Инф. технологии

Взаимоотношения базарова с николаем петровичем и павлом. Взаимоотношения базарова и павла петровича

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению

отношения П. П. Кирсанова и Е. В. Базарова в "Отцы и дети" и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Несовместимость их взглядов проявляется во всем, начиная
с внешнего вида и кончая идейными принципами.
Несовместимость проявляется в вопросах, касающихся
общественно-политического строя, дальнейшего развития страны,
культурно-нравственных ценностей, значения науки и искусства,
образования, отношения к природе и народу, к любви.
Разобщение Кирсанова и Базарова ощущается по отношению к немцам.
Базаров говорит о них, как о своих учителях; в словах же Павла
Петровича скрыта ирония: "Вы столь высокого мнения о немцах?
Что касается до меня, то я немцев, грешный человек, не жалую. "
Причина споров Павла Кирсанова и Евгения Базарова прежде
всего заключается в том, что каждый их них принадлежит к разным
общественным группам.
Базаров-нигилист, человек нового типа, отрицающий все авторитеты.
Павел Петрович -консерватор. Его принципы направлены на защиту
существующего строя.
Павел Петрович с самого начала начинает чувствовать по отношению к Базарову раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер­шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот­но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз­кое» . Конфликт между героями нарастает, когда Ба­заров принимается высказывать свои нигилистиче­ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - заявляет он Павлу Петро­вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.
Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по­седел и потерял интерес к жизни.
Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек - не мужчина», - замечает он.
«Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

Ответ от Владимир Поболь [гуру]
ДРУЖБА Что же, слово мое не сбылось ли? как думаешь, милый? Что, кроме дружбы, в душе сохранил ты? - Но я не жалею, Вот Геркулес! не жалею о том, что прошло; твоей дружбой Сердце довольно вполне, и веду я не к этому слово. Антон Дельвиг 1826 ДРУЗЬЯ(Идиллия) Е. А. Баратынскому
ДРУЖБА Я дружбу пел.. . Когда струн_а_м касался, Твой гений над главой моей парил, В стихах моих, в душе тебя любил И призывал, и о тебе терзался!... Александр Грибоедов 1859 А. О [ДОЕВСКОМУ]
ДРУЖБА Ну, как же щеки румяны, как густы волнистые кудри! Голос его соловьиный, взор его прямо орлиный! Смейся, красавица, смейся! и мы веселились, бывало, Но все проходчиво в мире, одна непроходчива дружба. Антон Дельвиг 181. ЦЕФИЗ
ДРУЖБА И где же те, в груди чьей зреет свято Не чувственность, но чувство, - где же те, От чьей души изменой не отъято Доверье к дружбе, вера к правоте, Чьей легкой жизни горькая утрата Не трогала; кто сердца в простоте Еще уверен, что друзей участье Вполне заменит призрачное счастье?. . Василий Толбин 1846 Обыкновенный случай(Князю В. Ф. Одоевскому.)
ДРУЖБА И яблони цвет вручит нам словно бы знак лучистый Пресветлого убиения и вечной дружбы чистой. И мы поплывём в огромной ладье как в ковчеге Ноевом Под жёлтыми парусами - на небо голубое Ярослав Ивашкевич. 1969 Перевод Андрея Базилевского "Новая Польша" 2001 АЗИАТЫ Вот земля перед нами плоская и зелёная
ДРУЖБА И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Борис Заходер "Про всех на свете"
ДРУЖБА Недавно я святою Был дружбой съединен, - Теперь един с собою Один жить осужден. Твою ль, мой друг, объемлю 30 Гробницу ныне я?.. Увы! - лобзаю землю, Скрывающу тебя. Александр Бенитцкий 1805 ГРОБНИЦА ДРУГА
ДРУЖБА Нет большего богатства, Чем дружбы естество. Вкушайте радость братства, Свободы торжество! Как весел голос хора, Как в лад сердца стучат, И мелочные ссоры Наш пир не омрачат. Иоганн Вольфганг Гете. Перевод Л. Гинзбурга ПЕСНЬ СОДРУЖЕСТВА 1775
ДРУЖБА Пускай одна лишь дружба торжествует. Передаем тебе, великий Гектор, От сердца к сердцу искренний привет. Уильям Шекспир. Троил и Крессида Перевод Т. ГНЕДИЧ
ДРУЖБА Будем сидеть хоть и в разных купе, но только в одном, пусть снежном, поезде и чувствовать друг друга за холодными, белыми стенами. А сможем или нет различить что-либо за ледяными окнами – никакого значения для дружбы иметь не будет. Ника Джорджанели. Перевод Ирины Ермаковой «Октябрь» 2009, №1 Снежный поездГ. Г. Шенгелия
ДРУЖБА И дружба сделалась дружней; И сердцу все открыто! Кто наш - для счастия тот живи, И в землю провиденью! Ура! надежде и любви И киселя терпенью! Василий Жуковский Любовная карусель или пятилетние меланхолические стручья сердечного любления (Тульская баллада)
ДРУЖБА Как-то странно дружба завязалась! Все в ней было: искренность и страсть. Но два сильных, стойких человека, Мы друг друга истерзали всласть. Хадие. Муса Джалиль. Пер

Роман «Отцы и дети» был создан Тургеневым в годы революционной ситуации в России, когда рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. Вопрос об отношении к крестьянской реформе расколол общество на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, е другом - либеральное дворянство, идеологи буржуазии, стоявшие за реформаторский путь.
Либеральное дворянство, не мирившееся с крепостничеством, но полное страха перед крестьянской революцией, приветствовало реформу 1861 года, проведенную царским правительством.
Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. На противопоставлении взглядов дворян-либералов и революционеров-демократов - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова - построен сюжет романа. Кроме этой, основной проблемы, Тургенев рассматривает ряд других вопросов, связанных с культурным, нравственным. социально-экономическим развитием России в 60-е годы XX века: о чем расхождение между демократами и либералами, как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.
Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.
В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры именно из-за этого чувства. Оно порождает в них нетерпимость и высокомерие в общении с другими людьми. Оба они не поддаются чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованнее ими самими заставляет Кирсанова и Базарова изменить взгляды на некоторые вопросы.
Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов, имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено различием в происхождении, воспитании и образе мышления.
Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова «необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». И вообще весь облик «Архадиева дяди был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями». Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, длинное и худое, с широкий лбом и вовсе не аристократическим носом, лицо. Портрет Павла Петровича - это портрет «светского льва», чьи манеры под стать внешности. Второй же портрет, несомненно, принадлежит «демократу до конца ногтей», что подтверждается и поведением Базарова, независимым и самоуверенным. Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественнонаучным занятиям. Во второй половине XX века естественные науки переживали подьем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. В отличив от Базарова Павел Петрович проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.
Но самое большое различие между разночинцем-демократом оказавшемся о именин потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество, народ, искусство. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров же уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то. что те «никого не уважают», живут без «принципов». считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего. Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является польза для народа.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.
Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Кирсанов восхищается произведениями искусства. Тургенев, несомненно, солидарен в этом с Павлом Петровичем. Они оба способны любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Споры между Базаровым и Кирсановым велись не по частным вопросам, они касались будущего и настоящего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым, но. мне кажется, нельзя утверждать, что он остался победителем в создавшейся ситуации.
Базаров - фигура трагическая. Даже когда Кирсанов готов признать свое поражение, Базаров теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. «Нужен ли я России? Нет. видно, но нужен». - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе, но вскоре он погибает.
На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» и далее: «Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?»
Во многом не соглашаясь с Базаровым, он посвятил роман Белинскому - человеку 40-х годов, у которого было такое же «страстное, грешное, бунтующее сердце», как и у Базарова, и утверждал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище».
И в то же время Базаров погибает, а на могиле его торжествуют цветы - та самая природа, которую он отвергал.

Поднятая И. С. Тургеневым тема взаимопонимания между поколениями является актуальной во все времена. Но следует отдать должное писателю: он первым в литературе сделал проблему "отцов и детей" центральной в произведении. Старшее поколение представлено Павлом Петровичем Кирсановым, характеристика которого будет представлена ниже. Ему противопоставляется Евгений Базаров, убежденный нигилист. На противоположности их взглядов строится произведение Тургенева.

Немного о Павле Петровиче

Перед тем, как перейти к сравнению двух персонажей, следует дать краткое представление об их личностях. В статье будет описана характеристика Павла Петровича Кирсанова. Он - капитан запаса, обладает довольно красивой внешностью и утонченными аристократическими манерами.

Вследствие того, что Кирсанов-старший - аристократ, прекрасно образованный, знакомый со всеми тонкостями светского общества, он любил устраивать званые обеды и приемы. В общении с прекрасным полом был обходителен и держался уверенно. За такие свои качества Павел Петрович имел репутацию денди и настоящего светского льва.

Для создания более полного личностного портрета в характеристике Павла Петровича следует выделить несколько строк о его жизни до описываемых событий в романе. Кирсанову прочили блестящую карьеру военного, но несчастная любовь к одной княгине полностью изменила его жизнь. Он подал в отставку и отправился путешествовать. А когда вернулся на Родину, то не избрал себе нового поприща, ничего не делал и только скучал.

Потом Кирсанов переехал к своему младшему брату в деревню, но и во время своего пребывания там сохранил все свои аристократические манеры, которые носили чопорный английский характер. Он читал только английские газеты и романы, одевался в стиле английских денди, а во время поездки за границу общался преимущественно с англичанами.

Отношение к Базарову

Важное место в характеристике Павла Петровича Кирсанова занимают их взаимоотношения с Евгением Базаровым. Кирсанову молодой человек не просто не понравился, он возненавидел его сразу, как только тот приехал в деревню. Его неприязненное отношение проявляется в нелестных прозвищах, которые он использует в обращении к нему.

Кирсанов относится с пренебрежением к Базарову, считает нигилизм явлением, которое свойственно только людям низших сословий. Павел Петрович придерживается высоких нравственных принципов и не понимает молодое поколение, которое пренебрегает ими. Но все его высокоморальные идеалы не могут быть применимы к той действительности, в которой они жили.

В более подробной характеристике Павла Петровича Кирсанова и Базарова, выполненной в виде таблицы, будут перечислены все пункты, в которых они не сходились во мнениях. Но один можно рассмотреть более подробно.

Отношение к простому народу

В романе Кирсанов описывается как человек, который очень далек от народа и от всего русского. Все его аристократические манеры, его речь, которая наполнена иностранными словами и непонятна простым людям, - все это противопоставляется Базарову.

Павел Петрович не привязан никакими сильными чувствами к России, он не восхищается ею, а, наоборот, стремится подчеркнуть то, что ему больше нравится европейский образ жизни. Единственное, что немного его связывает со страной, - это пепельница, сделанная в виде лаптя. Вот и все, что осталось у него от России.

Павел Петрович Кирсанов и Базаров: характеристика

Параметры сравнения П. П. Кирсанов Ев. Базаров
Внешность Уделял большое внимание внешнему виду, всегда одевался по последней моде. Пренебрежительное отношение, одет был просто, неряшливо.
Образование Окончил Пажеский корпус, но самообразование никогда не было его целью, узкий круг интересов. Очень образованный, прекрасный врач, обладает натурой исследователя.
Отношение к любви Романтик, рыцарское отношение к женщине. Циничное, рассматривает только с физиологической точки зрения. Поэтому его так пугает чувство к Одинцовой.
Отношение к простому народу Может восхищаться на публике народом, его культурой, но на самом деле презирает его. С одной стороны жалеет простых людей, с другой стороны пренебрежительно относится к их невежеству
Отношение к семейным ценностям Высоко ставит семью, трепетно заботится о благополучии своих родных. Презирает патриархальный уклад. Любит своих родителей, но держится от них на некотором расстоянии.
Речевые особенности Правильная, насыщена иностранными выражениями Грубая, простая речь. Активно использует жаргонизмы.
Мнение друг о друге Считает, что такие, как Базаров, принесут с собой лишь разрушение. Видит в нем угрозу устоям общества. Придерживается мнения, что Кирсанов - бездеятельный аристократ.

Из сравнительной характеристики Базарова и Павла Петровича Кирсанова становится понятнее, что такие личности с абсолютно полярными взглядами не могли договориться. Они представители разных эпох: Кирсанов представляет собой общество людей праздных, бездеятельных натур, а Базаров - это человек действия.

Очень верную характеристику Павлу Петровичу Кирсанов дал сам автор - "живой мертвец". Потому что оставшиеся годы, которые он провел за границей, прошли хоть и ярко, но бесцельно. Кирсанов, несмотря на все свои высокопарные речи, был пуст внутри, поэтому он старался заполнить ее развлечениями, не пытаясь изменить свою жизнь, поменяться самому как личность. Также и тот уклад жизни, приверженцем которого он был, не соответствовал новому времени и должен был смениться новым, более прогрессивным.

Урок 4. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл.5-11)

Цели урока : проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; сделать вывод об основном конфликте романа.

Ход урока

I . Составление характеристики героев

Для каждого героя составляется таблица следующего вида:

Герой

Характеристики

Информация в тексте романа

Внешность

Происхождение

Воспитание

Черты характера, образование

Общественно-политические взгляды

Отношения с окружающими

Речь, лексика

I I . Составление и работа с опорными конспектами

1. Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося.

Н. П. Кирсанов

П. П. Кирсанов

Базаров Аркадий Кирсанов

Одинцова

Ситников, Кукшина

Родители

2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

II I. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

Задание.

Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

(Аркадий ему лишь говорил, что его родители - добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов - мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное - внешний вид, облик героя.)

(Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» - разночинцы были ненавистны дворянам.)

Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

(Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание - совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде).

Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

(Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века).

Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

Задание.

Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?

(Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге - пошел по стопам отца.)

А по каким стопам идет Базаров?

(Его слова - «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

Вывод: Базаров и братья Кирсанова - люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

Задание.

Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «...войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с баршины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется - мука будет». «Я объездил все свои деревни, - сообщал он П. В. Анненкову,- и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («...народ.., в надежде, что... выйдет еще указ - и землю отдадут даром, или царь ее подарит...»)».

I V . Анализ идеологического конфликта в романе

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

(Основные линии спора:

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу.)

1. Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 - зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

(Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу - старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы - основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, ах основное занятие - ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм - бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)

Каков итог этого спора?

(Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, - тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)

2. Вторая линия спора.

Вторая линия спора - о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

(Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

Что мы знаем об этих героях?

(Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», - так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.

Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» - гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», - проговорил он. (Маколей - английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)

(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина - карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина - подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

3. Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

(По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

(Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над нами; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне - грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз...; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

4. Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре - расхождения во взглядах на искусство и природу.

Задание.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

(И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

(Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

Как же смотрит Базаров на природу?

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

Как решается эта линия спора?

(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

V . Итог урока

Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

Докажите, что аристократизм - «бесплодный принцип».

Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Домашнее задание

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.