Интернет

Библиотечные услуги современной сельской библиотеки. Курсовик сельская библиотека в современных условиях

Рада приветствовать вас на XV областном слете библиотекарей села. Сегодня мы с вами отмечаем своеобразный юбилей – 15 лет назад было положено начало этой интересной и эффективной форме повышения квалификации сельских библиотекарей. И то, что сельские библиотекари стремятся побывать на слете, невзирая на финансовые трудности, говорит о важности и нужности данного мероприятия. Ведь участники слета не только знакомятся с опытом коллег, но и делятся собственным, получают заряд творческой энергии на многие годы.

Ежегодно, собираясь на слете, мы говорим о наших достижениях, проблемах и путях их решения. Чем же сегодня живет сельская библиотека? Как изменилось ее лицо за прошедший год? В Донецкой области из 690 публичных библиотек 362 (40,7%) расположены в сельской местности. В сельских библиотеках сосредоточено более 4,0 млн. экз. изданий, ими обслужено почти 175,0 тыс. пользователей, которым выдано около 3,5 млн. экземпляров документов.

Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально-культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных , людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных громад, расширением их функций. Библиотека, максимально приближенная к населению, становится центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и культурному возрождению села, продвижению книги и распространению чтения.

Уже становится традицией, что зачастую именно библиотеки являются инициаторами и организаторами проведения различных праздников, акций на селе – митингов к знаменательным историческим и политическим событиям, вахт памяти ко Дню Победы, экологических субботников, визитов вежливости к одиноким и пожилым людям. Во многих случаях именно библиотекарь становится главным помощником сельского головы в решении вопросов культурного обслуживания местных жителей.

Громада, оказывая высокое доверие библиотечным работникам, избирает их депутатами местных советов. В качестве примера приведу Ясиноватский район. Заведующая Новоселовской-1 сельской библиотекой-филиалом и заведующая Новоселовской-3 сельской библиотекой-филиалом являются депутатами сельских советов; заведующая Новобахмутовской сельской библиотекой-филиалом, зав. Красногоровской сельской библиотекой-филиалом – заместители сельских голов. Почти 20 лет является заместителем поселкового головы – зав. Желанновской поселковой библиотекой.

Нужно сказать, что за прошедший год укрепились позиции библиотек в вопросах сотрудничества с органами местного самоуправления , спонсорами. Позиционирование библиотеки как центра культуры, информации на селе, активная позиция многих библиотечных работников приносит свои плоды. В ряде районов улучшена материально-техническая база сельских библиотек, что немаловажно для создания комфортных условий обслуживания читателей.

Приведу некоторые примеры. В Володарской районной ЦБС за счет средств агроцеха ММК им. Ильича произведен капитальный ремонт помещения Боевской сельской библиотеки-филиала; в Волновахской ЦБС - за счет средств Валерьяновского сельского совета и осуществлен ремонт помещения Валерьяновской сельской библиотеки, за счет средств совета – отремонтирована крыша и заменены окна на пластик в Анадольской сельской библиотеке. Неизменными помощниками библиотечных работников в решении вопросов материальной базы являются Ялтинский поселковый голова и Ильичевский сельский голова (Першотравневый район). Например, в прошедшем году была отремонтирована система отопления и произведена замена окон в Ялтинской поселковой библиотеке, замена окон в Азовской сельской библиотеке, сделан ремонт отопительной системы в Ильичевской сельской библиотеке.

Сотрудничество библиотек с местными советами, предпринимателями положительно сказывается на пополнении их фондов. Так, регулярно пополняют фонды за счет средств местных советов Покровская и Яковлевская сельские библиотеки Артемовского района; за счет спонсорской помощи – Васильевская, Новозарьевская, Раздольненская сельские библиотеки Старобешевского района. Активно работают со спонсорами библиотеки Першотравневого (выписано 69 названий периодических изданий почти на 8,0 тыс. грн), Красноармейского (привлекли 6,3 тыс. грн.) районов.

В Добропольском районе регулярно выделяются средства из местных бюджетов на пополнение библиотечных фондов. Но сельские библиотекари активно привлекают также спонсорскую помощь. Например, в Новоукраинскую сельскую библиотеку за счет средств шахты «Святопокровская» было дополнительно выписано 20 названий периодических изданий, в Веровскую сельскую библиотеку – дополнительно 5 названий (ОАО «Веровское»), 16 названий газет и журналов для Золотоколодезянской сельской библиотеки, 5 названий – для Торецкой выписали частные предприниматели.

Во многом способствует улучшению материально-технического обеспечения сельских библиотек их участие в проектной деятельности . Надо сказать, что в последнее время оно особенно активизировалось практически во всех районах нашей области. Библиотеки подают проекты на конкурсы программы «Библиомост», конкурсы мини-проектов областного совета и многие из них становятся победителями.

2011 год был успешным для библиотек Артемовского района – 5 из них стали победителями III раунда конкурса Программы «Библиомост» - «Организация новых библиотечных услуг с использованием свободного доступа к сети Интернет», получив оборудование (14 компьютеров, принтеры, сканеры и т. д.) на сумму 68,5 тыс. грн.

Победителями этого же конкурса стали районная библиотека для детей и три сельские библиотеки Шахтерской районной ЦБС, получив 15 компьютеров и 4 комплекта сетевого оборудования.

Центральная районная и районная библиотека для детей Тельмановской ЦБС выиграли грант Международного фонда «Возрождение» в конкурсе «Учреждения культуры – ресурс развития громады») и приобрели для по 2 компьютера, мебель, МФО, цветной принтер и др.

В конкурсах мини-проектов областного совета победителями стали Северская городская библиотека для взрослых Артемовской районной ЦБС, Марьяновская, Александровская, Петровская сельские библиотеки Старобешевского района, Успеновская сельская библиотека Красноармейской районной ЦБС, Кондратьевский и Александро-Калиновский сельские советы Константиновского района с проектами «Оснащение сельских библиотек». Библиотеки вышеназванных сельских советов получили ноутбук, компьютер с подключением к сети Интернет, МФУ, мультимедийную доску, мебель. В помещении Александро-Калиновской сельской библиотеки оборудован конференц-зал, в котором можно проводить на современном уровне не только библиотечные, но и общественные мероприятия.

Таким образом, проектная деятельность позволила ряду сельских библиотек выйти на современный уровень обслуживания читателей, предоставить членам местных громад свободный доступ к мировым и отечественным информационным ресурсам.

Сельские библиотеки сегодня – это важное звено, связывающее население с органами местного самоуправления. Во многих библиотеках созданы и успешно функционируют центры по вопросам местного самоуправления, где каждый сельский житель может познакомиться с решениями сельского, районного советов, получить разнообразную социальную информацию. А в библиотеках, имеющих доступ к сети Интернет, можно познакомиться с нормативными документами центральных органов законодательной и исполнительной власти.

Основная миссия библиотеки – донести информацию до каждого жителя села, пусть и самого отдаленного. Сельские библиотеки с успехом эту миссию выполняют, обслуживая читателей на 209 библиотечных пунктах. Надо сказать, что отличительная черта нестационарного обслуживания – его социальная направленность. Библиотечные работники, активисты-волонтеры обслуживают по месту жительства ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Першотравневой ЦБС таких читателей 121 чел., В Славянской – 189 чел., в Новоазовском районе – 171 чел. Подобные примеры есть в каждом районе нашей области.

Идя навстречу интересам и пожеланиям членов местного сообщества, библиотеки выбирают наиболее рациональные формы и методы работы. Прежде всего это выражается в организации и функционировании инновационных типов библиотек: центров возрождения национальной культуры, центров духовности, библиотек-светлиц, библиотек-музеев, центров экологического просвещения и т. д. Практически в каждой сельской библиотеке при участии местных жителей создан этнографический уголок, экспонаты которого характеризуют традиции, обычаи данного населенного пункта и служат подспорьем библиотекарю в работе по краеведению, народоведению.

Сельские библиотеки проводят интересную и содержательную работу, направленную на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, развитие духовности и укрепление моральных устоев в обществе, популяризацию национальной культуры, развитие и функционирование украинского языка , правовое, экологическое просвещение, эстетическое воспитание. Столь разнообразная и многогранная тематическая направленность массовой работы с читателями вызвала к жизни новые, активные формы работы – литературные калейдоскопы, игры, викторины, экологические путешествия, бумеранги , правовые турниры, уроки нравственности, украинские вечерницы и др. Творческая фантазия сельских библиотекарей настолько богата, что они постоянно придумывают и внедряют новые, интересные для посетителей формы работы.

Вместе с тем, библиотека в сельской местности в большей степени, чем в крупном населенном пункте, ощущает тяжесть экономических и социальных проблем. Несмотря не некоторое улучшение, материально-техническая база сельских библиотек продолжает оставаться слабой. Более 60% библиотечных помещений не отапливается, в некоторых отсутствует освещение, нет современного технического оснащения, устарело библиотечное оборудование. Конечно, мечта любого сельского библиотекаря – чтобы в библиотеке был компьютер с подключением к Интернет. Пока мечта стала явью лишь в 5% сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в Волновахском и Ясиноватском районах (по 2 в каждом);

Реализацию проекта «Мобильная библиотека» - приобретение библиобусов в Амвросиевском, Артемовском, Добропольском, Красноармейском районах (по 1 библиобусу в год);

Мероприятия по сохранности библиотечных фондов;

Модернизацию библиотечного обслуживания пользователей;

Формирование инновационного кадрового потенциала

В городах и районах области будут разработаны соответствующие местные программы, что предоставит органам местного самоуправления возможность выделения бюджетных средств, привлечения спонсорской помощи для развития публичных библиотек. Главное, чтобы мероприятия, намеченные в Программе, не остались на бумаге, как многое из того, что было принято и утверждено ранее (например, программы пополнения фондов публичных библиотек и др.). Ведь не всегда расширение задач, стоящих перед библиотеками и объективное усиление их роли в обществе должным образом оцениваются властными структурами на всех уровнях.

Позиционирование сельской библиотеки как учреждения для всего населения, как центра местного сообщества потребует от нее выполнения новых функций, которые, на первый взгляд, не являются библиотечными. Но это полностью совпадает с той концепцией, которую мы реализуем, - библиотека, востребованная не только читателями, но и работающая на всю громаду, помогающая людям в решении их повседневных проблем.

Хочется верить, что совместные усилия местной власти, общественности и библиотекарей принесут свои плоды и будут созданы все условия для удовлетворения информационных и культурных запросов сельского населения.

Конференция «Проблемы местной культуры в контексте государственной культурной политики»
(Котлас, Архангельская обл., 11-15 ноября 2002 г.)

Сельская библиотека − центр жизни местного сообщества [Текст] / И.П. Тикунова // Экология культуры: инф. бюллетень. − 2003. − № 3 (31). − С. 112-116 .

В условиях формирования информационной цивилизации одной из главных составляющих успешного социально-экономического развития любого общества становится свободный доступ к информации всех его граждан. Информированность граждан важна для обеспечения любого аспекта их жизнедеятельности: для поддержания здоровья и для развития творческих способностей, для правильного выбора жизненного пути и для получения образования, для производственной деятельности и для ведения домашнего хозяйства, для участия в управлении государством и местным сообществом. В связи с этим возникает необходимость в пересмотре отношения к образованию, информации, культуре, возрастает значение правового воспитания и просвещения граждан, обучения их основам организации местного самоуправления, привития правовой и информационной культуры.

Из всех существующих социальных институтов муниципальная библиотека наиболее готова обеспечить реализацию этих потребностей общества. Огромная сеть муниципальных публичных библиотек была специально создана в советское время для доведения политики партии до каждого жителя страны. И сегодня эти библиотеки обслуживают основную часть всего населения страны в городах и деревнях. «Являясь для местных жителей одной из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп» (Манифест ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994) библиотеки способны исполнять в обществе роль социального гаранта реализации демократических прав граждан. Особенно это важно в условиях небольшого городка или села.

Сельская библиотека, как правило, оказывается единственным окном в мир знаний, информации, культуры и духовной «отдушиной» для людей. Она максимально приближена к людям и включена в жизнь местного сообщества. Это обеспечивает ей прекрасное знание интересов и потребностей своих пользователей. В связи с распадом социальной и культурной инфраструктуры на селе библиотека нередко берет на себя функции других, оказавшихся не способными социальных институтов, объединяется с другими учреждениями культуры.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции. Наряду с традиционной просветительской и информационной деятельностью сельская библиотека оказывается вовлеченной в решение, на первый взгляд, несвойственных непосредственно для нее задач.

Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

Такая миссия библиотеки невольно заставляет задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять эту роль. Библиотека в сельской местности в большей степени ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации сельских библиотек. Из 111 сельских библиотек Архангельской области телефонизировано только 38, имеют компьютеры - 7 библиотек, подключение к сетям Интернет - 4 библиотеки. Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации снижают качество культурного и информационного обслуживания населения. Отсутствуют возможности актуализировать профессиональные знания сельских библиотекарей. Профессиональное общение сотрудников сельских библиотек сведено к минимуму, отсутствует эффективная система повышения квалификации библиотечных специалистов. Библиотекари села практически не участвуют в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровня.

Существующие проблемы невозможно решить без привлечения общественности, органов власти, самих жителей и библиотекарей. Отрадно, что на них обратили внимание на самых верхних уровнях власти: в рамках целевой Федеральной программы «Культура России. (2001-2005гг.)» реализуются проекты, нацеленные на создание на базе сельских библиотек информационных центров по вопросам развития местного самоуправления. Проблемы сельских библиотек активно обсуждаются в профессиональной среде: им посвящены статьи на страницах профессиональной печати, целые конференции и отдельные заседания секции сельских библиотек Российской библиотечной ассоциации.

В ходе дискуссий, а также из современной библиотечной практики вырисовались несколько перспективных решений, обеспечивающих создание условий для реализации современной миссии сельских библиотек. Среди них:

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (например, электронного корпоративного краеведческого каталога «Русский Север»), подключение к существующим моделям информационного обслуживания населения (например, межбиблиотечный абонемент, система информирования специалистов сферы культуры «АОНБ - центральная районная библиотека - пользователь»), участие в реализации корпоративных проектов, инициируемых Архангельской областной научной библиотекой им.Н.А.Добролюбова, выступающей в качестве регионального библиотечно-информационного ресурсного центра;

Развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

Реализация перечисленных задач позволит превратить сельскую библиотеку в необходимый обществу социальный институт, составляющий основу единого национального информационного пространства России и обеспечивающий реализацию прав граждан на свободный доступ к информации для образования, культурного и духовного развития.

1.1 Цели, задачи, функции сельской библиотеки

Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне - муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей, стремятся максимально учесть их специфические потребности, устанавливают контакты с местной администрацией, что способствует повышению их статуса на муниципальном уровне.

Сегодня наиболее характерной является тенденция к закрытию мелких библиотек или же их объединению в более крупные. В 1970-1980гг. публичные библиотеки были объединены по территориальному (местному) признаку в централизованные библиотечные системы (ЦБС), которые сохранились и в настоящее время. Наиболее успешно они функционируют как муниципальные системы публичных библиотек в городах России. Возглавляют эти системы, осуществляя по отношению к ним методические и координационные функции, городские публичные библиотеки, являющиеся муниципальной собственностью. В России сохраняется система муниципальных библиотечных сетей с филиалами, приближёнными к месту жительства.

Профилирование филиалов ЦБС осуществляется по разным признакам. В одних случаях они отражают потребности определённой части региона в получении того или иного вида информации, например, бизнес-библиотека. В других случаях библиотека ориентируется на определённые группы пользователей, например, молодёжный центр. Особо следует отметить тенденцию к созданию библиотек семейного чтения.

Сегодня в России насчитывается более тридцати девяти тысяч сельских библиотек (70% от всех муниципальных), которыми пользуется 34,8% общего числа читателей всех библиотек страны .

По сути дела, библиотека является сегодня единственным бесплатным источником культуры и информации, доступным сельскому жителю.

Как и много лет назад общедоступные, а ныне муниципальные библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.) .

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию.

Основные направления работы сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяется приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются такие направления работы, как:

Помощь учащейся молодёжи;

Правовое информирование населения;

Краеведение.

Важнейшими целями работы библиотеки на селе являются:

· понимание роли библиотеки на селе, как важнейшего культурного, духовного и социального института общества, который предоставляет ценную информацию. Библиотеке

необходимо заявить свои претензии - быть главным центром села и подкрепить свои претензии действиями. Чем выше уровень претензий, тем выше шансы на успех. Каждое мероприятие в стенах библиотеки должно работать на имидж библиотеки и увеличивать шансы на успех, получения дополнительных средств от властей, спонсоров.

· планомерная работа со спонсорами. Детально разработать программу по работе со спонсорами.

· искренняя благодарность тем, кто помогает библиотеке. Спланировать систему благодарения различными способами, это могут быть: письмо-благодарность; реклама пожертвований; присвоение имени спонсора выставке, отделу; фото спонсора в газете и многое другое.

· разработать программу о тесной связи с общественностью и органами местной власти. Важнейшим элементом этой программы должна стать официальная поддержка в обосновании конкретной выгоды от предложенной программы для группы людей, конкретной организации и т.д.

Недостаточное бюджетное финансирование ставит перед библиотекой задачу привлечения внебюджетных средств, основным источником которых являются платные услуги (сервисные услуги). Основанием для введения платного сервиса является действующее законодательство РФ, а также:

Устав и Положение библиотеки;

Правила пользования;

Положение об информационных услугах, сопутствующих основной деятельности библиотеки, согласование с учредителями и утвержденные Прейскуранты цен. Полученные от платных услуг средства, идут на приобретение новых книг для библиотеки.

Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом проявляется уникальность и сложность библиотечно-библиографической деятельности.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, её миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью села. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же части находятся такие процессы как уточнение читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкивались с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности её многократного и многоцелевого использования.

В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. А на селе, где количество отказов читателям значительно высоко, преобладает мнение, что библиотекарь вообще ничем не занимается.

В ответ на это мнение, из-за скудности комплектования сельских библиотек, библиотекари стараются найти альтернативное решение своих проблем. Они компенсируют скудность фонда доступом к фондам других библиотек, более крупных - районных, областных.

Однако из-за отсутствия современных технологий, таких как электронная доставка документов (только около 300 сельских библиотек имеют компьютер и только 4 (!) в 1999г. имели выход в Интернет ). МБА работает не столь эффективно.

Очевидно, что лишь обладая хорошо скомплектованным современным фондом, а, также имея возможность использования в том или ином виде фондов других, более крупных или специализированных собраний, сельская библиотека сможет выполнять свои функции в полной мере.

Таким образом, сельской библиотеке в современных условиях предстоит:

1. Расширять содержательный и видовой состав своих фондов, с учетом изменений в потребительском спросе. Увеличивать долю справочных изданий (энциклопедий, словарей), библиографических пособий универсального и тематического характера, источников деловой, коммерческой и финансовой информации.

2. Повышать качество справочного аппарата (каталогов, картотек) как источника библиографической и фактографической информации. От библиотекаря всё чаще требуется умение проверять подлинность сведений, отраженных в печатной продукции, выбирать правильные и экономичные пути разыскания, вырабатывать алгоритмы библиографического и фактографического поиска.

3. Расширять формы информационного обслуживания и делать их доступными потребителям.

Соответственно, одной из основных задач сельской библиотеки становится накопление, обработка и оперативное доведение до своих читателей информации, предоставляющей собой конкретные фактические сведения или имеющей концептуальный характер.

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

При взгляде на здания у меня возникает непонятный трепет и волнение, дома "оживают" и в воображении представляется, как он возникал в фантазии архитектора, потом создавался сначала на бумаге, а потом рос от основания до верхушки...

Детская библиотека - организатор читательской деятельности школьника ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей (Оренбург/Россия)

Инфраструктура социально-культурной сферы Кировского района

социальный культурный детский юношеский творчество Цели ДДЮТ: - обеспечение гарантии права ребенка на дополнительное образование; - творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах...

Культурно-просветительная работа в СССР 60-70 годах

Культурно-просветительная деятельность в широком смысле это организованная вне учебных заведений деятельность, содействующая культурному росту человека . В СССР культурно-просветительная работа - система мероприятий...

Музейная экспозиция "Экономика Крайнего Севера РФ"

Цели: - образовательная цель, приобретение учащимися дополнительных знаний (достигается комплексным подходом в составлении экспозиции, открывая новые грани представляемых объектов, разнообразием экспозиционного материала...

Народно-сценический танец

русский народный танец сценический экзерсис Прежде чем приступить к методике каждого упражнения, необходимо помнить, что ни одно движение народного экзерсиса (его музыкальная раскладка, методика выполнения, задачи этого движения)...

Обслуживание в сельских библиотеках

«Наличие библиотеки в каждом населенном пункте» - такое требование зафиксировано в проекте «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», разработанного Российской библиотечной ассоциацией. Очевидно, что в различных социальных...

Постмодернизм в изобразительном искусстве

Постмодернизм -- понятие, обозначающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века; он употребляется как для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве...

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности

Развитие культурологи связывается со сложным и противоречивым процессом социокультурной жизни общества. Именно в рамках прикладной культурологи представляется возможным углубленное изучение внутренних механизмов...

Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки "Семейного чтения"

Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

Важнейшая задача библиотек в современном пространстве формулируется как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги...

Театр в системе досуговых предпочтений студентов Москвы

Объектом исследования являются студенты от 18 до 24 лет. Преимущественно города Москвы, поэтому в основу исследования и будет учитываться в основном их мнение...

Технология производства и анимирования персонажа в технике анимационной перекладки по стихотворениям Б. Заходера

Цель данной курсовой работы - съемка анимационной сцены в технике "перекладка". Для этого были поставлены следующие задачи: 1. Найти идею. Курсовая работа была выполнена по мотивам стихотворений известного автора Бориса Заходера...

Хранение библиотечного фонда как материального и социального объекта

Айтатская сельская библиотека - это небольшая библиотека села Айтат. Впервые в летописи села упоминается читальная изба, которую создал богатый чалдон, к сожалению фамилия его не сохранилась. Но известно...

Электронный документ и его место в сфере электронного библиотечного фонда

Основным средством хранения и передачи электронных документов пользователям является электронный библиотечный фонд. И пользователь, работая с электронными документами посредством удаленного доступа...

Доклад подготовлен для выступления на семинаре «Сельская библиотека как центр социокультурной жизни села»

В настоящее время сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующие социальному и духовному возрождению сёл, сохранению историко-культурного наследия России.

Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.


Наше учреждение - Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» - осуществляет свою деятельность в соответствии с:

1) Уставом

2) и предметом и целями деятельности, определёнными законодательством в сфере культуры и библиотечного дела.

Остановимся на некоторых позициях федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

¾ воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

¾ развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

¾ сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

¾ поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Некоторые теоретики и практики считают библиотеку посредником, транслирующим информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уже о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Например, советский и российский библиотековед, библиотечный деятель и публицист, Заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Поликарпович Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья».

Этой же точки зрения придерживается зам.директора ОГОНБП им. Пушкина (г. Омск) О. В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» (25 сентября 2018 г.) она говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ.

Эта же точка зрения отражена, соответственно, и в «Региональном стандарте деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Омской области» (2016 г.):

Культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.

Там же информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг;

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия)

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Т. о., библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. В этом проявляется культурная функция современной библиотеки.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Многие коллеги выделяют функцию социальной поддержки и консолидации жителей (помощь в оформлении документов для получения социальных льгот пожилым людям и малоимущим семьям, содействие социальной адаптации мигрантов и др.)

Целями деятельности Учреждения являются (из УставаЦБС):

Сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и других носителей информации;

Распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения;

Культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.

Основными задачами библиотеки являются (Региональный стандарт):

-обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга граждан Омской области;

-сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

-организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

-обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» и мобильные приложения.

Для достижения целей, предусмотренных нашим Уставом, Учреждение (то есть мы с вами) осуществляет (виды деятельности – прописаны в Уставе )…


Сегодня библиотеки выполняют не только информационную функцию, но становятся душой и сердцем местного сообщества. Схема социального партнерства библиотек этого региона мало чем отличается от нашей, библиотекари:

¾ сотрудничают практически со всеми имеющимися в населенных пунктах учреждениями,

¾ принимают участие в проведении праздников села, проводят Недели детской книги, организовывают мероприятия к Международному дню семьи, Дню матери и др.

¾ сотрудничают с храмами и их настоятелями

¾ реализуют творческие программы и проекты, ведут краеведческую работу и создают уголки русского быта

¾ выпускают мультимедийные альбомы о защитниках Отечества всех времен

¾ становятся площадками для клубов по интересам

¾ оказывают помощь учащимся в подготовке докладов и рефератов, и многое другое.

Что касается современного положения сельских библиотек, то тут мне импонирует точка зрения Тикуновой Ирины Петровны (РГБ, начальник управления научной и методической деятельности – заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе):

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции.

- Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

- Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

- Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

- Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

- Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

…И тут, говорит она, следует задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять свою роль, поскольку библиотека в сельской местности очень сильно ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации. (Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации, нерегулярное получение профессиональных знаний, редкое профессиональное общение сотрудников сельских библиотек, неучастие в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровней и мн.др.)

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (при условии, что есть доступ в Интернет? ) ,

- развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

А Маргарита Михайловна Куликова, ведущий методист национальной библиотеки Руспублики Корелия, выделяет общие направления деятельности успешных сельских библиотек: Библиотека - площадка для реализации творческого, профессионального, образовательного, культурного потенциала пользователя. Библиотекарь - организатор, помогающий подобрать для этого ресурсы, показывающий посетителям неограниченные возможности библиотеки для организации мероприятия, значимого для каждого читателя.

Александровская сельская библиотека в течение 2015 года выполняла главную миссию своего учреждения - развивалась, как информационно-культурный центр, предоставляя качественную информацию и услуги пользователям библиотеки, используя имеющиеся каталоги (алфавитный, систематический).

В течение 2015 года библиотека выполняла главную цель своей работы - максимальное удовлетворение нужд и потребностей жителей села и читателей библиотеки с использованием печатных изданий. Оказывала помощь в повышении образования, самообразования. В целом культурно-просветительская деятельность библиотеки велась по направлениям:

  • - цикл мероприятий «Калейдоскоп юбилейных дат», посвященных жизни и творчеству писателей (в течение всего года);
  • - неделя «Мир профессий» (февраль);
  • - районный смотр-конкурс (март);
  • - неделя детской и юношеской книги (март);
  • - дни экологической культуры (апрель);
  • - день семьи в библиотеке (май);
  • - летнее чтение детей (июнь-август);
  • - день знаний (сентябрь);
  • - экскурсия по библиотеке (октябрь);
  • - цикл мероприятий к Новому году (декабрь);
  • - дни информации (в течение всего года).

Чаще всего и с особым удовольствием посещают библиотеку дети и подростки (36%). Наибольшее количество массовых мероприятий проводится именно для этой категории пользователей. Стараясь удержать интерес и внимание детей, специалисты библиотеки готовят различные мероприятия с элементами театрализации, игр, конкурсов, творческих заданий.

Дети и подростки выбирают книги, читают журналы, собирают пазлы, играют в настольные игры, рисуют, а также общаются между собой. Такие журналы, как «Мир принцесс» и «Играем с Барби» востребованы девочками дошкольного и младшего школьного возраста, а девочки постарше выбирают журналы «Волшебный», «Мои секреты» и «Девчонки». Мальчиков привлекают журналы «Тошка и его компания», «Том и Джерри», особенным спросом пользуется журнал «Звёздные войны», который, к сожалению, не стал печататься с 2014 года. А подростки интересуются журналами «Мото» и «Рыболов». Неизменной популярностью у юных читателей пользуются сказки, детские детективы, романы для девочек, приключения.

Совместно с детским садом для детей дошкольного возраста проводятся ознакомительные экскурсии «Книжкин дом». Дети впервые знакомятся с такими понятиями как книга, стеллаж, журнал, читательский формуляр. С детьми проводятся шуточные уроки. Накануне 1 сентября в библиотеке проводился большой утренник «Как Бука и Бяка стали первоклассниками». Дети получили призы и позитивное настроение.

Основной группой читателей библиотеки являются взрослые (50%), которым предлагались книжные выставки и массовые мероприятия на такие темы, как сохранение здоровья, ведение домашнего хозяйства, осенние заготовки, обряды и традиции, а также литературные вечера, вечера отдыха, вечер-воспоминание. Все эти мероприятия призваны создать условия для общения, проявления творческих способностей участников. Следует отметить, что среди данной группы наиболее активные пользователи - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Это объясняется наличием у них наибольшего количества свободного времени. Они читают книги не только современных авторов, но и литературу советского периода (серия «Сделано в СССР» и «Сибириада»), и книги исторической направленности. Из журналов неизменным спросом пользуются «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь», «1000 советов», «Всё для женщины» и другие.

Наиболее малочисленной и сложной в плане привлечения в библиотеку категорией читателей является юношество (14%). Учащиеся старших классов загружены школьными заданиями, студенты проживают за пределами села и приезжают только на выходные и праздничные дни, а работающая молодежь имеет мало свободного времени. Но, не смотря на всё это, стараются привлечь как можно большее количество пользователей данной категории, для чего выходят в школу для проведения массовых мероприятий, оформляют книжные выставки и информационные буклеты на актуальные для них темы (вредные привычки, характер и судьба), выписывают журналы, пользующиеся у молодёжи наибольшим спросом («Твоя лучшая подруга», «OOPS», «Мне 15»), помогают в подборе литературы современных модных авторов.

Особое внимание и заботу специалисты библиотеки уделяют людям с ограниченными возможностями, советуя и подбирая для них книги, а также приглашая на все массовые мероприятия и книжные выставки.

Внедрение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более комфортных и современных условий для наших пользователей, для повышения качества предоставляемых услуг. Так, появилась возможность выпуска издательской продукции, например, вышли в свет такие издания как буклет «Наш край в стихах и прозе», «Давайте познакомимся» (о И.А. Крылове), Библиографическое пособие - аннотированный список литературы «Особенности культуры Красноярского края» и др.

В последние годы в работе библиотеки особенно возросла роль и значение досугового направления деятельности. Наиболее востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам. Так, при библиотеке действуют клубы: для людей пожилого возраста; женского общения и семейного досуга. Кроме того, для читателей всех возрастов создан клуб литературного чтения; для подростков - экологический клуб и клуб краеведческого направления. Для детей применяются познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам и т.д.

Творческий отчет о культурной и досуговой деятельности библиотеки подробно представлен в Приложении А.

Таким образом, анализ деятельности показывает, что Александровскую сельскую библиотеку можно назвать социокультурным центром местного сообщества: организовано полноценное обслуживание, обеспечив доступ пользователей к получению оперативной и актуальной информации, различных категорий пользователей (детей, школьников, молодежи, инвалидов, пожилых, предпринимателей и т.д.), используя при этом все имеющиеся ресурсы и возможности библиотек в интересах читателей. В последнее время качественно улучшился уровень информационного обслуживания читателей.

Кроме того, библиотека старается по-новому взглянуть на свою роль в современных условиях, постоянно совершенствуя массовую работу. Так, в целях повышения качества и комфортности библиотечного обслуживания в 2015 году продолжил свою работу внестационарный пункт выдачи книг в д. Новая Прилука. Пункт выдачи находится в сельском клубе, обмен книг производится один раз в месяц и обслуживает все категории населения.