Непознанное

Буквы о и е после ц и шипящих.

  • обобщение материала по правилу написания Ы - И после Ц
  • развивать кругозор учащихся, мышление, творческую активность;
  • культуру речи
  • воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: мультимедийный проектор,ноутбук,презентация к уроку, карточки.

I. Организация класса. Определение темы урока.

1. Прием "Удивляй"

(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)

Звучит песенка из передачи "Радионяня"

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.

Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?

2. Работа по таблице (на экране)

II. Обобщение ранее пройденного материала

Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) (на компьютере)

(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)

Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бью крючками. Род малых гуслей.

Цилиндр -

1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.

2. головной убор джентельмена

/показать картинки/

Операции работы:

1. толкование слова (работа со словарем)

2. выделение орфограммы

3. составь словосочетания

4. составь предложение.

2. Работа с тестами (на компьютере)

(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)

1. В корне пишется буква и

б) ц:корий

в)ц:почки

2. В корне пишется буква ы

а) ц..тата

б) ц:ркуль

в)ц:кнуть

3. В окончании пишется буква ы

а) белолиц:й в

в)широколиц:й

4. В суффиксе пишется буква ы

а) синиц:н

б) куниц:н

в) племянниц:н

г) сестриц:н

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы

а) резц:, зайц:, сестриц:н, длиннолиц:й

б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский

в) борц:, горц:, порц:я, перц:

г) дверц:, дикц:я, купц:,ц:фровой.

3. Творческая работа "Программисты" "

(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)

А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.

Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.

4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)

(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)

Ц:пленок прыгнул на ц:новку

И там на ц:почки привстал.

А мимо шел ц:ган на танц:

Ц..п - ц..п, - ц:пленка он позвал.

Циновка - плотная пленка из соломы, камыша для подстилки на пол.

5. Игра "КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК"

(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)

Ц:рк, медиц:на, порц:я, ц:ган, молодц.., рукавиц:, ц:фра,куц:й, бледнолиц:й, модниц:, ц:почки, красавиц:, ц:Стерна, огурц:, Ц:олковский, ц:нга, девиц: - красавиц:,операц:я, акац:я, нац:я,купц:, лисиц:н, хвост, делегац:я, жильц:, плантац:я, принц:,голубц:, хлебц:, пальц:, ц:клон, ц.ю..рюльник, пьяниц.., скитальц:,певц:, ц:пленок, панц:рь.

III. Итог работы.

Звучат заключительные слова песенки из передачи "Радионяня"

Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.

Задание на дом:

1. Создать кроссворд по изученной теме.

2. Задание на карточке (разноуровневые)

Тема урока. Буквы И– Ы после Ц.

Цель урока.:

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,

С правописанием Ы –И после Ц;

Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот осенний солнечный день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.

Итак, начнем урок с фонетической зарядки.

    Работа над темой урока.

    Фонетическая зарядка . (Слайд 1)

Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Проблемная ситуация. Слайд 2

Давайте потренируем наше произношение и произнесем скороговорку.

Бегают две курицЫ прямо по улице,где цветет акацИя.

ЦЫпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.

Почему же так? Наша задача –разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда-И.

Помогите мне сформулировать тему нашего урока? Слайд 3

Слайд 4. Правописание ы-и после ц

3.Работа с учебником .

Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник

    Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка)

    Учитель. - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И… Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

Ученик. - И огурцы!

Учитель. - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.

Ученик. - Значит, и цыпленок через Ы?

Учитель. -Почему?

Ученик. -Потому что цыпленок – курицын сын.

Учитель. - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.

(Слайд 5)

    Я. Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы вы не забыли, прослушайте песенку из радионяни, в которую входят все эти слова. песня из радионяни

( На слайде 6 появляются слова)

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал-

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!

Ну что, цыплята, вам всё понятно?(Да)

    Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.

Звучит музыка.

Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

    Закрепление.

    Осложнённое списывание .

    Слайд 7

Отгадайте загадки Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма. Один у доски .

Сели птиц.. на страниц..

знают быль и небылиц... (буквы)

Поселились мудрец…

в застеклённые дворц... (глаза)

Какой вывод мы можем сделать?

(В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).

Загадки у нас относятся к устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).

Молодец среди овец. а против молодца и сам. как овца.

Конец – делу венец.

Цыплят по осени считают.

2. Творческий диктант.

Узнайте слово по лексическому значению.

Ребята, прочитай те значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.

    Точная выдержка из произведения (цитата) .

Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

    Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

    Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

    Переносная станция (рация).

3.Игра «Передай мелок другому»

(Слайд 9) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

Н-р, цыган

Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, операц…я, лисиц…н хвост, ц…пленок.

    1Контроль по теме. (Для слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)

Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка.

В ц…рк.

Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.

Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.

По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.

Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.

Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.

    Рефлексия Слайд 11

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

Оценки за урок.

За высокий темп работы –

За глубину знаний –

За аккуратность и чистоту исполнения –

За умение сосредоточиться –

За активность –

(Слайд 12) Домашнее задание: параграф 43, составить алгоритм,

упр. 431

(Слайд 13) Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы.

Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы.

Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын.

Цыпленок, цыган, цып, цыпочки.

Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит.

Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель.

Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция.

Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить.

Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.

Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительце, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.

I. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

V. 1 «Дружина» - старинное русское слово - традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.)

VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники - роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц - в другую.

I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)

Цели урока:

    познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;

    учить правильно обозначать орфограмму;

    повторить правописание о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня,

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, прививать любовь к русскому слову.

Оборудование: карточки для самопроверки и проверки изученного материала, плакат с алгоритмом, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

    Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

    Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет 1 ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр. 165).

3. Проверка домашней работы с использованием сигнальных карточек е-о.

Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слова шофёр- шофёры.

Слова для проверки: решётка, щётка, шофёр, шоссе, шоколад, чёрные, жёлтые, шорох, щёки, чёлн.

4. Опрос работающего у доски по карточке.

Карточка:

Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

С…дел на ж…рдочке, р…сток крыж…вника, ш…пот, ра…ч…тливый, (з,с)бежать, (з,с)доровье, выр…сло р…стение, в….дыхать, бе…цельный.

5. Лексическая работа: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки).

Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».

Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

6. Физминутка.

7. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Учитель читатет стихотворение:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Открывается запись на доске:

Стан ция

огур цы

Ци рк

Сини цын

цы пленок

А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

- «Првописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).

Случаи написания Ы после Ц:

    в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)

    в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.

А почему же цыпленок через ы?

Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.

Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Какое слово отсутствует?
- Да, цыц. Сейчас оно будет.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.

Ну что, цыплята, вам все понятно?...

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

8. Чтение теоретических сведений (стр.85).

9. Закрепление изученного.

1. Комментированное письмо.

Задание: спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.

Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,

2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)

- Запомните , что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.

3 . Самостоятельная работа по упр. 185 с последующей проверкой.

Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.

Например:

Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.

Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).

Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.

Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.

Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.

Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.

4. Осложненное списывание.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.

Сели птиц… на страницу…
Знают быль и ….. (небылицы)
Поселились мудрец…
В застекленные ….. (дворцы).

Задание 2.

Вставить пропущенные буквы, рассказать о связи предложений.

Однажды летом дедушка принес ц…плят. Живые ж….лтые комочки громко и тр…вожно попискивали.

9. Итог работы.

Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

10. Задание на дом: стр.85-86, упр. 183

Тема: Буквы Ы –И после Ц

Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

Планируемые реультаты

  1. Предметные УУД

Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

Развивать орфографическую зоркость

Формировать умение находить информацию в тексте

Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов

Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

3. Личностные УУД

Строить отношения с людьми

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

Структура и ход урока

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

  1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)

  1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Работа с карточками Слайд№1

Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

Машина, учить, барабан,

Заяц, водить, палец,

снег, кот, гвоздь, дом

Самопроверка Слайд №2

Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;

Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)

Учитель читает стихотворение: слайд №4

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Цыпленок не знал. А вы знаете?

Словарная работа Слайд №3

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Открывается запись на доске:

Учитель произносит слова еще раз.

Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)

А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Правописание ы-и после ц»

/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

В словах после Ц пишется

2.на –ция 2.□

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)

Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /

Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

VI. Закрепление учебного материала .

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

1.Объяснительное письмо. / Слайд №8 /

Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/

1) птиц…н, дворц…, лекц…я

2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/

1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

Б) куц…й хвост

в) черепаший панц..рь

г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

А) светлолиц..й юноша

Б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

а) ц..ферблат

Б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) вакц..на против гриппа

Б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?

а) строительство гостиниц..

Б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

«Минута редактора»(карточки)

Письмо Незнайки профессору Спицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)

V . Подведение итогов.

  • Какое правило, мы сегодня изучили?
  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

VI. Задание на дом.

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
  2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

Рефлексия.

Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс

Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть

Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы

Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..

Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов

Спасибо за внимание!


Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Когда после ц пишется и?

· Когда после ц пишется ы?

· От чего зависит написание и - ы после ц?

Мы помним, что существуют всегда твёрдые и всегда мягкие звуки. Мы уже говорили о том, что звуки [ж] и [ш] – всегда твёрдые. А [ч] и [щ] – всегда мягкие. И есть ещё всегда твёрдый звук [ц]. У этих звуков, в сущности, одна проблема: некоторые гласные звуки после них не различаются.

Так, после буквы ц любые гласные произносятся твёрдо.

Например, цена, овация, акцент .

И получается, что буквы и и ы после ц произносятся одинаково. Мы можем употребить букву и или ы. Но читается это сочетание как [цы].

Мотоц…кл. Индейц…. Ц…плёнок. Репетиц…я.

Как же нам написать эти слова? Мы слышим в них неизменное [цы].

Прежде всего, нужно выяснить, к какой морфеме относится гласная после ц.

В корне слова после ц пишется и.

Гиацинт, пациент, циркуль, цифра . Во всех этих словах и после ц стоит в корне слова.

Однако в этом правиле есть и исключения . Это слова цыц, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыган .

Во всех этих словах пишется ы в корне. Их нужно запомнить .

А для запоминания мы можем изобрести такую фразу: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»»

Мы можем даже нарисовать эту картину: так запоминать будет ещё легче.

Некоторые слова, которые образовались от исключений, тоже будут писаться через ы.

Например, прилагательное цыганский . Или слово цыпки , обозначающее сыпь на руках. Цыпочка . И даже название танца – цыганочка.

А если нужная нам гласная стоит не в корне?

В суффиксах после ц пишется ы.

Например: сестрицын, лисицын, куницын .

Во всех этих словах ы находится в суффиксе.

Если точнее, то речь идёт всего об одном суффиксе - -цын-. Прилагательных с таким суффиксом совсем немного.

А вот ы после ц в окончаниях встречается чаще.

Молодцы. Борцы. Ы после ц пишется в окончаниях.

Круглолицый. Куцый . Ы опять входит в состав окончания.

Как мы видим, ы после ц появляется в окончаниях существительных и прилагательных.

Буква и после ц пишется в корне.

А в суффиксах и окончаниях после ц пишется ы.

Но что это? Кажется, нас за такое правило собирается арестовать орфографическая полиция!

Прислушаемся к тому, что доносится до нас по громкоговорителю:

Но разве мы что-нибудь забыли? Посмотрите, во всех этих словах пишется и после ц. И у всех этих слов есть кое-что общее: в начальной форме они заканчиваются на -ция.

Значит, нам нужно добавить в наше правило ещё один пункт.

Буква и после ц пишется в словах на -ция.

Это такие слова, как секция, акция, дикция, пунктуация . И так далее. Мы не уточняем, в какую морфему входит и в этом случае. Проще запомнить, что слова оканчиваются именно на -ция.

А теперь вернёмся к знакомым нам словам. Как же мы их напишем теперь?

Прежде всего зададим себе вопрос: к какой морфеме относится нужная нам гласная?

Мотоцикл . Гласная входит в корень. После ц мы напишем и.

Индейцы . Гласная является окончанием. Значит, после ц пишем ы.

Цыплёнок . Гласная находится в корне. Но перед нами исключение, которое нужно запомнить. Пишем ы.

Репетиция . Слово оканчивается на –ция, поэтому мы сразу же пишем и.

Интересно, что в других языках это правило не является настолько сложным. Например, в белорусском языке после ц пишется только ы.

Но в русском языке существует правило, которое нам нужно запомнить.

Чтобы лучше запомнить все пункты этого правила, можно составить фразы для запоминания .

И, конечно, нужно помнить нашу фразу, которая содержит все исключения: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»

§13

После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю ),

напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу .

Примечание 1. В нескольких иноязычных нарицательных существительных после ж, ш пишется буква ю : жюри, жюльен, брошюра, парашют и некоторые другие, более редкие.

Примечание 2. В некоторых иноязычных собственных именах, этнических названиях после ж, ш, ц пишутся буквы я, ю , напр.: Жямайтская возвышенность, Жюль, Сен Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность). В этих случаях звуки, передаваемые буквами ж, ш, ц , нередко произносятся мягко.

Буквы ю и я пишутся по традиции после ч в некоторых фамилиях (ю – преимущественно в литовских), напр.: Чюрленис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.

Буквы и , ы

§14

После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы ),

напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи .

§15

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми .

3. В суффиксе прилагательных −ын , напр.: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день . Так же пишутся географические названия на −цын, −цыно , напр.: Царицын, Голицыно .

§16

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати ;

б) в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК .

Буквы о , ё , е после шипящих

Буквы о , ё , е на месте ударных гласных

§17

После ж, ч, ш, щ э пишется буква е ,

напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон .

§18

После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё .

Буква о пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий −о , напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных:

  • ок , напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок , и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;
  • онок и −чонок , напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок ;
  • оныш: ужоныш ;
  • онк (а) и −онк (и), напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки ;
  • овк (а) (в отыменных производных словах), напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка ;
  • об (а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба , где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба . Исключение: в слове учёба пишется ё ;
  • отк (а): трещотка ;
  • овщин (а): поножовщина .

3. В суффиксе имен прилагательных −ов , напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый , а также в существительных на −овка, −овник , производных от прилагательных с суффиксом −ов (−ев ): грушовка и грушовник (ср. грушевый ), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый ), алычовка (алычовый ), гужовка (гужевой ), пуншовка (пуншевый ), клещовка ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой ), драчовка (драчовый , от драч ‘род рубанка’), плащовка (плащевой ), речовка (речевой ), борщовник (борщовый ), ужовник (ужовый ). Так же пишется слово крыжовник , где суффикс в современном языке не выделяется.

4. В суффиксе прилагательных и наречий −охоньк , напр.: свежохонький, хорошохонько .

5. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать ), жом (ср. жму ), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла ); рожон (ср. род. п. рожна ), шов (шва ); княжон (род. п. мн. ч. от княжна ), ножо́н (род. п. от ножны ́ – устар. вариант слова но́жны ), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна ), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки ), квашонка (уменьш. от квашня ), кошомка и кошомный (от кошма ), очочки (от очки ), очочко (от очко ), смешон (краткая форма муж. рода от смешной ); сюда же относятся слова с суффиксом −ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка ) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту ) пишется буква ё (см. § 19, п. 7).

6. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме е ): жолкнуть пожолкнуть ), жостер, жох, зажор (и вариант зажора ), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры шорный, шорник ).

Так же пишется слово вечо́р вечо́рошний ), хотя оно родственно слову вечер вечерний ) (ср. § 19, п. 7).

С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов .

7. В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу ; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс .

§19

Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё , а именно:

1. В глагольных окончаниях −ёшь, −ёт, −ём, −ёте , напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте .

2. В глаголах несовершенного вида на −ёвывать и отглагольных существительных на −ёвывание , напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание ; в страдательных причастиях на −ёванный , напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный .

3. В отглагольных существительных на −ёвка , напр.: ночёвка (от ночевать ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать ), лущёвка (от лущить ).

4. В суффиксе существительных −ёр , напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр .

5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных −ённ и −ён , напр.: напряжённый напряжён ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка .

6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла ), −чёл (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла ), шёл и приставочных (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о : ожог, поджог, пережог (см. § 18, п. 5).

7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е . Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ ).

Корни с сочетанием жё :

  • жёваный (жевать ),
  • жёлоб (желоба, желобок, желобчатый ),
  • жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток ),
  • жёлудь (желудей, желудо́к ‘маленький желудь’, желудёвый ),
  • жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, же́лчный; желчевой, желчевик ),
  • жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться ),
  • жёрдочка (жердь, жердей, жердяной ),
  • жёрнов (жернова, жерновой ),
  • жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый ),
  • сажёнки (са́жень и саже́нь ),
  • тяжелый (тяжелее, тяжелеть , устар. тяже́ле ).

Корни с сочетанием чё :

  • бечёвка (бечева, бечевой ),
  • вечёрка (вечер, вечерний ),
  • печёнка, печёночный (печень ),
  • почёт, почётный (честь ),
  • пчелы, пчёлка (пчела, пчельник ),
  • счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета́, счетовод, не́чет ),
  • чёботы (чеботарь ),
  • чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье ),
  • чёлн (челны, челнок ),
  • чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант че́ркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть ),
  • чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый ),
  • чёрствый, чёрствость (черства, черстветь ),
  • чёрт, чёртов, чёртушка (че́рти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина ),
  • чёрточка (черта, черт, че́ртит, чертить, чертёж ),
  • чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет ),
  • чёткий, чёткость, отчётливый (четка́ ),
  • чечётка (че́чет ).

Корни с сочетанием шё :

  • дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь ),
  • кошёвка (кошева́ ),
  • кошёлка (кошель, кошелёк ),
  • пшённый, пшёнка (пшено ),
  • решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник ),
  • шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый ),
  • шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет ),
  • шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить ).
  • Корни с сочетанием щё :
  • щеголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть ),
  • щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый ),
  • щёкот (щекотать, щекотка ),
  • щёлка, щёлочка (щель, щелей ),
  • щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок ),
  • щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной ),
  • щённая (щениться, щенок ),
  • щётка (щетина ).

8. В предл. п. местоимения что: о чём, на чём , а также в словах почём, нипочём, причём ; в слове ещё .

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о , гласный звук языка источника, напр. жён премьер, Шёнбрунн, Шёнберг .

Буквы о , е на месте безударных гласных

§20

В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е э (на письме е ), так и с ударным о (на письме о или ё ).

Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестя́нка (ср. жесть ), чепе́ц (че́пчик ), шенкеля́ (ше́нкель ), гла́жение (уже́ние ), ту́че (свече́ ); б) желте́ть (ср. жёлтый ), шепта́ть (шёпот ), горо́шек (петушо́к ), пу́ншевый, плащево́й (грошо́вый, борщо́вый ), сто́рожем (чижо́м ), бо́льшего (ср. большо́го ), ры́жему (чужо́му ), могу́че (горячо́ ). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда .

§21

В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о .

Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо . Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих (см. § 18, п. 7) и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок ), торшонировать (от торшо́н ), чокеровка (от чо́кер ), шомпола́ (мн. ч. от шомпол ).

Буквы о и е после ц

§22

После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о , для передачи ударного э – буква е , напр.: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це (название буквы), цеце (муха), овце, об отце .

§23

В безударном положении после ц пишется буква е – в соответствии как с ударным э , так и с ударным о , напр.: а) цена́ (ср. це́ны ), цеди́ть (це́дит ), цензу́ра (це́нзор ), пти́це (пыльце́ ); б) танцева́ть (ср. танцо́вщик ), пунцеве́ть (пунцо́вый ), си́тцевый (перцо́вый ), боло́тце (крыльцо́ ), пти́цей (пыльцо́й ), па́льцев (мудрецо́в ), ку́цего (ср. большо́го ), ку́це (ср. хорошо́ ). Некоторые написания с е не проверяются ударной позицией, напр.: целовать, целлофан .

§24

В некоторых словах иноязычного происхождения в безударном положении после ц пишется буква о : герцог, интермеццо, меццо, палаццо, скерцо, канцонетта, цоизит (минерал), пуццоланы (горные породы). Так же пишется слово цокотать и производные от него цокотанье, цокотуха (ср. цо́кот ).

Буква э после шипящих и ц

§25

Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.

1. В аббревиатурах, напр.: ЖЭА (жилищно эксплуатационная контора), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭЗ (частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ (цветная электронно лучевая трубка), ЦЭМ (Центроэлектромонтаж – название треста).

2. После приставки меж , первых частей сложных и сложносокращенных слов в начале корней, начинающихся с буквы э , напр.: межэтажный, межэтнический, Внешэкономбанк, блицэмиссия, спецэкспортё’р, спецэффект, спецэлектрод .

3. При передаче некоторых китайских слов, напр.: шэ (народность в Китае), жэнь (основное понятие конфуцианской философии), Лао Шэ (китайский писатель), Чэнду, Шэньян (города), Чжэцзян (провинция), Шэньчжэнь (промышленная зона в Китае).