Разное

«Белая гвардия» Булгаков. Эссе

С 1917 по 1922 года Россию корежила страшная гражданская война. Число погибших в боях, казненных, умерших от голода и эпидемий достигло 19-21 миллионо человек, 12-13 % населения. 2 миллиона эмигрировало на чужбину.

Фильмы показывают нам поистине героическую эпоху, самоотверженных комиссаров и чекистов, «бумбарашей» и «неуловимых мстителей». Но легенды создавались победителями, на самом деле романтики в великой трагедии было мало. А тем более, в лагере красных.

Революция 1917 года стала результатом грязного заговора. В его подготовке и финансировании участвовала противница России в Мировой войне, Германия. Участвовали и союзники: правительства, спецслужбы и банковские круги Англии, США. Россия была для них главным конкурентом в мировой экономике, вот ее и обрушили в хаос.

Большевики, захватив власть, проявили себя самой жестокой и беспринципной из революционных партий. Демагогией они привлекли на свою сторону чернь, шкурников, уголовников. Провозглашалось: «Грабь награбленное»! Хулиганам и хамам подарили полную вседозволенность, натравливая их на противников. Страну захлестнули террор, погромы, насилие. Но не все русские люди трусливо поджали хвосты и подчинились узурпаторам. В противовес красным поднялась Белая гвардия. И вот в ее-то ряды потянулись лучшие сыны России, самые горячие, искренние патриоты, готовые жертвовать собой за честь и величие родины: офицеры, студенты, гимназисты, казаки.

Их борьба была высочайшим подвигом. Они начинали с нуля, оружие и патроны добывали в боях. Голодные и оборванные, творили чудеса, громили двадцатикратно превосходящие полчища врагов. Освобождали губернию за губернией, и жители исстрадавшихся городов встречали избавителей колокольным звоном, забрасывали цветами. В занятых белыми областях налаживались законность и порядок, нормальная человеческая жизнь. Киевский профессор А. Гольденвейзер писал: «Эпоха добровольцев была эпохой возрождения и восстановления всего разрушенного советским режимом».

И все-таки белогвардейцы не смогли взять верх. Их было слишком мало. В момент наивысших успехов, осенью 1919 года, в их войсках насчитывалось 260-270 тысяч штыков и сабель, а в Красной Армии – 3,5 миллионов. Причем небольшие белогвардейцев разделялись на несколько фронтов. Когда Колчак наступал из Сибири, на юге Деникин терпел поражения. Когда Деникин пытался прорваться к Москве, а Юденич к Петрограду, уже был разбит Колчак.

Белогвардейцы не были едиными и идеологически. Они сами оказались заражены всевозможными революционными теориями, запутались в политике. Воевать им приходилось не только с красными, но и с анархистами, с «зелеными», с кавказскими и украинскими сепаратистами. К идее монархии белые смогли вернуться лишь в эмиграции, после того, как испробовали на себе прочую идеологическую шелуху. А в годы гражданской войны сходились лишь на том, что Россия должна остаться «единой и неделимой». Вводили демократические, либеральные порядки. Но чем демократичнее было белое правительство, тем быстрее оно погибало. А большевики в демократию не играли, закручивали гайки диктатуры. Заключали союзы с кем угодно, с махновцами, националистами, пока в них была надобность. Потом запросто давили их.

Наконец, белогвардейцы сохраняли рыцарскую верность союзникам по Антанте – Англии, Франции, Америке. Ведь Россия не раз спасала их в Первой мировой войне, и считалось, что союзники отплатят взаимностью, помогут освободить страну от красных «варваров». Но западные державы отнюдь не желали возрождения могущественной России. Премьер-министр Англии Ллойд-Джордж открыто заявлял в парламенте: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании».
Белым оказали помощь оружием, но небольшую – только для того, чтобы война разгорелась покруче. А исподтишка союзники делали все, чтобы они не смогли победить. В критические моменты помощь прекращалась, договоренности срывались. Мало того, были организованы удары в спину и Колчаку, и Деникину, и Юденичу. Когда разгромленные остатки белых армий очутились на чужбине, они встретили отвратительный прием. Голодали и умирали в лагерях для беженцев, разбредались по свету в поисках работы…

А западные «друзья» белогвардейцев тем временем вовсю наводили мосты с советской властью. Это предательство получилось крайне выгодным – к ним за копейка хлынули потоки русского золота, сырья, произведений искусства, церковных ценностей, раздавались в концессии заводы, фабрики, рудники. В общем, союзники активно поучаствовали в разграблении нашей страны. Американский банкир Томпсон цинично писал Ллойд Джорджу, что Россия станет «величайшим военным трофеем, который когда-либо знал мир». Разумеется, при таком раскладе белые герои и патриоты были не нужны, ими запросто пожертвовали.

Булгаков "Белая гвардия" - сочинение "Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия»)"

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся отнюдь не о духовном и не о сохранении незапятнанной своей воинской чести, но о своём личном благополучии. Таков капитан Сергей Иванович Тальберг, муж Елены Турбиной. Этот человек вошёл в семью Турбиных, но он чужд ей по духу, и братья терпят его только ради Елены. Только ради того, чтобы она не волновалась, братья беспокоятся о том, что он задержался, и оправдывают его задержку «революционной ездой». И радость оттого, что он вернулся, они испытывают только за Елену. Со времени её замужества «образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни», говорит автор, объясняя причину «двухслойными глазами» капитана Тальберга. Уже в портрете героя чувствуется неискренность этого человека: «двухэтажные глаза» не выражают искреннего чувства, так же, как и «вечная патентованная улыбка». Он держится прямо и твёрдо, поворачиваясь, как автомат. «Медленно и весело» он рассказывает Турбиным о нападении на поезд, который он конвоировал, но его уверенность в себе ложна - тревогу он умело маскирует и только, отозвав Елену в спальню, признаётся ей в реальном положении дел: ему нужно бежать.

Сущность характера Сергея Ивановича Тальберга состоит в умении приспосабливаться. Он меняет свои убеждения в зависимости от изменения политической ситуации. В марте 1917 года Тальберг был первым, «кто пришёл в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве», сразу же став членом военного революционного комитета. Когда пришли украинские националисты, «Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, это пошлая оперетка», а корни этих людей в Москве, «хоть эти корни и большевистские». Те же слова про «оперетку» он повторяет, и когда приходит гетман, но относя их к Москве, и когда уходит немецкая оккупация, относя их уже к гетманскому министерству. Тальберг словно не хочет замечать, что это не просто «оперетка», «а с большим кровопролитием», - для него главное вовремя примкнуть к победителям. Два месяца он не служит, говоря, что у националистов, пришедших вслед за немцами, «нет корней» - «корни» он видит у регулярной немецкой армии, хорошо вооружённой и сильной. В то же время он потихоньку учит украинскую грамматику и затем принимает участие в выборах «гетьмана всея Украины». После этого и «вылилась вода из сосуда»: братья Турбины потеряли общий язык с Сергеем Ивановичем, и Тальберг раздражался и «очень сердился», когда Николка «бестактно» напоминал ему о прежних убеждениях. Люди чести, Турбины не меняют своих взглядов при той или иной власти, но не таков капитан Тальберг, для которого важно удачно приспособиться в этой жизни. Теперь он должен бежать: после своих статей в газете «Вести» он не может остаться в Городе, куда придут петлюровские войска. Его берут на поезд в Германию - «у Тальберга нашлись связи…». Но, уезжая, он не берёт с собой Елену, и это не отъезд, а торопливое бегство. Автор рисует хаос разорённой комнаты, разбросанных вещей и считает это недостойным: «никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасностей». Достойнее ждать, «пока к вам придут», даже если «воет вьюга». Но Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля, и фактически предаёт Елену. Он объясняет это тем, что не может взять её «на скитанья и неизвестность», и Елена из гордости молчит. Но и так понятно, что опаснее не уехать в немецком штабном вагоне в Германию, а остаться в Городе, куда приходят петлюровские войска, а затем снова сменится власть, и никто не защищён от насилия и кровавого произвола этой стихии. Тальберг даже братьям не хочет говорить о том, что немцы оставляют Город, предоставляя это Елене. Только на мгновение глаза Сергея Ивановича исполнились одним чувством - нежностью к Елене при прощании. Расставаясь с домом Турбиных, с бессмертным «Фаустом», которого Тальбергу больше не придётся услышать в исполнении Елены, Тальберг теряет последнюю связь с людьми иной духовной культуры, иных жизненных принципов, чем он сам. Теперь ему предстоит «вежливо и заискивающе» улыбаться немецким офицерам, искать нового места в жизни, завоевав его ценой предательства.

.

Тальберг Сергей Иванович - муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана. Т. не может не уехать, он боится погубить свою карьеру. Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. Он был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Т., как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.
Т. легко говорит жене: "Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее в мае, мы приедем в город. Ты ничего не бойся". Когда же она просит его сообщить братьям о предательстве немцев, он мнется, густо краснеет и перекладывает эту миссию на нее. Т. труслив, но между тем, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он из страха. Только два раза мы видим проявление хоть каких-то эмоций у Т.: при прощании с женой "было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно - нежность", и когда он, уже едя в поезде, осознает, что он покидает, от чего уезжает, бежит. Т. - это полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.

    М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом...

    Роман «Белая гвардия» - роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе - Киеве, который он называет просто Город. Седьмая глава тоже очень тревожная,...

    Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. «Белая гвардия» - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве...

    «Белая гвардия» - произведение, продолжающее традиции «Войны и мира» Толстого в изображении истории и человека на фоне великих исторических событий. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять...

    Алексей Турбин - самый старший в семье, военный врач, ему 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных, превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками до конца, хотя и понимает, что ему нечего...

Да ведь если бы с апреля месяца он начал бы формирование офицерских корпусов, мы бы взяли теперь Москву. Поймите, что здесь, в Городе, он набрал бы пятидесятитысячную армию, и какую армию! Отборную, лучшую, потому что все юнкера, все студенты, гимназисты, офицеры, а их тысячи в Городе, все пошли бы с дорогою душой.

Что мы знаем о «Белой гвардии»? Много и мало одновременно. Мало, так как имя Михаила Афанасьевича Булгакова ассоциируется с другим произведением, которое стало классическим – «Мастер и Маргарита». Мало, потому, что зачастую сам роман остается в тени театральных постановок и кинокартин, пьесы «Дни Турбиных» (а это два абсолютно разных произведения, смею Вас заверить). Мало, потому, что мы в принципе не имеем большого эмпирического запаса знаний о Гражданской войне.

Но почему в то же время мы знаем достаточно много? Во-первых, доподлинно установлены все реальные прототипы героев романа. Доктор Алексей Турбин – сам Булгаков, живший во время действия «Белой гвардии» в Киеве, врач. Поручик Виктор Мышлаевский списан со строевого офицера, штабс-капитана Петра Александровича Бржезицкого, сражавшегося во время Великой войны и после нее в рядах 70-й Киевской дивизии. «Генерального штаба карьерист» Тальберг рисовался с мужа сестры Михаила Афанасьевича – Леонида Сергеевича Краума. Герой негативный, Булгаков целенаправленно очернил это образ. Впрочем, у меня нет цели оправдать Краума и влезать в семейные дела Булгаковых. А вот с Сергеем Ивановичем Тальбергом я это сделать попробую несколько позже.

Другим фактом за то, что мы так много знаем о Турбиных, их окружении, служит то обстоятельство, что, не смотря на запрет, роман было возможно прочитать в СССР. Да, пускай, это поздний Советский Союз, это редчайший раритет и жутчайший дефицит для книголюбов, но прочесть «Белую гвардию» возможность была. В частности, об этом вспоминает известный журналист Олесь Бузина (ссылка на пост с этим текстом в паблике). То есть, сама суть произведения с конца 1980-х могла быть известна интересующейся общественности.

Ну, и, наверное, самое главное. Булгаков сейчас является едва ли не самым популярным классическим русским писателем. Булгаков – это наследие «Серебряного века» русской литературы. А по сему, к нему приковано огромное внимание. Он – объект изучения, его жизнь и творческий путь – предмет споров. В этой связи «Белая гвардия» занимает не последнее место. Тем более, что в постсоветском государстве наметилась крайне позитивная тенденция. Создаётся всё больше обществ, которые восстанавливают историю Белого движения. А через реставрацию такой памяти идёт возрождение национального самосознания русских.

Итак, о чем же эта статья? Верно, о «Белой гвардии». О ее героях. Советую внимательно вчитаться в эпиграф. Он не случаен, а последние его строчки наиболее выразительны. Юнкера, студенты, гимназисты, офицеры… Михаил Афанасьевич довольно ясно обозначает принадлежность своих героев к различным слоям общества. В этой цитате, взятой из пламенной речи доктора Турбина, мы можем найти далеко не всех персонажей. Если, к примеру, Николка – юнкер, ряд его приятелей – студенты, Мышлаевский и Карась – офицеры, а взвод гимназистов (пусть и вперемешку с теми же юнкерами и студентами) полностью будет вырезан петлюровцами, то представители интеллигенции тут не упоминаются. Это отнюдь не означает, что Булгаков пренебрегает ими, нет. Просто нет задачи у интеллигенции воевать. А она это делала всю гражданскую. И даже в «Белой гвардии». Есть и масса простого народа, отчаявшегося, «богоносного», готового ухватиться хоть за что, лишь бы это принесло мир и стабильность (в равной степени это касается и русских, и украинцев).

Задача этой статьи – в образах героев выявить черты, которые им присвоил Булгаков, характерные для слоя общества, к которому принадлежит тот или иной герой. Безусловно, здесь можно возразить следующее. Мол, большинство действующих лиц – офицеры, принадлежат к одной части русского общества, имеют общие моральные ценности и идентичные воззрения. Замечание вполне резонное, особенно по последним двум пунктам. Однако же, даже внутри офицерства я склонен видеть некую дифференциацию.

ДОКТОР АЛЕКСЕЙ ТУРБИН

Как уже говорилось, в образе Турбина Булгаков изобразил самого себя. Сходится всё: участие в Великой войне, частная врачебная практика после нее, мобилизация в армию гетмана. Безусловно, Турбин – офицер и сам причисляет себя к этому классу: «Завтра, я уже решил, я иду в этот самый дивизион, и если ваш Малышев не возьмет меня врачом, я пойду простым рядовым ». Чисто офицерское мировоззрение. Рядовыми, как известно, в Ледяном походе были поручики и капитаны, а ротными командирами – полковники. Вполне уместно говорить, что Булгаков, сам военнослужащий по медицинской части во ВСЮР, делает отсылку к этому эпизоду. Алексей Турбин – полковник, младший врач Гусарского Белградского (прототипом послужил 12-й Белгородский уланский) полка, а затем начальник госпиталя. В сюжете «Белой гвардии» он недавно демобилизован. Имеет ли это значение, что русской армии не существовало, по сути, с февраля 197-го? Наверное, имело. Офицеры, военное сословие в целом, чувствовало, что их кто-то предал. Но не их Император, они до сих пор лелеют надежду на восстановление законного порядка в стране. В стране, которая не ограничивается Киевом, Украиной.

И всё-таки Алексей Васильевич принадлежит к слою интеллигенции. Насколько различны его представители будет проиллюстрировано ниже. Почему интеллигент, а не офицер? А это просто: по профессии. Врач – это традиционно профессия интеллигентная. Они, а особенно уездные врачи где-нибудь в глубинке, пользовались громадным уважением как в высшем свете, так и среди простых обывателей. Шутка ли, но самой распространённой профессией среди депутатов первой Государственной Думы оказались не юристы, адвокаты или представители профессуры, а именно врачи.

Турбин – представитель пассионарной ее части. Его идеалы – монархизм, вера и свобода. Он прекрасно понимает, откуда растут ноги всех бед России: за застольем не раз звучит призыв вздёрнуть Лейбу Бронштейна (т.н. «Троцкого») на ближайшем столбе. Вообще, подобное мировоззрение не характерно для интеллигента. Объясню словами полковника Малышева:

Он [Малышев] вдруг приостановился, чуть прищурил глазки и заговорил, понизив голос:-Только… как бы это выразиться… Тут, видите ли, доктор, один вопрос… Социальные теории и… гм… вы социалист? Не правда ли? Как все интеллигентные люди?

Это дает полное основание говорить, что Турбин соответствует маркеру, характерному слою офицеров. Не все офицеры, разумеется, были монархистами. Я даже не уверен, что большинство. Но не ошибусь, если скажу, что подобных Турбину найдется немало, надо только поискать. Поэтому случай этого персонажа уникальный.

ПОРУЧИК ВИКТОР МЫШЛАЕВСКИЙ, ПОДПОРУЧИК ФЁДОР СТЕПАНОВ (КАРАСЬ)


Типажи эти несколько отличаются друг от друга. Виктор Викторович – горяч, в нем бурлит жизнь, вполне сойдет за лихого гусара из части Дениса Давыдова. Этакий поручик (забавно, не правда ли?) Ржевский. Его любят женщины, он не прочь выпить, но и дерется отчаянно. Он знает, что если предаст службу, то предаст самого себя. Вспомните эпизод в самом начале романа. Замороженного к чертям собачьим Мышлаевского кое-как отогрели, растерли, отпоили водкой. А всё почему? Просто он не ушел со своего поста под Красным Трактиром. Степь, буран, мороз, но даже после окончания боевого дежурства он остается на месте, так смена на позицию не пришла. Готовность пожертвовать собой – характерная черта русской армии во все времена.

А что же Карась-Степанов? Не думайте, что это два антагониста. Фёдор Николаевич так же отчаянно храбр, он несет службу в это смутное время, он знает, что провались под землю гетманский дворец, жителей Города всё равно нужно защитить. И делает это до того момента, когда даже до верхов (а это случилось гораздо раньше) доходит бесперспективность сопротивления. Правда, Степанов более рассудителен. Возможно, чуть более умён, нежели Мышлаевский. Не зря же он пытается окончить университет и совмещать оное со службой в армии. Право, и командир он при этом хороший.

Обоснованием отождествления этих персонажей служат две вещи. Во-первых, они оба друзья детства. Знают друг друга, выражаясь просторечным языком (кстати, булгаковский прием из «Белой гвардии»), как облупленных. У них схожая судьба. Да и как иначе? Задача офицера – воевать, что они с честью и делали. Это их долг, они не поступились им. Во-вторых, что вытекает из первого, и Мышлаевский, и Карась, принадлежат к слою довольно молодых офицеров. Если Турбин, их ровесник, уже полковник, то они находятся в нижних чинах. Все они молоды, им нет даже тридцати. Что это означает? То, что их воспитала война. У них менталитет победителей, они воины. Но им не хватает некоего шарма. Каким, скажем, обладал толстовский князь Болконский из «Войны и мира». Не хватает воспитания, манер для высшего общества. Это не недостатки. Просто так вышло. Ну и по сословной принадлежности они происходили не из аристократических семей. Хотя понятие «сословие» к началу ХХ века носило весьма условный характер. Социальные лифты в Российской империи позволяли беспрепятственно при наличии возможности и желания переходить из одного состояния в другое. Происходило размытие понятия «дворянство». Впрочем, это тема не нова и подробно освещена профессиональными историками.

Что же до наших героев. Они не могут не быть симпатичны. Мышлаевский своей мужественностью и внутренней силой, Карась – умением сочетать храбрость и расчёт. Наверное, это самый типичный образ русского офицера в сегодняшнем его восприятии людьми XXI века.

ПОЛКОВНИК ФЕЛИКС НАЙ-ТУРС, ПОЛКОВНИК АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ


А вот это как раз типаж старшего офицерства. Не по чину, а по возрасту. Но здесь так же строго присутствует одно важно различие, как и в предыдущем случае. Най-Турс – аристократ. Это видно из описаний быта его семьи, его повадок и манер. Война сделала его более жестким, черствым. Вспомните этот случай, когда он приказывает (!) и угрожает (!!!) одному из самых высоких чинов гетманской армии – генералу Макушину. Вспомнили данный эпизод? Скажите, а не так уж неправ был Най, да?

Но ведь на контрасте есть и другой случай. Тот самый несостоявшийся бой юнкеров со вступившим в Город авангардом петлюровской армии. Най-Турс всё понял мгновенно, как только услышал доклад посланного на разведку «пикета»:

Господин полковник, никаких наших частей нет не только на Шулявке, но и нигде нет, - он перевел дух. - У нас в тылу пулеметная стрельба, инеприятельская конница сейчас прошла вдали по Шулявке, как будто бы входя в Город…

Он спасает своих юнкеров, давайте скажем прямо. Существует распространенный стереотип о том, что любовь отца и сына – это скупая, малоэмоциональная, практически безмолвная, но очень крепкая субстанция. Именно это чувство руководит строевым офицером. Ему не страшно умереть, страшно не спасти жизни этих юных мальчиков.

Най-Турс – это мой любимый булгаковский персонаж. Не только в «Белой гвардии», а вообще. Его называют хрестоматийным образом офицера русской армии. Что ж, с этим невозможно не согласиться.

Таков примерно и полковник Малышев. Единственное, он менее аристократичен, но от этого образ персонажа даже выигрывает. Специфика его работы в лихолетье Гражданской войны – всё те же юнкера и студенты. Сам полковник (единственный персонаж, сохранивший реальную фамилию своего прототипа – лётчика Алексея Фёдоровича Малышева) прекрасно это осознает. Удивительно, но практически всегда самохарактеристики героев вызывают симпатию. Наверное, потому, что они правдивы. Или излишне самокритичны.

«Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал», - это отсутствие той самой аристократичности. Но может оно вызывать отторжение? Нет. Сразу понятно: полковник – человек дела и слова. Слова в том плане, что выполнит приказ, обещание или клятву. Эпизод с разгоном Най-Турсом юнкерской дружины характерный и ключевой для данного персонажа. В жизни Малышева, запечатлённого в романе, таковым является этот отрывок:

Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мною не говорить.

[На предложение Мышлаевского спалить здание гимназии, где базировался дивизион]. Порой не понимаешь тонкой грани этого грубо вырубленного в гранитной скале образа русского офицера. Такого же, как Турбин, Мышлаевский, Най-Турс. Такого же, какими были реальные герои русского движения: Колчак, Корнилов, Марков, Юденич. Не понимаешь, так как всегда где-то рядом витает сомнение: «а не ирония ли это в словах Малышева?». Практически все его фразы вызывают подобные ощущения. То ли он действительно циничный (если так, то давайте простим боевому офицеру такую черту характера), то ли действительно немногословный и замкнутый. Делать вывод я не хочу, предоставлю это Вам.

Единственное, что добавлю. Этот персонаж мне симпатичен в обоих случаях. В варианте Булгакова Малышев уничтожает свои документы и исчезает, когда в город вошёл Петлюра. В самой последней экранизации романа (с Хабенским в роли Алексея Турбина), полковник застрелится от безысходности. Знаете, вот именно такой исход самый правильный для жизненного пути этого образа, как бы ни кощунственно это звучало.

УНТЕР-ОФИЦЕР НИКОЛКА ТУРБИН, ЮНКЕР


Здесь мы совершенно точно можем говорить о том, что в лице одного персонажа отображён весь слой молодёжи. Да причем какой молодёжи! А, действительно, какой? Готовой сражаться за идею от Петербурга до Владивостока? Вечно живущей в своих идеалах и мечтах? Излишне храброй и бесстрашной? Да, именно такой.

Николка Турбин во многом хочет быть похожим на своего старшего брата. Еще бы, боевой офицер, состоялся в профессии. Не преувеличу, если скажу, что для Николки Алексей Турбин является предметом личной гордости. Отсюда так много копирований младшим братом старшего. Турбин-младший горяч. И храбр. Он не бросил Най-Турса,не смотря на приказы от оного. И они вдвоем стояли с одним пулемётом против целого взвода Козыря-Лешко. В принципе, если мы вспомним начало русской Смуты, то Зимний, при растиражированном его «штурме», защищали именно юнкера. Наверное, уже оттуда берется самопожертвенность русской молодёжи. Лучшей ее части, опять же. Ведь кто такие юнкера? Это будущие офицеры, осознавали и инфицировали они себя только так. Это люди, получавшие образование, совмещая его с постижением азов строевой службы. Образование, к слову сказать, еще не высшее. Но ни с советским высшим образованием, ни тем более с нынешним, по уровню такие «средние специальные учебные заведения» сравниться не могут. Они на несколько порядков сильнее.

Николка Турбин умён и сметлив. Но наивен. Что может считаться характерной чертой его возраста, его социального слоя. Но наивен по-хорошему: он верит в лучшее. Не перестаёт верить, даже когда всё пало прахом. Но это не мешает ему объективно оценивать реальность.

КАПИТАН СЕРГЕЙ ТАЛЬБЕРГ

По задумке Булгакова, самый несимпатичный персонаж по «эту» сторону войны. «Эта сторона» и является «Белой гвардией». Тальберг представлен черствым, эгоистичным и меркантильным. Он сух даже со своей женой, брезгует друзьями семьи, куда его приняли, высокомерен. Именно так его рисует автор. Наверное, таков Тальберг и есть. Но помните, в самом начале, я обещал, что попытаюсь его оправдать? Сейчас настало время этим заняться.

Посмотрим несколько с иной стороны на Сергея Ивановича. Он, в отличие от многих офицеров, при деле. Да, он штабной, да в «Днях Турбиных» один из офицеров в халупе где-то под Киевом перед тем, как застрелиться, воскликнет: «Штабная сволочь! Как я понимаю большевиков!», да сам Булгаков просто не выносил всю эту братию. Но, тем не менее, Тальберг на службе. Кстати сказать, занимает не последнюю должность при гетмане, что, вне сомнений, требует определенных способностей.

Теперь вспомним второй эпизод. Возвращение Тальберга гораздо позже обещанного и мгновенный отъезд. Едет он к Деникину. Он служил под началом Антона Ивановича. Тальберг руководствуется карьеристскими соображениями. Однако, бросается в самое пекло, на Юг, в самую боеспособную Белую армию. В такое время, когда ещё не все потеряно для России. Тут уж, извините, не до мотивов. Остается сухой факт: капитан Тальберг едет сражаться, едет туда, где даже штабы лишены комфорта. Едет в неизвестность, по сути. Офицер исполняет свой долг. Под таким углом, мне кажется, мало, кто смотрел на эту фигуру.

ВАСИЛИЙ ЛИСОВИЧ, ИНЖЕНЕР

Если доктор Турбин импонирует читателю как представитель интеллигенции, то Лисович, или Василиса, является его антагонистом. Он скуп (в прямом смысле слова), живёт серо. Чрезмерно бережлив. Вспомните, чем он и его жена, Ванда, ужинали обычно. Качество этой еды. Лисович – это смесь Коробочки из «Мёртвых душ» Гоголя и Павлуши Чичикова оттуда же. Может быть, таковым его сделали обстоятельства Гражданской войны. Но судя по всему, это его жизненное кредо. Турбины всегда относились к нему с некоторым отторжением, как можно заключить из описания этого человека Булгаковым. К сожалению, большинство русской интеллигенции в те годы оказалось Лисовичами. Не в плане быта или скупости. А в плане борьбы. Предпочли отсидеться, переждать бурю. В приспособлении они видели своё спасение. Те же офицеры из семьи Турбиных и их друзей не находят отклика в сердцах четы Лисовичей. Они боятся, что «попасть под раздачу». Просто потому, что были соседями. Эта данность проявится позже на пятнадцать-двадцать лет, во время сталинских репрессий. Но сейчас, вернее, тогда, в 1918-м, 1919-м, были русские части на защите Киева, был Петлюра с его укринством.

Вспомните, когда Василису ограбили, то тут же нашлось всё. И в материальном плане, и в духовном. В материальном – богатый стол для защитников, которыми стали Карась, Турбины и Мышлаевский, которым Лисович не доверял. В духовном – некая открытость перед теми же офицерами, сладко дремлющем Карасём. Василиса в задушевной беседе открывает подпоручику Степанову, что является кадетом по убеждениям. Этот разговор – исповедь перед самим собой. Вполне возможно, что Лисович осознал ошибку своего существования, отказа от борьбы. Осознал поздно, когда его ограбили. Ровно так же осознает и русская интеллигенция, когда её начнут убивать.


Остаётся один слой, который не был затронут в повествовании. Это слой обывателей. Говорить много о нём нет смысла. Михаил Афанасьевич достаточно критично описывает народную массу. Запуганную, уже ни на что не готовую, никому не сочувствующую. Способную лишь держаться за факт своего бытия на этой Земле. Я полностью разделяю такую трактовку. Характерный эпизод: прохожий, мужчина лет сорока-сорока пяти, прилично одетый, идя по улице, делает замечание юнкерам, которым завтра идти в бой и которые уже видели страшную смерть своих товарищей. Мол, что вы, юнкера сидите, надо Родину защищать. Ещё раз. Это говорит мужчина мальчикам, которым нет даже двадцати. Уважаемый, а не пришла ли Вам в голову мысль самому взять винтовку и встать в строй? Не пришла. Вот она, неготовность к борьбе. Даже не за какие-то там абстрактные и далёкие идеалы. Неготовность бороться за свою свободу и честь, перекладывая это на других. Не сочувствуя этим другим. Не лицемерие ли? К сожалению, таково булгаковское общество.

Чему нас учит «Белая гвардия»? Многому. Такие высокопарные слова как «самопожертвование», «храбрость», «честь», мы и так знаем. Мы знаем, что это хорошо и красиво. На бумаге. Но это не главное. Важно лишь то, чтобы это было в самих людях. В настоящих людях. Важно помнить, что идеалы существуют, они не призрачны. Они не витают в воздухе, они здесь рядом. «Белая гвардия» учит нас тому, что люди и есть воплощение этих идеалов. Вспоминайте умного и смелого доктора Турбина, когда Вам кажется, что мысли зашли в тупик и оттуда им не выйти. Помните образ русского офицера, когда Вам не хватает душевных сил бороться дальше. Такого страстного и удалого офицера как Мышлаевский, такого как рассудительного Карась, такого профессионала, как Малышев и такого принципиального как Най-Турс.

Характеристика литературного героя Тальберг Сергей Иванович – муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана. Т. не может не уехать, он боится погубить свою карьеру. Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. Он был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Т., как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.
Т. легко говорит жене: “Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее в мае, мы приедем в город. Ты ничего не бойся”. Когда же она просит его сообщить братьям о предательстве немцев, он мнется, густо краснеет и перекладывает эту миссию на нее. Т. труслив, но между тем, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он из страха. Только два раза мы видим проявление хоть каких-то эмоций у Т.: при прощании с женой “было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно – нежность”, и когда он, уже едя в поезде, осознает, что он покидает, от чего уезжает, бежит. Т. – это полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Елена Турбина Характеристика литературного героя Сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Е. заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива Read More ......
  2. Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени в своей жизни. Все произведения Булгакова глубоко биографичны, и он Read More ......
  3. Белая гвардия Зима 1918/19 г. Некий Город, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры – бои идут уже в двенадцати Read More ......
  4. Малышев Характеристика литературного героя Полковник, один из лучших представителей белого офицерства. Ему не чуждо понятие о чести и совести, он искренне заботится о солдатах, попавших в его отряд. Именно он первым принимает решение о капитуляции белой гвардии. М. вовремя узнает Read More ......
  5. Най-Турс Характеристика литературного героя Полковник, начальник отряда, в котором воюет Николай Турбин. Н. – один из лучших героев произведения, человек, сохраняющий свою честь и всей душой переживающий за жизнь доверенных ему ребят. Он прихрамывающий, картавый, с негнущейся шеей, но Н. Read More ......
  6. Алексей Турбин Характеристика литературного героя Алексей Турбин – самый старший в семье, военный врач, ему 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных, превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками Read More ......
  7. Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры – бои идут уже Read More ......
  8. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Read More ......
Тальберг (Белая гвардия Булгаков)