Деньги

Башкиры кочевой народ. Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

В исторической литературе IX – X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Южный Урал в IX – X вв. был заселен племенами, входившими в состав кипчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало нижнее мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. В составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ибн-Фадлан. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков». В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале.

Вопросы о происхождении древних башкир, территории их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX – XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV – XV вв.

Понятие «страна башкир» в жизни складывается не мгновенно, а в течении нескольких столетий.В данном случае четко зафиксированное в источниках IX – X вв. понятие «страна башкир» («Исторический Башкортостан») возникло не сразу, а ранние этапы его формирования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V – VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX – X вв., и среди них могли быть группы племен – носителей имени (этнонима) «башкир»

Хозяйство и общественный строй башкир IX – XII вв.

Хозяйству башкирских племен IX – XII вв.большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Это свидетельствует о том. Что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX – XII вв.активных торговых связей со своими отдаленными соседями. В частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получили роскошные согдийские шелка.

Культурно-экономичесткие отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.

Однако необходимо подчеркнуть. Что развитие хозяйства башкир конца I- начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческомутруду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании башкир IX – XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований, например, упоминается, что башкиры XIII – XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX – X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт). Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с кыргызами и гузами.

Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие – мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю.

Историческое прошлое башкир и татар

Тюркские народы (точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена) издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи – от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников – ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья (14-15 вв.) говорить о существовании башкир или татар как этносов нельзя – национальное самосознание в современном смысле сложилось позднее. «Татары» русских летописей – это не совсем те татары, которых мы знаем сегодня. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» – как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу.

Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира – «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен.

Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары – древний тюркский народ, государство у которого (Волжская Булгария) возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, – довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет – с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление.

Сравнение

Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.

До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир (см. таблицу).

Таблица

Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт (вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова); это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры – в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними.

— тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Культура башкир

Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили племена Ананьиров, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли: коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

История народа

Время Золотой Орды.

В 13 веке страны Восточной Европы были завоеваны монголо-татарским войском. Под каток Орды попала и Булгария с племенами башкир. В дальнейшем Булгары и Башкиры вошли в состав Золотой Орды под предводительством хана Батыя с обязательной уплатой ясак - дань. В эту повинность входила обязательнае выплата пушными шкурками, лошадьми, повозками, наложницами. Это повинность распределялась на каждую семью и включала:
— Купчюры — денежный сбор с пастбища и голов скота;
— шкуры пушных зверей-не менее 5 штук;
— воинская, все юноши начиная с 12 лет обязаны проходить военные сборы;
— подводная, поставка подвод или кибиток для перевозок поклажи в войсках или перевозок начальников.
Родовая знать башкир не облагалась ясаком, но должна была снабжать годовой провизией часть башкирского воинства, которые находились в походах Золотой Орды. Знать башкирии в благодарность за льготы была лояльна к власти.В 15 веке Золотая Орда окончательно распалась, но башкирскому народу от этого легче не стало. Территория Башкирии попала под власть трех ханств Золотой Орды и разделилась на южную, западную и северо-западную, которые постоянно враждовали друг с другом требуя выплаты ясака все в больших объемах.

Присоединение к России.

В 16 веке Россия окончательно освободилась от монгольского ига и стала набирать свое могущество. Но татаро — монголы продолжали свои набеги и постоянно разоряли русские земли захватывая многих в плен. Только в Казани находилось более 150 тыс. русичей. Иван Грозный завоевал Казань, и ханства Золотой Орды прекратили свое существование.После чего Иван Грозный обратившись к народам покоренными Золотой Ордой призывал их перейти в русское подданство. Им было обещана защита и покровительство от всех внешних врагов, неприкосновенность земель, обычаев и религий. В 1557 г башкирские Земли приняли подданство России.

Восстание под началом Е. Пугачева.

Дальнейшее развитие Башкирии было тесно связана с историей России. Бесконечные попытки захвата России со стороны европейских государств требовали от нее огромного напряжения людских и государственных ресурсов. Это было связано с чрезмерной эксплуатацией рабочих и крестьян. 17.09 1773 г. беглый донской казак Емельян Пугачев объявив себя царем Петром 3. зачитал манифест форпосту яицкого гарнизона. С отрядом в 60 чел. захватил г. Яицк. Это стало началом восстания. Башкирский народ эксплуатируемый местными феодалами и поборами ясака присоединились к восстанию. Салават Юлаев зачитав манифест Пугачева призвал башкирских крестьян присоединиться к восстанию. Скоро весь башкирский край был охвачен пламенем борьбы. Но плоховооруженые крестьяне не смогли противостоять правительственными войскам прибывшим из Санкт-Петербурга. Вскоре восстание было подавлено. Салават Юлаев проведя на каторге более 25 лет умер. Е. Пугачев захвачен в плен и казнен.

Башкирия в Великую Отечественную войну.

В годы В.О.В Башкортостан стал одной из основных территорий СССР на которые были эвакуированы предприятия и население. Регион обеспечивал фронт оружием, ГСМ, продовольствием и снаряжением. В годы войны республика разместила около 109 заводов, десятки больниц, множество центральных гос. и хозяйственных учреждении, 279 тыс. эвакуированных.
Несмотря на то что работоспособное мужское население признано на войну сельское хозяйство усилиями подростков и женщин продолжала снабжать фронт продовольствием и продуктами животноводства.

Изучение имеющейся литературы об этногенезе башкир показывает, что о происхождении башкирского народа существуют три теории: тюркская, угорская, промежуточная.
Отождествление башкир с угорскими племенами — предками современного венгерского народа — уходит в эпоху средневековья.
В науке известно венгерское предание, записанное в конце XII века. Оно рассказывает о пути движения мадьяр с востока в Паннонию (современную Венгрию): «В 884 году, — пишется там, — от воплощения Господа нашего семь вождей, называющихся Hetu moger, вышли с востока, из земли Сцитской. Из них вождь Almus, сын Igeic, из рода короля Magaog, вышел из той страны вместе со своей женой, сыном Арпадом и с великим множеством союзных народов. После многодневного шествия по пустынным местам они на своих кожаных торбах переплыли реку Этыл (Волгу) и, нигде не находя ни сельских дорог, ни селений, не питались изготовленными людьми кушаньями, как был обычай у них, но наедались мясом и рыбами, покуда пришли в Суздаль (Россию). Из Суздаля они шли в Киев и потом через Карпатские горы в Паннонию, чтобы овладеть наследством Аттилы, прародителя Алмуса» (Е.И.Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья. // Материалы и исследования по археологии СССР. 94. М., 1961. С. 149). Обращает на себя внимание утверждение о том, что мадьярские племена не одни двигались на запад, а «с великим множеством союзных народов», в числе которых могли быть некоторые башкирские племена. Не случайно Константин Багрянородный отмечает, что венгерский союз в Паннонии состоял из семи племен, двое из которых назывались Юрматоу и Ене (Э.Мольнар. Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа. Будапешт, 1955. С.134). В формировании башкирского народа участвовали наряду с многочисленными племенами древние и крупные племена юрматы и еней. Естественно, у мадьярских племен, обосновавшихся в Паннонии, сохранились предания об их древней прародине и оставшихся там соплеменниках. Чтобы их найти и обратить в христианство, из Венгрии были предприняты рискованные путешествия на Восток миссионеров-монахов Отто, Иоганки Венгра и других, закончившиеся неудачей. С этой же целью совершил путешествие в районы Поволжья венгерский монах Юлиан. После долгих мытарств и мучений ему удалось попасть в Великую Булгарию. Там, в одном из больших городов, Юлиан встретил венгерскую женщину, выданную замуж в этот город «из страны, которую он искал» (С.А.Аннинский. Известия венгерских миссионеров XIII—XIV веков о татарах и Восточной Европе. // Исторический архив. III. М.-Л., 1940. С. 81). Она и указала ему дорогу к соплеменникам. Вскоре Юлиан нашел их близ большой реки Этиль (Итиль, Идель, Иел, А€иел), или Волга. «И все, что только он хотел изложить им, и о вере, и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их» (С.А.Аннинский. С.81).
Плано Карпини, посол папы Иннокентия IV к монгольскому хану, в своем сочинении «История монголов», рассказывая о северном походе Батый-хана в 1242 году, пишет: «Выйдя из России и Комании, татары повели свое войско против венгров и поляков, где многие из них пали... Оттуда прошли в землю мордванов — идолопоклонников и, победив их, пошли в страну билеров, т.е. в Великую Булгарию, которую совсем разорили. Потом к северу против бастарков (башкир. — Р.Я.), т.е. Великой Венгрии и, одержав победу, двинулись к парасситам, а оттуда к самоедам» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 48). Кроме этого, он еще два раза называет страну башкир «Великой Венгрией»» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 57, 72).
Другой католический миссионер Гильом де Рубрук, посетивший Золотую Орду в 1253 году, сообщает: «Проехав 12 дней от Этилии (Волги), мы нашли большую реку, именуемую Ягак (Яик. — Р.Я.); она течет с севера, из земли паскатир (башкир. — Р.Я.) ...язык паскатир и венгров — один и тот же, это — пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. От земли к востоку, помянутой северной стороне, нет более никакого города. Из этой земли паскатир вышли гунны, впоследствии венгры, а это, собственно, и есть Великая Булгария» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 122-123).
Сообщения западноевропейских авторов явились в дальнейшем одним из важных аргументов в пользу угорской теории происхождения башкирского народа. Одним из первых о происхождении башкир писал Страленберг Филипп-Иоганн (1676—1747), подполковник шведской армии. Он сопровождал Карла XII в Северной войне. Во время Полтавской битвы (1709) был взят в плен и сослан в Сибирь. Получив разрешение путешествовать по Сибири, составил е¨ карту. После Ништадского мира 1721 г. вернулся в Швецию. В 1730 г. издал в Стокгольме книгу «Das nord und ostliche Theil von Europa und Asia». Страленберг назвал башкир остяками, так как они рыжеволосы и соседи называют сары-иштяками (остяками). Таким образом, Страленберг первым выдвинул теорию об угорском происхождении башкирского народа.
Выдающийся историк В.Н.Татищев (1686—1750) в «Истории Российской» (T.1. М.-Л., 1962) первым в русской историографии дает историко-этнографическое описание башкир и высказывает интересный взгляд об их происхождении. Этноним «башкорт» означает «главный волк» или «вор», «для их промысла имяновали». Казахи называют их «сары-остяками». По мнению В.Н.Татищева, башкиры упоминаются еще у Птолемея «аскатирами». Башкиры «народ был великим», являются потомками древних финноязычных сармат — «сусчие сарматы» (с. 252). Об этом же свидетельствуют Карпини и Рубрук. Что касается языка, то «понеже они (башкиры. — Р.Я.) закон Магометов с татары приняли и язык их употреблять стали, за татар уже почитаются. Однако в языке от прочих татар много разнятся, что не всяк ис татар их разуметь может» (с. 428).
В.Н.Татищев сообщает некоторые сведения об этнической истории башкир. «Сами (башкиры. — Р.Я.) по преданиям о себе сказывают, что они суть от булгар произошедшие» (с. 428). Здесь речь идет о башкирах-гайнинцах, у которых сохранились легенды об общности происхождения с булгарами. Он же свидетельствует, что табынцы разбросаны в Крыму, Башкортостане и других районах.
Н.М.Карамзин (1766—1829) в I томе «Истории государства Российского», в главе II «О славянах и других народах, составивших государство Российское», опираясь на сведения европейских путешественников XIII в. Юлиана, Плано Карпини и Гильома де Рубрука, пишет, что «башкиры живут между Уралом и Волгой. В начале язык у них был венгерский. Потом они отюречились. Башкирцы говорят ныне языком татарским: надобно думать, что они приняли его от своих победителей и забыли собственный в долговременном общежитии с татарами» (М., 1989. С. 250).
В 1869 г., по случаю пятидесятилетнего юбилея Санкт-Петербургского университета, была опубликована работа Д.А.Хвольсона «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века». В ней автор анализирует сочинения средневековых арабских географов и путешественников о башкирах и мадьярах. Его выводы сводятся к следующему.
Первоначальной родиной мадьяр были обе стороны Уральских гор, т.е. территории между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика. Они входили в состав башкирского народа. Об этом свидетельствуют путешественники ХIII века Юлиан, Плано Карпини и Гильом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великой Венгрией».
Около 884 года часть мадьяр под ударами печенегов ушла из Урала. Их предводителем был Алмус. После долгих странствий они поселились рядом с хазарами. Их новая родина называлась Лебедией по имени тогдашнего их вождя Лебедиаса. Однако, снова притесняемые переселившимися в Европу печенегами, мадьяры отправились дальше на юго-запад и поселились в Атель-Кузе. Оттуда они постепенно переселились на территорию современной Венгрии.
На основе анализа сообщений Ибн-Даста, Ибн-Фадлана, Масуди, Абу Зайд Эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн-Саида, Казвини, Димешки, Абульфреда и Шукраллаха о башкирах и мадьярах и исходя из положения о том, что мадьяры являются частью башкирского народа, Хвольсон считает, что древней формой имени башкир был «Баджгард». Этот этноним постепенно изменяется «двояким образом: на востоке из «Баджгард» образовались формы «Башгард», «Башкард», «Башкарт» и т.д.; на западе начальное «б» перешло в «м», а конечное «д» было отброшено, так появилась форма «Маджгар» из «Баджгард», «Маджгар» перешел в «Маджар» и эта форма наконец перешла в «Мадьяр». Хвольсон приводит таблицу перехода этнонима «Баджгард» в «Мадьяр» и «Башкир»:

Б а д ж г а р д

Башгард Баджгар
Башкард Моджгар
Башкарт Маджгар
Башкерт Маджар
Башкирт Мадьяр
Башкир

Самоназвание башкир «башкорт». Поэтому здесь вернее говорить о переходе не к «башкир», а к «башкорт», хотя логически у Хвольсона и это получается. Опираясь на исследование Хвольсона, принято считать, что угорская теория происхождения башкирского народа получила у него логически четкое оформление.
Примерно такая же точка зрения была высказана И.Н.Березиным. По его мнению, «башкиры — большое вогульское племя, угорской группы» (Башкиры. // Русский энциклопедический словарь. Т. 3. Отд. 1. СПб., 1873).
В поддержку гипотезы Хвольсона выступил известный исследователь истории Сибири И.Фишер (Sibirische Geschichte. Petersburg, 1874. С. 78-79). Он также считал, что этноним венгров «madchar» происходит от слова «baschart».
Из антропологов угорская теория была поддержана К.Уйфальфи. Он произвел обмер 12 солдат Оренбургского башкирского конного полка и сделал заключение, что по антропологическим данным башкиры — финно-угры (Башкиры, мещеряки и тептяри. Письмо к действ. члену В.Н.Майнову. // Известия Русского географического общества. Т. 13. Вып. 2. 1877. С. 188-120).
Большой вклад в изучение происхождения башкирского народа внес выдающийся башкирский просветитель М.И.Уметбаев (1841—1907). Основными этнографическими трудами Уметбаева, в которых получила освещение проблема этногенеза башкир, являются «От переводчика Уметбаева» и «Башкиры». Они опубликованы на башкирском языке (М. Уметбаев. Ядкар. Уфа, 1984. Вступительная статья Г.С.Кунафина). Полный текст «Башкиры» опубликован Г.С.Кунафиным в сборнике «Вопросы текстологии башкирской литературы» (Уфа, 1979. С.61-65).
Уметбаев прекрасно понимал значение шежере в исследовании этнической истории башкирского народа. В 1897 г. он издал в Казани книгу «Ядкар», в которой опубликовал несколько шежере табынских башкир (с.39-59). Каждый род, пишет Уметбаев, имеет свою птицу, дерево, тамгу и отзыв. Например, у юмран-табынцев птица — черный ястреб, дерево — лиственница, тамга — ребро и отзыв — салават, значит, молитва.
Изучив восточные и западные источники, историческую литературу на русском и иностранных языках и, самое главное, башкирское устное народное творчество и башкирскую историю, Уметбаев следующим образом представляет этногенез башкир. Башкиры являются коренным и исконным народом Южного Урала. По этнической принадлежности — угры. Они были соседями булгар и одновременно с ними приняли ислам. В средние века в Башкортостан начали переселяться кыпчаки, бурзяне, туркмены, сарты и другие народы, большинство которых «принадлежит монгольскому или джагатайскому племени» (Башкиры. С.62). Видя это, башкиры начали называть себя Баш Унгар, т.е. главный угор. Баш Унгар постепенно принял форму «башкорт». В данном случае Уметбаев солидаризуется с Хвольсоном. Постепенно и башкиры, и пришлые народы начали говорить по-башкирски и весь народ постепенно назывался башкирским. Башкирский язык очень похож на чагатайский язык Средней Азии.
В 1913—1914 гг. в «Вестнике Оренбургского учебного округа» была опубликована работа В.Ф.Филоненко «Башкиры» (1913. NoNo 2, 5-8; 1914. NoNo 2,5,8). Автор пытался обрисовать различные вопросы башкирской истории и этнографии, однако в целом повторил выводы предшествующих авторов. Заслуживает внимания его точка зрения на этноним «башкорт». Филоненко приводит мнения предшествующих авторов и заключает, что «смелость и безграничная отвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк. Последнее не только не заключало в себе ничего постыдного, обидного, но считалось даже славою, гордостью народа. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языке Востока значил «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи и разбои считались знаменитыми подвигами» (С.168-169).
Филоненко затрагивает и проблемы этнической истории башкир. По мнению автора, географические названия башкирских рек, озер и местностей говорят о том, что башкиры «не аборигены своей страны, а пришельцы». Правда, Филоненко не указывает, какие именно топографические материалы говорят о башкирах-«пришельцах». По его мнению, «их (башкир. — Р.Я.) финское происхождение не подлежит сомнению, но во время поселения в настоящем месте своей оседлости они, благодаря скрещиванию, утратили свой финский характер и ничем уже не отличались от тюрков» (С.39).
Филоненко приводит сведения средневековых арабских авторов Ибн-Даста, Ибн-Фадлана, Масуди, Эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн-Саида, Казвини, Димешки, а также европейских путешественников Гильома де Рубрука, Плано Карпини и Юлиана и делает выводы (с.38):
1) в начале X в. башкиры уже находились в занимаемых ими ныне местах;
2) они и тогда были известны под настоящим своим названием «башкорт», «башкурт» и т.д.;
3) башкиры и венгры — одного и того же происхождения;
4) башкиры в настоящее время — тюрки.
В середине 1950-х годов в поддержку угорской теории выступила Н.П.Шастина. В примечании к «Истории монголов» Плано Карпини пишет, что «под «баскарт» надо понимать башкиров... между средневековыми башкирами Приуралья и венграми существует племенное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад и осела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потеряли свой язык и в конце концов дали совсем новую этническую народность, называющуюся также башкирами» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 211).
Следует отметить, что среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи придерживается угорской гипотезы и считает, что основным ядром в складывании башкирского народа являлись оставшиеся на Волге мадьярские племена юрматы и еней.
Интересное мнение о башкиро-венгерских этнических связях высказал выдающийся башкирский языковед Джалиль Киекбаев. В начале 1960 года президент Академии наук Венгрии Лайош Лигети написал письмо Дж. Киекбаеву и просил его высказать свое мнение о башкирских племенах юрматы и йэнэй, так как в составе венгров были племена с похожими названиями (ярмат и йэнеоо).
Чтобы выполнить просьбу Лайоша Лигети, Дж. Киекбаев проводит исследования и дает следующие выводы о башкиро-венгерской этнической связи (Мадьяр-Орсал-венгер иле. // Совет Башкортостаны. 1965. 17 июня).
Слово йэнэй употреблялось в значении большой, т.е. обозначало большое племя. А где есть большое племя, есть и малое племя. В Венгрии среди древних венгерских племен было племя кэси.
Слова венгр и венгер образованы от слова вунугыр. Вун по-башкирски — это десять. Поэтому некоторые народы называют венгров унгар. Это слово образовано от слов ун унгар. Не удивительно, что есть деревня Биш Унгар. А слово башкорт образовано от бэш угыр, потом изменилось в башгур и башкурт, сейчас башкорт. Древнетюркское слово бэш по-башкирски означает биш (пять). Итак, слова венгер (унгар) и башкурт (башкорт) образованы одинаково.
Есть исторические аргументы, подтверждающие родство венгров и башкир. В IV-V вв. венгерские племена жили у рек Обь и Иртыш. Оттуда венгры переселились на запад. Несколько веков кочевали по Южному Уралу, у рек Идель, Яик, Сакмар. В это время они тесно общались с древними башкирскими племенами. Поэтому неудивительно, что до XVI века некоторые башкирские племена именовали себя эстяк, а казахи до XX века башкир называли истэк.
Древние венгерские племена переселились сначала с Южного Урала на Азов, а в VIII—IX вв. в Закарпатье, а некоторая часть осталась на Южном Урале. Поэтому среди древних башкирских племен есть племена юрматы, йэнэй, кесе, а в составе венгерского народа племена ярмат, йэнеоо и кэси.
Очень много общих слов в башкирском и венгерском языках. Многие из них являются общетюркскими. Например, арпа, буа, киндер, к£бŒ, балта, алма, с£бŒк, борсаª, ªомалаª, кесе, ªор и т.д. Очень много слов характерны только для башкирского и венгерского языков.

В трудах Дж. Киекбаева родство древних башкирских и венгерских племен доказывается новыми аргументами. Несомненно, взгляды ученого должны быть отражены в трудах о происхождении двух народов.
В свое время Т.М.Гарипов и Р.Г.Кузеев об угорской теории происхождения башкирского народа писали, что сегодня «существование в исторической науке особой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом» (Башкиро-мадьярская проблема. // Археология и этнография Башкирии. T.I. Уфа, 1962. С. 342-343). Так ли это в действительности? Комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование.

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских - 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.

Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.