Разное

Заговор цру против боба марли. Yeah mon! Житие Боба Марли Боб марли пел

Боб Марли культовая личность на мировой музыкальной арене. Не каждому музыканту суждено стать символом борьбы с расовой дискриминацией, донести до всего мира проблемы своей страны и всего континента и, наконец, стать основателем уникального музыкального стиля – которым является регги.

На протяжении полувека интерес к регги и творчеству Боба Марли не угасает, люди по всему миру слушают регии и помнят Марли . Сам стиль регги, получив мощный толчок, по средствам Боба Марли стал активно развиваться и в настоящее время регги имеет множество разновидностей и подвидов , сотни групп творят в этом музыкальном стиле регги. Что еще более интересно, регги развивается не только на Ямайке , но и во многих других странах мира, в том числе и в России.

Боб Марли был голосом своей страны, голосом своего времени, в своих песнях он сокрыл свое отношение и к политической системе Ямайки, и проблемам всего земного шара. В его творчестве нашлось место и прекраснейшим романтическим песням. Боб Марли навсегда останется в сердцах многих людей, а его творчество поможет в жизни многим поколениям людей.

Растафарианство

Главные доктрины
Джа · Афроцентризм
Айтал · Сион · Панафриканизм
Ключевые писания
Библия · Кебра Нагаст
The Promise Key · Холи Пиби

Моя жизнь и прогресс Эфиопии
Скрижали чёрного превосходства

Основные персоны

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином ; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Биография

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка . Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании , а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней афро-американкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон , где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала . Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers , в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» () возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США , куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers . Группа работала в самых разных жанрах - ска , калипсо , фьюжн , но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers » наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки . Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон , который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США . Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Дискография

Год Название Примечания
Soul Rebels Студийный альбом
Catch A Fire Студийный альбом
1973 Burnin" Студийный альбом
Rasta Revolution Студийный альбом
1974 Natty Dread Студийный альбом
Live! Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон , июль
Rastaman Vibration Студийный альбом
Kaya Студийный альбом
1978 Babylon by Bus Записи с концертов в Европе
Survival Студийный альбом
Uprising Студийный альбом
Confrontation Студийный альбом
Legend Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях
Talkin" Blues Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско ,
Live At The Roxy Запись концерта в «Roxy», Голливуд , май

Ещё

Альбом Год Лейбл
The Wailing Wailers 1966 Studio One
The Best of the Wailers 1970 Beverley’s
Soul Rebels 1970 Upsetter/Trojan
Soul Revolution 1971 Upsetter/Trojan
Soul Revolution Part II 1971 Upsetter/Trojan
African Herbsman 1973 Upsetter/Trojan
Rasta Revolution 1974 Upsetter/Trojan
Catch a Fire 1973 Island/Tuff Gong
Burnin" 1973 Island/Tuff Gong
Natty Dread 1974 Island/Tuff Gong
Rastaman Vibration 1976 Island/Tuff Gong
Exodus 1977 Island/Tuff Gong
Kaya 1978 Island/Tuff Gong
Survival 1979 Island/Tuff Gong
Uprising 1980 Island/Tuff Gong
Confrontation (posthumous) 1983 Island/Tuff Gong
Концертные альбомы
Live! 1975 Island/Tuff Gong
Babylon by Bus 1978 Island/Tuff Gong
Talkin" Blues (записан в 1973) 1991 Island/Tuff Gong
Live at the Roxy (записан в 1976) 2003 Island/Tuff Gong
Компиляции
Legend 1984 Island/Tuff Gong
Reggae Greats 1984 Island/Tuff Gong
Rebel Music 1986 Island/Tuff Gong
Songs of Freedom 1992 Island/Tuff Gong
Natural Mystic: The Legend Lives On 1995 Island/Tuff Gong
Bob Marley: Reggae Legend 1999 St. Clair
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers 2001 Island/Tuff Gong
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology "69 - "78) 2002 Trojan Records
Gold 2005 Island/Tuff Gong
Africa Unite: The Singles Collection 2005 Island/Tuff Gong
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966
One Love at Studio One (double CD) 1991 Heartbeat Records
Simmer Down at Studio One 1994 Heartbeat Records
Wailing Wailers at Studio One 1994 Heartbeat Records
The Toughest - collection of Peter Tosh’s Studio One recordings 1996 Heartbeat Records
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One 1999 Heartbeat Records
Wailers and Friends 1999 Heartbeat Records
Climb the Ladder 2000 Heartbeat Records
Greatest Hits at Studio One 2003 Heartbeat Records
Компиляция записей песен 1966-1971
Feel Alright 2004 JAD Records/Universal Records
Best of the Wailers 2004 JAD/Universal
Soul Rebels 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) 2004 JAD/Universal
Universal Masters Collection 2004 JAD/Universal
Original Cuts 2004 JAD/Universal
127 King Street 2004 JAD/Universal
Ammunition Dub Collection 2004 JAD/Universal
Wail’N Soul’M Singles Selecta 2005 JAD/Universal
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Официально выпущенные ремиксы
Chances Are 1981 WEA
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 1996 JAD
Black Progress: The Formative Years Vol.2 1997 JAD
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub 1997 Island
Chant Down Babylon 1999 Island
Shakedown: Marley Remix 2001 JAD

Роберт Неста Марли появился на свет в 1945 году, в феврале. Местом рождения была небольшая деревня возле океана. Боб не был чистокровным ямайцем. Популярный музыкант и певец стал плодом любви местной жительницы и еврея из Великобритании (маме было 18 лет, а отцу – 55).

Офицер приехал на Ямайку из-за Второй мировой, где и встретил свою любовь – Седеллу Букер. Они были уверены, что проживут вместе много лет, однако служба заставила отца уехать на родину одному. Как заявилось его начальство, чернокожим необходимо быть там, где они родились. Поэтому Нормал покинул остров и свою семью, но помогал ей материально. С этого и нпачалась биография пророка.

Бедность, хобби и первые победы

Спустя несколько лет Боб вместе с мамой переехать в Кингстон, прямо в столицу родного острова. Детство и юность Боба прошли в трущобах, где было насилие, бедность и другие плохие условия. Будущий певец учился на сварщика, однако его главными увлечениями были футбол, музыка и женщины.

Будущий легендарный певец понял, что не сможет жить без музыки, когда создал первую гитару из того, что было под рукой. Он вместе с друзьями играл в бараках на вечеринках. Слушатели курили травку и наслаждались музыкой. Постепенно слушателей становилось больше, однако Боб поехал в Америку для того, чтобы найти себя и музыку. Однако поначалу он всего лишь работал сборщиком на заводе «Крайслер».

Растафарианство

Ближайшее будущее не сложилось – проблемы с законом, уличные разборки. Поэтому Боб вернулся, где тоже были неприятности. Но именно там он обрел религию – растафарианство. Это был переломный момент.

Православного, католики или приверженца протестантов узнать сложно, но раста всегда можно увидеть даже издалека. Это большая шапка с цветами флага Эфиопии и дреды.

Религия проповедует братство всех чернокожих, а также единство африканских народов. Символ религии – Эфиопия, отказавшаяся покоряться колонизаторам Европы. Музыка этой религии – регги. И вот с этого момента музыка Боба Марли была не просто музыкой. Она стала отображением религии музыканта.

Последние годы жизни и причина смерти

Незадолго до своей смерти певец прошел крещение в православной эфиопской церкви, где ему дали православное имя. Боб Марли торопился, учил людей быть добрыми и верил в то, что любые ошибки все равно будут идти человеку на пользу.

Причина смерти таилась там, где ее никто не ждал – во время одной из игр в футбол он поранил палец, но на такую небольшую травму внимания не обратил. Когда нога продолжала болеть, доктора обнаружили в певца и пророка меланому. Спасти могла только ампутация. Однако Боб отказался от операции, так как расти не разбирают себя на части.

Интересный факт: меланома практически не встречается у чернокожих. Некоторые фанаты видели в таком заболевании издевку судьбы – борец за права черных, личная жизнь которого была полна любви, умер от болезни белого человека.

Награды

Большую часть наград Боб получил посмертно. К примеру, в 1994 году его имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. А спустя 7 лет у него появилась звезда на аллее Голливуда и премия «Грэмми». BBC назвал певца одним из лучших лириков планеты, а песни – лучшими в истории.

Совет 2: Марли Шелтон: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Марли Ив Шелтон – американская актриса, которая снимается в подростковых фильмах и появляется в независимом кино. На ее счету множество работ в фильмах и сериалах, где она демонстрирует поклонникам свою яркую внешность и многогранность таланта.

Биография

Марли появилась на свет в Лос-Анджелесе весной 1974 года и стала вторым ребенком в многодетной семье Шелтонов. Отец, Кристофер, режиссер и продюсер, а мама Кэрол – певица и танцовщица. У Марли три сестры – Саманта, Корен и Эрин. Все четыре дочери с детства занимались творчеством под присмотром своей заботливой мамы.

Получив образование в средней школе Игл Рока, районе Лос-Анджелеса, Шелтон поступила в Калифорнийский университет искусств на кафедру театра и кино. Именно здесь и началась ее карьера на экране.

Карьера актрисы

Марли дебютировала в американской драме 1990 года «Большой Каньон», сыграв подругу одного из центральных персонажей. Затем были съемки в нескольких не слишком популярных сериалах, а в 1993 году на экраны вышел фильм «Площадка», благодаря которому юная актриса получила известность и обзавелась армией преданных поклонников.

Эта знаменитость помогла ей в дальнейшем, и Шелтон не приходилось сидеть без работы, она ежегодно принимала участие в нескольких проектах, самые популярные из которых – «Троянская штучка», «Холостяк», «Сахар и перец», «Город грехов» и другие. В начале 2000-х Шелдон часто появляется в независимом кино, украшая своим появлением даже самые малобюджетные произведения. Пожалуй, самыми громкими работами актрисы стали «Идеальный побег», где она снялась вместе с Милой Йовович и «Экстрасенсы» с Энтони Хопкинсом.

На счету Марли сорок работ в кино и 25 в сериалах, причем она и в нынешнее время продолжает работать над очередной ролью, оправдывая мнение о себе, как об одной из самых трудолюбивых и разносторонних актрис современности.

Личная жизнь

Марли Шелтон встречалась с популярным американским актером Николасом Брендоном еще когда училась в школе. На выпускной вечер своей возлюбленной, актер купил сотню роз, надел лучший смокинг и приехал встречать Марли на черном кабриолете, чтобы произвести на нее впечатление. Но этот красивый роман продлился недолго.

В 2000 году Шелтон познакомилась с продюсером Бо Флинном на съемочной площадке очередного фильма. Через год звезды стали мужем и женой и вскоре у них родилось две дочери с разницей в три года – Уэст и Руби. Шелтон обожает семью, ведет здоровый образ жизни и серьезно увлекается йогой.

Правда, в ее биографии не обошлось и без скандалов. Весной 2010 года актриса была арестована за вождение в нетрезвом виде, и хотя быстро освободилась под залог, получив наказание в виде штрафа, этот пикантный случай долго муссировался прессой – до этого Марли считалась образцом приличного поведения.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет после смерти Боба Марли, он до сих пор остается наиболее известным во всем мире и авторитетным музыкантом, исполнявшем песни в стиле .

Жизнь Боба Марли

Боб Марли родился на Ямайке. Его матерью была местная девушка, а отцом – европеец, который при жизни виделся с сыном всего два раза, а когда Бобу было 10 лет, умер. В ранние годы Боб Марли принадлежал к субкультуре руд-боев (разочарованных парней из низших классов, выказывающих презрение к власти и каким-либо порядкам).

Позднее молодой человек увлекся музыкой и сам начал писать песни в стиле регги. Вместе со своей группой Боб Марли объездил Европу и Америку с концертами, его песни и альбомы лидировали во многих престижных мировых хит-парадах. Именно благодаря музыкальной деятельности Боба Марли регги-культура стала популярна за пределами Ямайки.

Боб Марли являлся также приверженцем растафарианства – религии, отвергающей приверженность к культуре потребления и западным ценностям, а также проповедующей любовь к ближнему. Музыкант активно участвовал в политической и общественной жизни Ямайки.

Почему умер Боб Марли?

Многие, задаваясь вопросом, в каком году и от чего умер Боб Марли, удивляются, ведь певцу было всего 36 лет. Он умер в 1981 году.

Причиной смерти Боба Марли стала злокачественная опухоль кожи (меланома), появившаяся на пальце ноги. Рак обнаружили в 1977 году и тогда же, пока болезнь не дала осложнений, предложили музыканту ампутировать палец. Однако он не согласился. Причиной отказа от операции Боб Марли назвал боязнь потерять свою пластику, которой он поражает поклонников на сцене, а также невозможность играть в футбол после ампутации. Кроме того, последователи растафарианства верят, что тело должно сохраняться в целостности, а потому операция не могла состояться и из-за религиозных убеждений Боба Марли. Он продолжил активную певческую карьеру и гастрольную деятельность.

В 1980 году Боб Марли проходил курс лечения от рака в Германии, певцу сделали химиотерапию, от которой у него начали выпадать дреды. Кардинального же улучшения самочувствия так и не произошло.

Читайте также
  • 9 победительниц конкурса «Мисс мира» спустя десятилетия – время vs красота
  • Как бы выглядели 7 легендарных музыкантов, будь они живы сегодня?

В итоге Боб Марли решил вернуться на родину, однако из-за плохого состояния здоровья перелет из Германии на Ямайку осуществить не удалось. Музыкант остановился в больнице Майами, где и скончался впоследствии. Смерть настигла Боба Марли 11 мая 1981 года.