Собственный опыт

«Что за прелесть эти сказки». По следам любимых сказок

Цель:
1) Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина.
2) Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков актёрского мастерства и сценической речи.
3) Воспитание любви к русской сказке.

Презентация . Портрет А.С.Пушкина. Книжная выставка «Что за прелесть эти сказки!»
Слайды идут по тексту.

Библиотекарь.

Люблю я Пушкина творенье
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет

С.Я. Маршак писал о сказках А.С. Пушкина так: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».
Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа Петра Великого".
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения Пушкин вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна.
Как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами... И он сам уплывал в сон...
В Москве прошло детство поэта, в доме его родителей собирались самые известные писатели. В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Лицей-это школа для мальчиков знатных фамилий. Он находился в Царском Селе в пристройке царского дворца. Там учились 30 мальчиков, ровесников. В1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. Учили их лучшие учителя и профессора. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.
Его лучшими друзьями с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер.
А.Пушкин писал:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину «Пушкин на лицейском акте», именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин.
Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820.
После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.
По окончании лицея он был уже настоящим поэтом.
Короткая жизнь А.С.Пушкина была наполнена событиями: во время учения в лицее он и его товарищи внимательно следили за событиями войны 1812 года, его друзья были причастны к восстанию декабристов 1825 года. Сам поэт царем ссылался на Кавказ и в родовое имение Михайловское под Псковом.
18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве.
В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село - место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана "Сказка о царе Салтане".
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии.
За поэтом следили, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей - Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги.
Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.
27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.
Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
Ребята, а знаете ли вы какие сказки написал А.С,Пушкин?
Эти сказки написал А.С.Пушкин:
1 Сказка о золотом петушке,
2 Сказка о медведихе,
3 Сказка о мертвой царевне и семи богатырях,
4 Сказка о попе и его работнике Балде,
5 Сказка о рыбаке и рыбке,
6 Сказка о царе Салтане… ,
7 Руслан и Людмила (Поэма).
По произведениям А.С. Пушкина было снято много художественных, мультипликационных фильмов. Все вы смотрели «Руслан и Людмила», «Сказку о царе Салтане…», еще снято много фильмов, такие как:
Дубровский,
Пиковая дама,
Капитанская дочка,
Евгений Онегин,
Кавказский пленник,
Граф Нулин,
Полтава,
Домик в Коломне,
Медный всадник,
Метель,
Маленькие трагедии и т.д.

Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: "Сказка о царе Салтане..." и "Золотой петушок". А художник Врубель, слушая оперу "Сказка о царе Салтане...", написал удивительно красивую картину "Царевна-Лебедь".

Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре «УГАДАЙКА
Из какой сказки иллюстрации?

  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  • Руслан и Людмила.
  • Сказка о попе и работнике его Балде.
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Сказка о рыбаке и рыбке.
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Угадай по картинке из какой сказки и зачитай наизусть отрывки

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученный
Все ходит по цепи кругом (Руслан и Людмила )

За отдаленными горами
Нашли мы роковой подвал;
Я разметал его руками
И потаённый меч достал. (Руслан и Людмила )

Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет.
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ).

И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит… (Сказка о спящей царевне и семи богатырях )

Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )

Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд,
Слуги белку стерегут. ( Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ).

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ).

Угадай сказку, отгадав загадку!

Стоит толстуха -
Деревянное брюхо,
Железный поясок. (БОЧКА. Сказка о царе Салтане …)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях )

Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище. (Кот. Руслан и Людмила )

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка. Сказка о царе Салтане …)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб. Руслан и Людмила )
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух. (Месяц и звезды. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух. Сказка о золотом петушке .)

Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.(Комар. Сказка о царе Салтане… )

А теперь, дорогие ребята, ответьте на вопросы.

1. По сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

Чей это портрет?
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Портрет царицы мачехи)

Какое приданное приготовил царь своей дочери?
«Семь торговых городов Да сто сорок теремов»

Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную
и, связав её , живую
под сосной оставить там
на съедение волкам…»?
«Чернавке, сенной девушке своей»

2. По «Сказке о попе и работнике его Балде»

За какую плату согласился работать Балда у попа?
« В год за три щелчка тебе по лбу…»

Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу…». Что такое полба?
(Каша из пшеницы, полба – особый вид пшеницы)

Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?
«Пошел Балда в ближний лесок
Поймал двух зайков да в мешок»

3. По «Сказке о рыбаке и рыбке»

Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?
«В третий раз закинул невод,-
Пришел невод с одною рыбкой…» (Два раза)

Сколько времени была старуха царицей?
«Вот неделя, другая проходит…» (Две недели)

Сколько просьб старика выполнила рыбка?
Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.

Викторина «Путешествие по Лукоморью»

Кто из героев сказок Пушкина и где жил ровно тридцать лет и три года?
«Сказка о рыбаке и рыбке».Старик со старухой.

Кого пытался убить злой Чародей, в облике Карлика?
«Сказка о царе Салтане». Пытался убить лебедя.

Как звали князя, которого усердно славил народ?
Князь Гвидон.

Как звали человека, не сдержавшего свое обещание и поплатившегося за это жизнью?
«Сказка о золотом петушке». Царь Додон был наказан.

Как назывался остров в океане неподалеку от царства Салтана?
Остров Буян

Кто в одной и той же сказке Пушкина был наказан за жадность, а кто-то за трусость и безволие?
«Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха за жадность, а старик за безволье.

Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе?
«Во саду ли в огороде…»

В какой сказке главный герой трижды претерпел чудесные превращения и какие?
«Сказка о царе Салтане». Превратился комаром, мухой, шмелем.

Как называется сказка, в которой звучат слова, знакомые вам с детства?

«Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в теплицу входит царь,
Стороны той государь»

«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Как зовут героя, которому принадлежат слова:

«Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя?» (Елисей )

Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

А Балда приговаривал с укоризной:
`НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!`

Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. А теперь, давайте вспомним!
Когда родился А.С.Пушкин?
06.06.1799 - 10.02.1837
Кем он был?
поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Кто были его родители?
Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа Петра Великого".

Кто ему привил любовь к русскому языку и сказкам?
Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.

Где учился А.С.Пушкин?
Он учился в Царскосельском лицее

Кто и какую картину нарисовал по сказке А.С. Пушкина
Художник Врубель, слушая оперу "Сказка о царе Салтане...", написал удивительно красивую картину "Царевна-Лебедь".

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
1 Сказка о золотом петушке
2 Сказка о медведихе
3 Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4 Сказка о попе и его работнике Балде
5 Сказка о рыбаке и рыбке
6 Сказка о царе Салтане…
7 Руслан и Людмила (Поэма)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомились с автобиографией А.С.Пушкина, вспомнили его сказки. Я очень рада, что вы все читали сказки А.С.Пушкина и полюбили их.

Хочется закончить наш урок такими стихами.

Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днём одним
С ним и любите, и мечтайте.
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите,-
Жить нам без Пушкина нельзя.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Средняя оценка: 2.9

Сказка - пожалуй, единственный литературный жанр, который люди проносят через всю жизнь. Мы знакомимся со сказками в глубоком детстве, когда их рассказывают или читают нам наши родители. Позже мы читаем сказки самостоятельно, а потом - читаем или пересказываем их своим детям и внукам. Изначально сказки появились в народном творчестве. Примерами народных сказок являются «Колобок», «Морозко», «Вершки и корешки» и «Каша из топора». Такие сказки передавали из уст в уста, постепенно наполняя новым содержанием, добавляя яркости и оригинальности. Позже появились сказочные истории, сюжет которых придуман или пересказан каким-нибудь писателем. Например, «Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина или «Золушка» Шарля Перро.

Большинство сказок - это волшебные истории, где добро побеждает зло. Так, в русской народной сказке «Морозко» злая мачеха заставляет свою падчерицу Настеньку делать всю тяжелую работу и даже прогоняет ее в лес, на лютый мороз. Морозко, Дед Мороз, спасает её. В ледяной избе Морозко бедная девушка проявляет себя доброй, скромной и работящей, за что Морозко вознаграждает Настеньку и отправляет домой, к отцу. А злобную мачеху, вместе с ее завистливой и жадной дочкой, выставляет на смех. В сказке «Золушка» похожий сюжет, но найти счастье и выйти замуж за принца бедной Золушке помогает фея - её крестная.

«Вершки и корешки», «Каша из топора» и «Сказка о попе и его работнике Балде» рассказывают нам о том, как смекалка и находчивость позволяют победить глупость и жадность. Глупый медведь из первой сказки хотел силой забрать весь урожай у находчивого крестьянина, да получал от него то свекольную ботву, то ржаные корневища. Бывалый солдат из второй сказки научил жадную хозяйку варить знатную кашу из топора, которой и хозяйку накормил, и сам голодным не остался. Скупой поп из сказки Пушкина хотел обмануть своего работника Балду и не платить ему за работу. Но хитрый Балда получил расчет сполна, заставив плясать под свою дудку не только своего лукавого хозяина, но даже старого беса из омута.

Русские сказки всегда несут позитивный воспитательный заряд. Лишь две известные народные сказки имеют трагический конец - это истории про Колобка и Снегурочку. Но и в них есть «добрым молодцам урок» - они учат прислушиваться к советам старших и задумываться о последствиях своих поступков.

Мне кажется, люди никогда не перестанут любить и ценить сказки. Они обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых, потому что позволяют погрузиться в волшебный мир, в котором всё всегда будет хорошо, что бы ни случилось.

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Действующие лица:

1.Ведущие

Реквизит:

1.(2-4)Ватмана и фломастеры

2.Диск с музыкой из мультипликационных фильмов

3.Призы и подарки

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника «Что за прелесть, эти сказки!». А я помогу вам ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. И начнем мы наш праздник с разминки.

Разминка

Ну что, ребята поиграем?

Я начну, вы продолжайте,

Хором в рифму отвечайте!

В сказке – лошадь не простая:

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(Колобок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила жевала сдобу

И жила бы, так до гроба!

К сожаленью, у особы

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тетя… (Кошка)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(Крокодил)

Враг людей

И враг зверей —

Злой разбойник… (Бармалей)

Я ведерка не брала, за водою

не пошла,

Я боялась чердака, и мышей и

паука.

А как встретилась я с мишкой,

Перестала быть трусишкой.

Про меня есть даже книжка,

А зовут меня…(Аришка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни проходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена…(Крокодил)

Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пяточек.

Он раз был облаку подобен;

Он прост, но он не дурачок.

Для него прогулка – праздник

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни– Пух)

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких, на целом свете,

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Это милая мордашка,

А зовется…(Чебурашка)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите все сюда.

(На листе – контуры портрета Чебурашки во весь рост)

Узнаете? Верно, это всеми любимый Чебурашка. Я предлагаю вам по очереди нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз т.д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.

Ребята дополняют портрет Чебурашки под музыку

«Песни Чебурашки»

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! А теперь настало время сказочной викторины. Вам предлагается ответить на два вопроса, о какой сказке идет речь и кто автор этой сказки. Тот, кто даст правильный ответ, получит от меня приз.

И так, внимание!

Столяр Джузеппе- Синий нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал ножку мастерить

Для кресла или стула.

Полено стало говорить

И в нос его щипнуло.

(«Буратино», А.Н. Толстой)

Фруктово-огородная страна, —

В одной из книжек детских

есть она,

А в ней герой – мальчишка не

плохой,

Он храбрый, справедливый,

озорной.

(«Чипполино», Дж. Родари)

Собрались на именины гости:

Много и больших и малышей.

Вдруг явился к ним от лютой

Злости,

Жуткий и коварнейший злодей.

Да, злодей умел ужасно злится,

Он хозяйку, чуть не погубил.

Прилетел тогда бесстрашный

рыцарь

И злодею голову срубил!

(«Муха-Цокотуха»,

К.Чуковский)

Кто-то пасть свою открыл.

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

(«Краденое солнце», К. Чуковский )

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка», Ш. Перро )

Сейчас потолкуем о книжке другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старуха заставит –

Старик выйдет к морю,

Он невод забросит, кого-то поймает

И что-то попросит.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»,

А.С. Пушкин )

Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы помните, как учился писать и считать Буратино? Давайте посмотрим этот фрагмент из сказки «Приключения Буратино».

Отрывок из м/ф

Ребята, неужели вы все-все знаете сказки? Замечательно! И все-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру «Узнай сказку по отрывку». Тот, кто знает, отвечает и конфету получает!

Слушайте внимательно!

Петушок-петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

(«Петушок золотой гребешок»)

Девочка взяла самую большую ложку, и похлебала из самой большой

чашки.

(«Три медведя»)

Красна- девица грустна-

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Долго она бегала по полям, по лесам. День клониться к вечеру, делать было нечего – надо идти домой. Вдруг, видит, стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке — старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец, играет серебреными яблочками.

(«Гуси – лебеди»)

А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Съесть бы Маше на пенек,

Съесть бы вкусный пирожок.

(«Маша и Медведь»)

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Триглазка.

(«Хаврошечка»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца…

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался «с носом».

(«Лиса и Журавль»)

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к Царю.

(«По Щучьему велению»)

Ведущий: Какие вы молодцы ребята! Вы просто – талантливые! А я для вас приготовила еще задание:

Из какой сказки взяты эти строки?

Маленькие дети,

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

Африке большие

Злые крокодилы.

(«Бармалей», К. Чуковский)

Из какой сказки следующие строки: «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная и хорошенькая…»?

(«Дюймовочка», Х.К. Андерсен)

Из какой сказки?

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед…

(«Тараканище», К. Чуковский)

Кто написал «Сказку о мертвой Царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о Золотом петушке»?

(А. Пушкин)

Героиня, какой сказки

потеряла на балу туфельку?

(Золушка)


Ведущий: А сейчас я вам предлагаю викторину. Ну не просто викторину, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.

Главная > Методическая разработка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Составитель Митькина Н.В.,

учитель русского языка и

литературы

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б»

Старый Оскол - 2011

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Тип занятия : внеклассное мероприятие по дисциплине «Литература».

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б».

Дата проведения: 11.11.2011Цели :1. Обобщение и расширение знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина.2. Развитие интереса к произведениям поэта, устной речи, аналитического и образного мышления, памяти, активности, самостоятельности, творческого потенциала учащихся.3. Воспитание любви к русской поэзии. Создание условий для сплочения коллектива. Оснащение : выставка книг (сказки Пушкина), презентация, сделанные из бумаги жёлтые листья, шкатулки, ватман, клей, цветные карандаши, кроссворд «Сказки Пушкина».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

1. Вступительная часть. Слово о Пушкине Для нас теперь уже не ново – Творит наука чудеса!- Что из недавнего былого До нас доходят голоса. Но века девятнадцатого начало Немым останется для нас. Как слово Пушкина звучало? Увы! Услышать бы хоть раз. Как он, волнением объятый, Друзьям «Онегина» читал, Как он смеялся… Век двадцать первый Наверное, добрее б стал. Есть одно имя, знакомое и дорогое каждому человеку, вне зависимости от его литературных привязанностей и увлечений. Это Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения знают, читают и перечитывают, заучивают наизусть. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - сказал однажды А. Твардовский.

СЛАЙД 2

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожи-рал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительно-го мальчика.

СЛАЙД 3

А сказки! Услышанные впервые в детстве от няни, они оставили глубокий след в сознании будущего великого поэта. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней: Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила. Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

СЛАЙД 4

В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" 2. Основная часть. Конкурсная программа

СЛАЙД 5

Видеоролик на песню «Лукоморье» (детский ансамбль «Светофор»)

СЛАЙД 6

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Это путешествие в мир сказок Пушкина. Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем эти волшебные сказки. Мы проведём конкурс на лучших знатоков сказок Пушкина. Вопросы будут задаваться командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает кленовый, берёзовый или рябиновый листочек. Их нужно сохранять до конца игры. Если команда не даёт правильного ответа, вопрос переходит к команде соперников.

СЛАЙД 7

I конкурс. «Из какой сказки строки?»

1. Царь скопца благодарит, горы золота сулит…(«Сказка о золотом петушке») 2. Пустились бесёнок и зайка: бесёнок по берегу морскому, а зайка в лесок до дому… («Сказка о попе и о работнике его Балде») 3. В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец…(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 4. Видит, на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…(«Сказка о рыбаке и рыбке») 5. И молва трезвонить стала: дочка царская пропала!.. 6. Помнишь, за мою услугу обещался мне, как другу, волю первую мою ты исполнить, как свою… («Сказка о золотом петушке») 7. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт… («Сказка о царе Салтане») 8. Перед утренней зарёю братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять!.. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, –
говорит одна девица, – то на весь крещёный мир приготовила б я пир»... («Сказка о царе Салтане») 10. Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти; лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки… («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 8

II конкурс. «Портреты героев»

1. До светла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет, печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт, да сам и облупит... (Балда) 2. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив…(Попадья)
3. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело, но под старость захотел отдохнуть от ратных дел и покой себе устроить…(Царь Дадон) 4. Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся, понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» - молвил он…(Князь Гвидон Салтанович) 5. Улыбнулась – и с поклоном его за руку взяла и в шатёр свой увела… (Шамаханская царица) 6. Все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор… (Тридцать три богатыря) 7. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает… (Старуха) 8. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла… (Царица-мачеха) 9. Чуть опасность где видна, верный сторож как со сна шевельнётся, встрепенётся, к той сторонке обернётся и кричит… (Петушок) 10. Белолица, черноброва, нраву краткого такого… (Царевна)

СЛАЙД 9

III конкурс. «Расшифруйте строки»

В прозаических текстах зашифрованы стихотворные строки из произведений А.С. Пушкина. Расшифруйте их, назовите строки из сказок. 1. На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной. («У Лукоморья дуб зелёный») 2. Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды. («Белка песенки поёт да орешки всё грызет»)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

IV конкурс. «Знакомые с детства строки» 1. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… 2. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? Я там был; мёд, пиво пил- И усы лишь обмочил… 3. С какими словами обращалась царица-мачеха к волшебному зеркалу? Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи; Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 4. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!.. 5. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? Не печалься, ступай себе с богом… 6. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же пригова-ривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты, поп, За дешевизной.

СЛАЙД 12

V конкурс. «Сказочный эрудит»

1. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) 2. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) 3. Сколько торговых городов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (7) 4. Сколько теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (140) 5. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (3) 6. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2) 7. Какая кличка была у собаки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Соколко ) 8. Кто исполнял песню «Во саду ли, в огороде» в «Сказке о царе Салтане»? (Белка ). 9. В каких сказках Пушкина упоминается море? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде») 10. Какие злые герои сказок Пушкина оказываются наказанными? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», царь Дадон из «Сказки о золотом петушке», поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 13

VI конкурс. «Восстановите последовательность событий»

1. Перечислите по порядку все чудеса из «Сказки о царе Салтане».33 богатыря, белка, царевна-лебедь. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь). 2. Назовите все желания старухи по порядку. Стать столбовой дворянкой, изба, корыто, стать владычицей морской, стать царицей. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской) 3. К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, солнце, ветер. (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер) 4. Назовите в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. Шмель, муха, комар. (1 – комар; 2 – муха; 3 – шмель). 5. В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертёнком? Кто скорее обежит вокруг моря, кто пронесёт на себе полверсты кобылу, кто дальше бросит палку. (1 – кто скорее обежит вокруг моря, 2 – кто дальше бросит палку, 3 - кто пронесёт на себе полверсты кобылу) 6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставьте последовательность щелчков с их воздействием. Вышибло ум у старика, прыгнул до потолка, лишился языка. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум у старика)

СЛАЙД 14

VII конкурс «Сказочное лото» (конкурс капитанов).

Капитаны получают строки из сказок. Необходимо сложить строки, восстановив отрывок из сказки.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: "Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

VIII конкурс. Конкурс чтецов (проводится параллельно с предыдущим)

СЛАЙД 15

IX конкурс. «Таинственный предмет»

В каждой шкатулке находится предмет, упоминающийся в произведениях Пушкина. Вы должны сказать, о каком предмете идёт речь. 1-я шкатулка. Повсеместно встречающийся, не имеющий особой ценности предмет, который, однако, способствовал превращению обезьяны в человека, а Балда с его помощью сумел доказать Бесёнку своё преимущество. (Палка) 2-я шкатулка. Предмет, мимо которого ни одна женщина спокойно не пройдёт, неотъемлемая часть одной из героинь сказки А.С. Пушкина. (Зеркало) 3-я шкатулка. Плод, которым отблагодарила царевну старуха в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Яблоко) 4-я шкатулка. Украшение, при помощи которого Руслан освободил от сна Людмилу. (Кольцо)

СЛАЙД 16

X конкурс. «Пушкин в искусстве»

1. Всем известный портрет А.С. Пушкина. Назовите имя художника.

(Орест Адамович Кипренский. Портрет был написан в 1827 году в доме Шереметевых на Фонтанке по заказу друга поэта - Антона Антоновича

Дельвига.)

СЛАЙД 17

2. Знаком ли вам этот памятник? Где он находится? (Памятник находится в Царском Селе. Скульптор - Роберт Бах.)

СЛАЙД 18

XI конкурс. «Осенний листопад»

Знаете ли вы, какое время года больше всего любил А.С. Пушкин? Предлагаю командам сделать аппликацию «Осенний листопад». Проявите своё творчество и фантазию. (На столе у каждой команды ватман, листочки, клей, цветные карандаши) Параллельно – конкурс болельщиков «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» (кроссворд по сказкам Пушкина) Команда болельщиков, выполнившая большее количество заданий приносит команде 1 балл (1 листок).

Звучит музыка

Проверяем болельщиков. Просим команды показать свои работы. Посчитайте, сколько листочков на вашей аппликации. (Объявляется победитель.)

СЛАЙД 19

3. Заключительная часть

Звучит музыка

Слово учителя К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.