Семья и Дети

Башкирская юрта фото. Башкирское национальное жилище- юрта Башкирская юрта

Кочеткова Любовь
Конспект экскурсии в музейный уголок «Башкирская Юрта»

ТЕМА : «Народы Поволжья»

ВИД : Экскурсия в музейный уголок «Башкирская юрта »

ЦЕЛЬ : Сформировать у детей знания, о том, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа ;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях республики Башкортостан ;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь Родине.

Формирование национальной толерантности к людям разных национальностей, проживающих в г. Тольятти

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и жизни башкирского народа

Уважение к культурному прошлому народов Поволжья.

Словарная работа : упражнять в описании предметов быта. Слова для активного усвоения : тирмэ – юрта , кумыс, трапеза, куполообразный, хике – нары, шаршау – занавеска.

Материалы и пособия : музейная экспозиция «Башкирская юрта » (предметы быта башкир ) ; альбом с фотографиями, иллюстрации, аудио -записи, видео, интернет-ресурсы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Создание музейного уголка «Башкирская юрта »

Социально- коммуникативное развитие : Дид. игра «Россия большая страна» .

Художественно - эстетическое развитие : Дид. игра «Сложи орнамент» Изготовление и роспись пиалы.

Рисование : «Украшение бочонка для меда» , «Юрта » , «Тюбетейка»

Аппликация : «Украшение пиалы башкирским орнаментом » .

Физическое развитие :

Подвижные национальные игры «Юрта » , «Медный пень» , «Липкие пеньки»

Познавательное развитие : Беседы : Мой край Башкортостан », «Салават Юлаев» ; «Курай- растение и музыкальный инструмент» ; «Башкирская юрта » , «Поющий родник» , «Лекарственные растения Башкортостана » , «О городе Уфе» ,

Речевое развитие : Чтение книг (сказка «О курае» , легенда о происхождении шиханов, легенды о реках Башкортостана , сказка «Медведь и пчелы» );

Заучивание народных пословиц и поговорок; Отгадывание национальных загадок; Чтение рассказов о народах Поволжья.

Ход ЭКСКУРСИИ.

Воспитатель в национальном башкирском костюме встречает детей у входа в музейный уголок «Башкирская юрта »

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Сегодня я приглашаю вас в необычный дом. Старинное жилище кочевых народов Башкирии называется юрта , или «тирме» .

А сначала я хочу рассказать вам легенду о происхождении народа – башкиры .

- Башкирское племя пришло с турецких краев. В турецком городе Гарбалэ жили четыре брата. Жили они дружно, и каждый из них обладал ясновидением. Однажды старший из братьев увидел сон. Во сне ему некий человек сказал так : «Уходите отсюда. Вы не те люди, что должны жить здесь, вы - святые. Отправляйтесь на восток, там найдете себе лучшую долю».

Утром он рассказал свой сон братьям. «Где это лучшая доля? В какой стороне восток?» - спросили те с недоумением. Никто ничего не знал.

На второй день старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять говорит ему : «Покиньте этот город. Угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш - пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы».

Утром братья отправились в путь. Не успели оглянуться, навстречу им выбежал волк. Те пошли за ним. Долго шли они на восток, и, когда добрались до места, волк остановился. Остановились и четыре брата, шедшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли. И отсюда среди башкир распространилось слово «семирод» . Поскольку их предводителем был корт (волк, семиродцев прозвали «башкортами » (главный волк) . Так от этих семи братьев пошли башкиры .

В те времена не было больших домов, машин, магазинов. Люди ничего не могли себе купить из одежды и еды, поэтому одевали и кормили себя сами. Для этого люди выращивали домашних животных. Они давали людям молоко, мясо, шерсть. Из коровьего молока делали сметану, катык, кумыс, творог. Кумыс это напиток, приготовленный из лошадиного молока.

Это очень полезный напиток и с его помощью лечат многие болезни. Овцы и бараны дают человеку мясо и шерсть.

Назовите, какие вещи есть у вас, связанные из шерсти?

За животными нужно ухаживать, кормить их свежей и сочной травой, поить чистой водой. Чтобы найти луга и поля с такой травой, башкирам всей семьей приходилось переезжать с места на место, поэтому башкирский народ вел кочевой образ жизни.

Чтобы постоянно не строить новые дома на новом месте, у людей были

легкие, прочные, переносные и очень удобные дома. Эти дома назывались –

тирмэ, что в переводе с башкирского языка означает юрта .

У башкир существовали обычаи почитания юрты : нельзя входить в юрту с оружием, нельзя наступать на порог дома, раньше это было равносильно объявлению войны. Дверной занавес нужно отодвигать только правой рукой, входить в дом с правой ноги. Войдя в юрту нужно разуться слева и пройти по солнцу к тому месту, которое вам предложат. Нельзя покинуть дом, не попробовав хлеба, это считается оскорблением. В юрте нельзя шуметь, громко разговаривать. Юрту нельзя оскорблять, ведь это храм, настоящий храм, сопровождающий кыргызов всю их жизнь

А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта » .

Игра «Юрта »

Дети делятся на четыре группы и образуют кружочки по углам зала. В центре

каждого кружочка стоит стул, на котором большой платок. Вначале все дет

и образуют круг, идут по кругу простым шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

Разбежимся на лужок.

Припев : Ля- ля- ля

Закончив петь, дети быстро бегут к своим стульям, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра. Получается юрта . Выигрывает та группа детей, которая быстрее всех сделала юрту.

Воспитатель : А вот теперь мы пройдем в юрту и послушаем о ее устройстве и внутреннем убранстве. Юрта имела три уровня : пол (олицетворял Землю, куполообразную крышу (олицетворение неба, внутреннюю часть (воздух)

Юрты башкиры сооружали из шерсти , дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. В центре жилища был очаг, над ним - дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, чепраки. Вход в юрту располагался с южной стороны. Все предметы

внутри юрты расположены по определенным правилам. Занавес (шаршау) разделяла юрту на две части : мужскую и женскую.

Ребята, а как вы думаете, что находилось в женской половине?

Молодцы! Правильно.

Правая, меньшая часть, была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, кухонная утварь, «турсуки» с крупами и припасами Ближе к центру подвешивалась люлька для младенца. Кухонные принадлежности : деревянные половинки, ковши, тоже развешивались на стенах.

Напротив входа в юрту или чуть левее центра стоял сундук. На нем аккуратно сложена постель и подушки, поверху украшенная накидкой – сэлтэр.

Левая часть была для мужчин - гостевая. Мужская половина была украшена более ярко и богато : начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой высились аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей. Напротив выхода развешивалось оружие : сабли, лук и стрелы, кинжалы.

В гостевой половине юрты всегда стоял накрытый скатертью бочонок с кумысом. Вокруг бочонка расставлялись чаши для питья кумыса.

Все предметы быта башкир – сундуки , подставки, колыбели, посудные полки выполнены из дерева.

Трапеза и отдых устраивались и на широких деревянных нарах - хике. «Хике» служили и столом, и местом отдыха. Сон в юрте был здоровым и целебным. Куполообразная ее форма, а также войлочное окружение способствовали этому. Основными цветами, преобладающими в интерьере башкирской юрты (тирмэ) были красный, зеленый, желтый и черный.

А теперь давайте вспомним :

1) Как назывались переносные дома у башкир ?

2) Какой формы была юрта ?

3) Как в переводе на башкирский язык будет «юрта » ?

4) На какие части делилась юрта ?

5) Чем покрывалась юрта ?

6) Как располагались предметы внутри юрты?

Молодцы, ребята!

А сейчас я приглашаю вас выпить чаю с башкирским медом и с баурсаками и послушать мелодию, исполняемую на народном башкирском музыкальном инструменте - курай

Только самые холодные месяцы года кочевые башкиры проводят в деревянных домах. Большую же часть года они пользуются временным жильем. Тирмэ – традиционная башкирская юрта всегда одаривает скотоводов-кочевников теплом холодными ночами и приятной прохладой в летний зной. Она заслуженно пользуется репутацией идеального временного жилья: легка в транспортировке, проста в сборке (разборке), устойчива к пронзительным степным ветрам и ураганам. Покров юрты надежно удерживает стабильную температуру внутри.

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов – простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

  1. остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов
  2. крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра
  3. кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции.

Кошмы к остову юрты вяжутся при помощи специально предусмотренных веревочек, которые пришиваются к углам войлочного покрытия и посредине каждого из краев. Для придания прочности снаружи по всей длине кошмы опутываются волосяными веревками. Концы бечевок (арканы) прикрепляются к вбитым в землю колышкам. Устанавливается только три точки крепления: так обеспечивается наиболее высокая устойчивость к ветровым нагрузкам.
Сагарак днем не накрывается. Только ночью или в непогоду он накрывается четырехугольной кошмой. Когда необходимо проветривание, войлок немножко приподымается длинной жердью. Если рассветало или погода сменивалась на солнечную, войлок свертывается, но остается на вершине юрты.
Одностворчатая дверь чаще всего выполнялась из дерева и окрашивалась в красный или темно-красный оттенок. Основание жилища тоже окрашивалось таким же цветом. Реже юрта башкирская встречается с откидной войлочной дверью.

Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.


Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

  1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
  2. мужскую . Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Значение юрты для кочевников

Издавна для кочевых народов юрта являлась центром мироздания на земле. Это реальность, а не громкие слова. Именно здесь начинается путь жителя степей, и здесь он заканчивается. Долгое время она воплощала модель мира. Сначала она была плоской (одноярусной), затем – объемной: внизу – земля, вверху – небо и звезды.


Подобно космосу по вертикали юрта трехуровневая: пол символизирует землю, внутреннее пространство подобно воздуху, а купол олицетворяет небосвод. Для кочевых племен пол всегда имел особое значение по сравнению с землепашцами. На полу принимали самых дорогих гостей, ели и спали. Здесь же отмечали праздники и печальные события, здесь рождались и умирали.
Именно поэтому его оформлению уделялось особое внимание, а уход был трепетным. Пол всегда застилали яркими кошмами, узорными коврами и дрожками. По сравнению со стенами он выглядел нарядней и ярче. Именно пол формировал художественный интерьер древнего жилища.
Стены закрывались домоткаными паласами и тканями с традиционными для народности узорами. На фоне больших полотен в башкирской юрте красовались вышитые полотенца меньших размеров. Тут же хранились праздничные костюмы, дорогая сбруя, семейные реликвии. Вместе с узорами на полу создавался своеобразный ансамбль. Купол символизировал небосвод, а отверстие для выхода дыма олицетворяло солнце. Сагарак носил сакральный смысл и передавался из поколения в поколение по отцовской линии.
Юрта как традиционное жилище кочевых народов Башкирии в наши дни практически не сохранилась. Оформленное в народных традициях жилье можно увидеть разве что на весеннем празднике «Сабантуй» или в музеях страны. Однако бесследно она не исчезла, а ее значение для кочевников Башкортостана осталось неизменным.

Башкирская юрта поставлена для экскурсий в башкирском подворье . Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару. Башкир в Саратове около 3,5 тысяч. Типы жилища у башкир более различны, наиболее распространены срубные (деревянные) и плетневые и саманные (сделанные из глины). У восточных башкир в летнем кочевье имелись войлочные юрты (тирме).

Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана.

Башкирская юрта поражает разнообразием способов изготовления, а орнаментация предметов ее убранства соперничает с красотой и яркостью красок природы. Переносная сборная юрта идеально соответствовала основному принципу полукочевой жизни: все свое ношу с собой. Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуются два-три верблюда или три-четыре лошади. Картина, когда женщины собирают юрту, схожа с картиной сотворения мира. Вначале устанавливается дверь – врата из одного мира в другой. Порог как граница между миром внешним и миром человеческим.

Поднявшись в юрте в полный рост, человек вспоминал Аллаха, возносил купол своего дома и делал его окном в небо. Кочевничество – одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Юрту, несомненно, можно отнести к числу важнейших достижений материальной культуры. Она прошла длинный эволюционный путь, прежде чем развиться до своего настоящего вида.

Приспособленная к местным условиям, кочевая юрта сейсмобезопасна – за счет подвижной конструкции стен, дешева – за счет доступности «строительного» материала, в ней есть возможность варьировать величину жилой площади. Круглая форма стен устраняет патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый воздух. Эти и многие другие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий.

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее

2. мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Юрта – жилище башкир»

Цель: формирование представления детей о юрте – жилище башкир.

Задачи: Образовательные: познакомить детей с юртой - жилищем, в котором в древние времена жили башкиры – башкорты. Что обозначает это слово в переводе на русский. Развивающие: развивать интерес к жизни башкир; толерантность. Развивать речь детей: умение отвечать распространенными предложениями, с использованием прилагательных и наречий, умение обобщать и делать выводы. Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное о жизни других народов Урала. Словарь: обогащение словаря: ук, сагармак, войлок, аркан, юрта, аул активизация словаря: башкорты, кочевники, скотоводы, земледельцы. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие. Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о башкирах; рассказ воспитателя о башкирах – коренных жителях Урала. Рассматривание экспозиций о башкирах в музее «Родничок» нашего детского сада. Материал и оборудование: презентация «Юрта – жилище башкир»; интерактивная доска, 4 стула, 4 больших платка, альбомные листы бумаги, цветные карандаши; Ход НОТ : Организационный момент : Звучит башкирская музыка.

О каком народе южного Урала мы говорили на прошлом занятии? Как башкиры сами называют себя? Что обозначает слово башкорт на русском языке? Что интересного вы узнали о башкортах на прошлом занятии? Как понимаете слова: скотовод, кочевник, земледелец? Сегодня мы поговорим с вами о жилище башкир. Может, кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей). Послушайте: Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. Догадались, как называется жилище башкир? Да, это – юрта или по - башкирски – тирмэ. Послушайте загадку: « В этом доме нет углов. Вот уж рай для неслухов! И такое вот жилище ты всегда в горах отышешь? Это юрта. Юрта - дом (тирмә – по башкирски) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Юрты строились из жердей - ук, тонких, гибких прутьев, прутья переплетали, получалась решетка, из решеток строили юрту - тирмэ (решетчатая юрта). Верхняя часть юрты называлась сагармак. На что похожа верхняя часть юрты? (на солнышко, на цветочек и т. д.). А в самой середине – отверстие. Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком. Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти. Давайте поиграем в игру « Найди войлок» (нужно, среди множества кусочков ткани найти войлок). Зимой юрту укрывали 5-7 слоями войлока, а в теплое время года 1-2 слоями. Чтобы ветер не срывал войлок, его завязывали длинными веревками – арканом. Юрты были повседневными и праздничными. В повседневной жили постоянно. Праздничная была очень красивая, нарядная, она была для гостей, праздников, свадеб. Сегодня мы отправимся в путешествие в аул. Вы знаете, что это такое? Да, это поселение башкир – кочевников. Какое строение было главным в ауле? (конечно, юрта). В ауле было несколько юрт. Догадались почему? Да, кочевали башкиры из одного пастбища на другое не по - одиночке, а небольшими группами. Кто-то пас скот, кто-то охранял аул, кто-то мед дикий искал. Но, главным в ауле была юрта.

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Тирмэ». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

    Мы, веселые ребята,

    Соберемся все в кружок.

    Поиграем, и попляшем,

    И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры . С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Юрта и прилегающее к ней пространство - это место, где башкиры проводили все свободное время, работали, ели, спали и принимали гостей. По свидетельству очевидцев прием гостей и родственников по случаю праздников или семейных событий - любимое времяпрепровождение башкир.

Вот как описал юрту в VII веке китайский поэт Во Цзюй в

Стихотворении "Белая юрта", фрагмент которого я вам прочту:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,

Нет углов в юрте, кругло поставленной,

Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте». Я предлагаю вам нарисовать юрту кочевников – башкортов, вспомните все, что я вам о ней говорила и постарайтесь отразить это в своем рисунке. А теперь – игра
«Найди жилище башкир» . Среди множества разных жилищ, найдите то, которое по – вашему мнению больше всего подходит башкирам и объясните, почему? (играет башкирская музыка). Правильно вы нашли башкирское жилище кочевников – скотоводов башкир. Итог занятия: Что интересного вы узнали на занятии? О чем бы рассказали своим родителям? Какими знаниями поделились бы с ребятами других детских садов нашего города? Давайте зайдем в наш музей. Как он называется? В музее посмотрим экспонаты о юрте.

Башкиры относятся кочевым народом, поэтому проводят большую часть жизни не в возведенных ими домах, а в небольших сооружениях, носящих временный характер. Самый распространенным жилищем являлась юрта.

История и описание юрты

Юрта сыграла огромную роль в развитии человечества, это изобретение часто сравнивают с парусом. Дело в том, что создание юрты позволило быстро перемещаться на большие расстояния, что очень важно для кочевых народов.

Первые кочевники совершали свои путешествия в кибитках и палатках, которые ставили на колеса. Однако, эти кибитки были не так удобны как юрты, которые можно было в любой момент собрать и перевезти в форме вьюка. Такая форма собранной юрты позволила передвигаться там, где раньше народы передвигаться не могли. Например, на узких тропах или в дремучих лесах. Для тех, кто передвигается в дорожных кибитках, такие препятствия, как река или лес были практически непреодолимыми, в то же время лошадь, несущая свернутую юрту, могла легко пройти по самой узкой тропинке.

Если юрта имеет диаметр четыре метра, она переносится двумя лошадьми. Последние могут преодолевать с таким грузом до нескольких десятков километров в день, при этом не перетруждаясь и отдыхая в достаточном количестве. Так как у большинства семей имелось много лошадей, при необходимости несколько десятков километров превращались в почти сотню. Таким образом, буквально за две недели кочевники могли преодолеть до тысячи километров. Это сыграло роль в завоеваниях кочевников, которые они осуществляли очень быстро и на больших расстояниях.

Юрта существовала несколько тысяч лет, за это время ее усовершенствовали и отсекали лишнее элементы. Каждая часть юрты может быть заменена другой, каждая часть носит универсальный характер.

Башкирская юрта

Несмотря на то что юрту изобрели несколько тысяч лет назад, ее использование остаётся актуальным и в настоящее время. Это популярность обуславливается маленьким весом, и хорошей компактностью. В то же время она не мешает мобильности перемещения и может использоваться практически в любую погоду.

Помимо вышеописанных качеств, юрта обладает еще одним очень важным качеством – низкой стоимостью. Материалы стоят достаточно дёшево, а установка и обслуживание такого жилья не требуют специальных навыков. Стоимость юрты составляет одну третью часть от других сооружений, которые можно возвести очень быстро.

башкирка в юрте

Юрты используются в современном мире, к примеру, в Башкирии. Этот регион обладает замечательной природой, которая привлекает множество туристов. Однако, если стоит вопрос о возведении специальной туристической базы, всё упирается в денежные средства. Туроператоры не готовы предлагать своим клиентам палатки, так как последнии не обеспечивают нужную степень комфорта. Именно здесь можно применять юрту. Она находится в средней категории цены и качества и является тем самым необходимым компромиссом.

Таким образом, туроператоры могут организовывать передвижные туристические базы. Например, один грузовик может привести до нескольких юрт, в каждом переносном доме можно с комфортом поселить несколько человек. Получается практически полноценная туристическая база, которая может размещаться каждый раз в разных места абсолютно без усилий.

Башкирская юрта. Конструкция

Сама по себе юрта представляет собой переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома, как правило, были из войлока. Установка юрты происходила поэтапно, со строгим соблюдением несложной технологии. Если от последней отой, есть опасность замерзнуть или погасить домашний очаг. В первую очередь, определяли место, в котором нужно установить переносной дом. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решётки, которые скрепляются веревками между собой. Этот каркас покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос. Стоит заметить, что войлочное покрытие устанавливалось в соответствии с определенным порядком. В первую очередь закидывали кошму с юго-запада, затем с юго-востока. После этого накидывали оставшиеся кошмы так, чтобы их края имели возможность придавить края первых.

Конструкция башкирской юрты

Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли. Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось, очевидно, для защиты от холодных ветров. Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь. Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина.

Конструкция башкирской юрты

Благодаря полукочевому образу жизни, в обиходе башкиров появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковёр никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей.

Конструкция башкирской юрты

К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.

Распределение жилищного пространства

По традиции, вход располагается к югу. Это имеет практическое значение – северную сторону необходимо утеплить и укрепить, дверь только помешает. Часть жилища, которая располагается у северной стены, считается наиболее важной. Как правило, ее выделяют гостям хозяина. На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону.

В центре находится очаг. Такое расположение источника тепла позволяет обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие в крыше, для отвода дыма. В другой части юрты данное отверстие было бы неудобным. Когда очаг выносят на улицу, в центре жилища располагают скатерть, которая играет роль обеденного стола. Вокруг импровизированного стола размещаются члены семьи и гости, садясь на специальные подушки, предварительно раскинутые вокруг.

Шаршау – очень важная часть каждой юрты. По сути, она представляет собой плотный занавес, который используется в качестве перегородки. Последние необходимы для разделения жилья. Иными словами, шаршау это стены квартиры.

Юрта традиционно делится на две части: женскую и мужскую.

внутри юрты

Женская часть жилища всегда меньше. Она находится по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Проецируя юрту на современное жилье, можно сказать что в женской части находилась кухня и гардеробная. Все, что нужно женщине, не заинтересованной в карьере. Кроме того, в этой части юрты располагалась детская. В современном мире такое разделение невозможно хотя бы потому что женщины и мужчины играют примерно одинаковую роль в семье. Однако, кочевники жили во времена патриархата, когда мужчина занимал главенствующую роль, женщина была второстепенной. Поэтому того, что располагалось в правой части юрты, было вполне достаточно.

Распределение жилищного пространства

Мужская часть была больше чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину хижины принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась различным текстилем: коврами, скатертями, полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи. Вид футляров для пороха, конской упряжи, подсумок для дроби абсолютно привычен для этой части юрты.

Особое место выделяется для тех, кто пришел в гости. Это почетное место выделяется напротив дверей. у самой утепленной стены. В этой части юрты также размещается и сундук с ценнейшими вещами семьи. В их число, как правило, входили различные ковры, одеяла, постельные принадлежности.

Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.