Работа

Что лучше зеркальный или системный фотоаппарат. Что лучше: зеркалка или беззеркалка, какая между ними разница

В недалёком прошлом зеркальный фотоаппарат являлся единственным вариантом для человека, собиравшегося заниматься фотографией профессионально. Альтернативой была «мыльница», которая выглядела совсем уже несерьёзно.

Однако сейчас на рынке в огромном количестве присутствуют беззеркальные фотоаппараты, способные делать снимки высокого качества и притом не стоящие уйму денег, как «зеркалки».

Фотографы-консерваторы смотрят на новую технологию с явным пренебрежением, утверждая, что профессионально снимать без зеркала – нонсенс. Но так ли действительно плохи «беззеркалки»?

В чём заключается основное различие?

Зеркальный фотоаппарат имеет видоискатель, принцип действия которого основан на зеркале. Такой видоискатель носит название оптический (OVF). Зеркало размещается в устройстве под углом в 45 градусов, благодаря чему фотограф может видеть настоящее изображение, не подвергнутое оцифровке. Это называется беспаралаксным визированием .

Через объектив картинка попадает на зеркало, которое даёт отражение на пентапризму , находящуюся в верхней части аппарата. Задача пентапризмы – перевернуть изображение так, чтобы его ориентация оказалась нормальной. Без пентапризмы фотограф видел бы картинку перевёрнутой.

Беззеркальные аппараты не имеют зеркал внутри - они оснащены электронными видоискателями (EVF ). Фотограф видит изображение, которое предварительно прошло цифровую обработку, и может сразу отрегулировать яркость, контрастность и прочие параметры. Беспаралаксное визирование пользователю такой камеры недоступно.

«Беззеркалка»: лучше или хуже, чем зеркальный аппарат?

Чтобы разобраться в преимуществах и недостатках каждого из видов камер, необходимо рассмотреть их основные характеристики.

Габариты

Начать стоит с очевидного – с размеров . Зеркальное устройство, как правило, имеет массивный корпус и блок, выпирающий сверху – в нём размещена пентапризма. Так как в «беззеркалках» отсутствует этот блок, они будут более лёгкими и компактными. Беззеркальную камеру удастся спрятать в карман брюк, тогда как «зеркалку» точно придётся носить на шее. В плане габаритов фиксируем поражение зеркальных устройств.

Со временем производителям удаётся выпускать всё менее громоздкие «зеркалки». Беззеркальные аппараты имеют обратную тенденцию – их оснащают всё большим количеством функций, поэтому они «полнеют». Разница в габаритах, вероятно, будет стерта рукой технического прогресса уже в ближайшие годы.

Автофокус

Зеркальные устройства отличаются фазовой фокусировкой – применяются специальные датчики, которые располагаются рядом с пентапризмой и исследуют световой поток.

Беззеркальные аппараты используют контрастный автофокус. Это значит, что фокусировка осуществляется за счёт программных средств после анализа картинки, которая попала на матрицу. «Беззеркалки» фокусируются гораздо медленнее, чем «зеркалки», и не так точно.

В некоторых современных беззеркальных моделях на матрицах установлены фазовые датчики, но с точки зрения скорости фокусировки эти устройства всё равно уступают «зеркалкам».

Объективы

Так как зеркальные и беззеркальные фотоаппараты имеют разную конструкцию, объективы для них тоже нужны разные.

Объективов для зеркальных камер значительно больше – владелец одного из таких аппаратов точно не будет ограничен в выборе.

Обладателя «беззеркалки», впрочем, это не должно смущать, ведь он может приобрести переходник .

С помощью переходника удастся установить объектив от «зеркалки» на устройство без зеркала. Окажется ли это решение разумным, решать фотографу – его компактная «беззеркалка» с крупным объективом от зеркального аппарата, скорее всего, будет выглядеть нелепо и окажется несколько неудобной в обращении из-за смещенного центра тяжести.

Время работы от аккумулятора

Использование электронного видоискателя и дисплея требует постоянного расхода энергии, а из-за компактного размера «беззеркалки» в нее нельзя установить аккумулятор высокой ёмкости. Поэтому владельцу такого аппарата рекомендуется всюду носить с собой дополнительную батарею.

Благодаря механической конструкции видоискателя «зеркалка» не нуждается в большом запасе миллиампер. Бюджетный зеркальный фотоаппарат способен нащелкать от 800 снимков на одном заряде батареи, а Nikon D4 – и вовсе 3 000 снимков. На «беззеркалку» удастся сделать максимум 300 фото – потом устройство потребует подзарядки.

Недостаточная ёмкость батареи беззеркального аппарата едва ли станет проблемой для городского фотографа (300 снимков – это довольно много), зато путешественнику точно придётся экономить заряд.

Момент съёмки

В момента спуска затвора на «зеркалке» происходит подъём пентапризмы и зеркала – механическая операция, сопровождающаяся вибрацией и шумом. Некоторым фотографам дрожание аппарата в руках доставляет неудобство, другим, напротив, нравится «чувствовать жизнь» внутри устройства. Зеркальный фотоаппарат является более шумным, чем беззеркальный, но однозначно назвать это преимуществом или недостатком не получится.

Некоторые производители максимально приблизились к тому, чтобы устранить шум затворов своих зеркальных аппаратов. Например, современные устройства Nikon имеют «тихий режим» - шум снижается за счёт замедления движения зеркала.

Матрица

Чем больше матрица по физическим размерам, тем выше будет качество съёмки – прежде всего в условиях низкой освещённости. Большая матрица при недостатке света обеспечивает малую глубину резкости и довольно приятное боке (размытость фона).

« Беззеркалки» в данном случае страдают от собственных компактных габаритов – как правило, в них устанавливаются крошечные матрицы.

Полноформатные матрицы (фулфреймы) в беззеркальных фотоаппаратах пока не используются – и это один из ключевых аргументов сторонников «зеркалок». Однако, нужна ли такая матрица начинающему фотографу - большой вопрос. Обычно «зеркалки» с фулфреймами задействуют только в исключительных съёмочных ситуациях.

Стоимость

Монтаж зеркальных механизмов – задача не из простых. «Зеркалка» включает в себя массу подвижных компонентов – как следствие, сборка аппарата должна быть максимально точной. Создание «зеркалки» – трудоёмкий процесс, а потому и стоимость устройства оказывается высокой.

Беззеркальный аппарат примерно с теми же характеристиками будет иметь более либеральную стоимость, однако это устройство за бесценок купить тоже не удастся. «Беззеркалки» - пока относительно новый продукт на рынке, а новинки всегда нуждаются в больших расходах на маркетинг. В конечном итоге покупателю беззеркального фотоаппарата приходится переплачивать – за рекламу производителя.

Прочие характеристики

Фотографу, выбирающему между «зеркалкой» и беззеркальным устройством, нужно помнить и о таких аспектах:

  • Надёжность. «Зеркалки», несмотря на хрупкость элементов, в целом более надёжны – многие из них имеют пыле- и влагозащиту. Если цель фотографа – снимать занятия паркуром или «охотиться с фоторужьём» за дикими зверями в пустыне, от покупки «беззеркалки» стоит отказаться.
  • Ограничение скорости съёмки. После каждого спуска затвора в «зеркалке» поднимается зеркало. Операция происходит невероятно быстро, но всё же требует определённого времени. Рекордсмен среди «зеркалок» в этом плане – Nikon D4. Он способен снимать до 11 кадров в секунду. Это фактически значит, что зеркало поднимается вверх-вниз всего за 1 секунду целых 11 раз! На замедленной съёмке скоростная смена кадров на Nikon выглядит так:

Однако владельцев «беззеркалок» скорость Nikon D4 не впечатлит. Даже средний беззеркальный аппарат может снимать со скоростью в 8 - 10 кадров в секунду.

  • Движение воздуха. Из-за перемещения зеркала внутри фотоаппарата происходит движение воздуха – а вместе с ним пыли и грязи. Чистить зеркальные устройства приходится значительно чаще.

Выводы

Покупка зеркального фотоаппарата целесообразна, если:

  1. Фотограф собирается заниматься съёмкой спортивных событий. “Беззеркалка” не способна фокусироваться достаточно быстро, а потому не подходит для этой задачи.
  2. Фотограф является натуралистом и будет снимать живую природу. “Зеркалка” способна долго прожить без розетки - “в диких условиях” это важно.
  3. Камера будет применяться для съёмки паркура и других экстремальных занятий. С точки зрения конструкции “зеркалка” прочнее “беззеркалки”.
  4. Фотограф занимается студийной съёмкой. “Зеркалка” имеет внушительные размеры, а потому её обладателю проще убедить потенциальных клиентов в собственном профессионализме.

Приобретать “беззеркалку” нужно, если:

  1. Бюджет ограничен. Беззеркальные аппараты стоят дешевле зеркальных с аналогичными параметрами, так как имеют более простую конструкцию.
  2. Фотограф собирается снимать вечеринки. “Беззеркалки” отличаются высокой скоростью смены кадров - следовательно, вероятность получить отличное фото при серийной съёмке выше.
  3. Для фотографа важно, чтобы аппарат был компактным. “Зеркалка” имеют более существенные габариты, нежели “беззеркалка”, которую легко спрятать в кармане.

Даже корифеи фотоискусства не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой фотоаппарат лучше - зеркальный или беззеркальный. Если верить статистике, в 80% случаев обладатели «зеркалок» прибегают к режиму LiveView – то есть не используют зеркало вообще. Применение зеркала необходимо, если, например, съёмка происходит в солнечную погоду или если нужна быстрая фокусировка.

В большинстве других случаев можно добиться превосходных снимков и от «беззеркалки».

Не так давно на рынке были представлены 2 типа фотоаппаратов: это зеркальные и «мыльницы». Первые – зеркальные фотоаппараты – были ориентированы на профессионалов. Мыльницы – обычные цифровые фотокамеры – подходили любительской части покупателей, они отличались автоматическим режимом съемки и не позволяли владельцам реализовать «творческий потенциал» (вообще-то даже с дешевой мыльницей можно делать прекрасные креативные снимки, поэтому это словосочетание в кавычках).

В последе время на рынке появился новый класс девайсов – это промежуточные камеры между мыльницами и зеркалками. Они называются беззеркальные фотоаппараты и обладают съемной оптикой. Если сравнивать их технические параметры и качество снимков, то они вполне могут конкурировать с известными зеркалками полупрофессионального и уж точно любительского уровня. При всем этом стоят они гораздо дешевле, что и вызвало большой ажиотаж на рынке и подняло их популярность. И даже сегодня при покупке фотоаппарата пользователи задаются вопросом: что же лучше: зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.

Устройство зеркального фотоаппарата

Разница между зеркальной и беззеркальной фотокамерой в первую очередь заключается в использовании системы с зеркалом и пентапризмой (3). Здесь зеркало (1) нужно для направления света в видоискатель (2). Как только пользователь жмет на кнопку, происходит спуск затвора, и зеркало приподнимается. Далее световой поток меняет свое направление – вместо видоискателя он попадает на поверхность матрицы (4). Под номером (5) – фазовые датчики, необходимые для фокусирования оптики.

Достоинство такой конструкции очевидно – картинка, которую видит пользователь в видоискателе, без искажений передается на матрицу, и снимок получается в точности как в видоискателе. Плюс ко всему, зеркальный фотоаппарат отличается огромным количеством настроек, что, свою очередь, предоставляет возможности творчества для пользователя. Здесь также есть возможность применять быстрый фазовый автофокус, что наряду с оптическим видоискателем позволит запечатлеть нужный момент.


В принципе, с зеркальной камерой понятно: это в первую очередь профессиональный девайс, хотя в последнее время на рынке появились модели для начинающих. Они дешевле, но в них стоит не самая лучшая оптика, да и функционал немного ограничен. В первую очередь они оснащаются удобным управлением и, что самое главное, автоматическим режимом съемки.

Устройство беззеркального фотоаппарата

Легко догадаться, что идея, которая лежит в основе данной технологии, предполагает отказ от зеркала. Компании Olympus и Panasonic – первые производители этих гибридных камер. Хотя в последнее время их на рынке появилось уже много, и они успешно доказали, что способны составить здоровую конкуренцию зеркалкам.


Главное отличие в конструкции: в зеркальной камере световой поток направляется на зеркало с пентапризмой, далее – в видоискатель, при спуске затвора направление меняется и поток попадает на светочувствительную матрицу. В беззеркальном варианте световой поток сразу попадает на матрицу (1). Здесь предварительный просмотр возможен благодаря считыванию изображения процессором (2) прямо с матрицы. Отображение считанной процессором картинки осуществляется на электронном видоискателе, который является простым ЖК-дисплеем (3).


Достоинства и недостатки

В первую очередь хотелось бы отметить: идея удалить из конструкции зеркальный видоискатель и заменить его процессором с электронным видоискателем выглядит неплохо, и она даже имеет свои плюсы. В первую очередь плюсы касаются габаритов: беззеркальные камеры более компактны, поэтому их владельцы могут брать данные девайсы с собой на прогулку. Зеркалки в этом плане проигрывают – они большие, и не всегда удобно таскать с собой сей девайс даже в специальной сумке.

Однако компактность – это не всегда хорошо. Зеркалки очень удобно держать из-за их больших размеров, а вот хват беззеркалки не всегда удобен.

О матрицах

В мыльницах часто используются светочувствительные матрицы, которые по характеристикам сильно проигрывают используемым в зеркалках сенсорам. В беззеркальных девайсах тоже используется сенсоры, как и в зеркалках. Это позволяет получать снимки прекрасного качества. Впрочем, в беззеркальных камерах не могут применяться полнокадровые матрицы, однако они часто и не нужны. Полнокадровые матрицы требуются для исключительных съемочных ситуаций, следовательно, это весьма сомнительный плюс в пользу зеркальных фотокамер.

Видоискатель

В матрице нет преимуществ какого-либо фотоаппарата… ну, почти нет. А вот видоискатель – тут большой плюс для зеркального фотоаппарата. Оптический видоискатель позволяет при любом освещении наблюдать картинку, как она есть, без искажений, что в итоге позволит получить «правильный снимок».

В беззеркальных камерах используется электронный видоискатель, то бишь дисплей. На нем часто изображение выводится с задержками. Да и разрешающая способность этого дисплея гораздо ниже, чем разрешение глаза человека. Да и вообще, ограниченная освещенность – это большая проблема электронного видоискателя – картинка засоряется шумами, появляется зернистость. Короче, по этому критерию зеркалки вне конкуренции, ведь поймать правильный момент глазом гораздо проще, нежели чем электронным дисплеем.

Автоматическая фокусировка

Автофокус в беззеркалках – это проблема. Отчасти благодаря огромным усилиям производителей проблему автофокуса в беззеркальных камерах решить удалось, но все равно она не решена окончательно. Дело в том, что в беззеркалках применяется контрастный автофокус (особенности конструкции таковы), в то время как в зеркальных фотоаппаратах – фазовый. То есть фокусировка здесь осуществляется процессором при попадании картинки на матрицу и последующем ее анализе.

Исследования показали, что фазовая фокусировка, применяемая в зеркалках, по точности и скорости сильно превосходит контрастную, следовательно, зеркалка сильно выигрывает по данному параметру.

Оптика

В обеих камерах оптика сменная, но зеркалки в арсенале имеют куда более широкий набор сменной оптики. Беззеркалки в этом плане ограничены, но тут стоит понимать, что появились они на рынке недавно и ассортимент объективов для беззеркальных камер растет. Вполне вероятно, что через 2-3 года ассортимент оптики для данных девайсов будет настолько же огромен, как и для зеркалок. Так что это хоть и преимущество в пользу зеркальных фотокамер, но оно временное.

Автономность и энергопотребление

Беззеркальные камеры «жрут» энергию аккумулятора достаточно быстро: здесь работает ЖК-дисплей (электронный видоискатель), процессор, анализатор изображения, светочувствительная матрица. В результате батарея садится быстро, и то этого беззеркалка проигрывает зеркальной камере.

Более того, в зеркальных фотоаппаратах конструкция большая, что позволят использовать аккумулятор с большей мощностью. По сути, один зеркальный фотоаппарат по времени сможет работать дольше, чем 2 беззеркальных.

Выводы

Сложно отдать предпочтение тому или иному девайсу, но попробовать стоит. Технически зеркалка все-таки превосходит беззеркальную камеру, вот только последняя стоит дешевле. Если вам нужна хорошая камера для любительской съемки, то вполне можно ограничиться и беззеркальной фотокамерой. Если вы планируете обучаться искусству фото, то в любом случае рано или поздно вам потребуется зеркальный фотоаппарат с хорошей оптикой, и возможностей беззеркальной камеры будет недостаточно. В этом случае потребуется зеркальный фотоаппарат.

До последнего времени на рынке фототехники были представлены, главным, образом два класса устройств – это зеркальные фотоаппараты и цифровые «мыльницы». «Зеркалки» были ориентированы на профессиональных фотографов и продвинутых пользователей. В то время как компактные «мыльницы» с автоматическими режимами съемки нацелены на более широкую, любительскую аудиторию. При этом компактные цифровые фотокамеры не предоставляли любителям всех возможностей для того, чтобы они могли реализовать свое креативное видение и раскрыть свой творческий потенциал. Но в последние годы на рынке появился новый класс устройств, который можно считать промежуточным между зеркальными фотоаппаратами и «мыльницами». Это беззеркальные (системные) фотокамеры со сменной оптикой.

По своим техническим параметрам, качеству снимков и удобству пользования «беззеркалки» вполне могут потягаться с зеркальными фотоаппаратами любительского и даже полупрофессионального уровня. При этом их стоимость зачастую существенно ниже. Поэтому сегодня у тех, кто планирует приобрести цифровой фотоаппарат, возникает разумный вопрос, что же предпочесть — зеркальный фотоаппарат или гибридную (беззеркальную) камеру? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попробуем сравнить эти два класса устройств.

Устройство беззеркального и зеркального фотоаппарата

Устройство зеркального фотоаппарата (http://fujifilmru.livejournal.com)

Как известно, зеркальный фотоаппарат отличается от обычной цифровой камеры использованием особой системы с зеркалом (1) и пентапризмой (3). Зеркало в данном случае предназначено для отклонения света в пентапризменный оптический видоискатель (2). В момент спуска затвора зеркало приподнимается, благодаря чему световой поток вместо видоискателя направляется уже на поверхностность светочувствительной матрицы (4). Фокусирование оптики осуществляется при помощи блока отдельных фазовых датчиков (5). Преимуществом такой конструкции зеркального фотоаппарата является то, что картинка, которую видно в оптическом видоискателе, передается без каких-либо искажений или изменений.

Кроме того, зеркальный фотоаппарат предоставляет фотографу широкие возможности по изменению всех параметров съемки для достижения оптимального результата. Благодаря особенностям конструкции в зеркальной камере возможно использование быстрого фазового автофокуса, который вместе с оптическим видоискателем позволяет мгновенно поймать и запечатлеть на снимке нужный фотографу момент.

С зеркальным фотоаппаратом все понятно – он уже давно стал расхожим инструментом не только профессиональных фотографов, но и начинающих любителей фотографии, желающих повысить свой уровень мастерства. Тем более, что сегодня выпускаются модели зеркальных камер, рассчитанные и на начинающих. Они оснащаются автоматическими режимами съемки и удобным управлением.

Но что же такое «беззеркалка»? Как не трудно догадаться, идея, лежащая в основе этих фотоаппаратов, заключается в отказе от использования зеркала. Выпуску беззеркальных фотоаппаратов положили начало компании Olympus и Panasonic, представившие гибридную камеру Olympus PEN E-P1 на основе формата матрицы MicroFourThirds. За последние годы было выпущено немало моделей «беззеркалок», которые быстро доказали, что по качеству снимков могут соперничать со многими зеркальными камерами.

Устройство беззеркальной фотокамеры (http://fujifilmru.livejournal.com)

Итак, в конструкции беззеркального фотоаппарата нет зеркала и каких-либо сопряженных устройств. Если в зеркальном фотоаппарате свет, проходящий через систему линз в объективе, попадает на зеркало с пентапризмой, то в «беззеркалке» световой поток сразу же направляется на светочувствительный элемент (1). Предварительный просмотр изображения осуществляется не с помощью оптического видоискателя, а за счет считывания изображения процессором (2) непосредственно с матрицы фотоаппарата. Визирование происходит при помощи электронного видоискателя (3), в роли которого выступает ЖК-дисплей, поддерживающий режим LiveView. Нужно отметить, что у идеи отказаться от самого принципа работы зеркального фотоаппарата, удалив из корпуса устройство с зеркалом, есть как свои плюсы, так и минусы.

Беззеркальный Canon EOS M в разрезе

Сравнение: преимущества и недостатки

Теперь сравним беззеркальные и зеркальные фотокамеры по основным параметрам с учетом особенностей их конструкции:

— Габаритные размеры и удобство в пользовании

Отсутствие системы с зеркалом и пента призмой позволило сделать беззеркальные фотоаппараты более компактными. Они обладают меньшими массо-габаритными характеристиками, что дает возможность фотографу носить «беззеркалку» постоянно с собой как обычную «мыльницу». Безусловно, компактные размеры являются одним из главных преимуществ «беззеркалок». Носить с собой габаритную и тяжелую зеркальную камеру, особенно на выезде, очень неудобно.

Но, в то же время компактность не всегда означает удобство в пользовании. Ведь на большом корпусе зеркального аппарата можно разместить куда больше органов управления. Кроме того, излишняя компактность зачастую мешает более удобному хвату фотокамеры. Впрочем, это во многом дело привычки и индивидуальных предпочтений фотографа.

— Матрица

В отличие от компактных цифровых фотоаппаратов, где используются светочувствительные матрицы, которые заметно проигрывают по своим характеристикам сенсорам, применяемым в зеркальных аппаратах, в «беззеркалках» с этим все в порядке. В них устанавливаются большие сенсоры, точно такие, как и в зеркальных камерах, что позволяет получать снимки высокого качества.

Да, конечно, в беззеркальных фотоаппаратах нет полнокадровых матриц, но согласитесь, что полнокадровые цифровые фотокамеры требуются далеко не для каждых съемочных ситуаций. Они нужны только профессиональным фотографам, стремящихся получить максимальные по качеству изображения. Если же сравнивать матрицы зеркальных фотоаппаратов любительского уровня и «беззеркалок», то разницы по характеристикам между ними фактическинет.

— Видоискатель

А вот где разница есть, так это в видоискателе. Помимо пресловутого зеркала в беззеркальных фотоаппаратах еще отсутствует и оптический видоискатель, который прекрасно работает при любых условиях освещения. Благодаря оптическому видоискателю прямого визирования пользователь всегда может наблюдать именно то, что происходит в действительности, без каких-либо искажений или задержек.

В беззеркальных камерах вместо оптического видоискателя применяется электронный, то есть дисплей, работающий в режиме LiveView. Качество отображения на таком электронном видоискателе зачастую проигрывает традиционной оптике, поскольку разрешающая способность дисплея все еще не достигла пределов, доступных глазу человека. К тому же, встроенный электронный видоискатель довольно плохо справляется со своей работой в условиях недостаточной освещенности – картинка начинает засоряться шумами, проявляется зернистость изображения. Одним словом, по этому параметру «беззеркалки» проигрывают зеркальным фотокамерам.

— Автофокус

То же самое можно сказать и о системе автофокуса, хотя здесь производители беззеркальных фотоаппаратов прикладывают серьезные усилия для того, чтобы компенсировать недостатки автофокуса, присущие гибридным камерам. Дело в том, что из-за особенностей конструкции в беззеркальных аппаратах вместо фазового, используемого в «зеркалках», применяется контрастный автофокус. В этом случае фокусировка производится программно, посредством анализа изображения, попадающего на матрицу.

Как показывает практика, фазовая автофокусировка по скорости и точности немного превосходит контрастную. Поэтому по данному параметру зеркальная фотокамера также выигрывает. «Зеркалки» быстрее осуществляют наведение на резкость и не имеют проблем с «цеплянием» за нужный объект в различных съемочных ситуациях.

— Сменная оптика

Конечно, зеркальные фотоаппараты в настоящее время имеют гораздо больший выбор фото-аксессуаров и сменной оптики, чем любая беззеркальная камера. Выбор объективов для «зеркалок» шире, однако нужно понимать, что беззеркальные фотоаппараты появились на рынке сравнительно недавно. И за это короткое время производители фототехники выпустили уже достаточный набор оптики для своих беззеркалок. Вероятно, через несколько лет, учитывая растущую популярность беззеркальных фотоаппаратов, ассортимент сменной оптики для них будет таким же широким, как и для традиционных «зеркалок». Можно сказать, что благодаря постоянному расширению линейки оптики для беззеркальных аппаратов, эта проблема со временем уйдет в прошлое.

— Автономность работы

Нельзя обойти вниманием и такой параметр, как автономность работы фотоаппарата. Особенностью беззеркальных камер является постоянная работа светочувствительной матрицы, анализатора изображения и дисплея, что приводит к достаточно быстрому опустошению резервов аккумуляторной батареи. В результате, по автономности работы зеркальные фотоаппараты могут значительно превосходить «беззеркалки». К тому же, внушительные габариты корпуса зеркальных камер позволяют устанавливать в них более емкие аккумуляторные батареи для обеспечения длительной автономной работы устройства.

Выводы

Прежде чем отвечать на вопрос, что же лучше – зеркальная или беззеркальная фотокамера, нужно понять, что идеальной фототехники, в принципе, не существует. Каждая фотокамера в силу особенностей своей конструкции представляет набор определенного рода компромиссов. И если одному пользователю эти компромиссы кажутся вполне разумными, то для другого они могут оказаться совершенно неприемлемыми.

Как можно легко заметить из представленного выше сравнения, у беззеркальных фотоаппаратов, в целом, больше недостатков по сравнению с традиционной зеркальной камерой. Но все эти недостатки, будь то контрастный автофокус или электронный видоискатель, нельзя назвать неразрешимыми. Технический прогресс не стоит на месте, и ведущие производители фототехники постоянно работают над улучшением характеристики беззеркальных аппаратов путем внедрения новых технических решений. Недаром сейчас в прессе все чаще появляются статьи с вопросом — не наступает ли конец эре зеркальных фотоаппаратов?

Если же выбирать сегодня между зеркальным фотоаппаратом и гибридной фотокамерой, то однозначного победителя определить сложно. Все зависит от конкретных задач, стоящих перед фотографом, и его индивидуальных предпочтений. Для подавляющего большинства съемочных ситуаций подойдет как та, так и другая фотокамера. В идеале, кстати, лучше приобрести сразу и зеркальный фотоаппарат, и «беззеркальную» модель, которую можно носить с собой как обычную «мыльницу». Беззеркальный фотоаппарат со сменной оптикой хорош тем, что Вы получаете практически все, что Вам нужно, но в гораздо более компактном корпусе.

Если для фотографа важна компактность и вес аппаратуры и в то же время ему требуется высокое качество фотоснимков, то приобретение беззеркального фотоаппарата является оптимальным решением. Если же он хочет получать снимки максимального качества, снимать репортажные сюжеты и полностью управлять съемочным процессом путем использования точных ручных настроек, то лучше предпочесть традиционную «зеркалку».

При выборе цифрового фотоаппарата, обеспечивающего высокое качество фотоснимков, Вам придется столкнуться не столько с необходимостью определиться между зеркальной и беззеркальной моделью, сколько с проблематикой выбора конкретной модели. Вообще, проводя сравнение между гибридными и зеркальными фотоаппаратами лучше всего исходить из характеристик конкретных моделей.

На рынке в настоящий момент представлено широкое разнообразие моделей фототехники, и в хорошем смысле здесь царит полная «анархия». Это означает, например, что беззеркальный фотоаппарат может стоить дороже продвинутой зеркальной камеры, при этом не превосходя ее по каким-либо существенным характеристикам. И наоборот. Поэтому выбирая цифровой фотоаппарат , Вам всегда следует отталкиваться, в первую очередь, от своих текущих задач, индивидуальных предпочтений и бюджета.

Во время недавнего стрима "Алгоритмы выбора фототехники" , посвящённому, как понятно из названия, особенностям выбора фотоаппаратов и объективов, я поднял тему "зеркалки против беззеркалок". Ну, поднял и поднял, просто как шаг в том самом алгоритме выбора фототехники… Если честно, то я думал, что эту тему мы перескочим довольно быстро, она ведь уже обговорена вдоль и поперёк, со всех сторон, если можно так сказать. Ан, не тут-то и было! Оказывается, в среде фотографов до сих пор есть масса предубеждений против беззеркалок! Завязалась довольно бурная дискуссия по результатам которой я решил написать этот пост, чтобы попытаться уже в письменном виде расставить все точки над "ё". Для наглядности я решил оформить пост в виде вопросов и ответов или в виде реплик и комментариев к ним. Практически все вопросы или комментарии - настоящие, те что, звучали либо во время самого стрима, либо уже после, в обсуждении.

"Есть много фотографов, которые повелись на маркетинговые уловки производителей и на их сладкие рекламные обещания, перешли на беззеркалки. А потом они довольно быстро вернулись на свои зеркальные камеры."
Возможно, конечно, это с кем-то так и произошло. Но тут есть нюанс. Нам часто кажется, что если в нашем окружении что-то происходи каким-то определённым образом, то и везде всё точно так же. Однако, это иллюзия. Несколько знакомых, вернувшихся обратно на зеркалки - это не показатель. Тем более, что я могу привести подобный контраргумент - очень многие мои знакомые профессиональные фотографы повально переходят на беззеркалки.

Мало того, глобальная статистика продаж говорит о том, что уже который год идёт спад продаж зеркальных систем и подъём беззеркальных. Аппроксимация этих двух графиков говорит о том, что буквально в следующем году наступит паритет, а дальше беззеркальных камер в мире будет продаваться больше, чем зеркальных.

Действительно, уже сейчас я как фотограф не вижу причин, по которым бы мне стоило советовать первой камерой покупать зеркалку начального уровня. По всем характеристикам, кроме, разве что, цены, эти фотоаппараты уступают начальным беззеркалкам. То есть, зеркальные камеры по-прежнему удерживают лидерство в топовом сегменте при съёмке репортажа. Да и то…. Для пейзажного фото, для предметного, для интерьерной фотографии, архитектурной, студийной работы, для портретов, да и для многих других относительно спокойных видов съёмки - зеркало уже не нужно даже в топовом сегменте, это факт. Мало того, оно там просто лишнее! Зеркальные системы не позволяют постоянно контролировать глубину резкости, что очень важно в предметной и портретной фотографии, они не покажут готовые цвета, контрасты и яркости перед нажатием кнопки спуска, что полезно в пейзажной и архитектурной фотографии, и так далее, и тому подобное.

"Но ведь беззеркалки более тормознутые!"
Вообще ни разу не так. Вот, например, я только что снимал беззеркальным среднеформатным фотоаппаратом на улице, с рук, кадры автомобиля с проводкой. Если бы кто-то мне пару лет назад сказал, что я буду фигачить по 3 50Мп кадра в секунду со следящим АФ на беззеркальный средний формат динамику проезжающего мимо автомобиля, то я бы просто рассмеялся ему в лицо! Нет, ну правда! Даже если беззеркальный средний формат быстрый, что уж говорить про более компактные системы?!..

Например, FUJIFILM X-T2 ощущается в руках очень живой камерой, а Olympus OM-D E-M1 mk2 - так вообще супербыстрая! И дело даже не в том, сколько кадров в секунду может снять та или иная камера (хотя тот же E-M1 mk2 по этому параметру вообще вне досягаемости - до 60 20Мп RAW в секунду!), а в том, как она ощущается в работе - задержки при нажатии на спуск, при работе систем АФ у беззеркалок сведены к минимуму и практически съёмка ощущается точно так же, как и у зеркальных камер. Так что это не так, не тормознутые уже.

"У беззеркалок очень медленный автофокус!"
Про АФ можно много говорить. Раньше он действительно был той самой ахиллесовой пятой. Но теперь автофокус беззеркалок уже давно не медленный. Что покадровый, что следящий - всё уже на уровне хороших профессиональных зеркалок, пусть не топовых, но всё же.

Мало того, контрастный (или, что сейчас чаще встречается - гибридный АФ) намного точнее чем фазовый автофокус зеркалок: тут тебе ни бэкфокуса, ни фронтфокуса! В контровом свете он работает стабильнее фазовой детекции. В темноте контрастный АФ работает лучше фазового. Зона фокусировки может быть любого размера, хоть совсем крошечная, хоть на полэкрана. Точка фокусировки может располагаться где угодно, хоть в самом углу кадра. Эту точку легко можно связать с экспозамером (что доступно только на топовых зеркалках). Место фокусировки всегда можно мгновенно увеличить для более точного контроля резкости. Можно пользоваться фокус-пикингом и при небольшой тренировке получается наводиться на резкость с мануальными стёклами с такой же скоростью, как и автофокусными. Определение лиц, глаз, слежение за объектами, всё это на контрастном АФ реализуется намного проще и с большими возможностями.

"И цифровой видоискатель это минус!"
Наоборот! Электронный видоискатель (ЭВИ) - это колоссальный плюс! Если на улице темнеет, что вы делаете с оптическим видоискателем (ОВИ)? Правильно, прекращаете съёмку и идёте домой, потому что там в этот глазок вообще ничего не видно, особенно если оптика не светосильная. А ЭВИ всё показывает! Худо-бедно, шумно, но показывает! В сумерках и в темноте он работает как прибор ночного видения, съёмка намного комфортнее, сцену лучше видно.

При этом, ЭВИ сразу выдаёт картинку такую, как вы потом получите, не надо в уме вычислять ч/б, например, или цвета финального кадра. Вы можете сразу видеть ГРИП, чего, кстати, на зеркалках вообще не увидеть, и что страшно мешает в предметной съёмке. Да, тут в комментариях вспоминают про DOF-Preview у зеркалок... Ну, представьте, что вы снимаете предметку с f/11 и длинной выдержкой, что вы там на зеркалке увидите? Прекрасный тёмный прямоугольник вместо кадра. Далее, в ЭВИ вы можете вывести себе гистограмму, вы можете видеть фокус-пикинг, вы можете молниеносно, одним нажатием кнопки, увеличить изображение для более тщательного прицеливания, вы можете в ЭВИ просматривать отснятое если слепит солнце или моросит дождь.

При этом ЭВИ на топовых беззеркалках типа того же FUJIFILM X-T2 или на Olympus OM-D E-M1 mk2 по размеру практически такой же, как и на Canon EOS 1Dx! После этих видоискателей ОВИ зеркалок начального и среднего уровня - всё равно что мелкий дверной глазок. Даже ОВИ "пятака" не смотрится как-то особенно круто после хороших ЭВИ.

"Если вы на зеркалке не видите что-то в видоискатель, включите лайфвью."
Это вообще смешно! =:) Нет, ну правда! Купить большой зеркальный фотоаппарат чтобы использовать его как беззеркальный! При этом, при лайфвью скорость даже у 5Dm3 сразу становится как у недорогой беззеркалки пятилетней давности... Ни тебе следящего АФ, ни тебе фокус-пикинга, ни тебе всяких вышеперечисленных плюшек... А экран и даже на 5Dm4 не поворачивается! Зачем нужен такой костыль?! Чтобы хоть как-то быть похожим на беззеркалку?!.. =:)

"На своём 5Dm3, я использовал лайфвью, только когда снимал с пола, для того чтобы не ложиться. И то, только для того чтобы построить кадр. А снимал с уже опущенным зеркалом."
Ну, слушайте, это всё напоминает разговор о телефонах, когда только появились мобильники! Все твердили, что мобильники, это, дескать, дорого, неудобно и качество связи плохое, всегда же можно позвонить из дома или в крайнем случае по таксомату, слышно не в пример лучше, да и существенно дешевле! =:)

Есть очевидные плюсы беззеркальных систем, про них тут уже много говорилось. Они, пожалуй, понятны всем, кто много снимает. Я не буду спорить, что все задачи можно решить зеркальными камерами, точно так же, как раньше все задачи решались плёночной техникой. Но пришла цифра и где теперь плёнка? Хотя по началу тоже многие люди говорили такие же вещи. Просто кто-то уже выстроил свой рабочий процесс и не хочет его менять, его всё устраивает. Пусть сложно, пусть местами нелепо, как в вашем случае про лайфвью, но зато уже всё известно, зачем менять? Это я понимаю, сам иногда такой же…

"В Canon 5D Mark IV теперь экран сенсорный, кстати."
Вау, круто!!! Не прошло и пяти лет, как такие экраны появились на беззеркалках, как наконец эта технология дошла до топовой модели Canon (пока лишь до "пятёрки", "единичка" этим всё ещё не может похвастаться)! Глядишь, ещё лет через 5 экран станет откидным или поворотным! =:) Если фирма Canon к тому времени не почит в бозе, конечно…

"Про возможную кончину Nikon или Canon вообще смешно!"
Смешно или нет про Canon или Nikon - покажет время. Пока же я рекомендую вам посмотреть финансовые отчёты этих компаний и тенденции движений рынка, может появится пища для размышлений. В своё время в бесславный конец эпохи доминирования Nokia на рынке телефонов тоже никто не верил... И что мы видим теперь?

"У беззеркалок аккумулятора хватает снимков на 300!
Предполагаю, что тут цифра 300 взялась из грубой шутки про "трактористов" =:) Мой опыт говорит, что на одном аккумуляторе я меньше 800 кадров не снимаю, даже если камеру вообще не выключать. Мой коллега Станислав Васильев на одном заряде своего Olympus снимает по 1500 кадров и более, если мне память не изменяет. Многие фотографы, снимающие на беззеркалки, утверждают, что батареи им вполне хватает на съёмочный день. Но даже если и нет, то взять дополнительный аккумулятор и/или портативное зарядное устройство - совершенно не проблема, они сейчас очень компактные.

На самом деле, у производителей есть методика измерения, вот по ней и получается 300-400 кадров, эти данные они и указывают в характеристиках камер. В реальной жизни один аккумулятор позволяет снять намного больше. Так что это совершенно не проблема.

"В студийной съёмке беззеркалки применять очень неудобно!"
Почему?!.. Откуда это убеждение?!.. Я очень много снимаю беззеркалками в студии. Лично мне снимать там ими намного удобнее. На экранчик картинку вывел - и контролировать и строить кадр становится намного проще. Не зря же фотографы в студии обычно снимают "в компьютер" (фотоаппарат соединяется шнуром или по Wi-Fi с компьютером и изображение можно сразу просматривать на экране монитора, в большом разрешении). Вообще, чисто психологически, строить изображение на экране намного проще, чем через шахту видоискателя. Я уж молчу про нижние ракурсы, которые в студии совсем не редкость и при съёмке которых фотограф с зеркалкой должен будет много часов провести либо на корточках, либо стоя на коленях или сидя на полу.

Если же тут речь идёт о том, что при выставлении типичных параметров студийной съёмки с импульсными приборами (закрытая диафрагма, низкое ISO, которая выдержка) на беззеркалках ничего не видно, то, на самом деле, это опция и её можно отключить. Тогда на экране будет как с зеркалкой - всё ярко, даже с такими настройками диафрагмы-выдержки-ISO.

"В репортажке тем более беззеркалки бесполезны!"
Сколько я снимал репортажи - никаких проблем не испытывал. Ну, пожалуй, иногда бывают моменты особенно быстрого развития ситуаций, где топовые зеркалки действительно рулят, соглашусь. Но в относительно спокойном репортаже - всё хорошо и с беззеркалками. Мало того, возможность снимать с рук по откидному экрану с верхнего или нижнего ракурсов всегда вызывала зависть у снимавших рядом на зеркалки фотокрорров.

"Грубо говоря, на данном этапе развития беззеркалка - это камера для съёмки котиков, для домашней фотосессии или для тревел-фото, где не нужны шедевры…"
Ну, а профессионалы, которые сейчас переходят на беззеркалки, с вами не согласны. Снимают свадьбы, снимают в студии, снимают видео - вообще сейчас массовый переход видеографов на Sony А7* или на беззеркалки от Panasonic… Про интерьеры я уже говорил, про природу тоже, про предметку вообще молчу - тут зеркало только мешается, это уже всем понятно.

Мне не совсем понятно, как, ну, допустим, камера Sony A7R II, у которой стоит абсолютно та же матрица, что и в Nikon D810А, к которой можно прикрутить хорошую оптику Zeiss или через переходник Metabones те же объективы от Nikon, как эта камера снимет, к примеру, пейзаж хуже чем зеркалка D810A?! Что должно случиться, ну, кроме, разве что, кривых ручек, чтобы кадр на беззеркалке получился плохим? Я не понимаю… А вот, например, mirror shock (сотрясение камеры от срабатывающего механизма подъёма зеркала) - вот это отлично понимаю и знаю, что это часто приводит к микросмазу, который на снимке с 36.6Мп сразу очень заметен. Вот тут всё очень даже понятно.

"Вот вы много говорите про компактность беззеркальных систем. Но если вы с собой берёте несколько объективов, то, как бы, и размер камеры тут уже не сильно важен. Сам вес объективов тут достаточен.
Если говорить про беззеркалки, то конструктивная возможность "придвинуть" объектив ближе к матрице за счёт отсутствия зеркала, позволяет делать саму оптику намного компактнее и, как следствие, легче. На беззеркалках аналогичный комплект объективов будет, как правило, раза в полтора-два легче чем аналогичные линзы для зеркалок. Все это при ровно таком же качестве, а то и лучше, потому что оптика беззеркальных камер разрабатывалась сразу под новые матрицы, а не под плёнку или под старые сенсоры, как это было с большинством объективов у зеркальных систем. Да и стоить аналогичный комплект будет скорее всего дешевле. А уж если вы остановитесь ну, например, на кропе 1.5, то и подавно! И кошелёк, спина и шея вам скажут большое спасибо, поверьте! =:)

"По поводу размера матрицы... Чем больше матрица, тем лучше (это закон оптики). Это к слову о кропе."
Согласен. Всё верно. Но если подходить со стороны заказчика, то многим из них наши проблемы и сложности вообще не интересны, им важно - будет ли у них потом хорошая картинка или нет? И если люди часто вообще не могут отличить что снято на ФФ, а что на 1.5-кроп, то нам, фотографам, по факту можно меньше тяжестей таскать.

Это, кстати, не значит, что заказчики дураки и поголовно не видят разницы между фуллфремом и кропом. Это значит, что в фотоаппарате есть не только матрица, там ещё и оптика (которая в качество фото вносит даже больше, чем матрица, кстати), там ещё и электроника. В совокупности получается, что хорошая оптика + новая матрица + продвинутая обработка сигнала дают часто на 1.5-кропе лучшее качество, чем старая матрица + плёночная оптика + старые алгоритмы обработки сигнала на многих фуллфреймах.

"Удобство и эргономика у зеркалок лучше!"
Вот совершенно с этим не согласен! Зеркалки из года в год, из модели в модель, тянут за собой все эргономические просчёты... э-э-э... особенности , начиная с первых камер этого класса. Nikon по-прежнему требует нажатия кнопки и одновременного кручения колёсика для изменения многих настроек. Ах, да! Конечно же, к этому легко можно привыкнуть, это ведь защита от случайного проворачивания колёсиков, да-да... Не сомневаюсь, что она очень нужна в репортажной съёмке, когда камера болтается то на животе, то на боку, то где-то в рюкзаке или кофре. Но не всем это надо, не все же репортажные фотографы, увы или ах. И лично для меня такое "нажми-удерживай-крути" - дико неудобно. Для любителей же эргономики Canon я всегда прошу, ну, например, поменять ISO вслепую, не отрываясь от видоискателя. Даже давние поклонники "пятаков" выполняют это "упражнение" один раз из пяти попыток, не говоря уже про владельцев младших моделей. =:) Эргономика у зеркалок традиционно ПЛОХАЯ. Она рассчитана скорее на осьминогов, чем на людей.

Но дело даже не в том, что она плохая. Это ещё полбеды… Хуже то, что она НЕ МЕНЯЕТСЯ годами. Да, беззеркалки не всегда удобны, некоторые вещи у них не очевидны, некоторые откровенно плохие, я согласен. Но инженеры постоянно экспериментируют, пробуют новые эргономические решения, пытаются на компактном корпусе уместить ВСЕ управляющие органы, и уже сейчас со всеми органами управляться намного удобнее, чем с теми, что предлагают конструкторы зеркалок из года в год. Так что я с вами не согласен, что "зеркалка в руке "лежит" лучше и удобнее".

"Это не только моё мнение или моих знакомых, но и к примеру Алексея Довгуля.
Простите, но в данном вопросе мнение Алексея Довгуля мне не видится сколь-нибудь важным, при всём уважении к нему как к фотографу и как к коллеге. Безусловно, он может высказывать любое мнение, это даже не ставится под сомнение. Но я привёл свои аргументы и они для меня выглядят намного убедительнее, чем мнение одного хорошего фотографа, уж простите.

UPD! Добавлю комментарий самого Алексея:

"Хо-хо-хо!!! :)))) аааа беззеркалки наступают!!! Раз уж я упомянут, то имею право высказаться. Я не буду лезть в спор, скажу только, что я не против беззеркалок для любителей и некоторых категорий профессионалов. Но пока что большинство беззеркалок для меня бесполезно. У меня годами сложившийся стиль работы на репортажной съемке, а это 50% моей работы. Я работаю двумя камерами и почти никогда не держу камеру обеими руками, поэтому широкий хват камеры для важен, тут меньший размер для меня вред. У меня 2 программируемых режима съемки на одной камере и 3 режима на другой, и всеми ими я пользуюсь в репортаже и меняю одним пальцем. Что касается видоискателя, то тут мне кажется дело привычки, но попытка снять на беззеркалку бьюти для меня закончилась провалом - медленно, может на топовых этот вопрос решен. Про репортаж агрессивный, даже боюсь подумать если честно. Я очень много работаю с двумя вспышками, но не каждый производитель делает хорошие вспышки и средства синхронизации к ним, тут вероятно только сони поможет. Список мелочей можно продолжать, это первая боль с которой я сталкиваюсь. Но вот в поездку туристическую я выберу однозначно беззеркалку. И даже когда меня знакомые спрашивают какую зеркалку купить, я если вижу что человек не профи и не собирается им быть отправляю в сторону сони оли фуджи. Так что мнение, что я против беззеркалок ложное, возможно оно сложилось под влиянием моей конкретно боли. Мой итог: удел любителя и профи неспешной съемки с редко меняющимися условиями - беззеркалка, удел мой - большая зеркалка. Но это пока. Полностью согласен что со временем зеркало уйдет. Кстати, буду благодарен если кто то даст мне на полноценный тест на съемку свадьбы пару беззеркалок со светосильными линзами от 17 до 200мм и парой вспышек, тогда я смогу конструктивно парировать доводы Антона или наоборот:)))))"

"Этот пост проплачен, это всё джинса!!!1"
Доооо!.. Разумеется! И вообще это всё придумал Черчилль в 18-м году! =:)

А если серьёзно, то этот пост написан просто основе здравого смысла и реально существующих фактов. Мне трудно понять, как это может быть не очевидно? =:)

История фотографии насчитывает уже более полутора сотен лет. Однако развитие техники фотографирования шло неравномерно. Так, рывком вперёд стала деятельность компании Kodak Джорджа Истмана. Тогда в конце девятнадцатого века она подарила миру лёгкость обработки фотоматериала (появились рулонные плёнки) и самые простые фотоаппараты, не требующие профессиональных знаний.

Вторым знаковым событием можно считать появление зеркальных камер - по-настоящему универсальных и быстрых фотоинструментов. Сочетание возможности смены оптики, визирования буквально через объектив и высокой скорости работы сделало этот класс устройств настолько популярным, что зеркалки спустя полвека пришли в цифровую эру в практически первозданном виде, лишь заменив в своей конструкции фотоплёнку на матрицу. Ах да, вы же поняли, что цифровая эпоха стала ещё одним важнейшим этапом в истории фототехники? С этого момента развитие пошло колоссальными темпами: новые технологии и решения появлялись каждый год. В частности, вопреки популярности традиционных зеркальных фотоаппаратов, появились на свет так называемые беззеркальные модели. Именно об этой ветке эволюции фотомира сегодня пойдёт речь.

Этот проект о фотографии с беззеркальными камерами мы делаем в сотрудничестве с Olympus. Примечательно, что эта компания первой отказалась от производства зеркальной фототехники в пользу новых технологий.

Зеркало больше не нужно?

Чтобы понять, нужно ли зеркало в фотоаппарате, давайте поговорим, какие функции оно выполняет. В далёкие времена, когда ещё не было автофокуса, а в камерах вместо матриц стояла плёнка, задачей зеркала было лишь перенаправление света из объектива в пентапризму оптического видоискателя. Фотограф мог буквально смотреть на мир через объектив. Но чтобы сделать кадр, зеркало приходилось убирать - в момент нажатия кнопки спуска оно поднималось и в формировании изображения никак не участвовало. Так что делаем первый вывод: зеркало никак не влияет на качество картинки!

Когда в 1980-х в фотографии наступила эра автофокуса, конструкция камер существенно усложнилась. С тех пор в фотоаппарате есть не одно, а несколько зеркал. Причём самое большое (то, которое перенаправляет свет в видоискатель) имеет полупрозрачное окно. Часть света проходит через него, отражается от вспомогательного зеркала и попадает на датчик автофокуса. А в момент съёмки вся эта конструкция поднимается и складывается.

Согласитесь, не слишком элегантное техническое решение - постоянно прыгающая система из зеркал. Её очевидными плюсами остаются лишь возможность работы с оптическим видоискателем и очень быстрый автофокус с применением отдельного фазового модуля. Но по-настоящему совершенно столь сложный механизм работает лишь в самых топовых моделях зеркалок, сопоставимых по цене с новым автомобилем.

В беззеркалках функции зеркала были перераспределены между другими системами фотокамеры, а само зеркало отправилось даже не в бессрочный отпуск, а «на помойку». Зачем смотреть на будущий кадр через оптический видоискатель и объектив, если можно увидеть его уже на экране, с установленной экспозицией, балансом белого и другими параметрами? Ведь это более логично! Именно так и работают беззеркалки, показывая на дисплее или в электронном видоискателе картинку непосредственно с матрицы с применением всех съёмочных настроек.

Скептики могут заметить, что какой бы совершенной ни была электронная начинка фотоаппарата, всегда существует задержка отображения картинки на дисплее. И будут правы, но лишь отчасти. Лаг видоискателя сокращается от модели к модели. Так, у Olympus OM-D E-M10 он составлял всего 16 мс, а в более новых моделях стал ещё меньше. В Olympus OM-D E-M10 Mark II видоискатель практически безынерционный.

В ранних моделях беззеркальных фотоаппаратов могли возникать сложности с фокусировкой, которая здесь осуществляется исключительно по матрице. Но в конечном счёте скорость автофокуса в большей степени зависит от процессора. По прошествии времени мы видим, что реальная скорость наводки на резкость не уступает многим зеркалкам, а зачастую их превосходит. Преимущество зеркалок здесь если не исчезло полностью, то, подобно эскимо летним днём, тает на глазах.

Что взамен?

Мы выяснили, что отказ от зеркала принципиально не «испортил» камеры. Но ведь должны быть какие-то преимущества, которых пытались достичь разработчики? Они есть, и их много!

Самое очевидное - размер. Отказ от блока зеркала с различными моторами, его поднимающими, высвободил немало места внутри камеры. Массивный оптический видоискатель также был заменён более компактным электронным (а в некоторых моделях нет и его). Габариты камеры уменьшились весьма значительно: лишний вес сброшен.

Менее очевидное преимущество - сокращение расстояния от матрицы до объектива (рабочего отрезка). Через переходник на такую камеру можно поставить почти любую оптику, в том числе и от зеркалок. Кстати, на камерах Olympus будут прекрасно работать объективы Olympus и Panasonic с байонетом Micro 4/3, а также установленные через переходник объективы с байонетом 4/3. Например, Olympus OM-D E-M1 при этом обеспечит очень быструю и уверенную автофокусировку. С другими моделями автофокус с объективами от зеркалок будет менее уверенным.

Отказ от оптического видоискателя и зеркала позволил держать затвор камеры открытым постоянно и строить кадр по дисплею или электронному видоискателю. Это называется режимом Live View. Его главное достоинство - контроль экспозиции, баланса белого и других настроек в процессе съёмки. Вы видите на экране картинку, которая станет будущим кадром. А на неё можно наложить всю необходимую вам служебную информацию - это дополнительный плюс.

Нужно отметить, что в современных зеркалках режим Live View также реализован, но он не отличается высокой скоростью работы и сильно ограничен по возможностям.

Например, гистограмма и электронный уровень здорово помогают при съёмке. Вы можете прямо в видоискателе осуществить коррекцию трапецеидальных (перспективных) искажений будущего кадра, если снимаете архитектуру.

При съёмке кадров на сверхдлинных выдержках на экране или в видоискателе можно наблюдать, как «накапливается» экспозиция снимка (эта функция называется Live Time). Даже эффектные цветные фильтры можно накладывать на будущий кадр ещё до съёмки, заранее видя результат.

Не будем забывать, что ряд моделей Olympus обладает откидным дисплеем. Это очень удобно при съёмке из неудобных положений: с земли или с вытянутых рук. Во многих моделях дисплей сенсорный. Это позволяет выбрать касанием нужную точку фокусировки. Согласитесь, это чуть удобнее, чем выбирать кнопками датчик автофокуса, не отрываясь от оптического видоискателя.

Автофокус в беззеркалках

Коль скоро мы начали говорить об автофокусировке, самое время разобраться, как она осуществляется в беззеркалках и есть ли в этом вопросе преимущества перед зеркалками. Напомним, что традиционного для зеркалок отдельного модуля автофокуса здесь нет. А раз его нет, то не возникает и проблем его юстировки (проблемы фронт- и бэк-фокуса). Это плюс.

Фокусировка происходит непосредственно по матрице. В данный момент в зависимости от модели камеры может использоваться контрастный, фазовый или гибридный автофокус. В первом случае фокусировка происходит так: автоматика шаг за шагом вращает кольцо фокусировки и оценивает картинку с матрицы. Когда в нужной точке резкость достигает максимума и начинает снижаться, автоматика возвращает кольцо в положение максимума резкости. Вуаля! Фокусировка завершена. Этот метод является наиболее точным. Но так как камера не знает верного первоначального направления фокусировки, скорость иногда страдает.

Второй способ - за счёт датчиков фазовой детекции, расположенных на матрице. Например, он работает в камере Olympus OM-D E-M1 при установке объективов с байонетом 4/3. Датчики способны вычислить необходимое направление смещения линз объектива и его величину. Такой автофокус может быть чуть быстрее, но менее точным. Зато он незаменим при съёмке с непрерывной автофокусировкой на объекте.

Чаще всего два метода используются одновременно. Окончательная фокусировка происходит, естественно, по контрастному принципу, так как точность при этом повышается.

Но если в процессе фокусировки камера «видит» будущий кадр, почему бы не использовать дополнительную информацию для облегчения жизни фотографа? Например, в камерах Olympus есть не только распознавание лиц, но и распознавание глаз модели. При съёмке портрета камера может найти в кадре глаз и автоматически сфокусироваться на нём. Умеют ли так зеркалки? Далеко не все, а лишь та пара моделей, цена которых может шокировать даже подготовленного человека. В большинстве же зеркалок такая функция может работать лишь в режиме Live View. При этом из-за низкой скорости работы зеркалок в режиме Live View распознавание лиц оказывается чаще всего бесполезным.

Постоянно «видящая» матрица оказывается кстати и при ручной фокусировке. Для быстрой наводки на резкость можно использовать пикинг фокуса. В этом случае находящиеся в резкости фрагменты будут помечены контрастным цветом. Это помогает фотографу или видеографу (а для видеосъёмки эта функция очень удобна!) чётко контролировать фокус.

Несколько слов о матрице

Наконец, на сладкое мы оставили вопросы, связанные с матрицами беззеркалок. Начнём с размера. Сегодня выпускаются беззеркальные камеры с матрицами разных размеров: от крохотных 1/2,3″ до гигантских полнокадровых. Фотоаппараты Olympus занимают здесь золотую середину, обладая матрицами формата 4/3″ (кроп-фактор х2 относительно полного кадра).

С одной стороны, площади такой матрицы достаточно для получения качественных снимков. В условиях недостаточной освещённости уровень шумов будет приемлемым. Со светосильным объективом возможно красивое и довольно сильное размытие фона.

С другой стороны, уменьшенная площадь по сравнению с полным кадром позволяет снизить вес, размер, а главное - стоимость фотоаппаратов и объективов.

Отдельно нужно сказать о возможностях макросъёмки. В системе Olympus есть объектив, обеспечивающий масштаб макросъёмки 1:1. То есть минимальный размер снимаемого объекта будет равен размеру матрицы. Так что объект с примерными размерами 18×13,5 мм (это точные размеры матрицы) можно сфотографировать во весь кадр.

В последних моделях компании также появилась функция электронного затвора, позволяющая делать снимок абсолютно бесшумно и не создавать вибрации от хлопка затвора механического. При этом возможна съемка со сверхкороткими выдержками порядка 1/16000 с. Это здорово упрощает работу со светосильной оптикой при ярком освещении. А еще, если вы увлекаетесь тайм-лэпсами (цейтраферная видеосъемка), то с помощью электронного затвора можете здорово экономить ресурс затвора механического.

Применение не слишком большого сенсора изображения позволило разработчикам Olympus реализовать в корпусе камеры оптический стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы. И это не привело к увеличению габаритов фотоаппарата. Зато в последних моделях компании широко применяется так называемая пятиосевая стабилизация.

Подобный стабилизатор способен обеспечить компенсацию смещения камеры по пяти степеням свободы из шести возможных. И это действительно работает! При съёмке с рук фотографу доступны выдержки, которые раньше были возможны только при использовании штатива. А видеографы за счёт применения стабилизатора в ряде случаев могут отказаться от различных подвесов типа стэдикама - картинка будет достаточно плавной.

Наконец, обладая подобным стабилизатором и 16-мегапиксельным разрешением, некоторые камеры Olympus могут создавать 40-мегапиксельные снимки с высочайшей детализацией. Как? Для этого понадобится неподвижный объект съёмки и штатив. За счёт пошагового сдвига матрицы на ничтожно малую величину в половину пикселя и снятия серии снимков камера способна автоматически склеить их в один кадр увеличенного разрешения. Отличное решение для предметной съёмки!

Это не единственная полезная «программная» функция камер Olympus. При макросъёмке есть также функция фокус-стэкинга, когда камера сама снимает серию изображений, изменяя фокусировку на небольшую величину и собирая кадры в один с увеличенной глубиной резкости. Благодаря пятиосевому стабилизатору такая съёмка возможна даже с рук без использования штатива.

Впрочем, о разных функциях камер Olympus мы расскажем в наших последующих статьях, которые нам помогут подготовить профессиональные фотографы, не первый год снимающие на подобные камеры в различных жанрах. Следите за обновлениями!