Интернет

Биография мореплавателя витуса беринга. Биография витуса беринга

Родом, Беринг родился в 1680 году в Ютландии; а в 1704 году был принят Царем Петром во флот с чином мичмана, как уже ходивший на голландских судах кругом в Индию. Считаясь одним из лучших капитанов, Беринг до 1724 года командовал последовательно в и кораблями «Селафаил», «Перл», «Мальбург» и «Лесное» и принимал деятельное участие в военных действиях на море против . В 1724 году Беринг вышел в отставку, обидевшись на непроизводство в чин капитана 1-го ранга; через полгода Петр приказал адмиралтейской коллегии снова пригласить его на службу и дать ему желаемый чин.

Заботясь о развитии и начале торговых сношений с , и другими восточными странами, Петр I интересовался вопросом – возможен ли проход из Архангельска в Тихий океан , иначе говоря, существует ли пролив между Азией и Америкой. Для выяснения этого вопроса Петр решил отправить научную экспедицию под начальством Беринга. 23 дек. 1724 года, незадолго до своей кончины, Царь дал Ивану Ивановичу следующую собственноручную инструкцию: «1) надлежит на Камчатке или на другом месте сделать один или два бота с палубами; 2) на оных ботах возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки, и для того искать, где она сошлась с Америкой, и чтобы доехать до какого города европейского владения, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный берег называют, и взять то на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость и, поставя на , приезжать сюда».

В состав экспедиции вошли: лейтенант Чириков, несколько человек ученых и геодезистов и до 40 нижних чинов; впоследствии к экспедиции присоединились лейтенант Шпанберг, гардемарин Чаплин и еще 60 нижних чинов и мастеровых. Закончив приготовления, Чириков с частью экспедиции 24 января 1725 года (за 4 дня до смерти Петра) выехал из в Вологду и здесь около 15 февраля соединился с , прибывшим с остальными спутниками. Отсюда вся экспедиция направилась на восток и на 44-й день пути прибыла в Тобольск.

Первая камчатская экспедиция Беринга

В июне 1726 года Беринг прибыл в Якутск, а 30 июня 1727 года — в Охотск, проведя в пути почти два с половиной года. Пополнив здесь запасы, Беринг отправился морем из Охотска на Камчатку в Большерецк, а оттуда сухим путем перешел в Нижнекамчатск (11 марта 1728 года), где тотчас приступил к постройке палубного бота «Гавриил» для предстоящего морского плавания. 13 июля с запасами для годичного плавания Беринг вышел из Камчатки в море, направляясь на север, к месту предполагаемого разделения Азии и Америки. Незнакомство с условиями северном плавания, несовершенная постройка судов, позднее время года, постоянные туманы и бурное море сильно затрудняли выполнение Беринг его задачи. Пробыв более месяца в открытом море, Беринг прошел почти весь пролив, названный впоследствии его именем, и перевалил за полярный круг. Из расспросов и других обитателей Камчатки Беринг убедился, что этот берег дальше поворачивает к западу, а к северу простирается водное пространство без признаков земли.

Показания чукчей в различных местах были совершенно одинаковы и утвердили Беринга в мысли, что Азия с Америкой не соединяются. Чтобы проверить это, путешественник отошел от берегов и решил продвинуться на северо-восток. Потеряв из виду землю и долгое время не встречая ожидаемого американского берега, Беринг не решился продолжать путешествие, боясь попасть во льды и быть ими затертым в неизвестном море. же мнения были его спутники. Экспедиция вернулась на зимовку в Нижнекамчатск, куда прибыла 2 сентября 1728 года. За время этого плавания Беринг открыл у восточного берега Камчатки остров, названный позже его именем.

Перезимовав в Нижнекамчатске, Иван Иванович выстроил второй бот «Фортуну» и, назначив на него Чирикова, 5 июня 1729 года снова вышел в море с обоими судами. На этот раз Беринг решил пройти на восток. Сделав переход около 200 км. и не встретив земли, исследователь был принужден вернуться в Охотск. Второе плавание окончательно убедило Беринга в существовании к востоку неизвестной земли, отделенной от Азии морским проливом.

Считая свою миссию выполненной, Беринг отбыл в Петербург и здесь представил карту своих плаваний адмиралтейской коллегии вместе с подробным докладом о необходимости снаряжения новой экспедиции для исследования всего северного побережья и открытого пролива. Рассмотрев представленные путешественником карты, журналы и отчет о плавании, адмиралтейская коллегия отнеслась недоверчиво к вопросу о проливе, но в награждение понесенных трудов представила Беринга к чину капитан-командора.

Предложение Беринга о снаряжении новой экспедиции по рассмотрении сенатом и адмиралтейской коллегией было одобрено. Заключалось оно в следующем: принять меры для устройства Охотского края и Камчатки, исследовать пути к Америке и Японии и произвести опись всего северного побережья России между реками Леной и . Одновременно с планом экспедиции Беринг возбуждал целый ряд вопросов, касавшихся благоустройства наших сибирских окраин: возбужденные им вопросы рисуют Ивана Ивановича как человека государственного ума, достойного сподвижника Петра Великого. Эти вопросы сводятся к следующему:

  • О необходимости религиозного просвещения между и другими племенами;
  • Об учреждении на реке плавильных заводов для добывания из местной ;
  • Об организации из местных жителей регулярных полков;
  • О разведении в Охотском и Камчатском крае русских пород лошадей и рогатого скота, коего там имеется мало, а пастбища богаты и земля плодородна;
  • О заведении и верфей, развитии добывающей промышленности, изменении системы ясака, развитии рыболовства, звериного промысла и тому подобное;
  • Об основании морской торговли с Японией.

Каждый из этих пунктов Беринг подробно объяснял сделанными наблюдениями. Одобренный сенатом и адмиралтейской коллегией проект Беринга встретил полное сочувствие Императрицы Анны Иоанновны. 17 апреля 1732 года последовал Высочайший указ, в котором предложения Беринга признавались вполне отвечающими «государственной пользе и умножению нашего интереса» и приказывалось снарядить вторую камчатскую экспедицию. Дух Петра еще жил среди людей, стоявших у власти, и потому в сочувствии и поддержке широким замыслам Беринга не было недостатка.

Вторая камчатская экспедиция (или первая академическая ) 1733 – 43 годов

В состав экспедиции вошел весь цвет русской науки того времени. Участниками от флота были: сам Беринг, талантливый Чириков, Шпанберг, братья Лаптевы, Овцын, Малыгин, Скуратов, Прончищев, Челюскин, Ваксель, Стерлегов (все прославившиеся своими открытиями), еще 48 офицеров, гардемаринов и штурманов, 13 чиновников, шкиперов, боцманов, 18 лекарей и подлекарей; от академии наук – академики Миллер, Гмелин, Де-ла-Кроер, профессор Фишер, Штеллер, 5 студентов, 16 геодезистов, 5 мастеров различных специальностей, переводчики, живописцы и 6 «рудознатцев» (горняков), 1 пастор, 6 священников и до 600 человек матросов, солдат и мастеровых.

Экспедиция была разделена на отряды, которые должны были одновременно начать исследование и опись всего побережья Ледовитого океана: от Архангельска к реке Оби и Лене, Камчатке, от и берега до Японии. Беринг и Чириков на двух судах должны были идти из Камчатки для исследования берегов Америки и решить в окончательной форме вопрос о проливе. Шпанберг с тремя судами направляется в для исследования и и завязания сношений с этой страной. Братья Лаптевы и другие офицеры на трех дубель-шлюпках производят опись северного побережья между устьями и ; кроме того, одно или два судна должны были производить опись берега от Архангельска до Оби. К целям научным прибавлялась и цель государственная – распространить владычество России на вновь открытые земли и острова. Все инструкции по этому поводу предписывали составу экспедиции самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Начальником всей экспедиции был назначен Беринг, помощником его и заместителем – Чириков. Экспедиция была рассчитана на 6 лет, и приготовления к ней были громадны: средств действительно не жалели, и оборудование ее было по тому времени самое широкое. Отправление отрядов к различным пунктам северного побережья началось весной 1732 году. С большими усилиями преодолевая трудности пути, партии постепенно прибывали на свои места, строили нужные суда и приступали к работам. В это время члены академии, распределенные по отдельным областям, производили порученные им научные исследования.

Экспедиция Беринга и Чирикова к американским берегам

Только к 1740 году были построены нужные суда, «Святой Петр» и «Святой Павел», и Беринг перешел морем в Камчатку. Выбрав хорошую бухту, путешественник заложил здесь порт и назвал его «Петропавловской гаванью». 4 июня 1741 года Иван Иванович вышел в море. Было решено идти вместе на юго-восток, пока не будет встречена земля. 20 июня шторм разлучил суда, и они уже больше не встречались. Первому увидеть землю удалось Чирикову («Святой Павел») — 15 июля, на широте 55° 21` сев. и долг. 61° 55` зап. Подойдя ближе, Чириков убедился, что находится у берегов Америки. Обе посланные им на берег шлюпки были захвачены туземцами, и Чирикову пришлось вернуться в Камчатку.

Беринг увидел берег только 20 июля – это был остров Святого Ильи (Каяк). Опасаясь быть застигнутым ветрами, капитан пополнил запасы воды и тронулся в обратный путь. Неблагоприятный прижимал судно к берегам, и Берингу пришлось несколько раз отстаиваться на якоре. За это время были открыты остров Архидьякона Стефана (Туманный) и острова Евдокеевские. Между тем среди команды начали развиваться болезни; сам Беринг был сильно болен, и командование перешло к лейтенанту Овцыну.

Постоянные штормы, холода, недостаток провизии и воды вскоре привели экипаж в самое печальное положение. Счисление было почти потеряно, ослабевшие люди едва могли управлять парусами. Ежедневно умирало по 2-3 человека. 4 ноября увидели наконец, землю, принятую за Камчатский берег, к которой и приблизились. Это оказался остров, названный потом именем Беринга. Из-за ветхости судна и болезней решено было здесь перезимовать. Стали выкапывать ямы в песке, прикрывать их брезентами и парусами. Во время плавания умерло 12 человек. Из оставшихся многие умерли при перевозке на берег, остальные находились в самом печальном состоянии. Сам капитан Беринг и большая часть офицеров были тяжело больны, и их закутанными перенесли и поместили в вырытые ямы.

Наступали холода. Остров оказался пустым, без леса, хотя и с водой. Невозможные условия жизни в ямах привели к сильной смертности. Одним из первых, 8 дек. 1742 года, скончался Беринг; оставшиеся в живых провели здесь около 9 месяцев. Весной, разломав свое судно, они построили из него меньшее и после 2-недельного плавания достигли, наконец, Авачинской бухты, откуда в 1743 года добрались до Охотска. Так окончилась первая большая экспедиция. Несмотря на все неудачи, в продолжение десяти лет (1733-43 годы) русскими моряками и академиками были пройдены и описаны впервые северные берега России от до устьев реки Колымы, Камчатка, исследована Сибирь до крайних южных и восточных ее пределов, совершены 2 плавания к Северной Японии и, наконец, открыты западные берега Америки, Курильские и Алеутские острова, и доказано существование «северного хода» в Тихий океан. Участники различных партий по возвращении в Санкт-Петербург представили свои труды в виде карт, описей и журналов, причем академики Штеллер и другие оставили любопытные записки о путешествии и труды по описи Сибири. В 1822 году Берингу был поставлен первый памятник на его могиле, а в 1866 году, по почину капитана 1-го ранга Рикорда, ему воздвигли памятник в Петропавловске.

Витус Беринг родился в Дании в 1681 году. В 1703 году окончил Амстердамский морской кадетский корпус и вскоре поступил на службу на российский флот в чине подпоручика. В 1710 году был переведен в Азовскую флотилию, где участвовал в Прутском походе (1711). В 1712-1723 годах проходил службу на Балтике, где командовал различными судами. В 1724 году был уволен со службы по личной просьбе.

23 декабря 1724 года Петр I издал указ об организации экспедиции на Камчатку и дал распоряжение подыскать достойного офицера, который мог бы ее возглавить. Адмиралтейство предложило кандидатуру капитана Беринга, имевшего на тот момент определенный опыт. Царь с кандидатурой согласился, и Беринга вновь принимают на службу и присваивают звание капитана 1-го ранга.

Задачи, стоявшие перед экспедицией, лично расписал сам Петр I. Первая Камчатская экспедиция продолжалась пять лет (1725-1730). Беринг и его команда успешно справились с поставленными задачами. На карты были нанесены большие участки побережья Камчатки и Чукотки.

Обогнув Камчатку с юга, русские мореплаватели доказали, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые. Но самым главным открытием явилось то, что путешественники прошли проливом между Азией и Северной Америкой, который позже был назван Беринговым.

Позже экспедиция продвинулась к востоку от Камчатки более чем на 200 километров, были открыты Авачинский залив и Авачинская бухта. Экспедиция Беринга впервые выполнила съемку 3500 километров западного берега моря, впоследствии названного Беринговым.

В 1730 году он вернулся в Санкт-Петербург, где предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. Чиновники морского ведомства к отчету отнеслись с недоверием. Тем не менее труд путешественников был достойно оценен. Витус Беринг получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

После Первой Беринг предложил организовать новую, Вторую Камчатскую экспедицию с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.

Его план был принят, и он возглавил Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. Его заместителем был назначен А. Чириков.

8 сентября 1740 года экспедиция на двух кораблях («Святой Петр» и «Святой Павел») вышла из Охотска, но, пока шли сборы, наступила осень, и отплытие к берегам Америки отложили до следующего года. Корабли встали на зимовку в бухте реки Авачи. Именно здесь Беринг заложил населенный пункт, который назвали в честь кораблей экспедиции. После зимовки в Петропавловске, 4 июня 1741 года, на двух пакетботах экспедиция Беринга и Чирикова отправилась от берегов Камчатки на юго-восток сначала в поисках мифической Земли Жуана да Гамы. Ее поиски успехов не принесли, и корабли взяли курс на северо-восток, но из-за плохой видимости разошлись. Несколько дней Беринг искал корабль Чирикова, но безрезультатно. Оставшись с одним кораблем, Беринг продолжил двигаться сначала на юг, а позднее на северо-восток, где подошел к берегам Аляски. Открытия омрачались обострившейся у Беринга сердечной болезнью.

Несмотря на плохое самочувствие капитана, путешественники продолжили исследования вдоль берегов Америки. В августе - сентябре были открыты остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на полуострове Аляска. На открытых островах Шумагина русские путешественники впервые встретились с алеутами. 4 ноября 1741 года корабль прибило к острову, на котором капитан-командор скончался 8 декабря. Здесь же от цинги умерло 14 человек экипажа. В дальнейшем остров был назван островом Беринга.

За 10 лет (с 1733 по 1743 год) отряды Второй Камчатской экспедиции нанесли на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд.

В 1991 году российско-датская экспедиция нашла на Командорских островах могилу великого мореплавателя. Профессор В. Звягин по черепу реконструировал истинный облик Беринга.

Именем капитана-командора Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, улица в городе Петропавловске-Камчатском.

(1681-1741)

БЕРИНГ Витус Ионссен (Ионассен) (1681 – 8 декабря 1741) – мореплаватель, офицер русского флота. Выходец из Дании. В 1704 начал службу в русском военном флоте. В 1724 Петр I поручил Берингу провести морскую экспедицию в Тихом океане между северо-восточным побережьем Сибири и северо-западным побережьем Америки, поставив одной из главных задач окончательное разрешение вопроса о наличии или отсутствии пролива между Азией и Америкой . Важнейшую роль в организации и работах экспедиции, известной под назв. 1-й Камчатской (1725-30), играл его помощник Алексей Ильич Чириков. На кораблях, построенных силами экспедиции, Берингпрошел к западному побережью Камчатки, после чего по суше пересек полуостров и достиг Нижнекамчатска, где был выстроен основной экспедиционный корабль «Святой Гавриил». Помощниками Беринга на корабле были А. И. Чириков и Мартын Петрович Шпанберг. Плавание продолжалось с июля по сентябрь 1728. Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл о. Святого Лаврентия. Пройдя (проливом, названным впоследствии Беринговым) в Чукотское море до широты 67 0 18 / с. ш. и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обвратном пути экспедиция открыла о. Святого Диомида (в действительности два острова: Ратманова и Крузенштерна). После зимовки в Нижнекамчатске, Беринг. в 1729 обследовал море и положил на карту южный мыс Камчатки (Лопатку), после чего вернулся в Охотск.

В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций, которой поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Беринг официально руководил всеми отрядами этих грандиозных экспедиций, кроме того, лично на него возлагался поход к берегам Америки. Помощниками его снова были назначены А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. Работы экспедиции продолжались с 1733 по 1743. В них участвовало 13 кораблей, свыше 600 чел. В июне 1740 была окончена постройка в Охотске двух пакетботов – «Святой Петр» (командир В. Беринг) и «Святой Павел» (командир А. И. Чириков). В сентябре 1740 суда вышли в море, посетили Большерецк и оттуда прошли в Авачинскую губу, где стали на зимовку. В июне 1741 корабли вышли в море и направились к востоку. По приказу Беринга впереди шел «Святой Павел». Вскоре пакетботы в результате бури разделились и дальнейшее плавание вели самостоятельно. «Святой Петр» достиг побережья Северной Америки у о. Каяк. На обратном пути Б. открыл о. Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских о-вов. А. И. Чириков, достигший раньше Беринга побережья Аляски, также открыл некоторые из Алеутских о-вов. В ноябре 1741 корабль Беринг пристал к неизвестным островам (ныне Командорские), принятым за Камчатку, и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне о. Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей умерла от цинги, в том числе и сам Беринг Оставшаяся часть экипажа (всего 40 чел.) следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

Именем Беринга названы: море (Тихий океан), пролив между Евразией и Северной Америкой, остров (Командорские о-ва), мыс Беринга (1. побережье Анадырского залива; 2. побережье Охотского моря), гора Командора Беринга (побережье Охотского моря, о. Спафарьева), Берингия (исчезнувшая суша между Азией и Америкой), Командорские острова (север Тихого океана), озеро, полуостров, река, ледник.

Офицеру русского флота Витусу Ионссену Берингу принадлежит почетное место в истории географии. Он возглавлял величайшую в мире географическую экспедицию – Великую Сибирско-Тихоокеанскую экспедицию. Эта грандиозная по масштабам экспедиция охватила огромные пространства всего севера Сибири и Дальнего Востока. Большое число отдельных отрядов под начальством опытных морских офицеров в течение десяти лет описывало, наносило на карты береговую черту севера Азии.

Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция, организованная по повелению Петра I, явилась логическим завершением многочисленных путешествий мореходов, землепроходцев в XVII в. За кратчайший исторический срок, менее одного столетия, русские землепроходцы сумели пройти всю Сибирь, выйти к берегам Восточного, или Тихого, океана, обосноваться на севере Сибири и завершить свои походы крупнейшим географическим открытием во время плавания С. И. Дежнева, когда было доказано, что Азия отделена от Америки проливом.

Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция была призвана завершить, поставить на научную основу все открытия землепроходцев. Кроме того, была еще одна причина, особо подчеркивавшаяся Петром I в инструкции руководителям экспедиции. Все дело в том, что величайшее географическое открытие, совершенное С. И. Дежневым, в течение длительного времени было похоронено в сибирских архивах. Несмотря на то, что сведения о нем просочились и в Европу, ясного представления о том, соединяется ли Азия с Америкой или между ними есть пролив и, следовательно, возможно плавание из Северного Ледовитого океана в Восточный, или Тихий, океан,– среди ученых России и Европы не было. Многочисленные слухи, доходившие до Европы, о Японии, Курильских, Шантарских островах, о близком соседстве Америки с российскими владениями требовали своего разрешения. Россия была жизненно заинтересована в этом. И Петр I незадолго до своей смерти 23 декабря 1724 г. подписал указ о снаряжении подобной экспедиции. В лично им написанной инструкции начальнику экспедиции капитан-командору В. И. Берингу говорилось:

«1) Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2) На оных ботах возле земли, которая идет на Норд, а по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3) И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст [берег] называют и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды».

Витус Ионссен Беринг родился в 1681 г. в Дании в городе Хорсенсе. О детских и юношеских годах его сохранилось мало сведений. Известно, что на голландском корабле он плавал в Ост-Индию. Возвратившись оттуда в 1703 г. в Амстердам, В. И. Беринг был приглашен Петром I на службу в Балтийский флот с чином подпоручика. С этого момента и до конца своих дней он прожил в России, честно и беззаветно служа своей новой Родине. Здесь его называли Иваном Ивановичем.

В 1704 г. Беринг командовал небольшим кораблем на пускавшимся с Рамонской верфи (севернее Воронежа) в Азов. В 1705 г., командуя шхуной, принимал участие в строительстве крепости на острове Котлин (будущий Кронштадт), доставляя туда строевой лес. В 1706 г. Беринг был произведен в лейтенанты (поручики), а в 1710 г. – в капитан-лейтенанты (капитан-поручики) и переведен в Азовский флот. В 1711 г. участвовал в русско-турецкой войне, командуя шнявой в Прутском походе Петра I. Повсюду он проявлял отличное знание морского дела, был исполнительным, добросовестным и честным офицером.

Переведенный в 1712 г. снова в Балтийский флот Беринг принял активное участие в длительной войне России со Швецией, вошедшей в историю под названием Северной войны. По личному поручению Петра провел из Копенгагена в Кронштадт корабль «Перл», а из Архангелогородской эскадры из Белого моря вокруг Скандинавского полуострова в Ревель – новый корабль «Селафаил».

В 1717 г. он был произведен в капитаны 3-го ранга, в 1720 г. – в капитаны 2-го ранга. В 1721 г. командовал шестидесятипушечным кораблем «Марльбург». В 1724 Г. В. И. Беринг по неизвестным причинам вышел в отставку, но в этом же году специальным указанием Петра был возвращен во флот с чином капитана 1-го ранга.

Этому опытному и способному моряку Петр I и поручил возглавить экспедицию 1725-1730 гг., которая получила затем название Первой Камчатской экспедиции. Помощниками В. И. Беринга были назначены лейтенанты М. П. Шпанберг и А. И. Чириков. В составе экспедиции было свыше 60 человек, не считая офицеров.

Отправившись из Петербурга через Сибирь в Охотск в начале 1725 г., экспедиция прибыла туда только через два года, в январе 1727 г. Следует сказать, что из Охотска, хотя еще и не объявленного официальным портом России на Восточном океане, регулярно ходили суда на Камчатку, чаще всего в Большерецк, столицу Камчатки. Такое регулярное с ней сообщение началось после похода Кузьмы Соколова и Никифора Трески в 1716-1717 гг. В Охотске, по рекам Охоте и Кухтую, а также неподалеку от Охотска, на Ураке, строились мореходные суда.

В Охотске для экспедиции достраивался шитик «Фортуна». Летом 1727 г. его спустили на воду и на нем перевезли все грузы и личный состав экспедиции в Большерецк. Оттуда с неимоверными трудностями на собаках все снаряжение экспедиции было переправлено в Нижне-Камчатск. Здесь в апреле было заложено судно для предстоящего похода. Оно было спущено на воду 8 июня 1728 г. и названо «Святым Гавриилом».

13 июля 1728 г. экспедиция вышла в море и направилась к устью Анадыря. Следуя далее, 1 августа она открыла губу, названную губой Св. Креста. Любопытная деталь: все вновь открываемые места В. И. Беринг называл по церковному календарю, а никогда не давал имен участников экспедиции и даже лиц царской фамилии. Так, в данном случае «поелику в сие число празднует церковь наша происхождение древ частного и животворящего Креста, то и назвал он губу, в коей находился, губою Св. Креста», – отмечает В. Н. Берх. На том же основании был назван и открытый 10 августа остров именем Св. Лаврентия.

Войдя в пролив, называемый теперь Беринговым, и достигнув широты 65°30/ Беринг 13 августа собрал совет офицеров, чтобы обсудить, что делать дальше. Из-за густого тумана при прохождении пролива с судна не был замечен американский берег, поэтому требовалось принять решение о дальнейших планах экспедиции.

На совете М. П. Шпанберг предложил плыть на восток до 16 августа и затем повернуть обратно, считая, что если и дальше нигде не будет видно американской земли, то, следовательно, она не соединяется с азиатской землей.

Другого, совершенно правильного мнения придерживался А. И. Чириков, который настаивал на плавании вблизи берега до тех пор, пока судно не подойдет к устью Колымы. В этом случае было бы совершенно точно доказано наличие пролива между Азией и Америкой. Но начальник экспедиции послушался совета Шпанберга и «Св. Гавриил», добравшись до широты 67°18 / (т. е. находясь уже в Чукотском море, повернул обратно.

В проливе между Азией и Америкой судно было опять застигнуто густым туманом, не давшим возможности и на этот раз увидеть берега Америки. В проливе был открыт остров Диомида (в самом деле там два острова и скала; другое их название – острова Гвоздева).

1 сентября экспедиция возвратилась в Нижне-Камчатск, где и зазимовала. В следующем году В. И. Беринг предпринял еще одну попытку пройти на восток на поиски земли, о которой он слышал, будучи на Камчатке, но сильный ветер с туманом помешал осуществлению такого намерения. В. И. Беринг возвратился морем в Большерецк, а оттуда 23 июля 1729 г. прибыл в Охотск. В марте 1730 г. после пятилетнего отсутствия экспедиция прибыла в Петербург.

Несмотря на то, что экспедиция не решила твердо и окончательно вопроса о проливе между Азией и Америкой, она имела большое значение. Помимо географических открытий, совершенных ею, В. И. Беринг представил много весьма интересных этнографических сведений о якутах, чукчах, камчадалах, коряках. Экспедиция произвела несколько точных астрономических наблюдений и составила карту Чукотки, основанную не на рассказах и вымыслах, а на достоверных данных.

Первая экспедиция В. И. Беринга явилась разведкой, прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. Сам Беринг хорошо это понимал и писал по возвращении, что «Америка, или иныя, между оной лежащие земли, не очень далеко от Камчатки...

Не без пользы было, чтоб Охотской или Камчатской водяной проход, до устья реки Амура и далее, до Японских островов, выведывать...

Ежели за благо разсуждено будет, северные земли или берег от Сибири, а именно от реки Оби до Енисея, а оттуда до реки Лены, к устьям оных рек можно свободно и на ботах или сухим путем выведывать».

В этих словах В. И. Беринга заключается суть его проекта, поданного по прибытии в Петербург в Адмиралтейств-коллегию и озаглавленного «О мерах к устройству Охотского края и Камчатки, о проведывании пути к Америке и Японии для учреждения с оными странами торговли и о проведывании северного берега Российской империи между Обью и Леной».

В этом проекте Беринг предусматривал многие мероприятия по устройству Охотско-Камчатского края и Чукотки и выдвигал требование о создании сильного военного и торгового тихоокеанского флота, предполагал в Охотске устройство порта.

Большинство из пунктов программы В. И. Беринга вошло затем в инструкцию, данную Адмиралтейств-коллегией первому командиру Охотского порта Г. Г. Скорнякову-Писареву. Правительство приняло в своей основе предложения В. И. Беринга. Они были существенно дополнены и расширены в результате широкого обсуждения.

16 марта 1733 г. состоялся именной указ об организации экспедиции, которая теперь по праву называется Великой Сибирско-Тихоокеанской (Великой Северной) экспедицией. Начальником ее был назначен В. И. Беринг, помощниками – по-прежнему А. И. Чириков, прекрасно себя зарекомендовавший по первой экспедиции и потому занявший место первого помощника, и М. П. Шпанберг. Началась длительная подготовка к экспедиции. Были написаны самые подробные инструкции для семи ее отрядов, которые должны были действовать на протяжении северного побережья от Оби до Амура. Северными отрядами экспедиции в разной время командовали доблестные русские офицеры, воспитанники петровской Морской Академии – Степан Малыгин, Дмитрий Овцын, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Петр Ласиниус, Василий Прончищев, Семен Челюскин, Федор Минин, Дмитрий Стерлегов.

Самостоятельную группу, так называемую «академическую экспедицию», составлял отряд профессоров, адъюнктов и студентов Академии наук. В этом отряде находился будущий известный исследователь Камчатки С. П. Крашенинников.

Главный отряд экспедиции, называемый иногда Второй Камчатской экспедицией, под непосредственным руководством В. И. Беринга и А. И. Чирикова должен был отправиться к берегам Америки и исследовать северную часть Тихого океана. Отряд, руководимый М. П. Шпанбергом. должен был отправиться для описания Курильских, Шантарских островов и Японии.

Первые отряды такой небывалой по масштабам экспедиции начали выезжать из Петербурга в феврале 1733 г. Естественно, что руководить такой огромной экспедицией было трудно и до крайности сложно. Большей частью отряды действовали самостоятельно в соответствии с данными инструкциями. Однако руководители отрядов систематически посылали отчеты Берингу, и он, особенно на первом этапе экспедиции, находясь в Якутске, до отправления в историческое плавание, деятельно руководил работой отрядов.

В октябре 1734 г. Беринг прибыл в Якутск, еще раньше туда прибыл Шпанберг, который вскоре отправился в Охотск для подготовки судов для экспедиции. Три года продолжалась подготовка в Якутске всего необходимого к отправлению в Охотск. Надо хорошо себе представить трудности, которыми сопровождался этот сложнейший этап экспедиции, чтобы правильно оценить такую кажущуюся медлительность. Достаточно сказать, что для пропитания экспедиции требовалось 16000 пудов различных продуктов в год. Все они привозились в Якутск, а отсюда в Охотск. Трудности доставки груза из Якутска в Охотск были чрезвычайно велики. Такие тяжелые предметы, как, например, железные якоря и бухты каната для кораблей, приходилось распиливать или разрубать на части, перевозить в таком виде в Охотск и там снова соединять или сращивать. Тысячеверстный путь от Якутска до Охотска таил на каждом шагу опасности. Дорога проходила горными тропами, по которым можно было пробираться только верхом на лошадях. Таким путем провозились все грузы. Многочисленные горные речки и реки приходилось переходить вброд. Трудные метеорологические условия и полное отсутствие малейших удобств во время отдыха дополняли тяготы пути.

Все участники экспедиции, предназначавшейся к действиям на Тихом океане, собрались в Охотске к осени 1737 г. Тем временем там под наблюдением Шпанберга были выстроены два новых судна: бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда». Кроме того, были отремонтированы старые боты «Гавриил» и «Фортуна». С первыми тремя из них Шпанберг вышел в плавание к Курильским островам и к берегам Японии 18 июня 1738 г.

На охотских верфях для главного отряда экспедиции строились суда: двухмачтовые пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» длиной по 80 футов, поднимавшие по 6000 пудов груза. В июне 1740 г. суда были спущены на воду, но смогли выйти в море только 8 сентября. Пакетботом «Св. Петр» командовал В. И. Беринг, а пакетботом «Св. Павел» – А. И. Чириков. В Авачинской губе, куда уже ранее были посланы штурман Иван Фомич Елагин и подштурман Василий Андреевич Хметевский, все было подготовлено для зимовки.

4 июня 1741 г. суда вышли в море. У В. И. Беринга было 77 человек команды, а у А. И. Чирикова – 75. С В. И. Берингом следовали лейтенант Свен Ваксель, мастер Софрон Хитрово, натуралист Георг Стеллер и разжалованный в матросы лейтенант Дмитрий Овцын.

Суда следовали на юго-восток, где в соответствии с инструкцией должны были выяснить существование мифической Земли де Гамы. Совместное плавание судов продолжалось до 20 июня. За это время, убедившись в том, что такой земли не существует в показанном на карте районе, суда повернули на северо-восток: 20 июня во время сильного ветра и волнения пакетботы потеряли друг друга из вида и больше не встретились.

Некоторое время В. И. Беринг продолжал оставаться на месте, надеясь вновь встретиться с А. И. Чириковым, но затем направился на юг. Видимо, решив, что он недостаточно точно выполнил инструкцию, а также уступая настойчивым просьбам натуралиста Стеллера, В. И. Беринг решил еще раз посетить те места, где можно было искать Землю де Гамы. Наконец, 25 июня судно повернуло на северо-восток и двигалось таким, иногда подправляемым к северу курсом. После двадцатидневного перехода, 16 июля, находясь в широте 58°14", моряки увидели высокие горы на горизонте. Это была Америка. Среди гор выделялась одна, которая была названа В. И. Берингом горой Святого Ильи. 18 июля приблизились к берегу настолько, что видели великолепный лес, росший у самого моря. Дальнейшее плавание проходило медленно. Боялись наскочить на прибрежные камни.

20 июля подошли к острову Каяк (В. И. Беринг назвал его островом Святого Ильи). На берег был послан «для сыскания гавани» Софрон Хитрово с командой из 15 человек. На другой шлюпке на остров был высажен натуралист Г. Стеллер в сопровождении казака Фомы Лепихина. Надо отдать должное Стеллеру. В течение шести часов, которыми он располагал, он сумел сделать многочисленные и богатейшие наблюдения над природой острова, его фауной и флорой, остатками строений и предметов домашнего обихода населявших остров жителей и множество других наблюдений. Он сумел за это короткое время приготовить богатые коллекции и запастись ценными находками. Важность наблюдений Стеллера очевидна. И приходится пожалеть, что В. И. Беринг не предоставил большего времени для производства описи и наблюдений. Софрон Хитрово за это же время успел запастись водой и снять план острова Каяк.

В. И. Беринг торопился с выходом. Его беспокоило обратное возвращение, он отвечал за вверенных ему людей. Поэтому в ответ на нападки Стеллера он с горечью замечал:

«...Мы воображаем, что все открыли, и строим воздушные замки; а никто не думает о том, где мы нашли этот берег? Как еще далеко нам до дому? Что еще может с нами случиться? А берег нам незнакомый чужой, провианта на прозимовку не хватит...».

На рассвете 21 июля пакетбот «Св. Петр» снялся с якоря и взял курс на юго-запад, придерживаясь берегов Америки. 26 июля прошли близко от острова Кадьяк, который был виден с судна, 2 августа открыли остров Укамок. Условия плавания ухудшались. Из-за недостатка свежей пищи появились больные, началась цинга. В конце августа умер матрос 2-й статьи Никита Шумагин. Его похоронили на одном из островов группы, названных Шумагинскими. Во время стоянки у этого острова впервые встретились с жителями Алеутских островов – алеутами, которые подъезжали к судну на байдарах. Несмотря на то, что времени для наблюдений было мало, Стеллер, Ваксель и Хитрово сумели и здесь произвести достаточно точные и подробные наблюдения.

Путь от Шумагинских островов к Камчатке становился все более трудным. Начался сентябрь, пошли штормовые погоды, суровые в это время года в северной части Тихого океана. Начиная с 8 сентября штормы почти не прекращались, а 23 сентября разразился шторм такой силы, что старый штурман Эзельберг, избороздивший все моря и океаны, признавался, что не видывал в своей жизни ничего подобного.

Положение судна было тяжелым. Большая часть команды была больна, не хватало воды и продуктов, члены экипажа, даже не захваченные цингой, были до того измучены качкой, что не в состоянии были что-либо делать. С каждой новой волной ожидали гибели судна.

Наступил октябрь, бури не утихали, люди умирали один за другим. К концу месяца скончались от цинги, мучений и голода двенадцать человек. Тридцать четыре человека готовились отправиться вслед за ними. Тяжело заболел капитан Беринг. Он не мог подниматься с постели, и управляли судном Хитрово и Ваксель.

Два месяца беспрерывных мучений, когда не было возможности ни лежать, ни сидеть, ни стоять, смерти товарищей, которых едва успевали хоронить, производили гнетущее впечатление на оставшихся в живых. Мало кто надеялся на возвращение на Камчатку. Понятна была поэтому радость, когда 4 ноября увидели перед собой прямо по курсу в расстоянии около 15 миль высокую землю. Всем хотелось, чтобы это была Камчатка. Многие даже узнавали очертания берегов...

Вечером 5 ноября пакетбот «Св. Петр» выбросило на берег. После осмотра земли выяснилось, что это был остров – теперь остров Беринга в группе Командорских островов. Стали готовиться к зимовке. Нарыли землянок, запасались топливом, которого было в избытке: у берегов валялось много прибитого к острову плавника. Остров был богат морскими зверями, больше всех пришлась по вкусу морская корова, теперь вымершее животное.

Но такие тяжелые испытания были уже не под силу больному шестидесятилетием капитан-командору В. И. Берингу. 19 декабря 1741 г. он скончался. «В яме (землянке), в которой он больной лежал, песок со сторон всегда осыпался, заваливая у него ноги, коего он напоследок больше огребать не велел, сказывая, что ему от того тепло, а впрочем де он согреться не может. И так песку на него навалил по пояс; а как скончался, то надлежало его из песку вырывать, чтоб тело пристойным образом предать земле»,– вспоминает один из участников экспедиции Г. Ф. Миллер.

Остальные 46 человек, оставшихся в живых, благополучно провели зиму, а весной 1742 г. из остатков пакетбота и плавника начали строить новое судно. Небольшое судно уже летом было готово. 13 августа вышли к берегам Камчатки, а 26 августа почти на веслах вошли в Петропавловскую гавань, где все считали их погибшими.

Экспедицию после смерти В. И. Беринга возглавил и завершил A. И. Чириков, который на 1,5 суток раньше своего начальника подошел к берегам Америки. Ему, так же как и Берингу, довелось испытать все мучения и страдания в длительном плавании, он так же был тяжело больным при возвращении на Камчатку, но пакетбот «Св. Павел» пришел в Авачинскую бухту.

Замечательное плавание русских моряков, завершившееся открытием Северной Америки со стороны Тихого океана и открытием Алеутских островов, было окончено. Многочисленные отряды Великой Сибирско-Тихоокеанской экспедиции в это время заканчивали свои работы по описи всего северного побережья Сибири. Инициатор, организатор и руководитель экспедиции Витус Ионссен Беринг до конца исполнил свой долг перед Родиной, которая по заслугам оценила его подвиг. На всех картах мира море, по которому он плавал, носит имя Беринга: пролив между Азией и Америкой, в поисках которого он принимал такое активное участие, назван Беринговым; острова, на которые выбросило пакетбот «Св. Петр», называются Командорскими, а остров, где отважный капитан-командор нашел свой вечный покой, именуется островом Беринга.

Мужественный образ русского исследователя В. И. Беринга навсегда сохраняется в памяти русских людей. Он служит примером стойкости, твердости в выполнении своего долга, примером беззаветного служения своей Родине.

Список литературы

  1. Алексеев А. И. Витус Беринг / А. И. Алексеев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 290-297.

Доктор исторических наук В. Пасецкий.

Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг A681-1741 годы) принадлежит и числу великих мореплавателей и полярных исследователей мира. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ученым и мореплавателям северо-западные берега Америки.

Очерк о двух Камчатских экспедициях Витуса Беринга, который мы здесь печатаем, написан по документальным материалам, хранящимся в ЦГАВМФ (Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота). Это указы и постановления, личные дневники и научные заметки участников экспедиции, судовые журналы. Многие из использованных материалов раньше не публиковались.

Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.

Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия в 1703 году. Корабль, на котором он плавал, прибыл в Амстердам. Здесь произошла встреча Беринга с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом. По поручению Петра I Крюйс нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот.

В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлину, там по приказу Петра I создавалась военно-морская крепость - Кронштадт. В 1706 году Беринга произвели в лейтенанты. На его долю выпало немало ответственных поручений: следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегонял корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.

В трудах и баталиях прошло двадцать лет. И вот наступил крутой поворот в его жизни.

23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.

Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.

6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.

Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.

К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей.

22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.

Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.

Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на Север.

«...По прибытии к Большерецкому устью,- писал Беринг,- материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего" и умирают».

Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.

11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.

15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.

На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18" с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.

Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дня иногда виднелась «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали»,- писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.

1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.- В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».

Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири. По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далекий предшественник «очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его" возможностях трудно было бы ожидать». Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг... Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск - Енисейск - Илимск - Якутск - Охотск-Камчатка-Чукотский Нос-Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.

Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.

Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.

Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.

В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.

В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св. Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св. Петр» в состав своего экипажа. Так начался путь ученого, получившего потом всемирную известность.

4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шел вперед, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друга друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель - никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.

Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.

Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.

Около четырех недель пакетбот «Св. Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.

«17 июля,- как записано в вахтенном журнале,- с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».

Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.

Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.

Конец июля н август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.

29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.

Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студеным.

Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску...

Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко от Камчатки. Он понимал, что доберется до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.

27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».

С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли...

Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.

Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».

Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.

4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.

Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.

Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку.

Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.

28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей я выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.

Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.

«Это известие,- писал Свей Ваксель,- подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я что нам угрожает полная гибель».

В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях.

Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.

Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.

Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).

Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.

Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.

Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову - одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.

В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».

Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.

На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.

Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

Беринг Витус Ионассен (1681-1741) – великий русский мореплаватель, капитан-командор российского флота. Возглавлял Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Прошёл пролив между Аляской и Чукоткой, который впоследствии был назван в его честь – Берингов. Также имя мореплавателя носят остров и море на севере Тихого океана. Экспедициям Беринга принадлежит открытие ряда островов Алеутской гряды.

Рождение и семья

Витус родился 2 августа 1681 года. По происхождению он был датчанин. О его ранних годах известно очень мало. Имеются данные, что Беринг появился на свет в датском городе Хорсенсе, где на четвёртый день после рождения мальчика крестили в местной лютеранской церкви. Документ о его крещении до сих пор хранится в старой церковной книге города Хорсенс. Имя ребёнку дали в честь дяди (родного маминого брата), он был знаменитым датским историком, работал придворным летописцем в Королевском суде. От матери досталась фамилия Беринг, их дворянский род был в Дании довольно знатным, но к моменту рождения Витуса уже разорившимся.

По папиной линии мальчик унаследовал второе имя Ионассен. Отец будущего мореплавателя, Ионас Свендсен, был женат на Анне Педердаттер Беринг вторым браком, от первого у него имелось два сына и две дочери. Анна родила мужу пятерых детей – троих мальчиков и двух девочек. Отец работал таможенником и был весьма уважаемым человеком в городе. Семья не относилась к разряду зажиточных, но и родители, и дети были образованными и набожными.

Детство

Проживали Беринги на улице Сёндергаде в доме № 59. А на соседней улице Смедегаде располагалась школа, которую посещал Витус. Учебное заведение принадлежало Педеру Лауритцену Дальхоффу, чей сын Хорлов в 1695 году женился на сестре Беринга – Анне Катринс. Хорлов состоял на службе в военном флоте Дании в качестве фанфариста, поэтому разговоры о море и флотской жизни часто велись и в доме Беринга, и в школе.

С раннего детства Витус стал водить дружбу с матросами и шкиперами, частенько бывал в гостях у них на кораблях. В тот период Дания активно завоёвывала морские территории, король посылал экспедиции по всему свету. Юный Беринг был очарован морем и в подробностях изучил материалы экспедиций Йенса Мунка, который в начале XVII века плавал на остров Гренландия и в Индию.

Несмотря на то, что в семье имелись финансовые затруднения, своим детям Ионас и Анна постарались дать хорошее образование. Два старших брата Витуса учились в Копенгагенском университете. Но юный Беринг избрал для себя иной путь. Окончив школу, четырнадцатилетний подросток записался на голландский корабль матросом.

Первые путешествия и учёба в Амстердаме

Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере, который впоследствии стал русским адмиралом, дважды Беринг принимал участие в плавании в Ост-Индию, пересёк северную Атлантику, побывал в европейских колониях на западном берегу Северной Америки и на Карибских островах. Опыта в путешествиях Витус набрался, а вот знаний в морском деле было недостаточно. И тогда Беринг продолжил учёбу в морском кадетском корпусе в Амстердаме, который на тот период считался лучшим в мире. Морские науки юноша постигал легко, уже тогда было понятно, что из него выйдет превосходный мореплаватель.

В 1703 году Витус познакомился с вице-адмиралом флота России Корнелием Ивановичем Крюйсом (по происхождению он был норвежцем). Тогда по указанию царя Петра I по всей Европе его агенты искали и вербовали на службу в России толковых иностранцев (моряков, военных и других специалистов). В Амстердаме такой работой занимался Крюйс. Он сразу обратил внимание на черты характера и качества молодого Беринга, которые очень ценились в морской службе. В 1703 году Корнелий Иванович предложил Витусу поступить на службу в русский флот. Молодой человек принял такое предложение, он как раз только окончил кадетский корпус с офицерским званием.

Переезд в Россию и военно-морская служба

При содействии Крюйса Беринга зачислили в русский Балтийский военно-морской флот в чине подпоручика. В 1704 году Витус приехал в Россию, отныне его судьба навсегда была связана с этой страной. Сначала его поставили командовать небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин с берегов Невы, там Пётр I начал грандиозное строительство военно-морской цитадели русского флота Кронштадта. Беринг проявил в службе прилежание и рвение. Ему всё чаще поручали ответственные задания, к выполнению которых он относился ревностно и очень скрупулёзно. Такая служба, талант и страсть к мореплаванию были оценены по достоинству и в 1707 году Витусу уже присвоили чин поручика.

  • 1710 – в начале весны получил направление на южное побережье Финского залива, где вёл наблюдение за шведской флотилией. Осенью этого же года Беринга перевели капитан-лейтенантом на Азовский флот, где он командовал небольшим парусным военным судном (шнявой) «Мункер».
  • 1711 – летом принимал участие в Прутском походе Петра I (в период русско-турецкой войны поход в Молдавию против Османской империи).
  • 1712 – направлен на Балтийский флот.
  • 1715 – получил чин капитана 4 ранга. Принял в Архангельске судно «Селафаил» и привёл его в Копенгаген. Это плавание стало последним, когда Берингу удалось побывать в родных краях, больше он в Данию не вернулся.
  • 1716 – принял командование линейным парусным кораблём Балтийского флота «Перл», с которым участвовал в плавании к Бронкгольму.
  • 1717 – получил чин капитана 3 ранга.
  • 1719 – принял командование кораблём «Селафаил», с которым совершил плавание по Балтийскому морю к Аланду.
  • 1720 – получил чин капитана 2 ранга.
  • 1721 – принял командование парусным линейным кораблём Балтийского флота «Марльбург», затем командовал судном «Лесное» в соединении одного из создателей Российского военно-морского флота Ф. М. Апраксина.

Отставка и скорое возвращение на флот

Однако за семнадцать лет службы Берингу не удалось получить желаемый чин капитана 1 ранга, даже несмотря на то, что под его командованием в 1720 году был фрегат на девяносто пушек, а в период Северной войны он не раз выполнял особые поручения Государя. Витус считал, что его незаслуженно обошли наградами и повышением по службе. В связи с этим в феврале 1724 года, когда закончилась Северная война, он написал прошение об отставке.

Просьба Витуса была удовлетворена. Но когда царь Пётр I узнал о его отставке, то заявил генерал-адмиралу русского флота Ф. М. Апраксину: «Зря ты обижаешь Беринга. Сей датчанин стал истинно русским человеком и доказал это своею службою. Объяви на Коллегии, что он вновь принят в морской флот и назначен капитаном 1 ранга». В августе 1724 года Витус был отозван из отставки и принят в командование фрегат «Селафаил» на шестьдесят пушек.

Первая Камчатская экспедиция

Одна из великих заслуг Петра I в том, что он стал основоположником научного изучения географии России и близлежащих территорий. В конце 1724 года Государь издал указ об организации Первой Камчатской экспедиции и поручил Коллегии Адмиралтейства подобрать наиболее подходящую кандидатуру руководителя. Петру I предложили доверить это дело Берингу, на что было дано государево согласие. Он собственноручно расписал Витусу основные задачи экспедиции:

  • На Камчатке либо в ином месте соорудить один или два палубных бота.
  • Выдвинуться на этих судах вдоль земли курсом норд, где по имеющимся сведениям должна располагаться Америка.
  • Отыскать место, где соединяется Америка с Азией, высадиться на американское побережье и нанести полученные сведения на карте.

Беринг с командой выдвинулся из Петербурга в январе 1725 года. В течение двух лет речными судами, пешком, на лошадях через Сибирь добирались до Охотска. Здесь они перезимовали, после чего отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках. Летом 1728 года, обосновавшись на восточном побережье Камчатского полуострова, Беринг со своей экспедицией завершил строительство первого бота «Святой Гавриил». К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток, в результате чего на карту были нанесены:

  • остров Святого Лаврентия в южной части Берингова пролива;
  • Карагинский залив Берингова моря с северо-восточной стороны Камчатки;
  • самый крупный в Беринговом море залив Анадырский у берегов Чукотки;
  • залив Креста южного берега Чукотского полуострова;
  • бухта Провидения с юго-востока полуострова Чукотка.

Экспедиция вышла в Чукотское море через пролив, получивший впоследствии название Берингов, и повернула домой. Несмотря на то, что североамериканское побережье не было обнаружено, Витус посчитал задачу выполненной – в ходе экспедиции выяснилось, что Америка и Азия не соединяются. Обогнув Камчатку с юга, он ещё нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. После этого весной 1730 года Беринг с командой через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.

По возвращении мореплаватель предоставил доклад, в котором уверенно высказался о сравнительной близости Камчатки и Америки и о том, что было бы целесообразно заводить с американцами торговые отношения. Проехав туда и обратно через Сибирь, Витус был уверен, что на этих землях можно вести добычу соли, железной руды и выращивание ржи, ячменя, овощей. Также мореплаватель представил свои планы, как дальше исследовать российское азиатское побережье на северо-востоке, разведать морские пути к Японским островам и Америке.

Вторая Камчатская экспедиция

Выслушав его соображения и планы, в 1733 году Коллегия вновь назначила Беринга руководителем Второй Камчатской экспедиции. Они посчитали, что задания Государя Петра I были выполнены не до конца: экспедиция не побывала на американских берегах и не полностью доказала, что соединения Азии с Америкой нет. Тем не менее, Берингу присвоили чин капитана-командора и наградили премией в тысячу рублей.

В начале 1734 года Витус выехал в Якутск, где в течение трёх лет заготавливал экспедиционное снаряжение и продовольствие. Власти на местах никак не хотели помогать Берингу, он то и дело сталкивался с их сопротивлением, безразличием и бездействием. Только осенью 1740 года из Охотска отправились к востоку Камчатки на двух пакетботах «Святой Павел» и «Святой Пётр».

В июле 1741 года экспедиция вышла к побережью Северной Америки. Обратно Беринг проследовал вдоль Алеутской гряды и южного берега Аляски. Были открыты и нанесены на карте острова:

  • Святого Стефана (Булдырь);
  • Шумагинские;
  • Кадьяк;
  • Святого Иоанна (Атха);
  • Святого Маркиана (Кыска);
  • Евдокеевские.

Болезнь и смерть

Обратный путь со Второй Камчатской экспедиции оказался очень трудным. Море полностью окуталось туманом, начало сильно штормить. Из-за тумана не было видно не только берегов, но и звёзд, по которым можно было бы определить местонахождение судна. Шли месяцы, а «Святой Пётр» всё ещё находился в открытом море. У членов команды началась цинга, некоторые стали умирать. Заболел и сам Беринг, но из последних сил руководил пакетботом и уцелевшими членами команды.

Корабль практически не управлялся и двигался по волнам и ветрам. В начале ноября 1741 года на горизонте заметили заснеженную землю, которая впоследствии получила название острова Беринга. Было принято решение устроить здесь вынужденную зимовку. Первыми вынесли из душных кают больных, но на свежем воздухе они в скором времени скончались.

8 декабря 1741 года умирал в наспех построенной землянке и Витус Беринг. На самом краю необъятной России из последних сил старался зацепиться за жизнь сражённый цингой великий мореплаватель, болезнь оказалась сильнее. Он не знал тогда, что уходит из жизни на острове, который впоследствии будет носить его имя. Не знал и то, что Беринговым назовут море в Тихом океане и пролив, который разделяет Америку с Азией. Точность этих исследований подтвердил позднее англичанин – мореплаватель Джеймс Кук. Это было его предложение назвать пролив между Чукоткой и Аляской Беринговым.

Личная жизнь

В 1713 году Беринг женился на Анне Христиане Пюльсе, дочери коммерсанта из Швеции. Летом 1716 года у них родился первенец, названный Витусом в честь отца. К сожалению, в скором времени малыш скончался. После этого Анне Христиане рожала много раз, но большинство детей умирало в младенческом возрасте. За пять первых лет супружеской жизни чета Берингов потеряла пятерых детей. Выжили девочка Аннушка и трое сыновей – Йонас, Томас и Антон.