Крутяк! 16

Пётр Андреевич Гринёв, является главным действующим лицом повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Во время чтения книги, перед нами проходит череда событий, которые ярко характеризуют личность Петра Гринева, позволяя увидеть становление и формирование его внутреннего мира, взглядов и устоев.

На характер Гринева повлияло воспитание матери, он перенял ее доброту, чувствительность и даже некоторую мягкость. Маленький Петруша жил у своего отца в поместье, где получил обычное, для того времени, домашнее воспитание. Его обучением занимались сперва, стремянной Савельич, а затем французский учитель Бопре. Однако, понятия справедливости, чести и преданности, он приобрел, по большей части, не у своих воспитателей, а в шумной компании своих друзей - дворовых мальчишек.

В Пётре было развито чувство почтения и уважения к своим родителям. Поэтому, когда отец принял решение отправить его на службу в Оренбург, а не в давно желанный Семеновский полк, Пётр Гринев послушно исполнил его волю.

Таким образом, молодой Петр Андреевич оказался в Белогорской крепости, где вместо полной блеска, Петербургской жизни, его ждала деревенская тишина за бревенчатым забором. Но недолго пришлось огорчаться Гриневу. Неожиданно для себя, он находит здесь простую прелесть в общении с добрыми незатейливыми людьми, живущими в крепости. Именно в беседах с ними, окончательно крепнут и формируются лучшие качества Петра Гринева.

К такому молодому и открытому человеку, как Гринев, не могло не прийти высокое чувство. Петр Андреевич, полюбил Машу Миронову, прелестную дочку коменданта крепости. Последующая дуэль со Швабриным, оскорбившим Машу, заканчивается ранением Гринева и запретом на брак влюбленных от отца героя.

Лирические события в жизни Петра Андреевича, прерываются восстанием Емельяна Пугачева. В это время, такие качества Петра Гринева, как честность, прямодушие и благородство, раньше казавшиеся ненужной обузой, теперь помогают сохранить жизнь не только себе, но и Маше. Смелость и мужество Гринева производят неизгладимое впечатление на Пугачева, вызывая искреннее, неподдельное уважение.

Все что было пережито Гриневым, заставило его все чаще задумываться о смысле человеческой жизни, позволило ему повзрослеть. На протяжении всей повести, мы видим непрерывное развитие и рост Петра Гринева. Из легкомысленного мальчика, Гринев незаметно вырастает в самоутверждающегося, ищущего смысл существования, юношу и, в конце концов, перед нами предстает храбрый, решительный и зрелый мужчина.

Думаю, что обостренное чувство справедливости, которое автор вложил в образ своего героя, кажется таким искренним только потому, что благородство и защита чести были очень важны и для самого Пушкина. Так же как и свой персонаж, Александр Сергеевич, впоследствии защитил честь супруги, вызвав оскорбителя на дуэль. Поэтому прямолинейность и внутреннее достоинство Гринева, не кажется литературным преувеличением. Это качество настоящего, взрослого человека.

Еще больше сочинений на тему: «Капитанская дочка»

Пётр Андреевич Гринёв главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр жил в поместье своего отца и получил обычное домашнее воспитание. Его воспитывал сначала стремянной Савельич, а потом француз Бопре, а в свободное время Пётр проводил с дворовыми мальчишками.

Пётр почитал родителей и уважал их желания. Когда отец решил отправить его на службу в Оренбург, Пётр не посмел ослушаться, хотя ему очень хотелось проходить службу в Петербурге. Перед дорогой отец наказал Петру служить верно и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Гринёв хорошо запомнил слова отца и верно служил императрице.

Пётр Гринёв очень благородный и честный. Проиграв Зурину сто рублей, он заставляет Савельича вернуть долг, считая это долгом чести. А Когда Швабрин оскорбил Машу, то Пётр не задумываясь вызвал его на дуэль.

Гринёв показал себя Храбрым, смелым и отважным человеком. При разговоре с Емельяном Пугачёвым, он не стал ему врать, а прямо сказал, что не перейдёт на его сторону, а если прикажут будет сражаться против банды Емельяна. Пётр не побоялся отправиться спасать Машу от Швабрина, хотя знал, что его могут поймать и убить. Он рисковал жизнью пробираясь в крепость, проявил мужество и смекалку.

Доброта и великодушие Гринёва очень пригодились ему, ведь Пугачёв помнил подарок и только поэтому его помиловал.

В повести Пётр Гринёв показан в развитии: сначала легкомысленным мальчишкой, потом самоутверждающимся юношей, и наконец, взрослым и решительным мужчиной.

Источник: sdamna5.ru

Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).
Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Источник: litra.ru

Петр Гринев - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться - отец решает отправить сына в Оренбург.

И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов - деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска - престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка. Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», - вспоминает Гринев, автор записок. Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «богоспасаемой крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако, их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.

Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева - руководителя восстания, мятежника, врага.

Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга - вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.

Источник: otvet.mail.ru

Повесть «Капитанская дочка» - уникальное и интересное произведение А. С. Пушкина, в котором автор описывает чистую и искреннюю любовь, внезапно вспыхнувшую и согревающую сердца на протяжении всего повествования.

Петр Гринев - главный герой произведения. Это честный, благородный и добрый человек, которого воспитывал отец.

Андрей Петрович Гринев - бывший военный с открытым сердцем и искренней душой. Он не желает быть зависимым от других и «выпрашивать» чины. Именно поэтому служба его закончилась быстро. Он полностью посвятил себя воспитанию сына и вырастил благородного человека

Взрослый Петя грезил о яркой и интересной службе в Петербурге, но строгий отец выбрал ему достойное место и отправил служить под Оренбург. На прощанье Андрей Петрович сказал: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти заветные слова Петр пронес через всю жизнь.

В Оренбурге молодой Гринев встретил свою настоящую любовь - скромную и застенчивую девушку Машу Миронову. Главная героиня повести жила в семье коменданта, смелого и правильного мужчины, верного подданного императрицы Екатерины II.

Характер отца и благородство дворянина с возрастом проявляются в Петре Андреевиче все больше. Особое впечатление на меня произвела дуэль между Гриневым и Швабриным - злым и подлым ровесником Петра. Швабрин публично оскорбил Машу, а Гринев отстоял честь девушки. В итоге Петр был ранен, а Швабрин вышел победителем, но каким! Этот несчастный трус нанес удар со спины.

В повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева - один из самых ярких и запоминающихся. Этот парень не отличается изворотливым умом и богатырской силой, но зато он открыт, искренен и наивен. Именно эти качества вызывают у читателей особую симпатию. Он не лицемерит и не притворяется, даже находясь на грани смерти. Так выражается крепость характера и истинное благородство.

Источник: sochinenienatemu.com

Повествование в «Капитанской дочке» Петром Андреевичем Гриневым, который рассказывает о своей молодости, ввергнутой в круговорот исторических событий. Гринев выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий.

Петр Андреевич Гринев - типичный представитель провинциального русского дворянства второй половины XVIII в. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у большинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринев поступает под надзор мосье Бопре, гувернера-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.

Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринев говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринев рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах.

Решающее влияние на духовный склад Гринева оказала здоровая обстановка семейного быта, простого и скромного. Отец Гринева, от ставной премьер-майор, прошедший суровую школу жизни, был чело веком твердых и честных взглядов. Провожая сына в армию, он дает такие наставления: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не на прашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской началь ника; береги платье снову, а честь смолоду». Чувство чести и сознание долга Гринев и унаследовал от отца.
Первые жизненные шаги юного Гринева обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду». В течение двух лет Гринев переживает много событий: зна комство с Пугачевым, любовь к Марье Ивановне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачева и пр. На наших глазах характер юноши развивается и крепнет, и Гринев превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах. С бестрепетным мужеством он смотрит в глаза смерти, когда Пугачев приказывает повесить его. Раскрываются все положительные стороны его характера: простота и не испорченность натуры, доброта, честность, верность в любви и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачева. Гринев с честью выходит из жизненных испытаний.

Гринев - не герой в обычном смысле этого слова. Это обыкновенный человек, средний дворянин. Это типичный представитель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О. Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века». Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринев остается скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реалистического образа.

Источник: biblioman.org

Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значительно меньше страниц, однако достаточно, чтобы раскрыть суть крестьянского бунта и познакомить читателя с предводителем крестьян Емельяном Пугачевым. Чтобы его образ был более достоверным, автору нужен был герой, лично знавший Пугачева и впоследствии высказавшийся бы относительно виденного. Таким героем стал Петр Гринев, дворянин, честный, благородный молодой человек. Нужен был дворянин, и именно благородный, с той целью, чтобы рассказанное им выглядело правдоподобно и ему поверили.

Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других детей поместных дворян. Устами самого героя Пушкин с иронией говорит об обычаях старинного поместного дворянства: «Матушка еще была мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом… Если паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось».

Иронизирует автор и над учебой Петра Гринева: в пять лет к мальчику был приставлен в качестве дядьки Савельич - дворовый человек, которому такое доверие было оказано «за трезвое поведение». Благодаря Савельичу Петруша к двенадцати годам освоил грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Следующей ступенью в обучении стал выписанный из Москвы «вместе с годовалым запасом вина и прованского масла» француз мосье Бопре, который должен был учить мальчика «всем наукам». Однако из-за того, что француз сильно увлекался вином и прекрасным полом, Петруша оказался предоставлен самому себе. По достижении сыном семнадцати лет отец, исполненный чувства долга, отправляет Петра послужить на благо родины.

Описания самостоятельной жизни Петра Гринева уже лишены иронии. Из предоставленного самому себе и простому русскому крестьянину Савельичу молодого человека получился благородный дворянин. Проигравшись по неопытности в карты, Петр ни за что не поддался уговорам Савельича упасть в ноги победителю с просьбой простить долг. Им руководит честь: проигрался - отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки.

Встреча с «вожатым» выявляет в Петре Гриневе такое чисто русское качество, как щедрость. Оказавшись во время пурги в степи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись на человека, знавшего дорогу. Потом, уже на постоялом дворе, Петру Гриневу очень захотелось отблагодарить этого незнакомого человека. И он предложил ему свой заячий тулуп, который, по словам Савельича, стоил немалых денег. На первый взгляд поступок Гринева - проявление юношеской беспечности, но на самом деле это проявление благородства души, сострадания к человеку.

Прибыв на службу в Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову. Благородство и честь не позволяют ему пропустить мимо ушей клевету, обращенную на его возлюбленную со стороны другого дворянина, Алексея Швабрина. Результат этого - дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни.

Автор не зря вводит в повесть умного, начитанного и вместе с тем подлого и бесчестного Швабрина, причем тоже дворянина. Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин утверждает, что высокая нравственность - не удел людей отдельного сословия, и тем более она никак не связана с образованностью: подлецами могут быть дворяне, а благородство может быть отличительной чертой простого человека, Пугачева например.

Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность казни. Он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он

слова, сказанные в напутствие отцом: «Береги платье снову, а честь смолоду». Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Более того, на вопрос Пугачева, может ли Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той же искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обещаться… Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?».

Искренность Гринева поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его. Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает благородство дворянина, с другой - такое же качество его противника: оценить другого человека по достоинству может только равный.

Все то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое объяснить в истории с Пугачевым, избавить от заключения.

События в повести излагаются от лица Гринева, который спустя много лет рассказывает о двух годах из своей жизни, о встрече с Пугачевым. Повествователь стремится рассказать все без преувеличений, объективно. Пугачев в его глазах не выглядит сущим зверем. И мы верим ему, мы не можем не верить: слишком хорошо знаем мы этого человека - благородного, честного, справедливого. И мы задумываемся: кто же на самом деле этот Пугачев и что же это такое - пугачевщина?

Сочинение на тему: «Нравственные испытания Петра Гринева»
План сочинения:
1. Детство Петруши:
1.1. Родительский дом
1.2. Отцовский наказ
2. Нравственные испытания на пути Петра Гринева:
2.1. Карточный долг
2.2. Заячий тулуп
2.3. Дуэль
2.4. Пугачевский бунт
2.5. Арест
2.6. Казнь Пугачева
3. Заключение

Петр Андреевич Гринев родился и вырос в семье симбирского помещика. С самых ранних лет родители очень сильно влияли на то, как формировался характер и взгляды ребенка. Сами они были честными, порядочными людьми, и воспитывали своего сына в обстановке высокой нравственности. Благодаря родителям Петруша с детства любил свою родину, знал, что такое верность долгу и слову, которое ты дал. Он с уважением относился к старшим людям, был храбрым и смелым, всегда стремился к справедливости. Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Таким образом, можно смело сказать, что лучшие черты Петра Гринева обусловлены его происхождением и воспитанием. Отец, когда отправлял своего сына на службу, в первую очередь хотел, чтобы Петр стал настоящим, достойным, храбрым офицером, для которого долг чести на первом месте. Он говорит ему напутственные слова, которые являются главными ориентирами в жизни Петра: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это очень верные слова, потому что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Покинув родительский дом Петр Гринев первый раз поступает по чести, когда возвращает Зурову карточный долг. Савельич, слуга Гринева, уговаривает его уклониться от расчета, но благородство берет вверх. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Этот поступок, в будущем спас им обоим жизнь. Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Гринев рискует своей жизнью со шпагой в руке, когда отстаивает честь своей возлюбленной. Он готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы любимая была счастлива. Здесь открываются в Петре такие качества как порядочность и мужество, сила духа. Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех героев повести, а также низость чувств некоторых из них. Когда Пугачев захватил Белгородскую крепость, Иван Кузьмич (капитан Миронов) и Гринев вели себя очень достойно. Даже когда они оказались под угрозой жизни на виселице, ни один из них не согласился перейти на сторону Пугачева. Швабрин же примкнул к стану противника еще накануне, нарушив тем самым, свой офицерский долг. Пугачев проявил великодушие и помиловал Петра в благодарность за старую услугу. Но мне кажется, что не только это сыграло роль. Я думаю, что Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша, в будущем, благодаря Пугачеву обрели друг друга. Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но и тогда Гринев, из соображения чести не называет имени возлюбленной, чтобы е скомпрометировать ее. Ведь если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он оказался в этой ситуации, его бы, наверняка, оправдали. Хорошо, что в самый последний момент справедливость восторжествовала. Марья Ивановна просит за Гринева у самой императрицы, и тогда судьба Гринева решается в лучшую сторону. Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. В заключении можно сказать, что пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания. На глазах читателей Петр Гринев вырастает из неопытного юноши в сильного и мужественного молодого человека, который может стать примером для подражания, потому, что в нем есть все качества, которые ценятся в человеке.

Урок № 21.

Тема. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав).

Цель :

    знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;

    развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;

    формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию (индивидуальное задание). (Выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» (задание 1 рабочей тетради, с.59, ч.1).

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3. Слово учителя.

По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок - дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, - пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.

4. Выразительное чтение фрагмента главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «...Максимыч отведет вас на вашу квартиру».

Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?

Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению: разбирает мелкие ссоры, отдает приказы.

5. Индивидуальное задание. (Выписать из текста реплики Василисы Егоровны, ответить на вопрос: «Как речь характеризует героиню?» (задание 2 рабочей тетради, с.59).

Прошу любить и жаловать, батюшка, ступай себе с Богом, частый гребень, да веник, да алтын денег, сиди в девках...

В речи героини встречаются пословицы и поговорки, просторечные слова.

Василиса Егоровна заменяет непонятное ей слово «дуэль» на «смертоубийство», выражая собственное отношение к этой нелепости, бессмыслице, когда люди «пыряют друг друга шпагами, закалывают, да еще при свидетелях». Причины дуэли объясняет так: «...Бог знает, какой грех его попутал». Василиса Егоровна гостеприимна, радушна, она ласково встречает незнакомого ей офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка».

Она по-доброму, без зависти встретит сообщение Гринева о том, что его отец владеет тремястами крестьянскими душами: «Ведь есть же на свете богатые люди!» Единственное, что ее заботит, так это дочь, за которую они с мужем не в состоянии дать приданое: «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Материнская забота понятна, но в ней, как видим, сквозит и надежда на «доброго человека».

6. Обращение к иллюстрациям.

Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник П. Соколов.

Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник С. Герасимов.

В 4 главе рассказчик так характеризует коменданта крепости: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».

Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей»?

Солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером? Чем вызвана его фраза, обращенная к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть»?

Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.

7. Обращение к иллюстрациям.

Учение в Белогорской крепости. Художник А. Иткин.

Учение в Белогорской крепости. Художник В. Сысков.

Учение в Белогорской крепости. Художник П. Соколов.

По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринева, заметив, чти «задаст острастку киргизцам и башкирам».

Справедливы ли слова Василисы Егоровны: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь».

Василиса Егоровна подтрунивает над мужем, однако хорошо понимает, что капитан Миронов не в силах изменить положение вещей, поскольку власть не уделяет должного внимания оснащению крепостей.

Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»?

В крепости Петруша очутился в окружении пристойной бедности, самодостаточного добронравия. В окружении людей, которые, как писал Гринев о себе, «воспитывались... не по-нынешнему».

8. Слово учителя.

«Старинные люди, мой батюшка», - гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»

«Батюшка» и особенно «мой батюшка» - любимое обращение к слушателю Василисы Егоровны, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина, максимально приближая свой эпиграф к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» - так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.

Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

«…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», - пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя?

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

9. Индивидуальное задание.

Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Швабрин смугл, некрасив собою. Он служит в Белогорской крепости пятый год: сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредиаковским. Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке - месть подлеца. Эгоист и скептик, Швабрин не способен на подлинную, готовую на жертвы любовь. Его отношение к Маше - чисто эгоистическая страсть, соединенная с жестокостью, противоречащей глубокому чувству.

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы - поединок со Швабриным.

Каковы причины дуэли?

10. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ главы «Поединок» по цитатному плану (задание 9 рабочей тетради, с.61, ч.1).

Гринев, верный заветам отца, защищает честь возлюбленной и доброе имя семейства Мироновых.

Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?

Во время дуэли Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать - то есть подлый удар.

Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?

Дуэль Швабрина и Гринева - закономерное противостояние чести и бесчестия, Добра и Зла.

Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли?

Швабрин написал тайный донос родителям Петра о поединке, для того, чтобы расстроить отношения Гринева и Маши.

Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гриневым? Каков смысл эпиграфа к главе повести «Любовь»?

Василиса Егоровна сокрушалась о том, что ее дочь - бесприданница.

11. Слово учителя.

Однако народная песня, откуда взял цитату для эпиграфа издатель, говорит о совсем другом приданом, которым Марья Ивановна владеет с избытком: о ее уме, честности, порядочности, осмотрительности, ее понимании счастья как вечной устремленности к гармоническому совершенству, для которой ее произвели на свет родители и на которую они ее всегда благословляют. Без их благословения не пойдет Марья Ивановна за Петрушу. Не пойдет замуж и не спросясь «роду-племени»: ей необходимо, чтобы их с Петрушей брак был освящен благословением будущих свекра и свекрови. Любовь для Марьи Ивановны - это полное духовное единение с любимым, это невозможность счастья для себя, если он несчастен.

Сердце подсказало Марье Ивановне, что удержаться от проявлении своего чувства, не «подпитывать» больше Петрушины надежды на восстановление отношений можно только, если сразу и окончательно разорвать все связи с ним.

Почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?

Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Петр с точки зрения отца, недостоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане дьявола. Отец сурово судит своего сына.

Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

Герой обнаруживает мудрость, доброту и человечность, способность к сопереживанию.

Письма Гринева-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.

III. Подведение итогов урока.

Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3-5 глав?

Автор проводит Гринева и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов, Гринев мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остается честным и искренним в чувствах. Гринев мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошел на неравный поединок, защищая свою честь. Гринев остается верным заветам отца.

Для Швабрина появление Гринева дает возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идет на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьезное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем.

2. Слово учителя.

Образ Гринева представлен в развитии; «готовый» образ Швабрина не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении. I

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приемам косвенного повествования, сам Швабрин остается за рамками повествования, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

IV. Домашнее задание.

2.Составить сложный план главы 7 «Приступ» (задание 3 рабочей тетради, с. 62-63, ч.1).

3.Групповое задание: подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента главы 8 «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась» до конца.


В своем сочинении я хочу рассказать о становлении личности Петра Гринева-главного героя повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Детство нашего героя ничем не отличалось от детства других детей дворянского рода. Он был окружен любовью и заботой всех членов семьи. Ему привили такие качества как добросердечность, искренность, уважение к другим людям. На воспитание с пяти лет Петруша был предоставлен Савельичу, благодаря которому выучился грамоте. Но в шестнадцать лет его судьба резко переменилась. Отец решает его отправить в Оренбург, чтобы тот стал достойным человеком("...Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни...")-это было началом взрослой жизни Гринева.

Взяв путевку во взрослую жизнь, Петруша вместе с Савельичем направляется в Оренбург на службу, при этом, остановившись в небольшом городке Симбирске для закупки нужных вещей.

Встречая на своем пути генерала Зурина, Гринев, проиграв ему в бильярд, своевольно распоряжается деньгами, ведет себя неприлично с Савельичем, тем самым, показывая, что он взрослый и может делать все, что захочет. Но, обладая таким чувством как совесть, он искренне просит прощения у Савельича. Второй поступок, совершенный Петрушей, показывает, что он-милосердный. Оказавшись в степи в сильную бурю, они(Петр, Савельич и кучер) встречают вожатого, который помог им добраться до ближайшей гостиницы. За оказанную им помощь Петруша проявляет к бедному человеку милосердие-дарит ему свой заячийтулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Петр оказался в дружеской, семейной атмосфере, напоминавшей его родной дом.

К хозяевам дома(Иван Кузьмич и Василиса Егоровна) он относился с уважением, на Машу-капитанскую дочь Гринев пока не обращает внимания. Самым близким товарищем становится Швабрин, описывающий с веселостью всех членов семьи Мироновых. Говоря о Маше, как о совершенной дурочке, Швабрин предстает перед нами бесчестным человеком.

Прошло немного времени, и Петр с Машей познакомились. В ней он увидел благоразумную и чувствительную девушку, совсем не похожую на ту, которую описывал ему Швабрин. Благородство и честь не позволяют нашему герою воспринимать клевету со стороны обзывателя. Результат этого-дуэль. Рискуя своей жизнью, Гринев отстаивал честь своей возлюбленной. С историей любви к Маше мы будет встречаться еще не раз.

А.С.Пушкин подвергает Петра Гринева многочисленным испытаниям. Оказавшись по воле судьбы в такой ситуации, когда нужно было выбирать: либо перейти на сторону врага(Пугачева), либо сдержать клятву и умереть, чем предать. В критических условиях Петр сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком. Став свидетелем смерти Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, он проявляет большую силу духа и мужество. Петр Гринев, зная, что Маша в плену у Швабрина (так как Пугачев назначил его главным), за нее очень переживает и понимает, что может потерять ее навсегда. В конце повести Гринева судят, якобы он-предатель и изменник, но главный герой не сдается ("...я не потерял ни бодрости, ни надежды..."). Петр рассказывал все, что было на самом деле, не прибегая к вранью. Его спасением становится верная возлюбленная, Маша, готовая отстаивать честь своего Петруши.

Вернемся опять к сцене казни во время Пугачевского бунта. Почему же казак не казнил Петра? Благодаря Савельичу, Пугачев узнает нашего героя и сдерживает свое обещание("...спасибо, ваше благородие! Век не забуду ваших милостей..."). Казак уважал Петра за то, что он не стал предателем, ведь их никто не любит и не уважает. Находясь у Пуачева, наш герой ничуть не боится его, беседует с ним открыто и прямо. При третьей встрече с врагом мы уже не видим того свирепого, злобного казака. Он поет свою любимую песню, рассказывает сказку об орле и вороне, понимает, какую опасную игру он затеял, и что отступать уже бессмысленно. Гринеа присутствовал на казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.

В своем сочинении я не упомянула о некоторых качествах нашего героя. Одним из основных, безусловно, является честь. Ему не свойственно было злорадство-сцена со Швабриным ("...я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону..."). Также его положительным качеством была искренность. Это проявлялось в том, как он просто и прямо говорил с Пугачевым, каялся перед Савельичем ("...я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило..."). И, конечно же, совесть.

В конце следует сказать, что судьбе не удалось сломить Петра Гринева, заставить изменить свои взгляды и ценности. Мы стали свидетелями всего жизненного пути нашего героя - от "недоросля" до взрослого человека, умеющего принимать собственные серьезные решения.

Ответ оставил Гость

Сочинение на тему: «Нравственные испытания Петра Гринева»
План сочинения:
1. Детство Петруши:
1.1. Родительскийдом
1.2. Отцовскийнаказ
2. Нравственные испытания на пути Петра Гринева:
2.1. Карточный долг
2.2. Заячий тулуп
2.3. Дуэль
2.4. Пугачевский бунт
2.5. Арест
2.6. Казнь Пугачева
3. Заключение

ПетрАндреевич Гринев родился и вырос в семье симбирского помещика. С самых раннихлет родители очень сильно влияли на то, как формировался характер и взглядыребенка. Сами они были честными, порядочными людьми, и воспитывали своего сынав обстановке высокой нравственности. Благодаря родителям Петруша с детствалюбил свою родину, знал, что такое верность долгу и слову, которое ты дал. Он суважением относился к старшим людям, был храбрым и смелым, всегда стремился к справедливости.Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и дажечувствительность. Таким образом, можно смело сказать, что лучшие черты ПетраГринева обусловлены его происхождением и воспитанием. Отец, когдаотправлял своего сына на службу, в первую очередь хотел, чтобы Петр сталнастоящим, достойным, храбрым офицером, для которого долг чести на первомместе. Он говорит ему напутственные слова, которые являются главнымиориентирами в жизни Петра: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь;слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; отслужбы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честьсмолоду». Это очень верные слова, потому что честь занимает первое место в рядунравственных символов. Покинув родительский дом Петр Гринев первыйраз поступает по чести, когда возвращает Зурову карточный долг. Савельич, слугаГринева, уговаривает его уклониться от расчета, но благородство берет вверх.Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, ПетрГринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу,подарив ему заячий тулуп. Этот поступок, в будущем спас им обоим жизнь. Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил.Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Швабринпрепятствует любви Гринева к Маше, плетет интриги. Дело доходит до поединка.Гринев рискует своей жизнью со шпагой в руке, когда отстаивает честь своейвозлюбленной. Он готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы любимая быласчастлива. Здесь открываются в Петре такие качества как порядочность имужество, сила духа. Во времяпугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех героевповести, а также низость чувств некоторых из них. Когда Пугачев захватилБелгородскую крепость, Иван Кузьмич (капитан Миронов) и Гринев вели себя оченьдостойно. Даже когда они оказались под угрозой жизни на виселице, ни один изних не согласился перейти на сторону Пугачева. Швабрин же примкнул к станупротивника еще накануне, нарушив тем самым, свой офицерский долг. Пугачевпроявил великодушие и помиловал Петра в благодарность за старую услугу. Но мнекажется, что не только это сыграло роль. Я думаю, что Пугачев оценил в Гриневечеловека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиямчести. Более того, Гринев и Маша, в будущем, благодаря Пугачеву обрели другдруга. Интересенфинал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой.Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но и тогдаГринев, из соображения чести не называет имени возлюбленной, чтобы ескомпрометировать ее. Ведь если бы он рассказал всю правду о Маше, радиспасения которой он оказался в этой ситуации, его бы, наверняка, оправдали.Хорошо, что в самый последний момент справедливость восторжествовала. МарьяИвановна просит за Гринева у самой императрицы, и тогда судьба Гринева решаетсяв лучшую сторону. Гринев доконца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому былобязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Взаключении можно сказать, что пословица «береги честь смолоду» имеет значениежизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненныеиспытания. На глазах читателей ПетрГринев вырастает из неопытного юноши в сильного и мужественного молодогочеловека, который может стать примером для подражания, потому, что в нем естьвсе качества, которые ценятся в человеке.