Психология

Апартеид – это что такое? Апартеид: корни, сущность, последствия.

С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными. Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков. В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире. Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же. В продолжение этого закона была также принята поправка, согласно которой внебрачный секс между белыми и представителями других рас считался уголовным преступлением.


Протестует! 1952 год


Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год



Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год

В том же 1950 году был издан так называемый «Акт о групповых областях», в рамках которого расовые группы разделили географически — путём создания специальных «хоумлендов» для чернокожих африканцев. Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.


Чернокожий юноша в знак протеста против политики апартеида садится в автобус для белых



Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год



Все надписи на английском и африкаанс. Парковая территория для белых и не белых. 1957 год



В Альберт-парке. Друбан, 1960 год



Стоянка такси для белых людей. 1967 год



Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год

В то же время на законодательном уровне было закреплено ущемление прав темнокожего населения в повседневной жизни: так, например, в автобусах практически все сидячие места были предназначены для белых, существовали отдельные больницы хорошего качества для белого населения, тогда как темнокожие часто вовсе не получали необходимой медицинской помощи, на образование же одного африканца правительство тратило в десять раз меньше, нежели на образование европейца. Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: самые лучшие европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них просто не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был попросту запрещён.


Паспорт чернокожего времён апартеида


Белым в этот вагон хода нет. 1978 год


Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год



1986 год



Очевидно, что такое положение дел не устраивало темнокожее население. Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».




Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург



Полиция избивает темнокожих демонстрантов

В 1976 году полицейские опять же открыли огонь по мирной демонстрации: теперь под ударом оказались немногочисленные африканские студенты, недовольные принудительным обучением на языке африкаанс. Согласно официальным данным, было убито 26 человек.


Соуэто, 1976 год



Темнокожая нянька завязывает косички ребенку из белой семьи



К началу девяностых годов правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключенные, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией. Его результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР активного борца с режимом апартеида Нельсона Манделу.

Апартхейд, апартеид (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.), официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в ЮАС-ЮАР с 1948 по 1994 год Национальной партией.

Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12 % площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах мог производиться лишь по специальному разрешению или ввиду наличия рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе апартеида чернокожие были лишены почти всех гражданских прав. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно намного ниже.

Лишение небелого населения политических прав было обычной практикой в европейских колониях, однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало и внутреннее диссидентское движение. Падение апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Наряду с деятельностью АНК основными причинами падения апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 до 11% в 1990, а также демонтаж системы апартеида в годы правления Фредерика де Клерка.

Символом апартеида считается тюрьма «Роббен-айленд», где во времена апартеида содержались тысячи политических заключённых. Сейчас тюрьма является одной из основных туристических достопримечательностей ЮАР.

Объявление на одном из пляжей ЮАР, запрещающее проход на пляж жителям страны не белой расы. 1989 год.

Создание апартеида

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» (точнее, «апартхейд», в переводе с языка африкаанс - «раздельность») употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАР. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение негров со своих территорий, в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными. Неграм запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Тем самым иногда утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём негров на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем и Оранжевым свободным государством) и Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войны правительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.

В ходе предвыборной кампании перед всеобщими выборами 1948 года Национальная партия (НП) сделала основой своей программы политику апартеида. НП с небольшим отрывом выиграла выборы, нанеся поражение Объединённой партии Сметса, и сформировала коалиционное правительство вместе с Партией африканеров, лидером которой был протестантский священнослужитель Д. Ф. Малан.

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида: были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Не исключено, что на умы южноафриканских политиков влияло длившееся с 1952 по1962 год в Кении восстание Мау-мау. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи, общественный транспорт, больницы, школы и университеты. Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь негры должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона неграм было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Й. Г. Стрейдом, ставший премьер-министром после Малана, лишил негров тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство приняло Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.

Главными «законами апартеида» были следующие:

Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
Поправка к Закону о безнравственности (1950)
Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
Закон о регистрации населения (1950)
Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или негр.
Закон о борьбе с коммунизмом (1950)
Этот закон запретил Коммунистическую партию ЮАР и позволял запретить любую партию, которую правительство объявило бы коммунистической. Членство в КП ЮАР каралось тюремным сроком до десяти лет. Автором закона был министр юстиции Р. Ф. Сварт.
Акт о групповых областях (27 апреля 1950)
По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
Закон о самоуправлении банту (1951)
Этот закон создал для негров отдельные «правительственные» структуры.
Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили негры.
Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительства жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
Закон об образовании банту (1953)
Этот закон полностью передал контроль над школьным образованием среди негров, прекратив существование миссионерских школ.
Закон о городских областях банту (1954)
Этот закон ограничил миграцию негров в города.
Закон о шахтах и работе (1956)
Этот закон делал официальными расовую дискриминацию при приёме на работу.
Закон об улучшении самоуправления негров (1958)
Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у негров было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.
Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.
Закон о расширении университетского образования (1959)
Этот закон ввёл отдельные университеты для негров, цветных и индийцев.
Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция негров в бантустаны, где им было легче найти работу.
Закон о гражданстве негритянских областей (1970)
Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.

Указ о преподавании на африкаанс (1974)
Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс.

Система апартеида

Повседневная жизнь

Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.

Флаг ЮАР с 1928 по 1994. На белой полосе изображены флаги Великобритании, Оранжевой республики и Трансвааля.

Небелым запрещалось открывать предприятия или вести практику в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там.

Сегрегация проводилась на транспорте и в других общественных местах
Неграм запрещалось жить или работать в белых зонах, если только у них не было пропуска (известного на африкаанс как dompas - «пропуск для тупых»). Это требование не распространялось только на негров, которые обладали правами, описанными в «Разделе 10» (переехавшие в города до Второй мировой войны). Строго говоря, белым также требовался пропуск в «негритянские» зоны.

Пропуск мог получить только человек, нашедший себе работу. Супругов и детей он взять с собой не мог, они должны были оставаться в зонах для негров. Многие белые семьи нанимали негров в качестве домашних работников, и те жили в доме - или в небольших помещениях вне самого дома.

Пропуск был действителен только на территории одного магистратного округа (обычно совпадал с небольшим городом).

Отсутствие пропуска было поводом для немедленного ареста, предания суду и зачастую депортации в соответствующий бантустан, а также для наказания нанимателя. Полицейские патрули постоянно охотились за «нелегальными» неграми.

В негритянских районах зачастую не было ни водопровода, ни электричества.

Больницы и служба «скорой помощи» также были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в «негритянских» больницах хронически не хватало средств и работников. Во многих негритянских районах больниц не было вовсе.

В 1970-е годы государство тратило на образование одного чернокожего ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чернокожим детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование: все существовавшие и авторитетные университеты достались белым, для негров не было открыто почти ничего.

Сегрегация проводилась в автобусах и на железной дороге: автобусы останавливались на разных остановках, а в поездах неграм был отведён только третий класс.

Общественные пляжи также были разделены по расам, причём белым доставались лучшие, в то время как пляжи для негров находились в удалённых районах и не имели никаких «удобств». Бассейнов и библиотек для негров практически не было.

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

С 1948 года были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас. Если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее сиденье пассажира-негра другого пола.

Негры не могли нанимать белых на работу. Полицейские-негры не имели права арестовывать белых людей.

В театры и кинотеатры «белых районов» (то есть всех значительных городов) не разрешалось допускать негров, в то время как в «негритянских» районах почти не было ни театров, ни кино, ни ресторанов. Большинство гостиниц и ресторанов в белых районах могли впускать негров только в качестве прислуги без разрешения властей (необходимого, например, для обслуживания дипломатов других африканских стран).

Вначале неграм запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено.

Неграм не дозволялось присутствовать в «белых» церквях в соответствии с поправками 1957 к Закону о туземцах и церквях. Однако этот запрет никогда не проводился достаточно жёстко, и в церквях негры с белыми могли встречаться на равных на сравнительно законных основаниях.
Хотя профсоюзы для чернокожих и цветных работников существовали с начала XX века, лишь после реформ 1980-х годов членство негров в профсоюзах стало законным.

Неравным образом были распределены и налоги: негры платили подоходный налог с минимальной суммы 360 рандов в год (R30 в месяц), а белые - с 750 рандов (R62,5 в месяц). С другой стороны, белые платили куда больший процент.

Большинство негров лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать неграм много паспортов.

Апартеид проник не только в закон ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ. Отсутствие возможности ежедневного общения также отдаляло расы друг от друга

Система бантустанов

Сельская местность в бантустане Цискей

Сторонники апартеида предполагали, что после полного введения этой системы негры должны были прекратить быть гражданами Южно-Африканской Республики; вместо этого они должны были стать гражданами независимых псевдогосударств-резерваций (англ. homelands). Таким образом, негры, работающие в ЮАР, становились трудовыми иммигрантами, обладающими временными разрешениями на работу.

Правительство ЮАР попыталось разделить страну на несколько государств. Примерно 87 % земли было отведено белым, цветным и индийцам. Оставшиеся 13 % были поделены между десятью «резервациями» для негров (составлявших около 80 % населения). Некоторым из бантустанов была предоставлена «независимость», не признанная, однако, ни одной третьей страной. Если человек принадлежал бантустану, получившему независимость, он терял гражданство ЮАР и вместо пропуска получал паспорт своей резервации. Принадлежавшие прочим, «автономным» бантустанам также теряли часть прав, связанных с гражданством ЮАР (например, если человек хотел вовсе покинуть страну, он получал не паспорт, а «путевые документы»).

Правительство пыталось провести параллель между своими проблемами с чернокожими рабочими и трудностями, которые другие страны испытывали в связи с нелегальной миграцией.

В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост коренных чернокожих в XX веке был значителен.

Насильственное выселение

В 1960-е, 1970-е и в начале 1980-х годов правительство проводило политику «переселения», пытаясь заставить людей отправиться в районы, предназначенные для проживания соответствующих групп. По некоторым данным, число переселённых в это время достигало трёх с половиной миллионов человек. Выселению могли подвергаться следующие группы:
Наёмные рабочие на фермах, принадлежащих белым
Жители так называемых «чёрных пятен» - участков земли, принадлежащих неграм и окружённых «белыми» фермами
Семьи рабочих, живущих в пригородах вблизи бантустанов
«Избыточные люди» в городах, включая тысячи людей в нынешнем Западном Кейпе: местность была объявлена «областью предпочтения цветного труда», и негров переселяли в бантустаны Сискей и Транскей

Наиболее известные переселения 1950-х годов произошли в Йоханнесбурге, где 60 000 людей переселили в новый пригород Соуэто (англ. Soweto, сокращение от South Western Townships).

До 1955 году Софиятаун был одним из немногих городских районов, где неграм позволялось владеть землёй; постепенно он развивался в по-настоящему многорасовое поселение. По мере роста Йоханнесбурга Софиятаун стал местом жительства для всё большего числа рабочих-негров, поскольку он был удобно расположен вблизи промышленного центра. Однако несмотря на протесты АНК 9 февраля 1955 началось расселение Софиятауна: ранним утром полиция вошла в район, выгнала жителей на улицу и погрузила их вещи на специально предоставленные грузовики. Жителей отвезли на приобретённый правительством за два года до того участок земли примерно в 20 км к юго-западу от центра Йоханнесбурга, известный как Медоулендс. Софиятаун был снесён, а на его месте был устроен пригород для белых под названием Triomf («Триумф»). В следующие несколько лет похожие события произошли также в Дурбане (Кейто-Манор, или Мкхумбане) и Кейптауне (55 000 цветных и индийцев Шестого округа были переселены в новые пригороды). Кроме негритянского населения, от Закона о групповых областях пострадали 600 000 цветных, индийцев и китайцев, а также 40 000 белых.

«Цветные»

Всё население было по закону разделено на четыре группы: негры, белые, азиаты (главным образом индийцы) и «цветные». В последнюю группу входили люди смешанного происхождения, чьими предками были и представители койсанских народов, и народов банту, и европейских иммигрантов (а также малайцы, особенно в западной части Капской провинции); к «цветным» относились и некоторые «чистокровные» койсаны. Южноафриканскими властями были разработаны сложные правила для определения того, кто относился к «цветным». Принятие решения возлагалось на мелких чиновников. Иногда члены одной семьи могли попадать в разные группы. После дальнейшего расследования все цветные «каталогизировались» по более мелким подгруппам. В нынешней ЮАР термин «цветные» многим не нравится, хотя он и не имеет юридической окраски, как раньше. В последние годы стали широко использоваться наименования «так называемые цветные» (африкаанс sogenaame Kleurlinge) и «коричневые» (африкаанс Bruinmense).

В рамках апартеида цветные также подвергались дискриминации: их переселяли в специальные пригороды, иногда заставляя для этого покинуть дома, принадлежавшие их семьям очень долгое время. Качество образования, предоставлявшегося цветным, было куда хуже, чем качество образования для белых (хотя и лучше, чем для негров). Многие цветные сыграли важную роль в борьбе с апартеидом: например, основанная в 1902 году Африканская политическая организация принимала в свои ряды только цветных.

В течение почти всего времени «официального» апартеида - примерно с 1950 по 1983 год - цветные были, как и негры, фактические лишены права голоса. В 1983 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым цветные и азиаты получили право участвовать в выборах в трёхпалатный парламент. Эти поправки не получили широкой поддержки. Предполагалось, что «цветное» меньшинство получило бы право голоса, а представители негритянского большинства станут гражданами «независимых» бантустанов. Такая ситуация сохранялась до отмены апартеида.

Другие меньшинства

Сложную проблему для правительства эпохи апартеида представляли южноафриканцы восточноазиатского происхождения: число их было совсем невелико, но их нельзя было с очевидностью относить ни к одной из четырёх установленных законом групп. Южноафриканцы китайского происхождения, чьи предки приехали на рудники Витватерсранда ещё в XIX веке, обычно классифицировались как «индийцы», то есть «небелые», а иммигранты из Тайваня и Японии, с которыми ЮАР поддерживала дипломатические отношения, получали статус «почётных белых», то есть получали те же права, что и белые. Иногда этот статус получали и представители других небелых меньшинств (даже негры), если правительство полагало, что данный человек был «цивилизованным», вполне восприняв западные ценности. Часто это правило прилагалось к афроамериканцам.

ООН и Международный уголовный суд

Система апартеида в Южной Африке была осуждена международным сообществом как несправедливая и расистская. В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Непосредственной целью конвенции было создание юридических оснований для того, чтобы страны-члены ООН могли применять санкции к правительству ЮАР, пытаясь тем самым добиться изменения его политики. Однако формулировки конвенции имеют более широкую применимость: тем самым любому государству запрещается принимать сходные меры. Конвенция вступила в силу в 1976 году.

Римский статус определяет апартеид как одно из 11 преступлений против человечности. Граждане большинства стран (включая ЮАР) могут предстать перед Международным уголовным судом за совершение этого преступления или способствование ему.

Международное сопротивление

АНК и ПАК

Все эти события заставили активизироваться сравнительно консервативный до того Африканский национальный конгресс (АНК). В 1949 АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В июне 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея ЮАР как демократического государства, не знающего расовой дискриминации.

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр, организованный африканскими странами в 1976 году. Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире. С ослаблением и последовавшим затем в 1991 году распадом СССР ЮАР перестала быть для западных стран особо важным стратегическим партнером в борьбе с распространением коммунизма. В условиях «Нового мирового порядка», объявленного президентом США Джорджем Бушем (старшим) и предусматривающего построение демократии во всем Мире, дальнейшее сохранение расовосегрегированного строя в южноафриканском государстве уже никак не могло удовлетворять США и страны ЕЭС. Обеспокоенные возможностью реальных экономических и политических санкций со стороны Запада, экономические круги ЮАР усилили натиск на правительство, говоря о необходимости «решительной перемены курса».

На открытии сессии парламента в феврале 1990 года недавно ставший (15 августа 1989 года) президентом ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность АНК, Панафриканского конгресса и коммунистической партии и о полном освобождении Нельсона Манделы.
2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК и Коммунистической партии ЮАР с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных. Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых либеральных политиков была предложена новая государственную модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге черных радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все еще существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».

Неопределенность политической обстановки постоянно подталкивала де Клерка к новым решительным шагам. На очередной встрече с Манделой он подписал протокол, предусматривавший, что проект новой Конституции будет разработан выборным конституционным собранием и что по итогам выборов должно быть сформировано многорасовое переходное правительство. Аналогичные предложения выдвинул многопартийный форум, названный Конвентом за демократическую Южную Африку (КОДЕСА).

Движение «Инката», которое теперь стало называться Партией свободы Инката (ПСИ), выступило против этого соглашения, и в декабре 1992 года вождь Бутелези опубликовал проект Конституции будущего государства в составе этнического бантустана Квазулу и провинции Наталь. Другие лидеры бывших бантустанов (на тот момент де-факто независимых государств): Бопутатсваны и Цискея также отказались принимать участие в создании многорасового унитарного государства.

Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.
В то же время активизировали террористические действия и боевики Панафриканского конгресса. Бандиты постоянно нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер - одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых - и детей, и стариков. Это будет год террора!»

10 апреля 1993 года на пороге своего дома в Боксбурге был застрелен генеральный секретарь Коммунистической партии ЮАР Крис Хани. Убийство совершил Януш Валюсь (Janusz Waluś), польский иммигрант, сторонник Африканерского движения сопротивления. Это событие имело далеко идущие последствия. «За одного Хани - тысячу буров!» - призывали на митингах черные экстремисты. Председатель натальского отделения АНК Хэрри Гвала призвал негритянских студентов овладевать огнестрельным оружием, для того чтобы «вести переговоры через прорези автоматов АК-47». Затем он сказал, что он «не готовится умереть за свободу, а готовится убивать за нее».

Белое население между тем активно вооружалось. (В 1990-1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия). Был создан Африканерский народный блок (АНФ), в который вошли более 20 организаций белых. Председателем его совета стал Ф. Харценберг, а директорат возглавил герой войны в Анголе генерал Констанд Вильюн (Constand Viljoen). Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны.
25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четыре чернокожих террориста ворвались во время богослужения в Церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, «борцы с апартеидом» убили 12 и ранили 47 человек. В числе погибших оказались двое рыбаков с украинского траулера «Апогей», трое были тяжело ранены.

В сложившей ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов.

Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

После Апартеида

После падения апартеида в ЮАР невероятно возросла преступность. К примеру, в брошюре для туристов, которые поедут в ЮАР на чемпионат мира по футболу в 2010 году написано, что не стоит заходить в негритянские кварталы пешком. А если вы заехали туда на машине, то ни в коем случае нельзя эту машину останавливать. Даже если в неё летят камни. Если вы остановите машину, то живым оттуда вряд ли вернетесь.

«Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесен высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налеты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают - чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10%. А вы хотели бы жить в стране, 40% населения которой неграмотны, а 25% заражены вирусом СПИДа?

Мы проезжали окраины «чёрных городов». Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное бельё. На земле на корточках сидят люди - то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны...»

Была принята конвенция о пресечении преступления апартеида. Эта политика расовой дискриминации активно проводилась руководством ЮАР на протяжении нескольких десятилетий. Впоследствии термин стал применяться и в отношении сегрегации по цвету кожи и дискриминации по другим признакам, проводимой руководством прочих стран. О преступлениях, которые были совершены против чернокожего населения Южной Африки, политике апартеида, а также о его проявлениях, наблюдаемых в разных уголках планеты, расскажет эта статья.

Предыстория

Первые европейские поселения появились на территории современной в 1652-м году. Изначально это были колонисты-протестанты из Нидерландов, а позже туда бежали французские гугеноты. Через 100 лет начались Капские пограничные войны, связанные со стремлением «белых» захватывать все новые земли, пригодные для земледелия, которые местное темнокожее население считало своим испокон века.

В начале 19-го века колония, в которой большинство белых граждан были выходцами или потомками из Нидерландов, была завоевана британцами. Сразу же после этого английский парламент принял решение об отмене рабства. В 1833-м году это решение стало реализовываться и на территории колоний, что привело к недовольству со стороны белых фермеров буров. Их организованное сопротивление стало причиной образования двух независимых государств (Трансвааль и Оранжевая республика) и к двум войнам между местными гражданами голландского происхождения и британцами. Поражение буров в последней из них привело к образованию в 1910-м году Южно-Африканского Союза, который стал доминионом Британской Империи. В 1939-м году в стране сформировалась правая Национальная партия (НП), которая не скрывала своих симпатий Третьему рейху и выступала за расовую сегрегацию.

Начало политики апартеида

Слово «апартхейд», которое в переводе с африкаанс (диалект нидерландского языка, изначально сформировавшийся в среде европейских поселенцев Южной Африки) был употреблен в 1917 году Яном Христианом Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром ЮАС.

Согласно определению, принятому в научных кругах, апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей Национальной партией в ЮАС, (позже в ЮАР) с 1948 по 1994 год. Однако первые его проявления на государственном уровне были обозначены уже в 1912 году, когда вступил в силу в Земельный акт и были введены ограничения на наем на работу чернокожих граждан.

Приход к власти крайне правых

В ходе предвыборной кампании 1948 года НП представила программу, основу которой составляла политика апартеида. Это позволило ей стать лидером гонки, а затем сформировать с Партией африканеров. Таким образом, в стране к власти пришли люди, которые были членами или поддерживали крайне националистическую организацию Брудербонд, в которую входили потомки европейских эмигрантов.

Основные положения

В любой цивилизованной стране уже не одно десятилетие детей учат, что апартеид — это зло. Однако многие не знают, в чем он выражался.

Для тех, кто не знаком с этим явлением, скажем, что апартеид в ЮАР основывался на Законе о групповых областях, принятом в 1950 году. Он предписывал народам банту, проживающим на территории страны с 6-го века нашей эры, селиться только в специальных резервациях, так называемых бантустанах. Выезд за их пределы и появление в городах можно было осуществлять лишь по спецразрешению либо при наличии свободного рабочего места. При этом чернокожее население привлекалось исключительно к выполнению низкооплачиваемых и непрестижных работ, как правило, в сфере обслуживания «белых» граждан. Со временем коренные жители были лишены почти всех гражданских прав.

Если говорить цифрами, то в годы апартеида в ЮАР правительство попыталось разделить страну на отдельные государства, отведя 87% земли «белым», «цветным» и индийцам, а 13% поделив между десятком «резерваций» для чернокожих африканцев, составлявших около 80% всех жителей ЮАР.

Проявления апартеида в сфере образования и здравоохранения

В ответ на критику международных организаций, занимающихся защитой прав человека, и представителей европейских «левых» движений, власти ЮАР утверждали, что такие услуги были «раздельными, но равными» для темнокожего и «белого» населения. Однако их качество существенно отличалось. В частности, хотя в бантустанах не было недостатка в медицинских работниках, их профессиональная подготовка оставляла желать лучшего.

Правительство ЮАР указывало, что это связано с тем, что в течение ряда лет правительство требовало от руководства вузов для «черных» быть более снисходительными к темнокожим студентам, чтобы последние имели возможность получить высшее образование, даже при том, что поступали в университеты, имея недостаточный багаж школьных знаний.

Нарушения основных прав человека

Во времена апартеида в ЮАР были приняты законы, которые запрещали смешанные браки, а также прелюбодеяния и внебрачный секс между людьми с разным цветом кожи. Кроме того, в стране была введена расовая классификация граждан на «белых», «цветных», индийцев и африканцев. Это был первый случай подобного рода после падения Третьего рейха.

Решающим признаком, по которому гражданина ЮАР относили к той или иной группе, был цвет кожи. Однако были нередки случаи, когда члены одной семьи попадали в разные расовые группы. Это порождало человеческие трагедии, так как, если человека переставали считать «белым» и относили к «индийцам» или к «африканцам», его статус резко понижался и он лишался многих гражданских прав.

К числу нормативных актов, унижающих человеческое достоинство по расовому признаку, относился и закон об обеспечении раздельных услуг. Согласно этому документу, представителям разных рас запрещалось пользоваться одними и теми же заведениями общественного назначения (комнатами отдыха и пр.). При этом клубы, кинотеатры, кафе и пр. для «белых» отличались повышенной комфортностью и высоким качеством услуг.

Политическая дискриминация

В эпоху апартеида не «белые» граждане были лишены гражданских прав. Правительством ЮАР это обстоятельство, вызвавшее гнев международной общественности, обосновывалось тем, что существовал план, по которому чернокожее население должно было постепенно переселиться на отведенные для них территории. В связи с этим власти считали нецелесообразным давать им избирательное право вне бантустанов.

Борьба Африканского национального конгресса с режимом апартеида

Данная политическая организация была основана в 1912-м году, и причиной ее создания явились первичные проявления апартеида (кратко об этом можно прочитать в воспоминаниях современников).

На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990-й годы) партия находилась на нелегальном положении, а ее члены подвергались гонениям. В этот период Африканский национальный конгресс (АНК) активно поддерживался руководством СССР. В учебных заведениях Советского Союза учились сотни ее членов, а в военных училищах и лагерях, действовавших на территории Анголы, проходили подготовку до 2000 бойцов военного крыла АНК.

Хотя выступления чернокожего населения были зафиксированы с самого начала ведения апартеида, эти акции приобрели массовый характер лишь в 60-ые годы. В ответ правительство стало применять к недовольным более жесткие меры. В частности, в 1960 году в поселке Шарпевиль полиция открыла огонь по демонстрантам, убив 69 безоружных чернокожих. Именно после этих событий лидеры АНК создали боевую организацию, а жесткий прессинг мировой общественности привел к тому, что ЮАС прекратила свое членство в британском Содружестве и объявила об образовании Южно-Африканской Республики.

В 1976-м году восстание «черных» в Соуэто, распространившееся и в другие города, привело к введению чрезвычайного положения. Волнения продолжались около года. Последовавшие репрессии и другие преступление апартеида заставили Запад ввести санкции против ЮАР. В результате в в 1978-1979 годах были вынуждены уйти в отставку премьер-министр страны Балтазар Форстер и некоторые члены его правительства.

Борьба с апартеидом на международном уровне

ООН неоднократно выражала свою озабоченность в связи с дискриминацией темнокожего населения ЮАР. В 1970 - 1980-х годах борьба с апартеидом оказалась в числе приоритетных задач ООН. К ней подключились и другие международные организации. В результате их деятельности расистский режим ЮАР был подвергнут изоляции, что не лучшим образом сказалось на экономике страны и заставило власти задуматься о необходимости пересмотра апартеида. Эту миссию взял на себя последний, на сегодняшний день, «белый» президент ЮАР Фредерик де Клерк, которого в шутку называли южноафриканским Горбачевым. Его усилия были высоко оценены международной премией, доказательством чему является присуждение этому политику Нобелевской премии мира.

Известный правозащитник, являющийся представителем младшей ветви правящей династии одного из регионов ЮАР, всегда отличался бунтарским характером. Это стало причиной его отстранения и из университета и побега из семьи в Йоханнесбург с целью избежать брака, навязанного родственниками. Через некоторое время Мандела, которому все же удалось получить высшее гуманитарное образование заочно и поступить на юрфак Витватерсрандского университета, познакомился там с «белыми» борцами с апартеидом Джо Слово и с Гарри Шварцем. Они стали его верными соратниками и впоследствии заняли посты в его правительстве. В 1944-м году Мандела стал членом АНК и возглавил Молодежную лигу этой организации. При этом он находился под сильным влиянием идей Махатмы Ганди и считал единственно верным решением ненасильственную борьбу с режимом апартеида.

Позже политик пришел к выводу о необходимости вооруженной борьбы, так как мирные акции протеста были малоэффективными. Мандела неоднократно оказывался в тюрьме за свою антиправительственную деятельность. В ходе судебного процесса, который состоялся 12 июня 1964 года, он вместе с соратниками был приговорен к высшей мере наказания. Вплоть до 1990 года Нельсон Мандела находился в тюрьме, причем большей частью содержался в одиночной камере. Его освобождение из заключения транслировалось телевидением в десятках странах мира.

В 1994-м году Мандела стал и это событие поставило точку в истории апартеида.

В других странах

Термин «апартеид» применим и в отношении других стран. В частности, в Саудовской Аравии женщины дискриминируются в соответствии с законами шариата. Они лишены избирательных и права принимать участие в выборах. Обвинения в апартеиде можно услышать и в адрес Израиля, где ущемляются палестинцы.

Теперь вы знаете, что такое апартеид. Кратко и понятно это явление можно охарактеризовать словами «разделение» и «дискриминация». К сожалению, некоторые его проявления можно встретить и сегодня. Остается надеяться, что человечество когда-нибудь перестанет разделять и дискриминировать людей по полу, цвету кожи и пр., хотя на данный момент это звучит как утопия.

] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания темнокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди чернокожих. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чернокожих студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Фёрст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых леволиберальных политиков была предложена новая государственная модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге чернокожих радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все ещё существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».