Здоровье

Сочинение «Герои Шолохова. Памятники литературным героям Работа в Вешенской

9-11 класс

Методико-библиографический материал

Емельянова Ирина Николаевна

ведущий библиотекарь

ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Книги М.А. Шолохова - всегда открытие. Открытие правды в жизни и в человеке, правды, с которой мы часто сталкиваемся, бываем рядом, как бы бок о бок. Но нужен великий талант и мудрость, чтобы раскрыть эту правду так, как делает это Шолохов, чтобы мы внутренне вздрогнули, удивленно спрашивая себя: «Откуда он узнал все это? Как понял то, что сами-то мы в себе не понимали».

Шолохову-писателю было свойственно острейшее чувство современности. Едва отполыхала гражданская война, еще не просохли слезы на глазах казачек, потерявших мужей и сынов, еще дымилась пожарищами донская, вволю напившаяся людской кровушки земля, юный Шолохов уже пишет рассказы и приступает к созданию великой эпопеи «Тихий Дон». Не завершил еще Григорий Мелехов своего трагического пути, как родные и милые его сердцу станицы и хутора были охвачены новым событием - началась коллективизация, когда «жизнь стала на дыбы, как норовистый конь». Шолохов откладывает незавершенный гигантский труд свой и пишет первую часть «Поднятой целины», - книга вышла в свет чуть ли не в самый разгар описываемых событий.

Наше кино перенесло на экран своеобразный мир шолоховских героев

В начале 1956 года началась интенсивная подготовка к съемке «Тихого Дона».

Кинорежиссер Сергей Герасимов вспоминал: «Роман Шолохова «Тихий Дон» привлек меня, первую очередь потому, что в нем я увидел книгу, совершенно новую. Неповторимую по своему своеобразию, по мощи языка, по полноте знания предмета, о котором идет речь, по глубине и силе образов героев, по остроте социальных и психологических конфликтов. Для меня естественным было желание увидеть эту книгу ожившей на экране…»

Сценарий был написан самим Герасимовым. Своё творческое кредо режиссер изложил в одном интервью: «Какие задачи мы себе ставили при создании фильма? Одну, кажущуюся простой и ясной…, чтобы зритель узнавал героев, следил за их судьбами, воспринимал всё происходящее на экране не только сознанием, но сердцем, как воспринимает он роман».

Исходя из задачи - наиболее полно воссоздать на экране роман Шолохова, режиссёр задумал трехсерийный цветной фильм, причем все три серии должны были сниматься одновременно.

Центральную роль Григория Мелехова сыграл Петр Глебов. Прежде, чем его выбрать, создатель фильма пересмотрел множество актеров и неактеров. С актёром на роль Мелехова помогла случайность. Глебова на эту роль Герасимов даже не предполагал пробовать. В фильме ему была предложена небольшая роль офицера Меркулова - всего несколько строчек.

Глебов явился на пробу. Ассистент режиссера провёл его в костюмерную и отрывисто крикнул: «Оденьте под офицера!» Началась репетиция. Режиссёр В. Дорман подбодрил Глебова: «Не волнуйтесь, Герасимов не будет обращать на вас внимание. Его интересует сегодня артист Игорь Дмитриев - младший Листницкий. Для него снимается кадр…»

Между тем Герасимов и на репетиции и на пробной съемке зорко следил за Глебовым. Чутьём большого художника режиссёр увидел в незнакомом актере нового претендента на роль Григория Мелехова и попросил ассистента загримировать его, что вызвало у всех полное недоумение. Сходство загримированного Глебова с Мелеховым было просто поразительным, если только можно говорить о сходстве актера с литературным персонажем, которого каждый читатель волен принимать и представлять по-своему. Однако к тому времени роман «Тихий Дон» уже столько раз иллюстрировался, причём иллюстрации повторяли один и тот же облик Григория, что у всех уже сложилось определенное зрительское представление о шолоховском герое.

Решение было принято. Осталось получить согласие Шолохова. Михаил Александрович был в Москве и, когда посмотрел на Глебова, то сказал просто: «Так это он».

Если для Глебова возможность сыграть Григория возникла неожиданно, то для Быстрицкой образ Аксиньи был заветной мечтой.

Еще на первом курсе Киевского театрального института Быстрицкая выступила на учебной площадке в роли Аксиньи. Работа студентки не удовлетворила преподавателей. Она двигалась балетной походкой, злоупотребляла внешними приёмами.

Неудача огорчила, но не обескуражила Быстрицкую. Она поняла, что роль Аксиньи пока ей не по силам. Но будущая актриса дала себе слово вернуться когда-нибудь к этой роли.

О постановке фильма «Тихий Дон» актриса узнала во время поездки во Францию. Эту новость сообщила ей артистка А.Ларионова. Она же сказала, что на каждую роль - огромный конкурс.

Вернувшись в Москву, Быстрицкая позвонила по телефону Герасимову и решительно сказала, что хотела бы попробоваться на роль Аксиньи. Последовало весьма лаконичное приглашение зайти на студию.

Герасимов рисковал, приглашая на роль Аксиньи Быстрицкую, ведь в облике и манерах Быстрицкой не было ничего «деревенского», того, что позволило бы сразу поверить в Аксинью-казачку. Но актриса проделала поистине титаническую работу, для того, чтобы совершенно перестроиться, добиться совершенства в исполнении этой сложной роли.

Особое внимание актриса уделила своим рукам. Руки у Аксиньи крестьянские, привыкшие к физическому труду. А у Быстрицкой они изящные, тонкие. Прибегли к специальному гриму, позднее перед съёмкой некоторых эпизодов Быстрицкая подолгу стирала бельё, чтобы пальцы огрубели, утратили свою «интеллигентскую» форму.

Съёмки происходили в хуторе Диченском. Актёры расселились по казачьим семьям - это должно было помочь исполнителям быстрее освоиться в новой, непривычной для них среде. Часто актёры вместе с жителями хутора пели казачьи песни, которых знают множество. И так - изо дня в день, из вечера в вечер. Это тоже было своего рода работой, очень важной частью подготовки фильма, а не просто приятным развлечением. Актрисы учились носить воду на коромысле, подметать двор, возились на базу с дровами, группа почти в полном составе работала на строительстве саманных домов. Постепенно пропадала застенчивость, неуверенность, ощущение неточности и нарочитости движений, что свойственно актерам, когда они не верят себе. В конце концов, главные исполнители и участники эпизодов настолько сжились с реальностью казачьего быта, хуторского уклада, что он стал казаться им привычным, как свой собственный. Всей съёмочной группе предстояло добираться до сути шолоховской прозы, постигая не только смысл, но и стиль романа, ибо одно в нём неотделимо от другого, передать мудрую и жестокую правду, которую выносил и отдал людям писатель.

Многое давалось ценой чрезвычайных усилий. Особенно сложны были сцены, соответствующие тем местам в романе, где непосредственно изображаются события гражданской войны на Дону.

Постановку «Поднятой целины» задумал сделать в 1960 году режиссёр Александр Гаврилович Иванов.

Когда экранизируется широко известное литературное произведение, всех на студии интересует, кого режиссёр пригласит на главные роли. Волнуются и будущие зрители. Они пишут письма в группу, спрашивают, советуют.

И в съёмочной группе все пытливо смотрели на Иванова, стремились угадать, к кому из актёров он более благосклонен. Но лицо режиссёра оставалось непроницаемым.

«В павильоне стояла декорация горницы, где проходили пробные съёмки, - режиссёр беседовал с оператором, когда в конце длинного павильона показался человек в солдатских сапогах, в зелёной гимнастёрке.

Человек приблизился, и мы увидели, что это новый актёр - москвич. Мы как будто никогда не встречались. И всё же нас поразили в нём какие-то черты и жесты.

Актёр возбуждённо стал рассказывать Иванову о том, как заблудился на студии и долго искал павильон.

М-да-да…М-да! - неопределённо произнёс режиссёр, давая понять, что время дорого. Актёр бросил взгляд на объектив, на декорацию и стремительно направился к столу в горнице. Погасив на ходу папиросу о каблук, он провёл ладонью по крышке стола. Сел, неожиданно рванул на себя ящик. Увидев в нём кисет с махоркой, газету, актёр оторвал от неё полоску, нервно скрутил цигарку и торопливо, захлёбываясь, задымил. Его глаза округлились от ярости и уставились на невидимого собеседника. Вдруг актёр вскочил, перегнулся через стол и, побагровев, задыхаясь, заорал: «Ты это…чьи речи? Ты это чего, контра мне тут?.. Над социализмом смеяться, гад?» Тут уж и слепой догадался бы, что павильоне - Нагульнов.

Так артист Е. Матвеев одним ударом завоевал роль Нагульнова».

После пробы вернулись к вопросу о Давыдове: не терпелось узнать, с кем придётся работать Матвееву, кто будет сдерживать вспыльчивого, как порох, самозабвенного Нагульнова.

В период проб перед киноаппаратом прошли испытания, а затем были утверждены: В. Дорофеев - Щукарь, Ф. Шмаков - Размётнов, Л. Хитяева - Лушка, П. Глебов - Половцев, В. Чекмарёв - Островнов, Е. Лебедев - Бесхлебнов. С каждым из названных актёров состязался один, а то и два кандидата. А на роль Давыдова вызвали ряд актёров. Режиссёр Иванов приглядывался к ним не очень внимательно. Он явно кого-то ждал. С приездом артиста Петра Чернова вопрос об исполнителе роли Давыдова был закрыт: ответственную роль предоставили Чернову.

Для зимней натуры съёмочная группа «Поднятой целины» выбрала станицу Каргинскую, т.к. большая часть группы знала жизнь и быт казачества по произведениям Шолохова. Для успеха в работе над картиной кинематографистам было необходимо увидеть живых участников рассказанных событий.

Результаты этих встреч и бесед иногда проявлялись сразу же, иногда их полезное влияние ощущалось через некоторое время. Вот что рассказала артистка Л. Гурова, которая играла роль Настеньки Донецковой - самой злющей казачки. «Образ Настёнки показался мне совершенно ясным, бесспорным. Что тут уточнять у местных жителей? Но раз приказывают - надо делать. Встретилась я с одной, с другой казачкой. В памяти они не остались. А вот старуху Евдокию, по прозвищу Валушиха, помню до сих пор. И что рассказывала она - не забылось. «Я в степу родилась! - гордо заявила старуха. - На коне выросла. Огонь была! Сама в бабьем бунте по хутору мешки таскала!..»

Валушиха подробно обрисовала актрисе всю картину разграбления колхозных амбаров. Рассказ был так образен и сочен, что Гурова много раз благодарила счастливый случай, который свёл её со старухой.

Очень интересно снималась сцена «бабьего бунта». В Ольховом Роге кинематографисты нашли старый амбаришко. За него и уцепились, т.к. оператор и художник ездили по станицам и хуторам, и их огорчали приметы нового в деревенской жизни. Амбар стал основной точкой, вокруг которой воссоздавались драматические события «бабьего бунта».

В этой сцене от оператора Фастовича и его камеры потребовалась большая мобильность и маневренность. Те же качества были необходимы и на съёмке эпизода избиения Давыдова.

Давыдову не помогают ни уговоры, ни напоминания об ответственности, ни окрик, ни хитрость. Наступает момент, когда он уже не в силах сдерживать натиск. С болью и гневом он кричит: «За вас же проклятых… Для вас же делаем… И вы меня же и убиваете!»

Толпа совершает самосуд. Казачки бьют Давыдова чем попало, рвут, царапают. Он падает на землю, обессиленный, но не побеждённый.

Трижды меняли Чернову грим. Трижды выдерживал актер град иногда чувствительных ударов. Лучший из дублей дал правдоподобную картину избиения.

Третья серия фильма вышла на экраны тогда, когда у кинозрителей было еще свежо впечатление от только что прочитанных завершающих глав романа, опубликованных одновременно с выходом первых двух серий фильма.

До чего богата шолоховская проза! Особой ёмкостью и законченностью отличаются короткие рассказы Шолохова. Кинематографисты часто обращались к «Донским рассказам» Михаила Александровича. Их привлекало динамичное развитие сюжета, короткие диалоги, меткие реплики, глубокое всестороннее раскрытие характеров, наконец, острый, напряжённый конфликт, т.е. всё то, что так необходимо для сценария.

Первым из ранних рассказов Шолохова был экранизирован «Пастух».

Следом за «Пастухом» в 1959 году выходит фильм В. Фетина «Жеребёнок », где в роли Трофима снялся народный артист СССР Евгений Матвеев.

В 1964 году В. Фетин опять обращается к творчеству М.А. Шолохова, сняв фильм «Донская повесть», в главной роли Якова Шибалка - Евгений Леонов. (кадры из фильма)

В 1965 году выходит фильм режиссёра-постановщика В. Монахова «Непрошенная любовь». (картинка)

В 1971 - «В лазоревой степи» режиссёра В. Кольцова (картинка)

В 1972 - «Смертный враг» - режиссёра Е. Матвеева. Поставив эту картину Е. Матвеев в третий раз прикоснулся к творчеству М.А. Шолохова. (картинка)

Режиссёры, осуществившие экранизацию этих рассказов Шолохова, создали интересные постановки. Несомненно, что их успеху способствовал литературный первоисточник, который давал возможность широко проявить режиссёрское дарование.

Но особый успех выпал на долю фильма Евгения Карелова «Нахалёнок».

Изо дня в день в одной из комнат на «Мосфильме» возобновлялся разговор о главном герое будущей картины. Отстаивались прежние или выдвигались новые взгляды, высказывались другие предположения, но сущность разговора была всегда одна и та же: как быстрее найти мальчика на роль Нахалёнка для одноимённого фильма.

Каждый день на студию приводили малышей. Они пели «В лесу родилась ёлочка», «Есть у нас красный флаг», читали стихи, играли. Карелов - режиссёр-постановщик картины и его помощники наблюдали за детворой со стороны, а потом «пробовали» одного-другого мальчика в простеньких импровизациях. Всё это завершалось неутешительным выводом: «Пока у нас нет Нахалёнка!» Маркелов - второй режиссёр - соглашался и опять отправлялся на поиски.

Однажды, подходя к детскому саду, он увидел на улице похоронную процессию. И тут режиссёр обратил внимание на мальчика, стоящего у ворот детского сада. Малыш ничем особенно не проявлял себя. Он просто наблюдал за происходящим. Но личико его выражало острую недоумённую скорбь. «Неужели Нахалёнок?» (фото) «Мне трудно объяснить, почему меня взволновал именно этот мальчик, - рассказывает Маркелорв - Ведь там были и другие дети. Но я увидел в нём что-то очень роднящее его с тем Нахалёнком, который стоял у телеги с убитым отцом, - «батянькой», - как называл его Мишка.

Мальчик рассказал, что он - Вова Семёнов, что ему скоро шесть лет, что его мать вагоновожатый, а отец шофёр. Когда через день Вова появился на студии, он не привёл постановщика в восторг. Это был худенький мальчик, с коротко постриженный чёлочкой. Он никак не походил на того пострелёнка, которого хотелось видеть в картине. И всё же было в Володе что-то особенное. Другие мальчишки капризничали, просились домой. А Володя никуда не торопился и вообще уезжать со студии не хотел. «Хочу сниматься!» - категорически заявил он. Тогда Карелов взял его на руки и сказал, как Мишка, вырываясь из объятий отца, крикнул: «Пусти, батянька!» «А ты сможешь так крикнуть?» - спросил Карелов. Володя попробовал. И это короткое «Пусти, батянька!» решило выбор.

Но первая проба перед киноаппаратом огорчила постановщика. Вова играл самого себя. Характера Нахалёнка не было. Но мальчик старался понять задачу, спрашивал режиссёра: «А как, дядя Женя надо сделать?» И это обнадеживало. На следующей репетиции Вова сумел передать отдельные чёрточки характера Мишки, и Карелов облегчённо вздохнул: «Нахалёнок есть!» Остальное было в руках постановщика.

Творческое ядро постановочной группы составляла молодежь. Режиссёр Евгений Ефимович Карелов, оператор Герман Шатров, художник Борис Царёв и второй режиссёр Анатолий Маркелов имели короткие творческие биографии и «Нахалёнок» стал их первой большой работой.

Среди актёров тоже было несколько молодых исполнителей. Д. Нетребин, играющий роль отца Мишки - Фому Коршунова, впервые в «Нахалёнке» получил ведущую роль. До этого он выступал только в эпизодах. На лбу у Нетребина шрам. Ему казалось, что это мешает актёрской работе. Но для образа бойца революции шрам пришелся весьма кстати. Актёра мало пришлось гримировать - наклеили усы и разметали брови.

Для В. Бурлаковой роль матери Мишки тоже была первой значительной работой в кино. Зато на роли деда и попадьи были приглашены опытнейшие актёры, воссоздавшие шолоховские образы в других фильмах. Исполнитель роли деда, Д. Ильченко, играл в «Тихом Доне» Пантелея Мелехова. Эмма Цесарская спустя три десятилетия после работы над Аксиньей с большим желанием взялась за роль попадьи. (кадр)

Артистам, как начинающим, так и опытным, трудно было играть в «Нахалёнке». Вообще актёры оказываются в невыгодном положении, когда их партнёром является ребёнок. Он отвлекает львиную долю зрительского внимания. К нему обращены симпатии даже тогда, когда маленький артист появляется лишь в эпизоде. А в «Нахалёнке» Мишка - главный герой. Через его мальчишеское восприятие, его глазами зритель должен увидеть станицу периода становления и укрепления Советской власти на Дону. Каждый артист понимал, что успех мальчика - это успех всего коллектива. Но была еще одна причина актёрского «самопожертвования». Вова Семёнов пришелся всем по душе. Его сердечно полюбили и баловали.

У Шолохова в рассказе есть такие строки о Мишке: «Для отца он - Минька. Для матери - Минюшка. Для деда - в ласковую минуту - пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, - «Эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы - Мишка и «Нахалёнок».

Отношения актёров с мальчиком складывались именно так, что он и в самом деле на съёмочной площадке был для Нетребина Минькой, для Ильченко пострелёнышем, для мальчишек Нахалёнком. Ласковые слова - «батянька», «маманька», «дедуня» шли у Володи из души.

Самая сложная сцена для маленького актёра - смерть отца, и Карелов хотел снять у повозки плачущего Мишку. Слёзы можно было имитировать глицерином, можно было вызвать их луком или окриком. От всего этого режиссёр отказался. Ему важно было добиться от мальчика естественного большого чувства.

Давай, Вова, поработай по-настоящему! - с подходом начал режиссёр. - Когда ты подойдёшь к повозке, тебе надо будет заплакать… Но мальчику было непонятно - как это, плакать по заданию.

Дядя Женя. КАК это заплакать?

Представь: вот умер батяня…

Как надо представить себе?

Возьмёшь батяню за руку… Заплачешь…

Дядя Женя! Вы заплачьте сами, а я посмотрю.

Пришлось Карелову заплакать. Володя сосредоточенно смотрел в лицо режиссёра. Маленький актёр уже понимал, что от него хотят, и старался, но не знал, как это сделать.

Дядя Женя! Пусть теперь дедуня поплачет.

Пришлось и Ильченко пустить слезу. Мальчик пытливо переводил взгляд режиссёра на актёра, затем грустно отвернулся.

Режиссёр подвёл его к повозке. Володя совершенно изменился. Вздрагивая, он взял за руку лежащего актёра и влажными, испуганно раскрытыми глазами посмотрел на матросскую рубаху «батяни». По лицу Володи потекли слёзы, горячие живые слёзы. (отрывок из фильма)

Волнение охватило всех, кто находился в павильоне. Передёрнулось лицо оператора, и он едва довёл съёмку до конца. С трудом следил за мальчиком постановщик. Игра маленького «актёра» была так непосредственна, так трогательна, что никто не смог остаться спокойным.

На эпизоде прощания Миши с отцом закончилась съёмка Володи Семёнова. Но созданный им образ Нахалёнка долго не сойдёт с экрана, и зрители не раз будут благодарить маленького «актёра» за волнующее непосредственное исполнение роли.

В первые послевоенные годы, собираясь на рыбалку, Михаил Александрович всякий раз старался захватить с собой побольше хлеба.

«Зачем столько-то?» - порой удивлялись его спутники.

«На приваду, на приваду», - как бы между делом объяснял он.

И правда, где бы, в каком уголке Дона или Хопра ни разбивал свою рыбацкую стоянку Шолохов, мгновенно шли к тому месту целые косяки. Только не рыбы, а хуторских мальчишек. Как скворушки отлётные собьются неподалеку и смотрят. Михаил Александрович не томит их ожиданием: развяжет рюкзак, вытащит буханку: «Берите, односумы, делите!»

Однажды среди такой вот стаи приметил Михаил Александрович белобрысого, глазастого мальца лет восьми в драной-предраной одежонке. Поманил к себе:

Ты откуда будешь, цыганёнок?

Я дяденька, не цыганёнок… Я русский… Меня Ванюшкой зовут.

А где же ты живёшь, Ванюшка?

А когда где, - беззаботно ответил мальчишка - Я - приблудный…

Шолохов долго смотрел на пацана, ничего не расспрашивая. Сам всё понял. Сглотнул удушливый ком, а сказал весело:

Приблудными только овцы бывают или куры, а ты человек… есть-то хочешь?

Парнишка согласно дёрнул головой.

Тогда пошли к нашему шалашу.

… Может быть он, этот Ванюшка, и объявился миру через несколько лет в рассказе «Судьба человека».

С рассказа Шолохова «Судьба человека» начался новый этап развития нашей военной литературы. И снова тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей её сложности и во всём драматизме.

После «Судьбы человека» стали невозможны недомолвки о трагических событиях войны, о горечи плена, пережитых многими советскими людьми. Рассказ Шолохова как бы сдёрнул занавес со многого, что было скрыто боязнью «оскорбить победителей, испортить героический портрет Победы».

«Судьба человека» была первой режиссерской работой С. Бондарчука. Он прочитал шолоховский рассказ в «Правде» - это было как удар в сердце. И он страшно захотел сделать фильм. Идея не пришлась ко двору: чтоб актер и снимал, да еще на основе маленького рассказа… Но он сделал это.

«Когда стало известно, писал Б. Полевой в рецензии на фильм «Судьба человека» - что артист Сергей Бондарчук, покорённый силой этого шолоховского произведения, решил поставить по нему фильм и сыграть в нём главного героя, как-то невольно возникла мысль: возможно ли это сделать, ничего не дописывая и не исключая, возможно ли вообще перенести его на экран, не нарушив и не исказив покоряющую сердечность повествования?»

И у Шолохова поначалу было недоверие к Бондарчуку - человеку городскому: «Сможет ли он влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? Он долго разглядывал его руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» И тут рассказал он, как занемог один казачок и врач велел ему сделать анализ крови. Много раз спускалась игла, и всякий раз ломалась - не могла пробить кожу на его руке, которая трудилась всю жизнь.

Позже, уже находясь со съёмочной группой в станице Вёшенской, Бондарчук, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Михаил Александрович не сразу узнал его. А когда узнал, изумленно ахнул и про руки уже больше не говорил. Вскоре, так же, как и Шолохов, Бондарчука признали вёшенские казаки и казачки. «Андрей-то наш на работу пошёл», - говорили они, видя, как он идёт на съёмки. С той же убеждённостью, что и Бондарчук и непоколебимой верой в успех, начал работу над фильмом и оператор В. Монахов. И когда по экранам страны зашагал в своём ватнике Андрей Соколов, ведя за руку усыновлённого им мальчишку, стало ясно: в кино пришёл настоящий герой. Андрей Соколов являет собой нечто гораздо большее, чем сам по себе Андрей Соколов: это - образ русского народа, его душа…

Фильм был бы неполон, обеднён, если бы не было в нём образа Ирины, жены Соколова, созданной Зинаидой Кириенко.

Вот они оба на экране - Андрей и Ирина Соколовы… Хорошо жили они до войны. Жили так, как могли только мечтать. Свободные, независимые, красивые, они любили свой труд, своих детей.

Война ударила по жизни народа, как огромный молот по живому телу. Ударила, сразу всё разбив и разрушив, порвав прочнейшие человеческие связи, осиротив матерей, жён, сестёр.

Зинаида Кириенко в сцене, где Ирина, - словно ослепшая от горя возле солдатской теплушки, - провожает Андрея на фронт, - не забудется никогда. Скромна и проста, непритязательна Зинаида Кириенко в своём дешёвеньком полушалочке, небрежно, кое-как наспех повязанном, в коротком немудрящем жакетике. Почти бессознательно глядит она вслед ушедшему эшелону и, кажется, ничего не видит. Актриса живёт трагическим чувством огромного невыносимого горя своей Ирины, и это делает её прекрасной.

З. Кириенко позволяет нам почувствовать страшную Иринину догадку - её героиня знает, что расставание это - навсегда; отныне всему конец. (кадр из фильма)

Когда на героя обрушивается испытание войной, Бондарчук поднимает Соколова на новую, высшую ступень нравственности.

Все эпизоды о пребывании героя на фронте, а потом в плену, сыграны Бондарчуком с такой силой, сдержанно и вместе с тем чутко, что вот и опять нам кажется, что словно впервые увидели мы войну на экране, словно впервые ощутили весь её ужас и всё же нашли в себе силы для преодоления. (фото)

Ряд эпизодов фашистского плена был снят в сёлах Терновка и Губарево. Для съёмок ночёвки военнопленных группа воспользовалась остовом церкви, разрушенной гитлеровцами в период оккупации.

На экране не безликая масса. Есть здесь слабые и стойкие, волевые и малодушные. Первая ночь грозных испытаний - каждого она испытывает по-своему. Эпизод расстрела пленных снимался на рассвете. Но и в этот ранний час у съёмочной площадки собралось много зрителей. Раздался залп. И одновременно артисты услышали душераздирающий вопль. Закричала стоящая среди зрителей женщина. Оказалось, что на этом самом месте гитлеровцы расстреляли её сына. Так правда жизни совпала с правдой искусства.

Бондарчук в этих сценах не выделяет Соколова. Режиссёру важно показать мужество других. Сцена подчёркивает, что таких, как Соколов - множество.

Вспомним ещё одну сцену, где Андрей Соколов, вызванный комендантом концлагеря на допрос, пытку и, наверное, на смерть, одерживает моральную победу. Потрясает поединок Андрея с комендантом. Когда он, полумёртвый пьёт водку - три стакана один за другим, с русской богатырской лихостью, не закусывая. Закуску - хлеб и сало - он отдаёт товарищам по плену, по несчастью.

Соколов - Бондарчук остаётся самим собой в фашистском концлагере; но ведь он переживает тут мучительнейшие свои дни, болея за гибнущих друзей, терзаясь неизвестностью и беспокойством о детях, об Ирине. И мы заражаемся этими чувствами, мы гордимся, что плен и пытки не меняют нравственного существа героя, не ломают его душевную цельность. Он, может быть, и не надеется больше на свободу и жизнь, но продолжает бороться за них, как только допускают обстоятельства. И если сам-то герой с присущим ему простодушием вовсе не думает, не догадывается, что он - герой, то актёр помогает нам очень ясно увидеть этот беспримерный героизм как свойство русской, подлинно человеческой природы. Даже в этих тяжелейших обстоятельствах артист позволяет нам радоваться силе героя, гордиться героем.

На просмотр только что смонтированной работы Сергей Федорович пригласил Шолохова и Герасимова. Закончился фильм, включили свет, и возникла долгая, тягостная пауза, после которой Шолохов вдруг взял и резко вышел из зала. Герасимов сказал какие-то теплые слова, и понурые Бондарчук с женой Ириной Скобцевой поехали домой. Молчали как оглушенные. Через два часа позвонил Шолохов: «Дай мне Сергея» (со своим характерным казацким «г») А ему сказал: «Ты прости меня. Я боялся рассопливиться. Только пришел в себя».

Были о войне фильмы парадные, либо серьёзные, но холодноватые. Были фильмы, пронизанные тоской и горечью тяжких необратимых утрат…Но не было до «Судьбы человека» фильма, который бы вобрал в себя великую способность русского народа к сопротивлению…

Роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» - произведение удивительное по стройности композиции. Это всего четыре дня недели, от зари до восхода солнца, последний день - воскресенье. И в этом символический смысл, неожиданное по широте мысли обобщение - предвосхищение грядущих побед.

Этот талантливый роман властно привлёк к себе Сергея Фёдоровича Бондарчука. «Наверное, рано или поздно, но я всё-таки пришёл бы к картине о Великой Отечественной войне», - вспоминал Бандарчук. - «Хотя бы потому, что сам принадлежу к поколению, которое принимало в ней участие и отплатило жизнями своими за радость мирной жизни. Война до сих пор живёт незаживающей раной в душе. Наверное, потому и сам я надел солдатскую шинель и сыграл в фильме роль Звягинцева».

Интересна одна из многих встреч С.Бондарчука с М.А. Шолоховым в его доме в станице Вёшенской, что на Дону. Она оставила глубокий след в душе каждого, кто работал над фильмом «Они сражались за Родину». Михаил Александрович сказал тогда: «О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах давно известно всему миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну. Я должен об этом написать из чувства долга перед теми, кто пал смертью храбрых в боях с фашистами, и для тех, кто прошёл эту великую школу войны».

«Незаживающей раной» война вошла в жизнь многих актёров, снимавшихся в фильме. Сталинградец, бывший солдат, актёр старшего поколения Иван Лапиков, который сыграл роль старшины Поприщенко, ставшего во главе солдат после гибели лейтенанта Голощекова. Какие удивительные по глубине чувств и мыслей слова дал Шолохов в прощальной речи у свежей степной могилы, когда он обратился к живым по-отцовски: «Товарищи бойцы, сынки мои, солдаты! Мы хороним нашего лейтенанта, последнего офицера, какой оставался у нас в полку… (кадры из фильма)

Военная память обожгла и Юрия Никулина, играющего роль солдата Некрасова, человека спокойного, с добрым юмором, достоинством, от которого веет уверенностью в победе. Ведь этому актёру не надо было придумывать ничего лишнего, он сам прошёл большой путь по дорогам войны, защищал Ленинград, освобождал Эстонию и Латвию. Даже во время перерывов в съёмках он не расставался с солдатским обмундированием!

«Мы всегда помним!» - могут сказать о войне и Вячеслав Тихонов (сыгравший сложную роль Николая Стрельцова), и Георгий Бурков (солдат Копытовский), и Николай Губенко (лейтенант Голощеков), и Василий Шукшин (солдат Лопахин), и все другие участники картины, кто не прошёл огненную школу боёв, но в той или иной степени испытал, и разделил вместе с народом горечь утрат военного лихолетья.

Роль Лопахина в фильме «Они сражались за Родину» сыграл Василий Шукшин, человек редкостного, разностороннего таланта - писатель, актёр, режиссёр кино. Это была его последняя роль.

Да, фильм «Они сражались за Родину» всего лишь рассказ о четырёх днях, горьких, трагических, опалённых войной. Но в нём есть высокая вера в победу, неистребимость жизни, которая пробивается могучими ростками, несмотря на раскалённую от военных пожарищ, исковерканную снарядами, бомбами, иссечённую осколками и пулями землю.

«Сейчас, после постановки фильма «Они сражались за Родину», - говорил С.Ф. Бондарчук, - «Когда осмыслена, продумана каждая строка произведения, с уверенностью могу сказать, что этот роман - одно из лучших творений Шолохова. Говорю это не от влюбленности в произведение (хотя такое чувство было естественным для всех, кто создавал картину)».

Подсчитано, что на работу по всем произведениям шолоховских произведений потребовалось в общей сложности свыше 10 лет. Тысячи людей участвовали в создании этих фильмов. Не все кинокартины ожидал одинаковый успех. Но каждый из участников - будь то реквизитор или костюмер, пиротехник или оружейник, звукооператор или композитор, сценарист или режиссёр, художник или оператор, статист или актёр, - каждый делал всё, что в его силах, чтобы шолоховские образы жили на экране полнокровной жизнью.

Фильмы по шолоховским произведениям снимались в разное время, на разных студиях, но тех, кто создавал эти картины, объединяла любовь к творчеству писателя, волновала глубина произведений, которые предстояло зримо воплотить на экране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Агишева Г. Судьба человека. Сергей Бондарчук: баловень судьбы - и оболганный, униженный, обманутый мастер…// Наше время (Деловой вторник).-2001.- 25 мая.- (История шедевра)

2.Бондарчук С.Ф. Желание чуда. - М.: Мол. Гвардия, 1981. - 222С. - (Мастера искусств - молодёжи).

3. Власов А., Млодик А. Герои Шолохова на экране: репортаж из киностудии. - М.: Искусство, 1963. - 304с., ил.

4.Герасимов С. Собр. Соч. в трёх томах. Т. 2 кино. Кинопедагогика. - М.: Искусство, 1983. - 415с., 7 л.ил.

5.Громов Е. Восхождение к герою: Экран и молодёжь: Книга для учителя, 1982. - 191с., ил.

6.Парфёнов Л. Сергей Герасимов. - М.: Искусство, 1975. - 280с., 24 л. Ил. - (Мастера советского кино).

7.Толчёнова Н. Мир красоты: Кино Сергея Бондарчука. - М.: Сов. Россия, 1974. - 288С., ил.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

1.Герои Шолохова на экране: (Открытки) Ред. М. Нейман. Тех. Ред. В. Янцевич. - М.: Полиграфист, 1980. - 10 открыток в обложке.

2.Михаил Александрович Шолохов [Альбом]/ Сост. С.Н. Громцева, Т.Р. Курдюмова.-М.: Просвещение,1982.-73л.

3.Жизнь и творчество М.А.Шолохова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке// Сост. И вступит. ст. В.В. Гуры; Оформл.Т. Ордынского.- М.: Дет. лит.-1985.-18 с. фотоилл.- (Выставка в школе).

КИНОФИЛЬМЫ:

  • Тихий Дон (Мосфильм, 1958) — по одноимённому роману. Режиссёр и автор сценария — Сергей Герасимов.
  • Судьба человека (Мосфильм, 1959) — по одноимённому рассказу. Автор сценария — Лукин, Юрий Борисович.
  • Поднятая целина (1959—1961) — по одноимённому роману.
  • Нахаленок (1961) - по одноименному рассказу. Режиссер - Евгений Карелов.
  • Когда казаки плачут (1963) — по рассказам из цикла «Донские рассказы». Режиссёр — Евгений Моргунов.
  • Донская повесть (1964) - по рассказам "Шибалково семя" и "Родинка". Режиссер - Владимир Фетин.
  • В лазоревой степи (киноальманах в 3-х частях) — по ранним рассказам.
    • Коловерть (1970) (ч. 1)
    • Червоточина (1970) (ч. 2)
    • Продкомиссар (Мосфильм, 1970) (ч. 3)
  • «Жеребёнок» (1959) — короткометражный фильм по рассказу М. А. Шолохова, реж. Владимир Фетин.
  • «Они сражались за родину» (1975) — по одноимённому роману — реж. Сергей Бондарчук.

Герои Шолохова на экране

Писатель повествует и о том, что бедняцкое казачество целыми семьями переходило на сторону Русской власти, было ее: опорой в казачьем хуторе, «Через хутор, - пишет Шолохов в рассказе «Смертный враг», - словно кто борозду стороны. Герой рассказа «Смертный враг», казак Ефим Озеров, сражался за красный Царицын. Он же ведет непримиримую борьбу с кулаками, представляя Советскую власть на хуторе. Кулаки зверски убивают Озерова, но его дело непобедимо. «Попомни, Ефим, - вспоминает он перед смертью слова своего друга, - убьют тебя - двадцать новых Ефимов будет». В рассказе «Пастух» Шолохов рисует уже представителей молодого поколения, детей бедняков - Григория и Дунятку. Они идут на смену Ефиму, так же как и он, разоблачают кулаков.

Трудно складывалась новая жизнь, гибли лучшие люди в борьбе с косными силами деревни, не желавшими поступиться своей собственностью. Шолохов показывает, как сложно и трудно приобщалось казачество к новой жизни, как медленно наступал перелом в сознании людей, находившихся в плену сословной и областной замкнутости. Становление нового сознания, новых отношения между людьми показано в рассказе «Чужая кровь» на примере деда Гаврилы. Трудность формирования нового сознания в казачьей среде в годы ломки старого мира раскрыта в рассказе «Кривая стежка».

Острота классовой борьбы на Дону, осложненной сословными предрассудками, напряженность схватки нового со старым передаются в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Шолохов раскрывает глубокую человечность, подлинно высокие и благородные качества своих героев, борющихся за Советскую власть («Продкомиссар», «Шибалково семя»).

Гуманистическую сущность революционной борьбы, обаяние, доброту, чуткость казаков, которые боролись за Советскую власть, Шолохов противопоставляет бешеной, звериной злобе врагов. Реакционная часть казачества - белогвардейцы, казачьи офицеры, кулаки, белббандиты, - отстаивая собственнические интересы, сословные привилегии, проявляют хищную жестокость, звериную дикость и невежество. В образах полковника Черноярова и есаула Крамскова («Коловерть»), пана Томилина («Лазоревая степь»), бандита Фомина («Председатель Реввоенсовета Республики»), кулака Игната («Смертный враг»), коменданта Анисима («Бахчевник») воплощены те классовые силы, против которых восстают и борются герои шолоховских рассказов, люди нового мира - коммунисты и комсомольцы.

Жестокая классовая борьба на Дону в годы гражданской войны, рост сознания трудового казачества на пути к новой жизни, рождение новых человеческих отношений в революционной борьбе - все эти вопросы были поставлены Шолоховым еще в рассказах и разрешены в полной мере зрелым художником в «Тихом Доне» и «Поднятой целине».

Донские рассказы сыграли большую роль в творческом развитии Шолохова. Они были подступами к его эпическим произведениям, школой, где оттачивалось художественное мастерство автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Сам писатель слишком сурово оценивал свое раннее творчество, много лет не переиздавал рассказы, считая что «очень уж много в них наивного и детски-беспомощного»".

Молодой Шолохов действительно злоупотреблял натуралистическими, нарочито изысканными описаниями, упрощенно схематически раскрывал отдельные характеры, заслонял их драматическими ситуациями. Однако уже в ранних рассказах обнаруживается умение отобрать существенную деталь, проникнуть в сложный внутренний мир героев, раскрыть характеры в действии, поступках. Большие революционные события вторгаются в жизнь, влияют на сознание и поведение людей, и начинающий писатель стремится психологически мотивировать эти процессы.

Юная Дунятка из рассказа «Пастух», еще не осознав всей сложности ломки жизни, радостно воспринимает окружающий мир, ей весело от того, что брат Григорий стал все-таки пастухом, что он рядом с ней: «Смеются у нее щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы, вся смеется, потому что на Красную горку пошла ей всего-навсего семнадцатая весна, а в семнадцать лет все распотешным таким кажется: и насупленное лицо брата, и телята лопоухие, на ходу пережевывающие бурьянок, и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба». Но осиротевшей Дунятке рано пришлось познать горе: в борьбе с кулаками погиб брат, самый близкий для нее человек. Совсем одинока в безлюдной степи Дунятка. «Когда горечью набухнет сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки рубаху холщовую нестираную... Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота. И долго лежит неподвижно...

Версты уходят назад. Из степных буераков вой волчий, на житье негодующий, а Дунятка обочь дороги шагает, в город идет, где Советская власть, где учатся пролетарии для того, чтобы в будущем уметь управлять республикой.

В основе рассказов Шолохова всегда лежит совершенно конкретный, обычно реальный случай из гражданской войны и первых лет Русской власти. Автор чаще всего опирается на факты, им виденные и пережитые. Острота противоречий, драматичность классовой борьбы на Дону обусловливает жизненность и остроту самих сюжетных ситуаций. Нарастание социальных противоречий приводит к неизбежному столкновению, размежевывает даже близких между собой людей. Этим конфликтом определяется и композиция большей части рассказов - противопоставление борющихся лагерей, столкновение людей, различных по своим социальным устремлениям и человеческим принципам, нередко трагически завершающееся. Но писатель всегда пронизывает повествование утверждающим оптимизмом, проникновенной лирикой. Пейзажные описания уже связываются с раскрытием психологии героев, принимают активное участие в изображаемых событиях. Нарисовав напряженную обстановку боя в рассказе «Коловерть», Шолохов заключает: «А над землей, разомлевшей от дождей весенних, от солнца, от ветров степных, пахнущих чеборцом и полынью, маревом дымчатым, струистым плыл сладкий запах земляной ржавчины, щекотный душок трав прошлогодних, на корню подопревших.

Подрагивала выщербленная голубая каемка леса над горизонтом, и сверху сквозь золотистое полотнище пыли, разостланное над степью, жаворонок вторил пулеметам бисерной дробью».

Но иногда проскальзывали и такие пейзажи, которые активно не участвовали в повествовании, не помогали развитию действия, характеристике персонажей и событий. Они были выписаны с нарочитой изысканностью: «Туман, низко пригинаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал курившиеся паром копны. За тремя тополями, куда зашло на ночь солнце, небо цвело шиповником, и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками» и т. п.

Повествование в рассказах нередко ведется от первого лица - от имени деда Захара («Лазоревая степь»), паромщика Микишары («Семейный человек»), пулеметчика Шибалюка («Шибалково семя»). Герой рассказа «Председатель реввоенсовета республики» Богатырев обстоятельно повествует о том, как он организовал на селе республику; Федот («О Колчаке, крапиве и прочем») излагает историю своего собачьего прозвища - «Колчак» и «крапивного оскорбления». В сказовой форме молодого писателя интересовала не самодовлеющая стилизация - он стремился овладеть особенностями живого народного, разговорного языка, передать его сочность и красочность.

«Образный, цветной » рассказов, отмеченный еще Серафимовичем, присущая Шолохову «манера письма» отличали его книги от книг других писателей. Индивидуальную характерность шолоховской речи можно легко обнаружить и в своеобразной лексике, и в метких словесных сочетаниях, и в эпитетах, и в построении речи автора и персонажей. Шолохов сравнивает бороду казака с «новым просяным веником», ручку ковша Большой Медведицы с косо «торчащим дышлом» телеги. По принципу сравнения с предметами или явлениями крестьянского обихода построены многие образы («буйным чертополохом цвела радость»; пуля «забороздила темноту»; «ящерицей скользнула молния»; волосы у Мишки «были как лепестки цветущего подсолнуха» и т. п.).

Герои Шолохова - люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только “карьера” героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии - свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы Гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

Шолохов, как и его главный герой, не благоволит к интеллигентам. Среди основных сюжетных персонажей интеллигент (в широком смысле) всего один - Евгений Листницкий, и он мыслится отрицательным, хотя верен своим убеждениям, честно и храбро воюет, женится на вдове погибшего товарища. Соблазнение Аксиньи Григорием опоэтизировано автором, а когда то же самое делает офицер-помещик, это расценивается как низкий поступок, и Шолохов не без удовольствия описывает, как Григорий избивает кнутом молодого барина. После измены жены Евгений застрелился “от неудовольствия”, по словам балагура Прохора Зыкова, и Григорий равнодушно говорит о нем и его умершем от тифа отце (от которого ничего плохого не видел), что “об этих горевать некому” (кн. 4, ч. 8, гл. VII). Самоубийство Евгения непонятно простым людям. Сами они во время войны прощают неверных жен: Петро - блудную Дарью, как только она приехала к нему на фронт, Степан Астахов по возвращении из плена - Аксинью (и потом, когда возобновилась ее связь с Григорием, ведет себя по отношению к ней великодушно). Наталья согласна жить с мужем, даже если он ей неверен, но уже не хочет от него детей, что становится причиной ее смерти. После этого чувство вины мучает Дарью, проговорившуюся о возобновлении связи Григория с Аксиньей.

Персонажи значительно меняются за время показанных событий. Григорий из здорового молодого парня превращается в пожившего, преждевременно поседевшего, с больным сердцем мужчину. Стареют на глазах и умирают Пантелей Прокофьич и Ильинична. Совершенно постаревшего деда Гришаку, в котором нельзя всерьез видеть врага, убивает непримиримый Михаил Кошевой. Дуняшка из девочки становится упрямой девушкой, продолжающей любить Михаила, убившего ее брата, вопреки материнскому запрету, а затем замужней бабой с заботами хозяйки, изрядно охладевающей к Михаилу, особенно когда тот перестал заниматься хозяйством. Все изменения, происходящие с персонажами (самые большие - с тем же Михаилом), художественно мотивированы. Исключение одно - Прохор Зыков, сначала просто паренье “ласковыми телячьими глазами” (кн. 1, ч. 3, гл. II), который от вахмистра сносит удар плетью по лицу (Григорий же грозит убить вахмистра, если тот посмеет так вести себя и с ним), потом верный друг и ординарец Григория, приобретающий некоторые черты комической фигуры, наконец, весельчак и балагур, склонный к многословию, но сохраняющий и серьезное амплуа верного друга.

Как ни жестоки казаки в конкретных обстоятельствах, подчеркивается их человечность, порой скрытая за внешней суровостью и грубостью. В сцене свадьбы Григория и Натальи дед-баклановец рассказывает о том, как он во время Русско-турецкой войны взял в плен вражеского офицера: “Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить...” (кн. 1, ч. 1, гл. XXIII). После объявления о войне 1914 г. некий казачий голос говорит о возможных “усмире-ньях”: “Будя! Пушай вольных нанимают. Полиция пущай, а нам, кубыть, и совестно” (кн. 1, ч. 3, гл. IV). Петро Мелехов заявляет, что охотников расстреливать подтелковцев “нету и не будет!”, а Христоня после перебранки Григория с идущим на виселицу Подтелковым уводит от места массовой казни “взбесившегося” друга со словами: “Господи божа, что делается с людьми!..” (кн. 2, ч. 5, гл. XXX). Во время восстания хуторяне не дают Антипу, сыну Авдеича Бреха, убить Михаила Кошевого, который, как тот считает, его отца “смерти предал”: “В отца жизню не вдунешь, а человека загубишь...” (кн. 3, ч. 6, гл. XXVII). Григорий ненавидит вдову Петра Дарью за то, что та стреляла в Ивана Алексеевича (которого добил тот же Антип). На фоне массовых жестокостей эти и другие примеры проявлений человечности в грубых и суровых людях свидетельствуют о том хорошем, что заложено в них от природы и что противостоит вражде, разжигаемой людьми, которые считают себя причастными к истории.

Персонажи Шолохова - люди своей среды с присущими ей психологией и видением окружающего. Конь для казака обладает такой же внешней индивидуальностью, как человек, поэтому Зыков в “отступе” узнает привязанного к забору коня: “А ить это кума Андрюшки конь! Стал быть, наши хуторные тут...” (кн. 4, ч. 7, гл. XXVII). Ho Пантелей Прокофьич, когда утопил кобылу, “перечислив в уме пропавшие покупки, стоимость кобылы, саней и хомутов, яростно выругался” (кн. 2, ч. 5, гл. XIV), придя в отчаяние лишь от убытков. А для его сына телок, которого ввела в комнату Дуняшка, не более чем ходячее мясо: «“К масленой блины с каймаком будем исть!” - весело крикнул Петро, пихая телка ногой» (кн. 2, ч. 5, гл. XIII). Кошевой, уже ведущий “беспощадную войну... с казачьей сытостью, с казачьим вероломством, со всем тем нерушимым и косным укладом жизни, который столетиями покоился под крышами осанистых куреней”, - все же человек своей среды. “Испокон веков велось так, что служивый, въезжающий в хутор, должен быть нарядным. И Мишка, еще не освободившийся от казачьих традиций, даже будучи в Красной армии, собирался свято соблюсти старинный обычай” (кн. 3, ч. 6, гл. LXV). В приверженности старинным обычаям и традициям трудно меняться даже самому решительному стороннику социально-политических преобразований. Показывая это, Шолохов подчеркивает трагический характер происходящей ломки для тех, кому она вовсе не нужна.

Интеллектуальная неразвитость персонажей компенсируется в романе их способностью горячо переживать, глубоко чувствовать. Подробно описано угнетенное состояние Григория после того, как он, новобранец, попав на войну, убил человека. Писатель передает его ощущения, мгновенные впечатления, когда он впервые ранен: “Он ощутил во рту горячий рассол крови и понял, что падает, - откуда-то сбоку, кружась, стремительно неслась на него одетая жнивьем земля” (кн. 1, ч. 3, гл. XIII). Развернутые внутренние монологи таких героев были бы неуместны, но внезапные порывы иногда красноречивее потока сознания. Очень сурово прощается Григорий с Аксиньей перед уходом на службу, подозревая, что ее дочь - не от него. Ho однажды, когда Аксинья была на кухне, “вынул дочь из люльки и, сменяя мокрую пеленку, почувствовал острое щиплющее волнение. Воровато нагнулся, пожал зубами красный оттопыренный палец на ноге”. О брошенной им Наталье, пытавшейся покончить с собой, он спрашивает, “с особенным вниманием выковыривая из конской гривы обо-превший репей” (кн. 1, ч. 2, гл. XXI). Здесь выражено и смущение, и чувство вины, и опасение за жизнь все-таки не чужого человека, и желание выглядеть при этом более или менее равнодушным.

Глубокие внутренние переживания героев “Тихого Дона” могут иметь и отчетливое внешнее выражение. Приехав с фронта к Аксинье, изменившей ему с Листницким, Григорий, который предвкушал ее радость, когда он “развернет перед ней узорчатую ткань”, “поборов подступившее сухое рыдание... разорвал платок на мелкие части, сунул под крыльцо”. К обычной человеческой обиде примешивается чувство социальной униженности. “Жалкий подарок! Григорию ли соперничать в подарках с сыном богатейшего в верховьях Дона помещика?” Позволив Аксинье выплакаться, он быстро засыпает. В романе отмечено, что сапоги с него она стаскивает “белыми, отвыкшими от работы руками” (обязанности горничной, кухня, домашние дела - это с точки зрения хлебопашцев не работа). Она не знает, что Григорий скажет и что сделает наутро. “Аксинья раздетая вышла на крыльцо и под холодным пронизывающим ветром, под похоронный вой сиверки простояла на крыльце, обняв мокрый столб, не меняя положения до рассвета” (кн. 1, ч. 3, гл. XXIV). Глубоко несчастная с юных лет женщина, изменившая тому, кого продолжает горячо любить, буквально нечувствительна ко всему, когда не знает, останется ли он с ней.

Даже психологически гораздо менее сложный, чем Григорий, старший его брат показан человеком, способным к неожиданным сильным переживаниям. Выполняя просьбу матери Натальи, вдовы расстрелянного Мирона Григорьевича, тайком откопать и привезти для нормального погребения тело мужа, Петро Мелехов “прислушивался к каждому звуку и клял в душе свою поездку, Лукиничну и даже покойного свата”. Он называет “кабаном” откопанного тяжелого покойника. Ho во время прощания поначалу крепившегося деда Гришаки с сыном “спазма волчьей хваткой взяла Петра за глотку. Он потихоньку вышел на баз, к причаленному у крыльца коню” (кн. 3, ч. 6, гл. XXIII).

Шолохов передает и подсознание персонажей, не раз рассказывая, что тому или иному из них снилось.

Многие произведения, написанные в ХХ веке, посвящались авторами теме войны. Одни описывали ужасы баталий, другие - героические поступки солдат, а третьи - внутренний душевный мир людей, которые оказались свидетелями всех непростых событий прошлого века.

Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон» раскрывает перед нами целый мир, в котором сложно и запутанно переплелись судьбы героев. Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру. Присутствует в нем и глубокий подтекст, хоть и не всем удается понять его с первого прочтения. Образ Дона в романе «Тихий Дон» имеет немаловажное значение, об этом поговорим подробнее.

История романа. Первоначальная идея

Уже в 20-х годах у Михаила Шолохова возникла идея - создать произведение, которое расскажет о простых людях, о том, как у них менялись взгляды на жизнь, как разгорался конфликт между «свояками», как зарождалась Советская власть. В 1925 году автор приступил к написанию романа «Донщина». Это было первоначальное название произведения. Шолохов и не предполагал, что события развернутся так широко, и он создаст целую эпопею.

Идея автора - раскрыть исторические условия жизни простых людей так, чтобы стало понятно, почему они привели к революции. Образ Дона в романе «Тихий Дон» предстал перед читателем как символ мощи народной, казачьей воли, широкой души. Перемена замысла послужила тому, что роман стал называться «Тихий Дон». Авторский взгляд подразумевает и то, что в романе раскрывается быт казаков до революции и во время Гражданской войны. Главной задачей произведения Шолохов ставит показать трагические судьбы людей, которые попали в страшный водоворот событий начала 20 века.

Работа в Вешенской

Новый замысел романа созрел у автора в 1926 году. Шолохов начал сбор материала. Для этого он поселился в станице Вешенской, объезжал ближайшие хутора, разговаривал с местными жителями, участниками революции и войны. Так накапливался материал, созревал сюжет. Для более тонкого изучения казачества Шолохов тщательно изучал материалы из архивов Ростова и Москвы. Роман публиковался по мере написания частей. Пресса не смолкала, во всех изданиях публиковались рецензии и отзывы о произведении.

Над своей четвертой книгой Михаил Шолохов работал гораздо медленнее, читатели очень переживали за судьбы героев и писали много писем автору. Был период, когда в среде литераторов возникло мнение, что роман написал не Шолохов, а какой-то убитый офицер. Рукопись якобы была найдена в его сумке. Автору пришлось доказывать свою правоту перед ростовской комиссией, которая была специально создана, чтобы опровергнуть клевету. Произведение выдержало испытания временем, образ Дона в романе «Тихий Дон», а также другие реальные герои раскрыли всю сущность того времени. Итак, мы разобрались в истории написания эпопеи. Теперь рассмотрим более подробно образы.

Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон»

Бессмертную эпопею «Тихий Дон» Шолохов назвал в честь могучего, несмолкающего, рокочущего Дона. И это не напрасно. Конечно же, дело не только в географии. Смысл намного важнее и глубже...

События, действительно, происходят на берегах могучей реки, и образ Дона в романе «Тихий Дон» играет немаловажную роль. Протекает река на юге России, местность эту с давних времен облюбовали донские казаки - вольнолюбивые и свободные. Дон и является символом их свободы.

Дед, отец, да и сам Григорий Мелехов, а также другие герои произведения родились и выросли в горячих степях, которые с двух сторон подступают к реке. Две природные мощи - земля и вода - повлияли на формирование характеров этих людей. Неудивительно, что Шолохов использовал слово Дон в названии романа. Так отчего же «тихий»? Ведь описанные в романе события происходили в начале 20 века, которые никак нельзя назвать спокойными. Миллионы людей стали жертвами революции и войны, реки были багряными от крови.

Скрыт в названии особенный смысл. Жизнь меняется, идет своим чередом, а тихие воды реки вечны и неизменны. Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон» очень важен. Могучая река, которая дала жизнь сухим степям, взрастила свободолюбивых казаков, сама же приняла в свои объятья их тела.

Живой Дон

Дон может быть разным по характеру. То он спокойно катит свои воды под солнцем, а то бушует и разливается, выходя из берегов. Но какие бы события ни происходили в жизни людей, река неизменно устремляет свои воды к морю. Ничто на свете не остановит этот процесс: ни войны, ни злоба людская, никакие революции. Дон в произведении - символ стабильности и надежды.

Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» сопоставляется с могучей рекой. После многолетних скитаний он возвращается. За эти годы казак потерял отца, брата, невестку, любимую женщину. В хуторе от многих домов остались одни пепелища, друзья детства не вернулись с войны. Но Григорий берет сына на руки. Он есть его зерно, росток, надежда на будущее. Финал романа олицетворяет продолжение жизни. Описание Дона здесь гармонирует полностью с образом вольного казака - сильного духом, прошедшего через многие нелегкие испытания на жизненном пути. Дон еще скован льдом, но кое-где уже виднеется черная вода, река сбрасывает с себя «цепи» и несется вперед, к морю.

Наталья

Рассматривая женские образы в романе «Тихий Дон», особое внимание хочется уделить Наталье. Две женщины полюбили одного казака - классический треугольник. Наталья - законная супруга. Аксинья - жена соседа, любит Григория страстно, горячо.

Жизнь Натальи изуродована и трагична. Эта женщина глубоко нравственна, будучи невестой, она разглядывала своего нареченного влюбленными глазами. С нетерпением она считала до свадьбы дни. Удивительно, но именно застенчивая Наталья настояла на замужестве, когда родители противились этому.

Но так сложилась жизнь, что брак ее стал несчастливым. Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» раскрывает читателю своенравного казака, который покорен Аксиньей и готов идти с любимой на край света. Он честно признается Наталье, что не любит ее. Вся семья Мелеховых встала на сторону невестки. За бескорыстность, простоту, трудолюбие все они полюбили Наталью. Она обо всех заботится, свое же горе переживает в себе. В ее лице Шолохов рисует нам образ трудолюбивой казачки, верной жены и любящей матери.

Безответная любовь

Женские образы в романе «Тихий Дон» можно охарактеризовать как полярные. Если Аксинья - боевая и горячая, то Наталья - скромная и послушная жена. Не познав семейного счастья, она находит утешение в детях. После рождения Полюшки и Мишатки похорошела и расцвела она необыкновенно. А с какой гордостью показывала Наталья своих детей Григорию. Образ Мелихова в романе «Тихий Дон» меняется в этой сцене. Сердце его в этот момент заливает волна нежности и сострадания к своей жене. Но и теперь он не испытал к ней любви. Притянул к себе и поцеловал в белый лоб.

В последние дни на смертном одре проявляется величие Натальиной души, ее самозабвенная любовь, мужество и нравственная чистота. Просит она надеть на нее ту самую зеленую юбку, которая нравилась Грише, а Мишатке наказывает поцеловать отца, как тот вернется. Несмотря на все обиды, которые нанес ей при жизни муж, Наталья прощает его и не держит зла.

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Центральным в романе является образ Аксиньи. Женщина красива, сильна и независима, способна на пылкие чувства. Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви.

Жизнь героини очень непроста. О связи с Григорием говорил весь хутор, что стало известно ее мужу. На его вопрос о том, правда ли это, казачка гордо созналась в своем грехе без колебаний. Способность нести ответственность за поступки подтверждает ее сильный дух. Отношения между Аксиньей и Григорием не были легкой интрижкой. Свою любовь они пронесли через многие испытания на протяжении нескольких лет. Оба были уверены в силе своих чувств, хотя все хуторяне приняли их связь как безнравственную. Именно у Аксиньи возникли мысли порвать с условностями и покинуть хутор. Женщина, не задумываясь, шла за любимым, не задавая лишних вопросов. Настолько сильной была ее любовь.

Григорий Мелехов

Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» многогранен. Поначалу кажется, что он - главный герой. Но потом читатель видит его примитивный кругозор, понимает, что не видит он дальше «дедовой сабли». Сразу даже не скажешь, отрицательный или положительный это персонаж. Прежде всего Григорий - правдоискатель. Однако живет он с молодости бездумно, следует устоявшимся традициям. Родители женили его на нелюбимой девушке, как и все, он готовился к службе. Все происходило будто без его участия. Даже страстная любовь к Аксинье не перевернула его жизнь. Все шло по накатанной. В мир этот Григорий пришел не для того, чтобы проливать кровь. Но суровые времена в его натруженные руки вложили казачью саблю.

Трагедия Григория

Образ Григория в романе «Тихий Дон» можно назвать трагичным. Последним для него испытанием в романе стала гибель любимой Аксиньи. Женщина получила пулю в тот момент, когда вдвоем с Григорием они направлялись в новую, как им казалось, счастливую жизнь. Все в душе его погибло, замерло в один момент.

В конце романа казак остается совсем один. Все дорогие ему люди оставили этот мир. Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» собирательный. Он объединил в себе те несчастные судьбы, которые в злые годы замирали и возрождались вновь, с новыми силами начинали жизнь. Единственной ниточкой, связывающей Григория с жизнью, стал его сын Мишатка, родная земля, хутор и, конечно же, Дон-батюшка, сила и мощь которого передавалась казакам из рода в род.

Шолохов не создал в романе образ идеального казака. Но ему удалось описать судьбу целого поколения - сильного духом, вольного казачества.

Сцена из фильма Сергея Герасимова "Тихий Дон"

Выставка из фондов музея-заповедника М. А. Шолохова посвящена Году российского кино. Тематически она делится на четыре больших раздела, три из которых рассказывают об экранизациях шолоховских произведений - «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», а четвертый посвящен кинотеатру в станице Вёшенской на момент премьеры фильма «Когда казаки плачут» (1963 г.).

Экспонаты самого большого зала рассказывают о четырех экранизациях романа «Тихий Дон», за который в 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии.

Первый фильм, снятый в 1930 г. (реж. О. Преображенская, И. Правов) по двум первым книгам романа, был немым (озвучен в 1933 г.). Премьера его состоялась 14 мая 1931 г. В главных ролях: А. Абрикосов, Э. Цесарская. Съемки проходили в хуторе Диченском Каменского района Ростовской области.

Съемки второй экранизации (реж. С. Герасимов) были начаты в 1956 г. в павильонах киностудии им. Горького в Москве, а продолжились также в хуторе Диченском. В главных ролях: П. Глебов, Э. Быстрицкая. Премьера 1 и 2 серий состоялась 26 октября 1957 года, 3-й - 30 апреля 1958 года. Фильм удостоен Большой премии «Хрустальный глобус» международного кинофестиваля в Карловых Варах, нескольких премий и почетных дипломов кинофестивалей за режиссуру, актерское мастерство, операторскую работу.

Третья экранизация романа «Тихий Дон» прошла в окрестностях станицы Вёшенской (реж. С. Бондарчук). Судьба этого фильма очень сложна. Режиссер, долгие годы вынашивавший замысел более полной экранизации романа и тщательно готовившийся к съемкам, не получив государственного финансирования, был вынужден работать с итальянскими продюсерами, которые ставили свои условия, в том числе участие зарубежных звезд (главные роли исполнили Р. Эверетт, Д. Форест, Ф. М. Абрахам). Съемки завершились в 1992 г., но между киноконцернами России и Италии начались тяжбы. Режиссер умер, не дождавшись выхода фильма на экран.

В 2005 г. Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, и сын режиссера, Ф. Бондарчук, смонтировал из «рабочего материала» 8-серийный фильм, премьера которого в России состоялась 7 ноября 2006 глда.

В окрестностях станицы Вёшенской проходили съемки и четвертой экранизации (реж. С. Урсуляк). В главных ролях: Е. Ткачук, П. Чернышова. Премьера многосерийного фильма (14 серий) состоялась в ноябре-декабре 2015 года на телеканале «Россия».

Музейные предметы, представленные в экспозиции, относятся непосредственно к съемкам фильмов, часть экспонатов является типологией предметов того времени. На стилизованной «съемочной площадке» с интерактивным баннером посетители увидят рабочий момент съемок «Тихого Дона» режиссером С. Герасимовым. В витринах выставлены сценические костюмы, подаренные музею съемочной группой режиссера С. Урсуляка.

Второй зал посвящен истории фильмов по ранним произведениям писателя и экранизациям романа «Поднятая целина». В экспозиции - воспоминания драматурга и сценариста А. Я. Витоля и его письма к М. А. Шолохову. Для более эмоционального восприятия в витринах представлены предметы эпохи: буденновка, маузер, штык, другие предметы времен Гражданской войны, сельхозорудия и элементы одежды 1930-х годов - эпохи коллективизации.

Материалы об экранизациях шолоховских произведений, посвященных Великой Отечественной войне, представлены в третьем зале экспозиции. Кинолента «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) была снята в 1959 году по мотивам одноименного рассказа М. Шолохова, опубликованного в 1956 году, и стала «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран», а также отмечена целым рядом наград международных кинофестивалей.

В 1975 г. на экраны вышел фильм «Они сражались за Родину» (реж. С. Бондарчук). Его съемки проходили в окрестностях хутора Мелологовский Волгоградской области, где в Великую Отечественную войну были ожесточенные бои с фашистами. Фильм был признан «Лучшим фильмом года», номинирован на главную премию Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь», имеет целый ряд премий международных кинофестивалей.

В центральной витрине этого зала выставлен кинопроектор из Вёшенского Дворца культуры, где в 1975 году состоялась премьера фильма «Они сражались за Родину», на которой присутствовал М. А. Шолохов. Также представлены предметы времен Великой Отечественной войны: оружие, элементы формы, снаряжения, награды и др.

Завершает экспозицию зал, который погружает посетителей в атмосферу кинотеатра в станице Вёшенской, где в 1963 году. состоялась премьера фильма «Когда казаки плачут» (реж. Е.Моргунов). Среди зрителей был М. А. Шолохов, который вместе со всеми вёшенцами смеялся и сопереживал героям фильма. Афишная тумба, скамейки у дома культуры, очередь в кассу за билетами и сама касса помогут ощутить атмосферу тех лет. В стилизованном кинозале с кинопроектором и рядами зрительских кресел можно посмотреть на белом экране фильм и почувствовать настроение кинозрителей советского времени.

Всего по произведениям М. А. Шолохова сделано 18 экранизаций. Каждая из них оставила свой след в истории кино и сердцах зрителей, многие фильмы вошли в «золотой фонд» отечественного кино, их знают, смотрят и любят.