Вторая часть повести - «Женитьба дяди Шуры» - по-своему продолжает главные события. В первой части - мир во множестве отношений и событий, в толчее людей и обстоятельств. Во второй - завязывается еще более сложный узел трудных вопросов в себе и в других. Понять нужно и то, и другое. Перед Борисом - новая ступенька. Она ведет вверх, но с нее можно и сорваться. Борис переезжает с Арбата в Измайлово, расстается со старой школой и старыми товарищами. Правда, ему повезло: на одной площадке с ним в новом доме поселилась Наташа, с которой так много было связано в первой части. Но появилась и жена дяди Шуры - Надежда Васильевна. Общение с ней тоже стало нелегким испытанием. Обо всем этом вы, читатель, узнаете, вникая в события второй части.
Но вот о чем мне хотелось бы сказать особо, подумать вместе с вами. Здесь писатель впервые говорит о Борисе: «Ты закоренелый урбанист». УРБАНИСТ - еще одна важнейшая сторона современной жизни, которая творит человека и которую творит человек. Не забудем, что Россия в начале двадцатого века была преимущественно крестьянской страной. Так если всерьез думать о жизни поколения двадцать первого века, то нужно очень внимательно отнестись к слову «урбанист». Многие поколения русских людей в своем большинстве были людьми деревенскими. Но это - в сравнении с ГОРОДОМ - совсем другая жизнь! История в двадцатом веке, а особенно в начале двадцать первого века, все круто повернула. Жизнь учит «чудака» Бориса и нас всех во всех поколениях видеть жизнь по-новому. И в этой жизни все мы так или иначе «чудаки». Все меняется неожиданно, глубоко, бесконечно. Так что, милые читатели, всмотритесь в себя через увеличительное стекло судьбы Бориса Збандуто, дяди Шуры, Надежды Васильевны, Наташки и всех-всех вокруг - горожан, урбанистов. Все острее мы чувствуем, что живет Борис среди хороших, но разных, непохожих на него и друг на друга людей. Потому что это - город, это разные человеческие миры. Бориса спрашивает соседка: «А какие у тебя родители?» И ему нечего ответить, кроме «обыкновенные». А о чем они думают, когда молчат? И на этот вопрос у Бориса нет ответа.
Вот так своеобразно построена повесть: ее первая часть - деятельная, «событийная», там все время что-то происходит. Вторая - обращена вглубь, в душу, в мысли, в чувства. И «чудак» переживает еще одно открытие - мира природы. Надежда Васильевна среди прочего как-то сказала: «Как можно не любить цветов! Это все равно, что не любить землю».
Я вздрогнул от этих ее слов: жил в асфальтовом городском мире и никогда не думал о земле, о цветах, о деревьях, которые на ней росли.
Надежда Васильевна не без основания говорит ему (а может, эти слова читатели могут принять и на свой счет?): «Ум у тебя не аналитический… Ты живешь, как получится». Что ж, она права: это не образ жизни урбаниста. Хотите знать, что такое городская человеческая личность? Да об этом еще в начале позапрошлого, девятнадцатого, века писал Пушкин: «Владею днем моим; с порядком дружен ум; учусь удерживать вниманье долгих дум…»
Путаницы в городской жизни очень много. Злой, обидной, нечаянной, себялюбивой… Но, попав в нее, нужно понять и себя, и других.
Думаю, что внимательный читатель откроет много нового и необходимого в книге Владимира Железникова. Но еще больше откроет в себе самом.
Напряжен, насыщен смыслом финал повести о «чудаке». Он требует медленного, вдумчивого чтения. Необходимое открытие дается нелегко самому Борису. Человек, который казался таким ясным, - Надежда Васильевна, - «все удалялась и удалялась от меня и превращалась из обыкновенного человека в недосягаемую горную вершину, которая без конца манит к себе, но которую тебе никогда не дано покорить». Но все дело в том, что способ «покорять горные вершины» - внутри самого человека. Об этом много раз и по-разному пишет Владимир Железников. И, дочитывая повесть, мы видим, что нелегко, порою мучительно, но это начинает у «чудака» Бориса получаться. И эта самая «вершина», Надежда Васильевна, наблюдательная и умная, сама первая говорит ему: «Боря… а ты вырос». Что значит «вырос»? Найти себя, владеть собой, действовать искренне в возникших обстоятельствах и значит «вырасти». Но дорога к себе и миру не знает конца. Вот заключительные строки повести. Казалось бы, «весь мир предстал предо мной в новом, совершенном виде…» И, «успокоенный», Борис пошел дальше своей дорогой.
Какая-то она будет?
«В ухабах, в ухабах, - как говорит моя дорогая тетя Оля, всемирно известная прорицательница, не лишенная педагогического чутья. - В ухабах, но жизнь все-таки прекрасна, надо идти вперед».
С этим нужно согласиться. А разве не так? Тем более, этот путь нужно пройти поколению двадцать первого века.
Вторая часть повести – «Женитьба дяди Шуры» – по-своему продолжает главные события. В первой части – мир во множестве отношений и событий, в толчее людей и обстоятельств. Во второй – завязывается еще более сложный узел трудных вопросов в себе и в других. Понять нужно и то, и другое. Перед Борисом – новая ступенька. Она ведет вверх, но с нее можно и сорваться. Борис переезжает с Арбата в Измайлово, расстается со старой школой и старыми товарищами. Правда, ему повезло: на одной площадке с ним в новом доме поселилась Наташа, с которой так много было связано в первой части. Но появилась и жена дяди Шуры – Надежда Васильевна. Общение с ней тоже стало нелегким испытанием. Обо всем этом вы, читатель, узнаете, вникая в события второй части.
Но вот о чем мне хотелось бы сказать особо, подумать вместе с вами. Здесь писатель впервые говорит о Борисе: «Ты закоренелый урбанист». УРБАНИСТ – еще одна важнейшая сторона современной жизни, которая творит человека и которую творит человек. Не забудем, что Россия в начале двадцатого века была преимущественно крестьянской страной. Так если всерьез думать о жизни поколения двадцать первого века, то нужно очень внимательно отнестись к слову «урбанист». Многие поколения русских людей в своем большинстве были людьми деревенскими. Но это – в сравнении с ГОРОДОМ – совсем другая жизнь! История в двадцатом веке, а особенно в начале двадцать первого века, все круто повернула. Жизнь учит «чудака» Бориса и нас всех во всех поколениях видеть жизнь по-новому. И в этой жизни все мы так или иначе «чудаки». Все меняется неожиданно, глубоко, бесконечно. Так что, милые читатели, всмотритесь в себя через увеличительное стекло судьбы Бориса Збандуто, дяди Шуры, Надежды Васильевны, Наташки и всех-всех вокруг – горожан, урбанистов. Все острее мы чувствуем, что живет Борис среди хороших, но разных, непохожих на него и друг на друга людей. Потому что это – город, это разные человеческие миры. Бориса спрашивает соседка: «А какие у тебя родители?» И ему нечего ответить, кроме «обыкновенные». А о чем они думают, когда молчат? И на этот вопрос у Бориса нет ответа.
Вот так своеобразно построена повесть: ее первая часть – деятельная, «событийная», там все время что-то происходит. Вторая – обращена вглубь, в душу, в мысли, в чувства. И «чудак» переживает еще одно открытие – мира природы. Надежда Васильевна среди прочего как-то сказала: «Как можно не любить цветов! Это все равно, что не любить землю».
Я вздрогнул от этих ее слов: жил в асфальтовом городском мире и никогда не думал о земле, о цветах, о деревьях, которые на ней росли.
Надежда Васильевна не без основания говорит ему (а может, эти слова читатели могут принять и на свой счет?): «Ум у тебя не аналитический… Ты живешь, как получится». Что ж, она права: это не образ жизни урбаниста. Хотите знать, что такое городская человеческая личность? Да об этом еще в начале позапрошлого, девятнадцатого, века писал Пушкин: «Владею днем моим; с порядком дружен ум; учусь удерживать вниманье долгих дум…»
Путаницы в городской жизни очень много. Злой, обидной, нечаянной, себялюбивой… Но, попав в нее, нужно понять и себя, и других.
Думаю, что внимательный читатель откроет много нового и необходимого в книге Владимира Железникова. Но еще больше откроет в себе самом.
Напряжен, насыщен смыслом финал повести о «чудаке». Он требует медленного, вдумчивого чтения. Необходимое открытие дается нелегко самому Борису. Человек, который казался таким ясным, – Надежда Васильевна, – «все удалялась и удалялась от меня и превращалась из обыкновенного человека в недосягаемую горную вершину, которая без конца манит к себе, но которую тебе никогда не дано покорить». Но все дело в том, что способ «покорять горные вершины» – внутри самого человека. Об этом много раз и по-разному пишет Владимир Железников. И, дочитывая повесть, мы видим, что нелегко, порою мучительно, но это начинает у «чудака» Бориса получаться. И эта самая «вершина», Надежда Васильевна, наблюдательная и умная, сама первая говорит ему: «Боря… а ты вырос». Что значит «вырос»? Найти себя, владеть собой, действовать искренне в возникших обстоятельствах и значит «вырасти». Но дорога к себе и миру не знает конца. Вот заключительные строки повести. Казалось бы, «весь мир предстал предо мной в новом, совершенном виде…» И, «успокоенный», Борис пошел дальше своей дорогой.
Какая-то она будет?
«В ухабах, в ухабах, – как говорит моя дорогая тетя Оля, всемирно известная прорицательница, не лишенная педагогического чутья. – В ухабах, но жизнь все-таки прекрасна, надо идти вперед».
С этим нужно согласиться. А разве не так? Тем более, этот путь нужно пройти поколению двадцать первого века.
Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Железников Владимир
Жизнь и приключения чудака
Владимир Карпович Железников
Жизнь и приключения чудака
В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР, входят повести "Жизнь и приключения чудака", "Последний парад", "Чучело" и другие. То, что происходит с героями повестей, может быть с любым современным школьником. И все-таки они могут поучить своих сверстников вниманию к людям, к окружающему. Автор изображает подростков в таких жизненных ситуациях, когда надо принимать решение, делать выбор распознавать зло и равнодушие, то есть показывает, как ребята закаляются нравственно, учатся служить добру и справедливости.
Издается в связи с 60-летием писателя.
Для среднего возраста.
Тетрадь с фотографиями
Женитьба дяди Шуры
Вандал, варвар, гунн! Но в отличие от них на тебе
лежит печать цивилизации нескольких столетий! Может
быть, ты считаешь, это не имеет значения? Посмотрим,
посмотрим...
Из высказывания тети Оли в мой адрес
ТЕТРАДЬ С ФОТОГРАФИЯМИ
Эта история началась с того, что отец, уезжая в командировку, поручил мне купить подарок маме ко дню рождения. Он оставил целых десять рублей, но, прежде чем удалиться, все же спросил:
– Надеюсь, ты меня не подведешь?
Я, конечно, успокоил его самым решительным образом.
Если бы с нами рядом была тетя Оля, то она обязательно сказала бы под руку: "Неисправим дух хвастуна!"
Это я-то хвастун?! Посмотрим, посмотрим...
Да! Вы же не знаете тети Оли. Это наша родственница и домашняя прорицательница. Она учительница литературы в отставке, ей уже за шестьдесят. Между прочим, большая благодетельница: уступила мне свою комнату, а сама переехала к сестре на другой конец Москвы. Подучается, что она ничего, не тычет в нос своей добротой, как другие. Ну, отдала комнату и отдала и не напоминает. Но зануда! У-у-у, зануда номер один.
Она воспитывала меня с пеленок: говорят, запрещала писаться и плакать. И вроде бы ей удалось кое-чего добиться, но я думаю, это легенда, которую она распространяла сама. Не верится, чтобы я с моим характером поддался ей. Ни за что?
В общем, она умоталась, и слаба богу, потому что я не люблю, когда меня постоянно воспитывают. Иногда даже хочется сделать что-нибудь хорошее, но специально отказываешь себе в этом, чтобы не подумали, будто я поддался воспитанию. Хотя тетя Оля это делает хитро и незаметно.
Но меня не проведешь. У меня глаз наметанный. Я давно усвоил: главное в жизни – не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность. А ее надо беречь.
Я, например, принципиально не собираю марки, потому что в нашем классе их собирают все, плохо учусь, потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории, что урок выучил, но отвечать не буду. Правда, за это меня выгнали из класса и влепили единицу, а отец обозвал балбесом и кричал, что я значение слова "индивидуальность" понимаю шиворот-навыворот.
Хе-хе-хе, если бы тетя Оля услышала словечко "умоталась"! Вот бы подняла шум: "Что ты делаешь с великим русским языком? Это же святыня святынь! На нем разговаривал сам Пушкин!"
Но оставим тетю Олю в покое.
Так вот, заметьте, уже на следующий день после отъезда отца я собрался идти за подарком. Я не люблю откладывать важные дела в долгий ящик.
Только я вышел на улицу, как встретил своего лучшего друга Сашку Смолина.
– Ты куда? – спросил Сашка.
– Никуда, – ответил я. – А ты?
– И я никуда, – сказал Сашка.
– А у меня, – сказал я, – есть десять рублей, – вытащил папину десятку и похрустел перед Сашкиным носом.
– Подумаешь! – сказал Сашка.
– Да это же мои собственные! – возмутился я.
– Ври, да не завирайся. Вот чем докажешь, чем?
Мне надо было остановиться и ничем не доказывать, но хотелось добить Сашку, и я небрежно сказал:
– Пошли в кино.
И разменял папину десятку.
А через несколько дней раздался междугородный телефонный звонок. Конечно, это звонил отец. Он беспокойный тип: стоит ему уехать, как тут же начинает названивать чуть ли не каждый день. Когда он узнал, что мамы нет дома, то стал спрашивать про подарок. Я сказал, что уже кое-куда ходил и кое-что видел.
– А куда? – дотошно спросил он.
Я ответил:
– Естественно, в магазин.
– А в какой?
– "Все для женщин".
– Что-то я такого магазина не знаю, – сказал недоверчиво отец. – А ты, часом, не врешь?
– Я? Ты что?!
А мне понравилось название "Все для женщин". По-моему, прекрасное. А он так грубо: "Ты не врешь?" Недаром тетя Оля говорила про него, что недоверчивость мешает ему наслаждаться жизнью.
– А где он находится? – продолжал он допрос.
– На улице Веснина. Как свернешь, сразу по левую руку.
– Там всю жизнь была керосиновая лавка! – завопил папа.
– Ее снесли, – храбро ответил я. – И выстроили новый магазин.
А жаль! Я бы ему еще многое порассказал, не дали мне до конца расписать прелести магазина "Все для женщин".
Между прочим, я потом сходил на эту улицу Веснина. Папа оказался прав: там был хозяйственный магазин, и это вызвало у меня большое любопытство.
На всякий случай я зашел в магазин и почему-то купил там тюбик синей краски и кисть. Я бы не стал покупать, но в лавке никого не было, а продавец, сухонький зловредный старик, вцепился в меня хваткой бульдога и навязал.
Я думаю, он в этой лавке работал еще до революции, а в то время, как известно, была конкурентная борьба, вот он и научился всучивать. А я без привычки растерялся: ухлопал ни за что ни про что еще один рубль из папиной десятки.
Чтобы как-то успокоиться, я решил пустить краску в дело. Пришел домой и выкрасил свою кровать в синий цвет. Получилось красиво. А то кровать старая, облупившаяся.
Правда, когда я закончил красить, мною овладело легкое сомнение, что моя работа может не понравиться маме. Она вполне могла придраться к тому, что синих кроватей не бывает. А почему, ответьте мне, почему не может быть синей кровати?
Мы встретились с мамой вечером. Нет, она меня не ругала, а просто отвесила хороший подзатыльник.
Не знаю, зачем применять в наше время такие забытые средневековые методы воздействия. Можно придумать что-нибудь пострашнее. Например, не подзывать к телефону, когда звонит Сашка, или выключать телевизор на самом интересном месте.
Рука у мамы тяжелая, она преподаватель физкультуры, гимнастка, после ее подзатыльников у меня голова по два часа гудит. Я проверял по часам. Как после посещения воздушного парада: ты уже дома, и тишина, и самолеты не летают, а в голове гул.
Тут, к счастью, зазвонил телефон.
Мама сняла трубку. Это звонила тетя Оля.
– Приезжай, полюбуйся, что наделал твой любимец! – кричала мама. – Он выкрасил кровать в синий цвет. Может быть, ты теперь скажешь, что у него тяга к живописи! "Не ограничивайте мальчика в фантазии (это она повторяла слова тети Оли, передразнивая ее), дайте ему простор".
Мама повесила трубку и посмотрела на меня. Она действительно была расстроена. С ума сойти, из-за какой-то кровати она готова была заплакать.
– Ну чего ты? – сказал я. – Из-за кровати...
– Да нет, – ответила она, – из-за тебя. Растешь балбесом.
– Я обязательно исправлюсь, – сказал я. – Честное слово. Вот увидишь.
Мама безнадежно махнула рукой.
Эта безнадежность сильно меня огорчила. Я почти целый день об этом думал, но потом забыл. Московская суета!
Как-то мы тащились с Сашкой в школу из последних сил. И вдруг нас нагнала незнакомая девчонка.
Она улыбнулась нам, как старым знакомым, и сказала:
– Здравствуйте, мальчики. Не узнаете? Я Настя Монахова.
А я ее действительно не узнал, и Сашка тоже не узнал. Она училась с нами до четвертого класса, а потом на год уехала. Я внимательно посмотрел на нее. Она была Настя Монахова, но какая-то новая.
А мы только перед этим решили пропустить первых два урока и придумали, что соврем, будто одинокой старушке стало плохо на улице и нам пришлось отводить ее домой. Мы даже записку написали от имени этой одинокой старушки и, чтобы наш почерк не узнали, писали в две руки; букву – я, букву – Сашка.
Это все я придумал, потому что такой случай был в моей жизни, но произошел он не в будний день, а в воскресенье и я не смог им воспользоваться.
Правда, эта старушка жила в нашем доме, ее звали Полина Харитоньевна Веселова, но мы с нею раньше не были знакомы. А в тот день, когда я ее спас от почти неминуемой смерти, она пришла к нам с тортом на чаепитие и долго объясняла маме, какой я замечательный мальчик. Ну, и теперь мы написали записку ее словами, теми, которые она говорила про меня маме.
Я еще раз внимательно посмотрел на Настю Монахову и догадался, что меня в ней поразило: из мелюзги, замарашки она превратилась в настоящую красавицу. Вот что происходит с людьми, когда они долго отсутствуют!
И тут мне почему-то расхотелось пропускать уроки.
И Сашке, видно, тоже, потому что он шел рядом с прекрасной Монаховой и помалкивал.
– А ты, Саша, по-прежнему учишься в музыкальной школе? – спросила Настя.
– Он у нас знаменитый флейтист, – ответил я за Сашку.
– Молодец, – сказала Настя. – А ты, Боря, чем увлекаешься?
– Я? Исключительно ничем.
– Ну и неостроумно. В наше-то время ничем не увлекаться!..
– Еще один воспитатель на мою бедную голову! – сказал я.
– Извини, – тихо ответила она. – Я не собиралась тебя воспитывать. Просто сказала то, что подумала. Мне тебя жалко стало.
Вот так она меня пригвоздила. А пока я ей собирался ответить, мы уже вошли в класс, и все ребята с любопытством набросились на Настю и оттеснили нас с Сашкой.
Мы сели за парту, но почему-то оба не спускали глаз с Монаховой.
Она нас просто околдовала. "Но посмотрим, поборемся, не на таких наскочила", – подумал я и тут же сделал все наоборот.
Дело в том, что в этот день меня назначили вожатым в первый класс "А". Об этом сообщила Колобок, то есть наша старшая вожатая Нина, которую прозвали Колобком, потому что она толстуха и всегда что-нибудь жует. И представьте, я согласился. Именно из-за нее, из-за Насти.
Вот как все было. Влетает, значит, в класс Нина, дожевывая на ходу пирожок. Она у нас такая восторженная-восторженная и говорит всегда торжественно-торжественно, как будто выступает перед толпой.
Однажды, когда я учился в третьем классе, она вцепилась в меня, и не где-нибудь, а на улице, и воспитывала сорок минут.
Сашка в это время стоял в сторонке и ел мороженое. Ему в ожидании пришлось съесть три порции.
Чтобы отделаться от нее, я начал икать. Это очень хороший, испытанный способ. Она тебе слово, а ты в ответ "ик". Она сказала, чтобы я перестал. А я в ответ снова "ик". А потом Нина узнала, что это мой способ отделываться, когда воспитывают, и невзлюбила меня. И вот когда теперь она мне заявила: "А я по твою душу, Збандуто", – у меня все внутри похолодело от предчувствия беды.
– Что это вдруг? – удивился я. – Вроде еще ничего не случилось.
– Случилось. – Нина загадочно улыбнулась.
Настя повернулась в нашу сторону: это был немаловажный момент.
– Интересно, – тут же стремительно вступил в игру Сашка.
– Ребята, минуту внимания! – сказала Нина. – Во-первых, поздравляю вас с новым учебным годом!
Я воспользовался тем, что Нина отвернулась, подмигнул Насте и сполз под парту.
– А во-вторых... – сказала Нина торжественным голосом.
После этого наступила тишина. Видно, Нина повернулась лицом к нашей парте, а меня нет, а я тю-тю! Сидел себе и похихикивал.
– А где Збандуто? – спросила Нина.
– Не знаю, – ответил Сашка. – Только что был тут.
В этот момент на меня напал чих. Я зажал рукой нос, сморщился и чихнул про себя, но не рассчитал и треснулся головой о парту. Гул пошел по всему классу. Ясно было, что теперь меня обнаружат.
И действительно, я увидел, что Нина лезет под парту. Я закрыл глаза и откинул голову на скамейку.
– Что с тобой, Збандуто? – участливо спросила Нина.
– Он сомлел, – сказал Сашка. – Здесь душно. Отвык за лето от школьной обстановки.
– Воды, – приказала Нина.
Я слышал, как кто-то услужливо побежал за водой и вернулся обратно. Потом этот кто-то приподнял мою голову и нахально ливанул полграфина воды мне за шиворот.
Тут я вскочил. Ну конечно, передо мной стоял Сашка. В руках у него был графин с водой. Он был очень доволен, потому что вызвал всеобщее веселье. Даже Настя хохотала. По-моему, он унизил меня ради нее. Я бы на его месте так не поступил.
– Ну, как ты себя чувствуешь? – спросила Нина участливо. – Получше?
– Ничего, – сказал я. – Только зачем же лить воду за шиворот? Разве нельзя было просто побрызгать в лицо?
– Хорошо, – сказала Нина, – в следующий раз.
Она надо мной издевалась.
– А теперь, ребята, я вам сообщу новость, – снова торжественно начала Нина. – Совет дружины назначил одного из вас вожатым в первый класс "А". Она повернулась ко мне и объявила: – Бориса Збандуто.
И тут почему-то поднялся невообразимый шум. Все начали смеяться, а больше всех – мой друг Сашка. Каждый острил как мог, нарочно перевирая мою фамилию.
– Донато! Ха-ха-ха! – закричал Сашка. – Он научит их получать двойки.
– Бандито! Плакали деревья в школьном дворе!
– Надувато! Научи их лупить девчонок!
– Бить окна!..
– Играть в расшибалочку!..
Все ребята хохотали, и я тоже не отставал от них. Действительно, какой из меня вожатый!
– Ну, хватит. Посмеялись – и хватит! – серьезно сказала Нина. Согласен, Збандуто?
– Нет, – ответил я. – У меня профессиональная негодность. Я от волнения заи... заи... заикаюсь.
Ребята снова засмеялись.
– То ты икаешь, – сказала Нина, – то ты заикаешься. Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?
– А что я буду с ними делать? – спросил я.
– Подготовишь в октябрята, – ответила Нина.
– Будешь их сажать на горшки и вытирать носы! – выкрикнул Сашка и посмотрел в спину Насти.
Он явно хотел ей угодить. И тут она оглянулась и сказала те самые слова, которые и втянули меня в эту историю. Потом-то оказалось, что она просто пошутила.
– Что здесь смешного? – сказала она. – Это ведь серьезное дело.
На секунду наши глаза встретились, и я вдруг, к своему величайшему удивлению, услышал собственный голос, который произнес:
– Я согласен.
– Несчастный Надувато, мне тебя жаль! Сашка корчился от смеха.
– Может, помолчишь? – спросил я. – А?
– Ну, вот и хорошо, Збандуто, сказала Нина. Мы знаем твои слабости, но доверяем. А ты должен оправдать это доверие.
– Можете на меня положиться, – громко ответил я и победно оглядел притихший класс.
– Подумай, о чем ты будешь говорить с ними на первом сборе. Для этого нужна какая-то находка, предупредила Нина.
По дороге домой я думал о первоклассниках. Мы с ними понаделаем дел. Можно, к примеру, перейти на ускоренное обучение: за год три класса. Вот будет пожар! Все обалдеют. Может быть, моим методом сможет воспользоваться наша школа или даже вся страна. А можно еще организовать для них учение во время сна. Они будут ночью спать и учиться, а днем гулять. Чем не жизнь?.. Идеи так и роились в моей голове.
Пусть теперь Н.Монахова скажет, что я ничем не увлекаюсь. Воспитать современного человека, подготовить его для жизни в двадцать первом веке это поважнее, чем пищать на флейте.
И тут меня осенило: надо для первой встречи произнести речь. Это будет та самая "находка", о которой говорила Нина.
Я вытащил на ходу из портфеля тетрадь и, остановившись, быстро написал: "Дорогие ребята, пионерская организация..." Дальше у меня почему-то не пошло, хотя сама находка показалась мне блестящей. И, не в силах сдержать радость, я побежал домой, чтобы рассказать обо всем маме.
Дверь мне открыла Полина Харитоньевна. С тех пор как я ее спас от неминуемой смерти, она зачастила к нам: пьет с нами чай или обедает. Ей нравилось, что из наших окон хорошо видно, кто куда пошел, кто что понес, кто как одет. Мама ее жалела и говорила, что в ней, в Полине Харитоньевне, сильны пережитки прошлого, что она из буржуазной среды. Конечно, ей ведь восемьдесят лет.
Вид у Полины Харитоньевны был испуганный, особенно в этом странном салопе, который она натянула на себя. А в тот момент, когда она открыла дверь, меня как раз снова посетило вдохновение, и я выпалил ей прямо в лицо продолжение своей речи.
– "Дорогие ребята! – крикнул я торжественно-торжественно. Я теперь начинал понимать Нину. – Пионерская организация, известная своим благородством..."
– Что-нибудь случилось? – спросила Полина Харитоньевна, отступая.
– Случилось, – ответил я.
– Что? – Полина Харитоньевна всего боялась.
– Меня назначили вожатым! – крикнул я и пролетел мимо нос в комнату, чтобы записать продолжение речи.
Она вошла следом за мной:
– Вожатым? Тебя?
Я вырвал листок из тетради и быстро стал записывать речь.
– В первый класс "А", – ответил я.
– Ну, что ж, Бока, теперь ты должен будешь показывать пример другим.
– Не называйте меня больше Бокой, – попросил я, – я уже не маленький.
– Хорошо, – согласилась Полина Харитоньевна. – Может быть, пообедаешь?
– Нет, – твердо ответил я, – я буду сочинять речь... и развивать силу воли. Волевой человек может добиться чего угодно.
Я склонился к столу, потому что почувствовал, что меня опять осенило.
В это время хлопнула входная дверь. Пришла мама. Я выскочил ей навстречу.
– Мама! – закричал я. – У меня хорошая новость!
– Тише, тише, не кричи так, – попросила она.
– Меня назначили вожатым в первый класс, – с ходу перешел я на шепот.
Мама скептически поджала губы. До чего же все-таки взрослые скучный народ! Я думал, она закачается или хотя бы улыбнется. Ну ничего, когда она узнает, какие я задумал дела, поверит в меня.
– Только не называй меня больше Бокой, – предупредил я и удалился в свою комнату.
Речь была написана, и теперь, нежно разглаживая эту драгоценную бумагу, я учил ее наизусть.
– "Дорогие ребята! Пионерская организация, известная своими славными делами, прислала меня к вам, нашим младшим товарищам..."
– А что вы думаете, – ответила Полина Харитоньевна. – Обещал развивать силу воли.
– Боже мой! – вздохнула мама. – Чего он только не обещал развивать: и силу воли, и память, и внимательность, и не лгать, и не драться, и, наконец, помогать мне!
Я решил напомнить о себе и прокричал в замочную скважину:
– "Чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную смену..." – На слове "смена" у меня сорвался голос, и получилось не очень красиво.
Тем не менее я прильнул глазом к скважине: Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони. Представьте, они с аппетитом обедали, пока я страдал на благо общества. Я с возмущением открыл дверь.
– А, Бока, – сказала мама. – Может быть, все же пообедаешь?
– Опять "Бока"! – возмутился я. – Это, наконец, надоело.
Но за стол я сел. От этой речи я здорово проголодался.
После обеда я вновь вернулся к своей работе. Пробежал речь глазами и остался доволен. Вот только нет в ней упоминания о мужестве. Вставил в нескольких местах слово "мужество".
– Борька! – крикнул кто-то за окном. – Збандуто!
"А-а-а, притащился! – подумал я. – Ну покричи, покричи. Только теперь мне не до тебя. Я занят серьезным делом, это тебе не этюды для флейты".
– "Дорогие ребята! Пионерская организация, известная своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим товарищам, мужественным, мужественным..." продолжал я повторять одно слово, как испорченный проигрыватель, явно выжидая, позовет меня Сашка еще или нет.
Нет, не зовет. Неужели ушел? Предатель! Бросает друга в трудную минуту! Чтобы убедиться, что Сашка действительно предатель, я подошел к окну – мы живем на первом этаже – и открыл его.
Сашка стоял на своем обычном месте.
– Ну, скоро ты? – спросил он.
– Не мешай, – ответил я. – Я занят.
– А как же я? – удивился Сашка. – Что же мне делать в полном одиночестве?
– Действительно, – я посмотрел на его постную физиономию, – а как же ты? – и, не раздумывая, полез в окно.
От сквозняка совсем некстати широко распахнулась дверь, и мама с Полиной Харитоньевной увидели меня сидящим верхом на подоконнике.
– Ты куда? – закричала мама. – А как же твоя речь?
– Ничего, – ответил я, – даже министры читают свои речи по бумаге, – и прыгнул вниз.
Через несколько дней, когда все ребята и я, между прочим, уже забыли, что меня назначили вожатым, в нашем классе появились две маленькие девочки. Все, конечно, тотчас уставились на них. Это ведь необычное событие.
А я в это время стоял на голове на спор с Сашкой. Стоял, поглядывал на Настю и болтал ногами. На этот раз победителем выходил я. Сашка отстоял до ста, а я пошел на вторую сотню. Между прочим, это полезно. Только учителя этого не понимают. Говорят – хулиганство. А как же йоги?
Да, наша дружба с Сашкой из-за Насти зашла в тупик. С ним творится что-то невозможное. Он преследует меня днем и ночью (во сне).
Сегодня мне приснилось, что он, Сашка, уже генерал и Настя выходит за него замуж. Я проснулся в холодном поту.
Каждый раз, когда я обращаюсь к Насте, его вечно розовое лицо с двумя спелыми помидорами вместо щек делается бледным, как у мертвеца. Насколько я понимаю, это ревность. Хорошо, что он мне приснился с нормальным лицом, а то я закричал бы и разбудил маму. Я всегда кричу, когда мне снится что-нибудь страшное.
Чем это все кончится, не знаю. Из-за ревности и не такие люди погибали. Говорят, раньше многие из-за этого пускали пулю в лоб или сердце. Надеюсь, Сашка не последует этому глупому примеру. Я же изо всех сил старался облегчить его страдания. Вчера угостил его двумя стаканами сока на выбор, истратив еще шестьдесят копеек из бывшей десятки. Причем сам я выпил стакан чистой газированной воды за копейку!
– Чего вам надобно, крошки? – спросил Сашка.
– Нам нужен Боря З... – Девочка покраснела, ей трудно было выговорить мою фамилию.
А вторая ей помогла:
– Занудо...
Все только этого и ждали и сразу засмеялись.
Я догадался, что это девчонки из первого "А", вскочил на ноги и стал незаметно вытеснять их из класса.
– Это я и есть. Только я не Занудо, а Скандуто, переврал я свою фамилию.
К нам подскочил Сашка, загородил меня от девчонок и крикнул:
– Бегите, детки, он вас съест. Он Серый Волк! – Он дернул одну из них за косу.
Все стали хохотать еще больше.
Я подумал, что Сашка их сейчас доконает и они убегут, но тут вмешалась Настя и всю игру спутала.
– Перестаньте, – сказала она. – Борис, что же ты?
И действительно, мне стало стыдно. Что это я? Ведь я сам не люблю, когда над другими издеваются.
– Послушай, Красная Шапочка... – многозначительно произнес я. – Мы же разговариваем, – отстранил Сашку рукой и сказал: – Я приду к вам. Сегодня. После уроков. Будет сбор. Я уже речь написал.
Вот так-то. Знай наших!
После уроков я заметил, что Сашка необычно быстро собирает портфель. Его поспешность мне была ясна, я видел, куда он косит глаза.
В это время Настя вышла из класса. Я выскочил следом за ней.
– Привет! – крикнул на ходу Сашка, обгоняя меня в коридоре.
Встретились мы на первом этаже около библиотеки.
Когда он увидел меня, то прикинулся, что ничего не видит, и хотел пройти мимо. А я, видно тоже от смущения, подставил ему ножку, и он растянулся во весь рост.
– Ты что, – взревел он, вскакивая, – обалдел? – и трахнул меня портфелем.
Я в ответ тоже. В результате у нас вышла настоящая современная дуэль. Из-за женщины, потому что каждому из нас было ясно, чего мы здесь околачиваемся.
А тут появилась и сама виновница нашего поединка. Она вышла из библиотеки.
– Чего это вы деретесь? – спросила Настя. – А еще друзья!
– У нас дружеская драка, – сказал Сашка, зло поглядывая на меня.
– Разминка после уроков, – поддержал я.
А в следующий момент произошло нечто неожиданное: в одном из классов открылась дверь, в нее просунулась голова какого-то, малыша, который, увидя меня, издал оглушительный, победный клич:
– Ребята! Боря при-ше-о-ол!
Стремительно, как будто их выпустили из катапульты, из класса вылетела толпа детей и дикой ордой устремилась на меня. Они смотрели на меня с немым восхищением, как на бегемота в зоопарке. Через секунду Настя и Сашка оказались оттесненными в дальний угол.
Я криво улыбнулся. Я совсем забыл, что обещал к ним прийти, и смущенно сказал:
– Давайте пойдем в класс. Там мы будем в своей тарелке.
– Пошли в свою тарелку! – крикнул какой-то находчивый малыш.
– Пошли! Пошли! – загалдели остальные.
В классе ребята уселись за парты и притихли.
На доске большими печатными буквами было выведено: "БОРЕ УРА!"
– Ну, это уж слишком, – сказал я и стер надпись.
Откашлялся, дрожащим" руками разгладил на учительском столе листок с речью и начал:
Я легкомысленно оторвал руку, придерживавшую листок, а легкий ветерок, ворвавшись в открытую форточку, взметнул мою драгоценнейшую речь, унес с учительского стола и уронил на пол.
Я проследил за нею тупым взглядом, но поднять не решился.
– "Пионерская организация, всем известная..." – начал я наизусть и замолчал. Слова окончательно вылетели у меня из головы.
Мальчишка с первой парты догадливый оказался: поднял листок и положил передо мной на стол. А я, как заправский телевизионный диктор, который читает текст по бумажке, но делает вид, что совсем не читает, скосив глаза, быстро прочел:
– "Пионерская организация, всем известная... – На секунду поднял голову, криво усмехнулся: "Повторенье – мать ученья", и продолжал: ...своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим товарищам, чтобы я вас закалил и подготовил нам достойную, мужественную смену..." – Я умолк окончательно.
– Ура-а-а! – закричал мальчишка с последней парты.
– Не надо, – сказал я.
На первой парте сидели девочки, которые приходили ко мне.
– Тебя как зовут? – спросил я одну из них.
– Стрельцова, – ответила она, вставая.
– Фамилий не надо, – предложил я. – По фамилиям скучно. Давайте только имена.
– Зина, – сказала Стрельцова и села.
– А меня Наташа, – сказала ее соседка.
У этой Наташи были круглые глаза, как пятаки, и эти пятаки не отрываясь следили за мной.
– У нас две Наташи! И обе дуры! – выкрикнул какой-то острослов с последней парты.
Мальчишки засмеялись, а Наташа захлопала своими пятаками. Видно собираясь разреветься.
Я направился к этому острослову. Я угрожающе приближался к нему.
В классе стало тихо.
– Тебя как зовут? – спросил я.
– Генка, – ответил он.
– А сколько у вас Генок?
– Надеюсь, не все такие умные?
Ребята засмеялись, и острослов Генка тоже. А Наташа уставила на меня свои пятаки и сказала:
– Нет, только этот... Костиков.
– Значит, ты Генка Костиков? – Я немного повеселел и спросил соседнего мальчишку: – А ты?
Мальчишка встал и, сильно смущаясь и краснея, прошептал что-то неразборчиво.
– Громче, – попросил я.
– Толя! – вместо него выкрикнул Генка. – Он у нас трус. Как девчонка.
– Тихо, тихо, – сказал я. – Храбрость дело наживное. Садись, Толя. – И повернулся к классу: – Продолжим знакомство...
И тут со всех сторон защелкало, как горох:
Они вскакивали и садились, как оловянные солдатики.
Сначала я пытался запомнить имена ребят и их лица, даже пальцы загибал, но вскоре понял всю тщетность этой затеи.
У меня от них голова пошла кругом. Они были ужасно одинаковые, эти первоклашки. Все в форме. Все с белыми воротничками. Девочки – с косичками. Мальчишки – с челками. Да еще одно имя на двоих или троих.
– Довольно! – решительно прервал я этот поток имен. – На первый раз достаточно. Хватит!
Отошел к окну, чтобы сосредоточиться, и увидел, как Настя и Сашка пересекали школьный двор. Они шли рядом, и Сашка все время хохотал. Вероятно, рассказывал что-нибудь смешное про меня. Это его излюбленный прием.
Надо было отделаться от первоклашек и догнать их.
– Вот что, ребята, – сказал я, – мы пойдем с вами в автоматическую фотографию. Там вы сфотографируетесь, тогда я вас по фотографиям и запомню.
Малыши завыли от восторга. Ужас, до чего они были восторженные!
– А сейчас мы возьмем портфели и ранцы и дружно побежим домой. Только бегом до самого дома! Понятно?
Они, конечно, не поняли, что я просто решил сбежать от них, зашумели и дружно стали расхватывать свои портфели.
– Приготовились! – скомандовал я, делая незаметно шаг к двери, чтобы выскочить первым. – За мной!
Я сделал стремительный рывок, сильно толкнул дверь и на легких парусах покинул коридор первоклашек.
А они, эти несчастные, неумелые дети, рванули к дверям все одновременно. Ну, конечно, застряли, и получилась классическая пробка.
Ловко я от них отделался. Хотя, если совсем честно, мне было немного не по себе. Неинтересно их обманывать, они всему верят. Я представил себе, как они придут домой и будут рассказывать про меня и про то, что я собираюсь их вести в автоматическую фотографию... А я-то совсем не собирался.
Нет, пожалуй, надо. Свожу их в фотографию, раз обещал. Это было последнее, что я подумал о первоклассниках, ибо я увидел впереди Настю и она застила для меня весь мир.
Где-то рядом с ней, в полутумане, прыгал и корчился Сашка.
Мы играли в футбол. Шестой "В" на шестой "А". Я стоял в воротах, а Сашка был в нападении. Это была принципиальная игра, но дело не только в этом. Среди зрителей сидела Настя. Понимаете?
И вдруг слышу чей-то писклявенький зовущий голосок:
Скосил глаза. О боже, возле меня появилось милое видение: та самая первоклашка, у которой глаза как пятаки!
Я сделал вид, что не слышу. Нечего сказать, нашла подходящее время для задушевной беседы!
Она снова окликнула меня:
Я оглянулся, посмотрел на нее с диким удивлением, точно вижу впервые:
– Ты меня?
Она кивнула, представьте!
Я снова отвернулся. А она не уходит и говорит мне в спину:
– Я Наташа Морозова из первого "А".
– Ну и что? – спросил я.
– Там собака, – ответила она. – Я боюсь, а мне надо домой.
– Ты же видишь, я занят, – возмутился я.
– А я думала, – сказала девчонка, – ты меня проводишь.
От этих ее слов я чуть не упал, даже перестал следить за игрой и едва поймал мяч.
Нет, вы видели? У всех ребят детство – лучшая беззаботная пора жизни, а у меня каторга! В футбол не дают поиграть. Нет, нет, нет, меня на жалость не возьмешь! Я не буду жалостливым. Она испугалась собаки! Подумаешь! И если даже та ее немного покусает, ничего страшного.
Многие помнят фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте. Однако не всем известно, что автор повести, по которой был снят фильм, написал еще немало интересных книг о взаимоотношениях школьников. Зовут этого писателя Владимир Железников. «Чудак из 6 “Б”» - это еще одно его замечательное произведение, по мотивам которого был снят кинофильм для детей.
Владимир Железников
Родился Владимир Карпович в Витебске в 1925-м. С детства мальчик мечтал пойти по стопам отца и, едва окончив школу, поступил в артиллерийское училище. Но позже понял, что быть военным - не его призвание и, увлекшись литературой, поступил в институт имени Максима Горького.
Первая книга Железникова - «Разноцветная история» - вышла, когда ему исполнилось 35. После ее успеха автор стал активно писать, в том числе и сценарии для фильмов. По мотивам его повестей сняты такие киноленты, как «Путешественник с багажом», «Чудак из 5 “Б”», «Чучело», «Мой друг Сократик» и другие. За адаптацию под киносценарии своих повестей «Чучело» и «Чудак из 6 “Б”», автор был удостоен двух Государственных премий СССР.
С 1988-го и до конца своих дней писатель руководил детской киностудией «Глобус». Умер в 2015-м.
Владимир Железников, «Чудак из 6 "Б"»
Повесть «Чудак из 6 “Б”» была написана еще на заре литературной карьеры Железникова - в 1962-м. Первоначально она состояла из одной истории, однако позже автор написал еще одну - «Женитьба дяди Шуры». С тех пор обе повести о мальчике Боре были объединены в цикл «Жизнь и приключения чудака», состоящий из двух частей: «Тетрадь с фотографиями» и «Женитьба дяди Шуры».
Борис Збандуто - главный герой повести
Повествование идет от первого лица в повести «Чудак из 6 “Б”». Главный герой - ученик шестого класса Борис Збандуто (Бока).
Он довольно непростой человек, старающийся выделяться на фоне окружающих. Чтобы отстоять свою независимость и уникальность, мальчишка не собирает марки (так как этим увлекаются все его сверстники), плохо учится (потому что почти все в классе отличники, и ему не хочется быть похожими на других), редко совершает добрые поступки (чтобы тетя Оля не подумала, что способна влиять на него).
Несмотря на свой бунтарский характер, в глубине души Боря очень добрый и благородный мальчик. Влюбившись с лучшим другом Сашкой в одну и ту же девочку Настю, в борьбе за ее благосклонность чудак не опускается до подлости. Он не говорит гадостей о лучшем друге, хотя Саша именно так и поступает. Кроме того, Боря продолжает хорошо относиться к Сашке, даже зная о его неблагородном поведении.
Доброта и забота о других помогают Боре стать прекрасным вожатым для первоклассников, несмотря на все нежелание возиться с ними поначалу. Боря водит их на плаванье, к врачу, помогает делать домашнюю работу и знакомится с их родителями. Без сожаления он постепенно тратит на своих малышей все деньги, предназначенные на подарок маме. В определенный момент Збандуто даже приходится сделать непростой выбор в пользу своих подчиненных и отказаться от любимой девочки.
Одна из самых ярких особенностей, которой обладает главный герой из повести «Чудак из 6 “Б”», - это отсутствие у него желания оправдываться. Чувствуя, что поступил верно, Боря не спешит оправдывать свои поступки, понятые превратно. Так, потратив все деньги на малышей, он говорит отцу, что купил на них мороженое, и выглядит в его глазах как безответственный балбес, которым не является. Даже когда Збандуто решают снять с поста вожатого, он не хвастается, как много сделал для малышей, хотя мог бы.
Что касается любви, то Борис легко поддается влиянию любимой, но при этом он осознает свое состояние и пытается мыслить рационально.
Важную роль в мировоззрении Бори играет его тетя Оля. Понимая ее правоту, он в первой повести активно пытается противостоять ее мыслям, но в конце сдается. Во второй же тетя Оля становится для него главным нравственным ориентиром.
Что касается родителей, то близких отношений и взаимопонимания с ними у мальчика нет. Они любят его и заботятся о нем, но не вникают в характер его переживаний. Отец часто в командировках, а воспитание матери часто сводится к мощным подзатыльникам. Во второй части их вообще нет в сюжете.
Краткое содержание повести «Чудак из 6 "Б"» («Тетрадь с фотографиями»)
В начале повести отец Бори отправляется в длительную командировку. Сыну он оставляет десять рублей, чтобы тот купил подарок маме на день рождения. Повстречавшись со своим одноклассником и по совместительству лучшим другом Сашкой, Боря хвастается деньгами и ведет приятеля в кино. Через несколько дней звонит отец мальчика, чтобы узнать, что сын купил матери, но Борис врет ему.
Однажды по дороге в школу мальчики встречают свою одноклассницу Настю Монахову, которая на год уезжала, а теперь вернулась и очень похорошела. Оба друга влюбляются в нее и начинают ухаживать за ней.
В школе старшая вожатая Нина предлагает Збандуто стать вожатым у первоклашек, и он соглашается, так как думает, что Настя оценит этот поступок. Правда, позже выясняется, что девочка не любит детей.
Через неделю первоклассники, о которых Боря совсем забыл, сами находят его. Чудак пытается отделаться от них всеми силами и сосредоточиться на завоевании сердца Насти, но малыши постоянно путаются под ногами. Одна из них, Наташа, просит провести ее домой мимо собаки, которую очень боится, оторвав Борю от игры в футбол. Вскоре парню приходится решать различные проблемы малышей, что мешает ему. Он пытается от них уйти, но позже меняет свое решение, отказавшись от похода в кино с понравившейся девочкой ради своих первоклашек.
Большинство денег из заветной десятки Збандуто тратит на своих подопечных. Он водит их фотографироваться, в цирк и в бассейн, покупает пирожки и мороженое. А позже даже подсказывает им на контрольной.
В результате чудака пытаются снять с должности, так как многие его поступки были неправильно поняты родителями, которые пожаловались директору. Но малыши сами приходят к главе школы и отстаивают своего вожатого.
В день рождения мамы Борис очень сильно волновался: ему было стыдно, так как он не купил ей подарок. По этой причине он не поздравил ее с утра. Понимая, что мама очень расстроилась, парень позже раскаивается в своем поведении и звонит ей по телефону на работу, чтобы поздравить.
В этот же день чудак узнает, что Настя выбрала Сашу, однако из-за трусости этого парня она попадает в некрасивое положение, из которого Борис спасает ее. Позже девочка покидает Москву, а Саша с Борей мирятся. Збандуто признается, что дал списать первоклассникам. А бывшая вожатая Нина, узнав всю историю Бори, одолжила ему два рубля на цветы маме, и друзья идут к нему домой есть праздничное угощение.
В конце повести первоклассница Наташа попадает в больницу с аппендицитом. Весь класс вместе с Борей идет ее проведывать, а по дороге Збандуто наконец-то понимает, что быть вожатым - его призвание.
«Чудак из 6 "Б"» («Женитьба дяди Шуры»)
Выше мы говорили о первой части дилогии, изложили ее краткое содержание. «Чудак из 6 “Б”» также имеет продолжение - «Женитьба дяди Шуры». Сюжет его таков.
Прошел год, и Збандуто с родителями переезжает с Арбата. Теперь он из своих первоклашек поддерживает отношения только с Наташей Морозовой, так как они соседи по лестничной площадке. Из-за переезда Боря меняет школу, и у него появляется новый друг Коля, который увлекается графологией. Позже этот неплохой на первый взгляд паренек оказывается довольно гадким типом. Из-за конфликта с ним Боря возвращается в старую школу.
Кроме того, в этой повести снова безответно влюбляется чудак из 6 “Б”. Сюжет же этой любовной истории несколько иной. Объектом его чувств становится мачеха Наташи Морозовой - преподавательница музыки Надежда Васильевна. Как верный рыцарь, Боря старается помогать ей, но из-за размолвки мачехи и Наташи вынужден стать на сторону своей бывшей подопечной. Отец девочки дядя Шура расходится с Надеждой Васильевной. Все тяжело переживают этот разрыв, а Борис, поначалу думая, что помогает Наташе, убеждает учительницу оставить Морозовых в покое. Но позже, осознав истинное положение дел, помогает Морозовым помириться.
Главные герои - дети
Представление о главных детских персонажах повести можно получить, даже прочитав ее краткое содержание.
Чудак из 6 “Б” Борис Збандуто - это главный герой и рассказчик. Именно вокруг него происходит все действие.
Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй - филателист Коля. Оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.
В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.
Еще одним важным женским персонажем является «Колобок» - такое прозвище носит полноватая вожатая Нина. Очень добрая и ответственная девочка, она влюбляется в преподавателя, но ее чувства остаются без ответа, и Нина уходит в другую школу.
Первоклассница Наташа Морозова - одна из главных героинь обеих повестей.
Она боялась собак, но позже смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.
Еще один подопечный чудака - первоклассник Толик, добрый мальчик из Стараясь угодить Боре, поставил на стол редкую чашку из коллекции отца, и чудак случайно разбил ее.
Интересен образ и первоклашки Зины Стрельцовой. Она единственная из всего класса была принята в секцию по плаванью, так как у нее оказался талант. Будучи очень пугливой, девочка часто жаловалась маме на выходки Бори, хотя к нему самому относилась хорошо и даже приглашала в гости.
Один из важных героев-детей второй повести - владелец собаки Паша. Несмотря на юный возраст, он смел и добр, был готов отказаться от любимого питомца, чтобы помочь Наташе Морозовой. Позже стал ее лучшим другом.
Главные герои - взрослые
Выделить основных взрослых героев цикла о чудаке также можно, прочитав изложенное выше краткое содержание.
«Чудак из 6 “Б”» и «Женитьба дяди Шуры» объединены вокруг главного персонажа-взрослого - тети Оли, являющейся совестью чудака. Она почти не появляется в первой повести, но парень часто вспоминает о ней. Во второй же Боря постоянно вспоминает ее высказывания и бегает советоваться с ней.
Еще один важный женский персонаж - Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, что позволяет моментально влюбиться в нее Борису. Но при этом она часто бескомпромиссна в своих решениях, что в первую очередь вредит ей самой.
Отец Наташи Морозовой - дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало уделять времени дочке, из-за чего та начала ревновать и пыталась сбежать из дома.
Такие герои из «Чудак из 6 “Б”», как родители Збандуто, почти не присутствуют в обеих повестях. Отец - хороший человек, но, по словам той же тети Оли, очень подозрителен, что и мешает ему в жизни.