Здоровье

Завершилось строительство нового здания нахимовского училища на пеньковой. Нахимовское училище (Училищный дом Петра Великого) Нахимовские военно-морские училища

Нахимовские военно-морские училища

Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа) были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 г. и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях, и последующей службе в ВМФ в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого российского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдавал служению России, был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером, последнее есть вернейший», — говорил он.

Нахимовские училища создавались: в Тбилиси – 1943 г., Ленинграде – 1944 г. и Риге – 1945 г. Первыми воспитанниками училищ были дети Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сыновья полков, юнги кораблей флота, партизаны, которые имели боевые награды. Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет. В училищах была созданы такие условия для занятий, которые позволяли нахимовцам, изучая теорию, развивать морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, чем достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие, нужные для жизни каждого воспитанника навыки. Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включавшая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого.

В 1953 г. было закрыто Рижское, а в 1955 г. — Тбилисское училища, воспитанники которых, не окончившие обучение, переведены в Ленинградское нахимовское военно-морское училище, где они продолжили учёбу.

История Ленинградского Нахимовского военно-морского училища

Создано училище в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 745, и сформировано по приказу Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР от 23 июня 1944 г. № 280. Дата издания приказа Наркома ВМФ СССР о формировании училища, 23 июня, установлена годовым праздником училища. Училище размещается в здании Училищного дома имени Императора Петра Великого, построенного в 1912 году и расположенного по адресу Петроградская набережная, дом 2 — 4 лит. А.

Строительство здания велось в 1909-1910 гг., автор проекта – выдающийся отечественный архитектор А.И. Дмитриев, скульптурный декор выполнен по рисункам знаменитого российского художника А.Н. Бенуа. Торжественное открытие и освящение здания состоялось 12 мая 1912 г. С момента открытия в Училищном доме располагаются учебные заведения. Первоначально здесь готовили кадры младших специалистов для русского коммерческого флота, в послереволюционное время размещалась средняя общеобразовательная школа, а с 1944 г. и по сей день – Нахимовское военно-морское училище.

Первым начальником училища был назначен капитан 1 ранга Николай Георгиевич Изачик. 7 ноября 1944 г. в здании училища на Петроградской набережной приступили к учёбе первые 408 мальчишек в возрасте 8 — 13 лет (5 – 7 классы).

Распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 ноября 1945 г. № 15959-р, для организации учебного лагеря и подсобного хозяйства, училищу был выделен участок земли в Коннельярском районе общей площадью 300 га. (южный берег озера Нахимовское в Выборгском районе Ленинградской области).

31 марта 1945 г. Ленинградскому НВМУ вручено Красное Знамя военно-морских частей ВМФ СССР, как «…знак объединения и внутренней спайки…, символ воинской чести, доблести и славы…, напоминанием нахимовцам об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли…».

18 ноября 1945 г. у Петроградской стороны, ошвартован Краснознаменный крейсер «Аврора», а 17 ноября 1948 г. крейсер переведен к окончательному месту стоянки на Большую Невку, у Петроградской набережной 2/4 и стал учебной базой для воспитанников училища.

1 мая 1946 г. сводный полк нахимовцев старших классов впервые принял участие в Первомайском параде на Красной площади в Москве.30 июня 1948 г. состоялся первый выпуск 68 нахимовцев набора 1944 г., среди которых было 2 золотых и 3 серебрянных медалиста.Приказом Министра обороны СССР от 24 сентября 1958 г. № 179 учрежден нагрудный знак выпускника Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

25 июня — 25 июля 1960 г. состоялся первый дальний поход нахимовцев (1-й роты, выпускной) на учебном крейсере «Комсомолец», по маршруту Балтийск –Североморск — Балтийск. По результатам похода впервые нахимовцы были награждены нагрудным знаком «За дальний поход».

10 июля 2001 г. постановлением правительства РФ № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге», главному корпусу училища установлен статус историко-культурного объекта Федерального значения — «Училищный дом имени Императора Петра Великого», архитектор А.И. Дмитриев, художник А.Н. Бенуа, скульптор В.В. Кузнецов.

29 мая 2004 г. по инициативе Клуба нахимовцев, в канун 60-летия образования Ленинградского НВМУ, у здания училища на Петроградской набережной установлен бюст адмиралу П.С. Нахимову, автор Э.А. Фазилов, скульптор Л.В. Аристов.

27 января 2009 г. училище посетил Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Д.А. Медведев.

6 июля 2012 г. нахимовцы приняли участие в торжественном открытии первого в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации памятника адмиралу Павлу Степановичу Нахимову на Васильевском острове, в сквере «Малые Гаванцы», скульптор Г.В. Лукьянов.

6 – 17 июля 2012 г., в году 210-летия со дня рождения адмирала П.С. Нахимова 12 нахимовцев 10 класса приняли участие в историко-патриотической яхтенной экспедиции под названием «Балтийские мили 15-летнего гардемарина Павла Нахимова», который проходил по маршруту: Санкт-Петербург – Котка – Хельсинки – Таллин – Стокгольм – Котка – Санкт-Петербург.

6 июля 2012 г. Нахимовскому ВМУ вручено знамя нового образца, как особо почетный официальный военный символ и воинская реликвия, олицетворяющее честь, доблесть, славу и традиции. Знамя указывает на предназначение училища и его принадлежность к Военно-Морскому Флоту Российской Федерации.

9 мая 2013 г., по решению Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу, возрождена традиция участия нахимовцев и суворовцев в парадах Победы на Красной площади в Москве. Сводный полк Нахимовского ВМУ принял участие в военном параде, посвященном 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

29 — 30 мая 2014 г. прошли торжественные мероприятия, посвященные 70-летию образования Ленинградскому НВМУ, в которых приняли участие Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.В. Чирков, Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.В. Железняк, а также, около 4-х тысяч ветеранов — выпускников Тбилисского, Ленинградского и Рижского Нахимовских военно-морских училищ. Среди гостей были и выпускники Нахимовского училища Болгарии (г. Варна).

Приказом начальника Нахимовского ВМУ от 8 июня 2015 г. № 141 введено в действие Положение о нагрудных знаках Нахимовского военно-морского училища «За отличие в учебе» и «За усердие в учебе», которыми награждаются нахимовцы, достигшие высоких показателей в освоении образовательной программы и примерную дисциплину.

13 ноября 2015 г. издан приказ Министра обороны РФ № 687 «О зачислении Героя Российской Федерации генерал-майора Тимура Автандиловича Апакидзе навечно в списки 2-й учебной роты Нахимовского ВМУ».

5 декабря 2015 г. в училище состоялся урок Мужества «Равнение на подвиг», посвященный Дню Героев Отечества и зачислению Героя Российской Федерации генерал-майора Т.А. Апакидзе навечно в списки 2-й роты училища. В уроке мужества приняли участие 2 Героя Советского Союза, 7 Героев Российской Федерации, 6 сослуживцев Тимура Автандиловича по морской авиации, мама и вдова Героя.

В соответствии с приказом МО РФ от 08 августа 2016 г. № 496 «О реорганизации общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», Севастопольское и Владивостокское ПКУ преобразованы в филиалы ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации».

26 августа 2016 г. приказом начальника Нахимовского ВМУ № 204 введено Положение о переходящем вымпеле «Лучшему учебному курс (роте) по итогам учебного года». 1 сентября 2016 года впервые вымпелом был награжден 7-й учебный курс (5-я рота), старший воспитатель (начальник курса) С.В. Борщев.

2 сентября 2016 г., на Петроградской набережной, у входа в училище состоялась торжественная церемония открытия скульптуры «Служим Родине с детства». Скульптура посвящена воспитанникам первого (военного) набора в Нахимовском училище 1944 г. Она призвана увековечить память о тех мальчишках-нахимовцах, чьи отцы отдали жизни, защищая Родину, о юнгах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о всех тех, кто действительно служил Родине с детства.

4 апреля 2017 г. издан приказ Министра обороны РФ № 209 «О создании филиала федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» в г. Мурманске». Торжественное открытие филиала состоялось 1 сентября 2017 г., в котором принял участие Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.И. Королев. В филиале прозвучал первый звонок для поступивших на 1, 2 и 3 учебные курсы воспитанников (240 чел.).

капитан 1ранга ФИЛИПЬЕВ Юрий Петрович

капитан 1 ранга СОКОЛОВ Валентин Евгеньевич

генерал-майор АПАКИДЗЕ Тимур Автандилович

контр-адмирал БЕРЗИН Александр Александрович

капитан 1 ранга СПРАВЦЕВ Сергей Валентинович

контр-адмирал ХМЫРОВ Всеволод Леонидович

капитан 1 ранга ОПАРИН Александр Иванович

контр-адмирал ВАРФОЛОМЕЕВ Валерий Владимирович

Из числа выпускников 65 стали адмиралами, среди которых Главнокомандующий ВМФ РФ (2007-2012) адмирал В.С. Высоцкий, начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова» (2012-2016) адмирал Н.М. Максимов, начальник Главного штаба ВМФ – первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России (2016-н/вр.) вице-адмирал А.О. Воложинский, а также вице-адмиралы Ю.С. Алексеев, Л.И. Жданов, В.Л. Касатонов, О.В. Бурцев, М.М. Попов, А.Ф. Шлемов и многие другие.

14 выпускников училища стали генералами, среди которых заместитель начальника управления Генерального штаба ВС СССР генерал-лейтенант В.М. Иванушкин, начальник одного из управлений МО СССР, член-корреспондент Международной академии информатизации генерал-майор А.И. Демин, доктор технических наук, начальник НИИ МО СССР генерал-майор В.В. Сафронов и другие.

Подавляющее большинство выпускников училища, посвятило себя ратной службе на надводных кораблях, подводных лодках, в морской авиации и морской пехоте Отечественного Военно-Морского Флота, из которых более 9 тысяч за образцовое выполнение воинского долга по защите Отечества удостоены правительственных наград.

И в настоящее время выпускники училища командуют кораблями, соединениями и объединениями Российского флота, несут нелегкую, но почетную воинскую службу.

Многие из выпускников проявили себя на политическом, дипломатическом, научном, педагогическом поприще, а также в области литературы, культуры, искусства и были удостоены правительственных наград и почетных званий. Среди них: академик Российской академии образования, Министр образования России (1990-1992) Э.Д. Днепров; профессор, начальник кафедры Ленинградского Политехнического института В.А. Козловский, конструкторы кораблей лауреаты Государственной премии И.П. Богаченко и В.П. Горбачев; доктор технических наук, академик, почетный член многих академий С.П. Николаев; доктора медицинских наук профессора Э.М. Губачев, В.В. Кришталь и С.И. Кузнецов; дипломат, военный атташе в Республике Куба и в Румынии Г.А. Михайлов; доктором технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии Б.С. Маркитантов и многие другие.

В период летней практики нахимовцы старших классов совершенствовали свои практические навыки по основам военно-морской подготовки в дальних морских походах на учебных кораблях Балтийского флота, с посещением Финляндии, Голландии, Дании, Англии, США, Франции, Греции и других стран, по итогам которых награждались отличительным знаком «За дальний поход», что в 15-16 лет является достойной и почётной наградой для будущих морских офицеров.

С 1946 по 2008 гг. традиционно воспитанники училища принимали участие в военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде). Эта славная традиция была возрождена в 2013 г., и ежегодно продолжается.

В настоящее время Нахимовское военно-морское училище располагается в трех, отдельно стоящих зданиях. Главный корпус «Училищный дом имени Императора Петра Великого» включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и находится под охраной государства.

1963 — 1971 БАКАРДЖИЕВ Вячеслав Георгиевич

  • 1971 — 1976 БЕЛЯЕВ Павел Григорьевич

  • 1976 — 1979 ФЁДОРОВ Николай Константинович

  • 1979 — 1990 СТОЛЯРОВ Лев Николаевич

  • 1990 — 2001 МАЛОВОВ Николай Николаевич

  • 2001 — 2007 БУКИН Александр Николаевич

  • 2008 ЮРЧЕНКО Андрей Яковлевич

  • 2008 — 2013 АНДРЕЕВ Николай Николаевич

  • 2013 — 2018 СУРОВ Алексей Борисович

  • В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования инфраструктуры, учебно-материальной базы, улучшению социально-бытовых условий воспитанников, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Министерстром обороны РФ генералом армии С.К. Шойгу принято решение о реконструкции основных фондов Нахимовского военно-морского училища, которое предполагает строительство нового многофункционального корпуса, реконструкцию учебно-казарменного здания, реставрацию учебно-административного корпуса, а также создание парковой зоны, зоны плоскостных спортивных сооружений и других объектов.

    Геральдические эмблемы училища

    Большая эмблема – герб Нахимовского ВМУ . Главный геральдически оформленный официальный символ, отражающий общие, частные и особенные признаки функционального предназначения и способов деятельности учреждения. В большой эмблеме посредством геральдических элементов должна отражаться максимально полная информация об учреждении определенного уровня и функционального предназначения.

    Средняя эмблема . Геральдически оформленный официальный символ, отражающий частные и особенные признаки функционального предназначения учреждения и способы деятельности. Средняя эмблема создается для расширения возможностей при построении геральдических знаков.

    Малая эмблема . Геральдически оформленный официальный символ, отражающий особенные признаки функционального предназначения учреждения и способов деятельности. Малая эмблема является строго индивидуальной для конкретного учреждения и представляет собой объединенную единым символическим смыслом художественную композицию геральдических элементов.

    Медальон. Геральдически оформленный официальный символ, отражающий особенные признаки функционального предназначения учреждения и способов деятельности, размещенный в центре синего креста оборотной стороны знамени. На красном фоне медальона расположена малая эблема учреждения.

    На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

    Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

    Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

    Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

    Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

    Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

    В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

    À PROPOS

    Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

    Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

    Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

    Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

    Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

    Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

    Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

    Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


    Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

    Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

    Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

    Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

    Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

    После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

    Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

    Борис Кириков.

    Фотография Юрия Молодковца

    В 1899 году в Городской Думе была образована юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга. Предложено было множество проектов, среди них такие как строительство Беломорского канала или возведение здания Городской Думы на Петровской набережной. Но победила другая идея, принадлежащая Комиссии по образованию - построить Училищный дом имени Петра Великого. В те времена в России повсюду строились школы, открывались пансионы, идея просветительства, новых Училищных домов была в начале XX века крайне популярна.

    Участок для строительства был вскоре намечен - участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I . Новое здание должно было стоять к нему фасадом. 19 марта вопрос был решён, под строительство было выделено 1800 кв. саженей. Здесь планировалось построить целый комплекс учебных домов. Так как до юбилея города оставалось совсем мало времени, к празднику успевали только ограничиться торжественной закладной первого здания.

    16 апреля 1903 года Городская Дума вдруг отказывает комиссии в отведённом месте. Причина проста - высокая стоимость участка. В том месте где располагался Пеньковый буян кв. сажень стоила 220 рублей, это была большая сумма для того времени. К 29 апреля было предложено выделить место на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской, там земля стоила всего 120 рублей за кв. сажень. 12 мая Городская Дума всё же согласилась предоставить для строительства этот участок, и то не единогласно (38 - "за" и 21 - "против"). "В дни юбилейных торжеств на этом месте должно быть произведено освещение" - так решила Дума. До праздника оставалось всего три дня.

    2017-2020 гг - Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны
    Российской Федерации:
    реставрация фасадов и кровли здания 1910 года постройки (выполнены все виды работ
    по реставрации фасадов, кровли, штукатурки, лепнины, ковки); восстановление декоративных наверших водосточных и дымовых труб из меди.

    Это здание вот уже второе столетие подряд считают петербургским символом просвещения и образования. В начале прошлого века здесь базировалось ремесленное училище, после революции — общеобразовательная школа, а уже с 1944 г. и до сегодняшнего дня — знаменитое Нахимовское военно-морское училище.

    Бывший Городской училищный дом имени Петра Великого, а ныне Нахимовское военно-морское училище, возведенный петербургским архитектором Александром Ивановичем Дмитриевым, является одним из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства начала ХХ столетия.

    Мысль о возведении «народного школьного дома» возникла в 1902 г., когда велись подготовительные работы к празднованию юбилея столицы Российской империи. Программа предусматривала строительство крупнейшего в столице учебно-просветительского комплекса для детей и юношества. В основной части здания следовало разместить 12 классов начального училища, городскую бесплатную читальню, зал и другие помещения. В отдельном корпусе — ремесленные училища с классами и мастерскими. Комиссия по образованию Городской думы задумала эту постройку как своеобразный памятник основателю Санкт-Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа». И далеко не случайным было в этой связи место, где мыслилось построить Училищный дом, — вблизи Домика Петра I.

    Здание находится в одном из живописнейших уголков Санкт-Петербурга, на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, где от реки Невы берет свое начало Большая Невка. Его крупные живописные объемы, отсылающие к эпохе петербургского барокко, чрезвычайно органично вписались в панораму невских берегов, став интересным и мощным акцентом, доминирующим на всем протяжении Петроградской набережной. Силуэт фигурных крыш с легким шпилем-мачтой, пластическое решение бело-голубых фасадов, скульптурное убранство создают яркий и запоминающийся образ.

    Обращение к барокко, ориентация на конкретный исторический контекст, безусловно, не были случайными, большую роль играли как сложившиеся традиции необарочного строительства в Петербурге, так и художественная атмосфера начала века, проникнутая тягой к изучению истории и культуры родного края. В эти же годы было возрождено объединение <<Мир искусства », в котором видную роль играли художники Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский. Училищный дом предоставлял «мирискусникам» возможность хотя бы частично провести в жизнь свои творческие установки: историзм, просветительство, декоративность.

    Лепной барельеф бронзовым бюстом Петра 1

    Пластический декор Училищного дома создан по эскизам А.Н. Бенуа скульптором В.В. Кузнецовым. Крупномасштабный рельеф в тимпане лучкового фронтона включает в себя огромный картуш с монограммой Петра I и фигуры обнаженных юношей-атлетов, держащих свисающую львиную шкуру, на которой помещен циферблат часов (часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер»). Смысловой центр — бронзовый бюст Петра I в фигурной нише третьего этажа, заключенной в пышное рокайльное обрамление с фигурками путти. Бюст отлит в мастерской В.З. Гаврилова.

    К 240-летию Петра I, 30 мая 1912 г. Училищный дом был освящен. Столичная пресса весьма справедливо называла новое здание «дворцом Петра I», <<домом-дворцом», «чудом строительства ». Высокую оценку давали ему и специалисты. Училищный дом А.И. Дмитриева действительно стал самым значительным и примечательным сооружением среди школьных зданий Петербурга начала века.

    После революции 1917 г. в здании Городского училищного дома имени Петра Великого размещались Городской лазарет № 237 для психически больных солдат (по ситуации на 1918 г.), а затем 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера).

    С 1944 г. в этом здании разместилось Нахимовское военно-морское училище (НВМУ). По устным свидетельствам, архитектор А.И. Дмитриев сам предложил выбрать для нового учебного заведения здание бывшего Городского училищного дома. «И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», — признавал создатель великолепного памятника архитектуры начала ХХ века.

    Сегодня здесь проходят масштабные ремонтно-реставрационные работы, целью которых является сохранение объекта культурного наследия, а также приспособление исторического здания для современного использования как учебного и административного корпуса Нахимовского училища. В здании предусмотрено размещение кабинетов администрации, преподавателей дополнительного образования, актового зала для проведения торжественных мероприятий и музея.

    Начальный этап реставрационно-ремонтных работ подразумевает комплексное восстановление фасадного ансамбля здания с воссозданием всех утраченных элементов. Целью ставится как можно точнее повторить авторский замысел архитектора А.И. Дмитриева. Предварительно специалистами компании ООО «Деметра» была проведена большая изыскательская работа в архивных и музейных фондах города. Благодаря сохранившимся историческим чертежам, планам, графическим, живописным и фотографическим изображениям облик бывшего Училищного дома на момент его открытия в 1912 г. весьма ясен.

    Дубовое дверное заполнение полусветлое, арочное. Многослойность и загрязнение лепной композиции десюдепорта

    При проведении натурного обследования основное внимание было уделено определению степени сохранности материалов отделки, оценке их технического состояния, наличию дефектов и, по возможности, выявлению причин их появления. Кирпичное здание имеет п-образную планировку, состоящую из пяти корпусов разной этажности, соединенных между собой. Окраска штукатурного слоя стен сильно загрязнена, определяются трещины и шелушение поверхности, связанные, в первую очередь, с неоднородностью штукатурных слоев и необоснованностью применения шпатлевочных слоев значительной толщины. Отсутствие необходимых расчисток в ходе предыдущих реставрационных работ привело к увеличению толщины штукатурной отделки и нарушению пластики фасада. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы удалить все позднейшие штукатурные и шпатлевочные слои до твердой основы. В некоторых местах потребовалось восстановление целостности кирпичной кладки специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры.

    Общий вид горельефа главного фасада

    В декоративном оформлении фасадов использован лепной декор: картуш, обрамляющий бронзовый бюст Петра I, обрамление циферблата часов, модульоны, капители колонн, горельеф и скульптурные композиции на южном фасаде. При проведении обследования был выявлен ряд проблем: декор сильно загрязнен, многослойно окрашен, наблюдаются разрушения, местами с обнажением металлоарматуры. Из-за дефектов основания (трещин в кирпичной кладке) бронзовый бюст Петра I имеет некоторое отклонение в сторону. Циферблат часов, покрытый керамическими изразцами, имеет трещины и загрязнения. Сейчас проходят работы по реставрации пластического убранства фасадов: расчистка от загрязнений и покрасок, удаление деструктированных и укрепление ослабленных фрагментов. Если восполнение мелких утрат ведется методом домастиковки на месте, то крупные детали будут отливаться в мастерской по моделям, изготовленным по сохранившимся образцам. В этой работе реставраторам приходится не только соответствовать уровню профессионализма предшественников, но и иметь дело с редким разнообразием материалов отделки и техник ее изготовления.

    Также идут работы по реставрации и воссозданию металлодекора фасадов и кровли. Кровля здания имела не только сложную конфигурацию, но и была богато декорирована башенками, аттиками, фронтонами и слуховыми окнами различной формы. Печные трубы здания были украшены живописными дымниками, которые, к сожалению, не сохранились. Помимо металлодекора наверший дымовых труб, кровля здания была богато украшена декоративными колпаками на воронках водосточных труб. Они также утрачены. Все эти исторические фрагменты будут воссозданы по иконографическим материалам и аналогам, сохранившимся на объекте. Также будут отреставрированы и восстановлены решетки окон цокольного этажа, металлические ограждения балконов, кованые флагодержатели, а кровлю заменят на медную.

    За долгий период эксплуатации многое из наружной отделки здания было либо повреждено, либо безвозвратно утрачено. Так, в советское время двери дворовых фасадов разделили печальную судьбу многих дверей Петербурга, их самовольно заменили на новые. Сохранившиеся двери лицевых фасадов нуждаются в серьезной реставрации с восстановлением резного декора. Будет произведен демонтаж всех оконных проемов с восстановлением исторической расстекловки по иконографическим материалам.

    На восточном и южном фасадах сохранились известняковые плиты входов в здание, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Утраченные известняковые ступени будут восполнены в оригинальном материале того же месторождения, в тех же размерах, с воссозданием их подлинного исторического рисунка.

    Проектом реставрации предусматривается устройство козырьков над входами дворовых фасадов по историческим аналогам, реставрация металлических и кирпичных оград, восстановление утраченной люстры-фонаря в арочном проезде.

    Здание Нахимовского военно- морского училища неотъемлемая часть исторического облика Санкт-Петербурга. Проводимые специалистами компании ООО «Деметра» реставрационные работы нацелены на то, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать подлинность архитектурного решения одного из самых красивых учебных заведений.