Семья и Дети

Биография писателя. Творчество Достоевского

Творчество Достоевского кратко описать очень трудно. Ведь этот писатель совершил настоящую революцию в литературе, сделав ее предметом познания человеческой души, всех ее тайных закоулков и хитросплетений.

Главные темы в творчестве Достоевского

Главной темой всех произведений писателя была судьба человека, а именно судьба его души, его пути к Богу, познание Истины.

Уже в первой из опубликованных своих работ – в повести «Бедные люди» писатель рассказывает о трагической судьбе своих героев – немолодого мелкого чиновника и девушки, в которую он влюблен, но не может жениться на ней из-за своей бедности. Эта повесть заставляет читателя задуматься о том, насколько тяжело человеку с живой душой выжить в холодном мире, где царит несправедливость.

В других своих романах описывает судьбы не менее несчастных людей, однако, в них уже есть место свету Христовой истины, которая дает надежду как самим героям, так и читателям, утешая их. Кроме того, творчество великого писателя содержит в себе еще несколько основных тем.

Кратко перечислим эти темы:

    судьба маленького и несчастного человека;

  • путь человека к познанию Бога;
  • история о богоотступничестве;
  • использование темы двойников героев;
  • судьба женщины из бедной среды;
  • предназначение России в истории человечества.

Итоги творчества Достоевского

Творчество Достоевского кратко позволяет нам понять, насколько было велико влияние писателя на мировоззрение его современников. Достоевский из рядового автора, публиковавшегося в толстых журналах, превратился в символ эпохи, выражающий собой поиски определенного числа интеллигентных людей своего пути в мире и понимания места России в мировой истории и культуре.

Писатель заставил многих своих современников отказаться от идей нигилизма и революционного бунтарства. Он во многом предчувствовал то безжалостное пламя всеобщей смуты, которое охватило нашу страну через 40 лет после его смерти. Поэтому роль Достоевского в русской литературы очень велика.

Постараемся кратко подвести итоги его творчества в каждом из его великих повестей и романов.

1. «Бедные люди» - судьба маленького и никому не нужного человека, продолжение размышлений, высказанных в гоголевской «Шинели».

2. «Униженные и оскорбленные» - продолжение темы бедных людей.

3. «Преступление и наказание» - история о духовной смерти и воскресении одной человеческой души, прошедшей через все испытания и обретшей смысл бытия в вере и надежде.

4. « » - история о прекрасном человеке, который не смог выдержать ударов судьбы.

5. «Бесы» - критика идей нигилизма, которые приводят их носителей к духовной гибели.

6. «Подросток» - история о душевых метаниях и взрослении юноши.

7. « » - центральное произведение творчества Достоевского, в котором он рассказывает об истории одной семьи.

Федор Михайлович Достоевский наверное самый знаменитый писатель России, его произведения по праву считаются лучшими экземплярами мировой литературы. Первый роман писателя “Бедные люди” (1846) дал повод причислить его к, так называемому, гоголевскому направлению русской литературы - натуральной школе. Но в последующих творениях, таких как "Двойник” (1846), “Белые ночи” (1848), “Неточка Незванова” (1849), стал очевидным степень реализма Достоевского, углубленный психологизм писателя-мыслителя, исключительность ситуаций и характеров. На формирование его мировоззрения повлияли демократические, социалистические идеи В.Г.Белинского, взгляды французских социалистов-утопистов. Молодой писатель посещал общество Петрашевского, активно участвовал в идеологической деятельности революционных кружков С.Ф.Дурова и Н.А.Спешнева. В написанном после каторги произведении «Записки из Мертвого дома» (1861-62) глубоко отображены страдания простых людей, А.И.Герцен сравнивал его со «Страшным судом» Микеланджело, а И.С.Тургенев с «Адом» Данте.

Достоевский был более чем активным участником общественной жизни страны, выдвигалобщественноюполитические теории, пропагандировал теорию почвенничества, много писал о возможных путях общественного преобразования, отношении к народу, проблемах этики и о сущности и роли искусства. Свои наиболее выдающиеся проиаведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» автор создал в 60-70-х годах. В этих произведениях нашли свое глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды великого писателя и мыслителя. В его творчестве глубоко отражены противоречия серой действительности и общественных взглядов в эпоху ломки социальных отношений. Основа реалистического творчества величайшего русского писателя - человеческие страдания, трагедия униженной, ущемленной личности. Он гениально отобразил двойственное чувство человека в такой ситуации, когда он с одной стороны чувствуя свою ничтожность, с другой жаждет протеста. Отстаивал право свободы личности, но полагал, что неограниченное своеволие порождает антигуманистические действия, преступление рассматривал как типичное проявление так называемого закона индивидуалистического самоутверждения. В своих произведениях он противопоставлял героев, с аналитическим всеразрушающим разумом, героям, с тонкой душевной интуицией. Гений сочетал в себе интеллектуальную глубину мыслителя, силу непревзойденного психолога, страстность публициста. Он основал в русской литературе идеологического роман, сюжет которого развивается главным образом вокруг борьбы идей, столкновения мировоззрений, носителями которых являются герои художественных произведений.



Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Там он провёл свои юные годы.

В 1837 году Фёдор уехал учиться в Петербург, в Инженерное училище.

Окончив учёбу в 1843 году, Достоевский вышел на службу. Жалование его было высоким, но крайняя непрактичность и появившееся пристрастие к игре в рулетку, временами вынуждали его вести полуголодное существование. Интереса к службе Достоевский также не испытывал, что побудило его искать удовлетворения в литературных опытах. Успех пришёл быстро: изданный в 1845 году роман «Бедные люди» был благосклонно встречен читателями и критиками. Достоевский стал знаменит и тут же без сожаления распрощался со службой, намереваясь заниматься одной только литературой.

Однако удача отвернулась от него– следующие несколько повестей, среди которых «Двойник» и «Хозяйка», были расценены как бездарные. Длительный период безденежья, отчаяния и утомительной мелкой литературной работы за гроши привёл к обострению душевной болезни у молодого писателя. Даже относительный успех повестей «Неточка Незванова» и «Белые ночи» не утешил их автора.

В таком болезненном состоянии в 1849 году Достоевский примкнул к кружку революционера-анархиста Петрашевского. Роль его в этой организации была весьма скромной, но суд, состоявшийся после ареста членов кружка, назвал его опасным преступником. Наряду с другими революционерами в апреле 1849 года Достоевский был лишён гражданских прав и осуждён на смертную казнь. В последний миг приговорённым объявили о замене расстрела четырьмя годами каторги с последующей армейской службой.

Чувства, которые испытывает приговорённый, Достоевский позже воспроизвёл в романе «Идиот» устами князя Мышкина.

Годы с 1850 по 1854 писатель провёл каторжником в остроге города Омска. Злоключения тех лет стали основой его повести «Записки из Мёртвого дома». С 1854 по 1859 годы Достоевский служил в сибирском линейном батальоне, пройдя путь от рядового до прапорщика. Проживая в Сибири, он издал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». Там же он испытал первое любовное чувство к Марии Дмитриевне Исаевой, с которой обвенчался в 1857 году в городе Кузнецке.

В 1859 году Достоевский с женой смогли выехать в Петербург. Вместе с братом Михаилом писатель стал издателем популярного журнала «Время», где увидели свет его «Униженные и оскорблённые» и «Записки из Мёртвого дома». В 1863 году журнал был ликвидирован цензурой, что ознаменовало собой начало очередной чёрной полосы в жизни Фёдора Михайловича: в поисках денег на возрождение журнала братья наделали долгов, недолгое увлечение Достоевского роковой женщиной Аполлинарией Сусловой опустошило его морально и финансово, он вернулся к разоряющей игре в рулетку. В апреле 1864 года умерла его жена, а тремя месяцами позднее – брат Михаил, оставивший на попечение Фёдора Михайловича своё обнищавшее семейство. Достоевским вновь овладели плачевное душевное состояние, болезнь, требования кредиторов. Попытка возродить журнал принесла лишь новые финансовые проблемы, решить их писатель не мог даже выгодно продав свои романы «Преступление и наказание» и «Игрок». Однако, работа над этими произведениями принесла ему знакомство со стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной. Их отношения привели к женитьбе в 1867 году.

Сбежав от кредиторов, последующие четыре года Достоевские пробыли за границей, в Германии и Швейцарии. Пытаясь рассчитаться с долгами, писатель напряжённо работал, издавая по одному крупному роману в год. Так появились «Идиот», «Вечный муж», «Бесы», но существенного улучшения материального положения семьи не наступило.

Только в июне 1878года Достоевский с женой и детьми вернулись в Петербург. Финансовыми делами занялась Анна Григорьевна - мудро распорядившись переизданием произведений мужа, в течение нескольких лет она смогла рассчитаться с долгами и даже обеспечить достаток. Достоевский продолжал плодотворную литературную деятельность: в 1875 году написан «Подросток», в 1876- «Кроткая», начат «Дневник писателя».

В последние годы жизни Достоевский получил долгожданное признание как писатель. Он редактировал журнал «Гражданин» и завершил главный роман своей жизни - «Братья Карамазовы».


Подписи к слайдам:

(1821 – 1881)
Писательпублицисткритик
В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский Я скажу вам про себя, чтоя - дитя века, дитя неверияи сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоиттеперь эта жажда верить. Ф.М.Достоевский
В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота - с болезненной мнительностью, замкнутость - с искренностью и откровенностью, сердечность и участие - с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность - с непроницаемостью, серьезность - с легкомыслием. Э.М.Румянцева Флигель Мариинской больницы
Отец писателя -Михаил АндреевичДостоевский
Ф.М.Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных.
Мать писателя –Мария Федоровна Нечаева (Достоевская)
1789 -1839
1800 -1837
Часто по вечерам в доме Достоевских устраивались семейные чтения. Читали Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.И.Лажечникова, сочинения западноевропейских писателей. Любовь к Пушкину Достоевский пронес через всю свою жизнь. Первоначальным обучением детей занимались родители и приходящие учителя. 1833 г. – полупансион Сушара, через год – пансион Л.И.Чермака. «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность… по-моему, это была ошибка…»
1838 – 1843 г.г. – учеба в Главноминженерном училище в Петербурге. Первые литературные опыты (исторические трагедии «Борис Годунов», «Мария Стюарт»- не сохранились)
1843 – 1844 г.г. – служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. Отставка.
1845 год – роман «Бедные люди»(высокая оценка романа В.Г.Белинским)
Образ Петербурга, образ «маленькогочеловека», тема психологической двойственности человеческой личности,противоречий мечты и действительности, возникшие в «Бедных людях», продолжаются в произведениях:«Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.),«Неточка Незванова» (1846-1849 г.г.).
С 1847 года Достоевский сближается с социалистом-утопистом М.В.Буташевичем-Петрашевским, посещает «пятницы» петрашевцев. Критика правительства, свобода и социальная справедливость, отмена крепостного права, революционный переворот- идеи петрашевцев. В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное «дерзкого вольнодумства» (по словам тайного агента). 23 апреля 1849 года тридцать семь участников кружка, в т.ч. Достоевского, арестовали и отправили в Петропавловскую крепость (Алексеевский равелин). После семи месяцев следствия последовал приговор – «подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни.«Момент этот был поистине ужасен. Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался полминуты». Но выстрелов не последовало…- Его Величество … повелел вместо смертной казни … в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым…
25 декабря 1849 года Достоевскогозаковали в кандалы и отправили в дальний путь…Тобольск. 6 дней в пересыльной тюрьме. Встреча с женами декабристов – Ж.А.Муравьевой, П.Е.Анненковой,Н.Д.Фонвизиной, которые навещалиссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждому подарили Евангелие. Книгу эту Достоевский берег всю жизнь, как святыню.Омский острог – 4 года каторги.
«Это был ад, тьма кромешная». Грабители, убийцы, насильники, воры, фальшивомонетчики… Достоевский был в остроге чернорабочим: обжигал и толок алебастр, вертел точильное колесо в мастерской, таскал кирпич с берега Иртыша, разбирал старые барки, стоя по колено в холодной воде. Духовное «перерождение». Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Что за чудный народ! Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».(из письма брату Михаилу) На каторге Достоевский, впервые близко столкнувшись с народом, был поражен, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относятся к дворянам. Мысль о трагическом разъединении с народом стала одним из основных аспектов духовной драмы Достоевского. Постепенно писатель приходит к мысли о том, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, от попыток пробудить сознательность народных масс, поднять их до уровня понимания прогрессивных политических программ. Интеллигенция сама должна пойти на выучку к народу и воспринять его взгляды и моральные идеалы, главными из которых он считал глубокую религиозность, смирение и способность к самопожертвованию. Политическую борьбу он стал считать величайшим заблуждением и противопоставлял ей морально-этический путь перевоспитания человека. 1854 -1859 г.г. – солдатская служба в Семипалатинске.В 1855 году произведен в унтер-офицеры.В 1857 году – венчание с М.Д.Исаевой.
1859 г. – «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (изображение русской провинции и деревни)
Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен». Объединить людей может христианская религия с её идеями братства и взаимного сострадания. «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа» (Достоевский). 1859 год – возвращение в Петербург. Издание журналов «Время»(1861-1863), «Эпоха»(1864-1865), «Гражданин»(1873).
1861год – «Униженные и оскорбленные»Своеобразная личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своеготворческого пути, неутихающая больза униженного и поруганного человека.Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых»от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.Писатель призывает бедных людей не к борьбе с социальным злом, а к отстранению от участия в неправедной жизни, к уходу в свой замкнутый мир и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему и всепрощением.

«И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости,сколько великих сил погибло здесь даром!... Ведь это,может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? То-то, кто виноват?»
1860-1861 г.г. –«Записки из Мертвого дома» Картины русской каторги. Мир закоренелых преступников, в которых автор сумел найти что-то человеческое. «Записки…» - «страшная книга»(А.И.Герцен) Летом 1962 года Достоевский впервые выехал за границу (Германия, Италия, Франция, Швейцария. Лондон). Свои впечатления от заграничного путешествия Изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), в которых высказал мысль, что Европа утратила способность к развитию, что у неё нет будущего, что там никогда не восторжествуют идеи социальной справедливости, поскольку люди, живущие на Западе, в силу господства в их среде эгоистических и индивидуалистических начал, лишены стремления к братству. Такие стремления, считал писатель, есть только в России, где народные массы, не утратив своего исконного тяготения к общинным началам, сохранили «всемирное боление за всех», и поэтому только Россия может указать Западу путь к общечеловеческому единению и братству. Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться безучастным он не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон…
В романе поставлены социальные,нравственные, философские проблемы.
1866 год – «Преступление и наказание» Роман Достоевского – суровый приговор общественному строю,основанному на власти денег, на унижении человека, страстноевыступление в защиту человеческой личности.
Жанровое своеобразие романа
социальный
философский
психологический
петербургский
роман - опровержение
Анна Григорьевна Сниткина
«Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу…» (Достоевский) В 1864 году не стало жены, старшего брата Михаила, друга и единомышленника. В 1867 году Ф.М.Достоевский женился на А.Г.Сниткиной. 1871-1872 г.г. – «Бесы» 1875 год – «Подросток»
1868 год – «Идиот» Книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим, но, к сожалению, ничего не может сделать, он бессилен перед окружающим злом. 1879-1880 г.г. – «Братья Карамазовы» Философский роман о смысле человеческой жизни, добре и зле, атеизме и религии. Духовная биография автора, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Отрицание идеи «вседозволенности» (Смердяков). Последнее крупное событие в жизни и творчестве Достоевского – «Речь о Пушкине» на заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве (8 июня 1880 года). Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир,они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба всталикак равные в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. М.Горький
В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.Ч.Айтматов
Ф.М.Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года. Похоронен на кладбище Александро -Невской лавры в Петербурге.
А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь. В.С.Соловьев. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За особые успехи ему даровали село Достоево (Подольская губерния), откуда и берет начало фамилия Достоевских.

К началу XIX века род Достоевских обеднел. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медикохирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.

Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. В правом флигеле Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился Федор Михайлович. Мать писателя происходила из купеческого рода. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей - первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.

Семья Достоевских, увеличившаяся со временем до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца Михаила Федоровича. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Похоронили ее на Лазаревском кладбище.

Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение. Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин - любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.

В детские годы будущий писатель пережил трагедию, которая оставила в его душе неизгладимый след на всю жизнь. Искренним детским чувством он полюбил девятилетнюю девочку, дочку повара. В один из летних дней в саду раздался крик. Федя выбежал на улицу и увидел, что эта девочка лежала на земле в изорванном белом платье, а над ней склонились какие-то женщины. Из их разговора он понял, что виной трагедии был пьяный бродяга. Послали за отцом, но его помощь не потребовалась: девочка скончалась.

Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло много замечательных людей. Среди однокурсников Достоевского было немало талантливых людей, ставших впоследствии выдающимися личностями: известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организатор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкий. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.

Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. Но в училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для своих детей и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в его творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.

В годы учебы Достоевский находился под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями». В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушел в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить «христианский подвиг» в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский - религиозный мыслитель-романтик - стал прототипом князя Мышкина, Алеши Карамазова - героев, занявших особое место в мировой литературе.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок - предвестник эпилепсии - тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.

12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года он решил уйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Страсть к литературе Достоевский испытывал давно. Окончив учебу, он занялся переводом произведений зарубежных классиков, в частности Бальзака. Страница за страницей, глубоко вживался в ход мысли, в движение образов великого французского писателя. Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским... Но в январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Возвращаясь в один из зимних вечеров домой с Выборгской, он «бросил пронзительный взгляд вдоль реки» в «морозно-мутную даль». И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». «Вовсе не Дон-Карлосы и Позы», а «вполне титулярные советники». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная». И ему «глубоко разорвала сердце вся их история».

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Герои, так горячо любимые им совсем недавно, жившие в мире романтических грез, были забыты. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» - бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».

В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.

25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».

В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова - русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.

На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, - говорил он, - верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»

Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля - своеобразный, русский вариант христианского социализма.

В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, - «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома» (1861-1863), задуманные и начатые Достоевским еще на каторге. В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» - своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.

В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» - один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году - роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников. Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880). Главный герой этого произведения - Алеша Карамазов - помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни - это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.