Домашний очаг

Якудза — японская мафия. Якудза - это японская мафия

Якудза

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Якудза" в других словарях:

    ЯКУДЗА - наиболее распространенная форма организованной преступности в Японии. Контроль над легальными и нелегальными азартными играми продолжает оставаться одной из важнейших статей их доходов и в современной Японии. В первой половине 20 в. якудза… … Юридическая энциклопедия

    - «ЯКУДЗА» (The Yakuza) США, 1974, 112 мин. Триллер, приключенческий фильм. Хэрри Килмер, бывший солдат, а ныне частный детектив, вновь приезжает в Японию, где в 50 е годы провел несколько лет. Он хочет помочь своему приятелю, судовладельцу Джорджу … Энциклопедия кино

    ЯКУДЗА, ЯКУЗА [яп. «негодяй, бездельник»] в Японии: хулиган, бандит, ГАНГСТЕР. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. якудза, якуза (яп. негодяй, бездельник) в Японии: хулиган, бандит, гангстер. Новый словарь иностранных слов. by EdwART … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 мафия (13) якуза (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Улицы Токио популярное место сбора современных якудза У этого термина существуют и другие значения, см. Якудза (значения). Якудза (яп … Википедия

    якудза - япон. а) японская организованная преступность, японская мафия; б) участник подобной группировки (из японской карточной игры ойчо кабу) син. якудза, гокудо, хати кю сан см. тж гуми, оябун, кумитё, сятэй, вакасю … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    I ж. Название японской организованной преступности; японская мафия. II м. и ж. Член японской мафии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    якудза - як удза, нескл., жен. (японская мафия) и муж. (мафиозо) … Русский орфографический словарь

    якудза - и, ж. В Японії – мафія; організований злочинний світ … Український тлумачний словник

    Ы; ж. В Японии: мафия; организованный преступный мир … Энциклопедический словарь

Книги

  • Якудза (изд. 2018 г.) , Силлов Д.О.. Человек свободен, как ему кажется. Но на самом деле стать марионеткой в борьбе за власть проще простого. Именно это и произошло с Виктором Савельевым. Жизнь вынудилаВиктора связаться сначала…

Находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок - «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет - он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность - местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки - один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков..

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам - в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений - от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим - началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза - гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям - если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег - итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» - например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей - отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании - относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, - это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки - предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой - обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы - карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято - и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами - взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов - представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний - например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, - но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

Япония для большинства представляется высокотехнологичным обществом со своей культурой. Но за ширмой закрытой страны кроется немало интересного. Есть там и своя организованная преступность, ее традиционная форма зовется якудза. Это настоящие преступные синдикаты, которые и определяют местный криминальный мир.

Сравниться с якудза по степени влияния могут, к примеру, азиатские триады или мафия на Западе. Вот только организация японской преступности совсем другая, чем у аналогичных структур. Да и работает якудза иначе. Говорят, что у этой мафии есть даже свои офисные здания, а об ее действиях открыто рассуждают в прессе.

Появилась якудза еще в XVII веке, когда феодалы вдруг стали понимать, что открытая борьба с противником, как это делают самураи, менее эффективна, чем скрытая и незаметная. Сегодня якудза является, без преувеличения, одной из японских достопримечательностей. Но на Западе знают о ней крайне мало, так что стоит поведать о самых интересных фактах об этой скрытной организации.

Сокайя - организация взяточничества. Слово сокайя подразумевает не просто взяточничество, а крупномасштабную ее форму, которая и практикуется якудза. Японская мафия приобретает сперва крупный пакет акций компаний, достаточный для присутствия и голоса на совете директоров. После этого преступники стараются узнать о руководстве компании максимум информации, выискивая компромат на них. Затем уже начинаются своеобразные торги. Якудза угрожает акционерам разглашением конфиденциальной информации, заставляя платить за молчание. Это очень серьезная угроза, ведь в японской корпоративной культуре позор является мощным рычагом давления, так что такая тактика обычно оказывается успешной. Необычным в этом взяточничестве является то, что все это происходит с крайней вежливостью. Сами угрозы, как и плата за молчание производится не напрямую, а окольными путями. К примеру, якудза может устроить некий конкурс или спортивное соревнование, а жертвам ненавязчиво рекомендуют приобрести билеты по весьма завышенным ценам. Надо сказать, что такая участь ждала многие японские компании. К примеру, один из вымогателей угодил за решетку на восемь месяцев после того, как пытался шантажировать руководство компании «Мицубиси». Представитель якудза пытался воспользоваться информацией о незаконном использовании чиновниками арендных платежей за дом отдыха. Сокайя уже в 1982 году достигла настолько внушительных масштабов, что правительство даже ввело ряд законов, которые запрещали платить вымогателям. Но пользы от этого оказалось немного. Якудза тут же отреагировала на это, придумав просто более сложную схему для сокрытия своей деятельности. Руководителям же часто приходится потакать якудза, ведь информация об участии в прошлом в сокайя грозит уголовным делом. Сегодня корпорации придумали свой действенный способ борьбы с вымогателями - проведение собраний акционеров в один день по всей страны. В итоге члены мафии не могут физически оказаться одновременно в нескольких местах. Такая мера принята на Токийской фондовой бирже. Там в 90% случаев корпорации проводят свои ежегодные собрания в один и тот же день.

Жесткая борьба с якудза. Власти Японии знают многое о самом крупном преступном синдикате страны, Ямагути-гуми. В последнее время в борьбу с ним включилось еще и правительство США, его отделения по борьбе с организованной преступностью. Американским гражданам попросту запретили идти на какие-либо финансовые сделки с главой синдиката, Кэнъити Синода. В «черный список» попал и его «правая рука» Киеси Такаяма. Да и все активы организации на территории Соединенных Штатов были заморожены. В Японии также появились законы, которые призваны разорвать связи якудза с законопослушным бизнесом. Ранее в Стране восходящего солнца меры ограничивались лишь введением штрафов для тех предприятий, которые идут на сотрудничество с криминалом. Новые меры оказались на удивление действенными. В итоге число представителей якудза в Японии сократилось до рекордного за последние пол столетия уровня. Сам же Синода считает, что исчезновение его синдиката станет проблемой для страны. Ведь на улицы выйдут тысячи безработных бандитов, которые станут угрозой для общественного порядка в Японии.

Помощь нуждающимся со стороны якудза. В 2011 году в Японию пришло природное ненастье - страна была атакована мощными цунами. Но в числе первых организаций, кто пришел с помощью в пострадавшие районы, оказалась и якудза. И этот случай вовсе не редкость - еще в 1995 году после землетрясения в крупном городе Кобе, члены мафии организовали доставку ценных грузов в разрушенные кварталы мегаполиса. Для этого якудза использовала вертолеты, лодки и скутера. Есть даже легенда о том, что якудза всегда помогает нуждающимся, когда им это надо. Ведь члены преступной организации являются изгоями, которые не могут не сочувствовать пострадавшим от невнимания со стороны официальных властей. Другие же люди придерживаются более практичной и циничной точки зрения, для них такое поведение мафиози всего лишь форма пиара и способ получить общественную поддержку. Ну как после такой благотворительности призвать общество на борьбу с якудза? Однако не только имидж завоевывает якудза с помощью подобных добрых дел. Они приносят криминальным синдикатам еще и немалую финансовую выгоду. Сразу после землетрясения в 2011 году подконтрольные якудза организации смогли получить выгодные государственные строительные контракты. Катастрофа оказалось настолько масштабной, что власти просто вынуждены были прибегнуть к помощи сомнительных фирм. Тем более что подпольные синдикаты себя открыто не афишируют, стараясь действовать через подставные компании. И поди разберись, кто из них связан с криминалом. Интересно, что один из таких контрактов привел главу подставной компании в тюрьму. Он просто клал в свой карман часть заработной платы своих же сотрудников, считая, что якудза сможет защитить его.

Журнал якудза. В Ямагути-гуми принято раздавать всем членам информационные бюллетени. В последний раз они достались 28 тысячам членами организации. В этом своеобразном корпоративном журнале под названием «Ямагути-гуми Шинпо» публиковались также хайку и статьи о рыбалке. Редакторы высказали мнение главы синдиката о том, что для него наступают трудные времена. В то время дела якудза действительно шли плохо, вот и стал журнал своеобразным инструментом для поднятия настроения своих криминальных читателей. Удивительно, но некоторые экземпляры издания попали и в руки обычных мирных японцев. Специалисты полагают такую «промашку» неслучайной. Якудза понимала, что слух о выходе журнала просочится. Так что рассылка осуществилась умышленно не только членам синдиката, но и некоторым обычным гражданам. Так мафия попыталась уменьшить свою сложившуюся насильственную репутацию в глазах сограждан.

Ритуал юбитсуме. В якудза принято по-своему наказывать тех, кто провинился. Бандитов, которые поступили неправильно с точки зрения всей организации, заставляют отрубать кончик собственного пальца. Это и зовется юбитсуме. Если за первый проступок отрубают только кончик мизинца, то дальнейшие провинности влекут за собой уже серьезные увечья. В итоге у многих японских мафиози левый мизинец отсутствует частично или полностью, а порой нет и каких-то других пальцев. С одной стороны, видно, кто перед вами. А с другой, понятно, что это не самый успешный мафиози, раз был неоднократно наказан. Такой ритуал положил даже начало спросу на искусственные пальцы. Понятно, что отсутствие их на руке является печатью позора. Скрыть это сложно, но просто необходимо – большинство японцев в курсе ритуала юбитсуме. Известный английский эксперт по коже, профессор Алан Робертс, экспортировал в Японию столько натуральных внешне протезов, что получил в якудза даже прозвище «Господин Палец». Очевидно, что его услуги пользуются спросом.

Сложные татуировки. Важной часть культа якудза являются необычные цветные татуировки на телах преступников. Японские мафиози пользуются традиционным способом, вводя вручную чернила под кожу. Этот метод называется ирезуми и его отличает крайняя болезненность. Зато пройдя через эту процедуру, можно доказать свою храбрость. Надо отметить, что цветные татуировки в последнее время стали популярны и среди обычных японцев. Самыми же популярными рисунками являются женщины, драконы и горы. И хотя татуировки распространились в обычном обществе, с ними все еще ассоциируются членов преступной организации. Мэр города Осака даже ввел запрет на подобные нательные художества для государственных служащих. Чиновник попросил подчиненных либо избавиться от татуировки, либо искать себе другую работу.

Якудза и суд. Мы не удивляемся тому, что наши преступников судят, но вот иски к криминальным структурам – это возможно только в Японии. Не так давно одна владелица ресторана подала в суд на Кэнъити Синода, того самого могущественного главу Ямагути-гуми. Женщина утверждала, что якудза должна нести ответственность за своих представителей, которые вымогали у нее деньги за защиту и угрожали сжечь ее заведение. Хозяйка ресторана официально потребовала от якудза возместить ей ущерб в размере 17 миллионов иен, или же 2,8 миллионов долларов. И это далеко не первый случай, когда на якудза подают в суд. Нечто похожее произошло и в 2008 году. Тогда несколько граждан пошли в суд, чтобы выселить банду Доинкаи из их штаб-квартиры в городе Куруме. После того, как организация стала разрушаться изнутри, благодаря междоусобным стычкам в борьбе за лидерство, разразилась настоящая жестокая война. Горожане утверждали, что имеют право на жизнь в мире, так что они потребовали от бандитов покинуть их город. Но якудза не всегда выступает на стороне ответчика. В начале 2013 года синдикат Кудо-кай с юга страны был официально наречен правоохранительным органами «опасным». Члены якудза оказались вовлеченными в серию нападений на штаб-квартиру другой мафиозной организации. При этих атаках бандиты даже использовали гранаты. На суде адвокат Кудо-кай заявил, что такая характеристика его подзащитных несправедлива. Дело в том, что синдикат является лишь одним из пяти, что действуют в этом регионе. Такое ущемление прав якудза, по мнению адвоката, является нарушением Конституции страны.

Экзамены для мафиози. В 2009 году в Ямагути-гуми членов организации заставили пройти специальный тест на 12 страницах. На такой шаг мафия пошла после того, как правительство предприняло серьезные шаги против организованной преступности. Считалось, что благодаря этим экзаменам, члены синдиката смогут уберечься от разных неприятностей и продемонстрировать свое знание законов. В анкете было немало разнообразных тем, начиная от незаконного выброса мусора и заканчивая гоном машин. Кажется нелепым, что злые татуированные бандиты сидят смиренно в аудитории и сдают экзамены, тщательно вызубрив все ответы. Однако такой подход дает в целом представление обо всей японской экономике. Давно уже считается, что именно якудза является своеобразным критерием национальной культуры и экономики. И если даже бандиты признают, что их организация находится в кризисе в эти времена и готовы пойти на все, чтобы минимизировать проблемы, то и остальным японцам приходится не лучше.

Посвящение в члены якудза. Известно, что в Японии новообращенные члены мафии вынуждены выполнять роль подчиненных для более опытных членов организации. Новичков называют кобун, что буквально означает «роль ребенка». За долгие годы существования местной мафии в ней была выработана довольно непростая структура управления. Так что дойти до вершины непросто, предстоит преодолеть немало ступеней. Ритуал посвящения новичка основан на церемонии сакэ под названием саказукигото. Посвящаемого садят напротив своего оябуна, главенствующего члена группировки, своеобразного «отца». Другие же члены мафии готовят тем временем напиток. Новичку полагается меньшая часть напитка, тогда как его учителю полагается полная чаша. Тем самым подчеркивается статус члена банды. После того, как каждый отпивает из своей чаши, происходит обмен ими. Так завершается церемония. Сам ритуал подразумевает создание связи между оябуном и кобуном, которая напоминает связь приемного отца и сына. Церемония распития сакэ вообще довольно традиционная для японской культуры, так создаются незримые связи между людьми. Сам этот напиток рассматривается, как связующее звено между людьми и божествами, а также позволяет укрепить отношение между людьми. Сакэ словно бы благословляет хороший урожай. Эта церемония считается историчной и даже религиозной. Неслучайно она проводится в японском синтоистском храме.

Якудза и политика. В 2012 году в Японии разразился громкий политический скандал. Министр юстиции вынужден был подать в отставку после того, как стало известно о его связях с якудза. Но японские политики не всегда сторонились своих отношений с мафией. К примеру, известно, что Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая управляла Японией на протяжении 54 из 58 последних лет, не гнушалась сотрудничеством с якудза. Известно, что первый премьер-министр от ЛДП, Нобусуке Киши, активно взаимодействовал с Ямагути-гуми. В 1971 году он вместе с некоторыми другими политиками внес даже залог за мафиозного лидера, осужденного, между прочим, за убийство. Премьера видели также на свадьбах и похоронах членов мафиозного синдиката. На выборах члены якудза обычно играют видную роль - они выполняют функции агитаторов и телохранителей. Благодаря организованности, банды могут обеспечить на выборах нужным кандидатам большое число голосов. Один представитель якудза в Киото заявил, что может обеспечить минимум 30 тысяч голосов, чтобы избрать определенного чиновника. Да и минимум четыре других премьер-министра имели вполне определенные связи с якудза. Речь идет в том числе и о Нобуру Такешита, пришедшего к власти в 1987 году. Незадолго до выборов на него стали оказывать давление ультраправые оппоненты. Пришлось политику обратиться за помощью к самой крупной структуре якудза в Токио, Инагава-кай. Мафия быстро решила все проблемы будущего премьера. Но в стране многие стали задаваться вопросами об излишне комфортном пребывании правящей элиты под защитой организованной преступности.

Игровая серия уже очень давно и достаточно подробно переносит актуальные события из политического и криминального мира Японии на экраны наших телевизоров. Мы попытались разобраться в том, насколько виртуальный мир и повседневная реальность пересекаются, и где за красивой картинкой скрывается горькая правда или приукрашенная мифология. Но для начала надо понять, откуда идут корни японской мафии и как она влияет на культуру, политику и индустрию развлечений современной Японии.

Согласно распространенной легенде название организации берет свое начало в популярной карточной игре oichokabu , в которую обычно играли с набором специальных цветочных карт ().

Сейчас все чаще используются и обычные европейские карты, в которых выброшены из колоды Короли, Королевы, Джокеры, а количество Тузов сокращенно до одного. Так как по правилам цифры в этой игре складывались друг с другом, то наихудшей комбинацией было "8-9-3" или yattsu-ku-san . То есть игрок с таким раскладом получал ноль очков (8 + 9 + 3 = 20 = 0) и всегда проигрывал. Позднее словосочетание yattsu-ku-san стало обозначать бездельников, прожигавших свое жизнь в карты или просто азартных игроков. Не удивительно, что и у современной якудзы игровой бизнес по-прежнему является одним из самых доходных. Любители раскинуть кости и карты, ко всему прочему, были и знатными конокрадами. Позднее объединившись в группы, они стали предлагать защиту крестьянам и торговым ассоциациям от бандитов. Иногда к таким бандам присоединялись или возглавлялись ими ронины – самураи, оставшиеся без господина. Ронины имели огромное влияние в небольших городах, становясь их защитниками machi-yakko (дословно слугами города) и иногда получали статус hamamato-yakko (слугами шогуна). Феодальные лорды все чаще договаривались с организованными криминальными группами о полулегальных услугах. Средневековые якудза поставляли рабочую силу для строительных проектов или усмиряли восстания крестьян. В 1800 году игровые синдикаты помогали властям в военных операциях как внутри страны, так и за ее пределами. Позднее они объединились с националистами и стали серьезной политической силой. Даже сейчас в современной Японии якудза тесно связаны со 100 тысячным крылом ультраправых националистов, выступающим за возвращение северных территорий (Сахалина и Курильских островов) и снижение американского присутствия в регионе. Часто националисты выполняют работу для группировок якудза или являются их действующей частью. Об этом есть прекрасный документальный фильм от VICE.

На протяжении длительного времени полиция сотрудничала и получала выгоду от работы с криминальными синдикатами, пока не решила уничтожить их в 1912 году. Примечательно, что все попытки разрушить или уменьшить влияние якудза тогда или годами позднее приводили к серьезным экономическим проблемам и внутриполитическому кризису в стране, так как криминальные группировки, бизнес и политика слишком сложно переплетены даже в современном японском обществе. В двадцатые годы XX века якудза как организация стала походить на себя современную, сформировавшись как серьезная сила, которая еще более активно проявила себя после Второй мировой войны . Именно тогда разрозненные группировки впервые объединились, взяв на себя функции милиции. Они наводили порядок на улицах, инвестировали средства в компании, ввозили в страну дефицитные товары, помогали медикаментами и провизией малоимущим. Тогда же вся экономика Японии была поделена между двумя десятками семей, которые инвестировали в предприятия друг друга. Вполне естественно, что среди теневого объединения были и члены якудза. Кстати, эта система кросс инвестиций работает и сейчас, так что, например, одни японские компании почти всегда поддерживают другие, фактически разделяя финансовые проблемы и между собой не конкурируя. Иными словами, если бы экономическая ситуация сложилась так, что Nintendo была бы вынуждена уйти из игрового бизнеса, то Sony поддержала бы ее на плаву и наоборот.

Возвращаясь к послевоенному периоду, хочется отметить, что именно тогда сформировался образ якудзы, как ninkyo dantai или рыцарской организации, которая помогает людям во время бедствий, защищает обыкновенных людей и готова пожертвовать собой ради высшей цели. Например, среди 50 героев Фукусимы, расставшихся с жизнью ради общего блага во время ремонта на атомной станции, пять человек были действующими членами якудза. Якудза также часто приходит на помощь жертвам катастроф раньше официальных властей. Когда сотовая связь прекратила работу во время цунами 2011 года, семьи быстро организовали систему бегунов, которые быстро сообщали информацию о нужных продуктах и медикаментах в центральный офис. В Ишиномаки, одним из серьезно пострадавших от наводнения городов Японии, местные гангстеры давали выжившим конверты с 30 тысячами йен первой помощи.

В игровой серии все лейтенанты соперничающих кланов по большей части придерживаются принципа ninkyo dantai . Будь это Кадзума Кирю , который поддерживает сиротский приют на Окинаве или Мадзима Горо и Дайго Додзима , оказывающие поддержку обычным людям. Кстати, история с Окинавой из третьей части Yakuza имела вполне реальную основу и по словам действующих членов семьи один из высокопоставленных членов организации действительно содержит сиротский приют на Окинаве, правда по большей части для ухода от налогов. Что касается сюжетной части с земельными махинациями правительства и ЦРУ, то за исключением ЦРУ, все события, рассказанные в третьей части истории, связанные с Окинавой и захватом земли, действительно имели место в реальности, также, как и борьба местных кланов за власть и попытка расколоть крупный синдикат. Примечательно так же, что в истории есть примеры, когда жестокие боссы семьи уходят на покой, передавая дела своим последователям, а сами становятся буддистскими монахами, раскаявшись в своих грехах и сделав пожертвования, чтобы получить прощение и счастливо жить в монастыре.

Представители организации также любят обсуждать концепцию Ninjo , которая вкратце заключается в защите обычных людей. Якудза борется с распространением наркотиков на своей территории, вылавливает и сдает уличных воров и старается не использовать методы прямого насилия против обычных жителей, задолжавшим им деньги. Имидж организации очень важен для ее боссов, поэтому большинство семей абсолютно легальны. Вы можете найти адреса крупных организаций якудза с телефонами и офисами в открытых справочниках, у большинства группировок есть свои эмблемы, клубы и web-сайты. Это отлично видно и в серии , где вы приходите к лидеру клана, находящемся в большом офисе с дорогим убранством и охраной.

Якудза открыта к общению и часто инвестируют в легальные проекты, поддерживая молодых бизнесменов. Многие магазины платят за защиту якудза, и это отпугивает мелких уличных воров и бандитов. Якудза часто сотрудничает с полицией, решая ту или иную проблему или сдавая за преступления лидеров низших членов группировки, которые приходят в полицию с добровольным раскаянием. Члены ячейки, готовы отсидеть в тюрьме ради семьи или вышестоящего лейтенанта пользуются почетом и уважением в клане и получают особый статус в тюрьме, где полиция смотрит на многие их поступки сквозь пальцы. Это опять же хорошо продемонстрировано в и . Особенно, в пятой части, где добропорядочный полицейский помогает лейтенанту клана Тодзё Тайге бежать из тюрьмы, руководствуясь совестью и честью, как и сам лейтенант якудза, севший в тюрьму ради своих братьев и благополучия всей семьи.

^ подруги и жены представителей якудза тоже любят делать татуировки

Структура Якудза предполагает жесткую, почти армейскую систему подчинения. Во главе клана-семьи стоит отец (oyabun ), ему подчиняются его дети (kobun ), которые между собой являются братьями (kyōdai ). Ритуал инициации подразумевает ритуально питие саке, где новый член группы выпивает несколько глотков, а отец выпивает почти полную бутылку. Это символизирует неравенство в семье и признание авторитета отца. Часто якудза нанимает на испытательный срок подростков-хулиганов, которые по достижению 20-летнего возраста могут вернуться к обычной жизни или присоединиться к семье. Если они выбирают мирную жизнь, то должны пойти в полицейский участок и извиниться перед полицией. После церемонии взросления Hatachi они могут передумать и присоединиться к семье, разделив церемониальное саке с боссом.

Выход из группировки раньше был исключительно через ритуал отрезания фаланги мизинца (yubitsume ), что вновь отсылает к временам самураев, где человек без части мизинца уже не мог нормально владеть мечом и становился беспомощным на поле боя. Сейчас вместо членовредительства предпочитают выплату определенной финансовой суммы или человека исключают из организации по решению босса – время бизнеса и денег. В игровой серии один из героев, представляющих старую школу якудза, предлагал другому сделать ритуальный жест, чтобы замолить свои грехи, но тот демонстративно отказался, предлагая откупиться деньгами. Другой персонаж старой школы наоборот согласился на кровавый ритуал. Именно так демонстрируется старая и новая школы якудза.

Структура современной организации построена по феодальному типу семьи, где приказы вышестоящих членов не обсуждаются и, если надо, один из членов клана может взять на себя чужую вину или убить противника по первому приказу. Правда, во многих семьях, эта система развращает, и низшие члены семьи вынуждены бегать за сигаретами, менять пепельницы, подливать вино и выполнять прочие функции обслуживающего персонала без возможности роста. В элементы этой структуры показаны в привязке к самурайским обычаям поединка, наследниками которых и считают себя члены криминального объединения. Именно поэтому в игре боссы кланов решают свои проблемы в кулачных боях. В реальной жизни отцы предпочитают сражениям выгодные друг другу финансовые сделки – никто ни с кем не дерется.

Правда, иногда насилие все же выходит на улицы. Так во время разборок между и Sumiyoshi-kai в 2007 году был убит 79-летгний босс последних. А пятью годами раньше Sumiyoshi-kai протаранили стены официального офиса Yamaguchi-gumi на 11-тонном грузовике. Тогда пострадало несколько якудза из семьи Yamaguchi-gumi. Вообще противостояние двух этих кланов показаны в игровой серии как борьба семей и Альянса Они . Yamaguchi-gumi олицетворяют благородных Тодзё, а Sumiyoshi-kai - агрессивный Альянс Они. Борьба между группами в реальной жизни происходит ради трех развлекательных районов Токио : Гиндзы , Асакусы и Кабукичо . Последний воссоздан один в один с теми же заведениями, развлекательными центрами, хостесс-клубами, массажными салонами и кинотеатром в игровом мире как Камурочо .

Многие кланы вводят обязательную систему экзаменов для своих членов, так в 2009 году Yamaguchi-gumi обязали своих братьев пройти 12-ти страничный тест на знание законов и ограничения закона против якудзы.

Возвращаясь к иерархии якудзы, стоит отметить, что внизу цепочки братьев находятся уличные бандиты и гангстеры низшего звена, которые называются chinpira , и мы вернемся к ним в связи с главным героем серии Yakuza Кадзума Кирю чуть позднее. В игре они пытаются напасть на вас и наказать за присутствие на своей территории. И хотя их манера говорить, матерок и мимика соответствуют реальной японской шпане, японские бандиты предпочитают не нападать на людей на улицах. Они больше специализируются на выбивании долгов и автоподставах (ты поцарапал нашу машину, поэтому плати деньги), которые вполне популярны и на наших российских дорогах.

В конце 90-х годов в результате объединения нескольких кланов сформировалось нынешняя система якудза, во главе которой стала группа . В 2005 году токийская семья Kokusui-kai присоединилась к Yamaguchi-gumi, сделав ее самой крупной семьей якудза, обладающей 45% всех членов организации в Японии. Сейчас общее количество действующих членов криминальной организации составляет 58 600 человек , что на 5 тысяч меньше 2012 года. Кроме того, Yamaken-gumi, чей главный офис находится в Kobe , постиг раскол и семью покинули 17 кланов из 70, что ослабило влияние семьи. Видимо, этим событиям будет частично посвящена и предстоящая . Стоит отметить, что это официальные данные. Неофициально к этим цифрам добавляется 100 тысячное крыло ультраправых, а также как минимум 60% Japanese Self-Defense Forces или Jieitai, которая, по большей части, состоит из тайных членов организации.

Фактически, вся деятельность организации делится на три типа. Первое – это Bakuto или сфера азартных развлечений. Здесь якудза контролирует многочисленные салоны Pachinko , аркадные центры, тотализаторы, строительные компании и шоубизнес.

Представители этого крыла активно раскручивают многочисленных идолов, скрываясь под вывесками добропорядочных продюсерских центров. В вы встречаете лидера семьи из Осаки, который старается помочь Харуке и прочим героям достигнуть успеха, а заодно и продвигает свою группу T-Set .

Pachinko полулегален и вы не можете выиграть деньги, поэтому жетоны обменивают на всякую бижутерию и ерунду, но мало кто знает, что те же жетоны и странные подарки можно обменять на дорогие украшения и деньги в серых обменных центрах, в которые вас проводят добрые члены якудза. Дань этой традиции есть и в серии Pokemon с их Pokemon центрами, где вы получаете свои призы. История с тотализаторами опять же прекрасно иллюстрируется в , где сложная махинация со ставками на бейсбол вместе сводит ключевых героев. Кроме бейсбола якудза контролирует матчи сумо, гольф, реслинг и прочие спортивные состязания.

Строительный бизнес был активно показан в первых трех частях , но в реальности именно синдикаты помогали правительству выкупать у мелких владельцев земли под олимпиаду 1964 года, чтобы потом застроить их нужными объектами. Сейчас правительство вновь неофициально привлекает семьи для зачистки территорий под Олимпийские игры 2020.

Второй тип бизнеса – это Takya или проведение ярмарок и фестивалей. Члены якудза проводят благотворительные аукционы, раздают детям подарки и деньги. Например, семья Yamaken-gumi ежегодно проводит рождественские фестивали, где дарит детям и взрослым из малоимущих семей конверты с деньгами otoshidama (по 10 тысяч йен), одежду и игрушки.

Рядовые члены клана и их боссы переодеваются в карнавальные костюмы и становятся аниматорами. Они же готовят рисовые пирожки mochi , жаренную лапшу yakisoba и шарики теста с осминогами takoyaki . Такие праздники проходят с 9-ти утра и до часа ночи и положительно влияют на имидж семьи. В прошлом году ежегодное празднование Хэллоуина было отменено из-за опасности давки – члены Yamaken-gumi извинились перед жителями города и пообещали провести фестиваль с особым размахом в 2016 году. Кроме того, члены якудза с удовольствием празднуют различные религиозные праздники, как например, в прошлом году в Асакусе. Обратите внимание на то, как на представление реагируют обычные люди и как якудза собирает осколки только что разбитой бутылки.

Они так же помогают бездомным с работой или едой. Правда, злые языки утверждают, что бездомных часто обманывают, и они за большие деньги сортируют ядовитые отходы или участвуют в спасательных операциях на Фукусиме, принося деньги клану.

Третий тип бизнеса – это Gurentai или весь возможный теневой бизнес. Это многочисленные порно-магазины, подпольные массажные салоны, имидж и пинк румы, соапленды, продажа наркотиков, выбивание долгов и прочий чисто криминальный бизнес. Представители первого и последнего типов якудза часто привлекаются властями для разгона демонстраций, антивоенных и антиамериканских кампаний и запугивания членов профсоюзов. Многие семьи дистанцируются от последнего вида заработка, вроде семейства Yamaken-gumi , которое поставило своей целью полное уничтожение наркотиков в Японии и называет своей основной деятельностью только по проведению фестивалей, шоубизнес и легальный игровой бизнес.

Татуировки и логотипы клана являются одними из главных отличительных признаков принадлежности к той или иной семье. В все лейтенанты и рядовые члены синдиката используют запонки или значки с логотипом клана. Кланы реальных действующих семей выглядят вот так:

А вот клан из :

Есть сходство, не правда ли?

Татуировки сейчас уже не пользуются такой популярностью у молодых членов групп, которые предпочитают еле заметный знак или вообще отказаться от татуировки. Но у якудза старой школы татуировки всегда занимали одно из важнейших мест, как демонстрация силы и выносливости. Дело в том, что традиционно татуировки почти на все тело выбирал под каждого члена семьи мастер тату. И потом наносил рисунок по старой системе Tebori , где используются яркие и очень ядовитые краски, а сама татуировка наносится длительным и болезненным способом при помощи бамбуковой палочки и острых лезвий. Такие татуировки не выцветают, но при этом на создание красивого рисунка на спину уходит до 300 часов. Такие татуировки наносят фрагментами раз в неделю с сессиями по 2-3 часа. Стоимость часа работы мастера составляет 10 тысяч Йен (7 тысяч рублей). Соответственно, на всю татуировку уходит несколько лет и 3 миллиона Йен (порядка 2.5 миллионов рублей ).

Кроме того, что это дорого, сам процесс очень болезненный, поэтому из 10 человек только меньше половины доводят свой рисунок до конца. Преимущества Tebori заключается в том, что татуировки очень яркие и из-за глубины проникновения не выгорают. Что касается самих рисунков, тот в них присутствует китайский или японский символизм. Например, карп может сочетаться с драконом, так как по мифологии, проплыв по желтой реке он превращается в это мифическое создание. Цветы сакуры символизируют мимолетность и красоту бандитской жизни и распространена у боевого подразделения клана. Тигр и дракон уравновешивают друг друга, как Инь и Ян в китайской традиции. Изображения демонов на спине отпугивают зло и защищают владельца от смерти. Почти на всех татуировках присутствует клеймо мастера, что подтверждает качество продукта. В серии все татуировки соответствуют характерам героев и выполнены в традиции якудза. На них даже можно обнаружить клейма мастера, который делал их по мотивам своих реальных работ для реальных членов семей.

Стоит отметить, что спереди на груди в традиционных татуировка оставляется специальное пространство и для этого есть две причины. Первая – это при ношении традиционного кимано никак не выдает члена семьи, во-вторых так как краски токсичные, то если не оставить кусок кожи, что бы она дышала, то возникают проблемы с печенью. Плюс из-за активной общественной кампании против якудза, членам семей запрещен доступ в общественные бани (Onsen ), пляжи и даже в отели. Причем, иногда демонстрация татуировки может закончится тюремным сроком. Подробнее о тату и якудзе можно узнать из этого репортажа:

Внешний стиль членов семей достаточно консервативен. Это всегда дорогие костюмы и небольшие значки с эмблемой клана.

Уличные бандиты или chinpira предпочитают красные рубашки с высоким воротником и светлые костюмы. Именно так выглядит главный герой Yakuza Кадзума Кирю , что подметили действующие члены одной из семей, играя в игру. Материал о том, как они играли можно прочитать .

И правда странно, что один из высших якудза одевается как уличный гопник. Видимо, эту проблему осознала и сама Yakuza Team , переодев Кадзуму в куртку и майку в шестой части игры.

Об остальных аспектах подпольного и обычного мира Японии в игре , включая массажные салоны, магазины, аркадные автоматы, хостесс-клубы и рестораны, мы поговорим во второй части материала. А пока можете насладиться интересным репортажем о якудза телеканала Россия.

Редактирование - ACE , Shibito .

Кто не слышал о знаменитых японских бандитских группировках — якудза? Благодаря все тем же японским видеомагнитофонам, в начале 90-х мальчишки с упоением просматривали в видеосалонах зарубежные боевики с татуированными самураями современности, мечом и пистолетом прокладывающих себе путь к вершине иерархической клановой пирамиды.

Стоит отметить, что достаточную известность за пределами Японии якудза получили благодаря своей отличительной особенности ведения дел — кланы не пытаются находиться в тени, тщательно конспирируя имена своих главарей, как это делает итальянская мафия или скрывая расположение своих штаб-квартир и корпоративных угодий, что больше пристало группировкам Центральной Америки. Большинство могучих бандформирований в стране восходящего Солнца находятся на виду, под пристальным вниманием полицейских структур, но при этом они имеют значительное долевое участие в общественно-социальной жизни страны, оказывают влияние на фондовый рынок, владеют ценными бумагами и контролируют деятельность крупных корпораций и правительственных структур. Давайте обратим внимание на некоторые удивительные особенности этого необычного феномена криминального мира — якудза.

Диплом якудза

Вы будете удивлены, но если произвести своеобразный конкурс между представителями всех крупнейших преступных группировок мира, то бандиты якудза окажутся самыми образованными. Ещё бы! Ведь руководство самых значимых японских кланов внедряет специальную образовательную программу для своих “сотрудников”. Знания государственных законов и социальных норм, по мнению боссов мафии, сумеет предотвратить рядовых членов организации от ненужного попадания в поле зрения правоохранителей, избавит синдикаты от лишних трат и позволит не отвлекаться от серьезных дел. Так как принадлежность к мафии при совершении преступлений является отягчающим обстоятельством, то стремление уберечь рядовой состав от попадания в неприятности с законом из-за совершения “несанкционированных” преступлений стало в последнее десятилетие для якудзы одним из приоритетов. Настолько, что, например, самый могущественный клан из всех существующих в Японии — Ямагути, внедрил проведение регулярных экзаменов по “предметам” государственного права и норм морали!

12-страничные анкеты содержат вопросы о том, как грамотно украсть автомобиль и не попастся при даче взятки, как избежать налоговых штрафов или не угодить в полицейский участок за не к месту выброшенный мусор. Так что стоит обратить внимание на уровень социального развития в стране восходящего Солнца, где последний бандюган изучает юриспруденцию! Так что если вы твердо настроились когда-нибудь пополнить ряды влиятельнейших восточных синдикатов, нанесением традиционных цветных татуировок по всему телу вам не обойтись — сперва не помешает получить диплом юриста Осакского Императорского Университета. Ваши новые “работодатели” оценят.

Гоп-стоп, мы принесли из-за угла…

Во все времена якудза отличались жестокостью и категоризмом, преследуя цели возвышения своей “семьи”, повышение её благосостояния и веса, согласно кодексу.

И хотя есть все основания считать деятельность японских кланов кровавой, преступной и крайне противозаконной, им, оказывается, не чужды гуманность и человеколюбие — достоверно известно, что при устранении последствий землетрясения в Кобе (1995), где у крупнейшего в Японии преступного синдиката Ямагути-гуми находится штаб-квартира, и ликвидации бедствий от цунами (2011) местная организованная преступность одна среди первых организовала поставку гуманитарных грузов и спасение пострадавших от стихии. Остается только догадываться, в чем причина такой высокой социальной ответственности мафиозных боссов — возможно это простой имиджевый ход и желание усилить свою популярность среди населения на фоне непрекращающегося противостояния банд и государства, а возможно всё дело в искреннем сочувствии к самым незащищенным слоям населения, являющимся основным поставщиком новых рекрутов для пресловутой якудза. Тем не менее, факты на лицо — в то время, когда государственная машина демонстрирует свою нерасторопность в трагических для страны ситуациях, мафия является порой единственной надеждой для тех, к кому природа не проявила достаточно милосердия. Подобные благородные действия кланов регламентированы “кодексом чести” (дзинги) и имеют устойчивое определение — “нинкье”.

Меч калибра 9 мм

Якудза, терроризирующие Японию с семнадцатого века и по сегодняшний день можно считать наследниками самураев — настолько близка их система патриархальной подчиненности, клановой преданности и привязанность к традиционному холодному оружию древности — самурайским мечам. Заколоть неугодного “семье” гражданина — визитная карточка визита якудза. Не единичные случаи расправы над современными политиками и бизнесменами произведены с использованием самурайской катаны — как эффектное назидание несговорчивым чиновникам и зарвавшимся конкурентам. Однако, если вы думаете, что могущественным японским бандитам присуща исключительная консервативность, то вы заблуждаетесь — ребята выпускают и обслуживают собственные сайты, участвуют в производстве и распространении порно-контента в интернете и даже издают свой собственный корпоративный журнал!

Более того, все эти новоявленные политические веяния, заставляющие мало-мальски значимую социальную группу создавать свою партию в органах правительства не могли пройти мимо внимания якудзы и на сегодняшний день большая часть правящей элиты Японии находится на дотациях преступного мира, усердно защищая интересы своих кураторов и оберегая их от посягательств блюстителей порядка. Такая тенденция — прямое наследие всего политического строя страны в последние полвека, где лидер правящей партии в 1971-м году даже помог освободиться из под стражи криминальному боссу, осужденному за убийство. Хотя нужно отдать японцам должное — для того, чтобы вывести на чистую воду весь связанный с якудза депутатский корпус всех политиков достаточно разок сводить в баню! Обилие колоритных цветных татуировок сразу бы расставило все точки в подобном вопросе, являясь красноречивым аналогом явки с повинной. Видимо предугадав столь коварный ход со стороны правительственных агентов, мэр Осаки в своё время подписал указ, запрещающий государственным служащим ношение татуировок под страхом увольнения.

Сколько пальцев на руке?

Кому нужна достойная идея для старт-апа? Пожалуйста — открыть в Японии клинику по трансплантации пальцев руки. Или хотя бы их протезирования с использованием реалистичных муляжей. Уверяем вас — спрос опережает предложение. Связан он с традицией у якудза наказывать своих провинившихся соратников, принуждая их к несложной процедуре избавления от фаланги пальцев в знак признания и искупления своей вины. Вот только обществом такие отметины не приветствуются и потерянный отнюдь не в бою за дело процветания синдиката палец является отметиной позора для близких и причиной ненужного внимания со стороны полиции. И хотя процедура отрезания конечностей предоставляет некоторую возможность отточить своё мастерство владения холодным оружием, наскоро лишившийся своего кровного член банды попытается всячески замаскировать свою потерю перед близким окружениям, несомненно прибегнув к услугам современной транспланталогии. Наверное поэтому такой мощный толчок развития получили в Японии технологий печати живых органов на 3D-принтерах!

Мафия и соцгарантии

Кстати, развивать свой маленький бизнес в Японии можно не опасаясь сколь-нибудь серьёзных наездов со стороны могущественных якудза. Те считают третирование малого и среднего бизнеса недостойным делом. Куда заманчивей внедрить агента в управляющий комитет крупной компании, “накопать” соответствующего компромата или создать прецедент для дискредитации какого-либо его члена, а затем методом шантажа вымогать крупные суммы денег или лоббировать свои интересы в вопросах производственного характера — ведь вопросы трудоустройства и выхода на государственную пенсию рядовых членов банды тоже забота высоких боссов, от которой они, как порядочные люди, вовсе не отказываются!