Здоровье

Задание по литературе. Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза». Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент. Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
  3. Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.

Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.

Проблема

Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

Главная мысль

Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

Чему учит?

Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть «Бедная Лиза», принадлежащая перу Николая Михайловича Карамзина, стала одним из первых произведений сентиментализма в России. История любви бедной девушки и молодого дворянина покорила сердца многих современников писателя и была принята с большим восторгом. Произведение принесло невиданную популярность тогда еще совсем неизвестному 25-летнему писателю. Однако какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»?

История создания

Н. М. Карамзин отличался любовью к западной культуре и активно проповедовал ее принципы. Его роль в жизни России была огромна и неоценима. Этот прогрессивный и деятельный человек много путешествовал по Европе в 1789-1790 гг., а по возвращении опубликовал в «Московском журнале» повесть «Бедная Лиза».

Анализ повести свидетельствует о том, что произведение имеет сентиментальную эстетическую направленность, которая выражается в интересе к вне зависимости от их общественного положения.

Во время написания повести Карамзин жил на даче у своих друзей, неподалеку от которой располагался Считается, что он послужил основой для начала произведения. Благодаря этому история любви и сами герои были восприняты читателями как совершенно реальные. А пруд неподалеку от монастыря стали называть «Лизиным прудом».

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть

«Бедная Лиза» - это, по сути, новелла, в жанре которой в России до Карамзина никто не писал. Но новаторство писателя не только в выборе жанра, но и в направлении. Именно за этой повестью закрепилось звание первого произведения русского сентиментализма.

Сентиментализм возник в Европе еще в XVII веке и ориентировался на чувственную сторону человеческой жизни. Вопросы разума и социума уходили для этого направления на второй план, а вот эмоции, взаимоотношения людей стали приоритетными.

Сентиментализм всегда стремился к идеализации происходящего, приукрашиванию. Отвечая на вопрос о том, какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза», можно говорить об идиллическом пейзаже, который читателям рисует Карамзин.

Тема и идея

Одна из главных тем повести - социальная, и связана она с проблемой отношения дворянского сословия к крестьянам. Не зря Карамзин избирает на роль носительницы невинности и нравственности крестьянскую девушку.

Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель одним из первых поднимает проблему противоречий города и деревни. Если обратиться к тому, какими описаниями начинается повесть "Бедная Лиза", то мы увидим тихий уютный и естественный мир, существующий в гармонии с природой. Город же пугает, ужасает своей «громадой домов», «золотом куполов». Лиза становится отражением природы, она естественна и наивна, в ней нет фальши и притворства.

Автор выступает в повести с позиции гуманиста. Карамзин изображает всю прелесть любви, ее красоту и силу. Но разум и прагматизм способны с легкостью уничтожить это прекрасное чувство. Своим успехом повесть обязана невероятным вниманием к личности человека, его переживаниям. «Бедная Лиза» вызвала сочувствие у своих читателей благодаря удивительной способности Карамзина изобразить все душевные тонкости, переживания, стремления и мысли героини.

Герои

Полный анализ повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы.

Лиза - обычная крестьянская девушка, главной чертой которой является способность чувствовать. Она поступает согласно велению своего сердца и чувств, которые в итоге и привели ее к гибели, хотя нравственность ее осталась нетронутой. Однако в образе Лизы мало крестьянского: ее речь и мысли ближе к книжному языку, однако чувства впервые влюбившейся девушки переданы с невероятной правдивостью. Так что, несмотря на внешнюю идеализацию героини, ее внутренние переживания передаются очень реально. В этом отношении не утрачивает своего новаторства повесть «Бедная Лиза».

Какими описаниями начинается произведение? Прежде всего созвучными характеру героини, помогающими читателю узнать ее. Это естественный идиллический мир.

Совершенно другим предстает перед читателями Эраст. Он офицер, который озадачен лишь поиском новых развлечений, жизнь в свете его утомляет и навевает скуку. Он неглуп, добр, но слаб характером и переменчив в своих привязанностях. Эраст по-настоящему влюбляется, но совершенно не задумывается о будущем, ведь Лиза не его круга, и взять ее в жены он никогда не сможет.

Карамзин усложнил образ Эраста. Обычно подобный герой в русской литературе был проще и наделен определенными характеристиками. Но писатель делает него не коварным соблазнителем, а искренне влюбившимся человеком, который по слабости характера не смог пройти испытания и сохранить свою любовь. Такой тип героя был новым для русской литературы, но сразу прижился и позднее получил название «лишнего человека».

Сюжет и своеобразие

Сюжет произведения довольно незамысловат. Это история трагической любви крестьянки и дворянина, итогом которой стала гибель Лизы.

Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Карамзин рисует природную панораму, громаду монастыря, пруд - именно здесь, в окружении природы и живет главная героиня. Но главное в повести - не сюжет и не описания, главное - чувства. И эти чувства рассказчик должен пробудить у публики. Впервые в русской литературе, где образ повествователя всегда оставался вне произведения, появляется герой-автор. Этот сентиментальный повествователь узнает историю любви от Эраста и с грустью и сочувствием пересказывает читателю.

Таким образом, в повести три основных героя: Лиза, Эраст и автор-рассказчик. Также Карамзин вводит прием пейзажных описаний и несколько облегчает тяжеловесный стиль русского литературного языка.

Значение для русской литературы повести «Бедная Лиза»

Анализ повести, таким образом, показывает невероятный вклад Карамзина в развитие русской литературы. Кроме описания отношения города и деревни, появления «лишнего человека», многие исследователи отмечают зарождение «маленького человека» - в образе Лизы. Это произведение повлияло на творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, которые развивали темы, идеи и образы Карамзина.

Невероятный психологизм, который принес русской литературе мировую славу, также породила повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается это произведение! Сколько в них красоты, самобытности и невероятной стилистической легкости! Нельзя переоценить вклад Карамзина в развитие русской литературы.

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).

Описания

«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).

Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.

Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.

Характеристика Лизы

Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.

Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.

Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.

Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.

Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.

Сочинение на тему: Какие чувства и размышления вызвала повесть Н.М карамзина "бедная лиза"

Ответы:

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост - слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду. Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...» , «слеза катится по лицу моему» . Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных - в этом главная нравственная задача художников слова. «Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Похожие вопросы

  • Какой защитник трои убил Патрокл
  • ГРАДАЦИЯ - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последо??ательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные: Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Гипербола-это преувеличение Архаизмы - это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи. Историзм - устаревшие слова, вышедшие из употребления Анафора - повторение слов или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Эпифора - это повторение слова в конце предложения или строчки Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении.
  • Помогите пожалуйста!!! Написать словообразовательное гнездо со словами МОРЕ и МАРС
  • Помогите пожалуйста решить. 2х²+3х-3=х²-3х+(-2+х²)
  • Боря купил 4 книги.Все книги без первой стоят 42 р без второй 40 р без третей 38 р без ч??твёртой 36 р. Сколько стоит каждая книга

Учитель русского языка и литературы Дауренбекова Светлана Абеновна, СШЛ №18 имени Бактыбай Жолбарысулы

Урок русской литературы в 9 классе

Тема: Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Цели урока:

1. Ученик развивает в себе способность систематизировать, обрабатывать, воспроизводить информацию по заданной теме.

2. Ученик совершенствует навыки анализа художественного произведения с разных позиций мышления.

3.Ученик воспитывает в себе культуру обмена мнениями, чувство сострадания, гуманности.

Тип урока : урок изучения художественного произведения

Методы урока : словесные, частично-поисковый, метод «6 шляп» (критическое мышление)

Форма обучения : групповая, индивидуальная

Оборудование : мультимедийная презентация, карточки, текст повести, шесть шляп: белая, красная, желтая, синяя, зеленая, черная.

Жить не есть писать историю, трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро,

возвышаться душой

к его источнику.

Н.М.Карамзин

Ход урока :

    Организационный этап. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо), или опуская большой палец вниз (плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

Какие у вас друзья?

А школа?

А учителя?

Класс?

Как ваши дела?

Как настроение? (2 мин)

Молодцы! Я рада за вас. Надеюсь, что наша с вами работа на уроке будет интересной и плодотворной.

Вступительное слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений читателей? Чем интересна она современному читателю, насколько актуальна? Давайте же продолжим работу над произведением и обратимся к лейтмотивам повести Карамзина «Бедная Лиза».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы их понимаете?

Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

3.Стадия вызова .

    Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении? (Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века).

Назовите отличительные черты сентиментализма?

А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?

Заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма

Соответствует ли повесть требованиям сентиментализма?

4. Словарная работа

Любовь - 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь.

Счастье - 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача

Из Словаря русского языка С.И.Ожегова

Лейтмотив – (нем.) Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. Перен.

Идиллия - филол. поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, жанровая разновидность 2. книжн. безмятежное, счастливое существование.

5.Анализ повести «Бедная Лиза»

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

В чем смелость, новизна позиции автора? ( Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека).

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст!

Вопросы:

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

6.Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (Оценочные листы заполняются руководителем группы)

А начнем мы с вами работать по группам по методике «6 шляп» Эдварда де Боно.

Методика «Шесть шляп»

«Белая шляпа»- информация по повести

«Черная шляпа» - негативное в повести

«Красная шляпа» - Какие чувства вы испытываете после прочтения повести?

«Желтая шляпа» - положительное в повести.

«Зеленая шляпа» - новые идеи

«Синяя шляпа»: выводы и оценки каждой группе

I .Белая шляпа

Если вы ответите на вопросы и выполните задания, сможете собрать информацию о событиях, происходящих в тексте без эмоционального оттенка. Не забывайте, что вы в белой шляпе!!!

Главное для вас: факты, информация!!!

Ответьте на вопросы и выполните задания:

    Что происходит в крестьянской семье?

    Перечислите основные моменты сюжета по линии Лизы, по линии Эраста? (Завязка – кульминация - развязка).

    В какой последовательности представлены события в повести? Почему?

    Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?

II Красная шляпа

Если вы выполните задания, то сможете рассказать о чувствах героев, передать свои эмоциональные суждения. Не забывайте, что вы красной шляпе: главное для вас- эмоции и чувства!!!

1.Заполните таблицу примерами из теста, которые передают чувства героев:

2. Какие чувства вызывает Лиза в начале и в конце повести?

Сравните ее образ в двух частях.

3. - Какие чувства вы испытываете по отношению к Лизе? Какие чувства вызывает в целом повесть?

4. – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Как развивались их отношения?

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

    Какие чувства у вас вызывал образ Лизы и Эраста

после прочтения повести.

III . Желтая шляпа

Если вы выполните задания, то сможете высказать позитивные суждения о героях,событиях, чувствах героев и поэме в целом. Не забывайте, что вы в желтой шляпе: главное для вас- найти позитивное во всем, вы - ОПТИМИСТЫ!!!

Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев

Найдите положительное в героях, ответив на вопросы:

    Как ведет себя Эраст после смерти Лизы? О чем и о ком он думает? Как это его характеризует? Почему он погибает?

Докажите примерами из текста, что автор восхищается образом Лизы? Какие изобразительно- выразительные средства языка использует автор при описании Лизы? Приведите примеры.

IV . Черная

Если вы выполните задания, то сможете высказать отрицательные суждения, покритиковать героев,события и повесть в целом. Не забывайте, что вы в черной шляпе: главное для вас - найти негативное во всем, отразить проблемы и трудности, вы - ПЕССИМИСТЫ!!!

    Заполните таблицу словами, передающими неправоту главных героев

Ответьте на вопросы,начиная свои суждения со слов:

«Мы считаем, что герои ведут себя неправильно, потому что….»

Как разрешается конфликт в повести ? (...Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.)

Что стало причиной смерти Эраста и Лизы на ваш взгляд?

    Как вы оцениваете поэму в целом? Актуальна ли она сегодня?

IV . Зеленая шляпа

Если вы выполните задания, то сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности. Не забывайте, что вы в зеленой шляпе: главное для вас – найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы – ТВОРЦЫ!!!

Задание: Придумайте свой финал повести.

VI . Синяя

Контроль над процессом мышления. Осмысленность и рефлексия.

7. Выводы и обобщение.

Почему повесть называется «Бедная Лиза»?

Какие выводы сделали для себя?

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Руководители группы заполняют оценочные)

9.Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Лист взаимоконтроля

Руководитель:

Подумайте также:

- решила ли группа поставленную перед ней задачу (насколько полно это сделала);

Какие были трудности;

Насколько дружно и организованно работали участники группы.