Деньги

Управление предвыборной кампанией. Предвыборная кампания

Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний – избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию – как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании – кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.

Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (рис. 4).

Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты – определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

Рис. 4.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других – партийной принадлежности.

Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.

Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.

И в конечном счете главное – правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование , т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям, и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.

Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании – совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, – реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании – основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы – календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

  • – победа на выборах, получение искомого мандата – "естественная" цель выборной кампании;
  • – сокрушительная победа, – в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
  • – повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая "раскрутка") с прицелом на следующие выборы;
  • – получение трибуны в рекламных целях – для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
  • – демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
  • – оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), – чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.

В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании – победить на выборах – очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.

В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов.

Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, – предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы – ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов – свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции – возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть – подводная.

Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга – вторая часть избирательной кампании, – с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" – обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий – биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа.

Первый этап – выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа – сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей – хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании – начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа – совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии).

Третий этап – самый краткий, но не менее ответственный – голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа – контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке.

Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап – процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.

Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде.

Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

), специалисты из США читали лекции, отрывки из которых мы приводим:

К организации избирательной кампании может быть два подхода.

Один из них - пусть будет как будет, как получится. Конечно, кое-что мы предпринимать будем, но главным образом исходя их того, как будут складываться дела.

Это - проведение кампании без концепции, без стратегии, путь реагирования прежде всего на действия соперников и, отчасти, избирателей. Это путь запаздывающих действий и отданной инициативы.

Другой вариант - путь стратегического планирования, атакующих действий, ведущий и ориентированный на успех.

Чего хочет добиться в результате кампании правильный кандидат? Победить!

Как этого добиться? Получить 50% голосов избирателей плюс один голос. Это минимум. Но для того, чтобы спокойно спать накануне выборов, вы должны быть уверены, что свои голоса вам отдадут 52 % избирателей. Подчеркиваю, не 100%, а именно 52%. Причем 52% не жителей вашего округа, обладающих правом голоса, а 52% тех, кто придет голосовать.

Для того, чтобы убедить эти 52% совершить это действие, вам надо прежде всего познакомиться с ними, сначала заочно - пол, возраст, материальное положение, профессия, образование, этническая принадлежность, вероисповедание и т.д. Потому что вы должны работать на свою целевую аудиторию, а не на всех избирателей. А для того, чтобы свою целевую аудиторию определить, вам придется изучить всех избирателей своего округа.

Если вы не будете работать со своей целевой аудиторией, вполне вероятно, вам может не хватить для победы всего несколько дней. Ваш график избирательной кампании будет рассчитан неправильно. Ваша стратегия будет ошибочной.

<........>

Избирательная кампания принципиально отличается от кампании пропагандистской. Она направлена на то, чтобы побудить избирателя совершить конкретное действие - в воскресенье взять паспорт, пойти на избирательный бюллетень и в конкретной графе поставить галочку. И опустить бюллетень в урну. Вот и все.

А пропагандистская кампания направлена на воспитание или изменение той или иной точки зрения среди избирателей, это кампания учебного, образовательного плана. Стратегии для этих кампаний будут принципиально различны. Конечно, избирательная кампания может в качестве побочного эффекта дать и какое-то поднятие общего уровня избирателей, но обучение, просвещение избирателей ни в коем случае не должно быть ее первейшей целью. А вот учебно-просветительская, пропагандистская кампания призвана расширить понимание избирателями каких-то вопросов - это во-первых, и во-вторых, изменить принципиально, радикально точку зрения по какому-то вопросу.

Как принимаются решения в процессе кампании?

При правильно организованной кампании со своей стратегией, замыслом, планом мы знаем, каких результатов мы должны добиться на каждом этапе кампании и предпринимаем последовательные и осмысленные действия. При этом мы стараемся лидировать, определять динамику, развитие кампании, побуждать соперников отвечать на наши ходы. Но иногда, когда кампания подготовлена плохо, кандидат забывает, что у него есть соперники и каждая появляющаяся листовка соперников, их выступление заставляют его биться в переживаниях и он тут же пытается ответить.

Задача руководителя кампании постоянно сверять свои оперативные решения со стратегией, чтобы убедиться, что принимаемые решения необходимы с точки зрения каждодневного оперативного проведения кампании без отклонения от стратегических целей. Очень легко шарахаться из стороны в сторону, принимать решения, которые дают кратковременную выгоду, одномоментное удовлетворение, но одновременно связаны с отклонениями от стратегии кампании. Реагировать в ходе кампании надо не на соперников, а на избирателей.

О роли аппарата

Очень полезный инструмент - письменное описание функций работы аппарата. Чтобы была ясность, чтобы не было конфликтов.

Менеджер (профи, либо полу-профи)
- человек, отвечающий за связи с прессой
- исследователь-теоретик, обоснователь решений, генератор идей, аналитик
- корпус добровольных помощников (с описанием их обязанностей)
- координатор корпуса добровольных помощников
- ответственный за график, расписание встреч, мероприятий Кандидата и его помощников
- ответственный за рассылку по почте
- ответственный за финансирование кампании

Описание должностных обязанностей должно быть письменным. Делать его надо в самом начале, чтобы потом вносить изменения, дополнения

Как разработать стратегию?

Конечно, разработчик кампании должен много знать о самом кандидате. Представляется, что это элементарно, но на самом деле избирателей прежде всего волнует вопрос, а что он за личность? И уже потом, насколько он профессионален как политик. Разумеется надо много знать о самих избирателях. Очень много здесь может дать изучение истории голосования. Конечно, все это - прошлое, это архивы, это было давно и сейчас вроде бы не имеет значения. Но проецируя эти данные в будущее вы сможете получить представление, за какого рода кандидата они готовы полезть на рожон.

Конечно, надо оценить финансовые, организационные, информационные, административные и другие ресурсы кандидата. И сделать то же самое в отношении главных соперников. Очень часто можно сесть и достаточно точно предсказать, какого рода кампанию будет проводить другая сторона. Причем, если мы не знаем этого прямо, мы знаем по целому ряду других признаков, других неконкретных проявлений, какова будет его реакция на те или иные вопросы и ситуации.

Что включает в себя стратегия избирательной кампании?

1. Опредерение принадлежности
...я - один из вас, один из беспартийных, один из республиканцев

2. Противопоставить себя сепернику, выделить себя
... и это надо сделать не в своих мыслях, а в глазах избирателей, чтобы они знали: вот он - НАШ кандидидат, а тот - это ИХ кандидат. Причем надо противопоставлять не себя, а свой образ: вот я - такой, а он - сякой... Надо создать образ соперника, причем образ не самый лучший и сделать это с опережением.

3. Противопоставить себя противнику идеологически
... если кандидат консерватор, он говорит: я - консерватор и люди, которые считают себя консерваторами меня поддержат. Но важно, чтобы и кандидат, и избиратели, говоря о себе как о консерваторах, имели в виду одно и то же содержание этого слова.

4. Сосредоточить внимание избирателей на одном вопросе, сделать его доминирующим в избирательной кампании.

5. Создать положительный образ кандидата
... люди должны понимать не только то, почему они голосуют против моего соперника, но и почему они голосуют за меня.
Первый вопрос, который задает себе избиратель: почему я должен голосовать за этого парня?
Второй вопрос: Чем он плох? Какие у него недостатки?

6. Создание негативного образа своего соперника.
... того, что ты - хороший семьянин, умный и т.д. - мало.

7. Создание гибких коалиций
... необходимо постараться обеспечить сотрудничество групп и организаций, которые обычно не взаимодействуют.

8. Для победы кандидата, для завоевания новых и удержания старых голосов необходимо такое качество как ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ.

Успех работы по каждому направлению определяется только одним человеком - это кандидат.

Он формирует штаб, встречается с избирателями и сопереживает им, вдохновляет агитаторов, ведет переговоры с потенциальными сторонниками, дискутирует с соперниками. В конечном счете именно кандидат выигрывает или проигрывает кампанию. Не его штаб, не его агитаторы, не его журналисты, не его спонсоры. Только кандидат.

Кампания является одной из стадий выборного процесса, предполагает официальную регистрацию и выдвижение кандидатов (претендентов), их предвыборную борьбу, направленную на ознакомление избирателей с их платформами и программами, личностью. На основании всего вышеизложенного население делает выбор.

Избирательная кампания начинается после назначения даты выборов, формирования выборных округов, создания комиссий, а также уточнения списка участвующих избирателей. К последующим стадиям относят сам ход голосования, подсчет всех голосов, определение итогов. Совокупность всех этапов выборного процесса называется При этом каждая стадия довольно жестко регламентирована соответствующим законодательством.

Предвыборный этап включает в себя борьбу конкурирующих претендентов за голоса избирателей путем разъяснения достоинств своих программ. Для этих целей применяются СМИ, проводятся встречи с голосующими, используются и другие технологии избирательных кампаний.

Средняя длительность предвыборной стадии от трех недель до месяца. Однако в некоторых государствах этот этап продолжается больше. Дата начала предвыборной стадии зависит от даты назначения голосования (дня выборов). В некоторых случаях она определена законом раз и навсегда, в прочих - дата голосования назначается парламентом или Избирательная кампания, как правило, заканчивается за сутки до дня выборов.

В законодательстве большинства государств выдвижение претендентов происходит по принципу свободного выдвижения. К процессу предъявляется минимум формальных требований. Так, в случае самостоятельного выдвижения необходима поддержка претендента набольшим количеством избирателей в округе (не более 30); если выдвигает кандидата группа избирателей, то ее численность должна быть несколько сотен человек и т.д.

Согласно общему правилу, закон о выборах не вмешивается в отношения внутри партий.

В качестве условия при регистрации претендента во многих государствах принимается предвыборный залог. Если кандидат не смог собрать определенного минимума голосов по закону, залог не возвращается. Следует отметить, что обычно его сумма относительно невелика.

Альтернативность выборов призвана обеспечивать свобода при выдвижении претендентов. В некоторой степени данная цель достигается. Однако, в общем, выдвижение кандидатов является монополизированным процессом. Об этом свидетельствует весьма незначительное количество самовыдвиженцев (независимых претендентов) в парламентах многих государств.

В отличие от регистрации и процесса выдвижения является процессом, подвергающимся более жестоким законодательным ограничениям. Избирательная кампания на этом этапе регламентируется с целью предотвращения давления на избирателей, их подкупа, введения в заблуждение и т.п. Кроме того, таким образом все претенденты становятся в равные условия борьбы. Вместе с этим «равенством» неотъемлемыми правилами проведения агитации считаются нейтральность (невмешательство должностных лиц, госаппарата в ход борьбы) и лояльность (претендент со своей командой не должен применять порочащие соперников слухи и прочие фальсификации). Стратегия избирательной кампании предполагает право избирателя проверять факт занесения его в списки голосующих, обращаться в суд в случае нарушения его прав.

Необходимо отметить, что недостатки предвыборных «гонок» часто являются результатом недостаточного совершенства законодательства о выборах. Имеют место злоупотребления в процессе выдвижения при сборе необходимого количества подписей, кроме того, избиратель не всегда может получить достаточный объем информации по составу списков партий и прочего.

Введение

У американцев есть такая шутка: избирательную кампанию не следует начинать до тех пор, пока не закончится финал первенства страны по бейсболу. Как и в каждой шутке, в этой - большая доля истины. Нельзя проводить одновременно два массовых зрелищных мероприятия: одно из них (и в данном случае еще неизвестно какое) пострадает. Но если бы бейсбол был единственным или хотя бы одним из немногих обстоятельств, которые следует учитывать при проведении выборов, тем более при формировании избирательной системы страны!

Избирательная кампания и ее основные этапы

Под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об избирательной кампании той или иной партии, того или иного кандидата.

1 этап: Назначение выборов - это установление для голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом.

Организация и проведение избирательных кампаний в различных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства, или же парламент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

2 этап: Выдвижение кандидатов - это формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты).

Существуют различные способы выдвижения кандидатов:

  • - выдвижение группой избирателей;
  • - выдвижение политическими партиями;
  • - самовыдвижение (обычно требует поддержки подписями некоторого числа избирателей).

В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный процент голосов). В других странах предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога.

3 этап: Предвыборная борьба - это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа).

Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия избирательной кампании - это ее содержательная часть, а тактика избирательной кампании - это ее техническая сторона.

На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Этот этап завершается общенациональными съездами партий. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должностных лиц.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности.

Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга (изучение общественных запросов, ожиданий); для этой цели привлекают политических технологов, в том числе, для создания оптимального имиджа кандидата, - имиджмейкеров.

Финансирование избирательной компании кандидата (партии) проводится как за счет легальных источников (членские взносы, доходы от издательской деятельности партии, государственное финансирование, добровольные пожертвование), так и за счет нелегальных источников (коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц).

Государство стремится минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов. Для этого в большинстве стран применяется законодательное регулирование финансовых параметров избирательной компании. Оно включает:

  • - ограничение предвыборных расходов;
  • - сужение числа источников финансирования;
  • - государственное финансирование в виде субсидий или компенсации предвыборных расходов;
  • - тщательный учет используемых средств и гласность источников финансирования.
  • 4 этап: Голосование - кульминационный этап избирательной кампании, прямое волеизъявление граждан. Электоральный выбор граждан мотивируется различными факторами - социальными (принадлежность к определенному классу, этносу, территории, конфессии), психологическими (близость, симпатии к определенной партии, лидеру), рациональными (соответствием кандидата и его программы ожиданиям избирателя) и др. Во многих странах в настоящее время наблюдается снижение электоральной активности граждан, абсентеизм - уклонение граждан от участия в выборах.
  • 5 этап: Определение результатов выборов - завершающий этап избирательной кампании. Результаты выборов определяютсяизбирательными комиссиями. В случае, если в выборах приняло участие меньшее количество избирателей, чем это предусмотрено законом, («порог явки избирателей»), избирательная компания объявляет выборы несостоявшимися. В этом случае назначаются повторные выборы. Процедура определения результатов выборов заключается в подсчете голосов, поданных за каждого кандидата. (Фальсификация итогов голосования может превратить выборы в фикцию).

Следует обратить внимание на то, что не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентируются на победу. Некоторые из ни рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.

Поскольку в 2018 году состоятся выборы главы государства, многих интересует, когда начнется предвыборная компания президента РФ. Недавно Центральным избирательным комитетом были оглашены сроки и старт проведения предвыборной гонки, хотя, как это будет происходить, пока остается не известным, но обо всем по порядку.

Президентские выборы – главное событие в Российской Федерации в 2018 году. Все с нетерпением ждут этого события, которое назначено на 18 марта. Изначально выборы должны были состояться 11 марта, но связи с тем, что 8 марта – выходной, были перенесены на неделю. С приближением этой даты все большей людей интересуют тем, что начнется предвыборная гонка, и как она будет проходить.

Согласно законодательству Российской Федерации, избирательная гонка начинается за 90-100 дней до дня выборов. В связи с этим начало предвыборной кампании президента РФ 2018 года придется на период с 7 по 17 декабря 2017 года. К этому моменту будут составлены списки кандидатов, и население будет точно знать, кто станет баллотироваться на пост президента. Несмотря на то, что до президентских выборов осталось совсем немного, до сих пор остается неизвестно, кто будет претендовать на пост главы государства. Хотя исследования компании «Левада-Центр» показывают, что большая часть населения готова отдать свой голос нынешнему президенту, а еще около трети людей даже не планируют идти на выборы.

Как будет проходить предвыборная кампания президента в РФ в 2018 году?

Предвыборной кампанией называется комплекс мероприятий, направленных на агитацию населения. Обычно в рамках избирательной гонки кандидаты и их команды используют такие методы агитации и проводят следующие мероприятия:

  1. Используют печатные СМИ для агитации. Обещания кандидатов нередко публикуются в местных или региональных печатных изданиях, причем нередко тематика газет и журналов никак не связана с политикой.
  2. Транслируют ролики по ТВ. Всем избирателям знакома политическая реклама, которая мелькает на экранах телевизоров в преддверии выборов. Каждый кандидат имеет свой рекламный ролик, который максимально отражает суть его предвыборной кампании.
  3. Раздача агитационной печатной рекламы. Немало финансовых средств многие кандидаты тратят на различные листовки, календари, плакаты и так далее. Чаще всего их раздают агитаторы в многолюдных местах – около метро, возле базаров, в крупных торговых центрах и так далее.
  4. Проводят встречи с избирателями. Этот метод агитации считается одним из самых эффективных, хотя встречи требуют немало времени от кандидатов, да и результат они приносят не всегда желаемый.

Также в рамках предвыборной кампании кандидаты могут оказывать помощь определенным категориям населения или предприятиям, участвовать в важных событиях и иными способами пытаться привлечь внимание избирателей. В 2018 году вероятней всего предвыборная гонка будет проходить с использованием известных всем методов и способов. Хотя политологи прогнозируют, что привлечь внимание населения и заполучить голос кандидатам будет трудно, поскольку в последнее время интерес к политике заметно угас.

Какой будет предвыборная кампания Владимира Путина

Нынешний президент официально заявил о своем участии в выборах в 2018 года! В ответ на прямой вопрос, прозвучавший из зала на встрече с работниками завода «ГАЗ» Путин заявил, что будет еще раз баллотироваться на пост главы государства, поскольку чувствует сильную поддержку со стороны народа.

Большая часть населения уверена в том, что Владимир Владимирович останется на посту президента РФ еще на один срок. Законом это не запрещено, а шансы выиграть выборы у нынешнего президента действительно велики. Согласно проведенным опросам, около 63% населения готовы отдать свой голос за нынешнего главу.

Недавно в СМИ промелькнуло сообщено о том, что предвыборная кампания Путина будет включать пересмотр федерального и региональных бюджетов. В тоже время секретарь президента Песков заявил о том, что никакой предвыборной кампании не ведется, все работают в привычном режиме. Не исключено, что избирательная гонка Путина будет проходить по старым сценариям. Чтобы получить голоса избирателей, Владимиру Владимировичу сильно напрягаться не придется. За последние 2 года его рейтинг существенно вырос. Главная загадка о том, кто станет следующим президентом, пока остается нераскрытой.

Как будет проходить предвыборная кампания иных кандидатов в президенты в 2018 году?

Несмотря на приближение даты выборов, будущие кандидаты на пост президента не спешат делиться своими планами предвыборной кампании. Хотя избиратели увидят много знакомых лиц, а значит, ожидать чего-то нового не придется. Так, на конец декабря 2017 года официально заявили о своем участии в предстоящих выборах:

Субъект выдвижения

Должность

Дата выдвижения

Дата регистрации

Владимир Путин

Самовыдвижение

Президент РФ

26.12.2017

Владимир Жириновский

Руководитель фракции ЛДПР

20.12.2017

29.12.2017

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина»

23.12.2017

12.01.2018

Григорий Явлинский

Лидер партии

22.12.2017

Ксения Собчак

Гражданская Инициатива

Журналист, телеведущая

23.12.2017

Эльвира Агурбаш

Альянс зелёных

Первый вице-президент агрокомплекса «Мортадель»

21.12.2017

Антон Баков

Монархическая партия России

Предприниматель, лидер партии

23.12.2017

Сергей Бабурин

Российский общенародный союз

Президент МСА, юрист, лидер РОС

22.12.2017

Наталья Лисицына

Российский объединенный трудовой форнт

Крановщица Кировского завода

27.12.2017

Борис Титов

Партия роста

Лидер партии

21.12.2017

Роман Худяков

Политический деятель

21.12.2017

Екатерина Гордон

Партия Добрый Дел

Гендиректор ООО «Агентство Оптимальных Юридических Решений»

23.12.2017

Михаил Козлов

Партия Социальной Защиты

Индивидуальный предприниматель

23.12.2017

Владимир Михайлов

Самовыдвижение

Директор ООО «Предприятие „ФЭСТ“»

25.12.2017

Станислав Полищук

Партия Социальных Реформ

Председатель партии

23.12.2017

Максим Сурайкин

Коммунисты России

Председатель ЦК партии

24.12.2017

Александр Чухлебов

Самовыдвижение

Гендиректор ООО «Элоф Ханссон»

24.12.2017

Сняли свою кандидатуру:

  1. Олег Буларев;
  2. Ирина Гагитэ;

В регистрации отказано следующим претендентам:

  1. Алексей Навальный;
  2. Сергей Полонский;
  3. Татьяна Воловик;
  4. Ирина Волынец;
  5. Айна Гамзатова;
  6. Марина Копенкина;
  7. Владимир Кузнецов;
  8. Лаки Ли;
  9. Олег Лурье;
  10. Тристан Присягин;
  11. Василий Пугачев;
  12. Сираждин Рамазанов;
  13. Елена Семерикова;
  14. Юрий Сидоров;
  15. Сергей Столпак;
  16. Виктор Черепнин;
  17. Андрей Яцун.

Жириновский заявил, что в очередной раз планирует баллотироваться на пост главы государства. Списки кандидатов также пополнит Григорий Явлинский от партии «Яблоко», который также хорошо знаком населению. Предвыборная кампания президента РФ в 2018 этих кандидатов вряд ли измениться от предыдущих выборов.

Нестандартные подходы к агитации может предложить оппозиционер Алексей Навальный, но связи с осуждением он вряд ли будет допущен к участию в выборах. Его предвыборная кампания о равенстве социальных слоев многих заинтересовала. Рассчитывать избирателям на что-то новое не стоит, хотя только время покажет, как будет проходить избирательная гонка в 2018 году.

Результаты выборов Президента РФ в 2018 году

В отличие от прошлых лет, предвыборная кампания Владимира Путина была не такой активной. Он не принимал участия в ток-шоу и дебатах, не устраивал митингов и прочих громких мероприятий. Но, это не значит, что кампании не было. Команда профессионалов активно работала в самых разных направлениях. По данным ЦИК размер предвыборного фонда действующего главы РФ составляет более 400 миллионов рублей.

Кампания Путина в 2018 году включала:

  1. разработку агитационного сайта;
  2. распространение полиграфической агитационной литературы;
  3. информирование населения о достижениях правительства.

  1. рост экономики России;
  2. внедрение инноваций в экономическом секторе;
  3. развитие медицины, образования и науки;
  4. улучшение инфраструктуры;
  5. роста благосостояния россиян.

Независимо от того, как была организована агитация, она оказалась вполне действенной. За «гаранта стабильности» избиратели отдали 76,67% голосов, что обеспечило В. Путину безапелляционную победу уже в І туре президентской гонки. Полная картина распределения голосов имеет следующий вид:

Кандидат Процент Кол-во голосов
1 Владимир Путин 76,67% 56,17 млн.
2 Павел Грудинин 11,77% 8,64 млн.
3 Владимир Жириновский 5,65% 4,14 млн.
4 Ксения Собчак 1,68% 1,22 млн.
5 Григорий Явлинский 1,05% 764,5 тыс.
6 Борис Титов 0,76% 500 тыс.
7 Максим Сурайкин 0,68% < 500 тыс.
8 Сергей Бабурин 0,65% < 500 тыс.

Предлагаем послушать, что сказал Владимир Путин, впервые выйдя к народу после оглашения предварительных результатов выборов: