Разное

Брифли недоросль кратко по действиям. Д.И

В 1782 году увидела свет новая комедия Д.И. Фонвизина. Краткий пересказ "Недоросль" поможет разобраться в произведении. Чтобы выявить суть комедии, ознакомимся с ней подробно.

Ниже приведен краткий пересказ "Недоросль" по действиям.

Первое действие. Начало

Ну что же, приступим - краткий пересказ "Недоросль" в сокращении. Действие начинается в деревне, принадлежащей семейству Простаковых. Г-жа Простакова злится, злится на Тришку. Ведь тот сшил узковатый кафтан для ее сына. Муж Простаковой с этим также согласен, он привычен в подчинении мнению жены. С Простаковой согласен и ее брат, Тарас Скотинин.

Кафтан - это то, что необходимо Митрофану для сговора его дяди. Это связано с Софьей, являющейся им родственницей, хоть и дальней. Она уже полгода сирота: отец умер еще в ее младенчестве, а мать совсем недавно "отошла". Софью они решили принять не из-за "семейных уз", а для того, чтобы взять под контроль ее имение. Единственный из оставшихся у нее близких родственников, дядя Стародум, уже давно уехал в Сибирь, откуда от него нет известий. Поэтому в семействе Простаковых считают, что он давно уже погиб.

На Софье хочет жениться Скотинин. Опять же по расчету: он хочет завладеть ее имением, в котором водится много свиней. Эти животные - его страсть. Софья об этом даже не подозревает.

Софья - богатая наследница

Краткий пересказ "Недоросль" (Фонвизин Д.И.) продолжается. Девушка получает письмо. Оно от Стародума. А это значит, что он не погиб. Этим не довольна г-жа Простакова, планы которой были нарушены. Она так просто не сдается: решив обвинить Софью в обмане, Простакова говорит, что это, возможно, какое-нибудь любовное письмо. Правда проверить этого она не может, так как она безграмотна. И муж ее, и брат также не могут похвастаться грамотностью. Правдин приходит к ним на помощь. Постоялец с разрешения Софьи зачитывает письмо. Письмо говорит о том, что Стародум решает назначить Софью наследницей. Тогда она становится наследницей капитала, который будет приносить 10 тысяч в год. Тут же Простакову осеняет идея: ведь Софья теперь выгодная партия, поэтому ее можно попробовать женить на Митрофанушке. Но на этом краткий пересказ 1 действия "Недоросль" не заканчивается.

В деревне Простаковых появляются солдаты, а с ними офицер во главе. Офицера зовут Милон. Это пугает г-жу Простакову. Муж ее успокаивает, сказав, что офицер не допустит беспорядка в стане солдат.

Второе действие

Продолжим краткий пересказ рассказа "Недоросль", где во втором действии офицер Милон повстречал своего давнего и хорошего друга Правдина. От него Милон узнает о том, что он является членом наместнического правления. И тут он находится с одной важной целью: возможностью выявления «злонравных невежд», обитающих по различным деревням да поместьям. Ему необходимо определить тех помещиков, которые жестоко и несправедливо обращаются со своими дворовыми людьми и слугами. В семействе Простаковых он и обнаружил вот таких, нерадивых помещиков.

В свою очередь, Милон рассказывает своему приятелю о том, что у него есть избранница, которую он не видел уже полгода и которую он горячо любит. И вот совершенно недавно он узнал, что его любовь увезли к себе дальние родственники. В это самое время он видит свою любовь.

Претенденты на роль жениха

Софья и Милон рады тому, что встретились. Софья поведала Милону о том, что ее собираются насильно выдать за сына Простаковых, Митрофана. Милона это известие заставляет ревновать, но лишь до тех пор, пока он не узнает больше о своем "конкуренте".

Краткий пересказ "Недоросль", действие 2, продолжается тем, что Скотинин, вмешавшись без церемоний в разговор, также предъявляет претензии на "руку и сердце" Софьи. Правдин ему сообщает, что он не единственный претендент на Софью. Узнав, что его племянник составляет ему конкуренцию, он приходит в ярость.

Митрофанушка, когда идет на занятия, попадается Скотинину, и тот хочет «выяснить с ним отношения». Он почти что с кулаками бросается на племянника, но того вовремя защищает Еремеевна, прикрывая собой. Ей удается прогнать Скотинина.

Митрофанушка - "горе"-ученик

Краткий пересказ "Недоросль" продолжается тем, что к Митрофанушке являются его учителя: Пафнутьич, по фамилии Цыфиркин, и Сидорыч, по фамилии Кутейкин. Цыфиркин (сержант в отставке) преподает арифметику. Кутейкин же учит Митрофанушку грамоте, с помощью Псалтыря, а также Часослова. Сам Кутейкин - дьячок.

Митрофан не хочет учится. Матери он говорит, что после устроенной дядюшкой «таски» ничего ему не идет в голову. Еремеевна кратко рассказывает о случившемся столкновении, которое произошло между Скотининым и Митрофаном. Простакова же, пытаясь утешить сына, говорит о скорой его женитьбе. Она тут же велит накормить обедом учителей.

Простакова осталась недовольна тем, как за Митрофана заступилась Еремеевна. И она высказала это Еремеевне. От этого она плачет, а ее успокаивают "учителя".

Третье действие

Продолжим краткий пересказ. 3 действие "Недоросль" начинается с того, что приезжает Стародум. Прежде чем увидеться с хозяевами, он решает побеседовать со своим старым знакомцем Правдиным. Стародум предается воспоминаниям, как еще при Петре 1 его отец служил. Он считает эти времена "золотыми". Стародум приезжает в это имение с целью освобождения своей племянницы от "этих невежд". Поэтому он так скоро и покинул свою службу. Также он рассказывает о несправедливости, когда не выслуга, а знатность играют роль. Его в связи с этим «обошли чином». Когда же Стародум вышел в отставку, то переехал ко двору в Петербург, но быстро понял, что это не его.

Драка

Стародум наконец увидел свою племянницу, пообещав увезти ее из простаковских владений. Беседа эта прерывается в связи с внезапным появлением «дерущихся» Скотинина и Простаковой. Милон же пытается их разнять. Стародума это весьма и весьма развлекает, ему забавно смотреть на эту сцену.

Г-жа Простакова в какой-то степени неприятно раздражена тем, что незнакомец веселится, но как только она понимает, кто перед ней, то она изменяется моментально: она сразу же начинает лебезить, в тоне и манере разговора проявляется раболепие. Она хочет склонить Стародума к тому, чтобы он принял решение о женитьбе ее сына на Софье.

Решается судьба Софьи

Стародум, решив не ходить вокруг да около, говорит о своем решении: он хочет отвезти Софью в Москву. Там он собирается выдать замуж ее за хорошего молодого человека, у которого много достоинств. Для многих эта новость была удивительной и даже обескураживающей. Софья больше других была этим известием поражена. Стародум также говорит, что выбор жениха - это то, что зависит исключительно от Софьи. Это многим возвращает частичку надежды.

Недоросль Митрофанушка

Г-жа Простакова решает поведать Стародуму о том, насколько образованный ее Митрофанушка. В этом она во многом обязана Вральману - немцу, находящемуся у нее на службе уже 5 лет. При этом получает он больше, чем другие учителя у Простаковой. Триста рублей в год - это его заработок, тогда как у остальных - всего лишь десять рублей. Вральман учит Митрофанушку французскому и другим наукам.

Мать тоже мешает, часто на уроках прерывая Цыфиркина, который задает Митрофану задачи. Она считает арифметику пустой наукой. По ее мнению: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». В итоге Цыфиркина сменяет Кутейкин. Но тут уже вмешивается Вральман, когда Митрофанушка начинает бессмысленно повторять строки из Часослова. Он говорит, что можно обойтись и без грамоты. По его мнению, Митрофанушке необходимо лишь знать о том, как жить на свете. Поэтому он отпускает Митрофанушку порезвиться. Это очень не понравилось Цыфиркину и Кутейкину, которые хотят побить Вральмана. Но тому удается вовремя сбежать от неминуемой расправы.

Краткий пересказ "Недоросль", 4 действие

Краткий пересказ "Недоросль" (Фонвизин Д.И.): Софья читает книгу автора Фенелона, в которой написано о воспитании светских девиц. Стародум решает побеседовать с ней о добродетели, о ее проявлениях. Получив от графа Честана письмо, Стародум узнает, что тот видит своего племянника мужем Софьи. Стародуб размышляет о Милоне, которого считает достойной партией Софье. Софья же признается в своей любви к Милону. Познакомившись с Милоном, Стародум понимает, что это достойный молодой человек. Он рад, что его племянница сделала такой выбор. О лучшем он и мечтать не мог. Он благословляет данный брак.

На сцене опять женихи

Появляется Скотинин, который просит о том, чтобы Стародум благословил его и Софью. При разговоре он показывает себя глупым человеком. Стародум высмеивает его.

Г-жа Простакова интересуется, не мешают ли отдыху Стародума. Чтобы не побеспокоили гостя, она заставляет весь дом ходить на цыпочках. Она просит Стародума проэкзаменовать Митрофанушку. Митрофан показывает свое незнание. Мать же, пытаясь защитить сына, говорит о том, что он и так проживет, без наук.

На вопрос Митрофана о женитьбе, Стародуб говорит, что не бывать этому. Ведь Софья уже «сговорена за другого». Простакова же в злобе бегая по комнате, строит различные планы, как бы не дать Софье уехать.

Пятое действие, последнее

Краткий пересказ комедии "Недоросль" подходит к концу. Правдин и Стародум беседуют. Пытаются решить, как поступить с Простаковой, как бы ее злой нрав изменить. Есть решение: взять под опеку имение Простаковых с целью недопущения подобного в дальнейшем. Дальше они рассуждают о царе, о его добродетели, а впоследствии и о благонравии его подданных - дворянах.

Милон удачно отбивает Софью у Еремеевны и дворовых людей, принадлежащих Простаковой. Они хотели с помощью силы затащить Софью в карету, которая должна была отвезти ее в церковь, для венчания с Митрофанушкой.

Правдин считает, что этот поступок Простаковой дает повод пожаловаться на нее правительству. Это было бы серьезным наказанием для Простаковой. Та умаляет их пощадить ее. Милон и Стародум решают, что она - низкая особа, но жаловаться они не будут. Теперь они понимают, что ее уже не изменить. Да и Простакова тут же это доказывает: поняв, что она прощена, она решает устроить расправу над своими людьми. А все из-за того, что не смогли удержать Софью. Правдин быстро сбивает агрессивно настроенную Простакову тем, что достает бумагу об опеке над ее поместьем.

Скотинин быстро отступает, благоразумно решив, что может сам попасть "под раздачу". Правдин также отказывает Простаковой и в отсрочке, которая, по его мнению, семейству не нужна.

Развязка

Завершается наш очень краткий пересказ "Недоросль" тем, что Стародум узнает во Вральмане своего кучера, которого по его просьбе и берет обратно на службу. Кутейкин требует за свою работу денег, Цыфиркин же отказывается от своей заработной платы, так как, по его мнению, он этого не заслужил. Ведь он не смог обучить Митрофанушку. За такой благородный жест Правдин и Милон награждают Цыфиркина, Кутейкина же стыдят.

Софья, Стародум и Милон прощаются с Правдиным. Простакова же в горе бросается к своей последней надежде, сыну, но тот лишь пытается от нее отвязаться. Простакова от этого еще больше страдает. Софья даже хочет утешить Простакову, она жалеет ее. Простаков думает, что такого недоросля можно исправить только на службе, там ему будет самое подходящее место. Стародум же указывает Правдину на Простакову и говорит, что вот они, "плоды злонравия, достойные своих родителей". Так заканчивается краткий пересказ произведения "Недоросль".

Действующие лица

Простаков
Г-жа Простакова, его жена
Митрофан, их сын, недоросль
Еремеевна, мамка Митрофана

Стародум
Софья, племянница Стародума
Милон
Скотинин, брат г-жи Простаковой

Кутейкин,семинарист
Цыфиркин, отставной сержант
Вральман, учитель
Тришка, портной

Действие происходит в деревне Простаковых.

Действие первое

Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком узкий кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-подкаблучника, который ни в чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить, но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж; впрочем, Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата или нравится ему, а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинин питает слабость. Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно считали покойным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы Простаковой меняются, она решает женить своего Митрофана на неожиданно разбогатевшей Софье. Ho и Скотинин в свете последних перемен не собирается отступаться.

Действие второе

Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на постой. Он встречает Правдина, который направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его сведениям, родственники увезли из Москвы и обращаются с девушкой жестоко. Появляется Софья, бросается к Милону, жалуется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых, говорит, что ее сватают за Митрофана. Вошедший Скотинин также заявляет свои «права» на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника (Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже подоспевшая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдин оттаскивает Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой, предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит Милона и Правдина с «учителями» Митрофана - Цыфиркиным и Кутейкиным. Оба жалуются на непроходимую тупость Митрофана, на невежество самой Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на немца Вральмана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учителям не дает провести ни одного урока толком. Митрофан намекает матери, что утопится, едва та просит прочесть что-нибудь. Причина гнева Митрофана - Скотинин. Простакова, узнав, что брат поднял руку на «дитя», вначале накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на истинного обидчика. Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчитав все прибыли на службе у Простаковых («по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»), отправляются «выпить чарку».

Действие третье

Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум рассказывает, что отошел от двора потому, что не мог мириться с ханжеством, низостью, трусостью, себялюбием придворных. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Приобретя некоторое состояние, Стародум целью своей жизни определяет устройство счастья племянницы Софьи. Он рад вновь увидеть ее после долгой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность, почтение и охотно слушает его философские беседы и наставления. Стародум в восторге от того, что Софья полностью разделяет его взгляды на жизнь. Некторое недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать племянницу за известного и рекомендованного ему достойного молодого человека. Впрочем, Стародум не собирается неволить племянницу и спрашивает прежде ее согласия. Окружающие принимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в выгодности для нее брака - то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова хочет заставить сына «блеснуть» знаниями перед Стародумом, чтобы произвести на того благоприятное впечатление. «He хочу учиться, хочу жениться», - категорически заявляет Митрофан. Учителя по очереди пытаются преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагаемые Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи касаются предполагаемого повышения жалованья Цыфиркину и дележа найденных на дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части «учебного процесса», появляется Вральман, который громко ужасается обилию наук, изучаемых «измученным» Митрофанушкой. Простакова немедленно соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умниками, а лучше вращаться в своем кругу. Ей жаль «перетрудившегося» сына, она уводит Митрофана. Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недотепу-Митрофана. Вральман спасается бегством.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетельности, дает своей послушной племяннице наставления: «Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце... счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище... Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». Стародум обращается к вопросам семьи и брака, сетует на то, что многие браки заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет питать «дружбу, которая на любовь походила бы». Стародуму приносят письмо из Москвы от его друга, где тот рекомендует Стародуму Милона как прекрасного жениха для Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирается ему во всем признаться, как появляется Правдин и представляет Милона Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его происхождении и радуется, что Милон - тот самый молодой человек, о котором ему пишет друг из Москвы. Когда же выясняется, что Милон еще и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотинин, принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и сердца Софье Стародум дает ему решительный отказ, мотивируя это тем, что дворянке неприлично выходить замуж за Скотинина и жить по-свински. Появляется Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его «глубокие» познания во всех науках. Митрофан квалифицирует «дверь» как прилагательное, потому что она «к стене приложена»; впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается имени «существительное». На просьбы развеселившихся свидетелей этой сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучается этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им «истории». Названия же «география» Митрофан вообще не понимает. Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы тогда, например, когда отправляешься в путешествие, Простакова искренне отметает необходимость в географии для дворян, поскольку дворянина возят извозчики. Стародум и Простаковой отказывает в ее сватовстве. Правдину приносят пакет от наместника, в котором содержится предписание отнять имение Простаковых, если за ними будут замечены противозаконные действия. Простакова вне себя от злости. Узнав, что поутру Софья с дядей выезжают в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой.

Действие пятое

Софью силой волокут в карету, чтобы везти в церковь. Милон освобождает свою невесту. Еремеевна все рассказывает Стародуму и Правдину, который решает положить конец беззакониям, творящимся в доме Простаковой. Узнав, что ее план провалился, Простакова падает на колени, начинает униженно умолять Стародума и Правдина простить ей грех. Софья и Стародум просят Правдина не наказывать из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на своих слугах, которые «не устерегли» Софью. Так она трактует указ о вольности дворянства. Правдин же именем правительства объявляет, что отнимает «в опеку» дом и деревни Простаковых «за бесчеловечие». Скотинин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих крепостных и знакомым посоветовать то же самое. Простакова умоляет Правдина как-нибудь отменить указ, но тот непреклонен. Он призывает учителей Митрофана. Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Цыфиркин отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин требует денег. Все одобрительно относятся к поступку Цыфиркина, хвалят его за честность, дарят деньги, a Kyтейкина стыдят и прогоняют. Вральман просит Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми, поскольку общение с господами Скотиниными казалось ему похожим на лошадиное. Простакова восклицает, что у нее осталась единственная радость - Митрофанушка, но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения падает в обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, стыдит его за то, что безумная любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь находится. Правдин решает определить Митрофана служить. Простакова приходит в себя, в отчаянии кричит, что лишилась всего - и власти, и сына. Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».

Краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" для читательского дневника.


Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья.

Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздёрнула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется поражённою». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное - он «ребёнка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учёбе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок - Часословом, но немцу удаётся убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своём». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом...

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своём поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался...» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем...» А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Меню статьи:

Сокращенный вариант статьи:

Эпоха Просвещения славится памятниками литературы. Один из них – легендарная пьеса «Недоросль», краткое содержание которой читатель сможет увидеть ниже. Автор произведения – Денис Фонвизин, русский писатель, вошедший в историю литературы как мастер комедии.

Этимология слова «недоросль» и смысл пьесы

Комедийность, юмор произведения Фонвизина частично связан с этимологией слова «недоросль». Необычное для уха современного человека слово в эпоху Просвещения в Российской империи означало юного аристократа, который не получил знака о том, что окончил обучение. Эти знаки – удостоверения – давались учителями своим ученикам. Быть недорослем означало не поступить на службу, не вступить в брак за неимением необходимых документов. В определенном смысле, наличие такого культурного феномена, как недоросль, подчеркивало важность образования и воспитания во времена Просвещения. Закон о том, что дворяне, не получившие образование и удостоверения об «учености», не имеют права на службу и вступлении в брак принадлежит к петровским временам.

Стиль, который избрал для текста писатель, литературные критики относят к популярному в это время классицизму. В частности, автор наградил персонажей яркими фамилиями, намекающими на черты, выразителями которых являются герои в данной пьесе. Часто такие фамилии называют «говорящими». Кроме того, Фонвизин придерживается канона, характерного для классицистической литературы. Речь идет о том, что в пьесах классицизма наблюдается единство времени, когда происходят описываемые события, места, а также действий героев. Персонажи, к слову сказать, делятся на носителей выраженных отрицательных и положительных черт.

Основные идеи «Недоросля» Фонвизина

Дата написания пьесы – 1781 год. В центре сюжета – проблемы, связанные с традиционным воспитанием и образованием дворянского сословия. В этом контексте, произведение Фонвизина напоминает не менее известную пьесу французского писателя Мольера «Мещанин во дворянстве». «Недоросль» затрагивает проблемы глупости, провинциальности, злонравия и лени представителей дворянской среды.

Главные герои комедии Дениса Фонвизина

Образ госпожи Простаковой , которая приходилась помещику Простакову женой. Женщина отличалась активными, грубыми чертами, не имела образования. Простакову интересуют исключительно вопросы наживы и корысти, героиня эгоистична, своенравна, глупа и скупа. Альтруизм и добродетельность не входят в круг интересов Простаковой. Методы решения проблем у женщины простые – это сила и хитрость.

Предлагаем ознакомиться с образом госпожи Простаковой” в комедии Дениса Фонвизина “Недоросль”

Образ Митрофана Простакова – отпрыска Простаковых.
Именно Митрофан характеризуется автором как недоросль, о Митрофане написана пьеса Фонвизина. Молодому человеку исполнилось 16 лет, однако глупость и уровень инфантилизма не позволяют говорить о Митрофане как о человеке взрослом и зрелом. Глупость – качество, унаследованное героем от матери и отца. Для Митрофана характера безвольность, лень, неумение думать и размышлять, отсутствие собственного, аргументированного мнения. Юноша соглашается с тем, что говорят другие персонажи. В итоге, Митрофан соглашается на службу в армии: конечно же, это решение не принадлежит герою, а навязано извне.

Образ Правдина – это воплощение характерных положительных черт государственных чиновников нового «образца». Правдин был постояльцем в доме у Простаковых. Изначально бюрократ прибывает в именье Простаковых с целью понять причину беспорядков, а также разобраться в проблеме, связанной с жестоким обращением с обслугой. Госпожа Простакова в обращении с челядью не церемонилась. Правдин – носитель явно положительных черт, поскольку герой изображен человеком высоких моральных качеств, образованным и хорошо воспитанным мужчиной. Правдин – это иллюстрация так называемого «нового дворянства», для которых огромное значение имело образование. Правдин также воплощает метафору правды и буквы закона.

Образ Стародума также принадлежит в когорте положительных персонажей «Недоросли». Герой – это воплощение высокой нравственности, зрелости, мудрости, ума. Для Стародума характерно соблюдение строгих, непоколебимых принципов. Обман и хитрость – запрещенные приемы для Стародума. Мужчина опекает девушку – Софью, которой приходится дядей.

Для образа Софьи также характерна честность, правдивость, доброта. Девушка воплощает исключительно положительные черты. Софья – честная и добропорядочная героиня. Родители девушки умерли, после чего опеку над племянницей взял Стародум. В дальнейшем, Софья проникается симпатией и любовью к Милону.

Образ Милона – суженого, жениха племянницы Стародума – принадлежит к категории положительных персонажей. Герой честный, добродетельный, добрый, отзывчивый. Софья не видела жениха достаточно долгое время. Милон служит в качестве офицера, отличается высокими принципами, стойкими нравственными ориентирами. Для героя характерны смелость, храбрость и честь.

Образ Скотинина говорит сам за себя уже из-за фамилии, которой автор наградил персонажа. Скотинин приходится Простаковой братом. Герой отличается теми же чертами, что и все Простаковы: глупость, корыстолюбие, склонность ко лжи, любовь к наживе, скупость, лесть.

Также в пьесе действует ряд второстепенных персонажей, среди которых особое внимание заслуживают:
Господин Простаков – безвольный супруг властной жены. В доме всеми делами заправляет Простакова, не допуская мужа к решению каких-либо вопросов по хозяйству. Простаков – мужчина без образования, не имеет собственного мнения, находится под управлением супруги.

Еремеевна , служившая нянечкой у сына Простаковых.

Кутейкин – это образ нерадивого, лживого человека. Герой – бывший семинарист, который не окончил учебу. Однако Кутейкин все же претендует на то, чтобы учить других грамматике. Человек это жадный, корыстолюбивый, эгоистичный. Кутейкин большинство проблем решает с помощью хитрости.

У Стародума служил конюх по имени Вральман (простец по характеру, но мастер лжи, о чем говорит фамилия героя; Вральман выдавал себя за немца – знатока хороших манер). Также герой второго плана – это преподаватель арифметики Цыфиркин (в прошлом, герой служил в армии в качестве сержанта, теперь же Цыфиркин находится в отставке; это честный, добрый персонаж). Вральман и Цыфиркин учат уму-разуму Митрофана.

А также Тришка, служивший у Простаковых портным.

События Действия Первого

Начало произведения Фонвизина – это сцена, в которой Простакова отругала портного, который пошил недостаточно качественные одежды для сына барыни – Митрофана. Тришка ранее говорил Простаковой, что шьет он плохо. Супруг – господин Простаков – подтвердил, что кафтан сшит недобросовестно. Тогда барыня решается на наказание нерадивого портного. От мнения Простаковых отличается точка зрения Скотинина, который считает, что кафтан вышел приличным. Между тем, Тришку все равно просят уйти.

Митрофан и Простаковы

Митрофан – сынок Простаковых – капризное дитя. Родители считают, что юноша болеет, потому что тот, якобы, нормально не спит, плохо ест и жалуется на проблемы в самочувствии. На самом же деле, ночью Митрофану снилось, что отец получает побои от матери, а перед сном юноша отужинал и напился квасу. После того, как мать одарила сына любящими объятиями, чадо убежало в сторону голубятни.

Разговор о судьбе Софьи

Далее следует разговор между Простаковыми и Скотининым. Последний говорит, что не прочь взять в жену Софью – сироту, находящуюся на попечении дяди, который, по слухам, пропал где-то в Сибири. Стародум уехал, а вестей от него Софья не получала. Между тем, Скотинин заинтересован в девушке вовсе не из-за качеств Софьи или красоты, но потому, что в деревне Стародума – приданом Софьи – большое количество свиней.

Появление Стародума

Планы Скотинина нарушаются внезапным появлением Стародума. Софья получает письмо от дяди, однако Простаковы стараются убедить девушку, что письмо – поддельное, и на самом деле текст написал некий почитатель Софьи. Тогда девушка отдает письмо Простаковым, но оказывается, что те не умеют читать.

События Действия Второго

В этой части комедии Фонвизина выясняется факт старой дружбы между Милоном и Правдиным. Оказывается, что приезд Правдина в село не случаен. Герой собирается показать Простаковой – зазнайке, презренной фурии, где ее настоящее место. Военный же говорит, что держит путь к Москве, ожидая встретить там любимую, с которой не виделся уже много лет. Родители возлюбленной Милона погибли, после этого девушка жила у единственного родственника – дяди.

Встреча Милона и Софьи

Судьба приводит Софью к Милону. Возлюбленные встретились совершенно случайно и теперь счастливы воссоединению. Девушка поведала суженому, что барыня задумала женить на ней сыночка. Митрофану 16 лет и юноша ужасно глуп. В этот момент мимо проходит Скотинин. Герой тревожится, что, в конце концов, уедет из деревни с пустыми руками, не заполучив ни жену, ни деньги. Из-за подначивания Милона и Правдина Скотинин затевает ссору с сестрой. Старые друзья сообщили Скотинину, что тот – только безвольная игрушка в руках сестры. Скотинин теряет самообладание.

Образ Еремеевны

Вскрывается инфантилизм Митрофана. Юноша гуляет с няней. Еремеевна проявляла себя женщиной мудрой и зрелой. Женщина снабжает воспитанника напутствием: учеба – свет. Однако юнец ленится: нет у мальчика желания учиться. Митрофан ссориться со Скотининым. Предмет ссоры – свадьба и богатая наследница Софья. Еремеевна удерживает героев от драки. Скотитин злится и покидает сцену.

Знакомство Правдина и учителей Митрофана

Простаковы приходят на смену Скотинину. Барыня лестно отзывается о Софье перед Милоном. Также барыня убеждает Милона, что ей жаль: она не успела вовремя оказать достойную встречу Милону. После этого на сцене появляются Цыфиркин с Кутейкиным. Правдин узнает настоящие факты биографии преподавателей мальчика Простаковых, а также то, как героям удалось попасть на службу к Простаковым.

События Действия Третьего

Мудрость Стародума

В деревню возвращается Стародум. Правдин узнает об этом событии первым, так как видит карету, в которой прибыл герой. Правдин поведал Стародуму о коварных планах Простаковых, которые помещики надеялись реализовать относительно Софьи.

Мудрый дядя Сони отвечает Правдину, что нужно руководствоваться рациональностью в действиях. Нельзя слушаться первого порыва, первой сильной эмоции.

В качестве примера Стародум приводит Правдину события из собственной жизни, демонстрируя, что в поступках следует избегать горячности. Путешествуя, герой понял, насколько разными бывают люди.

Встреча Стародума и Софьи

Родственники рады снова быть вместе. Дядя говорит племяннице, что отъезд был связан с целью раздобыть средства. Работа в Сибири – единственный честный способ заработать достаточно денег, иначе пришлось бы жертвовать совестью, а этого Стародум допустить не мог.

Простаковы встречают Стародума

Пока Стародум говорил с Правдиным и Софьей, барыня подралась со Скотининым. Драчуны миряться с помощью Милона. Еремеевна, основываясь на приказе барыни, зовет господина Простакова и Митрофана. Льстивые и лицемерные герои «искренне» и громко встречают Стародума, оказывая мужчине различные почести. Младший Простаков – безвольный юнец – мимикрирует под мать, повторяя все действия Простаковой, называя Стародума вторым отцом. Герой удивляется странным приветствиям и словам лицемерного семейства.

Планы на Софью

Дядя собирается увезти племянницу в область Москвы, чтобы выдать замуж. Девушка не ведает о том, что Стародум решил женить на ней Милона, но соглашается с решением любимого дяди. Тем временем барыня со Скотининым переубеждают мужчину увозить племянницу. Стародуму не нравятся неграмотные Простаковы, но барыня убеждает героя, что Митрофан показывает успехи в науках, занимаясь с учителями.

Учеба Митрофана

Стародума спасает Правдин, увещевав Простакову оставить гостя в покое и дать Стародуму отдохнуть после долгого, изнурительного пути. На сцене, после ухода дяди Сони, Правдина и Простаковой, на сцену выходят учителя Митрофана. Учитель математики жалуется коллеге, что сынишка Простаковых глуп, за несколько лет юнец так и не выучился арифметическим и грамматическим премудростям. Виною в нерадивости ученика немец, поскольку Вральман запрещает применять к Митрофану телесные наказания. По мнению же преподавателей математики и грамоты, мальчишку без побоев наукам научить не удастся.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с анализом комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина

На сцене появляются мать и сын. Матушка убеждает Митрофана, что тот должен учиться, или хотя бы притворяться, что учится. Цыфиркин задает Митрофану задачи по арифметике, однако у матери юнца собственная логика решения математических задач. Простакова учит сына не делиться, все брать себе. А математика, по мнению женщины, наука глупая, неправильная.

Кутейкин силится обучить Митрофана премудростям грамоты, однако Вральман мешает процессу обучения, поскольку считает, что мальчику стоит водить дружбу с подобными себе – неграмотными людьми. Мать поддерживает мнение Вральмана. Тут Вральман, увлекшись рассказом о свой жизни, вдруг признается, что служил извозчиком, однако барыня не заметила лжи «немца». Учителя бранятся, а преподаватели арифметики и грамматики и вовсе хотят избить Вральмана. Но тот успевает сбежать.

События Действия Четвертого

Размышления о добродетелях

Стародум разговаривает с племянницей. Предмет беседы – вопрос добродетели, проблема нравственного падения людей. Стародум говорит, что благородство и богатство не присваиваются человеку эгоистичному и корыстному. Эти качества присущи лишь тем, кто заботиться о ближних, о друзьях, родственниках, соотечественниках. Должность следует давать за дела, плохо, когда в должности нет ничего, кроме названия. Также Стародум учит племянницу премудростям жизни замужней женщины. Семья – это партнерские отношения, в которых мужу и жене следует проявлять внимание друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь, прислушиваться и уметь услышать. Необходимо, чтобы супруги поддерживали друг друга. Вопрос происхождения – это не главное в браке. Главное же – любовь, искренние чувства.

Беседа Стародума и Милона

Стародум получает извещение, в котором говорится, что юноша, которого тот заприметил как будущего супруга для племянницы, является Милоном. Дядя Софьи беседует с Милоном. Стародуму нравится суженый Сони. Мудрый мужчина видит в Милоне человека высоких моральных качеств, благородных порывов и стойких нравственных принципов. Стародум дает Софье и Милону свое благословение.

Притязания на руку Софьи

Беседу Милона и Стародума прерывает Скотинин. Герой старается продемонстрировать собственные положительные стороны и качества, чтобы вынудить Стародума передумать и выдать племянницу за него. Однако мужчина только развеселился от нелепого поведения, демонстрируемого Скотининым.

Появляются Простаковы с компании Правдина. Барыня восхваляет ученость и старательность Митрофана. Тогда Правдину приходит в голову мысль о проверке знаний юнца. Младший Простаков, между тем, отвечает неверно на все заданные вопросы. Но барыня выгораживает сына, оправдывая отсутствие знаний у Митрофана разными отговорками.

Простаковы выведывают у дяди Софьи, кому же девушка достанется в жены. Дядя отвечает, что девушка уже помолвлена и скоро выезжает вместе с женихом в Москву. У Простаковых и Скотинина созрел план: похитить девушку.

События Действия Пятого

Философская пауза от Фонвизина

Мудрый дядя беседует с Правдиным. В разговоре поднимаются вопросы правды, благоразумия, честной и добродетельной жизни. Эти качества выступают залогом благополучия не только отдельной семьи, но и государства в целом. Читателю, знакомому с восточной философией, а также с учением китайского мудреца Конфуция, нетрудно будет заметить схожесть взглядов Стародума и азиатского философа. Государство держится на честных, достойных, образованных и хорошо воспитанных людях.

Попытка похищения Софьи

Еремеевна, выполняя приказ барыни, собиралась похитить Софью. Однако жених девушки вовремя подоспел и помешал женщине увести невесту. На шум пришли Правдин со Стародумом. Чиновник считает, что дядя и жених Софьи вполне могли бы привлечь несостоявшихся похитителей к ответственности, так как похищение – это преступление. По мнению Правдина, дядя девушки мог бы потребовать наказания правонарушителей. Барыня умоляет Соню простить ее. Софья – добрая натура – прощает горе-похитителей. Однако барыня не учится на ошибках, стремясь наказать челядь, которую Простакова винит в неудаче.

Итоги и торжество справедливости

Попытка наказать слуг пресекается Правдиным, потому что герой как раз получил извещение: беспредел в поместье Простаковых вынудил государство назначить для безграмотных господ опекуна. Попечителем оказался Правдин, который отныне будет контролировать дела в поместье нерадивого семейства. Барыня просит чиновника дать трехдневную отсрочку, но строгий мужчина не покоряется Простаковой. После этого героиня просит Правдина решить проблему с задолженностью по оплате учителям Митрофана. Правдин обещает самостоятельно разобраться с этим вопросом.

На сцене появляются три учителя Митрофана. Чиновник обнаруживает ложь Вральмана: в процессе разбирательств оказалось, что «немец» ранее ухаживал за Стародумовскими лошадьми. Соответственно, барыня узнала, что Вральман далек от высокой культуры, Германии и аристократических манер. Вральман решается вновь служить дяде Софьи. Цыфиркин – человек честный. Мужчина считает, что не должен брать плату за труд, поскольку усилия учителя математики не принесли плодов: юнец не познал азы арифметики. Правдин со Стародумом уважают учителя за то, что тот проявил честность и справедливость. Учитель грамматики же, напротив, желает получить денежное вознаграждение, но остается без денег.

Финал

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина заканчивается на сборах Софьи и жениха – Милона – в дорогу. Дядя девушки уезжает вместе с возлюбленными. Митрофану надоела чрезмерная опека матери. Юноша пытается вырваться из родного дома, чем вызывает недоумение и неодобрение отца. Правдин считает, что для мальчишки полезно послужить в армии. Юноша согласился на службу. Барыня расстроена: женщина отчаялась, считая, что все планы разрушены. Однако Стародум уверен: история завершилась совершенно справедливо.

Сокращенный вариант статьи.

Действие первое: знакомство с обитателями деревни Простаковых

События разворачиваются в деревне Простаковых, зажиточных помещиков. С первых же мгновений пьесы мы знакомимся с ее главными обитателями – госпожой и господином Простаковыми и их сыном Митрофаном, которого в семье любовно кличут Митрофанушкой, ведь он еще недоросль. Все заняты примеркой нового кафтана, который портной Тришка сшил для молодого барина. Госпожа Простакова в бешенстве, потому что обновка плохо сидит на Митрофане. Тришка отчаянно оправдывается тем, что он дескать самоучка и с него взятки гладки: “Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет”. А господин Простаков, будучи подкаблучником и слабовольным человеком, жутко боится высказать собственное мнение, которого у него давным-давно пропало. “При твоих глазах, – лепечет он елейно женушке, – мои ничего не видят”.

Ситуацию с кафтаном спасает вошедший в комнату брат госпожи Простаковой – Тарас Скотинин. Он басит, что кафтан племяннику впору и вообще нечего говорить о таких мелочах, когда на кону важное предприятие – сегодня Скотинин собирается сговориться (то есть сделать предложение) с Софьей. Софья – сирота, ее родители умерли, и она унаследовала поместье с деревеньками, которыми пока что управляют Простаковы. Эта воспитанная, образованная, честная девушка резко контрастирует с обществом, в котором она невольно оказалась. Стоит ли говорить, что Скотинина привлекают не ее добродетели, а приданое. Кроме того, у брата Простаковой есть одна страсть – свинки, он их безумно обожает, а в деревнях Софьи, говорят, водятся прехорошенькие хрюшки.

Однако утро, которое сулило столько сладостных надежд для Тараса Скотинина, готовилось разрушить его далеко идущие планы. Софья получила письмо от Стародума, своего горячо любимого дяди. Он отправился в вынужденную поездку в Сибирь и длительное время не поддерживал связь, потому все свыклись с мыслью, что Стародум умер. Каким же было удивление Простаковых и Скотинина, когда из письма они узнали, что Стародум не только не погиб, но также пребывает в добром здравии и спешит повидаться со своей племянницей. Кроме того, дядя нажил солидное состояние (10 тысяч доходу) и делает Софью своей наследницей.

Получается, что Софья – теперь не просто сиротка с небольшой деревенькой, а богатая госпожа. Такую добычу Простакова уже не хочет отдавать своему братцу и решает сосватать Софью Митрофанушке!

Справка. Недоросль – отнюдь не жаргонизм, так в XVIII веке называли юношей, не достигших совершеннолетия и еще не поступивших на государственную службу. Есть и другое значение, которое Фонвизин зашил в смысл названия своей пьесы: недорослем также называли глуповатого недоучку.

Действие второе: три жениха для Софьи

В начале второго действия мы знакомимся с Милоном – молодым офицером, влюбленным в Софью. Чувства молодых людей взаимны, но пока что жизненные обстоятельства не позволяют им быть вместе. Вот уже полгода пара была в разлуке, но, по счастливому стечению обстоятельств, Милон пребывает вместе с полком именно в деревню Простаковых.

Мы застаем молодого офицера за разговором с Правдиным – государственным чиновником, который приехал в имение, чтобы разобраться в барских делах. Милон рассказывает Правдину о девушке, в которую влюблен, но именно в этот момент появляется Софья. Радость от долгожданной встречи влюбленных была слишком короткой, ведь тут же их разговор нарушил Тарас Скотинин, по-прежнему имеющий виды на Софью. Из-за своей тупости и ограниченности, брат Простаковой не догадывается о связи Милона с Софьей, а потому наивно, как довольный ребенок, рассказывает, как счастливо будет жить его будущая жена. Счастье по-скотинински, надо сказать, предмет весьма сомнительного толка.

Молодые люди, не щадя размечтавшегося “жениха”, сообщают, что у него есть соперник – его родной племянник, недоросль Митрофанушка, который также соблазнился завидным состоянием Софьи. Скотинин тут же отправляется выяснять отношения с наглецом и едва не навешивает родственничку оплеух, но его закрывает грудью старуха Еремеевна. Впрочем, няне все равно достается от госпожи Простаковой за то, что та заступалась за “ребенка” без должной прыти. Заплаканную старушку успокаивают Митрофановы учителя Кутейкин и Цыфиркин.

Еремеевна. Нелегкая меня не приберет. Сорок лет служу, а милость все та же …
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день.

Действие третье: возвращение Стародума и учение Митрофанушки

Наконец в деревню Простаковых приезжает Стародум. Первым, кого встречает дальний путник, становится Правдин. Между ними завязывается разговор, в котором Стародум рассказывает о своей жизни и службе. Его речи мудры и афористичны, он – голос морали произведения.

“Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки и пуговицы”

Вскоре появляется Софья. Нежная встреча дяди и племянницы доказывает, что эти люди искренне тосковали друг по другу и рады наконец-то оказаться вместе. Правда, Стародум сообщает, что нашел отличную партию для Софьи, чем немало пугает племянницу, ведь ее сердце уже отдано Милону.

С шумом и криками входит Простакова, она отчитывает Скотинина за давешнее нападение на Митрофанушку. Госпожа еще не знает, что перед ней богач Стародум, потому ведет себя грубо и вызывающе, но как только почетный гость представляется, бедняжка принимается источать елейные приветствия и даже лезет обниматься.

Чтобы произвести хорошее впечатление на гостя, от которого во многом зависит будущая свадьба Митрофана с Софьей, Простакова уговаривает сына поучиться для виду, последний разочек.

Сцена “учения” Митрофана показывает, насколько бестолковы занятия барского отпрыска. В уголке пристраивается и сама Простакова, она вяжет кошелек, “чтобы Софьюшкины денежки было куды покласть”. А когда Цыфиркин задает Митрофану задачу на деление, матушка авторитетно поучает, чтобы чадо ни с кем не делилось, а затем резюмирует:

Действие четвертое: счастливое стечение обстоятельств

Софья и Стародум наконец-то остаются наедине, у них накопилась масса тем для разговора. Дядюшка делится с племянницей своей жизненной мудростью, говорит о благонравии и добродетели, которые являются главными человеческими ценностями. Говорит об уме, который, однако, не имеет никакого значения, если он не подкреплен добрым сердцем.

“Умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствах. О, мой друг! Умей различить, умей остановиться с теми, в которых дружба была бы надежною порукою за твой ум и сердце”

Ну, и, конечно же, как не поговорить с девушкой на выданье о любви и браке. В современном обществе практически забыли, что эти две реалии должны идти рука об руку. Брак без любви – пустышка, пытка для двоих людей, которых объединило социальное положение, чины, “хорошие перспективы”, но никак не душевное родство.

После такого разговора Софья больше не в силах таиться от дяди – они с Милоном открывают свои чувства перед Стародумом. Что за чудо! Старик счастлив, ведь это тот молодой человек, племянник его приятеля Честена, которого он прочил племяннице в мужья.

Стародум дает молодым свое благословение. Все трое несказанно счастливы. Однако большое семейство Простаковых по-прежнему остается в сладостном неведении о том, что Софья обручена. Стародум не отказывает себе в возможности немного позабавиться и потянуть интригу, однако потом раскрывает карты – Софья сговорена! Но госпожа Простакова, как утопающий, что в отчаянии хватается за соломинку, решается на последний отчаянный шаг – сегодня ночью они выкрадут Софью и насильно обвенчают ее с Митрофаном.

Действие пятое: крах планов Простаковой и предательство Митрофанушки

План Простаковой украсть Софью и отдать ее за Митрофана рассыпался – Милон спас свою возлюбленную из рук челяди, уже тянувшей упирающуюся девушку к карете. Весь дом всполошился. Госпожа Простакова раскаивается, падает в ноги Стародуму и Милону (Еще бы! Он, оказывается, жених Софьи). Правдин собирается судить Простакову по закону, но великодушные Софья и Стародум ее прощают.

Оправившись от потрясения, Простакова собирается выместить зло на своих слугах, которые не сумели справиться с заданием, но и тут ее ждала неудача – Правдин сообщает, что по правительственному указу он берет в опеку дом и деревни Простаковой. Госпожа больше здесь не госпожа и никакой власти над слугами не имеет.

Барских учителей также отпускают. Кутейкин, помимо жалованья, требует денег за стоптанные сапоги, Цыфиркин отказывается от вознаграждения, потому что Митрофан так ничему и не научился, значит он не выполнил свою главную преподавательскую задачу. Тронутый честностью учителя, Стародум платит ему из своего кармана. А вот Вральмана, любимого учителя Митрофана, который разрешал ему попросту ничего не делать, выводят на чистую воду.


необразованности молодых людей того времени. Ее по праву можно считать бессмертным произведением, ведь интерес к нему не утихает до сих пор. Тема воспитания подрастающего поколения актуальна для каждого из нас. Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям заставит задуматься читателя над проблемой личной свободы человека. Главный герой, не имевший собственного мнения и всегда идущий на поводу матери, стал жертвой обстоятельств. Не умевший сопротивляться давлению со стороны, он стал недорослем , для которого нет ничего святого. Фонвизин постарался изобразить крепостничество злом русской жизни, от которого страдали ни в чем не повинные люди.

Главные действующие лица

Краткая характеристика всех персонажей

Госпожа Простакова. Супруга хозяина дома. Хитрая, корыстная женщина. Ставит собственные интересы превыше других. Необразованная. Грубая. Своей активностью и желанием везде совать нос раздражает и отталкивает от себя.

Митрофан Простаков. Шестнадцатилетний оболтус. Глупый, необразованный. Не имеет собственного мнения. Полностью зависит от материнского слова.

Софья. Оставшись сиротой, живет в доме Простаковых, находясь на их попечении. Добрая, образованная, честная и открытая девушка. Невеста на выданье.

Стародум. Родной дядя Софии. Опекун девушки. Честный и порядочный мужчина, для которого честь и достоинство превыше всего.

Милон. Жених Софии. Военный. Честный и порядочный молодой человек. Принципиален. Ответственен.

Скотинин. Брат Простаковой. Алчный, корыстный. Ищет во всем выгоду. Не образован. Глуп.

Правдин. Государственный чиновник, прибывший навести в деревне порядки. Ведет борьбу с распустившимися помещиками. Честный, правдивый. Не бросает слов на ветер.

Действие 1

Ох, и влетело Тришке за неудачно сшитый кафтан. Госпожа Простакова была взбешена, хотя он предупреждал, что его швейные навыки далеки от профессиональных. Митрофану кафтан оказался узковат и при всем желании он туда определенно не влезет. Простаков был согласен с женой, хотя личное мнение у этого человека отсутствовало напрочь и ему, по сути, было все равно, в чем будет ходить его сынок. Единственным человеком кому понравился кафтан, был Скотинин, но его мнение в расчет не бралось. Тришку в качестве наказания было решено изгнать из барских хором.

Митрофан жаловался на плохой сон. Совсем не выспался. То ли плотный ужин сказался на самочувствии, то ли большое количество кваса выпитого перед сном. Матушка приголубила сыночка, обняла, поцеловала и отправила на прогулку. Свежий воздух положителен во всех отношениях.

В отсутствии Митрофанушки троица в составе четы Простаковых и Скотинина принялись обсуждать Софью , оставшуюся в их доме после смерти матери. Девушку хотели выдать замуж за Скотинина, которому по душе были больше ее свиньи, чем сама невеста. Алчный и корыстный он наперед просчитал все ходы. Заступиться за сиротку было некому. Единственный родственник Стародум и тот скрылся в неизвестном направлении несколько лет назад.

Неожиданно дядя объявился. Весточка от него для Софии взбудоражило осиное гнездо. Прочитать сие послание выпала честь Правдину. Он один среди присутствующих был грамотным человеком. В письме сообщалось о том, что София стала наследницей 10 тысяч рублей. Деньги немалые. Из бедной невесты, девушка превратилась в невесту нарасхват. Еще бы, с таким-то приданым. В голове госпожи Простаковой мелькнула шальная мысль. Отчего бы не отдать их Митрофанушку за Софию. Может мысль женить на ней Скотинина, была поспешной.

Действие 2

Мимо проходившим солдатам приглянулась данная деревня. Они решили остановиться здесь на какое-то время. Милон занимается размещением военных. Неожиданно встречает старого друга Правдина. Правдин рассказывает, с какой целью прибыл сюда. Он должен поставить на место вконец оборзевших помещиков, среди которых Простакова. Милон делится с ним любовной историей, рассказывая о своей невесте, которую увезли из Москвы, оставив на попечение дальним родственникам после смерти ее родителей.

Неожиданно появляется та, о ком шел разговор. Ею оказалась Софья. Увидев возлюбленного, девушка была вне себя от счастья. Теперь будет кому заступиться за нее. София рассказывает Милону о планах Простаковой. О двух предполагаемых женихах Митрофане и Скотинине.

Скотинин пребывает в расстроенных чувствах. Он уже прикидывал, как распорядится деньгами и приданым, а тут оказия вышла. Митрофан встал на пути к достижению цели. Правдин и Милон решают воспользоваться ситуацией и рассорить Скотинина с сестрой. Они намекают ему, что негоже взрослому мужику быть пешкой в руках бабы. Мол, Простакова играет им, как хочет, а он не замечает очевидного. Цель была достигнута. Скотинин взбесился.

Няня с Митрофаном проходили мимо. Женщина пыталась вбить в голову нерадивого ученика, что прежде чем стать кем-то в этой жизни, надо не лениться, а учиться. Для Скотинина вид Митрофана был словно для быка красная тряпка. Словесная перепалка по поводу предстоящей женитьбы грозила вылиться в драку, но Правдин с няней пресекли их попытки наброситься друг на друга с кулаками. Скотинин злой и оскорбленный покидает поле боя.

Простакова резко изменила отношение к Софье. Стала льстивой и угодливой. Комната для Стародума готова. Софья вместе с Простаковым уходит осматривать подготовленное помещение для дяди. Правдин знакомится с Цыфиркиным и Кутейкиным, учителями Митрофана. Учителя вспоминают историю появления в доме Простаковых, как сами учились грамоте, а уже потом, как взялись за обучение хозяйского сынка.

Действие 3

Правдин, увидев карету Стародума, решил первым выбежать ему навстречу, чтобы рассказать правду о том, как нелегко живется Софии в помещичьем доме. Софья узнала дядюшку. Они искренне обрадовались встрече после долгой разлуки. Стародум признается, почему ему пришлось уехать отсюда и оставить племянницу на попечение злым родственникам. Ему необходимо было заработать денег на жизнь и себе, и Софии.

Простаковы в компании Скотинина вышли встречать Стародума, всячески показывая своим видом, как они рады его появлению в их доме. Даже Митрофан, глядя на матушку, пытается копировать ее поведение. Стародум удивлен.

Он сообщает новость всем собравшимся о том, что желает забрать племянницу с собой в Москву, где подобрал ей приличную по всем меркам партию для замужества. Софья, не догадываясь о ком идет речь, все же соглашается с дядей.

Простакова со Скотининым пытаются отговорить Стародума. Госпожа пытается показать, какой чудесный у нее сын и что лучше его не сыскать партии для Софии. Она просит Митрофана блеснуть знаниями перед гостем, но тщетно. Лентяй и бездельник не может решить элементарную задачу, не говоря о чем-то большем.

Учителя Митрофана устроили между собой словесную перепалку, пытаясь выяснить истинную причину нежелания учиться у их подопечного. Четыре года они мотают с ним нервы, а он ни считать, ни писать так и не научился. По их мнению, виновный в этом немец Вральман, всячески мешающий им в процессе обучения и сбивающий мальчишку с толку своими высказываниями, что учиться совсем необязательно. Безграмотные, мол, тоже себя неплохо чувствуют в этом мире.

У Цыфиркина и Кутейкина появилось жгучее желание поколотить немца, но тот словно почуяв приближающуюся беду, ударяется в бега. Нерадивые учителя остаются ни с чем.

Действие 4

Софья и Стародум нашли общие темы для разговоров. Дядюшка и племянница много времени проводили вместе. Стародум наставлял девушку на путь истинный. Учил что важно в этой жизни, что второстепенно. Какие отношения должны быть между супругами, как сохранить их. Что все дела должны быть нацелены на благо народа, а поступки совершены не в обход закона и не с целью заполучить выгоду.

Их дискуссия была прервана приходом посыльного, в руках которого оказалось письмо, где говорилось о женихе Софьи. Им оказался Милон. Вот уж стечение обстоятельств. В письме были перечислены характеристики жениха, все как одна положительные. Дядюшка считал, что Милон достойный кандидат на руку и сердце племянницы, но все же еще раз решил поинтересоваться у девушки, не занято ли ее сердце. Только София открыла рот, чтобы рассказать о своем женихе, как на пороге возник Милон собственной персоной в сопровождении Правдина.

Дядюшка был несказанно рад, когда выяснилось, что настоящий жених Софьи и тот, за кого он хотел девушку сосватать одно и то же лицо. Парень понравился ему, и Стародум с легкой руки благословил молодых.

Скотинин своим приходом прервал беседу. Его разговоры о свиньях привели всех в недоумение. Желавший казаться умным и интересным он в очередной раз выставил себя глупцом, насмешив присутствующих. Предложение руки и сердца Софии с его стороны было воспринято Стародумом как личное оскорбление. Не для него этот цветок. Таким как Скотинин самое место в свинарнике, наедине с себе подобными.

Следующим клоуном на арене оказался Митрофан, вошедший в комнату вместе с матушкой и Правдиным. Простакова начинает расхваливать сынка, говоря какой он умный и талантливый парень, но при первой проверке на знания, Митрофан с треском проваливается. Правдин высмеял несостоявшегося жениха и дал понять, что усилия Простаковой и Скотинина не увенчаются успехом.

Стародум подтвердил его слова. На рассвете он и Софья покинут дом Простаковых. Осуществлению задуманного решила помешать сама госпожа. Она надумала перехватить Софью и насильно обвенчать девушку с Митрофаном.

Действие 5

Венчание вполне могло состояться, если бы не вовремя подоспевший Милон, вырвавший невесту из рук няньки. По приказу хозяйки женщина хотела похитить ничего не подозревающую девушку. Попавшись на месте преступления, Еремеевна решает рассказать всю правду о том, что творится в доме Простаковых, ибо сил молчать и терпеть беззаконие у нее уже не осталось. Давно пора поставить на место Простакову, совсем распустилась баба.

Хозяйка узнав, что о ее злодеяниях прознал Стародуб и Правдин, бросается в ноги Софии с просьбой простить ее окаянную. Правдин настаивал, чтобы Простакова понесла заслуженное наказание и ответила за преступление, но София добрая душа решила простить женщину.

Стоило Простаковой понять, что ей ничего не грозит, она несется в дом и первое, что делает, набрасывается на слуг по ее мнению способствовавших освобождению Софьи. Только она хотела поднять на них руку, как появился Правдин и объявил, что по новому правительственному закону за плохое отношение к слугам, именье и деревни Простаковых переходят под его опеку. Скотинин поспешил уйти с места событий, но перед уходом клятвенно пообещал, что впредь никогда не поднимет руку на крепостных.

Учителя Митрофана в полном составе явились в дом. Вскрывается обман Вральмана, притворяющегося учителем. На самом деле он конюх, правда, бывший, служивший в свое время Стародуму. Немец решает вновь попроситься на службу к старому хозяину.

Цыфиркин от предложенных ему госпожой Простаковой денег отказывается. Не заслужил он ничего. Столько потраченных усилий и нервов и все зря. Видно плохой он учитель, раз не смог ничему научить Митрофана. Его поступок был оценен Правдиным, всегда уважавшим честность. Вместе со Стародумом и Милоном они все же выплатили учителю денежную компенсацию.

Кутейкин в отличие от коллеги был жаден до денег. Несмотря на то, что ему не удалось ничему научить хозяйского сынка, он мечтал о вознаграждении, но в итоге остался ни с чем. Правдин и Стародум не посчитали нужным поощрить этого попрошайку.

Софья с женихом и дядей уезжают из именья. Митрофан впервые в жизни повысил голос на мать с просьбой не указывать ему, что и как делать. Правдин предлагает ему пойти в армию. Неожиданно для всех Митрофан соглашается, чем вводит в отчаянье мать, потерявшую воздействие на сына. Отец осуждает подростка, не поддерживая подобное своеволие.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Фонвизина «Недоросль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!