Непознанное

Что такое страдательное причастие в русском языке.

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

Вконтакте

Морфологические особенности

Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.

Причастие

Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).

Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных , имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

Деепричастие

Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).

Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

Чем отличаются

В первую очередь, нужно отметить, что не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).

Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  • определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  • частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).

Суффиксы

Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

Вид Суффиксы Примеры
Совершенный -в, -вши, -ши Бросив, согнувшись, сберёгши
Несовершенный -а (-я); -учи (устаревшие формы) Считая, крадучись

Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.

Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.

Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:

  • заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
  • имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
  • бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.

Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.

Обратите внимание ! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.

Таблица 3

Таблица 4

Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя .

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Употребление одной и двух букв «н»

Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:

  • приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
  • зависимые слова: пропаренная в духовке;
  • суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
  • слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.

В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.

Обособление синтаксически конструкций

Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.

Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот . Приведем существующие в языке правила с примерами.

Причастный оборот

Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:

  • относится к личному : Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
  • стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
  • имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.

Деепричастный оборот

Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.

Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.

Сравните два предложения:

  1. Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
  2. Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).

В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является , который не обособляется.

Распространенные грамматические ошибки

Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:

Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.

Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:

Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.

Нередко путают страдательные и действительные причастия:

Среди лотерейных билетов был выигранный.

Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.

При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу . Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.

Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».

Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.

По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.

Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение

Причастный оборот

Вывод

Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет. Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное. Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.

Школьники и студенты лингвистических специальностей должны уметь определять вид каждой части речи. Причастие не является исключением. Чтобы не допустить ошибки, воспользуйтесь нашими советами. Простой алгоритм поможет вам быстро определить правильный вид.

Важно знать, что причастие состоит из элементов нескольких частей речи – глагола и прилагательного. Оно происходит от глагола, но отвечает на вопросы прилагательного. К примеру, возьмем глагол «читать». Причастие в этом случае будет отвечать на вопросы: «какой?», «что делающий?», «что сделавший?» и т. д. – «читающий». Для определения основных видов причастия существует несколько способов: стандартный, по форме слова и по суффиксу. Чтобы не запутаться, разберем каждый из них по отдельности. В конце подробнее рассмотрим другие виды этой части речи (совершенное и несовершенное). Стандартный способ. Основные виды причастия – страдательное (СП) и действительное (ДП). Объект может делать что-либо, но действие может происходить и с ним самим. ДП будет отвечать на вопрос – «что делавший?», «что делающий?», страдательный – «что делаемый?». Примеры:
  • ДП: решающий – человек, который решает задачу;
  • СП: решаемая – задача решается человеком.
По форме. У СП может получиться две формы слова – полная и сокращенная, например, «читаемая – читаема». У ДП может быть только полная форма, например, «бегущий». Это слово невозможно сократить из-за нарушения правил языковых норм. Оно просто отсутствует в русском языке.


По суффиксу. ДП и СП наделены конкретными суффиксами. Эти примеры помогут вам понять, какие суффиксы соответствуют определенным видам:
  • ДП настоящего времени – ущ, ющ, ащ, ящ (идущий, влияющий, строящийся, дрожащий);
  • ДП прошедшего времени – вш, ш (написавший, пришедший, заходивший);
  • СП настоящего времени – ем, ом, им (изучаемый, движимый, несомый);
  • СП прошедшего времени – н, т (занятый, образованный).
Другие виды причастия. Помимо основных видов, эта часть речи может быть совершенной и несовершенной. Совершенное причастие обозначает целостный и завершенный акт, вне зависимости от того, в каком времени он происходит. Отвечает на вопрос «что сделав?». Несовершенное причастие обозначает повторные, последующие или предшествующие незавершенные действия. Отвечает на вопросы «что делав?», «что делая?». Вы можете определить эти виды причастия и по глаголам. Отделите глагол от причастия. Если он отвечает на вопрос «что делать?» – это несовершенный вид, а если на «что сделать?» – совершенный. Обратите внимание, что в первом случае в начале вопроса отсутствует буква «с», во втором – присутствует.
  • Совершенный вид: прочитавший – человек, который прочитал книгу;
  • Несовершенный вид: читавший – человек, который читал книгу.


Дополнение. Чтобы проверить себя, используйте простейший способ. Сначала определите глагол, от которого произошло причастие, и запишите его. Затем придумайте любое подходящее по смыслу словосочетание с этим глаголом. Теперь подумайте, объект совершает какое-либо действие или кто-то совершает действие с ним? Когда найдете верный ответ, запишите правильный вид причастия. Вы можете использовать весь алгоритм, если вам так удобнее.


Чтобы быстро запомнить правила, создайте таблицу со способами определения причастия. Найдите собственные примеры и впишите их в таблицу. Тогда вам будет гораздо проще ориентироваться. К тому же во время записывания правил происходит хорошее запоминание. Позже вы научитесь определять правильный вид причастия автоматически.

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

Глаголы имеют особую форму-причастие. Например: работающий, работавший (от глагола работать); строящий, строивший (от глагола строить). Причастие - это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета; работающий человек , т. е. тот человек, который работает; спящий ребёнок, т. е. тот ребёнок, который спит.

Причастие имеет ряд признаков глагола: 1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий -настоящее время, работавший - прошедшее время; 2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший - несовершенный вид, поработавший - совершенный вид; 3) причастие может быть возвратным; моющийся; 4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу; сравните: читать книгу, читаю книгу, читай книгу (но чтение книги).

С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного: 1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее, работающие (сравните: могучий, могучая, могучее, могучие); 2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.

В предложении основная роль причастия та же, что и прилагательного: оно обычно служит второстепенным членом предложения (определением).

Действительное и страдательное причастия.

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий рисовавший, (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Причастия совершенного и несовершенного вида.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать-читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать-прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.

1) Везут - везущий 2) Держ-ат-держащий

Работа-ют-работающий Вид-ят - видящий Бор-ют-ся - борющийся Стро-ят-ся - строящийся

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: читать- читавший, видеть - видевший, нести - нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются-борющийся; бороться - боровшийся.

Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

Примечание. Причастия на щий(могущий,лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. с. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий-стоячий, текущий - текучий, колющий - колючий. Первое слово каждой пары-старославянского происхождения, второе - русского.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: кита-ют, чита-ем-ый; видят, вид-им-ий.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом: вед-ут, вед-ом-ый; влек-ут, влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола:

а) при помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а(-я), -е: чита-ть -читанный; посея-ть - посеянный; виде-ть- виденный.

б) При помощи суффикса -енн-(-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унесённый; запеч-ь- запечённый; раскраси-ть - раскрашенный; освети-ть - освещенный; убеди-ть -убеждённый; прослави-ть- прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с-ш, з-ж, т - ч - щ, д-ж-жд, в-вл и т. д.).

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –т- мы-ть - мытый; ви-ть - витый; мя-ть - мятый; трону-ть - тронутый; тере-ть- тёртый; запере-ть - запертый; мо-мо-ть - молотый; коло-ть - колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы в) относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, а также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть - витый, мы-ть - мытый, трону-ть- тронутый, коло-ть - колотый, мя-ть (мн-у) - мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) - сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть - тёртый.

Краткая форма страдательных причастий.

Страдательные причастия имеют две формы - полную и краткую: прочитанный - прочитан; открытый - открыт.

Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий не склоняется и служит в предложении сказуемым.

Сравните: 1. Шумит опутанный туманом лес. -Лес окутан туманом. (Слово окутанный - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери. -Дверь открыта. (Слово открытой - определение, а слово открыта - сказуемое.)

Страдательные причастия краткой формы образуются при помощи суффикса -я- или реже -т-.

В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга - книга прочитана, выкрашенные полы - полы выкрашены.

Склонение причастий.

Причастия полной формы имеют такие же падежные окончания, как и "прилагательные.

Так же склоняются причастия прошедшего времени: сражавшийся, сражавшегося, сражавшемуся и т. п.

Переход причастий в существительные и прилагательные.

Причастие может употребляться в значении обычного существительного или прилагательного. Например, в предложениях: 1. Трудящиеся СССР радостно встречают празаник Первого мая, 2. Учащиеся готовятся к весенним испытаниям - слова учащиеся и трудящиеся имеют значение существительных.

Причастие, которое переходит в прилагательное, утрачивает значение времени и обозначает постоянное свойство предмета. Особенно часто переходят в прилагательные страдательные причастия прошедшего времени. Например: печёный хлеб, гружёная баржа. Такие причастия не имеют при себе пояснительных слов. Страдательные причастия без приставок, превратившиеся в прилагательные, пишутся с одним н. Например, раненый зверь (сравните: раненный пулей зверь); печёный хлеб (сравните; хорошо выпеченный хлеб).

Страдательные причастия с приставками всегда пишутся через два н (-НН-): замороженный, усиленный, раскалённый, избранный, воспитанный. Причастия с суффиксом -ованн-ый, даже если они перешли в прилагательные, также пишутся с двумя сорганизованный коллектив, квалифицированный работник.

Правописание частицы не с причастиями.

Частица не с причастиями в полной форме пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово.

Частица не с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов.

К огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка.

На нескошенном лугу пестрели цвети..

Недопитый стакан молока стоял на столе. К огороду вела извилистая, никем не расчищенная дорожка.

На лугу, ещё не скошенном колхозниками, пестрели цвети.

Не допитый ребёнком стакан молока стоял на столе.

С причастием в краткой форме отрицание не пишется раздельно: Работа не окончена. Нужные материалы ещё не собраны.

Примечания. 1. При пояснительных словах, обозначающих степень (крайне, совсем, совершенно, очень, весьма, чрезвычайно и др.), не с причастием пишется слитно, например: совершенно нерешённый вопрос, крайне необдуманный поступок.

2. Если не входит в состав усилительных отрицаний-далеко не, отнюдь не, вовсе не и других, стоящих перед причастием, то отрицание не пишется раздельно, например: далеко не обдуманное решение, вовсе не решённый вопрос.

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.