Психология

Астраханские заметки (6) Галерея Павла Михайловича Догадина. Картинная галерея Догадина (Астрахань)

Опубликовано: Октябрь 31, 2007

Астраханская областная картинная галерея имени П. М. Догадина

Астраханская картинная галерея является одним из наиболее ярких в России провинциальных собраний живописи. Как и многие музеи нашей страны, она начиналась с энтузиазма частного коллекционера, желавшего сделать искусство доступным народу.

Астраханская картинная галерея располагается в особняке, некогда принадлежавшем купцу И. И. Плотникову .

Астраханская картинная галерея - ровесница многим музеям в нашей стране. Ее история началась в 1918 году. Тогда она носила более длинное название, чем теперь, - Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Некоторое время директором галереи был сам Догадин, подаривший свое собрание картин родному городу. Именно это собрание (более ста картин и графических листов русских художников) составило экспозиционное ядро галереи.

Одновременно с догадинским собранием в галерею поступили еще две частные коллекции - австрийского консула О. Я. Виблингера (фарфор, стекло, живопись, скульптура) и семьи Сапожниковых, богатых астраханских рыбопромышленников. Нужно сказать, что Сапожниковы, владея огромными капиталами, собрали просто уникальную коллекцию произведений искусства. В частности, владели они «Мадонной Бенуа» Леонардо да Винчи. Но у рыбопромышленников не было идеи, что их картины должны остаться в родном городе, поэтому они постепенно вывозили их из Астрахани и время от времени продавали различным музеям и частным лицам. «Мадонну Бенуа» приобрел у них Эрмитаж. К 1918 году в коллекции Сапожниковых остались почти одни только фамильные портреты, большинство из которых представляло скорее историческую, чем художественную ценность.

«Каминный зал» галереи .

Первое время музей располагался в особняке Догадина, на набережной реки Кутум. Но фонды его пополнялись столь стремительно (то и дело к крыльцу подъезжали возы, нагруженные реквизированными у бывших владельцев произведениями искусства), что скоро экспозиции стало тесно в стенах довольно скромного дома Догадина. В 1921 год) галерею перевели в более обширный особняк, до революции принадлежавший купцу И. Н. Плотникову. Здесь она находится и посейчас.
На нынешний день в собрании галереи насчитывается более десяти тысяч единиц хранения. Особенным богатством и своеобразием отличается, конечно же, отдел русского искусства. Экспозиция этого отдела способна познакомить посетителей практически со всеми направлениями, когда-либо существовавшими в русской живописи. Начинается она с небольшой, но весьма интересной коллекции древнерусского искусства (самые ценные экспонаты здесь - иконы XVI века). XVIII столетие представлено в галерее, главным образом, портретами - как неизвестных авторов, так и прославленных Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника Кустодиева, находится в Доме-музее мастера, филиале Астраханской галереи .

Следующие залы занимает экспозиция, посвященная искусству XIX века. Начинается она с работ Брюллова, Тропинина, Щедрина. Также очень много в собрании музея работ передвижников (почти все картины из «передвижнической» коллекции были приобретены самим Догадиным). При этом несомненный «конек» галереи - это русский пейзаж XIX столетия. Он представлен великолепными полотнами Куинджи, Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана (последний бы любимым пейзажистом Догадина).

Рубеж XIX-XX веков проиллюстрирован в галерее работами таких художников, как Нестеров, Серов,
Головин, Врубель, Борисов-Мусатов, Коровин и, конечно же, Сомов. В 1938 году в музее был торжественно открыт отдел советского искусства.

Несколько слов об «имени» галереи. С 1958 по 2007 год она носила имя Бориса Кустодиева, тоже уроженца Астрахани, - правда, к собранию музея не имевшего никакого отношения. Задавался вопрос: не лучше ли было бы вернуть ему имя Догадина? Наконец, решили, что такое переименование будет совершенно справедливым. А память о Кустодиеве в городе и так увековечена - здесь существует его дом-музей, являющийся филиалом Астраханской областной картинной галереи.

Помимо Дома-музея Кустодиева, у галереи есть и еще один интересный филиал - Дом-музей Велимира Хлебникова, который тоже родился в Астрахани. Музей этот открылся сравнительно недавно - в 1993 году, - а в основу его экспозиции легло фамильное хлебниковское собрание, подаренное городу племянником поэта - М. П. Митуричем-Хлебниковым. В это собрание входят прижизненные издания Хлебникова, его личные вещи (железный сундучок, где Хлебников хранил рукописи, галстук, подаренный ему Маяковским, самодельная ручка из сучка вербы и прочие не менее любопытные экспонаты), семейный альбом с фотографиями, а также живопись Веры Хлебниковой, графика Петра и Мая Митуричей. Одним словом, выставочные залы не пустуют.

Павел Михайлович Догадин

П. М. Догадин родился в семье астраханских купцов, получил инженерное образование. Идеей создать в Астрахани картинную галерею он увлекся в начале 1910-х годов и, не откладывая дела в долгий ящик, послал задаток московскому коллекционеру А. Г. Голикову на покупку трех картин. За пять лет, с 1912то по 1917 год, Догадин увеличил свою коллекцию до ста тридцати произведений искусства. Уже в 1916 году он вынашивал мысли о передаче этого собрания в дар городу, которыми делился с художником М. В. Нестеровым, Сохранился ответ живописца собирателю: «Можно только приветствовать прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно...» Но коллекция еще не была, по мнению Догадина, сформирована полностью, поэтому он медлил. Поторопиться его заставил октябрьский переворот. Опасаясь за судьбу собрания, Догадин передал его в собственность города, вместе со своим особняком и библиотекой. Умер коллекционер от тифа в 1919 году.



От: Смирнова Н.,  

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

М узей открыт 15 декабря 1918 года как Картинная галерея и музей Совета профессиональных союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Павел Михайлович Догадин (1876–1919) – выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве. В 1918 г. он передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на набережной реки Кутум, где и размещалась галерея первоначально.

С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющимся памятником архитектуры («Усадьба И. Н. Плотникова» – особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П. М. Догадина уходит из его названия: 1922–1928 – Астраханская картинная галерея, 1929–1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949–1957 – Астраханская областная картинная галерея. В 1958 г. галерее было присвоено имя Б. М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ – Дом-музей Б. М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина».

Во время существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О. Я. Виблингера, купца-мецената И. А. Репина, собирателя А. А. Перова, художницы и педагога Е. И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М. П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н. М. Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы – Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям.

Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI–XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. В собрании отдела зарубежного искусства – живописные работы Ж. Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX вв., в том числе граверных мастерских П. П. Рубенса, Дж. Б. Пиранези.

В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка».

По материалам www.culture.ru

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.