Инф. технологии

Что такое этика и что изучает эта наука. Понятие этики

Этика - область философских знаний, наука о морали, что осмысливает, обобщает, систематизирует историю становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновывали природу, суть, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами духовного и материальной жизни людей. Этика как нравственная философия - отрефлексированных теоретическое моральное знание о сущности и предназначении человека, отражающий нравственное сознание во всей ее сложности и противоречивости, конкретно-историческую практику в ее разнообразии и коллизиях.

Понятие этика этимологически происходит от древнего фецького слова "ethos", которое сначала (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местонахождение, совместное жилье. Впоследствии оно приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер. История слова ethos зафиксировала то важное наблюдение, что обычно и характеры людей рождаются в совместной жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель, основываясь значение слова ethos как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos - этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно благотворительности характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и т.д.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель сформировал новый существительное ethics - этика , которая встречается в названиях произведений ("Большая этика", "Никомахова этика", "Евдемова этика»). Так, в IV в. До н. Э. этическая наука получает название, которое имеет до сих пор.

История становления понятия этика повторяется еще раз в римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова "ethos" является слово "mos" (moris), что также означает удачу и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок Древний римский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, сформировал прилагательное moralis (что относится к характера, обычаев), а от него позже появляется понятие " moralitas" - мораль . Итак, по этимологическим содержанием греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе исторического развития человечества понятие "этика" и "мораль" наполняются разным содержанием. Этику начали рассматривать как философскую науку (лучше - практическую философию), которая отвечает на вопрос «как нужно правильно жить?» (Или, в формулировке И. Канта, - "что нужно делать?») и имеет основным предметом изучения морали. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (обычаи общества, нормы поведения, представления о Добре и Зле и т.д.). Однако характеристика этики как науки о морали не является достаточным. ответить на вопрос, что такое этика, это значит и дать толкование самой морали.

Под моралью в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризуется противоположностью добра и зла и обусловливает нормы достижений человеческого поведения. Согласно этому определению мораль представлена двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали: мораль - это система высших ценностей. Вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим еще больше усиливает их положительное значение.

Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, нравственного идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и морально ценным.

В некоторых европейских языках наряду с термином "мораль" возникли и другие, но означающие то же явление. Российским аналогом слова "мораль" есть понятие "нравственность", первоисточником которого стало слово "нрав" (характер или совокупность душевных качеств). В староукраинском языке существовало слово "обичайнисть", а в современной - "нравственность".

В современной литературе, следуя немецкого философа Гегеля, мораль понимается как форма общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми правил, принципов и норм поведения, а нравственность - как воплощение данных правил, принципов и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними.

Итак, история сроков подводит к обобщенному определение: этика - это философская наука о морали (нравственности).

Кажется, что у каждого человека своя пирамида ценностей создается на протяжении всей жизни. На самом деле ее закладывают в подсознание еще в детстве. Информация, получаемая ребенком в возрасте до 6 лет, идет туда напрямую. Это касается также этических норм поведения, которые дети получают, наблюдая за действиями родителей и слушая их разговоры.

Этика - понятие очень древнее, направленное на изучение поступков людей и их правомерности, их моральных и нравственных качеств.

Наука о добре и зле

Употребленное когда-то Аристотелем слово ethika стало впоследствии наукой, изучению и развитию которой посвятили себя многие философы мира. Если древнего мыслителя интересовал поиск ответа на вопрос, что лежит в основе поступков человека, то последующие поколения мудрецов интересовало понятие этики и морали в пирамиде человеческих ценностей.

Как наука она изучает:

Понятие и предмет этики касаются следующих отраслей:

  • нормативные показатели, главным изучением которых являются поступки людей с позиции таких категорий, как добро и зло;
  • метаэтика занимается исследованием ее видов;
  • прикладная наука этого плана изучает отдельно взятые ситуации с позиции морали.

Современная этика - понятие более широкое, чем представляли ее древние философы. Сегодня она помогает не только оценить любые действия с позиции правильности, но и пробуждает оценочное сознание в людях.

Этика в древности

Мудрецы античности не выделяли ее в отдельную научную дисциплину, а причисляли к разделам философии и права.

Больше всего в те времена она напоминала нравоучительные афоризмы, способствующие пробуждать в людях их лучшие и благородные черты характера. Именно Аристотель выделил ее в отдельную дисциплину, поместив ее между психологией и политикой.

В работе под названием «Эвдемова этика» Аристотель затрагивает вопросы, касающиеся человеческого счастья и причин его возникновения. Глубокие размышления этого ученого были направлены на то, что, по сути, человеку для благоденствия требуется иметь цель и энергию для ее осуществления. Как он считал, неподчинение жизни ее достижению - это большое безрассудство.

Для самого Аристотеля понятие и содержание этики стало фундаментом для формирования в сознании его современников таких норм, как человеческие добродетели. Античные философы относили к ним справедливость, и другие.

Еще до появления греческого слова ethika, которое стало обозначать науку, изучающую мораль и правомерность поступков людей, в разные времена человечество интересовали вопросы добра, зла и смысла жизни. Именно они являются основополагающими и сегодня.

Понятие нравственности

Главным критерием нравственности того или иного человека является умение различать понятия добра и зла и выбор ненасилия, любви к ближнему, следование духовным законам добра.

Иногда понятия считают синонимами, обозначающими одно и то же. Это не так. На самом деле мораль и нравственность - это категории, которые этика как наука изучает. Духовные законы, обозначенные людьми еще в древности, требуют от человека жить по правилам чести, совести, справедливости, любви и добра. За изучением и соблюдением законов нравственности когда-то следила церковь, преподавая верующим 10 заповедей. Сегодня этим больше занимаются на уровне семьи и школы, где преподается этика.

Человек, применяющий на практике и пропагандирующий духовные законы, во все времена назывался праведным. Понятие этики нравственности - это соответствие категорий добра и любви поступкам, которые совершает человек.

Истории хорошо известны примеры разрушения сильных империй, после того как подменялись духовные ценности их народов. Самым ярким примером является уничтожение Древнего Рима - мощной процветающей империи, побежденной варварами.

Мораль

Мораль - это степень совершенствования человека в таких добродетелях, как добро, справедливость, честь, свобода и любовь к окружающему миру. Она характеризирует поведение и поступки людей с позиции этих ценностей и делится на личную и общественную.

Общественной морали свойственны такие признаки, как:

  • соблюдение запретов, общепринятых для конкретной группы населения или вероисповедания (например, евреям нельзя есть свиное мясо);
  • свойственная данному обществу (например, в мурси женщинам в губу вставляется тарелка, что совершенно неприемлемо для народов других стран);
  • действия, предписанные религиозными канонами (например, соблюдение заповедей);
  • воспитание в каждом члене общества такого морального качества, как самопожертвование.

На основе моральных ценностей строятся не только межчеловеческие отношения, но и между странами и народами. Войны происходят, когда одна из сторон нарушает принятые нормы, бывшие ранее основой для мирного сосуществования.

История профессиональной этики

Понятие профессиональной этики появилось так же давно, как и первые ремесла. Известная всем врачам клятва Гиппократа, например, - один из видов подобных древних уставов. Свои этические нормы были у солдат, спортсменов-олимпийцев, жрецов, судей, сенаторов и других представителей слоев населения. Некоторые излагались в устной форме (в чужой монастырь со своим уставом не лезь), другие были записаны на табличках или папирусах, дошедших до наших дней.

Некоторые подобные правила древности сегодня воспринимаются как рекомендации и запреты.

Больше похож на понятие цеховой устав, который составлялся в 11-12-м веках в каждом ремесленном сообществе на свой манер. В них указывались не только обязанности каждого цеховика по отношению к коллегам и артели, но и их права.

За нарушение подобного устава следовало исключение из сообщества ремесленников, что было равносильно разорению. Хорошо известно такое понятие, как купеческое слово, которое также можно назвать примером устного договора между представителями одной или разных гильдий.

Виды профессиональной этики

Понятие и в каждой профессии подразумевает те особенности деятельности, которые присущи именно этой работе. Существующие для каждой профессии определяют действия работников в рамках принятых правил и порядка.

Например, есть такое понятие, как врачебная, юридическая, экономическая, военная тайна и даже исповеди. К профессиональной этике относятся не только и правила поведения, свойственные какой-либо деятельности человека, но и отдельно взятого коллектива.

Если при нарушении рабочего устава сотрудника ожидает административное наказание либо увольнение, то при несоблюдении морального кодекса профессии его могут судить по законам страны. Например, при уличении медработника в проведении эвтаназии его арестуют как за убийство.

К основным видам профессиональной этики относятся:

  • медицинская;
  • военная;
  • юридическая;
  • экономическая;
  • педагогическая;
  • творческая и другие.

Главным правилом при этом является высокий профессионализм и преданность своему делу.

Деловая этика

Понятие деловой этики относится к категории профессиональной морали. Существует множество неписаных (в некоторых случаях они указываются в уставах компаний) законов, которые предписывают бизнесменам и деловым людям не только стиль одежды, но и общения, заключения сделок или ведения документации. Деловым называют только того человека, кто соблюдает моральные нормы чести и порядочности.

Деловая этика - понятие, используемое со времен заключения людьми первой сделки. В разных странах приняты свои правила ведения переговоров, не важно, касается это бизнеса или дипломатических отношений, или мест, где заключаются сделки. Во все времена существовали стереотипы успешного человека. В древности это были богатые дома, прислуга или количество земель и рабов, в наше время - дорогие аксессуары, офис в престижном районе и многое другое.

Этические категории

  • добро - добродетель, олицетворяющая все положительное, что существует в этом мире;
  • зло - противоположность добру и общее понятие безнравственности и подлости;
  • благо - касается качества жизни;
  • справедливость - категория, указывающая на одинаковые права и равенство людей;
  • долг - умение подчинить собственные интересы ради блага других;
  • совесть - индивидуальная способность человека оценивать свои поступки с позиции добра и зла;
  • достоинство - оценка качеств человека обществом.

Этика общения

В понятие этики общения входят навыки налаживания коммуникации с другими людьми. Эта отрасль науки занимается изучением уровня культуры человека посредством его речи, качества и полезности излагаемой им информации, его нравственных и моральных ценностей.

этика наука духовный

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores - множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая. В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - три разных слова, хотя они и являлись одним термином и в обыденной речи употребляются как синонимы.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, сложилась традиция различения этих понятий.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область теоретического знания, наука, а под моралью (или нравственностью) - изучаемый ею предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью - сами поступки, их объективную сущность.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Этика -- это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

ЦЕЛИ:

  • формирование представления о предмете и ключевых понятиях этики;
  • умение выявлять моральные дилеммы и этические проблемы;
  • умение находить взаимосвязь этики, морали, нравственности и актуальных нравов.
ПЛАН:
  1. Ключевые понятия этики: общая характеристика.
  2. Объект и предмет этики как практической философии.
  3. Структура и актуальные этические проблемы.
  • 1. Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов

    В системе философии, практического мировоззрения этика занимает особое место. Именно этика конкретизирует и одушевляет известную формулу античного философа Протагора: «Человек - мера всех вещей» , обосновывая представление о человеке как высшей ценности и самоценности, о смысле жизни и путях достижения счастья. Этика, формулой Кантовского категорического императива, призывает относиться к человеку в своем лице и в лице всего человечества как к цели и никогда не относиться только как к средству.

    Этика - это философия Морали, Нравственности, Этоса. Представления о морали нередко ограничены уровнем элементарной культуры общения, поэтому Смысл и тайна морального бытия не открыты человеком, остаются неразгаданными. Следствием такой непознанности, неузнанности морали оказывается её непризнанность. Обыденный уровень восприятия фиксирует только табуированную (запретную) сторону морали, порождая скептическое и нигилистическое отношение к ней, а в результате - деятельностную и поведенческую нереализованность. Трагедия морали в том, что, будучи по сути самым совершенным способом человеческого со-бытия, она на практике чаще всего терпит поражение, вытесняется псевдоценностями. И реализуется утверждение Шарля Фурье: «Мораль - это бессилие в действии».

  • Этика. Слово «этика» исторически происходит от древнегреческого слова «ěthos», которое означало совместное жилище, привычное место обитания. Первоначально слово «этос» имело пространственное значение. Им обозначали стойбище, логово, жилище. Постепенно акцент сместился с пространственного значения слова на поведенческое. Позже появились новые смыслы: обычай, темперамент, характер. При помощи указанного слова стали называть действия людей в соответствующих местах, способ поведения, а потом и образ мыслей и чувств, вызывающих соответствующее поведение.

    «Этос» всегда характеризует совместную жизнедеятельность людей, регулируемую обычаями, традициями, нормами. От этого существительного образуется прилагательное «этикос».

    Слово «этикос» дало начало понятию «этика». Само слово «этика» было введено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика». Термин «этика» и наука этика были созданы в 4 в. до н.э. Аристотелем. Он поместил эту теорию между политикой (наука об искусстве управления государством и обществом) и психологией (наука о душе).

    В современном русском языке термин этика имеет много значений, но мы выделим три значения, необходимых для изучения учебной дисциплины «Этика».

    Этика (от греч.) - 1) это учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью (Аристотель). 2) это специфическое свойство социальных явлений, выражающее их гуманистический потенциал: «отношение к человеку как к ценности, уважение его достоинства и прав» (этика экономики, этика политики, этика права и т.д.). 3) Третье значение термина этика конкретизирует его второе значение: это - этика профессий или профессиональная этика. Например: есть этика права. На основе этики права разрабатывается профессиональная этика юриста. А внутри этой профессии осуществляются конкретизации: этика судьи, этика адвоката, этика прокурора и т. д.

    Мораль . Начало формированию термина «мораль» положил в I в. н.э. древнеримский мыслитель Цицерон; его целью было найти латинский эквивалент греческому слову «этика».

    «Mos» («мос») примерно то же, что и греческое «этос», именно от этого латинского слова образовывается прилагательное «moralis» («моралис»). Этика предстает в качестве «философиа моралис» или моральная философия. Само существительное moralitas («моралитас») или «мораль» появляется только в трудах римского священника Амвросия Медиоланского в IV веке н.э.

    Мораль является объектом изучения этики, поэтому поставить знак равенства между ними (между этикой и моралью) невозможно.

    Мораль (от лат.) - 1) это поучение, наставление, назидание - это форма прямого или непосредственного морализирования. 2) это поучительный вывод - опосредованное, косвенное морализирование. 3) это специфический вид социальной регуляции, хранительница общностей.

    Морализирование - объективный способ бытия морали. Важна проблема морального авторитета и морального права на морализирование: если человек сам не соблюдает моральные требования, то он не имеет морального права требовать их соблюдения от других.

    Нравственность . Время происхождения и создатель термина «нравственность» неизвестны. Термин возник в живом русском языке

    Нрав - характер, следовательно, нравственность в отличие от морали, которая связана с социальным бытием, тяготеет к индивидуальному, внутреннему. «Нравственный» - прилагательное, от которого и образуется существительное «нравственность.

    Нравственность (русс.): 1) это «повиновение в свободе» (Г.В.Ф. Гегель «Философия права»). 2) это надиндивидуальный и надсоциальный родовой дух. 3) это духовно-практический способ освоения человеком мира.

    Первым в истории этики различил понятия « мораль» и «нравственность» Г.В.Ф. Гегель .

    Подводя итог, можно выстроить следующие отношения между понятиями:

    Этос → Этикос→ Этика (греч.)

    Мос → Моралис →Мораль (лат.)

    Нрав → Нравственный→ Нравственность (русс.)

    Из вышеизложенного следует, что понятия «этика», «мораль», «нравственность» возникли в разных языках, в разное время и уже в истоках своих не были тождественны, не совпадали по своему значению. Тем более, в настоящее время, уровень развития этической теории позволяет довольно четко провести различия и между этими понятиями, и между реальными явлениями, которые эти понятия обозначают.

  • Гегель Г.В.Ф.

  • Происхождение и содержание терминов

  • 2. Объект и предмет этики как практической философии

    Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития.

    Объект изучения - мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности.

    Этика является методологией для других наук, которые изучают конкретные проблемы морали и нравственности.

    Определение предмета этики исторически менялось. Аристотель считал этику практической, прикладной философией, частью политики. Цель этики, говорил Аристотель, «не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным. Этические знания не имеют ценность сами по себе: они должны всегда реализовываться в поступках. Предмет этики, с точки зрения античного философа, - достижение блага как наивысшей цели человека. Аристотель давал следующее определение: «Этика - наука о добродетелях, ведущих к счастью».

  • Вплоть до Нового времени этика оставалась верной своему античному образцу и являлась учением о добродетелях. В Средние века появляется классификация религиозных добродетелей. Этическая проблематика связывается с познанием Бога как абсолютного Блага (Августин Блаженный, Ф. Аквинский). Этические («относящиеся к душе») и дианоэтические («относящиеся к разуму») добродетели античности (мудрость, благоразумие, справедливость, щедрость и др.) дополняются теологическими - верой, надеждой, любовью. Фома Аквинский, например, выделял умственные, нравственные и богословские добродетели, последние из которых считал наивысшими. Особо волнует средневековых теологов проблема греха, добра и зла, что выразилось в формулировке проблемы теодицеи (оправдание Бога как непричастного злу, существующему в мире).

    В эпоху Возрождения также продолжает развиваться вариант этики как учения о добродетелях, но меняются акценты: на первый план выдвигается проблема человека и главным моральным принципом становится принцип гуманизма (Дж. Бруно, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли и др.). В Новое время происходит переворот в понимании предмета этики. Этот переворот связывается с именем И. Канта (1724-1804). Основные этические произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе». Главным понятием этики становится понятие долга, предметом - сфера «должного». Этика выступает в качестве деонтологии - учения о долге. Известный категорический императив И. Канта звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» . Максима в этом случае - субъективный принцип поведения. Это значит, что человек должен всегда стремиться вести себя так, чтобы его поведение могло быть принято и воспроизведено всеми другими людьми.

    Другая формулировка: «Относись к человеку в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда - только как к средству ». И. Кант утверждал, что человека нельзя использовать как средство, ибо человек разумен и как разумное существо обладает достоинством. Выполнение долга должно основываться на следовании категорическому императиву, но без всякой эмоциональной заинтересованности. В этом и состоит ригоризм этики Канта: «Ты должен, следовательно, ты можешь». Всякие склонности, симпатия, личная выгода должны быть исключены. В противном случае, поступок перестает быть собственно моральным. Шиллер даже написал эпиграмму, где говорил, что, согласно Канту, добро надо делать с отвращением. И. Кант был обвинен в излишней строгости своих этических построений (подчинил целиком и полностью уникальное начало в человеке обобщенным требованиям долга).

    В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Это объясняется, прежде всего, спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось. С появлением прикладной этики начинается, по мысли многих авторов, новый этап развития этического знания.

    Общее определение этики, которое мы можем сформулировать, будет звучать таким образом: Этика - это наука о морали и нравственности как специфических способах гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения общественного целого; это наука о происхождении, структуре и функционировании морали и нравственности. Цель изучения этики - эвристическое удивление и прозрение, ведущие к апологии морали и нравственности, вызывающие потребность освоения теоретического и ценностно-культурного богатства и многообразия этики, ее гуманистического потенциала, жизнесохраняющих и жизнесовершенствующих возможностей; потребность приятия этики как надежной основы личного и общественного жизнеустройства.

  • 3. Структура и актуальные этические проблемы

    Рассматривая вопрос о структуре этического знания, необходимо отметить, что единой типологии не существует. Тем не менее в ее структуре в обязательном порядке выделяются следующие блоки:

    История этики . Описывает процесс становления и развития этики как самостоятельной науки.

    Генеалогия морали . Генеалогия - происхождение, историческое развитие. Описывает исторические типы морали.

    Теоретико-методологический раздел . Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Например, сущность, специфика, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. В этом разделе рассматриваются категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности).

    Социология морали . Исследуется реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Применение этической теории к анализу соотношений: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия и др.

    Психология морали и нравственности . Раздел, изучающий сложный внутренний морально-нравственный мир человека как микрокосма, как малой Вселенной. Установление связи этики с психологией позволяет не только уточнить исходные понятия, но и более отчетливо показать укорененность нравственной регуляции в человеческой природе. Нередко нарушения морали выступают в качестве симптомов психических заболеваний.

    Теория морально-нравственного воспитания . Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. «Андрогогика» - воспитание взрослого человека.

  • Этическая праксеология (прикладная этика). В рамках этической праксеологии выделяются три основных направления:

    Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.

    Теория и практика профессиональной этики.

    Этика успеха.

    Отдельная теоретическая проблема - это обоснование самостоятельного статуса этики в системе философского знания. Философский статус этики нередко ставился под сомнение. Этику интерпретировали или как частную гуманитарную науку (С. Ангелов), либо подчеркивали ее исключительно прикладной характер. Этика - это философская теория (история становления и методология этических исследований нас в этом убеждают). Со второй половины ХХ века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия - это не просто всеобщая теория мира и человека. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия - форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Этика, как и эстетика, помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Таким образом, специфика этики - в ее аксиологическом характере. Это философская теория, так как изучение этики выводит на проблемы ценностей и универсалий в бытии человека.

    Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Этико-прикладные исследования предполагают применение особых методов, во многом отличающихся от практикуемых в мета-этике. Среди них - гуманитарная экспертиза, консультирование, игровое моделирование (результат взаимодействия научного знания и здравого смысла). Хотя все мы в той или иной степени способны выносить моральную оценку, вопросы профессиональной и общественной морали предполагают профессиональную деятельность специалиста, способного разобраться в ситуации. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах:

    Профессиональная этика.

    Этика деловых отношений.

    Этика арт-бизнеса.

    Этика и культура управления.

    Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики - эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического, ценностного и культурного многообразия, гуманистического потенциала этики. Таким образом, цель изучения этики - необходимость принятия ее как сердцевины личностно-индивидуального и общественного жизнеустройства.

    Таким образом, этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития. Объект изучения - мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности. Структура этики включает в себя: историю этики, генеалогию морали, теоретико-методологический раздел, социологию морали, психологию морали и нравственности, теорию морально-нравственного воспитания, этическую праксеологию.

  • Контрольные вопросы

    1. Когда возникает этика как практическая философия?
    2. Кто является основателем этики как учения о добродетелях, ведущих к счастью?
    3. Почему этика считается практической философией?
    4. В чем состоят «трудности» и «опасности» изучения этики?
    5. Дайте определения понятий: «этика», «мораль», «нравственность».
    6. Что является объектом и предметом изучения этики?
    7. Как изменялось понимание предмета этики в истории ее развития?
    8. Какие разделы входят в структуру этического знания?
    9. Какие актуальные проблемы этики Вы бы добавили к уже перечисленным?
  • Литература

    1. Гусейнов, А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 472 с.
    2. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий; Сост. Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 523 с.
    3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 413 с.
    4. Этика: энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова; Ин-т философии Рос. акад. наук. - М. : Гардарики, 2001. - 669 с.
  • Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх -- природный аффект, память -- свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость -- свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

    Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores -- мн. число) -- латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

    Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это -- в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichlkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже -- новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).

    В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» -- разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) -- изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью -- сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль -- то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность -- то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью -- приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя -- моральными.

    В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов, В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).

    В рамках учебной дисциплины «этикой» называют науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, -- то, что изучается этикой, ее предмет.

    Что такое мораль (нравственность)? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль -- больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как: задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль -- не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.

    Мы рассмотрим некоторые наиболее общие определения (характеристики) морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Эти определения в значительной степени соответствуют общераспространенным взглядам на мораль. Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; 6) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.