Все вопросы

Айседора Дункан - биография, фото, личная жизнь: Проклятие танцовщицы. Краткая биография айседоры дункан

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан

Square

Айседора Дункан — известная американская танцовщица, основоположник свободного древнегреческого танца, а также жена поэта Сергея Есенина (1922-1924г). Айседора, как многие женщины, заслужила славу не известным романом, а своим трудом и любовью к музыке и пластике. Благодаря чему была признана величайшей танцовщицей в мире! Однажды Станиславский спросил у Айседоры Дункан: «Кто вас научил танцевать!», она гордо ответила: «Терпсихора».

Интересные факты из биографии Айседоры Дункан

В 13 лет будущая танцовщица бросила школу, объявив, что считает это бесполезным занятием, она добьется большего и без нее!

Как отмечали современники, Айседора танцевала так легко и чувственно, что невозможно было встать с кресла после окончания выступления. Она потрясала своими движениями всех! Айседора танцевала босиком, в короткой древнегреческой тунике, которая открывала колени. Такая длина в те времена была немыслима даже для Америки. При этом ее танцы никто не называл вульгарными, движения были «легкими, свободными, изящными».

Несмотря на невероятную известность, Айседора не была богатой, все свои деньги она вкладывала в развитие танцевальных школ, зачастую у нее даже не хватало средств, тогда ей помогали друзья.

Трагедия в жизни танцовщицы

Айседора Дункан будто предчувствовала приближающуюся к ней и ее близким смерть. В 1913 году женщину постоянно мучили видения, ей снились маленькие гробики, слышались похоронные марши, длилось это несколько месяцев. А потом погибли ее дети.

Она не могла предотвратить трагедию. После мучивших ее видений, Айседора стала беспокоиться за детей. Вместе с мужем Зигером и детьми танцовщица перебралась в уютное местечко Версаль. Однажды по неотложным делам пришлось ехать в Париже, обратно Дункан была вынуждена отправить детей в Версаль вместе с шофером. По дороге автомобиль заглох, водитель вышел узнать причину поломки, в этот момент машина скатилась в Сену, малышей спасти не удалось.


Айседора Дункан и ее родные дети

Женщина впала в сильнейшую депрессию, но выступила в защиту шофера, так как знала, что у него тоже есть дети. Айседора совершенно не плакала и не говорила с близкими о трагедии, но однажды, прогуливаясь вдоль реки, она увидела державшихся за руки своих детей. Айседора вскрикнула и упала в безумных рыданиях на землю, к ней подошел молодой человек. Женщина прошептала, смотря ему в глаза: «Спасите меня… Подарите мне ребенка». Но их ребенок умер после нескольких дней жизни. Больше у Айседоры не было родных детей.

Интересный факт из жизни танцовщицы: Дункан занималась благотворительностью, открывала множество детских танцевальных школ по всему миру. Танцовщица за свою недолгую жизнь удочерила шесть девочек, а воспитала как родная мать больше сорока детей.

Трепетная любовь

Айседора отмечала, что влюбилась в , потому что он был похож на ее светленького, голубоглазого сына.


Но их отношения продлились недолго. Они вместе много путешествовали по Европе и США, но поэта воспринимали лишь как юного мужа великой танцовщицы. Разница в возрасте составляла 18 лет. Есенин отмечал, что первый год он очень любил Айседору, восхищался ею, но потом ее излишняя материнская забота погубила все чувства. Есенин стал груб, мог поднять руку, писал стихи о том, как ему ненавистна эта женщина. К тому же языковой барьер и отсутствие общих интересов не могли сделать этот любовный союз вечным, страсть прошла. Только вот Айседора Дункан продолжала любить своего Сережу после всех причиненных ей бед.


На фото Айседора Дункан с Сергеем Есениным


С приемной дочерью Ирмой

Декабрь, 1925 год, Айседора Дункан узнает о смерти Есенина из письма дочери Ирмы, проживающей в Москве. Женщина вспоминает, как в этой же гостинице «Англетер» влюбленная пара за время совместной жизни останавливались несколько раз, тогда они были счастливы. Теперь умирает второй ее любимый, светловолосый, голубоглазый… На следующий день появляется в парижских газетах некролог, написанный Айседорой:

«Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль… Он уничтожил своё юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием».

Айседора Дункан написала мемуары о Сергее Есенине, которые принесли большие деньги — больше 300 тысяч франков. Но танцовщица от них отказалась, попросила отдать все средства от продажи этих книг матери и сестрам поэта.

Смерть Айседоры Дункан

Однажды Дункан была на гастролях в Вене, вдруг в ней в номер вошла странная девушка со свечой в руке и громко воскликнула: «Бог приказал мне задушить тебя!». Позже выяснилось, что девушка душевнобольна, но на Айседору этот случай произвел жуткое впечатление. А может это не случай? Знаменитая танцовщица вскоре погибла.

14 сентября 1927 года Айседора со словами «Прощайте, я иду к славе», в некоторых источниках: «я иду к любви», села в автомобиль. До этого ей предложили надеть теплое пальто, потому что на улице прохладно, танцовщица ответила, что ей удобнее в любимом красном, расписном шарфе. Но он был настолько длинный, что когда женщина садилась в машину, не заметила как шарф зацепился за ось колеса. Автомобиль тронулся, шарф затянулся. Так закончилась жизнь великой танцовщицы, новатора, сильной личности и просто чувственной женщины.

О жизни Айседоры Дункан сняты художественные киноленты ««Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире», режиссёр Кен Рассел, «Айседора», режиссёр Карел Рейш.

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». А. Дункан

Добропорядочные люди... Добропорядочные люди – это попросту те, кто не подвергался достаточно сильному искушению… Внутри нас таится нарушитель всех законов, готовый выскочить наружу при первой возможности…
Асейдора Дункан.
«Моя жизнь».

...И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою .
Сергей Есенин,
«Чёрный человек».

«Трагическая смерть Айсе­доры Дункан после столь же трагической кончины Сергея Есенина, изощренную жесто­кость которой невозможно за­быть, снова напомнила мне, в какой драматической атмосфере постоянно жила эта чу­довищно парадоксальная чета», - так писал через ме­сяц после гибели Дункан в парижской газете бельгийский поэт и переводчик Элленс, ко­торый несколько лет в тес­ной близости наблюдал взаи­моотношения этой супружес­кой пары.

«Шок - это по-нашему!» - такие слова могли быть деви­зом короткой совместной жиз­ни Дункан и Есенина.

Ко времени знакомства ей было 44 года, а ему 26... Она никогда по принципиальным соображениям не вступала в «законный брак», а он к тому вре­мени был уже дважды женат. Она потеряла троих детей: в 1913 двое погибли в автокатастрофе, в 1914 она родила сына, который прожил всего несколько часов. У Есенина же трое детей (есть версия, что четверо). Она не знала русско­го языка, но стремилась об­щаться по-русски.

А он не знал ни одного ино­странного языка и не хотел учить.

Все его многочисленные друзья и приятели ненавидели её, называли «старухой». Её же окружение презрительно называло его «дикарём», «та­бунщиком», «альфонсом». Ник­то никогда не знал и не узна­ет, какими они были на са­мом деле. Потому что правды нет. Есть оценки, мнения дру­зей и врагов, есть мемуары.

Но, согласитесь, ведь это тоже интересно.

Подруга Айседоры, Мэри Дести, вспоминает: «День пе­ред отъездом в Россию выдал­ся для нас в высшей мере бес­покойным, но всё же мы на­шли время посетить гадалку...» Гадалка рассказала, что Айсе­дора едет в длительное путе­шествие, что у нее будет мно­го неприятностей и злоключе­ний. Айседора только смея­лась: «Само собой, я еду в страну, где идёт гражданская война, а я ничего не боюсь. Русские меня ждут, моё искус­ство им нужно». Но когда га­далка сказала: «Вы выйдите замуж, и года не пройдет», Ай­седора разозлилась: «Чушь! Мне 44 года, я не была заму­жем и не буду!»

Нужно сказать, что вызыва­ет удивление восторженность зрелой женщины в отношении предстоящей поездки в новую Россию. Перед отъездом она дала множество интервью европейским и американским газетам. Вот, что она заявила французским репортерам: «Я ищу духовного убежища. Я не могу больше работать в Пари­же. Советы - единственная власть, которая в наше время проявляет заботу об искусст­ве и о детях. Я горю желанием убедиться, что в мире есть ме­сто, где не ставят коммерцию выше, чем духовное и физичес­кое развитие детей».

Ей говорили, что в России после Гражданской войны ос­тались беспризорными десят­ки тысяч детей, что многие из них были свидетелями гибели и унижения своих отцов и матерей: «О какой школе античного танца вы мечтаете? Это уто­пия!» Её ответ был таким: «Вы русских не любите и не пони­маете. Может быть, им есть нечего, но они богаты духов­ной пищей».

Вот в таком на­строении летом 1921 г. все­мирно известная танцовщица приезжает в Россию. Да, на Западе у неё были проблемы, но никто и никогда не осуж­дал её за то, что она делает. Обвиняли её только в том, что она говорит.

Советское правительство, как ни странно, не очень было готово к открытию школы. Предсказание гадалки сбыва­лось. В конце концов, для ра­боты Дункан был выделен экспроприированный у знамени­той русской балерины особняк. Школа античного танца откры­лась. Правда, Дункан мечта­ла о тысяче девочек, а прави­тельство выделило деньги только на 25. Да и отапливать классы дров не было. Айседора постепенно переходила на систему само­обеспечения. Она нервничала, худела, но не сдавалась: была полна замыслов и энергии. Занятия начинались и закан­чивались пением Интернаци­онала. Она стала самой мод­ной женщиной Москвы 1921 г.

Фото: Американская танцовщица и хореограф Айседора Дункан с ученицами, одна из которых её дочь, во время урока танцев.

Дункан, выступая перед правительственной элитой, удивлялась: «И зачем только они затевали такую кровавую революцию? Отобрали у дво­рян дворцы и бриллианты. По­селились во дворцах сами, бриллианты носят их неэле­гантные женщины. Получи­лось всё то же, что было. Толь­ко хуже».

Айседоре было гораздо ин­тереснее с людьми искусства. Она с удовольствием окуну­лась в богемную жизнь, каж­дый вечер где-нибудь танце­вала в тунике с шарфом и бо­сиком. Такой и увидел её Сер­гей Есенин в первый раз. Вспо­минает Анатолий Мариенгоф: «Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с от­блеском меди волосы, боль­шое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глаза­ми, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.

Маленький нежный рот её улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и ска­зала:
- Solotaja golova! - Потом поцеловала его в губы». Под утро они уехали вмес­те.

Есенин поселился в студии Айседоры. Через несколько месяцев она стала его законной женой. Брак был зарегис­трирован в Москве, супруги Дункан-Есенины сразу отбыли в Германию.

Айседора хотела, вероятно, показать своему юному мужу настоящую жизнь. Думала, что Есенин будет изумлен и счас­тлив, попав из дикой России в прекрасную Европу. Она меч­тала показать ему музеи и те­атры, а он сбегал с друзьями и пускался в загул по злачным местам или скрывался в ма­леньких пансионатах. Она ра­зыскивала его.

Он друзьям говорил: «При­стала. Надоела, - и тут же, - она очень добрая баба, моя Изадора, только чудная. Не пойму я её».

Скандалы начались ещё в России. В её окружении почти все считали Есенина сумас­шедшим, но хитрым сумас­шедшим: он пользуется любо­вью, добротой и деньгами наи­вной богатой женщины.

Фото: commons.wikimedia.org/public domain

Больно читать воспоминания Горького о встрече с четой Дункан-Есениных в Берлине в 1922 г.: «Эта знаменитая жен­щина, прославленная тысяча­ми эстетов Европы, тонких це­нителей пластики, рядом с ма­леньким, как подросток, изу­мительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно… Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и, краем глаза по­сматривая на неё, морщился. Может быть, именно в эту ми­нуту у него сложились в стро­ку стиха слова сострадания: „Излюбили тебя, измызгали…“

И можно было подумать, что он смотрит на свою под­ругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит…

Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвер­нулся».

Почему-то никто из совре­менников не верил, что Есенин питает какие-то искренние чув­ства к Айседоре, но вот, что она его любит - видели все. Правда, оценивали её лю­бовь к Есенину по-разному: одни с презрением и насмеш­кой (Горький, Мариенгоф), а другие...

«Я имел также возможность с некоторым смущением на­блюдать этот союз молодого русского поэта и уже клонив­шейся к закату танцовщицы, показавшийся мне сначала, как я уже говорил, почти чудовищным. Я думаю, что ни одна женщина на свете не понимала свою роль вдохнови­тельницы более по-материн­ски, чем Айседора.

Она увез­ла Есенина в Европу, она, дав ему возможность покинуть Россию, предложила ему жениться на ней. Это был по­истине самоотверженный по­ступок, ибо он был чреват для нее жертвой и болью.

У неё не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драмати­ческие потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспи­тать, снова станет самим со­бой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить.

Айседора страстно любила юношу-поэта, и я понял, что эта любовь с самого начала была отчаянием», - представ­ляет нам Айседору уже после её гибели вышеупомянутый бельгийский поэт Ф. Элленс.

Несомненно, Айседоре не давал покоя её неутолённый материнский инстинкт. Поте­ряв своих детей, она стреми­лась нести добро, красоту и гармонию в мир детства. Не надо быть знатоком трудов Зигмунда Фрейда, чтобы до­гадаться, что solotaja golova Есенина напоминала ей куд­ри её погибшего сына Патри­ка. Поэтому она любила по­гружать свои пальцы в волны светлых волос Сергея. По­этому многое могла простить ему, когда Есенин вёл себя как хулиган-подросток.

Пожалуй, самые трогатель­ные воспоминания о встрече с этой «парадоксальной че­той» оставила русская по­этесса, экс-супруга Алексея Толстого, мать его детей, На­талья Крандиевская-Толстая: «Она еле скользнула по мне сиреневыми глазами и оста­новила их на Никите, которо­го я вела за руку. Долго, пристально, как бы с ужасом, смотрела она на моего пятилетнего сына, и по­степенно расширенные атро­пином глаза её ширились всё больше, наливаясь слезами.

Сидора! - тормошил ее Есенин. - Сидора, что ты?
Oh, - простонала она, на­конец, не отрывая глаз от Ни­киты. - Oh, oh!.. - И опусти­лась на колени перед ним, прямо на тротуар.

Перепуганный Никита вол­чонком глядел на неё. Я же поняла всё. Я старалась под­нять её. Есенин помогал мне. Любопытные столпились вок­руг. Айседора встала и, от­странив меня от Есенина, зак­рыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла. Есенин бежал за нею в своем глупом цилиндре, растерян­ный.

Сидора, - кричал он, - по­дожди! Сидора, что слу­чилось?

Никита горько плакал, утк­нувшись в мои колени. Я зна­ла трагедию Айседоры Дун­кан. Её дети, мальчик и девоч­ка, погибли в Париже, в авто­мобильной катастрофе, мно­го лет тому назад. В дождливый день они еха­ли с гувернанткой в машине через Сену. Шофёр затормо­зил на мосту, машину занес­ло на скользких торцах и пе­ребросило через перила в реку. Никто не спасся.

Мальчик был любимцем Ай­седоры... Его портрет на зна­менитой рекламе английско­го мыла известен всему миру. Белокурый голый младенец улыбается, весь в мыльной пене. Говорили, что он похож на Никиту, но в какой мере он был похож на Никиту, знать могла одна Айседора. И она это узнала, бедная...»

Бесконечные скандалы, в которых Айседора престала уступать Есенину в экстравагантности и темпераменте, измотали обоих.

Их не хотели принимать в дорогих отелях, так как уже знали: эти симпатичные гос­пода за два-три вечера пере­бьют столько посуды и зер­кал, сломают столько мебе­ли, что гостиницу придётся закрыть на капитальный ре­монт. Пусть даже мадам всё оплатит, всё равно не хочет­ся. И не все жильцы любят слушать оглушительный рус­ский мат даже в английском исполнении. Особенно по но­чам.

Супруги устали друг от друга, и каждый для себя ре­шил, что покинет «свою поло­вину», как только они вернутся в Москву. В 1923 г. Дункан-Есе­нины вернулись в Россию и расстались.

Айседора узнала о смерти Сергея Есенина в декабре 1925 года. Это известие ввер­гло её в состояние шока. Она писала подруге: «Бедный Се­рёженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слёз». Она отправила в Рос­сию матери Есенина телеграм­му со словами скорби и со­чувствия.

Айседора Дункан трагичес­ки погибла 14 сентября 1927 г. в Ницце. Её шарф попал в нижнее колесо гоночного ав­томобиля и после нескольких оборотов затянулся на шеё не­счастной женщины в смер­тельную петлю.
Странно, но причина её смерти и причина смерти Есе­нина определяется одним сло­вом - «асфиксия» (удушение).

Лариса Михайлова

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Во всяком случае, жизнь и смерть знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан вполне подтверждает эту версию.

«Гениальная босоножка»

Эта выдающаяся женщина родилась в мае 1878 года в Америке. Ее отец, обанкротившись, сбежал из дома, оставив жену с четырьмя детьми без средств к существованию. Так что, можно сказать, отношения с мужчинами не заладились у Айседоры Дункан с самого юного возраста.

Фото: www.globallookpress.com

В 13 лет Айседора бросила школу, занявшись серьезно только музыкой и танцем. А еще через пять лет она уехала в большой город Чикаго, чтобы добиться успеха и славы на ниве искусства. Тут ее поджидала первая любовь — рыжий поляк Иван Мироский , старше ее почти на четверть века и к тому же женатый. Однако неудача в личной жизни была восполнена первыми успехами в танце — отрицавшая классическую школу балета, выражавшая в движении свои сиюминутные чувства, юная Дункан, танцевавшая босиком в прозрачных одеждах, покорила изысканную публику светских салонов. У начинающей танцовщицы появились деньги, она тут же направилась в Европу, надеясь, что там ей откроется какой-то неведомый мир.

В Греции танцовщица увлеклась античным искусством, с той поры туника стала постоянным атрибутом ее выступлений. Но до Греции был Будапешт, где заокеанскую звезду заметил и оценил сам наследник австрийского престола — эрцгерцог Фердинанд . Здесь же, на Дунае, встретилась Дункан и новая любовь, тоже оказавшаяся краткой. Избранником Айседоры на этот раз был молодой венгерский актер Оскар Бережи . Общение с ним привело Дункан к печальному выводу, что обычная семейная жизнь с любимым мужчиной для нее невозможна.

Она побывала в Германии, где увлеклась величественной музыкой Вагнера и попыталась выразить ее в своих пластических импровизациях. В Германии у нее случился короткий и вполне платонический роман с местным искусствоведом Генрихом Тоде . Чуть позже, попав впервые на гастроли в Россию, знаменитая уже танцовщица сумела покорить еще одного деятеля искусств — уже прославленного к тому времени режиссера Константина Станиславского . Правда, и с ним отношения дальше нежных поцелуев не пошли.

Впервые долгие и серьезные отношения с мужчиной возникли у Дункан в Берлине, где она познакомилась с великим английским театральным режиссером Гордоном Крэгом , тоже попавшим под очарование и личности Дункан, и ее искусства. Первые недели совместной жизни были счастливыми, однако вскоре Крэг стал намекать, что хотел бы видеть Айседору не знаменитой артисткой, а просто домашней хозяйкой. На такое танцовщица согласиться не могла. И хотя у них родилась дочь, которой Крэг дал поэтичное ирландское имя Дидрэ, союз двух художественных натур распался.

Между тем слава Айседоры Дункан уже гремела по всему миру. Ее называли «божественной босоножкой», а ее манера танцевать стала модной и ведущей во многих культурных столицах Европы, включая Петербург.

Пляска смерти

Окрыленная материнством, Айседора Дункан решила заняться и другими детьми — она открыла в Париже школу танца. Содержание этой детской школы стоило дорого, и тут Дункан познакомилась с одним из самых богатых людей Европы. Это был сын изобретателя и производителя знаменитых швейных машинок — Парис Юджин Зингер . Он охотно дал деньги на школу. Знакомство переросло в дружбу, а затем и в любовь.

Танцовщица из бедной американской глубинки стала завсегдатаем светских приемов и обладательницей неслыханной роскоши. Родился сын Патрик . Казалось, наступило счастье, сбылись все мечты. Но вот на одной из вечеринок Зингер страшно приревновал Айседору, поссорился с ней и уехал в Египет. Дети остались в Париже, а сама Дункан отправилась на гастроли в Россию. Здесь у нее начались вдруг кошмарные видения: среди белых сугробов ей чудятся два гроба, а по ночам ей слышится «Траурный марш» Шопена .

Фото: www.globallookpress.com

С мрачными предчувствиями Айседора вернулась в Париж и, забрав детей, отвезла их на отдых в живописное местечко Версаль неподалеку от французской столицы. Вскоре туда явился и Зингер, произошло примирение. Снова возникло ощущение идиллии. И опять судьба разрушила все самым ужасным образом.

После прогулки по Парижу с Зингером и детьми Айседора решила остаться в городе, чтобы заняться танцем у себя в ателье. Были дела в Париже и у Зингера, поэтому детей вместе с шофером отправили на автомобиле в Версаль. По дороге машина заглохла, шофер вышел осмотреть мотор, а тем временем автомобиль скатился в Сену, и дети погибли. Смерть шестилетней Дидрэ и трехлетнего Патрика столь сильно потрясла Дункан, что она даже не могла плакать, а впала в глубокую депрессию. При этом она ходатайствовала за шофера, зная, что у него тоже есть дети.

Она хотела покончить жизнь самоубийством, и только маленькие воспитанницы из школы танца остановили Дункан. Чтобы как-то отвлечься, Айседора уехала на Средиземное море. Но и здесь ее преследовали образы погибших детей. Однажды они почудились ей в морских волнах, и Айседора упала в обморок. А когда пришла в себя, то увидела перед собой симпатичного молодого человека. «Я могу вам чем-нибудь помочь?» — спросил он. «Да, дайте мне ребенка».

Их связь оказалась недолгой, итальянец был помолвлен и отменять свадьбу не стал. А их сын умер через несколько часов после рождения.

Фото: www.globallookpress.com

Последний узел

В Европе произошли огромные события — началась и закончилась Первая мировая война, пали империи, в России свершилась революция. В советскую Россию и отправилась по приглашению наркома Луначарского в 1921 году Айседора Дункан. Она заявила: «Я хочу, чтобы рабочий класс за все свои страдания и лишения получил бы награду, видя своих детей прекрасными». В Москве она открыла очередную школу танцев для детей.

Когда Айседоре было всего два года от роду, в их доме случился пожар, и девочку из окна выбросили на руки полицейскому. С той поры языки алого пламени стали для Дункан неким символом жизни и смерти. Она часто выступала на сцене с огромным алым шарфом, создавая им образ сполохов огня. Теперь в советской России этот шарф стал еще и символом революции. Она танцевала на сцене Большого театра под «Интернационал», а из бывшей царской ложи ей рукоплескал Ленин . Пройдет несколько лет, и алый шарф завяжет на жизни Дункан свой последний узел.

В Москве немолодая уже танцовщица познакомилась с юным и очень популярным русским поэтом Сергеем Есениным . И хотя они не знали языка друг друга и общались через переводчика, но вспыхнула страстная любовь, которая закончилась официальным браком — первым в жизни Дункан. Но и эта любовь просуществовала недолго. Поэт, как известно, сильно пил, они часто ссорились, в конце концов, он прислал ей телеграмму: «Я люблю другую, женат, счастлив». Когда через два года Есенин погиб (по официальной версии он покончил жизнь самоубийством) и Дункан узнала об этом уж в Европе, то сказала: «Я рыдала и страдала из-за него так много, что он исчерпал все мои возможности для страдания». При том Айседора Дункан поступила очень благородно — все права на гонорары Есенина она отдала матери и сестрам поэта, хотя, как вдове, они полагались ей.

В те годы сама Дункан очень нуждалась, ей было почти 50 лет, с былой грацией и былым успехом она танцевать уже не могла. К тому же она повсюду, где только можно, открывала школы танца для детей, которые затем обычно быстро закрывались из-за отсутствия средств. Только московская школа танца на Пречистенке просуществовала два десятилетия, благодаря поддержке правительства. Руководила школой ученица и приемная дочь Айседоры — Ирма Дункан .

Школа танцев Айседоры Дункан. Фото: www.globallookpress.com

О последних днях великой танцовщицы известно немного. Среди ее последних мужчин называют русского пианиста-эмигранта Виктора Серова , который был ее вдвое младше. Она страшно ревновала его и даже хотела однажды покончить жизнь самоубийством. Но через несколько дней после этого судьба распорядилась иначе. Отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора Дункан повязала свой любимый алый шарф с длинными концами. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Произошло это ясным осенним днем 14 сентября 1927 года.

Похоронена великая танцовщица и женщина необычной трагической судьбы на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

Биография Айседоры Дункан . Карьера и танец . Муж Сергей Есенин . Личная жизнь, судьба, дети. Причины смерти . Злой рок авто. Цитаты, фото, фильм.

Годы жизни

родилась 27 мая 1877, умерла 14 сентября 1927

Эпитафия

Сердце погасло, будто зарница,
Боль не притушит года,
Образ твой вечно будет храниться
В памяти нашей всегда.

Биография Айседоры Дункан

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, и автомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез .

Линия жизни

27 мая 1877 г. Дата рождения Айседоры Дункан (правильно - Изадора Данкан, урожденная Дора Энджела Дункан).
1903 г. Паломничество в Грецию, инициирование Дункан строительства храма для проведения танцевальных занятий.
1904 г. Знакомство и вступление в связь с режиссером Эдвардом Гордоном Крэгом.
1906 г. Рождение дочери Дердри от Эдварда Крэга.
1910 г. Рождение сына Патрика от бизнесмена Париса Зингера, с которым у Дункан была связь.
1914-1915 гг. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге, знакомство со Станиславским.
1921 г. Знакомство с Сергеем Есениным.
1922 г. Брак с Сергеем Есениным.
1924 г. Развод с Сергеем Есениным.
14 сентября 1927 г. Дата смерти Айседоры Дункан.

Памятные места

1. Сан-Франциско, где родилась Айседора Дункан.
2. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан в Афинах, основанный Дункан и ее братом.
3. Дом Дункан в Париже.
4. Отель «Англетер» в Санкт-Петербурге, где Дункан жила в начале 1922 года.
5. Дом Айседоры Дункан в Москве, где они жили вместе с Есениным и где размещалась хореографическая школа-студия танцовщицы.
6. Зал славы Национального музея танца в Нью-Йорке, куда введено имя Айседоры Дункан.
7. Кладбище Пер-Лашез, где похоронена Айседора Дункан.

Эпизоды жизни

Во время гастролей по России в 1913 году у Дункан было странное предчувствие, она словно не могла найти себе места, а во время выступлений ей слышался похоронный марш. Однажды во время прогулки она увидела два детских гроба между сугробов, что ее очень напугало. Она вернулась в Париж, а вскоре погибли ее дети. Дункан не могла прийти в себя несколько месяцев.

Есенин решился на разрыв с Дункан не только потому, что охладел к влюбленной в него женщине, но и потому что устал, что в Европе его воспринимают исключительно как мужа великой танцовщицы . Он стал выпивать, оскорблять Дункан. Самолюбие русского поэта сильно страдало, и он вернулся в Россию, а вскоре прислал Айседоре телеграмму, в которой написал, что любит другую и очень счастлив, чем нанес ей глубокую душевную рану. Но большей трагедией для нее стала смерть Есенина . Она даже пыталась покончить с собой. «Бедный Сереженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слез», - говорила Дункан.

Несмотря на то, что Айседора Дункан много гастролировала и преподавала, она не была богата . На заработанные ей деньги она открывала школы танца , а сама порой просто бедствовала. Она смогла бы хорошо заработать на своих мемуарах после смерти Есенина, но она отказалась от денег, пожелав, чтобы ее гонорар передали матери и сестрам Есенина .

Незадолго до гибели Дункан к ней в номер зашла девушка и сказала, что Бог приказал ей задушить танцовщицу. Девушку вывели, она оказалась душевнобольной, но через время Дункан действительно погибла, задушенная шарфом.

Слева Айседора с родными детьми, справа — с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой

Заветы и цитаты

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва».


Телевизионный сюжет о жизни Айседоры Дункан

Соболезнования

«Образ Айседоры Дункан навсегда останется в моей памяти как бы раздвоенным. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, которое не может не поразить воображения, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага. Чуткость Айседоры была изумительной. Она могла улавливать безошибочно все оттенки настроения собеседника, и не только мимолетные, но и все или почти все, что таилось в душе…»
Рюрик Ивнев, русский поэт, прозаик