Домашний очаг

Аникушин михаил константинович. Скульптор михаил аникушин Аникушин скульптуры

Михаила Константиновича можно было застать дома только в субботу и воскресенье, когда он говорил: «Наконец у меня появилось свободное время, когда можно спокойно посидеть и поработать». Все остальные дни у него занимали Академия художеств (он был заведующим кафедрой скульптуры), Союз художников и фонд «Петербургское наследие и перспектива». Прежде всего он был добрым и открытым человеком. Если во время работы ему кто-то звонил или заходил в гости, он всегда сразу организовывал чай. Была у него заведена традиция - в кругу друзей и близких пить чай с пирожными и кексиками, обязательно за столом с красивой скатертью. От него никогда не звучало: «Извините, я занят». Я это впитал, и это та самая фраза, которая определяет для меня человека. Своим детям прививаю правило избегать выражения «Извините, я занят» в своей речи. Я часто сидел с Михаилом Константиновичем в мастерской и лепил рядом с ним. Отпечатки моих ладошек есть на скульптурах мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и на памятнике Чехову, который стоит в Камергерском переулке в Москве, недалеко от МХТ. В блокадной композиции на площади Победы первоначально присутствовал мальчик - я был прототипом для него. В то время как солдаты вырывались из кольца блокады наружу, этот ребенок должен был сбегать вниз по лестнице, внутрь, как олицетворение жизни, возвращающейся в город. Но мальчика отменили, он не вошел в проект. Вместо него посередине поставили гигантскую палку, сказали, что маленькую фигуру с самолета незаметно. Ведь главное, чтобы было внушительно, чтобы видно: деньги потрачены не зря.

Михаил Константинович был не только гениальным скульптором, художником и учителем, но и талантливым политиком. Безусловно, важно уметь грамотно организовать свое профессиональное движение. У меня вот отсутствует карьерная звезда, поэтому моя жизнь тускла. А в общем, талантливый человек - это тот, кто идет по жизни в правильном направлении. Если он не на своем пути, то таланты его со временем меркнут и личность не реализуется. Яблоко от яблони само падает вниз, а если мы будем его ловить и перетаскивать в другое место, то не факт, что вырастет хорошее дерево. Конечно, энергия светил долго сияет в поколениях. Младший правнук Михаила Константиновича, мой сын Миша, рисует, увлекается живописью, уже в десять лет в нем виден большой талант. Старшему, Арону, тринадцать лет, он очень сообразительный, тяготеет к математике, занимается анализом дизайна компьютерных игр. Арон теряет ботинки, документы, портфели, надевает рубашки наизнанку - лопух лопухом растет, весь в меня. Родители в свое время запихали меня в художественную среду. И мне нравится рисовать, но это скорее развлечение, нежели мое предназначение. Только в тридцать лет я понял, что должен был стать хирургом. В этом деле присутствует уверенность в том, что ты действительно приносишь пользу. Хирургию и изобразительное искусство не сопоставить - у них миссии разные. Искусство должно дарить радость, ублажать хорошо себя чувствующих людей, а врач, хирург в частности, спасает жизнь, чтобы дать человеку возможность в какой-томомент восхищаться искусством.


Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) - один из крупнейших советских скульпторов, удостоенный всех мыслимых почестей: действительный член Академии художеств, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы: памятники Пушкину на площади Искусств и на станциях метро «Черная речка» и «Пушкинская», монумент Ленину на Московской площади, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове. Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей.

Текст: Наталья Наговицына

Михаил Константинович Аникушин - великий российский скульптор и ваятель, автор многих грандиозных величественных монументов. За свои значительные титанические труды он был награжден многими орденами, медалями и премиями.

Кем же он был - Михаил Аникушин, биография которого интригует каждого, кто хоть раз смотрел на его гениальные творения?

Давайте приоткроем завесу не только его жизни, творческой деятельности и созидательных исканий.

Детство будущего мастера

Аникушин - скульптор талантливый и скрупулезный. Родился будущий на рубеже двух революций - осенью 1917 года, в Москве, в семье отставного военного, работающего паркетчиком.

Многодетная семья жила небогато, так как родители являлись простыми тружениками. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства.

Это было непростое время, время нищеты и нестабильности, кровожадной братоубийственной войны и грозных политических преобразований.

Осознавал ли Михаил Константинович то, что родился в сложное эпохальное время? Вряд ли.

Родители делали все возможное, чтобы дети чувствовали себя защищенными и огражденными среди жизненных бурь и политических невзгод. Первые годы своей жизни маленький Миша проводил в селе, где ничто не омрачало его взросления.

Бескрайние степи и просторы, живописные горизонты, добродушные трудящиеся односельчане, диковинные домашние животные - все это было ново, интересно и занимательно для любопытного ребенка.

Пробуждение таланта

По мере взросления мальчик больше вникал в происходящее, любил наблюдать за окружающим миром, делать что-то своими руками. Он хотел изображать все, что видел, - лепил животных и людей, вырезал, выстругивал и выпиливал.

Талант ваятеля проснулся в Михаиле довольно рано, поэтому родители, заметив неуклюжие и нескладные фигурки сына, решили целенаправленно развивать его способности и дарования.

Подростком мальчика отдают в столичную скульптурную студию при Доме пионеров, где он обучался монументальному изобразительному искусству.

Козлов Г. А. - первый учитель Аникушина. Он углубляет его знания о технике лепки, знакомит с традициями скульпторов-реалистов девятнадцатого века, помогает улучшить прикладные художественные навыки и умения.

После окончания школы Михаил Константинович Аникушин собирается поступать в престижный скульпторский вуз и едет в Ленинград.

Но там происходит неприятная ситуация.

Поступление в Академию художеств

Оказывается, документы, которые послал юноша в Академию художеств, потерялись по дороге. Молодого незнакомого паренька категорически не хотели допускать к экзаменам. И тогда на помощь пришел наставник из Москвы. Он послал руководству вуза срочную телеграмму с просьбой о зачислении юноши, коротко поведав о его феноменальном таланте и необычайном мастерстве.

Если бы не заступничество Козлова, возможно, Михаил так и не поступил бы в университет, и тогда Аникушин-скульптор не состоялся бы в самом начале. Мир не увидел бы его великих грандиозных творений, и российское искусство стало бы намного беднее.

Итак, молодого москвича зачисляют на подготовительные курсы при Академии. Через два года Михаил становится полноправным студентом вуза, поступив на первый курс скульптурного отделения.

Обучение

Чему научился в Академии Аникушин? Скульптор Матвеев - один из преподавателей Михаила, известный и мастеровой ваятель, - научил одаренного студента глубоко анализировать и творчески передавать натуру. И хотя Матвеев настаивал на пластическом обобщении и художественном отвлечении образа, юный Аникушин выработал свой индивидуальный почерк, не похожий на почерк наставника. Он гармонично соединяет в своих скульптурах яркий пластический образ произведения и материальную явственность внешнего мира.

Обучаясь в академии, Аникушин создает свои первые приметные работы - это целая серия фигурок детей, таких как “Пионерка с венком” и “Девочка с козленком”, а также ряд небольших скульптурок рабочих на производстве, навеянных посещением производственных заводов и фабрик страны.

Великая Отечественная война

Однако сразу же приступить к творческой деятельности одаренному начинающему мастеру не удалось. Началась Великая Отечественная война. Аникушин добровольцем отправляется на фронт, где служит в противотанковых войсках.

Впечатления и ощущения, которые молодой солдат испытал на фронте, отразились на его дальнейшей скульптурной работе. Познав войну изнутри, не по книгам и рассказам очевидцев, а по личным действиям и размышлениям, Михаил Константинович смог отразить в своих произведениях небывалую силу и мужество воинов-освободителей.

После Великой победы Аникушин создает ряд скульптур, посвященных военной тематике (это и общественные памятники, и отдельные портреты), в которых лаконично и просто, без ненужных детализаций и экспрессий, передает внутреннюю силу и энергию изображенных объектов.

Например, его бессмертный мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, посвященный доблестному подвигу ленинградцев в трагическое время блокады.

Недаром на монументе изображены не только солдаты и офицеры, но и гражданские - рабочие, женщины и дети, которые своими жизнями прикрывали и оберегали тыл советских военных.

Скульптуры писателей

Михаил Константинович Аникушин - скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.

Аникушин любил творить в разных жанрах и направлениях, вырабатывая свой собственный, непревзойденный и выразительный почерк.

Всю свою жизнь он с удовольствием работал над скульптурами писателей. Литература и ее деятели всегда волновали воображение ваятеля. Он видел писателей не только романтичными и мечтательными, не только восторженными и мятущимися, но и сильными духом, крепкими телом, имеющими глубокий внутренний стержень.

Такими перед нами предстают Пушкин и Чехов, увековеченные крепкой уверенной рукой мастера.

Аникушин разработал и создал целый цикл пушкинских скульптур. Это были и памятники, и бюсты, и статуи.

К каждому творению скульптор подходил индивидуально, глубоко размышляя не только над тем, как передать своеобразный характер поэта, но и над тем, как впишется монументальное произведение в обрамляющее его окружение - пейзажи, городские постройки, автомагистрали.

Тридцатилетний труд

Среди величественных и глубоких произведений Аникушина стоит выделить и памятник Чехову, установленный в столице Российской Федерации.

Михаил Константинович долго размышлял над тем, как неповторимо и оригинально передать своим ваянием непревзойденный талант и духовный потенциал своего любимого писателя.

Аникушин решил создать двойной памятник, изобразив две фигуры - писателя и его друга Левитана. Скульптора всегда привлекали отношения этих великих одаренных людей, представителей интеллигенции девятнадцатого века.

Однако эскиз памятника не прошел по конкурсу, и на некоторое время Михаил Константинович отложил работу над ним.

Лишь спустя тридцать лет он представил общественности новую, переделанную скульптуру.

Памятник Чехову поражал своей неординарностью и самобытностью. Это был не тот Чехов, которого привыкли видеть столичные обыватели: в пенсне, с тросточкой и бородкой.

Под умелыми пальцами Аникушина Антон Павлович предстал как неуловимая и в то же время гениальная личность, гармонично сочетавшая в себе благородство и талант, трагизм и лихую удаль.

Общественно-политические скульптуры

Среди других произведений Аникушина обязательно необходимо упомянуть о его скульптуре, подаренной Советским Союзом японскому городу-побратиму Нагасаки. Композиция “Мир” представляет двух держащихся за руки девочек. Они кружатся, словно в танце, символизируя радость, мир и единство.

Скульптура проста и непретенциозна, однако ярко отражает задумку ваятеля об искреннем содружестве между разными народами.

Другими общественно-политическими изваяниями Михаила Константиновича были памятники вождю пролетариата, столь распространенные в советскую эпоху.

И хотя такие скульптуры воздвигались уже шаблонно и мимоходом, Аникушин внес в статую вождя свое индивидуальное видение и персональное воззрение.

Памятник Ленину на Московской площади вмещает в себя всю глубину и экспрессивность личности Владимира Ильича, его волю, энергию и непоколебимость. Интересно, что скульптура не застыла в привычной для нас стандартной позе. Напротив, Ленин передан в движении и в действии, что указывает на его деятельную натуру и на то влияние, которое он оказал на историю всей России.

Примечательно, что с разных сторон фигура выглядит по-разному. Это говорит о редкостном исключительном стиле ваятеля, способном передавать простое ярко и многообразно.

Признание

За свою важную деятельность и значительный вклад в культурную жизнь родного города Аникушин получил заслуженное звание “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”, а также множество наград, премий и общественных титулов. В его честь названы школа, сквер и даже планета.

Умер великий скульптор весной 1997 года.

Аникушин Михаил Константинович - русский скульптор. Если долго смотреть на памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который стоит на площади Искусств в Санкт-Петербурге на фоне Государственного Русского музея, в какое-то мгновение начинает казаться, что Поэт будто растворяется в ритме, музыке рождающихся стихов. Жестом, взглядом, еле уловимым движением губ он доносит до нас тайный, сокровенный смысл своих строк. Скульптор, который жил на более чем столетие позже, смог передать живую, пульсирующую пушкинскую мысль, окрыляющее его чувство, саму душу великого русского поэта. Как вспоминал сам Аникушин, во время работы над образом Пушкина он часто перечитывал воспоминания И. А. Гончарова и, в частности, вот эти строки: "С первого взгляда наружность его (Пушкина) казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которые потом не забудешь".

"Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем",- говорил Аникушин.

И эти радость и солнце действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Пушкин то задумчив, то серьезен, то будто весь превращается в слух... Но его задумчивость и даже его серьезность светлы и вдохновенны.

Работая над памятником Пушкину у Русского музея, Аникушин перечитывал произведения великого поэта, изучал автопортреты, не раз ездил по пушкинским местам, пристально всматривался в картину П. Кончаловского "Пушкин за работой", где как раз и запечатлен момент поэтического озарения. Кстати, Кончаловский делал наброски лица с внучки Пушкина Анны Александровны, которая была, как многие утверждали, очень похожа на своего деда. Аникушин стремился найти такое пластическое решение образа, которое передавало бы максимальную гамму чувств.

В мастерской у Аникушина, когда он работал над двухметровой статуей Пушкина, находилась маленькая пластилиновая статуэтка и огромная гипсовая статуя натурщика, который стоял в позе памятника. Именно обнаженная натура помогала скульптору, говоря словами великого Родена, "передать внутреннее чувство игрою мускулов". Аникушин одновременно работал над двумя проектами памятников, сделал несколько вариантов гипсовых и пластилиновых голов..

Памятник должен был иметь высоту пять метров. Работая над ним, Аникушин одновременно сделал еще мраморную статую для Московского государственного университета и другие скульптуры, совершил путешествие в Италию, где тщательно изучал гениальные творения Донателло, Микеланджело и других. Он начал работать над памятником Пушкину в начале 50-х годов, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. "Монументальность - не в гигантских размерах,- говорил Аникушин,- а в четкости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений". Эти слова стали для Аникушина творческим кредо.

Родился Михаил Константинович Аникушин 2 октября 1917 года в Москве. Его отец был рабочим-паркетчиком, воевал. Детство будущего скульптора прошло в селе Яковлево под Серпуховом. В 1926 году Михаил переехал в Москву и начал заниматься в студии скульптуры, которой руководил Григорий Козлов.

После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору академии Бродскому и послал в приемную комиссию телеграмму: "Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию - не только удар для него. Это значит потерять ему год учебы, а может, и вообще потерять Аникушина..."

Именно заступничество учителя, который пять лет растил своего ученика в кружке лепки при Доме пионеров, сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии.

В 1937 году Аникушин поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств в класс А. Матвеева и В. Синайского.

Матвеев научил Аникушина глубоко понимать и интерпретировать натуру. Во время практики сначала на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова, а потом на Каслинском чугунолитейном Аникушин создал целую серию очень интересных фигурок детей. Кстати, впервые над образом Пушкина Аникушин начал работать еще в 1937 году.

Как только началась Великая Отечественная война, Аникушин вступил в народное ополчение, а потом был направлен в противотанковый полк.

А свою дипломную работу он начал делать только в 1946 году. Композиция "Воин-победитель", можно считать, положила начало целой серии произведений на военную тему, среди которых и проекты памятников, и отдельные скульптурные портреты. В конце 1949-х - начале 1950-х годов Аникушин приступил к работе над памятником Пушкину для Ленинграда.

Много работал Аникушин и над образом еще одного любимого своего писателя - А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала объемность выраженных в них переживаний. Интересен двойной скульптурный портрет А. Чехова и его друга художника И. Левитана, который, по воспоминаниям современников, всегда восторгался живописностью прозы Чехова. Работая над проектами памятников Чехову для Москвы, Аникушин искал в образе великого русского писателя не только волю и целеустремленность, но и деликатность, сердечность, одухотворенность. Одухотворены и созданные Аникушиным скульптурные образы композитора-романтика В. Глиэра, актера Ю. Юрьева, академика В. Бехтерева и других выдающихся людей земли русской.

В 50-е годы Аникушин создал серию портретов рабочих, в 1967-м - портрет известного белорусского поэта В. Дубовки, а затем долгое время работал над памятниками Ленину в Ленинграде и других городах. В 70-е годы он сделал проект монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл - "Летчики и моряки", "На окопах", "Блокада", "Снайперы" и других. Все обобщенные монументальные формы здесь динамичны и выразительны. И потому памятник производит очень сильное впечатление.

Михаил Аникушин был очень талантливым педагогом, он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств СССР.

Еще в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств - вдохновение, Аникушин искал и воплощал это вдохновение практически во всех своих работах.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Аникушин Михаил Константинович
2 октября 1917

Михаил Константинович Аникушин родился 2 октября 1917 года в Москве, в многодетной семье рабочего-паркетчика. Он был четвертым ребенком в семье. Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Михаил Константинович рассказывал, что, сколько себя помнит, всегда лепил и рисовал.
В школе он рисовал стенгазеты и плакаты к праздникам. Школьный учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров. Ею руководил тогда известный педагог и художник Г. Козлов. Он-то и заметил, что мальчик хорошо чувствует объем, и начал заниматься с ним лепкой.
По совету Козлова, после окончания школы, Аникушин поехал в Ленинград с рекомендательным письмом к ректору Академии художеств И. Бродскому. Именно там находилось единственное в то время скульптурное отделение.
Михаил блестяще сдал экзамены и был зачислен сразу во второй подготовительный класс.
В 1937 году Михаил Аникушин становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. В 1939 году по совету Матвеева Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами и получает первую премию.
К началу войны Аникушин учился уже на 5-ом курсе. Его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Однако он яростно рвался на фронт и, в конце концов, стал солдатом противотанкового полка. Он прошел всю войну, в редкие свободные часы рисовал портреты своих однополчан.
В 1945 году Аникушин вернулся в Академию и начал работать над дипломной композицией «Воин-победитель».
Закончив Академию, Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. К тому времени в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное.
Одним из главных творений скульптора является памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957 год). К пушкинской теме Аникушин обращался уже в 40-х годах. И она красной нитью прошла через все его творчество. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982).
Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, действительный член Академии художеств СССР. В последние годы жизни он занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней продолжал преподавать в классе скульптуры.
Умер Михаил Константинович 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге.

Художники

Аникушин Михаил Константинович

Аникушин Михаил Константинович (1917, Москва - 1997, Санкт-Петербург)

Один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния. Широко известен созданием мемориальных образов А.С.Пушкина (памятник на Площади Искусств 1957, фигура на станции метро «Пушкинская», памятник в Ташкенте). Автор одного из самых крупных по масштабу послевоенных памятников В.И.Ленину - на Московской площади 1977, а также скульптурного оформления мемориала Героическим защитникам Ленинграда 1975. Портретист, работал в мемориальной пластике. Михаил Аникушин родился в Москве, в семье рабочего. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИНЖАС) с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945): 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. 1936-1937 - Г. А. Шульц готовил его в Средней художественной школе к поступлению в Академию. 1937-1941, 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. С самого начала Великой Отечественной войны ушел в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах Красной армии. Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде, за которую автор был удостоен Ленинской премии. Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина, действительный член Академии художеств СССР (с 1962), народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1977). 2 октября 2007 года на здании мастерской, где преподавал Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска. Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он жил. *** Дипломная работа в ВАХ - "Воин-победитель", оценка - отлично. Обучение проходило на скульптурном факультете. Присвоено звание художника-скульптора.

-