Здоровье

Загадка танца пчел. Как понять язык пчел? Учимся чить звуки, запахи, движения пчел Что такое язык пчел


Информация у пчел передается в основном с помощью запахов. Если пчелиная матка умирает или ее забирают из улья, рабочие пчелы узнают об этом в течение получаса благодаря отсутствию особого “маточного вещества”, выделяемого в нормальных услови-


ях маткой. Это пахучее вещество не только сигнализирует о присутствии матки, то также тормозит развитие яичников у рабочих пчел и служит приманкой для спаривания. В первые часы после исчезновения матки в улье начинается паника, а пчелы издают непривычно резкие звуки. Потом они расширяют некоторые ячейки для расплода, предварительно убив находившихся рядом личинок, и начинают кормить молодь в этих расширенных ячейках “маточным молочком”. Первая вылупившаяся матка убивает соперниц, все еще находящихся в ячейках. Если одновременно появляются две матки, они сражаются до тех пор, пока одна из них не гибнет, так что во всех случаях в улье остается только одна матка.
Еще один обонятельный сигнал, издаваемый пчелой, означает опасность; существует и немало других сигналов.
Пчелы обладают также своеобразным “языком” - весьма специфическим методом передачи сообщений о местонахождении пищи или о подходящем месте для устройства нового гнезда. Отчасти именно благодаря этой уникальной особенности пчел не без основания считают вершиной эволюции насекомых.
Открытие языка пчел - главным образом заслуга немецкого зоолога Карла фон Фриша и его коллег, потративших долгие годы на изучение пчел и разгадавших тайны их коммуникации в годы
Рис. 19-6. Пчелиный язык тайцев. Л. Круговой танец означает, что пчела нашла пищу вблизи улья. Она движется по небольшому кругу, обычно вокруг одной ячейки сотов, то в одну, в то в другую сторону. Танец не указывает, в каком направлении следует искать пищу, но исходящий от танцовщицы запах говорит другим пчелам, что именно они могут найти. Б. Виляющий танец исполняется в тех случаях, когда нища обнаружена далеко от улья, и указывает как направление, так и расстояние. Пчела делает короткую пробежку по прямой, виляя при этом брюшком, затем поворачивает направо, возвращается в исходную точку, делает еще одну прямую пробежку, поворачивает налево, опять повторяет пробежку и т. д. В. Танцующая пчела запоминает, под каким углом относительно солнца она летела к источнику пищи. Г. Если танец исполняется на горизонтальной поверхности, направление прямого пробега непосредственно указывает, в какую сторону нужно лететь к пище, ориентируясь по солнцу. Если же танец исполняется на вертикальной поверхности (как это обычно бывает), тогда направление к источнику пищи относительно солнца соответствует направлению прямого пробега относительно вертикали. Расстояние до источника нищи можно определить по частоте поворотов (скажем, по числу кругов, сделанных за 15 секунд). За пчелой-танцовщицей наблюдают и следуют по пятам другие пчелы (Л, Б), которые понимают смысл передаваемой информации.
15* второй мировой войны и сразу после нее. Полученные результаты были столь необычны, что долгое время вызывали недоверие, хотя теперь, конечно, они полностью подтвердились. В 1973 г. Карл фон Фриш получил за эти исследования Нобелевскую премию.
Пчелы могут сообщать другим пчелам о местонахождении пищи с помощью своеобразного поведения - так называемых танцев. Если пчела-разведчица находит обильный источник корма, расположенный не далее 80 метров от улья, она забирает нектар и возвращается в улей. Отдав взяток одной из пчел, занятых “домашними” обязанностями, она исполняет “круговой” танец, двигаясь по кругу то в одном, то в другом направлении (рис. 19-6,А). Ее движения повторяют другие пчелы-сборщицы. Круговой танец показывает им" что пища близко, а исходящий от танцовщицы запах говорит о том, на каких цветках ее следует искать. Затем сборщицы покидают улей и отправляются на розыск этих цветков поблизости. По возвращении они в свою очередь тоже исполняют круговой танец, так что пчелы из одного улья часто концентрируют все внимание в тот или иной момент на цветках одного-двух видов. Круговой танец - простая форма коммуникации, не указывающая ни направления, ни расстояния, но и этого достаточно, чтобы пчелы начали поиск в непосредственной близости от улья.
Если источник корма находится дальше, пчела-сборщица по возвращении в улей исполняет так называемый виляющий танец, который позволяет определить, в каком направлении и на каком расстоянии следует искать пищу. Элементы этого танца изображены на рис. 19-6,5: это пробежка по прямой, полукруг налево, опять пробежка по прямой, полукруг направо и т. д. Прямые пробежки сопровождаются виляющими движениями брюшка и характерным шуршащим звуком.
Этот танец обычно исполняется в глубине улья на вертикальной стенке, но иногда и на открытой горизонтальной поверхности. Его легче понять, если рассмотреть сначала второй, более редкий случай.
На горизонтальной поверхности направление прямого пробега указывает направление к источнику пищи по отношению к солнцу. Если, например солнце находится на юге, а источник пищи на юго-западе, то линия пробежки будет отклоняться на 45° вправо от линии, направленной прямо на солнце (см. рис. 19-6,7). Расстояние до пищи закодировано в быстроте танца, которую удобно оценивать по числу пробежек, совершаемых за 15 секунд. Чем ближе пища, тем быстрее танец, но, как видно из рис. 19-7, эта зависимость нелинейна и для больших расстояний весьма приблизительна. Как и в случае кругового танца, другие пчелы следуют


Рис. 19-7. Соотношение между темпом танца (числом кругов за 15 секунд) и расстоянием до источника пищи. График отражает усредненные результаты; в каждом отдельном случае совпадение может быть менее точным, чем на этой кривой.

за движениями танцовщицы, а затем улетают в том направлении и на то расстояние, которые им были указаны. Если источник пищи оказывается хорошим, то после возвращения они тоже повторяют танец.
В глубине улья и на вертикальной поверхности пчела трансформирует горизонтальную карту в вертикальную. Направление “вверх” теперь означает направление к солнцу, а угол между прямым пробегом и вертикалью соответствует углу между направлениями к пище и к солнцу. Пчелы, следующие за танцовщицей, понимают это и улетают затем в нужную сторону. Если танцует несколько пчел, следующие за ними “зрители” усредняют угол, тем самым уменьшая ошибку, вносимую индивидуальными вариациями танца.
Этот же танец используется для указания пути к воде и к местам, подходящим для устройства нового гнезда. Такой способ передачи информации хотя и несовершенен, но весьма эффективен. Стоит одной пчеле найти хороший источник пищи, как число пчел, летящих туда, может вскоре увеличиться десятикратно. Поразительно не столько то, что пчелы “танцуют”, сколько то, что другие особи способны понимать смысл танца и руководствоваться им в своем собственном поведении.

Танец пчел – это специфический вид коммуникации, используемый насекомыми в процессе сбора нектара. Он уникален и характерен исключительно для пчел, которые собирают провизию и пыльцу на большом расстоянии. Пчёлы в поисках медоноса разлетаются на расстояние до двух километров от улья. С помощью языка танца медоносная пчела доносит до рабочей пчелы подробную информацию о том, где находится медонос.

Расшифровка кругового танца

Сбор нектара начинается в хорошую погоду и рано с утра. Пробный вылет происходит на расстояние в 100 метров, если разведчики нашли там поляну с большим количеством цветов, то они возвращаются назад и танцуют на сотах. Первые движения пчёл осуществляются слева направо, описывая полный круг, а затем аналогичные действия производятся в обратном направлении. После этого рабочие пчёлы окружают группу разведчиков и обнюхивают их брюшка с помощью своих усиков.

Круговой танец информирует членов семейства о том, что разведчики обнаружили расположение источника с большим количеством нектара и пыльцы поблизости от домика. При этом разведчики не сообщают точного направления, поэтому рабочие ориентируются на запахи, исходящие от цветов и растений. Виляющий танец исполняется при расположении источника провизии на расстоянии свыше двух км.

Значения танца для пчел

Подобный способ передачи данных является своеобразной системой навигации (компасом), так как разведывательная группа летит по направлению к медоносу. При этом танец на летке является более ценным и информативным, чем на сотах. Это объясняется тем, что они располагаются сверху вниз и поэтому пчёлы вынуждены танцевать в вертикальном положении, а оно усложняет расшифровку и восприятие информации.

Дополнительные неудобства создаёт и то, что в жилище не попадают солнечные лучи. Однако это несильно мешает нормальной навигации насекомых, поскольку передвижение осуществляется по закону «силы тяжести», при котором танец изображает прямую линию, соединяющую домик и световой поток.

Если разведчик начинает вилять брюшком и направляется вверх по соте, остальные понимают, что необходимо двигаться в направлении солнца. Если ведущее насекомое движется прямо, это значит, что остальным нужно двигаться в обратном от солнца направлении. Отклонения влево или вправо говорят о необходимости поворота в ту или иную сторону от солнца.

С помощью языка танцев пчёлы запоминают место нахождения источника пищи и в качестве ориентира используют солнце, вместе с направлением, показанным в процессе танца.

Восприятие пространства пчелой

У пчёл удивительная биология, которая помогает им не только собирать нектар, но и отлично ориентироваться в пространстве. Анализ полученных данных осуществляется с помощью омматидиевых глаз, реагирующих на потоки света. Глаза обладают светопреломляющими свойствами и воспроизводят окружающее пространство в виде отдельных объектов. Такое воспроизведение получается из-за мозаичнообразного строения глаз, каждый из которых отделён от других черными клетками.

Из-за этого пчеле не составляет трудностей определить путь к дому, а также полянам с цветами и растениями в безоблачную и ясную погоду. Однако и в отсутствии солнца насекомое может ориентироваться в пространстве с помощью поляроида при наличии минимального просвета.

На видео можно посмотреть этот необыкновенный и прекрасный танец.

Видео: танец пчел

Танец в улье при темноте

При темноте для передвижения по жилищу и сообщения об источниках пищи ориентируются по солнцу, при этом выполняются немного иные движения, нежели при наличии света:

  • движение по прямой линии сверху соты вниз с опущенной головой информирует остальных пчёл о том, что объект находится в противоположной от солнца стороне;
  • движение с поднятой головой, сопровождаемое вилянием брюшка, говорит о необходимости движения к солнцу.

Кто открыл пчелиный язык?

Открытие пчелиного языка принадлежит австралийскому учёному-зоологу Карлу фон Фришу. В рамках своих исследований он обнаружил, что для коммуникации внутри пчелиного семейства используется своеобразная азбука жестов, которые отображаются в некотором подобии танцевальных движений.

Значение при роении

Такой своеобразный способ коммуникации очень важен в процессе роения, так как большинство насекомых предпочитает оставаться поблизости от дома, в то время как разведчики совершают постоянные вылеты для поисков места для строительства нового гнездовья. Пчёлам необходимо связываться между собой, и для этого используется, казалось первоначально необычный, но эффективный способ указать путь.

Вы знаете, как разговаривают пчелы? А ведь оказывается, для общения у них есть свой язык. Все знают, что эти насекомые живут в очень организованном обществе со своими законами и четко определенной иерархией. Без взаимопонимания пчелиному семейству прожить было бы невозможно. Но вот как именно они общаются между собой, стало известно относительно недавно. Открыл этот пчелиный язык австралийский зоолог Карл фон Фриш. Оказывается, общение пчел происходит посредством специфических замысловатых жестов и движений, похожих на танцы. Такими своеобразными танцами, к примеру, пчела-разведчик может сообщить своим сородичам информацию о ближайшей поляне полной нектарных цветов, расстоянии и направлении к ней. Открытие языка общения пчел посчитали очень важным событием в развитии естествознания, и этот факт был отмечен присуждением зоологу Нобелевской премии в 1973 году. Однако многие ученые изучающие поведение насекомых очень скептически отнеслись к открытию, считая, что пчелы не могут иметь именно такой своеобразный и сложный язык для общения.











Но в 1992 году ученые из Дании создали пчелу-робота, обученную всем движениям «танца» языка общения которые описал зоолог Карл фон Фриш. И что удивительно, наблюдавшие за «танцами» пчелы-робота настоящие насекомые полетели именно в то место, которое было указано в описаниях австралийского зоолога разгадавшего язык общения.

Нобелевская премия по физиологии и медицине 1973 года, без сомнения, самая уникальная в истории этой дисциплины. Даже премия хирургу Кохеру, о которой я писал , не столь уникальна, была еще премия Алексису Каррелю за сосудистый шов. Как ни крути, премия Карлу фон Фришу, Конраду Лоренцу и Николасу Тинбергену «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных» не лезет ни в какие ворота. Этология? Не было такого в истории. Зоология? Тоже не было до Лоренца с утятами и Фриша с . Нет, конечно, могло случиться сопоставимое в интервале с 1915 по 1938 годы, когда на премию 32 раза номинировали Зигмунда Фрейда (кстати, еще один раз старик Фрейд был номинирован на литературного «нобеля» в 1936 году, Роменом Ролланом, но тогда не срослось).

Ещё один важный момент. Не так много есть лауреатов нобелевской премии, которые предопределили мою дальнейшую жизнь (еще об одном, Роберте Вудворде , я уже писал). А вот книга нашего сегодняшнего героя, Карла фон Фриша, «Из жизни пчёл», изданная в СССР тогда, когда мне было всего пять лет, стала одной из тех немногих, которые подтолкнули меня к науке. Кстати, издание 1980 года вышло еще при жизни Фриша. А первое издание на немецком появилось за пятьдесят три года до этого, в 1927 году в Гейдельберге. Поистине, книга века!

« Жизнь пчел подобна волшебному колодцу. Чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется» – это из седьмого издания. Но обо всём по порядку.

Карл фон Фриш (Karl von Frisch) родился в Вене, в научной среде. Его отец, Антон фон Фриш (часто можно встретить полное имя Антон Риттер фон Фриш, но «риттер» – это аналог английского knight, то есть «рыцарь», что говорит о благородном титуле) был урологом и профессором венского университета. Антон фон Фриш считался заметной величиной в науке и прославился тем, что идентифицировал возбудителя риносклеромы – гранулематозного заболевания носа. Мама ученого, Мария Экснер, была дочкой известнейшего австрийского философа и реформатора тогдашнего школьного образования, Франца Серафина Экснера. Бабушка Карла, Шарлотта Дузензи, принадлежала к одной из самых влиятельных семей Австро-Венгрии. У Марии было четверо братьев – и все тоже стали известными людьми. Об одном из них чуть ниже, а вот самый младший брат, Франц Серафин Экснер, стал известным австрийским физиком, спектроскопистом и ректором Венского университета.

В семье фон Фришей было четыре сына (Карл был младшим), и, что интересно, все они, в итоге, стали профессорами. Карл с детства любил возиться со всякими букашками и травинками, благо жил профессор фон Фриш за городом, на озере Вольфганг. Пишут, что будущий нобелиат даже печатался в различных натуралистских журналах.

Учился мальчик в «Шоттенгимназиуме» – некоем подобии средней школы при бенедиктинском монастыре в Вене. У Карла была мечта – закончить школу и удрать куда-то с научной экспедицией, исследовать животных, открывать новые виды. Но, разумеется, папа был против. Папа хотел, чтобы все дети стали профессорами-медиками, а как стать профессором в экспедиции? Пришлось идти в медицинскую школу Венского университета (по-нашему – медицинский факультет). Тем более, что там тоже были свои люди – дядя Зигмунд Экснер, брат мамы Карла. Известный физиолог, ученик Гельмгольца, между прочим, автор одного из первых руководств по микроскопии.

Фото: derstandard.at.

Так что Карлу пришлось заняться изучением распределением пигмента в зрительных клетках – жуков, бабочек и креветок. Впрочем, юный Фриш всё равно сбежал – в Зоологический институт Мюнхенского университета, где занялся этологией, наукой о поведении.

Введение в этологию за 10 минут.

Поработав под началом известного зоолога Рихарда фон Гертвига, он вернулся в Венский университет, где защитил степень доктора философии. Работа, ставшая его диссертацией, оказалась очень любопытной.

В начале XX века считалось, что ни рыбы, ни беспозвоночные цвета не различают. Экспериментируя на рыбах, Фриш сумел натренировать разные особи гольяна по-разному реагировать на разные цвета. На этой почве случилась научная ссора Фриша со старым и авторитетеным офтальмологом Карлом фон Гессом, который придерживался другого мнения и пытался дискредитировать работу Фриша. Впрочем, потом Фриш решил, что нападки Гесса – это благо, так больше учёных узнают о его работе.

Но рыбы – это рыбы. Как говорится, с ними не всё однозначно на первый взгляд. Будучи дарвинистом, Фриш понимал – у точно должно быть цветное зрение, всё-таки их пища – в цветках. С 1912 года Фриш переходит обратно в Мюнхен и начинает экспериментировать с пчёлами. Доказать, что пчелы различают цвета оказалось достаточно просто – сначала еду помещали на квадрат определенного цвета, и весьма быстро на этот квадрат и без пищи, даже если этот квадрат поменять местами с квадратами других цветов…

Дальше была война. Всем стало не до пчёл. У Фриша было слабое зрение, потому фронт его миновал. Однако медицинское образование было никуда не деть, и Фриш до 1919 года работал в военном госпитале около Вены. В январе 1919 он вернулся в институт, и именно в этом году он сделал главное свое открытие, принесшее ему Нобелевскую премию через 54 года.

Документальный фильм о танце пчёл.

Он пометил краской несколько рабочих пчел и изучал поведение пчелы, которая нашла пищу и вернулась в улей.

Предоставим слово самому Фришу: «Я едва мог поверить своим глазам, когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в находящихся рядом с ней пчёл, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормёжки… Это было, как я думаю, наиболее важное наблюдение в моей жизни, во всяком случае, имеющее самые далеко идущие последствия».

Фриш изучал танец пчёл всю свою жизнь. Он узнал, что различается – если пища близко, то танец круговой, если далеко (дальше 85 м) – «вихляющий», в виде восьмерки. Узнал, что танцем пчелы указывают угол между местонахождением пищи и солнцем, и что при переменной облачности по плоскости поляризации света от просветов чистого неба…

Иллюстрация: fu-berlin.de.

Фриш прожил достаточно долгую жизнь для того, чтобы дожить до своей Нобелевской премии. Правда, сам он уже не присутствовал на церемонии. Ученому было 87 лет и награду принимал его сын Отто.

Представлявший лауреатов профессор Берг Кронхольм из Каролинского медико-хирургического института, сказал: «Поведение животных очаровывало человека с незапамятных времен, об этом свидетельствуют животные в мифах, сказках и баснях. Однако для слишком долго человека пытался понять его на основе его собственных представлений, на основе его собственного образа мыслей, чувств и действий. Описание по этому принципу может быть довольно поэтичным, но не приводит ни к какому увеличению нашего знания о животных».

Закончить свой рассказ о великом Фрише мне тоже хотелось бы цитатой из предисловия к первому изданию его книжки «Из жизни пчёл». Мне кажется, эти слова должны быть в памяти каждого исследователя: «Если естествоиспытатель будет пользоваться слишком сильными увеличительными стеклами, рассматривая простые вещи, то может случиться так, что за оптическими приборами он не увидит самой природы. Нечто подобное произошло лет двадцать назад с одним почтенным ученым, когда он, изучая в лаборатории способность животных воспринимать цвета, пришел к твердому и, казалось бы, хорошо обоснованному убеждению, что пчелы цветов не различают. Это натолкнуло меня на мысль ближе заняться изучением их жизни. Ведь всякий, кому приходилось в природных условиях наблюдать биологическую взаимосвязь между пчелами и цветами с их великолепно окрашенными венчиками, подумает, что скорее ученый мог допустить ошибку в своих выводах, чем природа – подобную несообразность».

Уже на протяжении тысячелетийЧеловек пытается решить невероятно трудный вопрос: есть ли на свете другие разумные существа?С тех пор как научные открытия дали людям понятие «космос», поиски «другого Разума» направились во Вселенную.Люди настойчиво ищут там себе подобных, не задумываясь над тем, поймутли они сами тот другой Разум.

Между тем, вокруг нас обитает огромное количество живых существ, наделенных Создателем просто необыкновеннымиспособностями. Люди часто и не представляют,насколько разумны, например,действия пчел, ос, шмелей или муравьев.

Всех этих «букашек», а также термитов относят к категории общественных или социальных насекомых.Таковыми этологи (специалисты в области поведения животных) считают таких животных, у которых существуют следующие черты:

Совместное обитание не менее двух поколений – материнского и дочернего;

Разделение особей на способных размножаться (у пчел это -матка и трутни) и бесполых, выполняющих различные работы в гнезде (рабочие пчелы);

Совместная забота о выращивании потомства, строительстве и защите гнезда, добывании корма, расселении и т. п.

У общественных насекомых подобное поведение естественно и ни одна особь не пытается уклониться от своих обязанностей. Так, муравьи трудятся с восхода до заката солнца, не требуя перерыва для отдыха, а пчелы отважно жалят напавшего на улей медведя, хотя каждая из них тотчас же погибает, будучи не в состоянии вытащитьжало обратно.

Сравнивая людей с общественными насекомыми, легко заметить, что выполнение перечисленных выше условий общественной жизни требует от нас постоянного духовного напряжения. Людям чрезвычайно трудно относиться к чужим детям с такой же любовью, как к своим собственным, у нас считается великим подвигом погибнуть в борьбе с врагом. Большинство людей совсем не стремится жить вместе с родителями или дедами, а пытается устроиться хотя бы в худших условиях, но отдельно. И нам свойственно ожидать награды за свой труд, если он оказывается большим, чем труд другого человека.

Так что, если говорить честно, человеку еще очень далеко донастоящей общественной жизни, то есть до состояния, когда каждая особь ставит интересы общества выше своих собственных интересов. То, что мы называем человеческим обществом весьма и весьма несовершенно, хрупко и поддерживается невероятными усилиями. С этой позиции следует признать,что христианские заповеди наставляют человека именно на путь истинной общественной жизни.

Преимущества в организацииобщественных насекомых признавали уже античные мыслители, а Аристотель сравнивал устройство семьи пчел с устройством государства. Он первым предположил, что насекомые имеют «язык общения», то есть способны обмениваться информацией и сообщать друг другу, допустим, о месте нахождения корма.

Оказалось, что такой «язык» действительно существует. Правда, открытие этого языка произошло спустя более двух тысячелетий после Аристотеля. Эта честь выпала на долюпрофессора Мюнхенского университета Карла Фриша, посвятившего поведению пчел всю свою жизнь. Впервые опубликовав свои выводы в 1946 г.,К. Фришизучал пчел при помощи особого застекленного улья, позволявшего наблюдать жизнь пчелиной семьи и даже следить за поведением отдельных, помещенных разноцветными метками особей.

Оказалось,что «язык» пчел с нашей точки зрения напоминает танец. Обнаружив источник нектара (например, поле цветущей гречихи),пчела-разведчица возвращается в улей и начинает возбужденно бегать по одному из сотов («танцевать»). При этом движущаяся пчела бегает по траектории, напоминающей восьмерку: она поочередно описывает полукруги то вправо, то влево. Главнейшим элементом танцаявляется поперечная ось восьмерки (на рисунке слева показана в виде стрелки). Направление движения пчелы по этой оси указывает направление полета от улья к источникам нектара.

Движение в любом направлении непременно требует какого-либо неподвижного ориентира. Пчелывыбирают в качестве такого ориентира Солнце. За время полета одной пчелы оно практически не перемещается по небосводу. А вот в темном улье направлением на Солнце для пчел служит направление против силы тяжести. Другими словами, для танцующей пчелы и ее сестер Солнце в улье находится всегда вверху.

На приведенном ниже рисунке слева поперечная ось восьмерки направлена к вертикали (= к Солнцу) под углом в 45º. (Пчела всегда пробегает по этой осииз левого нижнего угла в правый верхний, но не наоборот!). Другие пчелы, запомнив танец разведчицы, выйдут из улья, найдут Солнце и под углом в 45º к нему полетят в поисках корма.

Если поперечная ось восьмерки танца направлена строго вверх, то к источнику нектара следует лететь в сторону Солнца. Если же танцующая пчела пробегает поперечную ось строго сверху вниз, то ее сестры, покинув улей, полетят прямо от Солнца.

В 1963 г. за исследования в области«языка» пчел К. Фришубыла присуждена Нобелевская премия. Со временем оказалось, что механизм передачи информации среди пчел необыкновенно сложен.

Кроме направления полета к источнику нектара пчела-разведчица указывает и на видцветущего растения.Касаясь усиками тела разведчицы, другие пчелы ощущают запах растения-медоноса и, полетев в указанном направлении, будут искать именно его.

Наконец,в танце пчел содержится информация и о дальности полета. Ведь, покидая улей, пчела должна взять с собой в зобике запас меда на дорогу. Меньше взять его нельзя, а носить избыток невыгодно. Вот почему особыми движениями (вилянием брюшка) разведчика обозначает, насколько далеко находится источник корма. Самое удивительное в том, чтопри попутном ветре разведчица указывает расстояние, чуть меньшее действительного,а при ветре встречном, напротив, увеличивает длину полета. Проще говоря, она помнит, сколько меда потратила на дорогу, и сообщает об этом другим пчелам.

Привлеченные открытиями К. Фриша, другие ученые тоже принялись изучать «язык» пчел. Выяснилось, что он таит в себе массу загадок и удивительных находок.

Было установлено, например, что при боковом ветре летящая пчела делает соответствующую поправку от заданного направления, то есть движется к Солнцу под иным углом, чем указывалось разведчицей. Благодаря такой поправке пчела не сбивается с курса и благополучно находит источник нектара.

Еще одним открытием стало «знание» пчелами траектории движения Солнца. Было замечено, что иногда разведчица может «танцевать» на соте в течение одного часа и более. Такое случается, если она находит очень богатый источник нектара. Но ведь за час Солнце переместится пол небосводу на 15º. Оказывается, и восьмерка танца за это время тоже наклонится вправо на 15º!Не исключено, что у пчел имеется некий точный часовой механизм, позволяющий им ощущать ход времени даже в полной темноте.

Танцы пчел используются не только при поиске нектара, но и в других случаях, например, при роении. Покинувшая старый улей семья пчел присаживается на соседнем дереве или кусте и ожидает разлетевшихся во все стороны разведчиц. Когда те обнаружат подходящее дупло или пустой улей, то они вернутся и тем же танцем сообщат о том, куда следует лететь. При этом они танцуют прямо на поверхности клуба пчел.

Интересно, что разные породы пчел отличаются своими танцами. Так, карпатские пчелы не совсем правильно понимают танец кавказских, а те с трудом понимают итальянских. Получается что-то похожее на диалекты у людей.

После открытий К. Фриша и его коллег неизбежно возник вопрос о том, как же появился «язык» пчел? Эволюционная теория предполагает, что большинство изменений происходит постепенно, проходя длительный путь совершенствования. Для пчел такое объяснение не годится. Их «язык» должен был быть совершененным изначально, иначе он неимел бы никакой ценности и не сохранялся у потомков. С другой стороны, трудно представить себе внезапное появление сложнейшего танца пчел в результате случайной мутации или других генетических перестроек. Такая случайность практически просто невозможна.

В целом же,«язык» пчел несравненно интереснее, чем размышленияписателей-фантастов об инопланетянах. Ведь мир насекомых и животных вообще существует реально ирасположен совсем рядом. Сможем ли мы когда-нибудь познать его, а через него и наших соседей по планете?

ЛИТЕРАТУРА

Кипятков В. Е. Мир общественных насекомых. Л. Изд-во ЛГУ. 1991. 480 с.

Фриш К. Из жизни чел. М. Изд-во «Мир». 1980.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. М. Изд-во «Мир». 1965.

В. Н. АЛЕКСЕЕВ,

канд. биол. наук.