Государство

Заживо замурованный молодой парень страшные легенды замков. Фотоохота за достопримечательностями: легенды и призраки Гольшан


Кровавые жертвы строителей средневековья.

По мнению современных ученых, Европа похожа на огромное кладбище. И это не удивительно: большинство замков, мостов и иных фундаментальных строений полито кровью невинных жертв. Кстати, обычай возводить строения на месте принесения человеческой жертвы существовал вплоть до конца XVIII века: с глубокой древности считалось, что стены замков, башен и крепостей, построенные с соблюдением этого условия, простоят столетия и защитят их обитателей от всех земных напастей. И история не раз доказывала... истинность подобных верований.

РАДИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

В скандинавских сагах говорится о том, как стены средневекового Копенгагена постоянно то тут, то там обрушивались. Покончить со строительным "браком" помогло радикальное средство: в стене сделали нишу и поставили там столик с едой и игрушками, за который посадили голодную девочку. Пока она ела и забавлялась с диковинками, рабочие быстро замуровали нишу и сложили свод. Несколько дней затем у склепа сутки напролет играла команда музыкантов, чтобы заглушить крики невинной жертвы. Хотите верьте, хотите нет, но стены с тех пор рушиться перестали.
В Японии невольников, приговоренных к смерти, заживо заваливали камнями в фундаменте. В Полинезии под каждой из двенадцати колонн храма Мавы при строительстве живьем закопали по шесть юношей и девушек. А францисканский собор, находящийся всего в двух часах езды от Лиссабона (Португалия), вселяет в души посетителей леденящий страх: его стены и своды облицованы человеческими костями - так монахи пытались доказать бренность земного существования...

ЗАМУРОВАННЫЕ ОХРАННИКИ

Большинство замков старой Чехии также построены с принесением человеческих жертв. Тройский замок, Чешский Штернберг, Конопиште, Карлштейн - всюду здесь при раскопках в стенах или в основании фундамента находили замурованных живыми воинов, чтобы, как говорится в старых хрониках, "они при осаде помогали сражаться своим собратьям, вселяя ужас и немощь во врага".
В итальянских преданиях часто упоминается мост через реку Эду, который постоянно обрушивался, пока в центральную опору не была замурована красавица-жена одного из строителей. Мост стоит уже больше трех столетий, но по ночам, рассказывают местные жители, слышно, как он сотрясается от рыданий и проклятии несчастной женщины...
В Шотландии с древности существовал обычай окроплять человеческой кровью фундаменты и стены всех сооружении, Недалеко ушли от шотландцев и их соседи - англичане: в стране жива легенда о некоем Вортингсре, который никак не мог достроить королевскую башню. Она постоянно осыпалась, погребая под собой строителей. И лишь когда отсекли голову мальчику-сироте и окропили его кровью фундамент, башня была благополучно достроена. Она стоит в Лондоне по сей день и известна как Тауэрская башня, средневековая тюрьма для государственных преступников.

И ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛКО

Детей приносили в жертву довольно часто. Например, в Тюрингии при строительстве замка Либенштейн за большие деньги были куплены у матерей несколько детей и живьем замурованы в стену. В Сербии при строительстве крепости Скадры в стену замуровали молодую мать с младенцем. По поверьям, злая русалка постоянно разрушала то, что день за днем возводили триста каменщиков, и только человеческая жертва помогла строителям закончить свою работу. До сих пор сербские женщины приходят поклониться святому источнику, который стекает по стене крепости.
Его вода имеет цвет молока, напоминая пришедшим о несчастной кормящей матери, сложившей здесь свою голову.
Недалеко ушли и восточнославянские князья Юрий Долгорукий и Дмитрий Донской... Приступая к строительству кремля, они обязательно приносили в жертву малолетних детей. Обычно к проезжей дороге посылались дружинники с наказом схватить первых попавшихся отроков. Их-то и замуровывали в основание фундамента. Кстати, другое древнее название кремля, дошедшее до наших дней,детинец...

НЕЖНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

Язычество с его жертвоприношениями еще довольно долго существовало на христианской Руси. Маленьких девочек замуровывали в основание мостов, людей с увечьями и черных петухов, которые будто бы должны были усилить ценность жертвы, - в стенах царских дворцов. Не говоря уже о варварских обычаях добавлять человеческую кровь в строительный раствор или даже бросать людей, например, в кипящую бронзу, как поступали вьетнамские мастера. Считалось, что если сварить в бронзе для колоколов девственницу, они получатся особенно крепкими и с удивительно нежным звоном - как будто плач молодой девушки...
Не брезговали подобными "методами" и на Руси. И только Бог знает, сколько людей бесследно сгинуло в котлах при массовой отливке колоколов и пушек.

ИНДЕЙЦЫ-РЕКОРДСМЕНЫ"

Жертвами становились не только преступники или крепостные. В Бирме, чтобы сделать столицу неприступной, утопили в реке саму королеву.
Но все рекорды по принесению человеческих жертв покрыла Америка. Индейцы возлагали людей на алтарь своих богов так часто и в таком ужасающем количестве, что все рассказы о жестокости конкистадоров меркнут по сравнению с их варварскими обычаями. Несчастных привязывали к столбам на солнцепеке и после их мученической кончины сдирали мышцы с костей; приковывали своих собратьев к стенам пещер, где они погибали от голода и жажды, а их тела использовались для различных ритуальных действий. В общем, человеческая жизнь там ничего не стоила. Иначе как объяснить целые поселения, дома в которых были построены из человеческих костей и лишь сверху прикрыты шкурами животных?
Кровавые божества различных народов во всех частях света требовали новых и новых жертв, даря взамен, по поверьям, нерушимость строениям и долголетие сильным мира сего.

Наверное, вы читали готические истории о том, как в стенах зданий замуровывали клады или людей? Оказывается, такое может вполне происходить на самом деле! В стенах находят различные вещи, а также тела людей и животных, возраст которых может равняться нескольким столетиям. Конечно, чаще они попадают туда по чьему-то умыслу, а не по случайности.

В старину существовало поверье, что здание будет стоять крепко, если в его стену замуровать живого человека. Рассказывают даже легенду о жене средневекового каменщика, которую принесли в жертву во время строительства замка, но разрешили через отверстие выкормить грудного ребенка… Говорят также, что Иван Грозный имел обыкновение замуровывать несчастных, убитых и замученных по его приказу, в стенах Кремля. Ну, конечно, не сам, а руками слуг…

Так или иначе, но трупы в стенах действительно находили. Один подобный случай приключился в 1850 году в Париже. В одной из квартир во время ремонтных работ из пространства между стенами вывалилась мумия ребенка. Хозяевам квартиры предъявили было обвинение в убийстве, но впоследствии врач установил, что ребенок умер много лет назад.

В 2008 году в США были найдены останки женщины и ее сына, пропавших год назад. После развода Рикки Чекевдиа и его мать поселились в доме бабушки - Дайан Доббс. В старом доме было много секретных ходов, в которых мальчик обожал играть. В одном из этих ходов, в пространстве между стенами, и обнаружили оба трупа. Расследование показало, что миссис Чекевдиа была очень неуравновешенной женщиной и часто агрессивно себя вела по отношению к сынишке. Предположительно, она убила Рикки в приступе гнева, а затем затащила его тело в тайный ход и там же покончила с собой…

В XVII-XVIII столетиях в Великобритании существовал ритуал замуровывать в стены кошек, с тем чтобы оберегать дом от злых сил. Сегодня при строительных работах из стен нередко извлекают мумифицированные трупики животных. Например, мумия кошки была найдена в стене средневекового коттеджа в графстве Ланкашир, где в начале XVII века, по преданиям, устраивались колдовские шабаши. По-видимому, с защитными целями в стены замуровывали и обувь. Такая традиция существовала в Европе, Азии и Америке. Так, в стенах готического дворца Лидберг в Германии была обнаружена целая коллекция обуви, которой 300 лет.

По всему миру во время ремонта люди находят в стенах одежду прежних владельцев. Иногда это грязное белье. Порой рядом с одеждой лежит записка, представляющая собой дружеское послание к тому, кому достанется находка… Это тоже традиция, хотя уже современная: люди стремятся оставить память о себе там, где они жили прежде…

Нахождение в стенах разного рода магической атрибутики - отнюдь не редкость. Например, в 2009 году при реконструкции дома XVII столетия в Великобритании строители нашли в стенах бутылки, заполненные мочой, калом, волосами и обрезками ногтей. В одной из бутылок находился кусок человеческой кожи в форме сердца , проткнутый длинным ногтем.

Удалось выяснить, что 400 лет назад в доме жила женщина, которую называли ведьмой. По этой причине ее муж развелся с ней - были даже найдены документы о разводе. После смерти женщины здание долго стояло заброшенным, так как местные жители считали, что на нем лежит проклятие…

Находить замурованные сокровища тоже случается. Так, есть легенда о том, что в 1502 году итальянский государственный деятель Пьеро Содерини нанял великого живописца Леонардо да Винчи, чтобы тот нарисовал на стене его особняка сцены из знаменитой битвы при Ангиари. Впоследствии, после кончины Содерини, другого художника, Джорджо Вазари, попросили закрасить фреску, но он не захотел уничтожать шедевр искусства и просто замаскировал его.

В 1970 году искусствовед Маурицио Серачини нашел на стене в том самом особняке следы старой краски. К тому же, на фреске, нарисованной Вазари, в этом месте была надпись: "Cerca Trova" - "Ищите и найдете". Исследователю не позволили ломать стену, но он считает, что стена с картиной является ложной и построена Вазари с целью скрыть фреску да Винчи…

Проводя ремонт дома в Огайо, строитель Боб Китс нашел 182 тысячи долларов периода Великой депрессии. По-видимому, их спрятал бывший домовладелец, бизнесмен Патрик Данн. В результате долгих судебных разбирательств клад поделили между Китсом, нынешним владельцем здания Амандом Рисом и родственниками Данна.

В 2007 году состоялся обыск в доме гангстера Фрэнка Калабрезе (Оук-Брук, штат Иллинойс). Было известно, что он спрятал где-то в своем жилище крупную сумму денег, драгоценности и оружие. Действительно, сломав фундамент и разобрав перегородки, судебные агенты нашли около ста единиц огнестрельного оружия, гору боеприпасов, а также денег и драгоценностей более чем на десять миллионов долларов.

Все замки в Закарпатьв когда-то строились как крепости-стражи этой земли. Каждый из них за столетия существования – даже небытия! – обрастал легендами. И какие бы успехи ни имела историческая наука, многие из этих мифов до сих пор нельзя ни обосновать, ни опровергнуть...

Замурованные девы и подземные стоны, кровавые следы рода Дракул и гора мук – все легенды Закарпатья и не перечислить. Тем более что к замковым страстям добавились истории всех стран и властей, которые здесь побывали, мифы замков-дворцов, тайны исчезнувших в древности фортификационных крепостей. Так за столетия сформировались десятки (если не сотни) мистических сказаний, которые до сих пор не дают покоя воображению современников.

Ужгородский замок, Ужгород

Легенда об Ужгородском замке повествует о жестокости графа Другета по отношению к своей дочери. Девушка была заживо замурована в замковые стены за бессознательную измену – выдачу замковых тайн любимому, который оказался вражьим воеводой. По другой версии – за то, что не хотела стать женой принца, а отдала сердце простому парню. А самое страшное, что в 17 веке, когда правили Другеты и когда на Ужгород напали поляки, действительно был обычай замуровывать людей в крепостные стены. Якобы ради повышения обороноспособности сооружения...

Замок в Невицком окутан легендами о несносной поган-девке и невестках, которых он якобы защищал. Поган-девкой, как рассказывают народные предания, прозвали турецкую княжну, которая правила в замке. Она приказала добавлять в оборонительные стены яйца и молоко для прочности. Стены укрепились, а вот среди людей начался голод... Другой рассказ говорит о Невичанской деве, юной владычице замка. Убегая от принудительного брака, она прямо здесь бросилась в пропасть.

Монахи-рыцари тамплиеры, монахи ордена Святого Павла, феодалы, ужгородские магнаты... Середнянский замок не выстоял перед всеми своими владельцами и теми историческими коллизиями, что за семь столетий выпали на его судьбу. Руины крепости могли бы рассказать нам, например, о прекрасной и хитрющей барышне: она здесь, говорят, когда-то жила. Но даже хитрость не спасла девушку от убийцы-отца, который замуровывал людей в замковых подземельях. Кстати, закарпатцы до сих пор повествуют, что какие-то подземные ходы соединяли целых четыре замка Закарпатья – Ужгородский, Невицкий, Середнянский и Мукачевский.

Мукачевский замок, словно живая сказка, возвышается на большом одиноком вулкане, что давным-давно уснул навеки. Тем не менее, о нем все равно рассказывают как о «горе мук», насыпанной тяжким трудом крестьян. Другая история о муках говорит, что страдали люди во время строительства собственно из-за крутой горы, на которую надо было тянуть камни. Также немало легенд сложено о замковом колодце, где, мол, сам черт воду нашел, чтобы потом погубить князя Корятовича.

О замке Сент-Миклош повествуют, что в его стенах нашли замурованный человеческий скелет. Похоже, в средневековье люди думали, что замурованный в замковых стенах человек становится покровителем-хранителем крепости и не считали это дело убийством. Но более романтичная история замка связана с влюбленными – графом Имре Текели и княгиней Илоной Зрини. Именно здесь они впервые встретились и полюбили друг друга... По крайней мере, так говорят легенды, благодаря которым крепость и окрестили «замком любви». Сейчас крепость активно возрождается и принимает гостей.

Самая интересная легенда о Хустском замке имеет определенные историческое корни. Связана она с родом, в котором появился на свет пресловутый граф Дракула. Мать Дракулы – Влада Цепеша – действительно родом из этих земель, которые ныне поделены между Украиной и Румынией, а когда-то назывались Мараморош. А дед Дракулы, Богдан из рода Сас, мараморошский воевода, вполне мог жить в замке. Только правда ли то, что его внук потом прятал здесь свои сокровища и творил злые дела? Вряд ли, хотя версия интригует.

Виноградовская крепость ныне – лишь увлекательное воспоминание, немного от нее осталось. Руины и крест одиноко стоят на Черной горе, но их все равно хочется коснуться. Виноградовские легенды говорят, что построили замок еще во времена славного венгерского короля, которого знаем как святого Стефана. Но со временем этот замок стал лишь объектом борьбы и войн – так потом и пришел в упадок.

Королевский замок также не познал милость истории. Его мощные стены даже не сохранили своих очертаний. Но легенда о нем – среди самых романтических, ибо она о короле Владиславе и красавице Каролине. Удивительно, что легенда не трагическая – встреча, любовь, брак и детишки в ней следуют одни за другим. Неизвестно только, что произошло с королевской семьей дальше – трагедия постигла их при одном из татарских нашествий. Повествуют, что вельможная чета с королевичами где-то под замковыми стенами и уснули навеки.

Этот несуществующий уже замок в Вышково (село неподалеку от Хуста, известное уникальным архитектурным памятником – деревянной реформатской церковью) имел определенную общую черту с крепостями Хуста, Виноградова и Королева. Это также был «соляной» замок – призванный охранять добычу соли на Закарпатье. Замковые легенды связаны с двенадцатью разбойниками, которые некогда заняли гору, где стояла Вишковская крепость. Издевались разбойники над крестьянами, а у одного хозяина украли дочь и завели ее в замок. Она и проклинала, и молилась, и просила... И вдруг такая буря накрыла замок, что уничтожила его. Остались от крепости одни руины.

Чтобы увидеть остатки замка Минта в Квасово над рекой Боржавой, стоит поспешить. Еще несколько лет, и от него вообще может ничего не остаться. В народе говорят, когда-то здесь жил один несчастный богач. Умирая, он проклял свое добро. И никто не мог ни достать его, ни захватить замок... Так твердыня и сгинула в веках.

Остатки Боржавского замка в селе Вары расположены в 25 минутах езды от города Берегово, известного своими целебными термальными водами. Это почти на границе с Венгрией. Согласно преданию, замок уничтожил хан Батый, а произошло это в 1241 году. Легенды рассказывают трагическую историю несчастливого брака боржавского князя Черногора и галицкой княжны Милоты. Несчастная княжна любила другого – и при трагическом стечении обстоятельств погибла во время венгерского нападения именно от рук любимого.

Замок в Броньке (28 км от Иршавы) почти совсем не сохранился, от него остались едва заметные руины стен и фундаментов. Никто не знает времени его появления. Это мог быть и период древнего государства Дакии, которая впоследствии вошла в Римскую Империю. Трагическими легендами окутаны сокровища Бронецкого замка, его судьба и гибель, даже о том, почему крепость пала, точно знают лишь ее руины. Не обошлось и без трагической любви: здесь якобы погиб рыцарь-разбойник Бринда, изменив своей возлюбленной с другой. Несчастная девушка отомстила доносом на него властям. Вместе с Бриндой погибла тайна награбленных им сокровищ, которые закарпатский Робин Гуд прятал где-то в бронецких подземельях.

Остатки славянского городища (8–9 веков) на окраине села Белки Иршавского района (это одно из наибольших сел Украины с богатой историей, расположенное в 10 км от Иршавы) осталась одна только народная легенда. Крестьяне построили замок на горе, чтобы спасаться от врагов. Называли ту гору Городищем. Когда на село произошло мощное нападение татарской орды, то женщины с детьми прорыли под замком подземный ход, пока мужчины держали оборону. Так все спаслись – а вот замок, говорят, провалился под землю, теперь даже следов от него уже не заметно.

Кроме классических крепостей Закарпатья, интерес вызывают известные подобные архитектурные сооружения, но другого типа – в частности Должанский замок-дворец и охотничий замок-дворец в урочище Берегвар (замок Шенборнов).

Сохранилось бесчисленное количество легенд и об исчезнувших и мифических крепостях Закарпатья. Это, например, таинственный Кошачий замок возле Чернечей горы (Мукачевский район) и Замок совы в селе Анталовцы возле Ужгорода. Ходят в народе легенды и о Замке язычника на горе Стремтуре возле Иршавы, Бейлев замок (Бейловар) в селе Беловарцы Тячевского района. Рассказывают также о Галаборском каштеле (то есть замке-дворце) в селе Галабор неподалеку Берегова и других городищах, замках и укреплениях в Арданове, Малой Копани, Вышкове, Дедове, Великих Берегах... Закарпатье окутано легендами, как в колыбели – и именно они были и являются непременной чертой этого таинственного края с волшебным неповторимым шармом.

Есть в Беларуси небольшой городок Гольшаны. Славится он своим знаменитым замком – резиденцией рода Сапег, возведенной в первой половине XVII века. В настоящий момент главную достопримечательность замка составляют… привидения.

Белая дама

О Белой даме из Гольшанского замка знают многие любители таинственных историй. Как рассказывает легенда, одну из стен замка долгое время не могли возвести: она постоянно обрушивалась. Тогда кто-то вспомнил о древнем обычае: чтобы здание было прочным, нужно замуровать в его стену живого человека, желательно – молодую девушку или ребенка. Подумав, строители решили, что при выборе будущей жертвы справедливо будет положиться на волю случая – пусть погибнет та женщина, которая первой принесет обед мужу…
Очень быстро шла молодая жена к своему супругу, почти бежала – не могла иначе: уж больно любила его, соскучилась, да и обед хотела принести горячим.


Но нерадостно встретил ее муж, мрачны были лица и других строителей. Некоторые варианты легенды гласят, что после того, как вложили в стену последний камень, муж женщины покончил с собой, а его труп замуровали рядом с ней.
Эта история осталась бы одной из множества мрачных средневековых легенд, если бы в 1997 году при ремонтных работах строители не наткнулись на скелет женщины. Ее поза позволяла сделать вывод, что, скорее всего, она была замурована в стену живой. Также об этом свидетельствовали сломанные пальцы рук, которыми несчастная царапала стену в тщетных попытках выбраться.
Скелет похоронили, однако без соблюдения христианского обряда. Рабочие, нашедшие его, в скором времени умерли один за другим, и все – при странных обстоятельствах.
Привидение, которое называют Белой дамой, то и дело появляется в замке, наводя ужас на сотрудников художественного музея, расположенного там.
История девушки, принесенной в жертву при постройке здания, вовсе не является уникальным сюжетом. Советский этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) в своей работе «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приводит множество примеров легенд о строительной жертве, самые показательные из этих историй будут приведены далее.

Любопытная Алена

В книге А.А. Навроцкого «Сказания минувшего. Русские былины и предания в стихах» (1896) имеется баллада под названием «Коромыслова башня».
Основу ее сюжета составляет предание о том, что при постройке Новгородского кремля была заживо закопана в землю некая Алена, жена купца Григория Лопаты. В тот день женщина слишком поздно проснулась и, чтобы успеть сделать всю работу по дому, решила пойти к реке за водой коротким путем – по тропинке, идущей по склону горы.
Возвращаясь, около городской стены женщина увидела яму. Любопытство заставило ее подойти поближе и заглянуть туда. Строители тут же окружили Алену, попросили попить. Едва женщина сняла коромысло с плеч, как ее схватили, привязали к доске и опустили в яму. Коромысло и ведра закопали вместе с ней – так велел обычай.
Надо сказать, что строители отнюдь не бестрепетно совершили жуткий поступок – они долго не соглашалась закапывать несчастную, однако главный мастер убедил их в необходимости принесения строительной жертвы:

Пусть погибнет она за весь город одна,
Мы в молитвах ее не забудем;
Лучше гибнуть одной,
да за крепкой стеной
От врагов безопасны
мы будем!

Эти строки поэта ХIХ века А.А. Навроцкого из поэмы «Коромыслова башня» в предельно четкой форме объясняют причину совершенного ритуала. Его цель – оградить город от бед путем принесения человеческой жертвы.
Интересно, что подобного рода жертвоприношения совершались в христианскую эпоху, строитель – один из героев поэмы – даже говорит о том, что погибшую будут поминать в молитвах. Безусловно, это свидетельствует о теснейшем переплетении в сознании людей христианских и языческих верований. Приведенная легенда полна бытовых деталей, за счет которых воспринимается как реальная история. Если когда-нибудь при строительных работах в Новгородском кремле откопают скелет женщины – это будет неудивительно.

Плачущие стены

Легенды о строительной жертве встречаются по всему миру. Правда, замуровывают не всегда женщин. Например, в Грузии есть сказание о Сурамской крепости, отраженное в народной песне «Сурамисцихе». По ее мотивам снят фильм Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» (1984). При постройке цитадели стены ее несколько раз обрушивались. Царь приказал найти жертву – единственного сына одинокого человека. Можно только гадать о причинах такой избирательности – возможно, принесение жертвы должно было быть сопряжено с максимальным количеством страданий. Так или иначе, на роль жертвы был избран юноша Зураб, сын одинокой вдовы. Песня передает диалог матери с замуровываемым сыном.
Женщина несколько раз спрашивает его: «До какого места ты заложен?» Тот отвечает: «По щиколотку, по живот, по грудь, по шею…» По легенде, слезы плачущего Зураба до сих пор просачиваются сквозь камни крепости…

Материнская любовь

В сербской народной песне «Постройка Скадра» находим другой вариант строительной жертвы – в стену крепости была замурована молодая женщина, мать грудного ребенка. Песня рассказывает, что по просьбе жертвы в стене оставили два отверстия: для груди, чтобы женщина в течение года могла кормить своего ребенка, и для глаз, чтобы она могла его видеть. Удивительно, однако в песне ничего не говорится о том, что женщина в это время чем-то питалась. Возможно, такая деталь просто упущена, и замурованную в стене мать кормили через оставленное на уровне лица отверстие. А может быть, при формировании окончательного текста песни «Постройка Скадра» сыграла свою роль средневековая вера в чудо – автор был убежден, что замурованную женщину незримо питали высшие силы.
Так или иначе, но после того как младенца отняли от груди, мать замуровали окончательно. Среди местных женщин бытует суеверие, что из стены в том месте, где замурована несчастная, временами сочится белая жидкость. Ее следует собирать и пить матерям, которые имеют проблемы с кормлением грудью.

«Я тебя совсем не вижу!»

В роли строительной жертвы могут выступать и дети. Легенда рассказывает, что при возведении крепости в тюрингском городе Либенштейн (сейчас она полуразрушена) в стену была замурована маленькая девочка, дочь женщины-бродяжки, которая сама продала строителям ребенка и даже присутствовала при замуровывании.
Девочку угостили сладостями и принялись закладывать проем, в котором она стояла, камнями. Ребенку казалось, что все происходящее – веселая игра. «Мама, мама, а я тебя вижу!» – кричала малышка вначале. Но отверстие становилось все меньше и меньше, и девочка принялась просить оставить ей хотя бы маленькую щелочку, для того чтобы смотреть на мать. Как и в новгородской легенде об Алене, мастеру не так-то просто было завершить страшное дело. В конце концов, работу доделал его ученик. «Мама, мама, я тебя совсем не вижу!» – донесся отчаянный крик. Говорят, что потом в течение многих лет по ночам в тех местах можно было услышать жалобный плач ребенка. Другие легенды уверяют, что до сих пор по развалинам крепости и в окрестных лесах бродит привидение бессердечной матери, после смерти раскаявшейся в своем преступлении…

Яйцо вместо птицы

Не подлежит сомнению, что в основе историй о строительной жертве часто (хотя, подчеркнем, далеко не всегда) лежат подлинные факты. В чем же причина жуткого, с точки зрения современного человека, ритуала? Объяснений может быть много. Во-первых, бытовало поверье, что душа замурованного человека станет своеобразным хранителем здания. Во-вторых, жертва могла служить для задабривания местных духов, которые были потревожены строительством.
Однако самое убедительное объяснение предлагает Д.К. Зеленин. Он справедливо указывает на то, что до появления каменных зданий люди жили преимущественно в деревянных домах. Древний человек был убежден, что деревья имеют душу и рассерженные древесные духи могут вредить людям, живущим в доме.
Желая договориться с духами деревьев, люди приносили им жертву – обычно кого-нибудь, имеющего низкий социальный статус: пленника, женщину, ребенка. По мере развития человеческого общества принесение в жертву людей стало вытесняться жертвоприношением животных, а то и вовсе неодушевленных предметов.
В 1874 году при ремонте городских ворот в Аахене (Германия) нашли мумифицированную кошку. Судя по всему, она была замурована в башне ворот при ее закладке в 1637 году.
В 1877 году в фундаменте одного из берлинских домов нашли скелет зайца и куриное яйцо. Это здание было построено в XVI веке. Очевидно, строители решили, что яйцо может быть рассмотрено как эквивалент птицы. Со временем на зловещий обряд было наложено табу, но в народной памяти остались легенды, полные трагизма…

Очень мне понравившийся как в визуальном плане, так и своим патологическим сюжетным замыслом, фильм «Замурованные в стене», снятый по мотивам произведения Les Emmurés под авторством Сержа Брюссоло. Одинокое и величественное, необычное, уникальное жилое здание, находящееся где-то вдали от расхожей цивилизации, создаёт впечатление ангарно-промышленного и, в то же время, готического образования. Как говорила сама героиня Сэм, зданию самое место в известном городском преступном ареале Готэм-сити.

Картина готовит историю мрачных и ужасных тайн, таимым этим самым домом, что всегда очень красочно может смотреться при должном подходе к их раскрытию. И подобного рода фильмы непременно занимают моё внимание — их потайные ходы; неполные архитектурные планы, могущие скрывать как пустопорожние пространства, предназначенные для далеко не хороших целей, так и оккультное расположение или соотнесение чего-либо; затираемые существовавшие здесь жизни и случаи и так далее.

Именно в стены этого сооружения были замурованы 16 тел неким убийцей, судьба которого в финале выясняется хоть и вполне предсказуемым способом, но оттого не изменяющего своей патологии. Проектированием здания занимался сумасшедший гений, как его называли, Малестрацца, чьи сооружения стоят и поныне и ничто не предвещает их падение и забвение. Малестрацца был крайне сведущ в архитектуре, имея огромную специализированную библиотеку, найдя прибежище в идеях строительства древних египтян и их пирамид.

С момента обнаружения и вызволения 16 тел из дома прошло 15 лет. Правительство решило здание снести, для чего была организована сносящая бригада во главе с молодой и привлекательной девушкой инженером Самантой (Миша Бартон). Для Саманты и её семьи снос зданий — семейный бизнес и традиция. Она прибывает к месту возвеличивания здания и вскоре поражается гениальности маэстро Малестрацца (вот подобрали-то фамилию, чтобы звучало загадочно и мрачно). Здесь она знакомится с парнишкой Джимми, который всю свою жизнь пробыл здесь, имея в качестве близкого друга лишь собаку, оставшуюся после замуровывания девочки Джули. Именно та собака, нанюхав местоположение тела, и помогла раскрыть череду жутких пропаж людей. Джимми — молодой и внешней приятный паренёк — проникается чувствами к красивой девушке и влюбляется в неё, потихоньку раскрывая секреты здания и историй здесь происходивших. Но чувства вещь коварная и далеко идущая, в особенности любовь. Джимми дарит Саманте личные записки Малестрацца с черновыми планами здания, исходя из которых девушка полностью вникает в сущность сооружения, соотнося его с египетскими пирамидами. А значит в центре должно быть большое полое пространство, предназначенное для погребения. Именно в эту тайную комнату, в которую можно пробраться через крышу, Джимми заманивает Саманту, таким вот образом надеясь пробудить и её любовь к себе. А в сём вместилище обитает тот самый считавшийся мёртвым Малестрацца, чья персона тут обитает уже более 5 тысяч дней под надзором Джимми и его матери. Но выясняется, что Малестрацца так задумал вообще изначально, в финале откапывая себе могилу и предоставляя возможность Саманте убить себя, тем самым дав жизнь и вечность зданию (по легенде египтян, стойкость и вечная молодость их пирамид обоснованы вливанием в их остовы жизней и душ человеческих, и сам маэстро теперь станет последним штрихом для своего гениального творения, отдав ему душу).

Внимание, конечно же, прежде всего, на себя обращает дом, хоть и являясь компьютерным специальным эффектом. Возможно даже и не дом, а его образ, создающий атмосферу необычного сокрытого и определённой мистификации, когда существуют тайные коридоры, ходы, люки и прочее. Замысел с аллюзиями на египетские пирамиды вкупе с безумием Малестрацца по поводу приурочивания своего фараоновского погребения к вечной жизни здания вообще выглядят прекрасно. Да и вообще можно сказать, что в доме нет сколько либо нормальных людей: Малестрацца убивал людей и замуровывал их в стены, чтобы воплотить свои идеи; Джимми — сходящий с ума от одиночества паренёк, безумно влюбившийся в первую же барышню; мать всё это дело с Малестрацца прикрывает и знает, периодически разговаривая с расковырянной стеной, из которой достали её мёртвого мужа; негр сидит на каких-то кислородных баллонах, поддерживающих его функционирование в моменты стресса (да и ведёт он себя импульсивно); старуха-чаёвница хранит коллекцию архитектурных книг Малестрацца, зная точное их количество (не удивительно, если она всё это прочитала; и чем-то скрыто нервозным веет от неё).

Мрачный, опустошённый своим окружением фильм, возвеличивающий безумие гениального архитектора и заканчивающийся трагедией любви. Кажется, что все герои пришли к своему правильному логическому концу, и даже Джимми, вмиг полюбивший и не справившийся с таким тяжким грузом, как-будто бы единственно верно поступил.