Повторение
Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.
Рис. 1 .Кроссворд
- Звуки я слышу, а буквы буду?...
- Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
- Звуки, которые образуют слог.
- Значки для записи звуков.
- Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
- Наименьшая произносительная единица.
- Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.
Проверим себя.
Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом
В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.
Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.
Рис. 3 ()
Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.
Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos - правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.
Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».
Произношение безударных гласных
Понаблюдаем за словами:
грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?
вода, трава - слышу А, что писать? А или О?
мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.
В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят - найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.
Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.
Проверка безударного гласного
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.
У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.
Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.
Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?
1 шаг: Произнести проверяемое слово.
Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Если есть - какие они?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.
Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки - сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.
Рис. 11. Журавль ()
Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?
Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.
Рис. 17. Орфографический словарь ()
Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.
Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
- Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха - какая шапка? (м.ховая - Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая - А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная - Е) .
- Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва - слово - О, зв.зда - звезды - Е, ш.ры - шар - А, б.льной - боль - О, ц.почка - цепь - Е.)
- * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.
Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.
С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.
Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.
Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.
Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.
При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).
В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.
При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.
Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.
Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта
Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].
Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у| тя| та .
Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит "голосовóй".
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
Обратите внимание! Слова тигр и тигры , берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята , берёза и берёзовый - это однокоренные слова.
Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.
[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег - снега - снеговик - снегурочка .
Проверяемое слово
- это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ко
вёр
, стре
лá
, пи
сьмó
.
Проверочное слово
- это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кó
врик
, стрéлы
, стрéлка
, пи́сьма
.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или заменить форму слова (мо
ря́ - мó
ре, у мó
ря)
;
б) или подобрать однокоренное слово (тра
вá - трá
вка, зелё
ный - зé
лень)
- так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным
.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .
Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : слёзы - слезá , пчёлка - пчелá , сёстры - сестрá .
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Вспомните!
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя
: ло
пата, ка
ртина, па
льто, о
дежда. Правописание таких слов надо либо запоминать
, либо проверять
по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными
. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.
Обратите внимание!
Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой
мы будем называть букву
, написание которой надо проверить
или запомнить
.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма . Её написание надо проверять или запоминать.
ФОНОЛОГИЯ.
§ 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук.. . . . . . . . . . . . . .
§ 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
§ 12. Система согласных фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГРАФИКА
§ 14. Предмет графики как научной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 15. Характеристика русского алфавита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 16. Слоговой принцип русской графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . .
V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.» . . . . .
VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»
VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. . . . . . .
VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IX. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
ФОНЕТИКА
Понятие о фонетической транскрипции
Фонетической транскрипцией называется специальная система записи звучащей речи. Эта транскрипция выполняется в квадратных скобках. Один знак в транскрипции всегда обозначает один и тот же звук (т.е. для обозначения одного звука всегда используется один и тот же знак). Существует несколько основных правил транскрибирования.
1. В транскрипции используются знаки, напоминающие гласные буквы русского алфавита, кроме я, ё, ю . Знак е обозначает звук [е] переднего ряда, знак э – звук [э] передне-среднего ряда.
2. Знаки ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных звуков 2-ой степени редукции: [ъ] – редуцированный среднего ряда среднего подъема нелабиализованный, [ь] – редуцированный переднего ряда верхне-среднего подъема нелабиализованный.
3. Редуцированный звук, близкий к [а], обозначается в транскрипции знаком [Λ]. Редуцированный звук, средний между [и] и [е] (или «[и] с призвуком [е]»), обозначается в транскрипции [и е ]. Звук, средний между [ы] и [э] (или «[ы] с призвуком [э]»), обозначается в транскрипции [ы э ].
4. Точка над гласным звуком непереднего ряда обозначает продвижение ударного гласного вперед под влиянием соседних мягких согласных, например: [ла́˙н’], [л’˙о́н], [л’˙у́˙д’и ].
5. Знак ^ над гласным переднего ряда обозначает напряженность, закрытость ударного гласного, которая появляется под влиянием мягких согласных: .
6. Черта под гласным звуком обозначает количественную редукцию безударного гласного верхнего подъема, например: [ы ].
7. В транскрипции используются знаки, напоминающие согласные буквы русского алфавита, кроме щ. Обозначаемый ею звук в транскрипции передается знаком [ш’:], например: [ш’:и]. Для обозначения среднеязычного сонорного согласного используются знак латинского алфавита [j] или [й]. Для обозначения звонкого фрикативного заднеязычного согласного, часто употребляемого в словах церковной тематики, используется знак греческого алфавита [γ], например: [бо́γъ ра́˙д’и ].
8. Мягкость согласного обозначается знаком «апостро́ф», например: [д’]. Отсутствие апострофа указывает на твердость согласного звука, например: [д].
9. Долгота согласного звука обозначается либо чертой над звуком [ка´съ], либо двоеточием после звука, например: [ка´с:ъ].
10. Знак под сонорным согласным обозначает оглушение сонорного звука, например: [мокр ^ ].
11. Дуга над сочетанием согласных означает их слитное произношение: [но˙д’ж’-бы ]
12. Тире «-» обозначает, что два (или более) лексических слова являются одним фонетическим (безударные слова в произношении примыкают к ударным), например: [у -до́мъ] [к-на́м-л’и ]
13. В транскрипции не используются прописные буквы и отсутствуют знаки препинания.
14. Знак / обозначает паузу в речевом потоке, при помощи этого знака фраза делится на синтагмы. В конце фразы ставится //, т.к. эта пауза более длительная.
15. В каждом фонетическом слове при транскрибировании указывается ударение.
Классификация гласных звуков
Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:
1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;
2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;
3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.
Основные ударные гласные звуки
§3. Классификация согласных звуков
Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:
2. по месту образования шума;
3. по способу образования шума;
4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).
Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).
Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.
Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».
Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».
Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.
В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я,
О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е
и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И
]
.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.
Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).
Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой
называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением
.
Гласный звук ударного слога — ударный звук
, гласные безударных слогов — безударные
гласные.
Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] .
Звук | Буквы | Пример |
---|---|---|
[а] | а | азарт[азарт] |
я | мял [м’ал] | |
[о] | о | нос [нос] |
ё | нёс [н’ос] | |
[у] | у | тур [тур] |
ю | тюк [т’ук], парашют [парашут] |
|
[и] | и | тип [т’ип] |
[ы] | ы | мыло [мыло] |
и после ж, ш, ц | жила [жыла] шило [шыло] цирк [цырк] |
|
[э] | э | мэр [мэр] |
е | лес [л’эс] |
Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция
.
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И]
.
Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.
В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].
звук | буквы | Условие | Пример |
---|---|---|---|
[а] | а | в начале фонетического слова, после твердых согл. |
артист[арт’ист]; корова [карОва]; шокирован [шак’ираван] |
я | после парных мягких, после [й’] |
азарт[азарт] | |
о | после твердых, в начале фонетического слова |
тома [тама]; шокирован [шак’ираван]; окно [акно] |
|
[у] | у | в начале слова, после твердых и мягких ([ч’], [щ’]) |
урок [урок]; дуга [дуга]; шуметь [шум’эт’]; чудеса[ч’уд’эса] |
ю | после парных мягких, непарных твердых, после [й’] |
любит [л’уб’ит], жюри [жур’и] ([ж’ур’и]), ютиться [й’ут’ица] |
|
[ы] | ы | после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц | вымыть [вымыт’], цыган [цыган] |
е | после твердых согл. | те
стировать [ты
ст’ирават’], же лтеть [жы лт’эт’], шестой [шыстой’] |
|
а | после твердых шипящих и ц | лоша дей [лашы д’эй’] | |
и | жи
вот [жы
вот], шишка [шышка], циркач [цыркач’] |
||
о | после твердых шипящих и ц | шоколад[шыкалат], Цокотуха[цыкатуха] |
|
[и] | и | в начале фон.слова, после мягких согласных |
игра [игра], пирог[п’ирОк] |
э | в начале фон.слова | этаж [иташ] | |
а | после мягких согласных | часы [ч’исы] | |
е | лежать [л’ижат’] | ||
я | ряды [р’иды] |
- А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [лама], кора [кара], бутон [б утон], быт [быт]; но, [ч’ ащ’ а], часы [ч’и с ы].
- Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]): миля [м’ил’а ], тёрн [т’орн ], любя [л‘ уб‘а ], ленив [л‘ энэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[ц ырк].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е
— йотированные. Могут обозначать один или два звука:
- Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: м яч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [п‘ э на].
- Эти буквы согласный звук [й’]
и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э]
), если они стоят
- в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’о ш], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
- после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’э ст].
- [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
- В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]
Орфограммы — гласные:
- безударные гласные в корне:
- проверяемые ударением;
- чередующиеся;
- непроверяемые (словарные);
- гласные и и ы в начале корня после на согласные.
- Гласные в приставках:
- в приставках пре — и при — ;
- в остальных приставках.
- Гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
- существительных;
- прилагательных;
- спрягаемых форм глагола;
- причастий.
- Гласные в окончаниях слов:
- в существительных и числительных;
- в прилагательных, числительных и причастиях;
- в глаголах.
- в корнях;
- в суффиксах и окончаниях:
- под ударением;
- без ударения.
- Гласные после шипящих, ы и и после ц в разных частях слова:
- в корнях;
- в суффиксах и окончаниях:
- под ударением;
- без ударения.
Использованная литература:
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
- Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011