическую энергию, чтобы преодолеть противоборствующие тенденции и осуществить преднамеренное действие. По В.К. Калину волевое усилие обеспечивает мобилизацию возможностей человека.
Волевое усилие характеризуется следующими особенностями.
1. Интенсивность и длительность усилия, которые характеризую проявляемую тем или иным человеком "силу воли".
2. Лабильность (подвижность) волевого усилия. Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека, когда нужно - напрячь внимание, а когда можно - ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц.
3. Направленность волевого усилия, проявляющаяся в функциях активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени. В одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом - сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем - тормозит реакции.
Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. К средствам стимуляции волевых усилий относят самоободрение, самоодобрение, самоприказ. Самоободрение способствует повышению эмоционального тонуса посредством прямых призывов и указаний) или косвенно - путем вызывания ободряющих мыслей и представлений, связанных с умалением трудности задачи, с будущим успехом, удовольствием, радостью. При самоубеждении используются логические рассуждения и доказательства достаточности своих возможностей для решения поставленной задачи и отсутствия веских оснований для сомнений относительно собственной готовности. Самоприказ применяется обычно тогда, когда другие виды самовоздействия не могут обеспечить волевого поведения и человек в императивной форме дает указание самому себе о безотлагательном действии.
Виды волевых усилий.
Волевое усилие может быть не только физическим , направленным на мобилизацию физических сил для преодоления препятствий, и интеллектуальным , направленным на мобилизацию интеллектуальных возможностей. Интеллектуальные волевые усилия, например, необходимы человеку для того, чтобы вычитываться в сложный текст, пытаясь понять, заложенную в нем мысль.
П.А. Рудик (1967) в зависимости от природы преодолеваемого препятствия выделяет следующие виды волевых усилий.
1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.
2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.
3. Волевые усилия при напряжении внимания.
4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.
5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.
Данный список может быть дополнен и другими видами волевых усилий, так как он не исчерпывает все возможные виды препятствий, преодоление которых требует участия воли.
Б.Н. Смирнов выделяет мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.п.
Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий. Их основное назначение состоит в оптимизации психического состояния, координации движений и действий, экономном расходованим сил. Они реализуются с помощью таких приемов психической саморегуляции, как произвольное направление внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями, противодействие отвлекающим внимание факторам, идеомоторная подготовка, контроль за расслаблением мышц, регуляция дыхания, наблюдение за соперником, решение тактических задач и т.д.
Лекция 17. Волевые свойства личности, структура волевых качеств.
Понятие о волевых качествах личности.
Необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления и волевые качества как свойства личности. Ситуативные проявления воли выступают как характеристики данного волевого поступка, или волевого поведения (ситуативное проявление «силы воли») и (т. е. как устойчивое специфичное проявление «силы воли» в схожих, однотипных ситуациях).
Е.П. Ильин считает, что волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Он рассматривает волевые качества как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента рассматриваются задатки (в частности, типологические особенности свойств нервной системы), а в качестве приобретенного компонента - опыт человека: его знания и умения, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять
Структура волевых качеств.
Каждое волевое качество имеет горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру. Например, высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации - и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма (И. П. Петяйкин, 1975). Высокая степень терпеливости имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервной системой (М. Н. Ильина, 1986).
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру, состоящую из трех слоев. 1. Природные задатки, которыми являются нейродинамические особенности. 2. Волевое усилие . 3. Мотивационная сфера личности , которая инициирует и стимулирует волевое усилие. Указанные слои имеют разное значение в разных волевых качествах. Например, вертикальная структура терпеливости в большей степени определяется природными задатками, а настойчивость - мотивацией, в частности, потребностью достижения.
Степень выраженности каждого волевого качества зависит во многом от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении.
Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния
Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 13 – 21
Человек способен преднамеренно распоряжаться своими энергетическими ресурсами, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. При встрече с трудностями это происходит с помощью волевых усилий.Волевое усилие проявляется каждый раз, когда субъект обнаруживает недостаток энергии, необходимой для достижения цели, сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с встречающимися препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека.
Наука отвергает примитивное представление о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой «регуляции» неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.
Развитая воля предполагает экономное расходование нервнопсихической энергии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но при необходимости - и на их ослабление или замедление. Именно волевой человек может отключиться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время отдыхать или спать, тогда как слабовольный не умеет бороться со своей пассивностью и со своим психическим перенапряжением.
Но не всякое усилие человека является волевым. Следует различать преднамеренное и непреднамеренное усилия. Волевое усилие - это лишь преднамеренное усилие, когда субъект ясно сознает действия, видит трудности, которые препятствуют достижению этой цели, намеренно борется с ними, сознательно вызывая необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса деятельности (усиление - ослабление, ускорение - замедление и т. д.).
Непреднамеренное усилие может быть первичным (безусловно-рефлекторным) и вторичным (привычным, но малоосознанным, которое формируется у человека при повторении преднамеренного, т. е. волевого, усилия). Когда человек усваивает тот или иной навык, то на первых упражнениях он держит под волевым контролем все операции. Волевые усилия при этом находят выражение и во внешних реакциях - в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. По мере автоматизации навыка волевое усилие как бы свертывается и кодируется. И тогда человеку уже достаточно только одного сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, в виде мелькнувших в голове слов «это» или «надо» или даже междометия, чтобы что-то изменить в работе. При решении привычной задачи трудность может оказаться больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения. В этом случае возникает сознательная мобилизация активности, т. е. переход малоосознаваемых (вторичных) усилий в осознаваемые, волевые.
Без мотивации нет ни одного действия. С увеличением значимости и силы мотива возрастает возможность личности в мобилизации волевых усилий. Но эти понятия не следует отождествлять. Сила тех или иных мотивов чаще создает лишь общее напряжение, вызванное неудовлетворением той или иной потребности. Обнаруживается это и вне деятельности в форме, например, смутного беспокойства, тревоги, эмоций страдания и др. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной" регуляции поведения и деятельности, при выборе цели, принятии решения, планировании, самом исполнении. О волевом усилии мы скажем: это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях.
Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психологи часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.
Волевое действие, его структура. Основной формой проявления активности человека является его трудовая деятельность. В структуре трудовой и всякой иной деятельности выделяются отдельные ее «единицы» - действия.
Действие - это законченная во времени и пространстве совокупность движений и умственных операций, объединенных единой сознательно поставленной целью. Человек изготовляет вещь, сажает дерево, решает алгебраическую задачу - все это действия, в которых наглядно представлена взаимосвязь психического и материального, регуляция сознанием процесса деятельности. Действия могут быть индивидуальные и коллективные, по собственному почину и по заданию других людей. Наряду с термином «действие» в психологии употребляют и термин «поступок».
Поступком обычно называют действие, в котором выражено осознанное отношение человека к другим людям, обществу, требующее моральной или юридической оценки.
Как мы видели, не все действия относятся к волевым. Критерием отнесения одних действий к неволевым, а других - к волевым является не отсутствие или наличие сознаваемой цели, а отсутствие или наличие сознательной борьбы человека с трудностями на пути достижения цели. В импульсивных или давно заученных, стереотипных действиях нет этой борьбы с трудностями. Человека, у которого часто наблюдаются импульсивные или аффективные действия, справедливо называют слабовольным. Назовут слабовольным и того, кто «завяз» в рутине привычных действий и уже не способен к инициативе и творчеству.
Возникновение мотива к действию, осознание его, «борьба» мотивов, постановка цели и принятие решения - содержание первой стадии волевого процесса. Вторая стадия - это выбор средств достижения цели, планирование определившихся возможных путей реализации этой цели. Это важное промежуточное звено между постановкой цели и исполнением. Третья стадия - исполнение - включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.
Все стадии волевого процесса взаимосвязаны. Мотив и цель так или иначе представлены в сознании человека на всем протяжении действия, волевое усилие является необходимым компонентом всех трех стадий волевого действия.
При выполнении задания формирование собственной цели действия индивида опосредствовано уже готовой целью, привносимой извне в виде требования, указания, рекомендации, приказа и т. д.
Система заданий приучает человека еще в детстве к волевому регулированию своего поведения. Постановка цели в инициативном действии формируется не самопроизвольно, а под воздействием обучения этому в заданных действиях.
Инициативное волевое действие всегда является избирательным актом. Это и вносит в первую стадию этих действий - постановку цели - свою специфику. Человек теперь уже должен не только осознавать следствия возможных своих действий, но осознавать и оценивать мотивы: побуждают ли они личность к активности в аспекте ведущих ее потребностей и устремлений или, напротив, подрывают их. Оценочная функция разума при действиях по заданию в какой-то степени еще может быть переложена на руководителя. При инициативном же действии человек должен от начала до конца все решать сам. Постановка цели в таких действиях сопряжена с большими внутренними трудностями, колебаниями и конфликтами между мотивами. В процессе перехода желания в категорическое хотение и намерение «буду делать это» происходит напряженная работа сознания по оценке и отбору побуждений.
Протекает ли процесс постановки цели без противоречий или при наличии борьбы мотивов, заканчивается он принятием решения. При положительном решении волевое действие развивается дальше и человек от постановки цели переходит ко второй стадии - к мысленному планированию исполнения.
Мысленное планирование всегда является раскрытием цели в конкретной совокупности знаний всех тех условий, которые обеспечивают ее реализацию в самом процессе деятельности. Это в равной мере относится ко всякому действию и поступку человека. Если ситуация хорошо известна, то обычно не возникает и никакого особого плана выполнения. Все привычные действия (умываться, позавтракать, сходить за покупками) совершаются по одному лишь побуждению, только в силу того, что условия для этих действий всегда налицо, а план их выполнения давно заучен, следовательно, необходимость в новом плане исчезает. Но как только эти условия изменяются, сразу же появляется настоятельная потребность в плане.
В объективной действительности заложены различные возможности для выполнения одного и того же действия. С ними связаны разнообразные варианты плана выполнения. Эти варианты могут вступать в противоречие между собой. В процессе этой внутренней «борьбы» вырабатывается тот окончательный план, по которому мы и действуем. При планировании коллективного действия творческое, критическое обсуждение происходит гласно. В результате коллективной работы принимается план, который наиболее полно отвечает задаче и возможностям ее решения.
Планирование в сложных действиях - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Так, для того чтобы: 1) обдумать тот или иной план действия, необходимы волевой импульс и усилие; 2) выбрать из нескольких вариантов плана один, надо обнаружить решительность и применить усилие; 3) предотвратить поспешное принятие плана, следует проявить выдержку (равным образом необходимы волевые усилия, чтобы прекратить бесплодные колебания и медлительность); 4) не отступить от хорошего плана, нужно проявить упорство, настойчивость и т. д.
Предвидение - это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения поставленной цели.
Постановка цели и планирование не даются человеку без борьбы с трудностями. Но на этих предварительных стадиях действия борьба с трудностями только начата. Доведение действия до успешного конца зависит от преодоления трудностей исполнения, какими бы они большими ни были. Нередко мы встречаем таких людей, которые ставят перед собой высокие цели, вырабатывают хорошие планы, но как только дело доходит до преодоления трудностей исполнения, то здесь обнаруживается их полная несостоятельность. Таких людей справедливо называют слабовольными. По умению преодолевать трудности, по исполнению намеченной цели судят о степени развития воли. Именно поэтому в характеристику воли в качестве главного признака входит умение человека преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
Исполнение может выражаться не только в форме внешних активных поступков человека, но и в форме задержки, торможения ненужных, противоречащих цепи движений. Во многих случаях исполнение в сложном волевом акте может быть выражено в форме внешнего бездействия. Нужно различать поступки активного действия и поступки воздержания от действия. Нередко торможение, задержка действий и движений требуют от человека большего напряжения воли, чем опасное активное действие. Следовательно, волевого человека характеризует не только действие, активно преодолевающее внешнее препятствие, но и выдержка, активно преодолевающая во имя цели внутренние препятствия, задерживающая ненужные или вредные мысли, чувства и движения. Задача воспитания воли и заключается в том, чтобы научить человека управлять собой в любых условиях, не терять контроля над своим поведением.
Волевые процессы. Для того чтобы хорошо выполнять работу, нужно точно воспринимать и оценивать информацию, быть внимательным, мыслить, запоминать, припоминать и т. д.
Все психические процессы делятся на две группы - непроизвольные и произвольные. Когда требуется не просто смотреть или слушать, а всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше понять и запомнить конкретную информацию, то во всех подобных случаях мы вынуждены мобилизовать волевые усилия, иначе успеха не добиться. Оператор на производстве не может полагаться только на свои знания и навыки, он должен быть предельно внимательным, чтобы правильно опознавать сигналы контрольных и измерительных приборов, своевременно и быстро определять причины повреждений, принимать решения по устранению неисправностей и др. Те психические процессы, которые осуществляются не только осознанно, но с достаточно выраженными усилиями личности, называются волевыми процессами.
Разумеется, что и сложная работа не выполняется без участия непроизвольных, неволевых процессов. Известно, что произвольное внимание является одной из наиболее утомляющихся психических функций. Оберегающий режим для внимания создается различными путями, в том числе интересом и внешними раздражителями, переключающими его без ущерба для дела на непроизвольное внимание. Но известно и другое: без достаточного развития произвольного, волевого внимания не может быть никакой продуктивной, тем более творческой деятельности.
Волевые состояния. Это временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникающих трудностей и достижения успеха в деятельности. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости и др. В этих состояниях особенно ярко выражена связь воли с эмоциями. Действия и поступки, выполняемые разумно, но с эмоциональным, страстным увлечением, являются наиболее успешными. Но некоторые эмоциональные состояния могут снижать, а то и блокировать волевую активность личности. К ним относятся состояния апатии и чрезмерной психической напряженности (стрессы). Стрессы возникают и в условиях трудовой деятельности (при управлении сложными агрегатами в производстве, преодолении информационных перегрузок в умственной работе и др.). Стимулируют их возникновение такие общие факторы, сопутствующие научно-техническому прогрессу, как ускорение темпа жизни, быстрые перемены в социальных условиях и др.
Воля -- это сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий .
Воля человека проявляется как уверенность в его силах, необходимых для принятого решения. Сильная воля необходима, когда возникают трудные ситуации с препятствиями во «внешнем мире», когда внутренний мир человека, от которого требуется проявление воли, сложен и противоречив.
Воля и волевые качества у человека формируются в зависимости от условий жизни и воспитания.
Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
- 1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
- 2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;
- 3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем -- самоконтроля личности .
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
- 1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
- 2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
- 3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
- 4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
- 1) трудных ситуаций «трудного мира»;
- 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
- 1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
- 2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
- 3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах .
Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала.
В изучении управленческой деятельности наиболее существенно то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в деятельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).
Существует прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере -- моторные, исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.
Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.
Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.
Наконец, именно управленческая деятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.
Государство
Методическая разработка для воспитателей «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Семья и Дети
Самые необходимые заговоры на защиту — без них не обойтись Зеркальный щит заговор оберег
Деньги