Интернет

Белые ночи проблематика. Белые ночи

Как ни печальна судьба мечтателя, сам факт его появления в социально несправедливом обществе — залог преобразования этого общества.

Мечтатель — новый человек в понимании Достоевского в 1840-е гг. — это своеобразный протест против действительности. «Есть, Настенька, если вы того не знаете, есть в Петербурге довольно странные уголки, — говорит герой «Белых ночей». — В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом... В этих углах проживают странные люди — мечтатели».

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 1870-е гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. В молодости писатель и сам увлекался романтической литературой, дружил с поэтом-мечтателем . Вспоминая об этом, Достоевский писал в 1861 г.: «...Бегу к себе на чердак, надеваю свой дырявый халат, развертываю Шиллера и мечтаю, и упиваюсь, и страдаю <...> и люблю <...> А настоящую Амалию я <...> проглядел: она жила со мной под боком, тут же за ширмами».

Неудовлетворенность действительностью сближает молодого Достоевского и его героя — Мечтателя. И если, с одной стороны, Достоевский утверждает, что такая призрачная жизнь Мечтателя есть грех, так как она уводит от настоящей действительности, то с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни, ее влияние на вдохновение художника: «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу».

В рассказе Мечтателя о ночных грезах слышится голос самого писателя. Вот почему «Белые ночи» написаны от первого лица, в форме исповеди, и тема мечтательства представлена в этой повести в таком волшебном блеске, в таком очаровании молодости.

Это вдохновение художника покупается дорогой ценой, отрывом от действительности, духовным одиночеством. Мечтатель свободно парит в мире своей фантазии и не умеет ступать по земле. В Достоевский точно формулирует «идею» мечтателя: «Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе. Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни...».

Достоевский рассматривает Мечтателя как разновидность типа «лишнего человека», а его трагедию — как трагедию вынужденного бездействия. «Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? — пишет Достоевский в очерках «Петербургской летописи» в 1847 г. — <...> В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем ...».

Мечтательство — болезнь николаевской эпохи, подавлявшей в людях лучшие стремления, не дававшей им претвориться в жизнь, гасившей благородные порывы души. Отчаяние, разочарование, оцепенение, вызванное поражением декабристов, еще не прошли полностью, а силы, определившие подъем освободительного движения в шестидесятых годах, еще не созрели. Склонность к мечтам о высоком, ярком, необычном была присуща в молодости многим современникам Достоевского, впоследствии ставшим петрашевцами. В царство волшебных снов их привлекало героическое, великое, то, чего не было в тусклой и прозаической действительности. Но Достоевский и петрашевцы сумели отказаться от неясных и расплывчатых мечтаний в пользу демократических идеалов. Герой же «Белых ночей» не порвал с туманными грезами, хотя и осознал пагубность увлечения ими.

«Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, повесть о несостоявшемся счастье. В «Белых ночах» есть тема отнятой любви и бесплодной мечты, но это не главное. Для Достоевского важен характер мечты, оказывающий влияние на человеческую душу. Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что он может получить от жизни. Любовь Мечтателя к Настеньке озарена нежным светом петербургских белых ночей. Эта любовь бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Мечтатель благоговеет перед святыней любви, душа его переполнена ею. Любовь к Настеньке спасает его от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни.

Но участь Мечтателя печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма здесь нет.

Мечтатель благословляет своего доброго гения: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

«Белые ночи» — своеобразная идиллия. Все, казалось бы, неразрешимые вопросы разрешаются легко, по договору. Это утопия о людях, о том, какими они могли бы быть, если бы обнажили все свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

Достоевский изъял героев из повседневности и поместил в утопическую среду прозрачных и призрачных белых ночей, где есть свои горести и несчастия, но где все чисто и благородно, где нет и тени зла. «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом! — пишет Настенька в прощальном письме. — О, если б вы были он!.. Вы будете вечно другом, братом моим».

Счастье — это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое, — вот мысль Достоевского. Но писатель, увлекавшийся утопическим социализмом в период создания «Белых ночей», пронизывает тему человеческого счастья идеей всеобщего братства, мечтой о новых людях и новой жизни. «Послушайте, — говорит Настенька, — зачем мы все не так, как бы братья с братьями?»

«Влюбленная дружба» Мечтателя и Настеньки, мелодия Д. Россини, промелькнувшая минута блаженства, белые ночи — такова прозрачная и волшебная ткань этой повести, такая же прозрачная и волшебная, как петербургские белые ночи.

Белов С.В. Ф.М. Достоевский. Энциклопедия. М., 2010. С. 89—92.

«Белые ночи» создавались, очевидно, во 2-й половине 1848 г. История создания не прояснена.

Достоевский снабдил повесть полным заголовочным комплексом — название, два подзаголовка, эпиграф, посвящение (было снято при ). Название повести построено по характерной для раннего Достоевского модели словосочетания «прилагательное + существительное», где дается один признак опорной номинации (аналогично: «Бедные люди», «Слабое сердце», «Честный вор», «Чужая жена» и др.). Устойчивое словосочетание «белые ночи» является одновременно маркером петербургского пространства текста и оксюмороном, указывающим на нереальность, призрачность происходящего. Подзаголовок «Сантиментальный роман» — традицонное обозначение жанра произведения. Но в данном случае очевидно, что Достоевский прибегает к игре слов. Выражение «сантиментальный роман» использовано не в литературно-эстетическом смысле (крупное произведение, восходящее к эстетике Карамзина), а в эмоционально-бытовом: речь пойдет о любовных отношениях героев, чувствительности и т.п. Второй подзаголовок указывает на нарративную организацию текста: «Из воспоминаний мечтателя». Такие «серийные» подзаголовки характерны для раннего Достоевского (например, ряд произведений снабжен указанием «Из записок неизвестного»). Здесь очевидна тенденция к синтетическому охвату действительности, ранние подступы к некой универсальной структуре. В то же время здесь можно усмотреть и поиск собственного повествовательного ракурса. Избрав форму повествования от первого лица, Достоевский придал произведению исповедально-автобиографический характер (см.: Проскурина Ю.М. Повествователь-рассказчик в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи» // Филол. науки. 1966. № 2. С. 123—135). Эпиграф к «Белым ночам» представляет собой неточную цитату из стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (опубл. в «Отечественных записках» в 1843 г.) и относится к главному герою, роль которого в «сантиментальном романе» посредническая («...побыть хотя мгновенье / В соседстве сердца твоего» как предназначение героя). Финальные строчки стихотворения Тургенева соотносятся с финалом всей повести Достоевского: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..».

Посвятив повесть А.Н. Плещееву, Достоевский одновременно указывал на прототип главного героя и на разработку общего типа Мечтателя (Плещеев в это время пишет повесть «Дружеские советы», главный герой которой также мечтательный человек). Таким образом, заголовочный комплекс представляет собой «избыточный» набор указателей главной темы. Создается впечатление, что Достоевский воспользовался всеми возможными средствами для того, чтобы обозначить тему своего произведения — сантиментальную историю мечтателя-романтика.

Главный герой произведения представляет собой тип, тщательно разрабатываемый Достоевским в это время, в частности в «Петербургской летописи». Главная особенность его — рефлексия, постоянный анализ собственного состояния, взгляд на себя «со стороны». Так, первая же «педантски-серьезная» тема беседы Мечтателя и Настеньки — рассказ героя не столько о собственной жизни, сколько о существовании «типа», «существа среднего рода» — человека, заменившего реальную жизнь фантазиями. Мечтатель одновременно принадлежит миру жестокого самобичевания и миру завышенной самооценки. Важно, что критика его обращена на себя, а не на окружающую действительность, — это не , презирающий мир. Он испытывает симпатию и к петербургским домам, и к незнакомым людям и удивляется, почему «мы все так недовольны нашею судьбою, так томимся нашей жизнью!». Это тип мечтателя-альтруиста, открытого миру, готового по первому зову служить другому человеку. От него нити идут к Идиоту-Мышкину. Фантазируя желаемые обстоятельства и собственную модель поведения, он оказывается в мире готовых романтических формул, подсказанных литературными образцами, живописными полотнами, музыкой. Тем самым психологический рисунок поведения Мечтателя определяется наложением романтических ожиданий на реальные реакции окружающих людей. Финальный эпизод «романа» — глава «Утро» — показывает преображение мира в глазах разочарованного героя: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как и старуха. Стены и полы облиняли, все потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие...». Тем не менее сама мечтательность никуда не исчезла, герой продолжает стойко придерживаться своего романтического взгляда на жизнь, поэтому итог, который он подводит всей этой истории 15 лет спустя, оказывается одновременно и провозглашением гимна бескорыстной любви.

Героиня повести — Настенька — увидена глазами героя. Характерны средства модальности при описании Настеньки: «бедненькая», «ручка», «ротик», «бедняжка», «личико» и др. В результате создается образ жалкой в своем отчаянии и нуждающейся в опоре девушки, «горячего сердца», но одновременно и легкомысленной девушки-ребенка. Настенька способна на рефлексию и оценку своих поступков, но она и расчетлива, практична. Достоевский неоднократно разрабатывал такой тип (напр., близка Настеньке героиня ).

Композиция повести представляет собой пять глав — четыре «ночи» и одно «утро». Последняя глава выполняет функции эпилога и противопоставлена основному содержанию повести. Неисчезающая паутина (Матрена уверяет, что убрала ее, однако герою кажется, что паутины стало еще больше) символизирует неуничтожимость реальности, как бы глубоко ни ушел Мечтатель в мир своих фантазий. Контраст «ночей» и «утра» повторяет гоголевскую коллизию «вечного разлада мечты и существенности» («Невский проспект»).

Важнейшая тема повести — образ Петербурга. Во многом герой здесь повторяет Мечтателя «Петербургской летописи». Все начало «Белых ночей» выдержано в том же стиле, что и «Петербургская летопись» — эссеистичный рассказ-наблюдение, где оценка собственных переживаний переплетается с элементами физиологического очерка. Петербург в этой повести — пространство не враждебное герою, хотя традиционная тема «неволи душных городов» очевидна: «...так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах». Мечтатель делает город своим другом, он здесь неявный хозяин, подобно герою пушкинского наброска «Н избирает себе в наперсники Невский проспект...» (начало 1830-х гг.). Он понимает язык домов так, как «естественный человек» понимает язык деревьев, животных и птиц. Это делает Мечтателя «естественным человеком» новой среды и новых условий: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: "Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава Богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж". Или: "Как ваше здоровье? а меня завтра в починку". Или: "Я чуть не сгорел и притом испугался" и т.д. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора». В манере физиологического очерка выдержан эпизод переезда Петербурга на дачи: мы видим вместе с рассказчиком возы, в которые запряжены ломовые лошади, лодки, груженные всяческим скарбом.

Пейзаж, завершающий экспозицию, построен как фигура умолчания: рассказчик почти избегает конкретных описаний, сосредоточивается только на собственных ощущениях от весеннего загородного пространства. Помимо указанного Н.М. Перлиной сходства с пушкинской метафорой «осень — чахоточная дева», пейзаж выполняет прогностические функции: рассказчик говорит не столько о неожиданной весенней мощи природы, сколько о неизбежности почти мгновенного угасания и увядания: «И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрасно блеснула она перед вами, — жаль оттого, что даже полюбить ее вам не было времени...». Каждый раз, когда впоследствии рассказчик обращается к пейзажным описаниям, именно прогностическая функция оказывается ведущей: «Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя». В другом пейзажном фрагменте герой восклицает: «Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Посмотрите: вот это желтое облако теперь застилает ее, смотрите, смотрите!.. Нет, оно прошло мимо. Смотрите же, смотрите!..». Но его предсказание не сбывается: «Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно».

Городское пространство «стянуто» к набережной канала, где происходят свидания героев, при этом герои прогуливаются, не отходя далеко от «той самой скамейки», где когда-то сидел «он» — возлюбленный Настеньки. Такая фокусировка делает хронотоп произедения близким театральному. Театральность повести поддерживается превалированием в ней диалогов героев, повышенной «сценарностью» текста. Тогда главы можно воспринимать как пять классических актов драмы с обязательной завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой-эпилогом.

Лейтмотив повествования — «фантастичность» реальности. Достоевский тринадцать раз использует в повести определение и понятие «фантазия», например: «Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого»; «Теперь "богиня фантазия" (если вы читали Жуковского, милая Настенька) уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой, причудливой жизни — и, кто знает, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо с превосходного гранитного тротуара, по которому он идет восвояси» и т.п. Фантазия уносит героя прочь от действительности, но действительность не менее фантастична, чем самые отчаянные его мечты. Не случайно свет зари назван «сомнительным» и одновременно «фантастическим». А золотой узор, в который заткала «богиня фантазия» весь мир, вдруг оказывается похожим на паутину.

Контрастность композиции проявляется и в противопоставлении рассказа Мечтателя и истории Настеньки. В первом случае мы слышим отвлеченно-философское повествование, утверждающее ценность и бесконечность духовных устремлений человека, во втором — простую историю влюбленности Настеньки в «кого-нибудь», кого «ждала душа». Вторая история полна реальных жестов, четко мотивированных в пространстве повести: решение Настеньки бежать, ее отчаянный приход к жильцу «с узелком» и возвращение в комнаты бабушки, год томительного ожидания, ужас покинутости и т.п. Две этих исповеди накладываются одна на другую по сходству и контрасту: оба героя пытаются «отшпилить булавку», которая приковывает их к определенному «месту», ими самими решительно отвергаемому, но делают это по-разному. Настенька мечтала о «китайском принце», пока не познакомилась с жильцом, которого полюбила. Мечтатель воображал прекрасную женщину, узницу неравного брака, тайные свидания в старом парке и т.п. Реальная любовь к Настеньке не избавляет его от мечтательности, он прочно остается в своем мире, поскольку ему открыта безнадежность этой реальной любви.

Повесть Достоевского была доброжелательно встречена критикой. В.С. Нечаева отмечает исключительную удачность иллюстраций к повести, выполненных в 1923 г. М.В. Добужинским (см.: Нечаева В.С. Иллюстраторы Достоевского // Творчество Достоевского. 1959. С. 502—504).

Загидуллина М.В. Белые ночи // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 16—19.

Прижизненные публикации (издания):

1848 — СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LXI. Декабрь. С. 357—400.

1860 — Изд. Н.А. Основского. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. Т. I. С. 351—414.

1865 — Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. I. С. 246—267.

1865 — . Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 72 с.

Сентиментальный роман Федора Достоевского “Белые ночи” не включен в школьную программу за его “нетипичность” для творчества этого автора. Краткое содержание повести Достоевского “Белые ночи”, к сожалению, вряд ли передаст саму поэтику белых ночей, гимном которым и является это произведение. Есть в Петербурге такие уголки, говорит автор, где и солнце не то, что светит прочим людям. Сентиментальный роман «Белые ночи» – именно так его позиционировал автор – представляет собой классический треугольник. Главный герой повести Достоевского “Белые ночи” любит героиню, героиня любит другого. И хотя здесь неприменимо пушкинское «всюду страсти роковые», но по-прежнему «от судеб защиты нет».

Главный герой, мечтатель двадцати шести лет, асоциальный тип, как сказали бы сегодня, остается в Петербурге, когда все общество отправляется на дачи. И хотя он не особенно нуждается в обществе, его охватывает беспокойство, что, вот, люди, которых он привык видеть на прогулке, не появятся здесь до следующего сезона, и он останется совсем один. И он отправляется бродить по городу, любуясь белыми ночами, мечтая и фантазируя. В таком взволнованном состоянии он и встречает плачущую девушку на мосту. Красавица в желтой шляпке с отчаяньем смотрит на воду канала, что справедливо настораживает нашего героя и заставляет озаботиться ее судьбой.

Поначалу девушка сторонится незнакомца и даже пытается от него поскорее уйти, но встреченный на улице пьяный прохожий своим некорректным поведением заставляет ее согласиться на предложение молодого человека с возвышенной душой проводить ее до дома. Герой деликатен. Он утешает ее, ни разу не упомянув о виденных слезах, а делает это так, будто бы не было никаких слез, никакого отчаянья в глазах.

Они знакомятся, говорят о пустяках, о Петербурге, о Настенькиной бабушке, которая никуда ее не отпускает и от которой она тайком убежала, – и им весело. Они договариваются встретиться и на следующую ночь. Настенька предлагает мечтателю только дружбу, даже берет с него клятву, что он не влюбится в нее, и он клянется. Но способен ли сдержать такую клятву молодой человек, который только и делает, что грезит об идеале ­– человек поэтического склада, романтически настроенный, мечтательный? Разумеется, к следующей встрече он уже по уши влюблен.

Можно ли дружить так, чтобы это не переходило в романтические отношения? Из-за самообмана в этой области возникает множество проблем во взаимоотношениях. И в этой повести это тоже создало проблемы для “участников” такой дружбы. Вторая белая ночь была отмечена тем, что Настенька честно рассказала своему новому знакомому, как она «нашалила» два года назад, когда ей было всего пятнадцать лет. Повествует она о своей первой любви, и предметом ее стал жилец, который снимал у них с бабушкой комнату.

Он давал Настеньке читать Пушкина и Вальтера Скотта, а однажды даже пригласил в оперу на «Севильского цирюльника». Жилец знал, что бабушка пришпиливает Настеньку булавкой к своей юбке, и оттого Настеньке казалось, что он только из жалости так внимателен к ней. Ее это очень ранило и тяготило, но постепенно эта досада переросла в такое безбрежное чувство, что ровно год назад молодая неопытная девушка сделала предложение предмету своей влюбленности, готова была бежать с ним, даже узелок собрала.

Жилец оказывается человеком благородным, но бедным. Жертву ее он не принял, но обещал приехать за ней, когда его дела поправятся, когда место хорошее получит и т.д. Просит он на это год. И если через год не вернется, то она вправе считать себя свободной и избрать другого. Теперь же этот год миновал, милого все нет, и Настенька бродит в ночи по Петербургу в волнении гораздо большем, чем наш мечтатель.

С тяжелым сердцем соглашается он исполнить ее просьбу – передать полное нетерпения письмо для того, которого она любит и ждет. Следующие встречи становятся для нашего героя мучительными. Он видит в героине свой идеал, он готов молиться на нее, а она думает лишь о том, почему нет ответа на ее письмо, она в отчаянии, плачет и сокрушается. Но вместе с тем мечтателя удивляет и сила этой девушки, когда она наконец берет себя в руки и принимает решение жить, оставив прежние мечты. Они даже позволяют себе строить совместные планы: поехать, например, на «Севильского цирюльника»…

Разумеется, мечтатель остается со своими мечтами, Настенька воссоединяется со своим долгожданным рыцарем, и в некотором роде это и есть счастливый конец, обычно романам Достоевского несвойственный. Возможно, именно за эту нетипичность его и не включают в обязательные списки, а ведь это как раз достоинство, а не недостаток.

Анализ книги

Достаточно трудно произвести анализ повести Белые ночи Достоевского. Сложность заключается в том, что эта книга нетипична для автора. В книге автор практически не дает оценочных суждений, поэтому трудно понять на чьей он стороне. Но все же, гениальный писатель не мог не оставить нам ценную пищу для размышления.

Обратим внимание: все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, есть ночи: "Ночь первая", "Ночь вторая"… Всего четыре ночи.

Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка - "наша скамейка", на которой они сидели. Все остальное уходит в темноту. Как на сцене: свет прожектора выхватывает из мглы только два-три предмета и действующих лиц.

Мечтатель говорит: "Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь…" Счет идет на "ночи", как в иных случаях на дни, сутки, месяцы или годы. Потому что каждая ночи - это событие, свидание с нею.

Так возникает контраст дня и ночи. Ночь "лучше дня". День обычно бывает нехороший - "…печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя". И в другом месте: "День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла…"

В "Петербургской летописи", произведении предвосхищающем "Белые ночи", рисуется пробуждение города ото сна: "Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал"

Из этих строк между прочим видно, почему рассказчик так не любит желтую краску. Это цвет болезни, раздражения, желчи; или цвет увядания, осени. Ночью он не виден, а утром и днем в Петербурге (где действительно преобладала желтая краска) так и мечется в глаза.

На первых же страницах есть образ, предвосхищающий развитие действия, - образ "девушки, чахлой и хворой", с которой сравнивается короткая и хрупкая петербургская весна. "И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота… жаль оттого, что даже полюбить вам не было времени". Полюбить-то мечтатель Настеньку успел, но так же скоротечно, так же стремительно промчалась для него пора надежд и ожиданий, прекрасная пора ночных обольщений…

Но пока еще не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. "Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды… Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?" Звездное небо - давний художественный образ, выражающий идею бесконечного, приобщения человека к мировой гармонии, согласия…

Да и вообще символика ночи, противопоставление ночи и дня - все это имеет в искусстве глубокие корни, особенно в искусстве романтическом.

Но у этого контраста (ночь и день) есть и оборотная сторона. В мечтаниях ночи скрыто что-то неверное, преходящее, не выдерживающее лучей света, сияния дня. "…После моих фантастических ночей на меня уже находят минуты отрезвления, которые ужасны!" - говорит мечтатель. Ночь фантастична не только потому, что она царство воображения, но и потому, что созидаемое воображением непрочно. А тут ведь еще не просто ночи, а белые.

О чем говорит этот эпитет?

В нем есть прежде всего колорит места, т.е. характерная примета северной столицы. Ведь белые ночи - черта петербургского пейзажа, как говорят сегодня - визитная карточка города.

Вспоминаются строки Б. Садовского:

Ночь белая болезненна, бледна

Вот юный Достоевский у окна.

Пред ним в слезах Некрасов, Григорович…

Ночь, болезненная и бледная, как девушка, "чахлая и хворая", мелькнувшая на первых страницах романа. Такие ночи тоже обречены на скорое исчезновение, на смерть. В произведении, состоящем из "четырех ночей", заменяющих главки, есть лишь одно "утро". Но это утро - как эпилог. "Мои ночи кончились утром. День был нехороший" и т.д. Утро принесло с собою конец "ночам", конец "истории" мечтателя, т.е. его реальным, а не выдуманным отношениям с девушкой, а вместе с тем и конец "сентиментальному роману".

достоевский белая ночь роман

Одной из ярких литературных работ, принадлежащей раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нем проблематику любви, одиночества, смысла жизни. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя - Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».

Жанр – Роман.

Направление - Сентиментализм.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами - «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу - писателю и поэту Алексею Плещееву.

Тема

Центральная тема произведения - одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель - типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька - с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья - пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения - оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии - от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки - безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава - весело или печально.

Помимо двух главных героев - Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это - Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения - «Белые ночи».

Главные герои

Жанр

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману .

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой : она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания - внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

«Белые ночи» Достоевского Ф.М.

Повесть « » написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия - Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой - образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода» . В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу» .

Мечтатель - своеобразный тип «лишнего человека» . Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии . Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами» , а последняя - «Утро» . Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» - своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга . Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений«сентиментального натурализма» . Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.