Работа

За что островского назвали колумбом замоскворечья. Архив блога "ВО!круг книг"

Островский - главный среди российских писателей (и не только среди них) уроженец Замоскворечья. Малая родина дала великому драматургу огромный материал для творчества, а он отблагодарил тем, что стал ее настоящим голосистым певцом. Меня часто преодолевал вопрос - а почему «Колумб Замоскворечья»? Ведь и к Островскому у писателей действие происходило по Москве-реке. Вспомним хотя бы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. А самым старым литературным произведением о Замоскворечье является «Сказание о попе Савве и о великой славе» - яркое сатирическое произведениеXVII века.

Из сорока семи пьес Островского в тридцати двух действие происходит в Москве. В Замоскворечье - на Пятницкой, Большой и Малой Ордынке и других улицах и переулках - до сих пор сохранились дома времени Островского. Есть специальные исследовательские работы, посвященные изучению домов, описанных в пьесах драматурга. Иногда Александр Николаевич географически конкретно указывал место действия. Например, в пьесе «Козьма Захарьич Минин-Сухоруков» оно происходит по Москве-реке, против Кремля; направо забор Климентовского острога с бойницами и воротами, налево деревянная церковь святого Климента.

Отец Островского Николай Федорович закончил Духовную академию, но по стопам своего отца - священника - не пошел, а выбрал гражданскую службу. Он служил сначала в общем собрании Московских департаментов Сената, а затем занимал более прибыльную должность секретаря департамента Московской палаты гражданского суда. Николай Федорович занимался частной юридической практикой, работал внутри и скоро неплохо в этом преуспел. Он был самым востребованным и известным адвокатом в Замоскворечье. Среди его клиентов были и известные богатые купцы, и мещане, и чиновники - их не раз встречал будущий писатель в доме своего отца и видел в них прототипов героев своих будущих пьес.

Удивительно, но ни одна из трех церквей, в приходе которых состояли Островские - Покрова Пресвятой Богородицы в Голик, Воскресения Словущего в монетчик и иконы Божией Матери Казанская на Житнем дворе - не сохранилась. Когда у Николая Федоровича появились лишние деньги, он завел отличную библиотеку - одну из лучших частных библиотек в Замоскворечье. В книгу в семье Островского всегда относились с уважением, а любовь к чтению Александр Николаевич унаследовал еще от деда-священника. По воспоминаниям самого драматурга, именно благодаря большой библиотеке отца он весьма рано ознакомился с русской литературой и почувствовал склонность к авторству.

А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и происходит по твоим широким улицам и мелким частым перечнем». Да это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром называется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже... »

Большое внимание уделяет Островский и описания чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленская («Бедная невеста ») , ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, « серого коня и беговых дрожек » (« Праздничный сон - до обеда ») , бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты ») , карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место »).

Александра Николаевича Островского называли « Колумбом Замоскворечья », района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, которые шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого « простого состояния » - купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходит в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по своим законам - законам любви и добра.Герои пьесы « Бедность не порок » [...]

Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящим» именем. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим бессмысленным, грубым характером он наводит страх на окружающих, это «жестокий хохотали», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердился! Голубчики, не рассердился! »Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, обидеть человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Диком, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что же тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.

Целостная, честная, искренняя, она не способна к лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и Кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости « темного царства ». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героини « Грозы »: в переводе с греческого « Екатерина » означает « вечно чистая».Катерина - натура поэтическая. В [...]

В «Грозе » Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Екатерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеет врать. « Обманывать? Я не умею; скрыть? то ничего не могу » , - говорит она Варваре. В религии Екатерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.Вийдя [...]

Жизненные явления, которые легли в основу первой комедии Островского, были знакомы ему с детства. Он родился и вырос в Замоскворечье - так называлась часть города за Москвы-реки, где издавна селилась купечество и всякий простой народ: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники.

Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста.

Остыв к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым судейским чиновником все полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.

Так двери театра были закрыты перед Островским. Имя его занесли в списки неблагонадежных лиц, и драматург был отдан йод негласный надзор полиции. В темных тайниках ее завели очередное дело - дело о литератора Островского. А судебное начальство предложило губернском секретарю Островскому подать прошение об увольнении.

Так, в разговоре об Островском нампомог рабочий вариант сценария фильма « Мой дом театр », который снимался на «Мосфильме» в 1975 году лег на полку. А сценарий театральной гостинойп Чехову очень украсили фрагменты по рассказам других произведений Антона Павловича, а такжепроходивший в Москве весной 1998 года ТретийМеждународний театральный фестиваль имениА.П.Чехова.

В пьесах Островского есть героини, наиболее полно выражают суть своей природы-женщины уязвимы, чуткие, нежные сердцем- Екатерина из «Грозы», Лариса Огудалова из «Бесприданницы», Саша Негина с «Таланты ипоклонники», Ксения Кочуева с «Не от мира сего "и многие другие. Они написаны Островским с особойлюбовью и сочувствием. Островский вел в этом мире по-мужски, но восприятие жизни у него, видимо, было женское. Слить в единоесуществование мужской дух (а композициясчитается традиционно чужой женской стихии, исам Островский шутил, что такая работа женщине непод силу) и женскую душу - это была большая удачаТворения. Лучшего для драматурга труднопожелать.

В театральных вечеров было рабочееназвание - «Мой Островский », «Мой Чехов », темсамым нам хотелось выразить свое отношение кетим драматургам, мы не боялись битьпристрастними, и своей главной задачей считалидобиться такого глубокого погружения в творчестве этих авторов, чтобы по окончанииразговора наши читатели могли вынести своеличностное отношение к ним и тоже могли сказать «Мой Чехов », «Мой Островский ».

Островского - драматурга так частобранили в почасовой печати 70-х - 80-х годов ХIXвека, что современники с опозданием догадались, что он - классик. Большинству и в голову неприхода записывать что-либо о своих встречах иразговорах с ним, а спохватились, когда билопоздно: начали напрягать память, присочинить, придумывать...

26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

Тест предстаавляет собой перечень вопросов по содержанию рассказа В.Г.Распутина " Уроки французского " , на которые ученики должны ответить "Да или нет ". Данный тест дает возможность быстро и легко...

10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл « Записки охотника » , Белинский сказал: « Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил » ?

Творчество А. Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.

А. Н. Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.

У Александра Николаевича было две жены. С первой своей женой, Агафьей Ивановной, простолюдинкой драматург прожил в гражданском браке почти 20 лет. Дети от первого брака умерли еще в детстве. Второй женой Островского стала актриса Мария Васильевна Бахметьева, которая родила писателю шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии -- «Свои люди -- сочтёмся!»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в плагиате. островский драматург творчество театр

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди -- сочтёмся!» (первоначальное название -- «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году, по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов, и которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

К концу 50-х в творчестве Островского назревают крупные перемены. Во-первых, он постепенно отошел от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он все больше сближался с петербургской редакцией «Современника» и, хотя никогда не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, разделял их взгляды на искусство. Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 50-х годов увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.

В конце 50-х годов изменился и характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859). Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление «Доходного места», сатирически изображающего жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 50-х годов, неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Все же, в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно -- Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запретила постановку пьесы, осуществленную на сцене только в 1863. Многие критики также не приняли новое, «обличительное» направление творчества Островского и заговорили об оскудении его таланта. Сотрудники «Современника», впрочем, придерживались иного, куда более высокого мнения о «Доходном месте», выраженного Добролюбовым в его статье «Темное царство».

Публикация в 1860 пьесы «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, -- не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» не только воспела Катерину, чье самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для нее возможным протестом.

Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидели в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет -- все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

С января 1866 года он был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

В последние годы жизни писатель много работал, несмотря на болезни. Все летние время проводил в имении Щелыкове. В этом имении было написано 19 пьес, среди которых «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы». Здесь он занимался переводами (известно, что он владел 5 иностранными языками).

  • 14 июня 1886 года Островский скончался в своем имении, похоронен в селе Ноколо-Брежки Костромской области на церковном кладбище у Храма Святителя Николая Чудотворца.
  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому.

А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже...»

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам... Москва нам мать!»

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта -- "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим -- останавливается у первой станции железной дороги..."

"Зачем лгут, что Островский "устарел",- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь -- и вновь пустишься в дорогу".

А. Н. Островский изобразил в своих пьесах патриархальный русский быт купечества, вывел на страницы пр-й колоритные образы купцов, мелкое чиновничество, мещан, глубоко исследовал национальный русский характер, чего в рус. лит. почти не было. Купцы и мелкие чиновники жили в Замоскворечье-Островскому с детства была знакомы их жизнь и психология.

Купеческий мир открылся широкой публике в театре Островского. Первооткрывателя назвали "Колумбом Замоскворечья".А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости.Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон - до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).

12 апреля 2018 года исполняется 195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского.

В 1847 году им были написаны и опубликованы первые пьесы, а последней работой в год его смерти (1886) стал перевод пьесы «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира, любимого драматурга Александра Николаевича. За почти сорок лет творческой деятельности – около 50 пьес, 728 действующих лиц (не считая эпизодических)! Жизнь в 180 актах пьесы. И пьеса в 63 годах жизни.

Островский не просто великий драматург, но и, без сомнения, великий писатель. Многие его пьесы хочется перечитывать раз за разом – и даже не обязательно ходить на спектакли, – уверена библиотекарь Ольга Сустретова.

Он из тех немногих писателей, которым довелось вкусить сладкие плоды прижизненной славы. Больше, чем тридцать лет пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. Драматург работал в журнале «Современник». А Иван Гончаров написал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»…


Портрет А.Островского кисти В. Г. Перова

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. С него начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича, написанных разговорным языком, изображается патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Большинство актёров принимали новые пьесы Островского с восторгом, они чувствовали их новизну и жизненность.

Так почему же его называли «Колумбом Замоскворечья»? Все потому, что он «открыл» в своих произведениях простой быт, мещанскую жизнь тогдашнего Замоскворечья. Купеческие семьи в то время жили обособленно, об их повседневной жизни было мало что известно, пока в 1840-х годах двадцатилетний литератор Александр Островский не опубликовал свои очерки «Записки замоскворецкого жителя».

«Я знаю тебя, Замоскворечье, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам, знаю тебя и в праздник и в будни, и в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам», – писал драматург позднее, уже переехав в другой район. Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали, что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве, зачастую в Замоскворечье.

За несколько дней до смерти драматурга Лев Толстой сказал: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно – общенародным в самом широком смысле писателем». Несомненно, он им стал.

Современный театр все еще можно считать «Театром Островского», может, претерпевшим лишь некоторые изменения, навеянные временем. Пьесы Островского не теряют своей актуальности, и в Челябинске многие театры ставят спектакли по ним. 16 сентября 2010 года в челябинском Государственном Драматическом Молодежном Театре (ТЮЗе) состоялась премьера пьесы «Гроза», которую с тех пор ставят каждый театральный сезон. А в 2016 состоялась премьера триллера по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Спектакль по пьесе «Гроза» также входит в репертуар челябинского Нового художественного театра.

В 2011 году в театре драмы имени Наума Орлова состоялась премьера спектакля «Картины московской жизни», сразу по трем пьесам Островского: «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Две собаки дерутся - третья не приставай». А театр «Манекен» уже много лет ставит «Дикарку»: ближайший спектакль состоится 15 апреля.

Гений Островского на всем протяжении его развития опирался на родную, национальную почву. Закрепившееся за драматургом звание «Колумб Замоскворечья» (детство и юность его прошли в «стране, никому до времени в подробности не известной») не противоречило другой оценке писателя, данной И. А. Гончаровым,- сравнению с Гомером. Открытие гораздо более значительного, чем Замоскворечье, мира было неотделимо от живого интереса к «обитателям» родных мест - купечеству и разному «простому люду», к «образу жизни их, языку, нравам, обычаям, степени образованности».

Родители Островского происходили из духовного звания. Отец был чиновником московского департамента Сената, затем присяжным стряпчим 1 Московского коммерческого суда. Матери писатель лишился в возрасте восьми лет.

Мир Островского-драматурга складывался уже в эту пору. В гимназии он испытал сильное увлечение литературой и театром, оставшееся неизменным в продолжение всех последующих лет. Об этом свидетельствуют его восхищенные рассказы товарищам об игре М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Окончив гимназию, по настоянию отца юноша подал документы на юридическое отделение Московского университета, но в душе все больше отдалялся от адвокатской практики. Идеи, почерпнутые из лекций Т. Н. Грановского, М. П. Погодина, С. П. Шевырева, из статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, из выдающихся произведений литературы, которые обсуждались в прогрессивных кругах («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и прозаические сочинения Н. В. Гоголя), привели Островского к определяющему его жизнь решению - уйти из университета и полностью посвятить себя служению искусству.

Однако, следуя воле отца, он поступил чиновником сначала в Московский совестный, затем в Московский коммерческий суд. Отставка Островского хронологически отмечает завершение первого этапа его становления как художника. Этот период в целом проходит под знаком Гоголя.

Служба в суде обнажила перед писателем особенно неприглядные стороны общественного и семейного быта. Жалобы, вызванные завистью и корыстолюбием, доносы на родственников и приятелей, бесконечные тяжбы об имущественном состоянии - все это проходило через руки Островского, складываясь в художественное представление, где главным становился «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Н. В. Гоголь).

Вместе с тем Островским создавался образ и другого - вольного, широкого - мира. В нем, опять же говоря языком Гоголя, нельзя было «не родиться беспредельной мысли», «не быть богатырю», не явиться «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире». Вырываясь из сферы узких денежных интересов, Островский искал сближения с русской историей, родной природой.

Небольшое путешествие в костромское имение Щелыково, ставшее впоследствии любимым пристанищем драматурга, обернулось узнаванием неповторимых красот России, ее народа. «Эко красота,- говаривал он, смотря на местность, амфитеатром спускавшуюся в долину реки Меры.- А облако...- продолжал он,- кажется, нигде нет таких облаков».

Уже в ранний творческий период вырабатывается точка зрения на мир, которая станет определяющей для Островского в дальнейшем и будет представлена в «Грозе» речами поэта и естествоиспытателя Кулигина: люди не замечают окружающей их красоты, образ которой запечатлен в родной природе, в народных песнях. Может быть, именно поэтому, как говорит этот близкий писателю герой, «враждуют друг на друга... злостные кляузы строчат на ближних. И... несть конца мучениям».

1 Стряпчий - ходатай по делам.