Государство

Жизнь и смерть купца калашникова изложение. 

Статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников,

Шелковые товары раскладывает, речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает… Вот он слышит шаги торопливые;
Обернулся, глядит - сила крестная!- Перед ним стоит молодая жена,

Сама бледная, простоволосая, смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.
«Уж ты где, жена, жена шаталася? На каком подворье, на площади,
Что одежа твоя вся изорвана? Уж, гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынками все боярскими!.. Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную, чтобы свету божьего ты не видела,
Мое имя честное не порочила…»
«Государь ты мой, красно солнышко, иль убей меня, или выслушай!

Не боюся я людской молвы, а боюсь твоей немилости.
От вечерни домой шла я нонече вдоль по улице одна одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит, оглянулася –человек бежит.
И он сильно схватил меня за руку и сказал мне таким тихим шепотом:

«Что пужаешься, красная красавица? Я не вор какой, душегуб лесной,

Я слуга царя, царя грозного..»

«Закружилась моя бедная головушка. И он стал меня целовать-ласкать
И целуя, все приговаривал: « Отвечай мне, чего тебе надобно
Моя милая, драгоценная! Хочешь золота али жемчугу?
Как царицу я наряжу тебя, cтанут все тебе завидовать.
Лишь не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня,
Обними меня хоть единый раз на прощание!»
« И ласкал он меня, целовал меня; на щеках и теперь горят,

Живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали…
Опозорил он, осрамил меня, меня честную, непорочную,-
И что скажут злые соседушки, и кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам в поругание!
На кого, кроме тебя, мне надеяться? У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка: родной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит моя матушка. А меньшой мой брат - дитя малое,

Дитя малое, неразумное…»
Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские
На Москву – реку, на кулачный бой.
И выходит Степан Парамонович, молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников. Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому.
Горят очи его соколиные, на опричника смотрят пристально.
Изловчился он, приготовился, собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка, закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору под смолистый под корень подрубленная.
И увидев то, царь прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные. Как возговорил православный царь:
« Вольной волею или нехотя ты убил мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
«Я скажу тебе, православный царь: я убил его вольной волею,
А за что, про что –не скажу тебе, скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек, да вдову своей милостью..»
И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная во крови на плаху покатилася.
Схоронили его за Москвой-рекой, на чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской, и бугор земли тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили. И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек –

перекрестится; пройдет молодец - приосанится,
Пройдет девица – пригорюнится. А пройдут гусляры – споют песенку.
«»»»»»
Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
Всему народу христианскому слава!

(М.Ю. Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова.» По мотивам. Лариса Зарипова)

Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про...

удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно разными людьми. Один из них — честный и достойный, удачливый купец и уважаемый соседями хозяин , работящий и верный муж Степан Парамонович Калашников. В его молодую красавицу жену Алену Дмитревну влюбился любимый царский опричник Кирибеевич. Эточеловек совсем иных принципов. Думая только о себе, он без всяких угрызений совести готов поломать чужую жизнь и счастье, разрушить семью и навлечь позор на голову своей любимой.

Да и можно ли здесь говорить о возвышенном чувстве, если Кирибеевич, сумев подстеречь Алену Дмитревну вечером на улице, на глазах у всех болтливых соседей предлагает ей наряды и драгоценности в обмен на ее любовь ?! Однако наглость и вседозволенность не сходят с рук эгоистичному ухажеру.

За честь и доброе имя жены и собственной семьи вступается сам Степан Калашников. Без раздумий готов он вызвать на смертный бой обидчика, заранее зная, что в случае победы навлечет на себя гнев самого царя. Однако ничто не может остановить храброго купца, стремящегося отстоять справедливость. Услышав имя соперника и его обвинения, задрожал Кирибеевич, побледнел, но деваться-то уже некуда: раз вышел — нужно биться. И проиграл эту битву хвастливый опричник, пораженный могучим ударом Калашникова.

Еще раз доказал купец свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены.

Однако решение царя было однозначным. Гордо и достойно взошел Калашников на плаху, оставшись в памяти знавших его людей примером чести, благородства и глубокой порядочности: Пройдет старый человек — перекрестится, пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится. М. Ю.

Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по стилю она похожа на народный сказ.

Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал, чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Так Лермонтов с большим мастерством превратил обычную бытовую ситуацию в историю любви , полную драматизма.

Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены-то и защитников больше не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший — совсем кроха.

И только Степан так любил жену, что ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. Ведь честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего. И даже в последние секунды жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях. Люди были восхищены смелостью купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек — перекрестится, пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится» — этими строчками Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова.

Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова . Лермонтов М.Ю.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон

И причитывали да присказывали...

Не сияет на небе солнце красное... то за трапезой сидит во златом венце грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, супротив его все бояре да князья, по бокам его все опричники... Все веселятся, лишь удалой опричник Кирибеевич “опустил головушку на широку грудь - а в груди его была дума темная”. Царь спрашивает своего верного слугу-опричника, почему он грустит на пиру: “Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?” Отвечает Кирибеевич, кланяясь царю в пояс: причина его грусти - Алена Дмитриевна.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы...

Как увижу ее, я и сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи бойкие;..

Царь, смеясь, дарит Кирибеевичу перстень яхонтовый да ожерелье жемчужное, советует найти сваху побойчее. Кирибеевич отвечает, что Алена Дмитриевна “в церкви Божией перевенчана, перевенчана с молодым купцом по закону нашему христианскому...”.

Не идет сегодня торговля у молодого купца Степана Парамоновича, по прозванию Калашников. Вот уж отзвонили вечерню во святых церквах; опустел широкий гостиный двор. Запирает Степан Парамонович свою лавку и идет домой за Москву-реку. Приходит он в свой высокий дом и дивится: не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью... Спрашивает он старую работницу Еремеевну, где в такой поздний час жена его Алена Дмитриевна и что детки - спозаранку спать уложилися? Отвечает Еремеевна, что Алена Дмитриевна пошла к вечерне, но вот уже поп прошел с молодой попадьей, а хозяюшки все нет, дети почивать не легли, плачем плачут, ожидая мать.

Задумался купец думой крепкою, стал к окну, глядит на улицу... Потом слышит шаги торопливые; перед ним стоит Алена Дмитриевна - бледная, простоволосая... смотрят очи мутные как безумные. “Уж ты где жена, жена, шаталася, на каком подворье, на площади?..” Задрожала Алена Дмитриевна, горько восплакалась, в ноги мужу повалилася. Когда она возвращалась из церкви, нагнал ее опричник Кирибеевич, сулил богатые дары. “Закружилась моя бедная головушка, и стал он меня цаловать-ласкать”. 146

А соседи смеялись, пальцем показывали. Когда она вырвалась, то остался в руках “разбойника” подарок мужа - узорный платок. Алена Дмитриевна просит мужа заступиться за нее, ведь больше у нее никого нет. Зовет Калашников своих братьев и рассказывает им, что “опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич”. Завтра он будет биться с Кирибеевичем на Москве-реке при самом царе, и коли побьет его опричник, братья должны выйти за святую правду-матушку.

На Москву-реку собираются удалые бойцы московские. И приехал царь со дружиною, со боярами и опричниками. “Кто побьет кого - заявляет царь, - того царь наградит. А кто будет побит, тому Бог простит!” Серебряной цепью оцепили место для охотницкого боя, одиночного. Выходит удалой Кирибеевич, царю в пояс молча кланяется, скидает с могучих плеч шубу и ждет противника. Выходит Степан Парамонович, по прозванию Калашников. Поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому. На опричника смотрит пристально, супротив него становится. Кирибеевич просит его назвать себя, а как услышал он ответ Степана Калашникова, то побледнел в лице, как осенний снег. Вот молча оба расходятся, - богатырский бой начинается. Размахнулся Кирибеевич и ударил купца Калашникова посередь груди - пошатнулся Степан Парамонович; медный крест со святыми мощами из Киева, что висел у него на груди, погнулся и вдавился в грудь. Как роса из-под него кровь закапала. Изловчился Степан Парамонович, собрался со всей своей силою и ударил ненавистника прямо в левый висок со всего плеча. Опричник мертв. Царь гневно спрашивает купца: “Отвечай мне по правде, по совести, вольной волею или нехотя, ты убил насмерть мово верного слугу, мово лучшего бойца Кирибеевича?”

“Я кажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только Богу единому...

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью...”

Царь обещает исполнить просьбу купца, а самого его приказывает

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог...

И бугор земли сырой тут насыпали...

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лер­монтовым, возвращает нас в эпоху правления Ивана Гроз­ного. Стремление показать именно дух того времени, ха­рактеры и отношения живших тогда людей отразились даже в названии произведения. На первом месте там сто­ит царь Иван Васильевич - Грозный, как его прозвали в народе. Свою поэму Лермонтов назвал «Песней...», потому что " она написана в духе народной песенной поэзии. Благодаря этому авторское отношение к героям и событиям, проис­ходящим в поэме, смешивается с народной оценкой. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Действительно, грозен царь. Не смеют люди жаловать­ся и роптать на произвол и беззаконие царских опрични­ков, хотя много бед и обид нанесли те простому народу. Пострадал из-за молодого опричника Кирибеевича и глав­ный герой поэмы - удалой купец Степан Парамонович Калашников. Смел и честен купец. Он гордится тем, что: ...родился я от честнова отца, И жил я по закону Господнему. Жена Калашникова - Алена Дмитревна - невольно стала причиной большой беды. В образе Алены Дмитрев- ны поэт воплотил идеал русской женщины: она хорошая мать и верная, любящая жена. Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет... Полюбил Алену Дмитревну царский опричник Кирибеевич. Не смог он справиться с силой своего чувства, слаб и бесчестен оказался. Встретил он вечером чужую жену, при­знался ей в своей любви, силой задержал. Предлагал Ки­рибеевич за любовь Алене Дмитревне богатства и славу, целовал ее при соседях и чужих людях. О себе он говорил: Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя... а на самом деле хотел украсть не только чужую жену, но и чужую любовь, чужое счастье. Однако не поддалась Але­на Дмитревна на подлые уговоры, вырвалась, побежала до­мой просить защиты у любимого мужа и верного защит­ника. Не боится она «смерти лютыя», не боится «людской молвы» - страшится того, что не поймет ее муж, обвинит в грехе. Возмутился купец Калашников вероломством оприч­ника. Смело встает он на защиту чести своей жены, своей семьи. Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому, - объясняет он своим братьям. Он решает вступить с обид­чиком в кулачный бой, чтобы «биться насмерть», и просит братьев продолжить бой, если он сам погибнет. Гордый был купец. Чувство собственного достоинства не позволило ему просить помощи у царя, чтобы тот нака­зал подлого опричника. Ни с кем, кроме братьев, не поде­лился купец своим горем. На следующий день вышел Калашников на бой против Кирибеевича. Много народу должно было наблюдать за их поединком, и царь в том числе. Услышав имя своего противника и поняв, что тот вы­шел «на страшный бой, на последний бой», Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег». Неспокойно у него на душе, нечиста совесть. Испугался Кирибеевич: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло... Не только за свою честь вступает в бой удалой купец Калашников. За его могучими плечами - весь народ, оби­женный произволом царских слуг. Поэтому и победил в страшном поединке купец, отомстив за позор и обиду. Од­нако не закончились беды на этом - рассердился царь, велел привести купца-самовола, грозно спросил: «вольной волею или нехотя» убил Калашников царского слугу? Мужественно и с достоинством держится купец при царе и его слугах. Он понимает, что, даже узнав правду, Иван Грозный не простит ему смерти Кирибеевича. Одна­ко обманывать царя купец тоже не собирается: Я убил его вольною волею, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Просит Калашников царя лишь о том, чтоб тот не «ос­тавил своей милостью» жену, детей и братьев купца. Оценил Иван Грозный смелость и честность купца и, посылая его на смерть, обещал ему выполнить просьбу. Однако, казня Степана Калашникова, царь мстит ему та­ким образом за его выступление против насилия и произ­вола. И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною. Народ же оценил поступок купца как подвиг, он не забудет, что в «безымянной могилке» похоронен человек, не побоявшийся выступить за правду. Поэтому: ...проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.