Собственный опыт

Все отзывы о спектакле. Все отзывы о спектакле Спектакль шукшинские рассказы степка театр наций смотреть

Даже если вы никогда не сталкивались с деревенским бытом семидесятых годов.…Даже если вам непонятно, почему окружающие восхищаются творчество Василия Шукшина. Даже если вы с опаской относитесь к театральным режиссерам из Латвии.…Даже если вы согласно кивали, читая предыдущие предложения, вам все равно стоит посетить спектакль «Рассказы Шукшина» в Театре Наций.

Удивительно добрая, упоительно живая постановка, несомненно, увлечет каждого зрителя в зале. Здесь всем комфортно, потому что истории из жизни рассказывают не актеры, а свои люди.

Режиссер спектакля Элвис Херманис и артисты театра Наций специально отправились на родину писателя, в деревню Сростки Алтайского края, чтобы лучше прочувствовать героев Василия Шукшина, погрузиться в атмосферу деревенской жизни, посмотреть на мир глазами местных жителей. Они заходили в гости к жителям, фотографировали их, принимали участие в быте.А Чулпан Хаматова даже жила несколько дней в деревянном доме с местными жителями.

Фотограф Моника Пормале сделала множество фотопортретов жителей, которые стали основой сценографии спектакля. На сцене помимо фотографий можно увидеть деревянный пол и деревянный скамьи, на которых герой рассказывают друг другу истории, произошедшие более 30-ти лет назад. И хотя события происходили уже давно, «Рассказы Шукшина» близки каждому зрителю. Постановка необыкновенно позитивная и мудрая.

В спектакле использованы рассказы: "Степкина Любовь", "Сапожки", "Микроскоп", "Миль пардон, мадам", "Игнаха приехал", "Беспалый", "Жена мужа в Париж провожала", "Срезал", "В воскресенье мать-старушка", "Степка". Череда рассказов позволяет зрителю разглядеть целостную картину жизни этих людей.

Спектакль начинается новеллой "Степкина Любовь". Тут мы видим сидящих на лавке двух деревенских сплетниц (Чулпан Хаматова и Юлия Свежакова), которые аппетитно щелкают семечки и рассказывают, как Степка однажды, подвозив городскую модницу, по уши в нее влюбился. Появляется и сам Степка (Павел Акимкин) - метр с кепкой, одетый в пиджаке до колен, смотрит влюбленными глазами на высокую стройную красотку (Юлия Пересильд) с накладной косой. Степка решается признаться ей в любви. Затем появляетсягромадный отец Степки (Дмитрий Журавлев). Отец с сыном, неловко застыв, смотрят на невесту, в то время как сплетницы трещат языками. И лишь только дед, отвернувшийся на лавочке спиной к залу, то напевает песню, то бубнит несуразицу, а затем и вовсе сует им в кулачке мятые несусветные галстуки. По контрасту с другими персонажами этот полоумный дед как настоящая физиономия, вставленная в отверстие примитивной картинки. Кажется, что его притащили сюда прямо с деревенской печки. Деда играет Евгений Миронов. В следующем рассказе он появляется в тех же брюках, пиджаке и кедах. Это Сергей из рассказа "Сапожки", который приехал в город, увидел стильную женскую обувь, увидел и утратил покой, а затем купил сапоги жене, потратив 65 рублей. Он даже не подумал, какой размер у жены, главное - осуществил мечту.

Меняясь до неузнаваемости, чередуя наряды, кепочки, очки, Миронов один задругим выводит на сцену ряд шукшинских героев. Герой рассказа «Микроскоп» тратит все свои накопления на микроскоп - так притягивает его ученая жизнь. Фронтовик Бронька Пупков без конца врет, что чуть не убил Гитлера («Миль пардон, мадам»), а Серьга из рассказа «Беспалый» до безумия влюбляется в медсестру.

А к финалу режиссер приготовил самый лучший рассказ Шукшина - «Степка». Степка очень соскучился по родному дому, поэтому бежит из лагеря за три месяца до освобождения. Село гуляет, ведь Степка вернулся из лагеря, даже старуха-мать (Юлия Пересильд) весело выплясывает и поет частушки, только немая сестра (Чулпан Хаматова) мычит, повиснув на брате. Но Степка только один раз успел пройтись в танце, и уже дает показания милиционеру, который не может понять, откуда берутся такие дураки: ведь ему теперь прибавят еще два года сроку. "Ничего… Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть", - живо отмахивается Степка. Вот так незаметно заканчивается веселье и миллиционер уводит Степку, а на сцене остается немая сестра, которой так и хочется рассказать, что было дальше - и про Степку, и про себя, и про всех-всех…

Про особый деревенский мир, который не позволяет ни малейшей фальши. Ведь эти простые истории могут случиться с каждым, они каждому понятны, поэтому обязательно стоит посетить спектакль "Рассказы Шукшина" в Театре Наций.

«Рассказы Шукшина», как известно, один из самых популярных спектаклей Москвы. Театр Наций играет его регулярно, но попасть туда за относительно вменяемые деньги не так-то просто. Но мне повезло, пусть и на сей раз пришлось идти одной, но когда меня это останавливало. «Рассказы Шукшина», помимо всего прочего, получили множество Золотых Масок в свое время, что тоже о чем-то говорит. В частности, это лучшая мужская и женская роли, и лучший спектакль. Ну что сказать…Основа спектакля – это абсолютный минимализм. На сцене стоит длинная скамья, а за ней в ряд четыре декорации-фотографии. Казалось бы, мы уже стали привыкать к экранам и проекциям, причем не только в мюзиклах, но и в драматическом театре (скажем, «Юбилей ювелира» МХТ им. Чехова или «Август» Театра Маяковского). А здесь что-то вроде предшественника – большие фотографии, которые, тем не менее, настолько выразительны, что производят впечатление и создают ощущение присутствия не меньше, чем экраны. Однако ощущение сопричастности создают, прежде всего, актеры – лучшие из лучших. Нет, они не ходят по залу, достаточно маленькому, между прочим. Но они на сцене настолько живые и убедительные, что не поверить им невозможно. Пусть Евгений Миронов имеет Маску за роль в этом спектакле, я все же считаю, что солирует в «Рассказах» не он. Женщины здесь много круче. А главная и лучшая из женщин – Чулпан Хаматова! Ее перевоплощения – это нечто. Она легко переходит от соблазнительной цацы к старушке, а от старушки к глухой девушке. Вот она второстепенна, она рассказчица, лузгающая семечки, а вот она в центре действия. Глядя на нее, забываешь об остальных. Она так меняется, что становится буквально другим человеком, с другими жестами, голосом, движениями. Такие преображения! Я не помню более многогранного актера в рамках одного спектакля. Вместе с тем, я бы охарактеризовала эту актрису как актрису со слезами в глазах. Это у нее есть, пусть даже она умело это прячет. Чулпан прекрасна. Точка. Евгений Миронов тоже меняет образы как перчатки, однако он узнаваем всегда, и нет такого потрясающего эффекта полного преображения. Может, мужчинам сложнее преображаться, чем женщинам? Не знаю, но этот спектакль поставлен именно на женщин. Даже когда в центре истории мужской персонаж, он всегда связан с женщиной, которая немедленно выходит в центр повествования так или иначе. Мужчины в этом спектакле слишком часто, очень часто наблюдатели, часто безвольные, забавные, меняющие свое мнение под воздействием ветра. Мужчины в этом спектакле боятся той власти, которую имеют над ними женщины. Мужчины здесь падают к женским ногам и все, все делают ради женщин. Мужчины здесь куда чаще недотепы, чем женщины. Конечно, здесь есть и женские странные персонажи, но все же таких мужских здесь больше. Здесь простые камерные сюжеты, простые камерные истории, а действие разворачивается все на той же скамейке, по которой ходят, на которой сидят, лежат: делают, что угодно. Герои умилительно трогательны и умилительно трагичны. Их истории маленькие, это крошечные истории незаметных людей. Но их переживания, их боль, их горе или их радость удивительно понятны зрителю. Потому что это человеческие эмоции и человеческие переживания. Да, характеры, может, по-театральному преувеличены, но они понятны. В каждом маленьком эпизоде маленькое или вырастающее в большое человеческое переживание, часто имеющее причиной что-то тоже малозначимое. Что-то такое, что расстраивает или радует каждого из нас в повседневной жизни. А еще все это сделано таким деревенским… Эти герои часто не молоды, а если молоды, то непутевы. Будто город вымывает из деревни лучшее, потому что просто нормальных персонажей, обычных здесь попросту нет. Городские довольно беззлобно, но противопоставляются деревенским, они более циничны, ну а деревенские более искренние. Деревня – это природа, это приближение к земле, потому и герои здесь проще, простодушнее. Все происходящее сопровождает убаюкивающая народная музыка, то просто звучащая на сцене, то напеваемая или играемая самими актерами. Хочется отдельно отметить то, как мастерски происходит смена образов, костюмов и даже грима актеров и актрис. Ладно, они часто переодеваются или носят парики. Но актрисы то с накрашенными ресницами, то нет, то с накрашенными ярко-красным лаком ногтями, то этот лак уже стерт! Как только успевали менять костюмы, макияж: ума не приложу. Потрясающе. Костюмы здесь достаточно простые, но в этой простоте есть красота и лаконичность. Минимум средств, но максимум эффекта. Из актеров, исполняющих второстепенные образы, запомнились многие. Это и классический «бугай» Дмитрий Журавлев, играющий иногда вполне ученого человека (парадокс), это и Александр Гришин, появляющийся в множества образов, и удивительно красивый, но чаще здесь играющий непутевые образы Александр Новин, и уж совсем часто клоун-неудачник Павел Акимкин. А также перевоплощающиеся от красавиц в ведьм и обратно Юлия Свежакова, Наталья Ноздрина. Минусы, к сожалению, тоже есть. Зал в Театре Наций не слишком удобный, хоть подъем на балконе вполне приличный. А еще когда актеры играют бабушек или дедушек, не всегда просто разобрать слова, да и просто в действии тоже. То ли акустика (хотя показалось, что она в норме, точно с МАМТом не сравнится – там жуть), то ли занятые здесь киноактеры стали терять этот навык театральной речи. Конечно, заметно, что этот спектакль на сцене много лет, сейчас в моде будто другое. Этот спектакль нейтрален, он не заигрывает и не говорит с современностью. Он теплый, спокойный, умиротворяющий. Даже примиряющий с действительностью. Есть, конечно, постановки, которые понравились мне много больше, но не признать, что «Рассказы Шукшина» - удивительный спектакль, я не могу.

Весь прошлый год театральная Москва только и говорит про спектакль Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина», в котором играет Евгений Миронов и играла Чулпан Хаматова, пока не оказалась в «интересном положении». Ажиотаж к этой постановке постоянно подогревается прессой, количеством селебритис в зрительном зале, ценами на билеты до 10000 рублей, а главное их хроническим отсутствием в кассе Театра Наций. Так, например, в марте было невозможно купить билеты уже на май. Какого же было мое удивление, когда в зале я увидел свободные места, и даже не одно. Не знаю, искусственный ли это ажиотаж и билеты на раскрученный спектакль до последнего момента держат в бронях «для своих» или просто многие в этот день опоздали, но я спокойно поставил сумку на соседнее, ни кем не занятое кресло, а дама передо мной пересела ближе к центру.

Не могу сказать однозначно понравилось мне увиденное или нет. Мне и понравилось, и не понравилось. Причем это не что-то посередине, это именно понравилось и не понравилось. Мне кажется, в этом конкретном случае, пиар сыграл злую шутку. Когда идешь на такой распиаренный спектакль, который собрал всевозможные театральные премии, то заведомо ждешь от него чего-то особенного, а он оказывается вполне даже обычным. Не плохим. Но и не выдающимся.

Спектакль состоит из 10 разных историй по мотивам рассказов Василия Шукшина. Все они, естественно о деревне и ее наивных, порой глуповатых жителях. Накала как такого нет. Смеялся зал раз 15 за 3 часа. Но, в конце концов, ни смехом единым хорош театр. Актеры молодые играют хорошо, некоторые даже великолепно, например Юлия Свежакова. Зал, по традиции, бурными овациями и смехом встречает любую выходку Евгения Миронова, хотя, да простят меня поклонники Евгения, мне игра Миронова в этом спектакле не кажется прекрасной. Мне было неловко, что Миронова так много. Это некое перетягивание одеяла в свою сторону, хотя в спектакле помимо него есть еще 4 актера. Тем ни менее, во всех 10 рассказах, мужскую главную роль исполнял Миронов. Опять-таки, это только мое мнение, ведь в любом спектакле есть исполнители главных ролей.

Заслуживает внимание режиссерская работа латвийца Алвиса Херманиса. Им продумано буквально все до мелочей. Его прочтению Шукшина и видению сюжета, его креативности в постановке советского классика могут позавидовать многие российские режиссеры. Он так не навязчиво ведет спектакль, что пару раз я поймал себя на мысли, что я жду конца, так как все предсказуемо. А кто-то и до конца не дождался - после антракта свободных мест в зале стало еще больше. Надо сказать, «Рассказы Шукшина» вообще мероприятие без потрясений и открытий, гораздо спокойнее, чем шумиха вокруг него. Это своего рода, театральная версия программы «Играй, гармонь!». Но это качественная работа, смотреть которую можно и нужно.

Единственно, я бы вместо 10 рассказов, сделал 7 и без антракта. Спектакль немного затянут. Все-таки, смотреть на деревню 3 часа утомительно. Мужик сбежал из тюрьмы, не досидев 3 месяца, обрадовал родных, погулял, напился, а утром за ним пришли и добавили еще 2 года. Деревенский парень женился на городской девушке, переехал в Москву на все готовенькое, супруга много работала, зарабатывала, у нее были интеллигентные родители, а он хотел вернуться в свой колхоз, но бросить, родившегося у них ребенка не мог, поэтому включил газ и свел счеты с жизнью. В деревню приехала модная городская медсестра, в нее влюбился сельский «Ваня», ему все пытались открыть глаза на то, что она ему не пара, что она легкого поведения, но он никого не слушал, они сыграли свадьбу, далее она ему изменила с его братом, он ее чуть не убил, она сбежала, он остался один. И так далее, все в том же духе. Явно 2-3 рассказа можно было убрать, сделав спектакль немного короче, зато более насыщенным. Мы итак все поняли про деревенских дураков, достаточно за нас разжевывать материал, лучше оставьте нас немного голодными, чтобы мы остались в вопросе.

Забавно, в то время, когда на сцене высмеивали простой, деревенский люд, в зале у воспитанных москвичей были слышны звуки мобильных телефонов, да еще какие звуки! Я поначалу подумал, что это часть спектакля: «Загляни в карман, это я звоню, твоя маман». Кто-то явно подготовился! Спутник Ларисы Долиной, которая сидела передо мной, каждые 5 минут по поводу и без, поднимал руки вверх и громко хлопал в ладоши, и его ничуть не смущало, что чаще всего он это делал один. Евгений Миронов, в свою очередь, сделал реверанс Ларисе Александровне, когда по сценарию его герой смотрит в зрительный зал и говорит: «Ну, иди ко мне, я тебя полюблю!». Хотя он мог сказать это кому угодно или вообще не адресовывать свой взгляд конкретному человеку, он предпочел обратить внимание на, и без того, не обиженную вниманием пару. Но это не страшно, ведь спектакль о деревне.

Отдельное спасибо художнику по костюмам, коим является Виктория Севрюкова. Это не рядовые серые и грязные деревенские наряды, это просто какие-то костюмы от Etro! Насыщенные, правильно подобранные цвета. Яркие, актуальные принты. Так, например, если у молодого человека рубашка цвета мокрого асфальта с алым цветком, то у девушки обязательно ярко алое платье с широким кожаным поясом цвета того же мокрого асфальта. Очень модно, красиво, со вкусом. Глаз радуется, когда видишь, как одеты наши люди в глубинке.

В декорациях современный минимализм и хай-тек одновременно. Огромные, меняющиеся в каждом рассказе, сочные, отфотошопленные фотографии Моники Пормале реальных сельских жителей, сделанных в настоящей деревне, где была вся труппа, о чем зрителям сообщили еще до начала просмотра. Здесь вам и хамоватая продавщица, и тракторист с золотыми зубами, и степь, и речка, так и хочется продолжить, и банька, и печка. На самом деле, декорации, и сама их идея, кажущаяся на первый взгляд простой – достойны отдельных похвал и всяческих наград.

Последняя сцена заставила меня забыть обо всем и уже безоговорочно полюбить этот спектакль. Все 9 актеров выходят с красивыми, цветными гармонями и вместе играют какой-то русско-народный этюд, позже ставят гармошки на пол и идут на поклон. Этот эпизод невозможно забыть, он врезался в память буйством красок, к нему нельзя быть равнодушным. Он стильный и трогательный до слез, какие милые и непосредственные люди живут в нашей стране.

Спектакль «Рассказы Шукшина» оригинален и прост, может быть, поэтому и считается гениальным.

Режиссёр - Алвис Херманис (Латвия)
Сценограф - Алвис Херманис
Сценограф и автор фотографий - Моника Пормале
Художник по костюмам - Виктория Севрюкова

Этот спектакль Театра Наций объездил с гастролями полмира и везде имел одинаковый успех. Живые и остроумные тексты Василия Шукшина, звёздный актёрский состав и тонкая режиссура Алвиса Херманиса создали идеальный рецепт, в котором сложный театральный рисунок сосуществует с бытовыми историями российской глубинки, яркие персонажи рассказов превращаются в точные актёрские образы, а зритель в каждом персонаже может узнать себя или своего знакомого.

«Рассказы Шукшина» полны ностальгии: актёры не стремятся изображать советских деревенских жителей из 70-х, но пытаются вспомнить и понять, что делает их персонажей такими, какие они есть. Сквозь юмор и иронию здесь проступают трагические ноты обычных человеческих отношений, про которые, как правило, не пишут драмы.

Идея сегодня перенести на сцену знаменитые рассказы классика русской советской литературы Василия Шукшина принадлежит Алвису Херманису. Этого режиссёра многие называют «новым гуманистом» мирового театра. Режиссёрскую манеру Херманиса отличает пристальное внимание к повседневной жизни людей - сегодняшней или ставшей уже достоянием истории. Многие считают его театр «документальным», потому что режиссёр высматривает, вычитывает, иногда даже выпытывает свои спектакли из реальности. Он ставит только о том, что знает и что помнит. В этом смысле российские зрители на его спектаклях оказываются в привилегированном положении. Ведь помним мы с ним примерно одно и то же, потому что выросли в общей стране.

Однако память у Херманиса особая - очень внимательная к деталям, подробная, но лишённая как бесплодной ностальгии по прошлому, так и мстительного его отрицания. Ещё у него особое чутьё на театральную фальшь, на притворство, которое так часто делает театр несовременным и отпугивает от него молодёжь. По замыслу Алв30а Херманиса актёры не «изображают» крестьян из советской деревни 70-х годов. Они остаются на сцене современными людьми, рассказывающими простые и трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны. Принцип режиссёра - полностью сохранить авторский текст, поэтому спектакль не предполагает инсценировки. Принцип оформления спектакля - минимализм и хай-тек одновременно. Деревянный пол, ряд деревянных лавок, на которых сидят актёры, а за их спинами - стена, состоящая из фотографий. Для каждого из рассказов - своя композиция портретов реальных людей, сделанных фотохудожником Моникой Пормале во время экспедиции творческой группы спектакля на Алтай.

Спектакль - режиссёрский дебют всемирно известного режиссера Алвиса Херманиса в России.

Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в трёх номинациях:

  • лучший драматический спектакль большой формы
  • лучшая мужская роль в драматическом спектакле (Евгений Миронов)
  • лучшая работа художника в драматическом спектакле (Виктория Севрюкова)

Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в трёх номинациях:

  • лучший спектакль
  • лучшая женская роль (Чулпан Хаматова)
  • лучшая мужская роль (Евгений Миронов)

Победитель VII Международного Театрального Форума «Золотой Витязь» в номинации «Театр - большая форма»

Лауреат Московской театральной премии СТД России «Гвоздь сезона».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Евгений Миронов , Чулпан Хаматова, Юлия Свежакова, Павел Акимкин, Юлия Пересильд, Наталья Ноздрина, Александр Гришин, Александр Новин, Дмитрий Журавлёв

Продолжительность: 3 часа (с антрактом)

Премьера спектакля «Рассказы Шукшина» увидела свет в 2008 году. Светлая, талантливая, поэтичная, такая простая и одновременно такая многогранная – именно так наперебой называли постановку критики Театра Наций. Спектакль «Рассказы Шукшина» является победителем Национальной театральной премии «Золотая маска» в 3 номинациях. Выбрать и купить билеты вы можете на сайте .

Сюжет спектакля

В основе лежит десять популярных рассказов Шукшина:

  • «Стёпка» и «Стёпкина любовь»;
  • «Микроскоп» и «Срезал»;
  • «Жена мужа в Париж провожала» и др.

Каждая история являет собой обособленное театральное действо. Одна – радостная, другая – грустная, третья – трогательная. Все вместе рассказы Шукшина вызывают бурный всплеск противоречивых эмоций. Публика плачет, смеётся, потом опять плачет и снова смеётся. Каждый раз спектакль проходит на «ура» и надолго врезается в память.

Создатели постановки

Спектакль «Рассказы Шукшина» в Театре Наций поставил Алвис Херманис. Парадоксально, но именно латышский режиссёр умело воплотил в реальность одну из самых патриотичных постановок современности. Никакой российской чернухи – сплошная любовь и умиление простыми шукшинскими «чудиками».

Спектакль начался не с постановки сюжета, не с подборки декораций и даже не с распределения ролей. Херманис решил подготовиться основательно и безоговорочно, и потому собрал всю постановочную группу на разведку родины Василия Шукшина, а именно – алтайской деревни Сростки.

Простой русский колорит умело воплотила на подмостках художник-фотограф Моника Пормале. Фоном спектакля «Рассказы Шукшина» послужили внушительные щиты с изображениями жителей и природы деревни Сростки – достояниями поездки. Километры подсолнухов, аккуратные дома, простые, неприкрытые масками фальши, люди добавляют постановке натуралистичности.