Все вопросы

Что такое модельная библиотека. Модельные сельские библиотеки

18.02.2019

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

Все статьи 16.12.2015

Кардинальные перемены возможны в рамках стандартного бюджета на ремонт

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

Алексей Пузин ,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ

Егор Богомолов ,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ

Настя Терещенко ,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ

Санкт-Петербург

Идеология определяет дизайн

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки - продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания - мероприятие

В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья - все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Сделать пространство мобильным

Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели - на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.

Сделать пространство прозрачным. Буквально

В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.

Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.

Библиотекарь - фасилитатор активности

Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа - создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия - в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее - сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.

Пусть пространство будет гибким

Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.

От традиционного разделения к открытой планировке

Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство - для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.

Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.

У каждой библиотеки свое лицо

У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая - на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.

Стандартный бюджет на ремонт

Многим кажется, будто классная, модная обстановка - либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.

Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.

Вписать библиотеку в городской контекст

Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию - по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии - было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.

Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя - пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная - громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.

В настоящее время остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и различных регионов страны. Именно об этом говорилось в приветственном слове Президента РФ Д. А. Медведева на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» в 2009 г.: «...XXI век по праву называют веком информации. И сегодня крайне важно совершенствовать коммуникационную инфраструктуру, активнее преодолевать «цифровое неравенство» регионов, переходить на самые современные стандарты и технологии...» .

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», а также перечень проектов по их реализации. Среди приоритетных направлений деятельности в области развития культуры выделен комплекс мер по «обеспечению для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям», по развитию библиотечной системы, в частности – содействие модернизации материально-технической базы библиотек и внедрение новейших информационных технологий .

Нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства без развития сельских библиотек, которых в России более 38 тысяч, и обслуживают они свыше 40 млн. жителей, то есть треть населения страны. Но лишь незначительная их часть (9%) оснащены компьютерной техникой и лишь 3% имеют доступ к Интернету. При этом часто именно сельская библиотека является единственным культурным учреждением на селе. Именно она осуществляет самые разнообразные функции – образовательную, досуговую, развлекательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, оказания социальной помощи населению. Последняя особенно важна в отдаленных деревнях, где нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения. Все это доказывает, что в ликвидации информационного неравенства особое внимание должно быть направлено на информатизацию сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в РФ началось с реализации в 2002 г. общероссийского проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры РФ, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия». О значимости данного проекта, реализация которого стала сегодня одним из приоритетных направлений развития библиотечного дела в России, говорит тот факт, что с 2006 г. он включен в Федеральную целевую программу «Культура России (2006–2011 годы)». Согласно задачам Программы 420 сельских библиотек должны быть обеспечены доступом к информационным ресурсам. На реализацию данного проекта федеральным бюджетом выделяется 165 млн. рублей .

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Критериальные показатели модели современной публичной библиотеки, отвечающей требованиям информационного общества и соответствующей запросам сегодняшних пользователей, отражены в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В новой редакции документа (2008 г.) акцент сделан на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику. Так, в частности, в документе указано:

«Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни...

Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.

Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения» .

Таким образом, модельная сельская библиотека – это библиотека, по своим функциям, содержа-нию и оснащению отвечающая междуна-родным и отечественным стандартам, ставшая своеобразным образцом, этало-ном для других, то есть это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является платформой для эффективного и качественного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • благоустройство прилегающей территории;
  • обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • подписка на периодические издания;
  • автоматизация библиотечных процессов;
  • доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осу-ществлении проекта сыграли те регио-ны, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских биб-лиотек, но самостоятельно разрабатыва-ли и осуществляли региональные про-граммы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республи-ке. В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республи-ке». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003–2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы на-чали в некотором смысле беспре-цедентную акцию по созданию се-ти модельных библиотек – 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 годы)» реализуется в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

На создание одной модельной библиотеки из федерального бюджета получено свыше 400 тыс. руб., в том числе 140 тыс. руб. на приобретение компьютерного оборудования, 250 тыс. руб. – на комплектование фондов библиотек печатными и электронными изданиями, а также средства на обучение библиотекарей в Москве. За счет средств муниципального бюджета, по условиям проекта, осуществлены ремонт помещений библиотек и установка пожарной и охранной сигнализации .

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек – модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28).

Учитывая значимость сельских библиотек для устойчивого территориального развития и улучшения качества жизни населения в сельской местности России, участники съезда в итоговом документе предложили реализовать новую схему их ресурсной поддержки и развития на основе модели государственно-общественного партнерства:

  • обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением предусмотреть возможность повсеместного внедрения в сельских библиотеках передовых телекоммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • обратиться в Минкультуры России, Российскую государственную библиотеку, ЦНСХБ Россельхозакадемии и Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека» с предложением организовать в рамках реализации ФЦП «Культура России» (2006–2011 гг.) комплексный информационный консультационно-ресурсный центр для сельских библиотек;
  • рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активно внедрять мобильную систему обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек *;
  • обратиться в Минрегион России, Минсельхоз России с предложением о поддержке и развитии сети публичных центров правовой и другой социально значимой информации на базе сельских библиотек;
  • инициировать создание национальной информационной партнерской сети, объединяющей социально активные учреждения и организации различного уровня, нацеленной на развитие сельских библиотек и улучшение качества жизни на селе;
  • обратиться в Минкультуры России с предложением о проведении на
  • постоянной основе Всероссийского конкурса для сельских библиотек по социально значимым направлениям работы;
  • одобрить практику фонда «Пушкинская библиотека» по экспертному отбору социально значимой литературы и информационных ресурсов для целевого комплектования фондов сельских библиотек;
  • проводить Всероссийские съезды сельских библиотек на регулярной основе .

Открытие модельных библиотек позволяет создать образцы организации библиотечного обслуживания, на новом качественном уровне оказывать информационные услуги. Говоря о модельной библиотеке, нужно, прежде всего, исходить из того, что в основе ее деятельности лежит информационная функция. Бурное развитие информационных технологий приводит к углублению информационного разрыва в уровне и возможном доступе к информации и знаниям, делает этот разрыв предельно критическим. Житель любого населенного пункта должен иметь доступ к информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой. Только в этом случае будет обеспечено конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на доступ к информации.

Список литературы

  1. Культура России (2006–2011 годы) : федеральная целевая программа: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2005 г. № 740 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р (ред. от 08.08.2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2008. – № 48. – С. 50-59.
  4. О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике: Указ Президента Чувашской Республики от 07.04.2003 г. № 34 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2003. – № 5. – Ст. 275.
  5. Антоненко С. А. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 16-20.
  6. Григорьева Т. Р. Чувашский феномен // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – C. 12-13.
  7. Денисова О. Г. Новые возможности сельских библиотек // Библиотека. – 2004. – № 2. – C. 34-36.
  8. Зоткина Т. Открытая людям // Библиополе. – 2007. – № 10. – C. 47-48.
  9. Зуева Л. Нам есть чем гордиться // Библиополе. – 2008. – № 10. – C. 45-47.
  10. Карнаухова В. Другие по форме и содержанию // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 7-11.
  11. Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 3. – C. 77-81.
  12. Козина Н. Теперь у нас редки скучающие лица // Библиополе. – 2005. – № 1.– C. 5-6.
  13. Кононова Е. Малыми силами – большие дела // Библиополе. – 2008. – № 5. – C. 64-65.
  14. Короткевич М. Н. Моделирование – стратегический путь развития публичных библиотек // Библиотека. – 2004. – № 6. – C. 20-24.
  15. Кудрявцева Л. В. Сельская библиотека – информационный центр местного сообщества: модель развития // Библиотеки и социальное партнерство. – Йошкар-Ола, 2004. – C. 18-20.
  16. Матлина С. «Модельная» – значит образцовая... : проект «Модельные сельские библиотеки» // Библиотечное дело. – 2008. – № 18 (83). – C. 19-20.
  17. Матлина С. От модельных к модальным: итоги «первой пятилетки» работы сельских библиотек в новых условиях // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 2-6.
  18. Матлина С. Г. От модельных – к модальным сельским библиотекам // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2005. – № 36. – C. 35-39.
  19. Медведев Д. А. (Президент РФ). Президент Д. А. Медведев о модернизации библиотек: «Давайте этим заниматься и дальше...» // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 1.
  20. Модельная в Тугулыме: ступени восхождения // Библиотека. – 2008. – № 3. – C. 33-38.
  21. Модельные библиотеки на селе: новая жизнь усадьбы Гончаровых // Библиотечное дело. – 2005. – № 1. – C. 19.
  22. Павлова В. И. Модельные библиотеки – сердце информационного общества // Новая библиотека. – 2004. – № 8. – C. 13-17.
  23. Первая модельная библиотека [в Удмуртской Республике] // Герд. – 2009. – № 7 (124). – С. 3.
  24. Потехина Н. Теперь нам доступна любая точка на земном шаре // Библиополе. – 2007. – № 1. – C. 65-68.
  25. Птиченко О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? : сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» // Библиополе. – 2007. – № 12. – C. 23-24.
  26. 26. Родин А. М. Первый съезд сельских библиотек / А. М. Родин, С. Ю. Морозова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2010. – № 55. – С. 132-135.
  27. 27. Сельские библиотеки: сложности и достижения // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – N 5. – C. 6-7.
  28. Смелова Т. В. Модельные библиотеки на селе: в Буланихе [Алтайский край] открылся общедоступный информационный центр // Библиотечное дело. – 2005. – N 2. – C. 29-30.
  29. Смелова Т. Несмотря на удаленность от центра страны... // Библиополе. – 2007. – № 3. – C. 6-7.
  30. Тактаев С. А. Доклад на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.summatech.ru/new_old/tverforum
  31. Федоров Н. В. (Президент Чувашии). Снимая барьеры информационного неравенства // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 6-8.
  32. Челпанова С. Рады за наших сельских ребят // Библиополе. – 2005. – № 3. – C. 2-4.
  33. Шакина О. Достойный шанс войти в будущее // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 12-15.

Составитель

главный библиограф

информационно-библиографического отдела

О. Г. Колесникова

Модельная библиотека — это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии.

Первые модельные библиотеки в нашей стране появились благодаря реализации в 2002 году федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры Российской Федерации и общественной организации «Открытая Россия». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

На базе двадцати сельских библиотек Белгородской, Рязанской, Самарской и Тверской областей опробовалась новая модель современной библиотеки универсального профиля, имеющей компьютерную технику и доступ в Интернет. Они и были названы модельными.

Проект по модернизации сельских библиотек Российской Федерации, меняя своё название, действовал и продолжает действовать сегодня. География проекта: Мордовия, Чувашия, Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тверская области. Лидерами проекта являются Чувашская Республика (500 сельских библиотек — модельные) и Белгородская область (182 модельные библиотеки).

В Чувашии Президентом республики Н. В. Федоровым было принято решение создать сеть модельных сельских библиотек. В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек — 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых...».

За 4 года были модернизированы все сельские библиотеки. В каждой центральной районной библиотеке было установлено не менее 5 компьютеров, сельской — по 1-2. Практически все районные библиотеки Чувашии получили доступ к всероссийской телекоммуникационной сети посредством высокоскоростного канала спутниковой связи.

В результате проведенного комплекса работ модельная библиотека получила возможность осуществлять свою деятельность в качестве многофункционального учреждения культуры. Второе лидирующее место в стране по количеству модельных библиотек занимает Белгородская область, из 646 муниципальных библиотек 182 модельных. Особенность работы по созданию модельных библиотек в Белгородской области заключается в том, что разработана Концепция модельной библиотеки, которая действует как модельный стандарт деятельности библиотеки этого статуса. На муниципальных уровнях приняты документы, регламентирующие основные требования к работе модельных библиотек. Федеральная Концепция модельной библиотеки, по которой статус модельной может быть присвоен только сельской библиотеке, получила в Белгородской области свое методологическое развитие. Принято методическое решение, согласно которому статус модельной может быть присвоен как сельской библиотеке, так и городской библиотеке-филиалу, а также детской сельской или городской библиотеке.

На Межрегиональном фестивале модельных сельских библиотек Приволжского федерального округа «Модельная сельская библиотека — окно в мир информации» (1-2 ноября 2011 года) заместитель Генерального директора Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» М. В. Новикова рассказала об основных этапах и тенденциях дальнейшего развития проекта «Модельные сельские библиотеки» Федеральной целевой программы «Культура России». Она отметила, что программа «Культура России» и один из её приоритетных проектов «Модельные сельские библиотеки» будут и дальше работать, но в 2012 году возникают проблемы с его финансированием. Предполагается, что финансирование будет осуществляться только с 2013 года. Говоря о развитии проекта и о состоянии модельных библиотек в регионах, М. В. Новикова сделала акцент на так называемом принципе «единого рывка», когда сначала при поддержке федеральных и муниципальных средств начинается активная работа, а потом, постепенно на местах всё затихает. Не везде проект получает поддержку муниципалитетов. Многое держится только на энтузиазме самих библиотекарей. Но качественные изменения возможны только в том случае, если проект будет носить системный характер


Модельные библиотеки Кировской области

МОДЕЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

[ Н.Т. Чуприна, кандидат педагогических наук, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки ]

Говоря о модельных библиотеках, мы должны четко себе представлять о каких библиотеках идет речь.
Модельная библиотека – что это такое? Новый вид или тип библиотеки? Мы пришли к выводу, что модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является своего рода платформой для эффективного и качественного обслуживания населения.
Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.
На первом этапе он кардинально изменил материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти – появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники потребовало модернизации библиотечного пространства: были приобретены новая мебель, сделан ремонт, созданы условия для сохранности полученного оборудования. Преобразились интерьеры библиотек, были благоустроены территории библиотек.
Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки было для населения и власти важным и самым заметным результатом.
Проект преобразил фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состояли из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой почти 1000 экземпляров книг актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекло в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составила 5,6 раза.
А уже тот факт, что сельского библиотекаря, для которого самым главным методическим центром являлась районная библиотека, пригласили обучаться в Москве, а потом преподаватели из Москвы обучали его на месте, заложил в подсознание население и власти новый взгляд на библиотечную профессию и библиотеку.
Техническое и ресурсное обеспечение стало основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, изменило саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.
Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека стала востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.
Кроме того, библиотека стала полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.
Модельная библиотека стала центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.
То, что раньше нельзя было найти в фондах библиотеки, теперь можно разыскать с помощью Интернет. Около 60% всех запросов выполняется с помощью электронных технологий в режиме отдаленного доступа.
Например, в Великомихайловской библиотеке для администрации района была найдена информация о порядке проведения инаугурации главы районной администрации. Фермеру, обратившемуся с вопросом, где можно приобрести семена озимой пшеницы, библиотека предложила адреса хозяйств, которые занимаются селекцией.
Заочники, проживающие в сельской местности, всегда были обделены возможностью заниматься дома, так как литературы просто не было в фонде сельской библиотеки. Теперь с помощью электронной доставки документов они могут заказать необходимую литературу из фондов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. За полгода отдел МБА нашей библиотеки отправил в модельные библиотеки более 40 документов в электронной версии.
Все чаще учителя местных школ стали использовать библиотеку как площадку для проведения учебных занятий по биологии, истории, музыке и другим предметам, используя видеоиздания и СD-RОМы. Так, например, учитель биологии Новотаволжанской средней школы использует на уроках СD-RОМы «Энциклопедия животных», «Репетитор по биологии», видеоиздания по экологии («Экология. Охрана природы», «Экологические системы», «Секреты природы», «Увлекательная природа» и др.).
Таким образом библиотека стала видеообразовательным центром.
Модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями.
На сегодняшний день в среднем 12% пользователей свободно, самостоятельно работают с текстовым редактором, электронными таблицами, занимаются с мультимедийными энциклопедиями, ищут информацию в Интернете и т.д.
Библиотеки, используя имеющуюся технику, создают собственные электронные базы данных. Так, в Гостищевской модельной библиотеке в электронном виде записаны история и современные хроники села.
Библиотека стала работать не только на читателей, но и на все население, стала многофункциональным социальным учреждением, необходимым всему местному сообществу.
Новые возможности библиотеки повысили ее авторитет в обществе и изменили приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека стала первым сельским учреждением, уравнявшим возможности сельских жителей с городскими, в частности, в получении информации.
Работа над реализацией проекта позволила выстроить новую модель социального партнерства библиотек и власти. Предложение о создании модельных библиотек звучало не как просьба улучшить материально-техническую базу библиотек, а как приглашение участвовать в совместном проекте Министерства культуры Российской Федерации, Региональной общественной организации «Открытая Россия», Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и заставило посмотреть органы местного самоуправления на библиотеку как на делового партнера, а не как на просительницу.
Работа над проектом повлияла на региональную культурную политику. Очень важно, что проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» стал известен всем руководителям районных администраций, руководству отраслевых отделов культуры и губернатору области. Идея создания модельных библиотек нашла поддержку с его стороны, в результате чего в областной целевой программе «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003-2005 годы» предусмотрено создание в каждом районе не менее 3 модельных библиотек.
Еще раньше, до появления этой программы модельная библиотека у нас в области была создана в с. Скородное Губкинского района. Совсем недавно такие библиотеки были открыты в Прохоровском районе в с. Журавка и Яковлевском районе в с. Яковлево.
Таким образом, создание 5 модельных библиотек послужило своеобразным катализатором, ускоряющим процесс открытия подобных библиотек в других районах области.
Сам проект, мы считаем, находится только в начале пути. У него много перспектив.
Открытие в Грайворонском районе модельной библиотеки получило дальнейшее развитие. Здесь осуществляется проект создания территориальной информационно-библиотечной сети. Сегодня она включает 11 объектов. В 2004 году запланировано подключение к сети уже 15 учреждений.
Таким образом, модельные библиотеки практическими делами показали значимость библиотек, открыли возможности партнерского сотрудничества, тем самым, обеспечив себе перспективу развития.
А по большому счету, с точки зрения изучения библиотеки как социального института, реализация проекта дает возможность пересмотреть саму концепцию и философию библиотечного дела.

Приложение
Сравнение показателей работы Бессоновской модельной сельской библиотеки за 2001–2003 годы

Читатели


Посещения


Конкурс проводится в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011 гг.»

  1. Цели конкурса:
    • Выявление новых направлений работы модельных сельских библиотек как центров местного развития;
    • Содействие формированию современной модели сельской библиотеки;
    • Обобщение результатов наиболее эффективных проектов по библиотечному и информационному обслуживанию сельского населения;
    • Развитие социального партнерства и профессиональных связей между организациями, заинтересованными в новых формах работы с социально незащищенными слоями населения;
    • Привлечение общественного внимания к проблемам сельских библиотек
  2. Условия конкурса
    1. К участию в конкурсе приглашаются центральные библиотеки субъектов РФ, осуществляющие методическую помощь сельским библиотекам региона, поселенческие и межпоселенческие библиотеки, расположенные в сельской местности, библиотечные ассоциации и общества, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством.
    2. В конкурсе могут принять участие сельские библиотеки, которые в настоящее время не имеют статуса модельной библиотеки, но осуществляют проекты, направленные на предоставление широкого доступа различных целевых групп населения, проживающего в сельской местности, к социально значимой информации;
    3. К рассмотрению принимаются заявки, содержащие описание реализованных или принятых к реализации культурно-социальных проектов, направленных на предоставление новых форм информационных и библиотечных услуг с учетом потребностей и интересов местного сообщества;
    4. Не принимаются заявки от незарегистрированных и коммерческих организаций, временных творческих коллективов и частных лиц; на проекты, связанные с политической и религиозной пропагандой.
  3. Условия оформления и предоставления заявки
    1. Заявка и описание проекта представляются на конкурс в 2-х экземплярах. Приветствуется предоставление копии заявки в электронном виде на компакт-диске.
    2. На титульном листе заявки указываются:

      Данные об организации, подающей заявку: полное название, почтовый адрес с индексом, телефон (с кодом), факс (с кодом), адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации,

      Данные о проекте: название проекта; фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя проекта, телефон (с кодом), адрес электронной почты.

    3. Заявка должна содержать общую информацию о библиотеке, описание ее деятельности в качестве модельной, информацию о населенном пункте, где расположена библиотека, численность и состав населения, учреждения культуры и образования, предприятия, достопримечательности и т.п.(не более 2 страниц)
    4. Основное описание проекта не должно превышать 5-7 страниц, 14-м шрифтом, объем приложений (фотографии, презентации, публикации в СМИ и т.д.) не ограничивается. В описании проекта должны быть обозначены цели и задачи проекта, целевые группы, партнерские организации, содержание деятельности, этапы реализации, общий бюджет проекта, источники финансирования, результаты и оценку эффективности проекта.
    5. Материалы, присланные по факсу или электронной почте, не рассматриваются.
    6. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
  4. Сроки проведения Конкурса
    1. Материалы на конкурс принимаются до 01 октября 2009 года.
    2. Материалы, поступившие по почте, после 01 октября 2009 года, не рассматриваются.
    3. Материалы следует направлять по адресу: 107078. Москва, Б.Козловский пер., 13/17. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» с пометкой на конверте: «На всероссийский конкурс «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества».
  5. Рассмотрение работ и подведение итогов Конкурса.
    1. Работы рассматриваются членами жюри.
    2. Преимущество будут иметь проекты, которые:
      • Реализуются в партнерстве с другими организациями;
      • Реализуются по заказу и при финансовой поддержке местных органов власти;
      • Учитывают потребности местного сообщества и направлены на его рзвитие;
      • Используют культурные и экономические ресурсы территории;
      • Адресованы различным целевым группам населения: инвалидам, безработным, специалистам и т.п.
    3. Итоги конкурса будут опубликованы 20 октября 2009г. на сайтах:

      Министерства культуры Российской Федерации http://www.mkmk.ru/

      Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» http://www.pbl.ru/

    4. Церемония награждения победителей конкурса состоится в г. Брянске в рамках Всероссийского съезда сельских библиотек. Победителям конкурса будет предоставлена возможность представить свои проекты на Всероссийском съезде сельских библиотек. Командировочные расходы, связанные с участием победителей конкурса в работе Съезда, оргкомитет Конкурса берет на себя.
  6. Оргкомитет и жюри Конкурса.
    1. Организационное сопровождение конкурса осуществляется Фондом «Пушкинская библиотека»;

      Адрес: 107078 г. Москва, Б.Козловский, д13/17, стр.1

    2. Состав жюри конкурса утверждает Министерство культуры Российской Федерации;
    3. Жюри конкурса - это представительный и публичный орган, призванный обеспечить авторитет, статус и доверие к конкурсу. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению