Работа

Анализ 1 главы произведения л толстого юность. Анализ произведения юность толстого

Ирина Борисовна ЯЩЕНКО - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.
Урок прислан на конкурс методических разработок в номинацию «Как я преподаю трудную тему».

“Диалектика души”главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность»*

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

Вступительное слово учителя

“История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных взаимоотношениях со средой, волновала многих писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского. Среди этих имён имя Л.Толстого занимает особое место.

- Каким вы представляете себе Л.Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), «После бала»)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального анализа своих поступков, мыслей, чувств. Вскоре возникает потребность в более широкой форме проследить основное содержание и направление своего развития - так рождается замысел автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», задуманной как «Четыре эпохи развития». Вторая часть «Юности» - «Молодость» - так и не была создана, хотя её планы сохранились в бумагах Л.Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).

“История души человеческой” (наблюдение за психологией отдельного человека), изображённая Лермонтовым в «Герое нашего времени», нашла иное воплощение в автобиографической трилогии Л.Толстого: это история умственного и нравственного развития главного героя Николеньки Иртеньева. Печорин дан как сложившаяся личность. Заслуга же Л.Толстого, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в том, что он открыл “диалектику души” (“...психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души...”), то есть изображение самого процесса, самого движения, перехода одних чувств в другие. Эту особенность таланта Л.Толстого Ап. Григорьев определил как “музыкальное начало”.

Называем тему, цели урока, эпиграф. Со словариком (см. приложение) работаем в течение всего урока.

- В чём вы видите необычность манеры повествования в повести «Юность»?

Ещё М.Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» писал, что “история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой...” Метод Л.Толстого - это метод своеобразного “наложения”: “я” - шестнадцатилетнего юноши и “я” - взрослого человека. Юношеские мечты, порывы, деяния оцениваются с двух позиций: с юных лет (через внутренние монологи) и с позиций человека с большим жизненным опытом. Этот приём даёт ощущение целостности и глубины картины.

- Покажите на примерах “движения души” главного героя (гл. II, XVI): “я” юноши (главы II, III, конец главы ХIII); “я” взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX) .

Тончайшие, неуловимые переходы в настроении Николеньки Иртеньева раскрываются прежде всего через внутренние монологи (глава II). Так писатель достигает достоверности.

- Что герой считает началом юности? (Глава I.)

“Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

- Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению - отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

- Попробуйте определить, что составляет нравственный идеал Николеньки Иртеньева? (Глава II.) В чём состоит его следование идеалу? (Глава III.)

Безупречные мечты: “...Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель... Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе”.

Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)

Поэтика Л.Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба. Можно говорить о психологизме пейзажа Л.Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи - красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)

Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.

Прав Ю.М. Лотман, считающий, что “дом для дворянского дитяти - это целый мир: культура, образование, воспитание”. Наглядный тому пример - таинство обедов у Иртеньевых.

- Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)? (См. табл. 1.)

Таблица 1. Интерьер

Корнаковы, Ивины

Иртеньевы

Квартира Корнаковых: “Зала... была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным...”

Дом Ивиных: “Когда я шёл вверх по этой большой лестнице, мне показалось, что я сделался ужасно маленький...”

Формы среднего рода (“что­то было там мраморное, и золотое, и обвёрнутое кисеей, и зеркальное”) усиливают впечатление безличной, холодной, пустой роскоши, в которой ничего не сможет согреть и порадовать: “Я вдруг почувствовал, что я не человек, а какаято не стоящая внимания вещь - кресло или окошко”.

Деревенский дом Иртеньевых: в родном деревен­ском помещичьем доме его окружают простые вещи: задвижка, косая половица, ларь; “...всё это так было знакомо, так полно воспоминаний, так дружно между собой...”

В этом случае безличные формы среднего рода, обезличивая каждую деталь, объединяют их между собой, показывая, что дом - это цельное и любовное содружество и половиц, и ступеней, и стен. Каждая вещь в родном доме вызывает целую гамму чувств и переживаний. (“...Как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?”)

Характер дома Нехлюдовых в Кунцево - это простота и изящество.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "ОбоиЛидер". Вот скажите, Вы же не будете ходить в одной и той же одежде каждый день из года в год? Даже если она Вам очень нравится. Она пачкается, мнется, да, в конце концов, просто надоедает! Вот так и обои для стен – пачкаются, выгорают, изнашиваются и тоже надоедают. Выход – пойти в магазин и купить новые! Тем более, что для этого даже выходить из дома не потребуется. В каталоге на сайте oboilider.ru представлен широчайший выбор обоев, среди которых Вы обязательно найдете, те, на которые Вам не надоест смотреть, ну, по крайней мере несколько ближайших лет. ПереОБОЙТЕ Ваш дом, и он заиграет новыми красками. Не забудьте заглянуть в раздел "Распродажа" и тогда обновка обойдется совсем недорого.

Главный герой - Николенька Иртеньев - и на пороге юности по-прежнему живёт богатой, противоречивой, с порывами и падениями, внутренней жизнью. Все 45 глав - борьба добра и зла в душе, поступках героя.

- Докажите, что процесс “приложения мыслей к жизни” непрост, часто противоречив.

Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. (См. табл. 2.)

Таблица 2. Антитеза

Мечты

Действительность

Мечты о самоусовершенствовании жизни (“разумная, нравственная, безупречная жизнь”), составление правил жизни, нравственных обязанностей перед собой, ближними и Богом. “Поневоле и неохотно” готовится в университет, и лишь случайности спасают его от провала.

Очищение души после двух исповедей.
Двойственное чувство к Дубкову.

Тщеславные мечты о том, чтобы быть известным, любимым, самолюбование по дороге домой (вторая исповедь).
Презрение к денежным отношениям в дружбе. Взял в долг у Дмитрия и долго не возвращал деньги.
Неприятная мысль, что он наследник князя Ивана. Похвальба в университете своим родством с Иваном Ивановичем.

Страстное желание совершенства, осознание свободы и весеннее чувство ожидания перемен.

Поступки, уводящие от идеала добродетели: покупка ненужных вещей, участие в “обмывании” мундира в ресторане и как следствие этого - нелепая ссора с Колпиковым и перебранка с Дубковым; визиты к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, перед которыми ему хотелось блеснуть новеньким мундиром; университетская пирушка с богатыми студентами.

- Почему в этой борьбе с самим собой герой часто терпит неудачи?

Он молод; хочет, чтобы его любили; пытается исправить характер и стать достойным мира сего. Он ищет нравственных преобразований. В поисках кумира, идеала для подражания Николенька Иртеньев обращается к миру взрослых, где осуществляет своё представление о человеческом достоинстве - “comme il faut” (франц. “как должно, быть порядочным, благовоспитанным человеком”).

- Как вы поняли, что такое comme il faut? Как сам герой объясняет его смысл? Чем можно объяснить, что на протяжении всей главы XXXI автор более двадцати раз употребляет выражение “comme il faut”?

Светскость манер и поведения:

Отличное произношение французских слов;

Длинные и чистые ногти;

Умение кланяться, танцевать и поддерживать разговор;

Презрение к простому народу;

Выражение равнодушия ко всему, скучающий вид в присутствии посторонних. (Сравнить с Онегиным, Печориным.)

- Какие из примет “благовоспитанного” человека неплохо бы и всем нам использовать в своём быту, а какие вызывают ваше осуждение?

- Отсутствие нравственного опыта (молод) приводит Николеньку Иртеньева к душевному разладу, краху. Проследите, как приходит к шестнадцатилетнему герою признание несостоятельности идеала светскости (аристократизма)?

Через способность проанализировать свой мир, через приобретаемый жизненный и нравственный опыт Николеньки: столкновение с самовлюблённым Ивиным, с одной стороны, и знакомство со студентами-разночинцами - Семёновым, Зухиным, Оперовым - с другой. Люди типа Дубкова никогда не создавали для себя нравственных правил, не мучались оттого, что не всё удаётся в жизни, а пользовались теми нормами, которые были приняты в их среде и считались общеобязательными.

- К каким выводам приходит главный герой в результате наблюдения за миром новых странных знакомых? (Глава XLIII.)

“Да уж не вздор ли всё это?” Николеньке захотелось сблизиться с ними, хотя сделать это для него было непросто. Он приходит к пониманию того, что ему “надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и не хорошо...”

- Попробуйте определить смысл финальной главы “Я проваливаюсь”.

Отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь. Пусть этот порыв останется только порывом, но в нём залог нравственного роста Николеньки, его дальнейших поисков правды и красоты жизни.

Эти поиски продолжат уже другие герои Л.Толстого: Нехлюдов в «Утре помещика» и в «Воскресении», Оленин в «Казаках», Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», Константин Левин в «Анне Карениной». Поиски смысла жизни (“спокойствие - это душевная подлость”) - отличительная черта героев Л.Толстого.

- Объясните смысл эпиграфа к уроку.

- Каким в итоге предстал перед вами главный герой повести? Какие качества его души созвучны вашему миру, а какие вызывают осуждение?

- Каковы нравственные уроки великого Толстого?

“Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на всё, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?” - задаёт вопрос Н.Г. Чернышевский и этими словами определяет значение повести Толстого «Юность».

Действительно, нет ничего нежнее и ранимее, чем душа юноши. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего и раскрывшего, помогающего каждому из нас понять самого себя, предупреждающего о неизбежных ошибках, призывающего к самосовершенствованию.

Приложение

Словарик к уроку: автобиографическая трилогия; диалектика; идеал; нравственные законы; добродетель; “диалектика души”; comme il faut.

Уроки 58–59 ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ (ГЛАВА «COMME IL FAUT»). ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА ГЕРОЯ (ГЛАВА «Я ПРОВАЛИВАЮСЬ»)

28.03.2013 34578 2322

Уроки 58–59 подлинные и мнимые ценности жизни (глава «comme il faut»). приемы психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)

Цел и: закреплять навыки аналитического чтения; раскрыть приемы психологического самоанализа героя.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Конкурс на самый интересный вопрос.

II. Работа по теме урока.

1. Анализ главы «Comme il faut».

1) Беседа.

– В чем состоит идеал человека «комильфо»?

– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

– Что было главным злом этого увлечения?

2) Работа в группах.

Вопрос 1-й группе . Как вы оцениваете такую участь героя?

Вопрос 2-й группе . Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Вопрос 3-й группе . Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

3) Пересказ-анализ главы XXXI «Comme il faut».

4) Заключительное слово учителя.

Пройдя через «пустыню отрочества», герой трилогии в юности испытывает сильную тягу к нравственному обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается верой в возможность добра и счастья.

В пору юности Николай Иртеньев осознает, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и проявить свои способности. «…Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».

Но вскоре ему приходится убедиться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью.

Вот он мечтает о скромной жизни, хочет быть просто старательным студентом университета. Но богатая фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится «первым кандидатом с двумя золотыми медалями», там – магистром, первым ученым России, Европы. Но тут он спрашивает себя: «Ну а потом?» Спрашивает и видит, что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования, и ему делается стыдно.

После исповеди Николенька хвалится извозчику, какой он хороший, и ему снова становится стыдно.

Самое интересное и поучительное в повести «Юность» – это разоблачение того идеала «комильфотного» человека, которому старался следовать Николай Иртеньев.

Кодекс человека comme il faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные группировки. Герою трилогии это представляется следующим образом: «Род человеческий можно разделить на множество отделов – на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и штатских, на умных и глупых и т. д., и т. п.» Кроме этих подразделений, герой трилогии придумал в годы юности еще одно: «Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas* (см. Примечание) ».

Первых юный Иртеньев уважал, вторых – презирал. А людей из народа – просто не замечал; они «для меня не существовали», признается он.

В повести дается подробное перечисление свойств и качеств, какими должен был обладать «комильфотный» человек. Вспомним некоторые из них:

«Первое и главное» – «отличный французский язык и особенно выговор»;

«второе условие» – «были ногти длинные, отчищенные и чистые»;

«третье условие» – «умение кланяться, танцевать и разговаривать»;

«четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки».

У героя трилогии были еще и свои методы определять признаки «порядочного» человека: убранство комнаты, экипаж, печатка, почерк и главное – ноги, вернее обувь.

«Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, как балдахин стоящие над носком, – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и т. п.».

Толстой называет пагубным увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось следствием светского воспитания.

«Главное зло, – пишет Толстой, – состояло в том убеждении, что comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей.

2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

1) Беседа.

– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?

2) Слово учителя.

Познакомившись со студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым и др., Николай Иртеньев убедился в том, что его голландская рубашка, хороший прононс и т. д. не производят на них никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы. Знаменательно, что последняя глава «Юности» озаглавлена «Я проваливаюсь». Герой трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: «Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив». С большим трудом он справился с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и никогда не будет делать ничего дурного.

На исходе детства Николенька делает открытие, что не все люди равны. Однако какой-то практический инстинкт тотчас же подсказал ему, что с Катенькой «не годится говорить об этом, и он промолчал, но почувствовал, что в эту минуту в нем произошла одна из тех «моральных перемен», когда «ваш взгляд на вещи совершенно изменяется». Николенька с глубокой грустью убеждается в том, что между людьми нет равенства, что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы, группы, разряды, круги и кружки и что ему нелегко будет найти свое место в этом мире.

Защита лучшего в человеке, стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление борьбы добра со злом в разные периоды формирования личности составляют пафос трилогии Толстого.

3. Подготовка к сочинению «Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

1) Слово учителя.

При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил это название на другое – «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие "История моего детства" противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?» Нет, не история жизни конкретного человека лежала в основе замысла автора, а нечто другое. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, подростка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Получается, что развитие души человека – основная тема этого произведения. И задача вашего сочинения – показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, показать диалектику человеческой души.

2) Составление плана сочинения.

Примерный план сочинения.

I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

III. Итог урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на указанную выше тему.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Трилогия Л.Н. Толстого - удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.
Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного - Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача - показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.
Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых - родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.
Тема семьи - это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.
Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.
В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.
Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.
Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может помочь им разобраться в себе.

В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года - «Юность».

Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева - дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии - «Юность» - посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст - не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

Сочинение

Главный герой повести «Юность» - Николенька Иртеньев. Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность. Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности, делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню - и этого герой придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и безделья.
Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался, забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге - позорный провал на экзаменах.
В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1, что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону порядочность и честь. Праздное существование - это не тот смысл жизни, к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, - к идее нравственного самоусовершенствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание.